Планетарный романс: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Конкретика}}
[[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]]
[[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]]


'''Планетарный романс''' поджанр [[Космическая опера|космооперы]], чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной [[Star Wars]], например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.
'''Планетарный романс''' — поджанр [[Космическая опера|космооперы]], чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной [[Star Wars]], например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.


== Типичные черты «романтической» планеты ==
== Типичные черты «романтической» планеты ==
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
* Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
* Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
* Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в [[фэнтези]].
* Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в [[фэнтези]].
** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
** Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
** Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
* Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно [[аристократ]]ы.
* Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно [[аристократ]]ы.
* Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило.
* Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило.


Строка 17: Строка 17:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «[[Аэлита]]»
 
* Циклы Эдгара Райса Берроуза «[[Barsoom|Джон Картер с Марса]]» и «Венерианский цикл».
==== Отечественная ====
* «[[Dune]]».
* «[[Аэлита]]» А. Толстого.
* [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]».
* [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]».
* Кир Булычёв, «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
* «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
* «[[Вейская Империя]]» Ю. Латыниной.
* «[[Крылья (повесть)|Крылья]]» Юрия [[Нестеренко]].
* «Силайское яблоко» В. Назарова. Авторитарная в корне своём планета, живущая даже {{spoiler|без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.}}
* «Нет повести печальнее на свете», Георгий Шах. Планетарные «[[Ромео и Джульетта]]». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
* «Цена победы», Сергей Садов.
* «[[Слово о драконе|Одинокий дракон]]» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила.
 
==== Зарубежная ====
* Циклы «[[Barsoom|Джон Картер с Марса]]» и «Венерианский цикл» Э. Р. Берроуза.
* «[[Дюна]]» Ф. Герберта.
* «[[Hainish Cycle|Планета Роканнона]]» (в других переводах «Мир Роканнона») У. К. Ле Гуин и многие другие романы того же цикла.
* «[[Majipoor|Маджипур]]» Р. Силверберга.
* «[[Дарковер]]» М. З. Брэдли.
* «[[Helliconia|Гелликония]]».
* «[[Helliconia|Гелликония]]».
* «[[Планета Роканнона]]».
* «[[Lord of Light|Князь Света]]» Р. Желязны.
* «[[Маджипур]]»
* [[Дарковер]] Мэррион Зиммер Брэдли.
* [[Князь Света]]
* Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет.
* Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет.
* «[[Вейская Империя]]».
* «Ангел с мечом» К. Черри.
* «Ангел с мечом» Кэролайн Черри.
* Циклы «[[Deathworld|Мир Смерти]]» и «[[The stainless steel rat|Стальная Крыса]]» Г. Гаррисона.
* Романы Гарри Гаррисона из серий «Мир Смерти» и «Стальная Крыса».
* «[[Snow Queen (космоопера)|Снежная королева]]».
* «[[Snow Queen (космоопера)|Снежная королева]]».
* «[[Крылья (повесть)|Крылья]]» Юрия [[Нестеренко]].
* «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри.
* «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри.
* «Одинокий дракон» Шумила.
* «[[Pan Lodowego Ogrodu|Владыка ледяного сада]]» Ярослава Гжендовича.
* Вячеслав Назаров. «Силайское яблоко». Авторитарная в корне своём планета, живущая даже {{spoiler|без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.}}
* «Рука Зеи» Спрэга де Кампа.
* Георгий Шах. «Нет повести печальнее на свете». Планетарные «[[Ромео и Джульетта]]». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
* «[[Невеста ветра]]» Наталии Осояну.
* [[Огромный чёрный корабль]] с ядерной войной.
* «[[The Queen of Air and Darkness|Царица ветров и тьмы]]» П. Андерсона.
* Ярослав Гжендович, «[[Pan Lodowego Ogrodu|Владыка ледяного сада]]».
* Спрэг де Камп «Рука Зеи»
* Сергей Садов, «Цена победы».
* Наталия Осояну «[[Невеста ветра]]»
* [[The Queen of Air and Darkness|Царица ветров и тьмы]]


==== Сетевая литература ====
==== Сетевая литература ====
* «Неприкаянный. Красный мессия» Ильи Гутмана.
* «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.
* «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Все экранизации «Дюны»
* «[[Кин-дза-дза]]»
* «[[Кин-дза-дза]]»
* «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
* «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
Строка 54: Строка 57:
* «[[Крулл]]» (1983)
* «[[Крулл]]» (1983)
* «[[Avatar|Аватар]]»
* «[[Avatar|Аватар]]»
* «Джон Картер»
* Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).
* Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).


Строка 71: Строка 75:
* [[Wizardry]] — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому.
* [[Wizardry]] — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому.
* С очень сильно прикрученным фитильком — [[Pathfinder: Kingmaker]]. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии.
* С очень сильно прикрученным фитильком — [[Pathfinder: Kingmaker]]. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии.
* [[Ghost Song]]
* [[Moduwar]] — игра за Моду, выглядящего как нечто среднее между кракеном и циклопической плавающей колонией гидроидов, используемого землянами в качестве боевого зверя против других подобных существ


=== Just for lulz ===
=== Just for lulz ===
* Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с [[постапокалипсис]]ом: по мнению ребе Хиневича, [[Не в ладах с физикой|у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.]]<ref>Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у [[Нацистский оккультизм|Анненербе]]. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны</ref> После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…
* Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с [[постапокалипсис]]ом: по мнению ребе Хиневича, [[Не в ладах с физикой|у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.]]<ref>Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у [[Нацистский оккультизм|Анненербе]]. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны</ref> После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
{{примечания}}
{{Nav/Космоопера}}
{{Nav/Космоопера}}

Текущая версия на 23:50, 15 апреля 2024

Ну погоди кто.pngКто?
В этой статье слишком много примеров без контекста. Не все знают, что это за персонажи и предметы. Распишите подробнее, чтобы незнакомый с сеттингом пользователь всё понял, иначе такие примеры будут удалены.
Самый кассовый планетарный романс в истории кино

Планетарный романс — поджанр космооперы, чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной Звёздные войны, например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.

Типичные черты «романтической» планеты[править]

Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.

  • Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
    • В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
  • Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в фэнтези.
    • Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
    • Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
  • Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют диктаторы/варлорды и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно аристократы.
  • Там есть мечи! И на них можно фехтовать! Ну, как правило.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Аэлита» А. Толстого.
  • Братья Стругацкие: «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров».
  • «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
  • «Вейская Империя» Ю. Латыниной.
  • «Крылья» Юрия Нестеренко.
  • «Силайское яблоко» В. Назарова. Авторитарная в корне своём планета, живущая даже без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.
  • «Нет повести печальнее на свете», Георгий Шах. Планетарные «Ромео и Джульетта». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
  • «Цена победы», Сергей Садов.
  • «Одинокий дракон» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила.

Зарубежная[править]

Сетевая литература[править]

  • «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.

Кино[править]

  • Все экранизации «Дюны»
  • «Кин-дза-дза»
  • «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
  • Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».[1] Сюда же и мультсериал «Эвоки».
  • «Крулл» (1983)
  • «Аватар»
  • «Джон Картер»
  • Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).

Мультфильмы[править]

  • Мультфильм «Перевал» и роман «Посёлок».[2]
  • La prophétie («Пророчество», также известно под названием «Каена» — по имени главной героини).
  • «Битва за планету Терра» — про инопланетян, к которым прилетел корабль поколений, влачащий на своём рассыпающемся от дряхлости борту остатки человечества.

Аниме и манга[править]

Видеоигры[править]

  • Lethal RPG Universe Empires.
  • Некоторые части Phantasy Star
  • Heroes of Might and Magic по четвертую часть включительно. И материнская серия. Нет, серьезно, это космоопера.
  • Endless Legend.
  • Wizardry — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому.
  • С очень сильно прикрученным фитильком — Pathfinder: Kingmaker. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии.
  • Ghost Song
  • Moduwar — игра за Моду, выглядящего как нечто среднее между кракеном и циклопической плавающей колонией гидроидов, используемого землянами в качестве боевого зверя против других подобных существ

Just for lulz[править]

  • Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с постапокалипсисом: по мнению ребе Хиневича, у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.[3] После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…

Примечания[править]

  1. После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.
  2. По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».
  3. Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у Анненербе. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны