Мужественное Добро, женственное Зло: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показано 5 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
В традиционных обществах маскулинность нередко ассоциируется с честью, долгом, храбростью, верностью, а феминность — с [[зло с женским лицом|коварством]], [[Все женщины — распутницы|распутством]], хитростью и стремлением свернуть героя-воина с Истинного Пути. Один из архетипических сюжетов — смелый приключенец, для которого самым тяжёлым испытанием оказываются именно чары соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.
Будем прямолинейны, большинство произведений искусства до XX века создавались мужчинами из аристократических семей, и не все из них состояли в [[Счастливо женаты|счастливом браке]]. Проще всего, как известно, писать про себя и про то, что автора окружает, и о тех проблемах, которые автору знакомы. Поэтому, идя по пути наименьшего сопротивления, авторы массово создавали и создают протагонистов, которые соответствовали бы идеалам их сословия — отвага, сила, честь, преданность сюзерену и так далее. Если к этому прибавлялся негативный опыт от общения с противоположным полом — автор отыгрывается на антагонисте истории, наделяя её отрицательными качествами в представлениях той же самой аристократии — коварство, хитрость, манипуляции и т. д.<ref>Ещё чаще эти качества приписываются всяким простолюдинам и торгашам, которых презирали даже больше.</ref> На выходе мы получаем этот троп. Например, для смелого приключенца самым тяжёлым испытанием оказывается не битва с каким-нибудь чудовищем, а чары соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.


Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или [[ГАР|правильный мужественный мужик]] против [[Думать о красе ногтей|манерного]] [[Бисёнэн|феминного андрогина]].
Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или [[ГАР|правильный мужественный мужик]] против [[Думать о красе ногтей|манерного]] [[Бисёнэн|феминного андрогина]].
Строка 24: Строка 24:
** И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
** И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
** [[На минималках]] — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная [[дева-воительница]], а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает [[Налево кругом|переход на тёмную сторону]], поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
** [[На минималках]] — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная [[дева-воительница]], а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает [[Налево кругом|переход на тёмную сторону]], поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
* [[Dragonlance]] семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
* [[Dragonlance]] — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
* [[Гарри Поттер]] — Альбус Дамблдор и Долорес Амбридж
** Подробности, подробности!


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Судья Дредд же!([[Судья Дредд|который 2012 года]]) «Ма-Ма не закон. <del>Папа</del> Я — закон.»
* Судья Дредд же!([[Судья Дредд|который 2012 года]]) «Ма-Ма не закон. <del>Папа</del> Я — закон.»
* [[Майор Гром: Чумной Доктор]] мужественный [[Крутой полицейский|Игорь Гром]] и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено [[Педаль в пол|ещё сильнее]].
* [[Майор Гром: Чумной Доктор]] — мужественный [[Крутой полицейский|Игорь Гром]] и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено [[Педаль в пол|ещё сильнее]].


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Berserk]] — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же: Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.


* [[Berserk]] — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же:Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Danganronpa]] — [[вечный оптимист]] и [[Хороший парень|парень-рубаха]] Макото Наэги против коварной и [[Полное чудовище|отмороженной]] [[Садист|садо]][[Боевой мазохист|мазохистки]] Джунко Эношимы. Или [[Застенчивая тихоня|хрупкий и застенчивый]], но [[Трусливый лев|преодолевающий свои слабости]] Шуичи Сайхара против манерной «[[Злодей с комплексами|личинки Джунко]]» Цумуги Широгане<ref>Начиналась третья часть, что характерно, под [[Светлая женственность и тёмная женственность|другим тропом]] и с делением на [[Цвет добра, цвет зла|цвета волос по сторонам]]: Каэде Акамацу — [[Золотые волосы, золотое сердце|блондинка]], а вышеупомянутая Цумуги — [[Черные волосы, черное сердце|кагбэ брюнетка]].</ref>.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* «[[Jagged Alliance|Jagged Alliance 2]]» — [[Король в изгнании|наследник трона Арулько в бегах]] Энрико Чивалдори и лидер повстанцев [[Крутой бородач|Мигель Кордона]] против [[Полное чудовище|неадекватной и бессердечной]] [[Злая королева|тиранши]] Дейдраны, узурпировавшей власть в Арулько и по совместительству бывшая жёнушка Энрико.
* «[[Jagged Alliance|Jagged Alliance 2]]» — [[Король в изгнании|наследник трона Арулько в бегах]] Энрико Чивалдори и лидер повстанцев [[Крутой бородач|Мигель Кордона]] против [[Полное чудовище|неадекватной и бессердечной]] [[Злая королева|тиранши]] Дейдраны, узурпировавшей власть в Арулько и по совместительству бывшая жёнушка Энрико.
* Старенький шутер 1998-го года «SiN» и его несостоявшийся сиквел «SiN Episodes» — лидер наёмной полиции «HardCorps» [[Протагонист|Джон Блейд]] против [[Сумасшедший учёный|сумасшедшей]] и [[Неэтичный учёный|неэтичной учёной]] [[Жгучая брюнетка|Элексис]] [[Сексуальный злодей|Синклер]], желающей превратить человечество в мутантов.
* Старенький шутер 1998-го года «SiN» и его несостоявшийся сиквел «SiN Episodes» — лидер наёмной полиции «HardCorps» [[Протагонист|Джон Блейд]] против [[Сумасшедший учёный|сумасшедшей]] и [[Неэтичный учёный|неэтичной учёной]] [[Жгучая брюнетка|Элексис]] [[Сексуальный злодей|Синклер]], желающей превратить человечество в мутантов.
* [[Тургор]] — подвид «мужественный альтруизм, женственный эгоизм»: Братья стремятся поддерживать хотя бы какой-то, пусть и слегка странный, порядок в Промежутке, тогда как Сёстры плевать на всё и всех хотели и заботятся только о том, чтобы вырваться и сбежать не ясно куда и не ясно зачем. И это всё ещё помножено, что все Братья — сплошь одни [[Крутой инвалид|калеки]] ([[Уволен из гестапо за жестокость|а некоторые — калеки даже по меркам остальных братьев]]), считающие Промежуток местом своего [[Кармическая справедливость|заслуженного праведностью покоя]], а сёстры, для которых Промежуток кстати является родным домом, но при том каждая из них его считает своим персональным Адом, [[Тепличное создание|способны лишь на самые примитивные заговоры]] вида [[Идиотская дипломатия|«наговорить Гостю гадостей о Братьях и наобещать золотые горы»]].
* [[Тургор]] — подвид «мужественный альтруизм, женственный эгоизм»: Братья стремятся поддерживать хотя бы какой-то, пусть и слегка странный, порядок в Промежутке, тогда как Сёстры плевать на всё и всех хотели и заботятся только о том, чтобы вырваться и сбежать не ясно куда и не ясно зачем. И это всё ещё помножено, что все Братья — сплошь одни [[Крутой инвалид|калеки]] ([[Уволен из гестапо за жестокость|а некоторые — калеки даже по меркам остальных братьев]]), считающие Промежуток местом своего [[Кармическая справедливость|заслуженного праведностью покоя]], а сёстры, для которых Промежуток кстати является родным домом, но при том каждая из них его считает своим персональным Адом, [[Тепличное создание|способны лишь на самые примитивные заговоры]] вида «[[Идиотская дипломатия|наговорить Гостю гадостей о Братьях и наобещать золотые горы]]».


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Warhammer 40,000]] — Голодная Сука vs Бог-Император. С фитильком, потому [[Слаанеш]] — [[гермафродит]], да и Импи — [[Чёрно-серая мораль|«добро»]] [[Все оттенки чёрного|весьма]] [[Зло против зла|сомнительное]] (особенно [[Негодяйский моральный стриптиз|в свете последних редакций]], где, вероятно, он {{spoiler|пошёл на [[Сделка с дьяволом|сделку с богами Хаоса]] и [[Адский папаша|де-факто продал им часть сыновей]]}}).
* [[Warhammer 40,000]] — Голодная Сука vs Бог-Император. С фитильком, потому [[Слаанеш]] — [[гермафродит]], да и Импи — «[[Чёрно-серая мораль|добро]]» [[Все оттенки чёрного|весьма]] [[Зло против зла|сомнительное]] (особенно [[Негодяйский моральный стриптиз|в свете последних редакций]], где, вероятно, он {{spoiler|пошёл на [[Сделка с дьяволом|сделку с богами Хаоса]] и [[Адский папаша|де-факто продал им часть сыновей]]}}).
** Примерно так могут видеть [[Кхорн|кхорниты]] (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами.
** Примерно так могут видеть [[кхорн]]иты (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами.
*** Кхорнопоклонники, с их кличами о [[Псих с топором|крови, резне и убийствах]], способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «[[Зло — это круто|сильный]] и [[отважный злодей]] [[Все оттенки чёрного|против]] [[Самоуверенный мерзавчик|женоподобно-нарциссичного]]».
*** Кхорнопоклонники, с их кличами о [[Псих с топором|крови, резне и убийствах]], способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «[[Зло — это круто|сильный]] и [[отважный злодей]] [[Все оттенки чёрного|против]] [[Самоуверенный мерзавчик|женоподобно-нарциссичного]]».
**** ''«Кто сохранил возможность соображать»'' же! Среди кхорнопоклонников есть и вполне [[Антизлодей|достойные]] (или хотя бы [[Даже у зла есть стандарты|пытающиеся такими быть]]) индивиды. Поклоняются ему не одни лишь полоумные берсерки — его довольно часто почитает и [[снайпер]], и офицер (который со стороны Хаоса, разумеется). Есть даже [[Warhammer 40,000/Кровавый договор|целая армия таких]]. Как и среди слаанешитов не все являюстся копиями [[Плохие эльфы|тёмных Эльдар]] [[С прикрученным фитильком|на минималках]] — среди них есть и творческие люди (музыканты/художники/%свой_вариант%), и ценящие качество своих изделий ремесленники, и даже стремящиеся к воинскому мастерству бойцы! Ну и просто [[Месье знает толк в извращениях|тонкие ценители]], конечно.
**** ''«Кто сохранил возможность соображать»'' же! Среди кхорнопоклонников есть и вполне [[Антизлодей|достойные]] (или хотя бы [[Даже у зла есть стандарты|пытающиеся такими быть]]) индивиды. Поклоняются ему не одни лишь полоумные берсерки — его довольно часто почитает и [[снайпер]], и офицер (который со стороны Хаоса, разумеется). Есть даже [[Warhammer 40,000/Кровавый договор|целая армия таких]]. Как и среди слаанешитов не все являюстся копиями [[Плохие эльфы|тёмных Эльдар]] [[С прикрученным фитильком|на минималках]] — среди них есть и творческие люди (музыканты/художники/%свой_вариант%), и ценящие качество своих изделий ремесленники, и даже стремящиеся к воинскому мастерству бойцы! Ну и просто [[Месье знает толк в извращениях|тонкие ценители]], конечно.
*** В случае противостояния Кхорна и Слаанеш тут [[зигзаг]] либо вообще [[аверсия]], так как среди кхорнитов хватает женщин (Валькия Кровавая передает привет), среди слаанешитов — мужчин (причём, не обязательно женственных или даже [[Бисёнэн|бисёнэнов]] — [[ГАР]]ов среди них тоже хватает).
*** В случае противостояния Кхорна и Слаанеш тут [[зигзаг]] либо вообще [[аверсия]], так как среди кхорнитов хватает женщин (Валькия Кровавая передает привет), среди слаанешитов — мужчин (причём, не обязательно женственных или даже [[бисёнэн]]ов — [[ГАР]]ов среди них тоже хватает).
** Туда же и эльдарские арлекины с последним живым эльдарским богом Цегорахом (хоть в этом [[трикстер]]е особо мачизма не замечено, да и добрый он, как и все «добрые» в этом сеттинге, постольку-поскольку). Противник… правильно, опять Та-Что-Жаждет.
** Туда же и эльдарские арлекины с последним живым эльдарским богом Цегорахом (хоть в этом [[трикстер]]е особо мачизма не замечено, да и добрый он, как и все «добрые» в этом сеттинге, постольку-поскольку). Противник… правильно, опять Та-Что-Жаждет.
*** Если вам хочется увидеть на [[GAR]]ов от эльдарского пантеона, смотрите в сторону [[Никто не любит Ареса|Кхейна]] и [[Все уважают труд Гефеста|Ваула]].
*** Если вам хочется увидеть на [[GAR]]ов от эльдарского пантеона, смотрите в сторону [[Никто не любит Ареса|Кхейна]] и [[Все уважают труд Гефеста|Ваула]].
** Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «[[Сделать добро из зла|злое]] [[Херой|добро]], [[Благонамеренный экстремист|доброе]] [[Даже у зла есть стандарты|зло]]», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны.
** Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «[[Сделать добро из зла|злое]] [[Херой|добро]], [[Благонамеренный экстремист|доброе]] [[Даже у зла есть стандарты|зло]]», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны.
== Примечания ==
<references/>


{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Goodevil}}
{{Nav/Gender}}
{{Nav/Gender}}

Текущая версия на 23:24, 3 марта 2024

Будем прямолинейны, большинство произведений искусства до XX века создавались мужчинами из аристократических семей, и не все из них состояли в счастливом браке. Проще всего, как известно, писать про себя и про то, что автора окружает, и о тех проблемах, которые автору знакомы. Поэтому, идя по пути наименьшего сопротивления, авторы массово создавали и создают протагонистов, которые соответствовали бы идеалам их сословия — отвага, сила, честь, преданность сюзерену и так далее. Если к этому прибавлялся негативный опыт от общения с противоположным полом — автор отыгрывается на антагонисте истории, наделяя её отрицательными качествами в представлениях той же самой аристократии — коварство, хитрость, манипуляции и т. д.[1] На выходе мы получаем этот троп. Например, для смелого приключенца самым тяжёлым испытанием оказывается не битва с каким-нибудь чудовищем, а чары соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.

Троп играется на минималках, если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы или правильный мужественный мужик против манерного феминного андрогина.

В современном обществе этому тропу появился противоположный.

Родственный троп Муж — добрый, жена — злая.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Мардук vs Тиамат!
  • Согласно Библии, именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
  • Мерлин и Моргана в легендах о короле Артуре.

Театр[править]

  • Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро. Моцарт в целом к женщинам относился довольно свысока.

Литература[править]

  • «Три мушкетёра» — Миледи, чья беспринципность и склонность пользоваться красотой в личных целях явно противопоставляются мушкетёрским ценностям «один за всех, и все за одного».
  • «Она» или «Аэша» Генри Райдера Хаггарда — мужественный и честный Лео Винси и коварная королева Аэша. Ценности викторианской эпохи, чего вы хотите.
  • «Хроники Нарнии»:
    • «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары (эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов!
    • И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
    • На минималках — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная дева-воительница, а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает переход на тёмную сторону, поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
  • Dragonlance — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в худшие годы сохраняет безупречный этический компас, а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его (дважды). А вот роковая леди-воительница Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
    • Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
  • Гарри Поттер — Альбус Дамблдор и Долорес Амбридж
    • Подробности, подробности!

Кино[править]

Аниме и манга[править]

  • Берсерк — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же: Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.

Визуальные романы[править]

Видеоигры[править]

Настольные игры[править]

Примечания[править]

  1. Ещё чаще эти качества приписываются всяким простолюдинам и торгашам, которых презирали даже больше.
  2. Начиналась третья часть, что характерно, под другим тропом и с делением на цвета волос по сторонам: Каэде Акамацу — блондинка, а вышеупомянутая Цумуги — кагбэ брюнетка.