Империя Оствер

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Империя Оствер» — цикл романов российского писателя-фантаста Василия Сахарова в жанре планетарный романс (действия цикла происходит на другой планете и, так или иначе, охватывают ее всю), героическое фэнтези (действие крутится вокруг героя, который решает почти исключительно свои проблемы), и, пожалуй, низкое фэнтези (полное отсутствие пафоса, ура-патриотизма и каких-либо иллюзий насчет человеческой природы). Остверская империя — крупнейшее и когда-то могущественнейшее государство в магическом мире Кама-Нио. Однако те благословенные времена давно в прошлом. Внутренние противоречия раздирают империю на части, а внешние враги взяли страну в кольцо. Император — лишь марионетка, вынужденная одобрять все решения имперского совета. И вот в такое непростое время на Кама-Нио попадает простой парень из российской глубинки, солдат-контрактник Леха Киреев.

Персонажи цикла[править]

  • Уркварт Ройхо/Алексей Киреев — Два в одном. Тело — от остверского аристократа древнего рода, что автоматически означает способности к магии и некоторые другие бонусы. Душа и разум — русский парень Алексей, солдат-контрактник, на момент попаданства проходивший службу в Чечне. Очень симпатичный (самому себе он точно нравится), неглупый, волевой, резкий, смелый, но не до безрассудства, довольно находчивый и изворотливый. Держит слово, сказал «отомщу», значит отомстит. Всерьез вживается в тело Уркварта и в мир Кама-Нио, его семью воспринимает как свою, всерьез блюдет честь аристократа и рода Ройхо и очень уважает кровную месть, особенно если мстит он, а не ему. Обид не прощает, поэтому ему всегда есть кому мстить, впрочем, границ он, как правило, не переходит. Несмотря на то, что он принял как должное все реалии мира Кама-Нио и своего положения, земное происхождение позволяет ему воспринимать критически многие самоочевидные для кама-нийцев вещи и игнорировать сословные и расовые предрассудки. Должен был заменить настоящего Уркварта Ройхо, чью личность уничтожила враждебная магия соседнего феодала, куда более сильного и влиятельного, который хотел заполучить земли Ройхо. Отец и дядя Уркварта решились на это по двум причинам: 1 − не огорчать мать парня; 2 − не показать врагу своей слабости. Это не помогло, на замок напали, всех взрослых убили, малышей взяли в плен, а сам Уркварт бежал с чужой помощью и ему пришлось начинать жить с нуля. Хотя нуль − это с какой стороны смотреть и откуда начинать считать. Во-первых, некоторое кол-во денег у него все же было. Во-вторых, защитный амулет «старой имперской работы», очень хороший и надежный (без него никак, мир магии все-таки), который ни за какие деньги не купишь, такие передаются от родителей к детям. Помимо собственно защитной функции (которая по ходу сюжета неоднократно использовалась) являлся опознавательным знаком и показателем статуса. В-третьих, собственно статус. Уркварт Ройхо был дворянином и графом, что в сословном обществе ОЧЕНЬ важно. Статус открыл для него многие пути и двери, которые были бы недоступны для крепостного крестьянина или сына ремесленника. Ну и в-четвертых, природные способности тела «остверского аристократа из древнего рода с непростой кровью». Эта «непростая кровь» неоднократно упоминается в книгах. Уркварту она давала, сразу, без прокачки, здоровье, выносливость, чувство магии (мог чувствовать волшбу и отличать артефакты от обычных предметов) и обостренную интуицию. На момент начала повествования имел возраст: тело − 15 лет: разум − 19 лет.
  • Квентин и Катрин Ройхо − родители Уркварта и еще четырех детей. Погибают в начале первой книги. Катрин − типичная аристократка-домохозяйка, ради семьи похоронила в себе бой-бабу, что и продемонстрировала в последние минуты жизни. Квентин − аристократ самой высокой пробы в самом лучшем смысле. Солдат и воин, всю жизнь положил на алтарь служения империи, за что и получил «награду»: денег ни черта не нажил, наоборот, обеднел еще сильнее, друзей растерял, а когда вернулся домой, обнаружил, что все земли кроме родового замка захапал богатый влиятельный сосед. Попытался добиться справедливости законными методами (кстати, герб Ройхо − руна Справедливость) и по-справедливости же и получил: старший сын погиб (протагонист, как ни крути, только замена и подделка), чуть позже он сам и жена − погибли, младшие дети попали в плен, замок и земли разграблены, и т. д., и т. п. Уже после побега Уркварт-дубль два анализировал жизнь Квентина и других Ройхо и пришел к закономерному выводу, что бескорыстная служба отечеству бессмысленна, вредна, и даже опасна для того, кто служит. И сам для себя он решил жить и действовать исключительно по принципу: «Ройхо прежде всего». Честь, долг, Родина − это все замечательно и он ни от чего не отказывается, но сначала − семья.
  • Ангус Койн − боевой маг, дядя Уркварта со стороны матери и аристократ из древнего рода (древность рода в цикле при ее наличии подчеркивается даже у самого мелкого персонажа, т. к. дает своему обладателю реальные бонусы, хотя иногда это все равно раздражает). Именно он убедил Квентина Ройхо вселить в едва живое тело Уркварта разум и душу человека из другого мира (он не знал способа, как это сделать с человеком из этого мира, иначе применил бы его), он же провел обряд, он же стал для вселенца источником первичной информации о мире. Очень умелый, но не очень сильный маг, на момент нападения уехал из замка по делам школы. Поначалу был единственным, кто поддерживал Алексея-Уркварта, убедил Квентина лучше к нему относится. И именно с его подачи Квентин решил просить духов-предков принять землянина в семью. В мире Кама-Нио такая просьба была отнюдь не ритуальной. Духи предков приняли новичка благосклонно, что очень сильно помогло ему в дальнейшем. Ангус ужасно переживал, когда узнал о смерти сестры и зятя, был полон решимости отомстить и одобрил стремление нового Уркварта стать настоящим Ройхо со всеми правами и обязанностями. Очень поддержал парня в первые месяцы после трагедии, да и потом периодически помогал. Возраст − пятьдесят с хвостиком.
  • Юрген Арьян, барон − дальний родственник семьи Ройхо, у которого гостил настоящий Уркварт перед тем как смертельно заболеть. Весельчак, кутила и мот, растративший все свое состояние, женившийся ради денег на сварливой уродине и вновь все промотавший. Жену ни в грош не ставит, а вот детей любит. На этом его и подловили. Казался абсолютно безобидным, но именно он провел в замок Ройхо гоцев (троллей-квартеронов) и именно он открыл врагу ворота. Свой поступок оправдывал тем, что его детям угрожали. Что бы успокоить совесть помог наследнику графа Ройхо сбежать, а так же снабдил Уркварта некоторой суммой денег, вернул ему фамильный перстень-печатку и посоветовал для пущей безопасности на постоялых дворах использовать имя Юргена. Для того, что бы прикрыть побег Уркварта, подпалил донжон. Не смотря на помощь, Уркварт простить предательство кровного родича не смог, видимо, сказалась наследственность тела и остатки личности предыдущего Уркварта. Оказался единственным, кому протагонист действительно хотел отомстить, всем остальным он мстил ради соблюдения обычая и что бы задобрить духов предков. Позже выяснилось, что Юрген Арьян сильно преуменьшал свое состояние, а так же и помимо предательства имел кое-какие грешки.
  • Марк четвертый Анхо − второй по значимости персонаж цикла. Император остверов и поначалу лишь номинальный правитель. На момент появления производит впечатление слабака, но оно ошибочно. Храбр, решителен, возможно, не гений, но и не дурак, интересы страны ставит выше собственных, при этом романтичен и жаждет приключений, мечтает быть достойным своего легендарного предка, основателя династии и империи Иллира первого Анхо. Легко поддается манипуляции, но лишь до определенного предела. Идеалист. Очень ценит своего тайного учителя и соратника канцлера двора Руге, но это не мешает ему сопротивляться, когда учитель превращается в манипулятора. Очень несчастный и одинокий человек, мечтающий о простых человеческих радостях. Сильно прикипает к Уркварту Ройхо, т. к. чувствует, что тому от него ничего не надо. На момент начала повествования 13 лет.
  • Ферро Каним, великий герцог империи. Очень богат, очень могущественен и влиятелен, глава большой и дружной семьи и правитель крупнейшей и богатейшей провинции. Лично в книгах появляется мало, зато поминается другими почти в каждой главе, т. к. оказывает сильнейшее влияние на жизнь империи, а значит, и на сюжет. Умен, хитер, изворотлив, прекрасный правитель, а так же непомерно амбициозен, тщеславен и жаден. Не терпит соперничества. Член имперского совета, но когда император начинает тайную войну против него (совета), не колеблясь встает на его сторону в надежде потеснить остальных его членов и подгрести под себя побольше денег и власти. В общем-то, все его надежды сбылись. За поддержку вынудил Марка Анхо женится на его дочери и стал тестем императора. В конце концов власть вскружила ему голову и он зарвался.

Книги[править]

  • «Уркварт Ройхо» — начало цикла. Алексей Киреев приходит в себя в чужом теле. Ему объясняют, что он — это не совсем он, а копия души и личности настоящего Киреева, которая находится в другом мире, в теле сына и наследника местного графа Уркварта Ройхо. Личность настоящего Уркварта была уничтожена враждебной магией, а телу не давал умереть родственник и семейный маг графов Ройхо. Сам граф, Квентин Ройхо, согласился на подобную авантюру от отчаяния, т. к. его жена не перенесла бы смерть первенца. Лехе предлагают выбор — притворство или смерть. Леха соглашается притворятся и какое-то время успешно живет жизнью Уркварта. Он даже ухитряется снискать себе некоторое уважение со стороны кровного отца, единственного кроме мага, кто знает правду о Лехе-Уркварте. Все вроде хорошо, но на замок нападают люди (и нелюди) враждебного феодала. Они убивают кровных родителей Уркварта и берут в плен его младших братьев и сестер. Леха-Уркварт остается один на один с совершенно чужим миром.
  • «Черная свита» — продолжение цикла. Леха Киреев в теле остверского аристократа Уркварта Ройхо сумел вжиться в непростой мир Кама-Нио. Он учится, развивается, и не оставляет надежду отомстить и спасти младших Ройхо. Ради этого он использует любую возможность. Например, когда ему предлагают вступить в тайную организацию, поставившую себе цель возродить мощь империи и вернуть императору настоящую власть, Уркварт соглашается не колеблясь. Риск велик, но и выигрыш не мал. Этим поступком бывший землянин еще на шаг приближается к цели.
  • «Протектор севера» — Приключения Уркварта продолжаются. У его заклятого врага, Андала Грига, нашлись недоброжелатели посерьезнее беглого графа. Великий герцог Ферро Каним приглядел вражьи владения для своего младшего сына. В обмен на помощь в войне с Григом и вассальную клятву сыну герцога, Уркварту Ройхо обещают вернуть родовые земли. И вот феод отвоеван, а младшие братья и сестры спасены. Но проблемы только начинаются. Владения совершенно разорены, с севера грозят кочевники-нанхасы, а по весне обещают наведаться пираты. Что же делать? Прежде всего не ныть, а засучить рукава и работать, работать, и еще раз работать, не жалея сил и не выбирая средств. И тогда, возможно, у тебя получится не только спасти жизни себе и близким, но и слегка расширить место под солнцем.
  • «Колесо войны» — Катится по империи колесо войны. И не убежать от него, не спрятаться, не потому что невозможно, а потому что нельзя. За спиной твои родные, вассалы, земли, в которые ты вложил столько сил и средств. А потому дерись, Уркварт, дерись как можешь, не щадя ни себя, ни других. А те, кому положено помогать, тебе помогут. Может быть.
  • «Ройхо Ваирскиий» — Остановится нельзя. Остановка означает смерть, иногда не только твою. Выжить можно, лишь постоянно развиваясь и наращивая мощь. А потому, когда судьба дарит тебе невероятный шанс быстро приподняться — вцепись в него руками и зубами и действуй. Вот только приз нужно не только схватить, но и удержать.
  • «Имперская окраина» — Как-то очень много бед обрушилось на несчастную Остверскую империю. Не бывает так, что бы плохо было вообще все. Или бывает? Особенно если все события в мире реальном — лишь слабый отголосок событий в мире дольнем. И если сошлись в смертельной битве два могучих божества, простым смертным остается лишь покорно умирать во имя своих небесных покровителей. Не хочется? Не можешь смириться с тем, что для богов ты лишь крохотная мошка? Значит, попытайся стать чуть больше, чем простым смертным. Тем более, что у тебя нет выхода. Кто-то, не спросясь, уже тянет тебя за уши вверх по эволюционной лестнице.
  • «Восточный фронт» — Один из заезженных советов психологов «в любой ситуации постарайтесь найти что-то хорошее». Можешь так же вспомнить житейскую мудрость об изнасиловании. Сильнейшая в этом мире богиня избрала тебя своим паладином и предназначила тебе в подруги свою боевую жрицу. Ты не в состоянии этому сопротивляться. Точка. А значит, не трать силы на бесполезное дерганье и извлеки из ситуации максимум выгоды. Император приказал тебе и другим северным феодалам все бросить и отправиться вместе с дружинами на Восточный фронт, где вам предстоит сдерживать врага без помощи и подкреплений, до тех пор, пока войска не освободятся в другом месте. Приказы не обсуждаются. А потому экономь силы и подготовься к этой кампании как можно лучше. И помни, что на войне можно не только терять, но и приобретать. А какие невероятные, немыслимые встречи происходят на передовой! Встречи, которые переворачивают всю твою жизнь.
  • «Тень императора» — Ты хорошо потрудился, Уркварт. Ты очень много работал, ты использовал любой подворачивающийся шанс, ты шел вперед не оглядываясь. Всего за шесть лет из нищего беглеца с почти бесполезным титулом ты превратился в одного из сильнейших и богатейший феодалов империи. Хорошая работа, Уркварт. Слишком хорошая. Ты не забыл, что богатству и успеху завидуют? Не забыл, что если имеешь что то ценное, это ценное может возжелать кто-то другой? Ты не мог этого забыть, ты же вырос в постсоветской России. А значит, твои завистники еще пожалеют, что связались с тобой. Ты был умницей, ты никогда и никому не показывал всех своих возможностей. Ты никогда не светил все свои связи. И раз уж сильные мира сего покусились не только на твою собственность, но и на святое — на твою семью, задействуй их все. И стань вровень со своими обидчиками. Нет, стань выше их. Ты был одним из сильнейших — стань сильнейшим. Отныне твоя судьба — быть тенью императора.

Сюжетные элементы и штампы[править]

  • Стандартный фэнтези-сеттинг все же приправленный капелькой оригинальности.
  • Средневековье в союзе с плащами и шпагами.
  • Нет мира под оливами. Как по учебнику. Не рай на земле, но и не полная помойка, есть немало хорошего.
  • Умирающая империя с развитием сюжета потихоньку переходящая в Холодное утро империи.
  • Разные планы бытия. В этом сеттинге большую роль играет дольний мир — что-то среднее между астралом и тем светом.
  • Волшебные законы физики — в целом и общем обычные законы с парой-тройкой дополнений. Например, «Магия и техника не дружат».
  • Закон об оружии в фэнтези с обоснуем в виде предыдущего пункта.
  • Религия — это магия. В мире Кама-Нио что жрец, что маг, оба управляют энергетиками дольнего мира. Только маг берет их непосредственно, а жрец получает чистую силу от своего божества. Последнее куда полезнее для здоровья, ибо некоторые энергетические потоки загрязнены, и это приводит к болезням, изменениям психики и даже мутациям у магов.
  • Фэнтези-пантеон. Точнее, пантеоны, их несколько.
  • Верховное божество/божества по по-третьему типу. И они враждуют.
  • Серо-серая мораль плавно переходящая в черно-серую. Как оказалось, Зло с большой буквы все же существует. Впрочем, если приглядеться, то и на нем можно найти парочку маленьких темно-серых пятнышек.
  • Попаданец в чью-то голову. См. описание первой книги.
  • Не такие души. В сеттинге Остверской империи душа — это просто кусок энергии дольнего мира, имеющий определенную индивидуальную структуру, которая определяет личность. Кто угодно с нужным уровнем силы и знаний может ее создать. А еще ее можно скопировать, и тогда у вас будут две одинаковые и равноправные души/личности. Ничего эдакого, запредельного, мистического и непознаваемого в душе нет. ГГ — яркий тому пример. Он лишь копия личности нашего современника, помещенная в пустую физическую оболочку. И он абсолютно не парится по этому поводу, воспринимает себя полноценным человеком, и все остальные, кто в курсе его истинной природы, воспринимают его так же.
  • Загробный мир обыкновенен. Ну, не настолько обыкновенен, что его от реального не отличишь, но все-таки многие фундаментальные принципы реального он повторяет. Например, дольний мир сеттинга поделен на государства-домены, так же как и реальный, только во главе стоят не короли и президенты, а боги. И все более слабые боги являются вассалами более сильных. А еще боги ссорятся, женятся, разводятся и ведут бесконечные войны за влияние и ресурсы. И дворцовые перевороты там случаются. Так же души-сущности в дольнем мире должны питаться, правда не мясом, а энергией. И так же как в реальном мире ресурсов на всех не хватает, следовательно пищу-энергию получает тот, кто сильнее. А тот кто слабее должен либо пресмыкаться, либо сам стать пищей. Последнее означает абсолютную смерть.
  • Враги сожгли родную хату. Буквально. На замок, где проживал донор тела ГГ, напали воины враждебного феодала, убили родителей (ГГ уже потихоньку начал воспринимать их, как своих), уничтожили всю дружину (а ГГ уже со многими подружился), и взяли в плен младших братьев и сестер. Только замок никто поджигать не собирался, это вышло случайно.
  • Герой-прагматик — ГГ. Эталонный, практически педаль в пол. Каждое свое действие, каждый шаг он рассматривает сквозь призму вреда/пользы для себя и соей семьи. И только то, что свою семью он ставит превыше всего, в том числе и себя, а так же то, что своих друзей он фактически приравнивает к семье, не дает воспринимать его как законченного козла или антигероя в худшем варианте. Даже месть за погибших родителей он вершит не по зову души (он вполне понимает мотивы Андала Грига, пошедшего на такой шаг, где-то даже разделяет их и уважает Грига как умного и сильного человека), а для того чтобы задобрить духов предков в дольнем мире. Ведь без помощи и покровительства духов предков в мире Кама-Нио выжить проблематично.
  • Каноническая Сью — все тот же ГГ. Красавец, умница, и вообще первый парень на деревне. Частенько смотрит на себя со стороны и неизменно остается доволен увиденным (нет, право же, если уж ведете повествование от первого лица, то не стоит злоупотреблять описанием себя-героя, или хотя бы добавляйте в него капельку иронии, что бы не провоцировать читателя на рвотные позывы). Впрочем, кое-какое обаяние у героя присутствует и большую часть повествования он раздражает не очень сильно (по-крайней мере меня). Что касается его патологической удачливости, то у нее есть обоснуй — помощь духов-предков. Автор неоднократно подчеркивает, что у семьи Ройхо они чрезвычайно сильны. Правда, тогда непонятно, отчего же они допустили разорение и почти полное уничтожение семьи? Ленились что ли, пока совсем край не пришел?
  • Аристократ — в первую очередь ГГ. Но и кроме него их хватает. В данном сеттинге аристократы делятся на две базовые группы: старая — истинная аристократия в буквальном смысле (аристо по-др. гречески — лучший). У таких сильна способность к манипулированию энергетиками дольнего мира (сиречь к магии). Помимо возможности стать магом эта способность дает другие бонусы: крепкое здоровье, приятную внешность, долгую жизнь, а так же удачливость. Последнее объясняется тем, что человек со способностью к магии лучше улавливает сигналы из дольнего мира и гораздо лучше понимает духов-предков. Да и сами духи-предки у старых родов куда сильнее таковых у обычных людей. ГГ, конечно же, представитель старой аристократии. А новые — обычные люди, тем или иным способом получившие титул. С точки зрения «старых» никакого права причислять себя к дворянству не имеют. Впрочем, морально-этические качества от принадлежности к «старым» и «новым» не зависят.
  • Загнивающая аристократия — во все поля. Немногочисленные «истинные остверские аристократы» только оттеняют никчемность и моральное падение большинства. ГГ с друзьями оттеняют особенно ярко.
  • Разделение на свой-чужой — modus operandi и жизненная установка ГГ. Ради тех, кто попадает под категорию «свои» наизнанку вывернется. «Чужими» пожертвует не задумываясь. «Ройхо — прежде всего» его девиз.
  • Фэнтезийный феминизм. Избирательный. В целом — нормальный патриархат, но для некоторых сделаны исключения (жрицы и магички, конечно же).
  • Фантастический расизм. Присутствует. Нечеловеческие расы презирают людей, люди платят той же монетой, а так же ненавидят оборотней, которые в сеттинге позиционируются скорее как Люди-плюс.
  • Плохие эльфы. В сеттинге самоназвание — дари. Эльфы зыковского типа. Только если в мире «Дорога домой» они и впрямь самые крутые яйца в корзинке, то в «Империи Оствер» — одни дешевые понты.
  • Ай, молодца, злодей!. Все действия первого главгада Андала Грига против семьи Ройхо. Дело в том, что много лет назад герцог Григ в благодарность за спасение и помощь поклялся деду Уркварта Ройхо оберегать его семью. Но потом из-за амбиций и жадности решил нарушить клятву. А клятва в магическом мире — вещь почти материальная. Духи предков отвернулись от клятвопреступника, в результате чего на семью герцога посыпались неисчислимые беды. Итог закономерен — он потерял не только все, что нахапал, но и все, что имел, включая жизнь.
  • А двести двадцать не хочешь?, подкатегория «ложные 220». Почти все случаи нападения или наезда на ГГ. Никто его не воспринимал как мальчика-одуванчика, ну, может, в самом начале. Нападавшие, конечно же, понимали, что ГГ способен оказать сопротивление. Но всякий раз его чуть-чуть недооценивали. Итог для нападавших печален.
  • Да ночь продержаться. Империя Оствер ведет войну на несколько фронтов (не захватническую, оборонительную), так что батальных сцен в книге предостаточно. В некоторых из них ГГ принимает участие, в некоторых нет, но многие из них попадают под этот троп. Когда отступать нельзя, нужно держаться любой ценой и ждать, ждать появления кавалерии. Пару раз ГГ с соратниками сам выступал в роли кавалерии.
  • Проклятое золото. Довольно незначительный, но все же имеющий долговременные последствия эпизод. В данном сеттинге — субверсия. Проклятый клад выкопал не ГГ. Он о нем вообще не знал. Просто приехал в гости к другу, помочь разобраться с некоторыми проблемами. И сами проблемы никакого отношения к кладу не имели, но, тем не менее, последствия потревоженного клада пришлось разгребать именно ГГ. Впрочем, для протагониста все прошло достаточно безболезненно. А годы спустя заматеревший и прокачавшийся ГГ вернулся, что бы откопать самую ценную часть клада. И так как он тщательно подготовился, то ничего кроме прибыли не получил.
  • Карта сокровищ. В качестве карты выступает архив черной свиты предыдущего набора, о котором ГГ поведали духи предков. А в архиве, в некоторой его части, указывалось местонахождение схронов, которые триста лет назад делала черная свита. Именно вокруг поиска этих схронов крутится вторая сюжетная арка цикла (первая крутилась вокруг мести и спасения родичей).
  • Додревний бог, оно же Тёмный властелин. Субверсия. Появление ТВ не имеет к ГГ никакого отношения. Он едва ли в курсе существования ГГ (слишком уж разные весовые категории). И борется ГГ не с ним, а с пятыми помощниками третьих заместителей доверенных лиц ТВ. А то и вовсе, просто с последствиями того, что наворотил Властелин. И убивает его не ГГ, а сущность равная ему по масштабам. Впрочем, его смерть — вовсе не конец истории.
  • Паладин. Есть во множестве у каждого уважающего себя бога в Кама-Нио.
  • Я этого не просил. Могучая и добрая богиня избрала Уркварта своим паладином и уготовала ему в спутницы жизни прекраснейшую из своих жриц. Он проживет долгую-долгую жизнь, в которой он будет любить только эту женщину, а она всегда будет любить только его. Круто? Не совсем. ГГ не собирался быть паладином, у него были другие планы на жизнь. И жену себе он выбрал сам, между прочим, она ребенка ждет. Но обстоятельства складываются так, что ему приходится принять все предложения. И свою суженую он полюбил, хотя каждую минуту осознавал, что любовь эта навеяна.
  • Гнусный клан они же крутое семейство. Клан Умес. Клан шпионов, диверсантов и профессиональных убийц. Хотя последнее любят не очень. Не из-за моральных принципов, нет. Просто убийство — это скучно. Вот если с жертвой поиграть, довести ее до такого состояния, что она сама в петлю полезет, вот тогда — да. Девиз старейшин этого клана: «Жизнь — интересная игра». И все было замечательно у этих крутых отморозков, но однажды их дорожки пересеклись с дорогой Уркварта Ройхо. Не повезло.
  • Храмовник. Алай Грач. Вменяемая и адекватная версия, вообще-то. Но если он реально сочтет что-то или кого-то злом — злу лучше самому зарезаться. Причем даже это может не помочь, т. к. Алай — знатный некромант.
  • Выкинули на мороз. Барон Арьян. Из-за его предательства враги сумели ворваться в неприступную твердыню графов Ройхо, и из-за него погибли родители Уркварта. Справедливости ради следует отметить, что его реально вынудили (угрожали жизни его детей). Но факт остается фактом, он — причина несчастий семейства Ройхо. И он был первым, кому ГГ поклялся отомстить. По ходу повествования ГГ-Уркварт несколько раз подтверждает свои намерения. И вот свершилось. Пути Уркварта и барона пересеклись. Но ГГ довелось только полюбоваться на труп. Барона убили где-то за кадром, быстро и буднично.
  • Бог из машины, он же Бог-император, сюда же Чудесное воскрешение. Три в одном. Иллир первый Анхо, основатель и первый правитель империи Оствер, верховный военачальник, верховный жрец, верховный маг и прочая, и прочая, и прочая. Предполагалось, что он бессмертен и будет править вечно, но его все-таки убили. И вот спустя тысячу лет он возвращается с того света и начинает помогать своему потомку и протагонисту выводить империю из кризиса, попутно обучая их и помогая решать другие проблемы, т. к. масштаб проблем просто зашкаливает (реально, при тех обстоятельствах, что описаны в книгах, я просто не представляю, как спастись без божественного вмешательства). Впрочем, справедливости ради нужно признать, что наиболее масштабные проблемы спровоцировала другая сущность божественного уровня, так что только бог и мог с ними справиться.
  • Искусный государь. Герцог Андал Григ (как всякий феодал, в своем владении он был полновластным правителем, просто над ним были еще). Великий герцог Ферро Каним. Когда протагонист сбегает от убийц Андала Грига в его владения, то восхищается, как здорово там все устроено, и мечтает когда-нибудь устроить все так же на своих землях. Мечты сбываются, когда Уркварт возвращает свой феод, он становится в нем хорошим правителем. Так же Иллир первый Анхо при жизни был искусным государем. Марк четвертый Анхо идет к тому, чтобы им стать.