Янг-эдалт

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Young adult»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Young adult (YA), он же янг-эдалт. Это и подростковая литература, и телесериалы и фильмы, которые в большом количестве выпускают на Западе. Целевая аудитория — от 12 лет до 18 лет и до бесконечности. Многие взрослые не прочь посмотреть детско-подростковые произведения потому что они чаще всего светлее и мягче, чем аналогичные произведения для взрослых. От детских произведений янг-эдалт отличается большей серьёзностью, от взрослых — более простыми сюжетами, меньшим количеством насилия и менее серьёзными темами. По сути это есть переходный жанр, что делает его универсальным и, при должном уровне исполнения, пригодным для всех возрастов.

Герои чаще всего — дети и подростки, однако не каждое произведение с подростками или детьми является подростковой литературой. Пример — «Южный парк», сатира для взрослых, смотреть которую детям крайне не рекомендуется[1].

Зародилось явление в США, где продюсеры быстро смекнули, что деньги проще всего стричь с подростков. Примечательно, что в России подростковую литературу по старой традиции не выделяют, относя к детской, поэтому нередко в Сети вместо термина «подростковая литература» используется варваризм «янг-эдалт».

История[править]

Термин впервые появился в начале XIX века — писательница, критик и редактор журнала «Guardian of Education» Сара Триммер обозначила в упомянутом журнале YA-литературу как книги для молодых людей от 14 до 21 года (сейчас границы несколько сдвинулись вниз), отделив ее от детской. Как подростковую литературу впоследствие стали рассматривать Льюиса, Стивенсона, Твена и др., и всех устраивало.

В следующий раз к теме вернулись в 1950-х, когда вышли книга и фильм «Над пропастью во ржи» — вроде бы изначально писалось не для подростков, но главный герой привлек именно эту аудиторию, что уже, как известно, устраивало далеко не всех. Одновременно с этим (совпадение!) стали появляться разные исследования подросткового возраста, и с 60-х подростковая литература наконец выделяется как самостоятельное направление. Появляются книги, написанные специально для подростков о подростках, а не для взрослых и «ну ладно, пусть эти тоже почитают» — например, «Благословите зверей и детей» Свортаута или «Дозор смерти» Уайта, — и подростковые отделы в библиотеках. В основном это были детективы и романы взросления.

После выхода книг Роулинг модным в YA-литературе стало фэнтези, а после Коллинз добавились еще и подростковые антиутопии как отдельное большое направление. В последние годы набирают обороты темы разного рода меньшинств (что у самих меньшинств, вопреки ожиданиям, энтузиазма не вызвало — несколько издательств даже отказались публиковать уже запланированные книги после жалоб и угроз).

В конце 90-х появилось также несколько наград (например, Alex Awards), которые вручаются именно за YA-литературу.

В настоящее время принято выделять еще одну категорию — new adult. NA-литература рассчитана на молодых людей от 18 до 30. В подростковую литературу эта категория уже не входит, но и к взрослой еще не относится. То есть сцены 18+ уже есть, и герои постарше, но темы все те же. Сюда обычно записывают Уэббер, Арментроут и иже с ними.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

