Драма: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «Под словом '''«Драма»''' в литературоведении понимают три взаимообусловленных, но разных явления. '''Драма''' № 1 — это род литературы, наряду с лирикой и эпосом. В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие» (то ес...»)
Строка 1: Строка 1:
Под словом '''«Драма»''' в литературоведении понимают три взаимообусловленных, но разных явления.
Под словом '''«Драма»''' в литературоведении понимают три взаимообусловленных, но разных явления.


'''Драма''' № 1 — это род [[литература|литературы]], наряду с лирикой и эпосом. В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие» (то есть да, по иронии, для древних греков это звучало как для нас «экшен»).
'''Драма''' № 1 — это род [[литература|литературы]], наряду с лирикой и эпосом. В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие» (то есть да, по иронии, для древних греков это звучало как для нас «экшен»).


Особенностью драмы является способ передачи [[сюжет]]а — вместо монолога или повествования драма построена в форме диалогов между персонажами, которые происходят во время отдельных сцен. Обычно драмы создаются для того, чтобы быть сыгранными в [[театр]]е.
Особенностью драмы является способ передачи [[сюжет]]а — вместо монолога или повествования драма построена в форме диалогов между персонажами, которые происходят во время отдельных сцен. Обычно драмы создаются для того, чтобы быть сыгранными в [[театр]]е.


Задача драматурга состоит в том, чтобы в концентрированном виде выразить душевные переживания, которые появляются у людей в ответ на действия других. Основой драмы является конфликт, который может быть показан целиком, от зарождения до развязки, либо начало произведения может быть перенесено ближе к кульминации.
Задача драматурга состоит в том, чтобы в концентрированном виде выразить душевные переживания, которые появляются у людей в ответ на действия других. Основой драмы является конфликт, который может быть показан целиком, от зарождения до развязки, либо начало произведения может быть перенесено ближе к кульминации.
Строка 10: Строка 10:


Классическая драма XVII—XIX веков строилась по принципу «трех единств», выведенному из «Поэтики» Аристотеля:
Классическая драма XVII—XIX веков строилась по принципу «трех единств», выведенному из «Поэтики» Аристотеля:
* '''Единство действия''' — единственная главная линия сюжета, минимум второстепенных.
* '''Единство действия''' единственная главная линия сюжета, минимум второстепенных.
* '''Единство места''' — все действие происходит в одном месте, декорации не меняются.
* '''Единство места''' все действие происходит в одном месте, декорации не меняются.
* '''Единство времени''' — произведение описывает максимум сутки из жизни героев.
* '''Единство времени''' произведение описывает максимум сутки из жизни героев.


Интересно, что на самом деле Аристотель считал желательным для драмы только единство действия, единство места описывал как распространенную практику своего времени, а о единстве времени вообще ничего не писал. Как бы то ни было, многие драматические произведения далеко ушли от канонов классической драмы.
Интересно, что на самом деле Аристотель считал желательным для драмы только единство действия, единство места описывал как распространенную практику своего времени, а о единстве времени вообще ничего не писал. Как бы то ни было, многие драматические произведения далеко ушли от канонов классической драмы.


'''Драма''' № 2 — это это уже не род, а [[жанр]] драматических произведений, наряду с трагедией и комедией. От двух других ведущих драматических жанров собственно драму отличает социально-бытовая тематика и близкая зрителю психологическая проблематика, исследование нравов. Если для трагедии обязателен трагический финал, для комедии — благополучный, то в драме конфликт может оказаться неразрешенным, а то и в принципе неразрешимым.
'''Драма''' № 2 — это это уже не род, а [[жанр]] драматических произведений, наряду с трагедией и комедией. От двух других ведущих драматических жанров собственно драму отличает социально-бытовая тематика и близкая зрителю психологическая проблематика, исследование нравов. Если для трагедии обязателен трагический финал, для комедии — благополучный, то в драме конфликт может оказаться неразрешенным, а то и в принципе неразрешимым.


И наконец, '''Драма''' № 3 — это напряженность действия и глубина конфликта, которые могут проявиться в произведении любого рода и жанра. «Добавить драмы» в сюжет означает ввести больше крутых перипетий, конфликтов и противоречий. Сейчас все чаще говорят «драматизм» — чтобы не путать с двумя другими драмами.
И наконец, '''Драма''' № 3 — это напряженность действия и глубина конфликта, которые могут проявиться в произведении любого рода и жанра. «Добавить драмы» в сюжет означает ввести больше крутых перипетий, конфликтов и противоречий. Сейчас все чаще говорят «драматизм» — чтобы не путать с двумя другими драмами.


Сейчас появилась и '''драма''' № 4 — киножанр, которому свойственны черты драм №№ 2 и 3.
Сейчас появилась и '''драма''' № 4 — киножанр, которому свойственны черты драм №№ 2 и 3.

Версия 04:28, 25 марта 2022

Под словом «Драма» в литературоведении понимают три взаимообусловленных, но разных явления.

Драма № 1 — это род литературы, наряду с лирикой и эпосом. В буквальном переводе с древнегреческого языка драма означает «действие» (то есть да, по иронии, для древних греков это звучало как для нас «экшен»).

Особенностью драмы является способ передачи сюжета — вместо монолога или повествования драма построена в форме диалогов между персонажами, которые происходят во время отдельных сцен. Обычно драмы создаются для того, чтобы быть сыгранными в театре.

Задача драматурга состоит в том, чтобы в концентрированном виде выразить душевные переживания, которые появляются у людей в ответ на действия других. Основой драмы является конфликт, который может быть показан целиком, от зарождения до развязки, либо начало произведения может быть перенесено ближе к кульминации.

Независимо друг от друга, многие народы (древние греки, китайцы, японцы, индийцы и североамериканские индейцы) еще в древности создали собственные театральные и драматические традиции.

Классическая драма XVII—XIX веков строилась по принципу «трех единств», выведенному из «Поэтики» Аристотеля:

  • Единство действия — единственная главная линия сюжета, минимум второстепенных.
  • Единство места — все действие происходит в одном месте, декорации не меняются.
  • Единство времени — произведение описывает максимум сутки из жизни героев.

Интересно, что на самом деле Аристотель считал желательным для драмы только единство действия, единство места описывал как распространенную практику своего времени, а о единстве времени вообще ничего не писал. Как бы то ни было, многие драматические произведения далеко ушли от канонов классической драмы.

Драма № 2 — это это уже не род, а жанр драматических произведений, наряду с трагедией и комедией. От двух других ведущих драматических жанров собственно драму отличает социально-бытовая тематика и близкая зрителю психологическая проблематика, исследование нравов. Если для трагедии обязателен трагический финал, для комедии — благополучный, то в драме конфликт может оказаться неразрешенным, а то и в принципе неразрешимым.

И наконец, Драма № 3 — это напряженность действия и глубина конфликта, которые могут проявиться в произведении любого рода и жанра. «Добавить драмы» в сюжет означает ввести больше крутых перипетий, конфликтов и противоречий. Сейчас все чаще говорят «драматизм» — чтобы не путать с двумя другими драмами.

Сейчас появилась и драма № 4 — киножанр, которому свойственны черты драм №№ 2 и 3.