Мужественное Добро, женственное Зло: различия между версиями
м |
Annonymm (обсуждение | вклад) (Добавление ссылки) |
||
(не показано 7 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Будем прямолинейны, большинство произведений искусства до | [[Файл:Нуарный Геральт от AstorAlexander.jpg|thumb|right|Нуарный [[Ведьмак|Геральт]] против роковой во всех смыслах женщины]] | ||
Будем прямолинейны, большинство произведений искусства до XX века создавались мужчинами из аристократических семей, и не все из них состояли в [[Счастливо женаты|счастливом браке]]. Проще всего, как известно, писать про себя и про то, что автора окружает, и о тех проблемах, которые автору знакомы. Поэтому, идя по пути наименьшего сопротивления, авторы массово создавали и создают протагонистов, которые соответствовали бы идеалам их сословия — отвага, сила, честь, преданность сюзерену и так далее. Если к этому прибавлялся негативный опыт от общения с противоположным полом — автор отыгрывается на антагонисте истории, наделяя её отрицательными качествами в представлениях той же самой аристократии — коварство, хитрость, манипуляции и т. [д.<ref>Ещё чаще эти качества приписываются всяким простолюдинам и торгашам, которых презирали даже больше.</ref> На выходе мы получаем этот троп. Например, для смелого [[Приключенец|приключенца]] самым тяжёлым испытанием оказывается не битва с каким-нибудь чудовищем, а чары коварной соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний. | |||
Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или [[ | Троп играется [[на минималках]], если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, [[Пацанка и леди|простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы]] или отважный [[герой]] против женственно-[[Манерный злодей|манерного злодея]]. | ||
В современном обществе этому тропу появился [[Женственное Добро, мужественное Зло|противоположный]]. | В современном обществе этому тропу появился [[Женственное Добро, мужественное Зло|противоположный]]. | ||
Строка 15: | Строка 16: | ||
=== [[Театр]] === | === [[Театр]] === | ||
* Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро | * Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро. | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
Строка 23: | Строка 24: | ||
** «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары ([[Протащить под радарами|эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора]]). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов! | ** «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары ([[Протащить под радарами|эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора]]). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов! | ||
** И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию). | ** И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию). | ||
** [[На минималках]] — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная [[ | ** [[На минималках]] — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная [[леди-воительница]], а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает [[Налево кругом|переход на тёмную сторону]], поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война). | ||
* [[Dragonlance]] — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди | * [[Dragonlance]] — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в [[заливать горе|худшие годы]] сохраняет безупречный [[этический компас]], а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его ({{spoiler|дважды}}). А вот роковая леди Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок. | ||
** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис. | ** Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис. | ||
* [[Гарри Поттер]] — Альбус Дамблдор и Долорес Амбридж | * [[Гарри Поттер]] — Альбус Дамблдор и Долорес Амбридж | ||
Строка 37: | Строка 38: | ||
=== [[Визуальные романы]] === | === [[Визуальные романы]] === | ||
* [[Danganronpa]] — [[вечный оптимист]] и [[Хороший парень|парень-рубаха]] Макото Наэги против коварной и [[Полное чудовище|отмороженной]] [[Садист|садо]][[Боевой мазохист|мазохистки]] Джунко Эношимы. Или [[Застенчивая тихоня|хрупкий и застенчивый]], но [[Трусливый лев|преодолевающий свои слабости]] Шуичи Сайхара против манерной «[[Злодей с комплексами|личинки Джунко]]» Цумуги Широгане<ref>Начиналась третья часть, что характерно, под [[Светлая женственность и тёмная женственность|другим тропом]] и с делением на [[Цвет добра, цвет зла|цвета волос по сторонам]]: Каэде Акамацу — [[Золотые волосы, золотое сердце|блондинка]], а вышеупомянутая Цумуги — [[ | * [[Danganronpa]] — [[вечный оптимист]] и [[Хороший парень|парень-рубаха]] Макото Наэги против коварной и [[Полное чудовище|отмороженной]] [[Садист|садо]][[Боевой мазохист|мазохистки]] Джунко Эношимы. Или [[Застенчивая тихоня|хрупкий и застенчивый]], но [[Трусливый лев|преодолевающий свои слабости]] Шуичи Сайхара против манерной «[[Злодей с комплексами|личинки Джунко]]» Цумуги Широгане<ref>Начиналась третья часть, что характерно, под [[Светлая женственность и тёмная женственность|другим тропом]] и с делением на [[Цвет добра, цвет зла|цвета волос по сторонам]]: Каэде Акамацу — [[Золотые волосы, золотое сердце|блондинка]], а вышеупомянутая Цумуги — [[Чёрные волосы, чёрное сердце|кагбэ брюнетка]].</ref>. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
Строка 53: | Строка 54: | ||
*** Если вам хочется увидеть на [[GAR]]ов от эльдарского пантеона, смотрите в сторону [[Никто не любит Ареса|Кхейна]] и [[Все уважают труд Гефеста|Ваула]]. | *** Если вам хочется увидеть на [[GAR]]ов от эльдарского пантеона, смотрите в сторону [[Никто не любит Ареса|Кхейна]] и [[Все уважают труд Гефеста|Ваула]]. | ||
** Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «[[Сделать добро из зла|злое]] [[Херой|добро]], [[Благонамеренный экстремист|доброе]] [[Даже у зла есть стандарты|зло]]», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны. | ** Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «[[Сделать добро из зла|злое]] [[Херой|добро]], [[Благонамеренный экстремист|доброе]] [[Даже у зла есть стандарты|зло]]», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны. | ||
== Примечания == | |||
<references/> | |||
{{Nav/Goodevil}} | {{Nav/Goodevil}} | ||
{{Nav/Gender}} | {{Nav/Gender}} |
Текущая версия на 23:30, 3 марта 2025

Будем прямолинейны, большинство произведений искусства до XX века создавались мужчинами из аристократических семей, и не все из них состояли в счастливом браке. Проще всего, как известно, писать про себя и про то, что автора окружает, и о тех проблемах, которые автору знакомы. Поэтому, идя по пути наименьшего сопротивления, авторы массово создавали и создают протагонистов, которые соответствовали бы идеалам их сословия — отвага, сила, честь, преданность сюзерену и так далее. Если к этому прибавлялся негативный опыт от общения с противоположным полом — автор отыгрывается на антагонисте истории, наделяя её отрицательными качествами в представлениях той же самой аристократии — коварство, хитрость, манипуляции и т. [д.[1] На выходе мы получаем этот троп. Например, для смелого приключенца самым тяжёлым испытанием оказывается не битва с каким-нибудь чудовищем, а чары коварной соблазнительницы; на этом построены многие сюжеты про злых колдуний.
Троп играется на минималках, если персонажи, олицетворяющие «мужское» и «женское» начало, биологически одного пола: скажем, простая и честная «свой парень» против беспринципной кокетки-соблазнительницы или отважный герой против женственно-манерного злодея.
В современном обществе этому тропу появился противоположный.
Родственный троп Муж — добрый, жена — злая.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
- Мардук vs Тиамат!
- Согласно Библии, именно Ева первой поддалась на искушение Змея и затем совратила Адама. В апокрифических текстах фигурирует ещё некая Лилит, первая жена Адама, которая не пожелала ему подчиняться и превратилась в демоницу.
- Мерлин и Моргана в легендах о короле Артуре.
Театр[править]
- Моцарт, «Волшебная флейта» — Царица Ночи против светлого мага Зарастро.
Литература[править]
- «Три мушкетёра» — Миледи, чья беспринципность и склонность пользоваться красотой в личных целях явно противопоставляются мушкетёрским ценностям «один за всех, и все за одного».
- «Она» или «Аэша» Генри Райдера Хаггарда — мужественный и честный Лео Винси и коварная королева Аэша. Ценности викторианской эпохи, чего вы хотите.
- «Хроники Нарнии»:
- «Лев, колдунья и платяной шкаф» — Аслан против Белой Колдуньи. Лев — традиционный архетип мужества и воинственности, а Колдунья, хоть это и не проговаривается явно, использует свои женские чары (эпизод, где она угощает Эдмунда рахат-лукумом и тем самым промывает ему мозги, делая предателем — явная метафора). И более того, образ Колдуньи был вдохновлён вышеупомянутой Аэшей, и она является потомком той самой Лилит из библейских апокрифов!
- И Зеленая Колдунья из «Серебряного кресла», заколдовавшая принца Рилиана. А вот здесь демоническая женственность уже используется во всей красе: Рилиан под действием чар верил, что любит её, и что она станет его женой, когда он завоюет для неё «наземное царство» (в действительности — его собственную страну, Нарнию).
- На минималках — противопоставления Аравита/Лазарилина в «Конь и его мальчик» и Люси/Сьюзен в «Последней битве» (в обоих случаях первая — типичная леди-воительница, а вторая — кокетка, больше всего стремящаяся нравиться противоположному полу; ни Лазарилина, ни Сьюзен не злодейки, но автором осуждаются). Более того, в пятой книге «Покоритель Зари, или Плавание на край света» осуждается и Люси, когда она думала использовать заклинание из магической книги, чтобы стать писаной красавицей (по факту использование такого заклинания означает переход на тёмную сторону, поскольку применившая его становится не просто красивой, а роковой соблазнительницей, из-за которой развязывается кровопролитная война).
- Dragonlance — семейка Маджере вся об этом. Брутальный богатырь Карамон даже в худшие годы сохраняет безупречный этический компас, а потом учится действовать самостоятельно и в итоге завоёвывает себе мирную жизнь с семьёй. Хладнокровный рационалист Рейстлин едва не обрушивает мир к некоторой матери, однако вовремя спохватывается и спасает его (дважды). А вот роковая леди Китиара заканчивает весьма печально, причём во многом — именно в силу своей слабости на передок.
- Да и в целом противостояние Паладайна и Такхизис.
- Гарри Поттер — Альбус Дамблдор и Долорес Амбридж
- Подробности, подробности!
Кино[править]
- Судья Дредд же!(который 2012 года) «Ма-Ма не закон.
ПапаЯ — закон.» - Майор Гром: Чумной Доктор — мужественный Игорь Гром и куда более андрогинный Сергей Разумовский. В комиксе выражено ещё сильнее.
Аниме и манга[править]
- Berserk — брутальный Гатс против откровенно андрогинного (причём бывшего таковым ещё до трансформации в Фемто) Гриффита. Возможно, с некоторым фитильком, поскольку самого Гатса добряком назвать всё-таки сложно, но тем не менее, он скорее на правильной стороне и противостоит злу как может. Там же: Гатс против девушки-апостола, убившей Коркуса.
Визуальные романы[править]
- Danganronpa — вечный оптимист и парень-рубаха Макото Наэги против коварной и отмороженной садомазохистки Джунко Эношимы. Или хрупкий и застенчивый, но преодолевающий свои слабости Шуичи Сайхара против манерной «личинки Джунко» Цумуги Широгане[2].
Видеоигры[править]
- «Jagged Alliance 2» — наследник трона Арулько в бегах Энрико Чивалдори и лидер повстанцев Мигель Кордона против неадекватной и бессердечной тиранши Дейдраны, узурпировавшей власть в Арулько и по совместительству бывшая жёнушка Энрико.
- Старенький шутер 1998-го года «SiN» и его несостоявшийся сиквел «SiN Episodes» — лидер наёмной полиции «HardCorps» Джон Блейд против сумасшедшей и неэтичной учёной Элексис Синклер, желающей превратить человечество в мутантов.
- Тургор — подвид «мужественный альтруизм, женственный эгоизм»: Братья стремятся поддерживать хотя бы какой-то, пусть и слегка странный, порядок в Промежутке, тогда как Сёстры плевать на всё и всех хотели и заботятся только о том, чтобы вырваться и сбежать не ясно куда и не ясно зачем. И это всё ещё помножено, что все Братья — сплошь одни калеки (а некоторые — калеки даже по меркам остальных братьев), считающие Промежуток местом своего заслуженного праведностью покоя, а сёстры, для которых Промежуток кстати является родным домом, но при том каждая из них его считает своим персональным Адом, способны лишь на самые примитивные заговоры вида «наговорить Гостю гадостей о Братьях и наобещать золотые горы».
Настольные игры[править]
- Warhammer 40,000 — Голодная Сука vs Бог-Император. С фитильком, потому Слаанеш — гермафродит, да и Импи — «добро» весьма сомнительное (особенно в свете последних редакций, где, вероятно, он пошёл на сделку с богами Хаоса и де-факто продал им часть сыновей).
- Примерно так могут видеть кхорниты (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами.
- Кхорнопоклонники, с их кличами о крови, резне и убийствах, способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «сильный и отважный злодей против женоподобно-нарциссичного».
- «Кто сохранил возможность соображать» же! Среди кхорнопоклонников есть и вполне достойные (или хотя бы пытающиеся такими быть) индивиды. Поклоняются ему не одни лишь полоумные берсерки — его довольно часто почитает и снайпер, и офицер (который со стороны Хаоса, разумеется). Есть даже целая армия таких. Как и среди слаанешитов не все являюстся копиями тёмных Эльдар на минималках — среди них есть и творческие люди (музыканты/художники/%свой_вариант%), и ценящие качество своих изделий ремесленники, и даже стремящиеся к воинскому мастерству бойцы! Ну и просто тонкие ценители, конечно.
- В случае противостояния Кхорна и Слаанеш тут зигзаг либо вообще аверсия, так как среди кхорнитов хватает женщин (Валькия Кровавая передает привет), среди слаанешитов — мужчин (причём, не обязательно женственных или даже бисёнэнов — ГАРов среди них тоже хватает).
- Кхорнопоклонники, с их кличами о крови, резне и убийствах, способны считать себя хорошими? Тут больше в их понимании «сильный и отважный злодей против женоподобно-нарциссичного».
- Туда же и эльдарские арлекины с последним живым эльдарским богом Цегорахом (хоть в этом трикстере особо мачизма не замечено, да и добрый он, как и все «добрые» в этом сеттинге, постольку-поскольку). Противник… правильно, опять Та-Что-Жаждет.
- Мир Молота Войны скорее проходит по варианту «злое добро, доброе зло», а гендерные стереотипы там глубоко вторичны.
- Примерно так могут видеть кхорниты (те из них, что ещё сохранили способность соображать) своё противостояние со слаанешитами.
Примечания[править]
- ↑ Ещё чаще эти качества приписываются всяким простолюдинам и торгашам, которых презирали даже больше.
- ↑ Начиналась третья часть, что характерно, под другим тропом и с делением на цвета волос по сторонам: Каэде Акамацу — блондинка, а вышеупомянутая Цумуги — кагбэ брюнетка.