Планетарный романс: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Доперенос)
Строка 1: Строка 1:
{{Конкретика}}
[[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]]
[[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]]


'''Планетарный романс''' поджанр [[Космическая опера|космооперы]], чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной [[Star Wars]], например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.
'''Планетарный романс''' — поджанр [[Космическая опера|космооперы]], чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной [[Star Wars]], например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.


== Типичные черты «романтической» планеты ==
== Типичные черты «романтической» планеты ==
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
* Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
* Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
* Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в [[фэнтези]].
* Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в [[фэнтези]].
** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
** Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
** Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
* Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно [[аристократ]]ы.
* Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно [[аристократ]]ы.
* Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило.
* Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило.


Строка 17: Строка 17:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
==== Русскоязычная ====
 
==== Отечественная ====
* «[[Аэлита]]» А. Толстого.
* «[[Аэлита]]» А. Толстого.
* [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]».
* [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]».
* «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
* «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
* «[[Вейская Империя]]» Ю. Латыниной.
* «[[Вейская Империя]]» Ю. Латыниной.
* «[[Крылья (повесть)|Крылья]]» Юрия [[Нестеренко]].
* «[[Крылья (повесть)|Крылья]]» Юрия [[Нестеренко]].
Строка 28: Строка 29:
* «[[Слово о драконе|Одинокий дракон]]» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила.
* «[[Слово о драконе|Одинокий дракон]]» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила.


==== На других языках ====
==== Зарубежная ====
* Циклы «[[Barsoom|Джон Картер с Марса]]» и «Венерианский цикл» Э. Р. Берроуза.
* Циклы «[[Barsoom|Джон Картер с Марса]]» и «Венерианский цикл» Э. Р. Берроуза.
* «[[Dune]]» Ф. Герберта.
* «[[Дюна]]» Ф. Герберта.
* «[[Hainish Cycle|Планета Роканнона]]» (в других переводах «Мир Роканнона») У. К. Ле Гуин и многие другие романы того же цикла.
* «[[Hainish Cycle|Планета Роканнона]]» (в других переводах «Мир Роканнона») У. К. Ле Гуин и многие другие романы того же цикла.
* «[[Majipoor|Маджипур]]» Р. Силверберга.  
* «[[Majipoor|Маджипур]]» Р. Силверберга.
* «[[Дарковер]]» М. З. Брэдли.
* «[[Дарковер]]» М. З. Брэдли.
* «[[Helliconia|Гелликония]]».
* «[[Helliconia|Гелликония]]».
* «[[Lord of Light|Князь Света]]» Р. Желязны.
* «[[Lord of Light|Князь Света]]» Р. Желязны.
Строка 42: Строка 43:
* «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри.
* «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри.
* «[[Pan Lodowego Ogrodu|Владыка ледяного сада]]» Ярослава Гжендовича.
* «[[Pan Lodowego Ogrodu|Владыка ледяного сада]]» Ярослава Гжендовича.
* «Рука Зеи» Спрэга де Кампа.  
* «Рука Зеи» Спрэга де Кампа.
* «[[Невеста ветра]]» Наталии Осояну.
* «[[Невеста ветра]]» Наталии Осояну.
* «[[The Queen of Air and Darkness|Царица ветров и тьмы]]» П. Андерсона.
* «[[The Queen of Air and Darkness|Царица ветров и тьмы]]» П. Андерсона.


==== Сетевая литература ====
==== Сетевая литература ====
* «[[Неприкаянный. Красный мессия]]» Ильи Гутмана.
** «[[Дочь небес]]» того же автора
* «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.
* «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.


Строка 80: Строка 79:


=== Just for lulz ===
=== Just for lulz ===
* Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с [[постапокалипсис]]ом: по мнению ребе Хиневича, [[Не в ладах с физикой|у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.]]<ref>Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у [[Нацистский оккультизм|Анненербе]]. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны</ref> После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…
* Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с [[постапокалипсис]]ом: по мнению ребе Хиневича, [[Не в ладах с физикой|у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.]]<ref>Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у [[Нацистский оккультизм|Анненербе]]. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны</ref> После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
{{примечания}}
{{Nav/Космоопера}}
{{Nav/Космоопера}}

Версия 23:50, 15 апреля 2024

Ну погоди кто.pngКто?
В этой статье слишком много примеров без контекста. Не все знают, что это за персонажи и предметы. Распишите подробнее, чтобы незнакомый с сеттингом пользователь всё понял, иначе такие примеры будут удалены.
Файл:1059 poster 1259430470.jpg
Самый кассовый планетарный романс в истории кино

Планетарный романс — поджанр космооперы, чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной Star Wars, например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.

Типичные черты «романтической» планеты

Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.

  • Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
    • В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
  • Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в фэнтези.
    • Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
    • Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
  • Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют диктаторы/варлорды и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно аристократы.
  • Там есть мечи! И на них можно фехтовать! Ну, как правило.

Примеры

Литература

Отечественная

  • «Аэлита» А. Толстого.
  • Братья Стругацкие: «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров».
  • «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
  • «Вейская Империя» Ю. Латыниной.
  • «Крылья» Юрия Нестеренко.
  • «Силайское яблоко» В. Назарова. Авторитарная в корне своём планета, живущая даже без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.
  • «Нет повести печальнее на свете», Георгий Шах. Планетарные «Ромео и Джульетта». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
  • «Цена победы», Сергей Садов.
  • «Одинокий дракон» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила.

Зарубежная

Сетевая литература

  • «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.

Кино

  • Все экранизации «Дюны»
  • «Кин-дза-дза»
  • «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
  • Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».[1] Сюда же и мультсериал «Эвоки».
  • «Крулл» (1983)
  • «Аватар»
  • «Джон Картер»
  • Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).

Мультфильмы

  • Мультфильм «Перевал» и роман «Посёлок».[2]
  • La prophétie («Пророчество», также известно под названием «Каена» — по имени главной героини).
  • «Битва за планету Терра» — про инопланетян, к которым прилетел корабль поколений, влачащий на своём рассыпающемся от дряхлости борту остатки человечества.

Аниме и манга

Видеоигры

  • Lethal RPG Universe Empires.
  • Некоторые части Phantasy Star
  • Heroes of Might and Magic по четвертую часть включительно. И материнская серия. Нет, серьезно, это космоопера.
  • Endless Legend.
  • Wizardry — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому.
  • С очень сильно прикрученным фитильком — Pathfinder: Kingmaker. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии.
  • Ghost Song
  • Moduwar — игра за Моду, выглядящего как нечто среднее между кракеном и циклопической плавающей колонией гидроидов, используемого землянами в качестве боевого зверя против других подобных существ

Just for lulz

  • Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с постапокалипсисом: по мнению ребе Хиневича, у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.[3] После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…

Примечания

  1. После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.
  2. По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».
  3. Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у Анненербе. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны