История одного преступления: различия между версиями
Ajoura (обсуждение | вклад) м (→Сюжет) |
|||
(не показаны 4 промежуточные версии 3 участников) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== Сюжет == | == Сюжет == | ||
Утром во дворе громко перекрикиваются дворничихи. Внезапно откуда-то появляется злой-презлой мужик с чугунной сковородкой, и [[Убить за ерунду|забивает ей обеих женщин]]. Тут прибегают соседи, один из них хватает мужика за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера… и здесь рассказчик решает объяснить нам, что происходит. | |||
Мужика зовут Василий Васильевич Мамин. Он — главный герой, обычный советский гражданин, классический «[[маленький человек]]» [[Осторожно, доброта!|и просто душка]]. Прошлым утром он отправился на работу в метро, уступил место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывал свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы. | |||
Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть [[Земля дрожит от шагов|земля не трясётся]]. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся [[элвис]]овское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, [[Протащить под радарами|переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами]], в которых, однако, [[Опосредованная передача ругательств|угадываются конструкции]] вроде {{spoiler|«Мне пох…!»}}; скромняга не отвечает ему взаимностью. [[Спать хочется|Ночью издевательства соседей]] достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-[[лудоман|картёжник]] приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «[[сарказм|романтично]]» перестукиваются по батареям. В итоге нервы Мамина натягиваются до предела, и, когда уже посреди ночи из крана громко капает вода, бедняга выходит из себя. | |||
Мы опять возвращаемся к утренней сцене: меломан держит Мамина за руку, что с дворничихами — неизвестно; даже при самом благополучном исходе им гарантировано сотрясение мозга. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а [[Обнять и плакать|нашему Мамину всё равно]], он уже «[[ГЭС|познал дзен]]». | |||
== Что тут есть == | == Что тут есть == | ||
Строка 22: | Строка 24: | ||
* [[Ужасные соседи]] — [[кодификатор]] в советской анимации и педаль в земную кору. | * [[Ужасные соседи]] — [[кодификатор]] в советской анимации и педаль в земную кору. | ||
* [[Хроника посреди фильма]] — показ спортивных передач по телевизору у одного из соседей. Плюс среди предметов и декораций сочетаются явно мультяшные и фотографически реалистичные (применялись фотографии). | * [[Хроника посреди фильма]] — показ спортивных передач по телевизору у одного из соседей. Плюс среди предметов и декораций сочетаются явно мультяшные и фотографически реалистичные (применялись фотографии). | ||
* [[Худой парень, толстая девушка]] — тощий мужичок, вернувшийся домой изрядно подвыпившим, нарвался в темноте на свою высокую пышнотелую жену. Последовавшая за этим ссора с криками, руганью и битьём посуды добавила ещё одну каплю в и без того уже почти полную чашу терпения будущего преступника, который просто хотел спокойно поспать. | |||
* [[Шкаф]] — милиционер. Толщина шеи равна обхвату головы. | * [[Шкаф]] — милиционер. Толщина шеи равна обхвату головы. | ||
Строка 27: | Строка 30: | ||
«История…» (явно испытавшая влияния [[Югославские мультфильмы|югославского]] «Суррогата») породила волну минималистичной анимации в Советском Союзе, которая впоследствии стала не менее популярна, чем каноническая, околодиснеевская. Тут царит настоящий полёт рисованной фантазии, которая становится не менее важна, чем сюжет. Благодаря этому мультфильму у нас есть «[[Три толстяка]]» ([[сёстры Брумберг]], 1963), «[[Кот в сапогах]]» (они же, 1968), «Храбрый портняжка», «Большие неприятности» и, конечно же, «[[Бременские музыканты]]» (первая часть, у второй уже стиль немного другой). | «История…» (явно испытавшая влияния [[Югославские мультфильмы|югославского]] «Суррогата») породила волну минималистичной анимации в Советском Союзе, которая впоследствии стала не менее популярна, чем каноническая, околодиснеевская. Тут царит настоящий полёт рисованной фантазии, которая становится не менее важна, чем сюжет. Благодаря этому мультфильму у нас есть «[[Три толстяка]]» ([[сёстры Брумберг]], 1963), «[[Кот в сапогах]]» (они же, 1968), «Храбрый портняжка», «Большие неприятности» и, конечно же, «[[Бременские музыканты]]» (первая часть, у второй уже стиль немного другой). | ||
{{Nav/ | {{Nav/Комедийные мультфильмы}} | ||
[[Категория:Мультфильмы по алфавиту]] | |||
[[Категория:Отечественные мультфильмы]] | [[Категория:Отечественные мультфильмы]] | ||
{{Nav/Советское искусство}} | {{Nav/Советское искусство}} |
Текущая версия на 01:11, 23 июня 2025
«История одного преступления» — советский сатирический мультфильм, режиссёрский дебют Фёдора Савельевича Хитрука, снятый в 1962 г. Сюжет чем-то напоминает классическое мультяшное «герою не дают заснуть, а он бесится» (как это случалось с Дональдом Даком, дятлом Вуди, а также героем мультфильма «Ш-ш-ш» Уолтера Лантца и Текса Эйвери). Но тут налицо игра с тропом: Хитрук подробно показывает как предысторию, так и последствия бессонной ночи.
Мультфильм вошёл в историю мультипликации не только благодаря драматургической, эмоциональной и притчевой насыщенности, но и ввиду совершенно неожиданного визуального решения. Хитрук дал задание художнику-постановщику: «Это будет творческий эксперимент. Нужно полностью сломать перспективу! Демонстративно отказываемся от имитации пространства. В тех кадрах, где у картинки должна бы быть иллюзорная „глубина“, как на всех нормальных рисунках — пусть этой „глубины“ просто не будет, вместо этого имитируем „схему, на которой все плоские и всё плоское“.»
Сюжет[править]
Утром во дворе громко перекрикиваются дворничихи. Внезапно откуда-то появляется злой-презлой мужик с чугунной сковородкой, и забивает ей обеих женщин. Тут прибегают соседи, один из них хватает мужика за руку, чтобы тот не сбежал от милиционера… и здесь рассказчик решает объяснить нам, что происходит.
Мужика зовут Василий Васильевич Мамин. Он — главный герой, обычный советский гражданин, классический «маленький человек» и просто душка. Прошлым утром он отправился на работу в метро, уступил место старику (пусть его в итоге и занимает какой-то хам) и честно зарабатывал свой хлеб. Вернувшись домой, ему хочется спокойно отдохнуть, но у соседей другие планы.
Сначала старики во дворе играют в домино так, что чуть земля не трясётся. Потом сверху из громогласных колонок раздаётся элвисовское «Long Tall Sally». Когда Мамин приходит к соседу-меломану и умоляет сделать музыку потише, здоровенный наглый быдляк явно показывает ему своё неуважение — отвечает презрительными фразами, переданными лишь музыкально-звуковыми эффектами, в которых, однако, угадываются конструкции вроде «Мне пох…!»; скромняга не отвечает ему взаимностью. Ночью издевательства соседей достигают апогея. Соседи пьяными голосами поют цыганский романс «Эх, раз, ещё раз». Потом муж-картёжник приходит к жене, громко скандалит с ней, разбивая вещи в доме, а затем, помирившись, не менее громко выбрасывает их в мусоропровод. А влюблённые подростки «романтично» перестукиваются по батареям. В итоге нервы Мамина натягиваются до предела, и, когда уже посреди ночи из крана громко капает вода, бедняга выходит из себя.
Мы опять возвращаемся к утренней сцене: меломан держит Мамина за руку, что с дворничихами — неизвестно; даже при самом благополучном исходе им гарантировано сотрясение мозга. Кончается мультфильм на трагикомической ноте — «благопристойные» соседи содрогаются от громкого шума, а нашему Мамину всё равно, он уже «познал дзен».
Что тут есть[править]
- Графон не нужен — первопример в СССР (см. ниже).
- Молчаливый Боб — почти все персонажи мультфильма изъясняются либо музыкально-звуковыми эффектами, либо песнями. Исключение составляет, понятное дело, рассказчик и громогласные дворничихи.
- Мы тебя где-то уже видели — голос Гердта ни с чьим не спутаешь.
- Она высокая, он низенький — муж и жена, соседи главгероя.
- Пародия — начало явно пародирует роман «Преступление и наказание», а также криминальные триллеры с тревожной музыкой.
- Перейти на КРИК — «…ЛЮДКА!!!»
- Получается смешно — расходящиеся с праздника гости завывают под гитару: «…Ночью за окном шумит, поёт — ТИШИНА! ТИ-ШИ-НА!!!»
- Спать хочется. Без комментариев.
- Ужасные соседи — кодификатор в советской анимации и педаль в земную кору.
- Хроника посреди фильма — показ спортивных передач по телевизору у одного из соседей. Плюс среди предметов и декораций сочетаются явно мультяшные и фотографически реалистичные (применялись фотографии).
- Худой парень, толстая девушка — тощий мужичок, вернувшийся домой изрядно подвыпившим, нарвался в темноте на свою высокую пышнотелую жену. Последовавшая за этим ссора с криками, руганью и битьём посуды добавила ещё одну каплю в и без того уже почти полную чашу терпения будущего преступника, который просто хотел спокойно поспать.
- Шкаф — милиционер. Толщина шеи равна обхвату головы.
Значимость мультфильма[править]
«История…» (явно испытавшая влияния югославского «Суррогата») породила волну минималистичной анимации в Советском Союзе, которая впоследствии стала не менее популярна, чем каноническая, околодиснеевская. Тут царит настоящий полёт рисованной фантазии, которая становится не менее важна, чем сюжет. Благодаря этому мультфильму у нас есть «Три толстяка» (сёстры Брумберг, 1963), «Кот в сапогах» (они же, 1968), «Храбрый портняжка», «Большие неприятности» и, конечно же, «Бременские музыканты» (первая часть, у второй уже стиль немного другой).