Фэнтези и фантастика[править]
  • Таня Гроттер и остальные вариации на тему ГП.
  • Отечественные «Часодеи».
  • Мефодий Буслаев и другое творчество Емца.
  • «Приключения Растяпкина» Елены Суховой — цикл повестей про юного спецагента. В своё время был популярен примерно на уровне того же Буслаева, сейчас практически забыт.
  • Серии книг, выходящие сейчас в Росмэне: «Зерцалия», «Вичхантеры», «Мутангелы», «Дарители», «Техноведьма», «Живые», «Пардус», «Трилунье».
  • Астровитянка — история про девочку, выросшую на астероиде и поступившую в приличную школу.
  • Владислав Крапивин — миры Великого Кристалла.
  • Мариам Петросян, «Дом, в котором…» — книга, у которой сложно определить жанр, про школу-интерат для необычных (во всех смыслах) детей.
  • Серия АСТ «Онлайн-бестселлер», где публикуется популярное на просторах сети фэнтези русских авторов: «Двоедушник», «Эпоха пепла», «Итан слушает» и т. д., перечислять их можно долго.
Драмы, мелодрамы и романы взросления[править]
  • Ф. М. Достоевский, «Подросток». Взрослому человеку сложнее понять поведение Аркадия, его мысли о собственной философии, о девушках. Роман про подростка и понять его проще подростку, посему данный троп вполне применим, хотя вряд ли изначально писался для подростковой аудитории.
  • Александра Бруштейн, трилогия «Дорога уходит в даль» — вторая и третья книги написаны как раз для подростков.
  • Некоторые книги Тамары Крюковой — «Этюд в черно-белых тонах», «Костя + Ника» и др.
  • Ида Мартин — «Дети Шини», «Время. Ветер. Вода» и другие. Отличаются серьезными темами и хорошим литературным языком.
  • Творчество Стейс Крамер (в миру Насти Хохловой) — пример, когда книгу для подростков написал подросток. «50 дней до моего самоубийства» она начала писать и выкладывать в сеть, когда ей самой было лет шестнадцать или около того. Потом Крамер подросла, но сюжеты остались все такими же беспомощными. Что, впрочем, не мешает подросткам их любить.
  • Серия АСТ «Хиты Wattpad» (в свое время подарившая нам, простигосподи, Александра Полярного) — как понятно из названия, там публикуются книги МТА с ваттапада. Отличаются примитивными сюжетами, плохой редакторской работой и неплохим оформлением.

Зарубежная[править]

Фэнтези и фантастика[править]
  • «Гарри Поттер» — самый известный образец, привлекший внимание к жанру.
  • «Хроники Края» Пола Стюарта и Криса Риддела. Первый пишет, а второй иллюстрирует. Поэтому в чём то схоже с ранобэ.
  • Молодежные антиутопии. Началось все с «Голодных игр», потом пошли всякие Дивергенты.
  • «Сумерки» — история про любовь светящегося вампира к своей еде.
  • «Левиафан» Скотта Вестерфельда. Приключения двух молодых людей из разных сословий и из противоборствующих стран в условиях дизель и биопанковой Первой Мировой.
  • «Мстители (Reckoners)» Брендона Сандерсона. Мир, где все обладатели суперспособностей — отмороженные психопаты. Главный герой — юноша, поклявшийся убить местного Супермена.
  • Мифологические книги Рика Риордана — «Перси Джексон», «Хроники Кейнов», и «Магнус Чейс».
  • Т. Пратчетт — подцикл романов о Тиффани Болен, а также роман о коте Морисе.
  • Патрик Несс — «Голос монстра», «Поступь хаоса», «Остальные здесь просто живут» и др.
  • Кассандра Клэр, серия «Орудия смерти» — городское фэнтези с фэйри и избранной (и слегка инцестной любовной линией).
  • Сара Дж. Маас, «Королевство шипов и роз» — просто фэнтези с фэйри и избранной (и межвидовой любовной линией).
  • Ли Бардуго, «Шестерка воронов» и «Тень и кость» — как бы славянское фэнтези с магией и наркотиками (и селедкой на завтрак).
  • Некоторые книги Керстин Гир:
    • «Таймлесс» — с путешествиями во времени.
    • «Дневник сновидений» — с путешествиями в подсознание.
  • Рейчел Мид, «Академия вампиров» — про академию, в которой учатся вампиры. Примечательна тем, что в экранизации засветился Данила Козловский.
  • Лорен Кейт, цикл «Падшие» — про любовь к падшему ангелу, который учится в исправительной школе (там драма, ну честно).
  • Ренсом Риггз, «Дом странных детей» — про подростков со странными способностями.
Драмы, мелодрамы и романы взросления[править]
  • Книги Джона Грина. Просто любые.
  • Зои Сагг, «Девушка онлайн» — про любовь, блоги и неловкую, но очаровательную девушку. На самом деле книгу написал гострайтер в крайне сжатые сроки, что в итоге признали и сама Зоелла и издательство. Да-да, явление под названием «книги блогеров» (где-то раздался дружный вой буктьюберов), как и всё хорошее, пришло к нам с Запада.
  • Рэйнбоу Рауэлл, «Фанатка» — YA-роман про девушку, которая пишет слэшный фанфик по YA-роману (в котором легко узнается любимый сеттинг всех слэшеров).
  • Уже упомянутый выше Глендон Свортаут и его «Благословите детей и зверей» — про компанию подростков, которые сбегают из летнего лагеря и отправляются спасать бизонов, вырощенных специально для охоты.
  • Джей Эшер, «13 причин почему» — старшеклассница покончила с собой, оставив подробное «на тебе!» на кассетах.
  • Нил Шустерман, дилогия про Энси Бонано («Здесь был Шва» и «Энси — хозяин времени») — на грани с может, магия, а может, реальность.
  • Анн Софи Брасм, «Я дышу!» — а вот это хороший пример книги для подростков, написанной подростком (Брасм написала ее в 17 лет). Книга о токсичной дружбе и попытках вырваться из-под чужого влияния. Ее даже экранизировали.
  • Ф. Паскаль, «Sweet Valley High» — книжный сериал про шестнадцатилетних близняшек из Калифорнии, которые учатся, влюбляются и влипают в разные истории.
  • Нора Сакавич, серия «Всё ради игры» — трилогия про спортивную команду, набранную по принципу «неблагополучные таланты», лейтмотивом которой становится тема обретения своего места в жизни.

Кино[править]

  • Экранизации всего вышеперечисленного.
  • Звёздные войны. Несмотря на большое количество великовозрастных фанатов, Лукас изначально задумывал снять подростковое кино, чего никогда не скрывал. Его друг Брайан де Пальма уже на предпоказе картины раскусил, что картина вышла какая-то детская.
  • Много, очень много фильмов, которые годами выходили на Disney Channel — вроде «Классный мюзикл», «Camp Rock», «Программа защиты принцесс» и т. п.
  • Подростковые фильмы Netflix — «Рост Джоди», «Всем парням, которых я любила», «Будка поцелуев» и другие.

Телесериалы[править]

  • «Школа Черная Дыра» — частная школа в Канаде, где происходит всякая научная чертовщина, а группа главных героев пытается с этим разобраться.
  • «Сабрина — маленькая ведьма» — история о том, как ведьма-подросток Сабрина училась пользоваться своими способностями, ходя в обычную школу.
  • «Тайны Смоллвиля» — сериал про юность Супермена.
  • Выходивший в 90-х «Элен и ребята» — едва ли не первый пример YA-сериала на постсоветском пространстве.
  • «Судьба. Сага Винкс» — в сериале и герои, и целевая аудитория повзрослели.
  • «Общество» — о жизни группы подростков в городе, где нет взрослых.
  • «В поисках Аляски» — экранизация романа Джона Грина.
  • «Ривердэйл» — начинается как более-менее реалистичный сериал о жизни подростков в маленьком городке, но в поздних сезонах ударяется в мистику.
  • «Эйфория» — с наркотиками, трансгендерами и промискуитетом.
  • «Конец е***го мира» — Алиса хочет найти своего отца, Джеймс хочет убить Алису, и путешествуют они вместе.

Мультсериалы[править]

  • «Скуби-Ду» (1969) — один из первых мультсериалов с категорией PG, есть намёки на сексуальные отношения и поп-культуру 60-70х, но многие из нас смотрели его в детстве, не осознавая этого.
  • Аналогично и с «Удивительными легендами» — добавлением к первой и второй части «Кунг-фу панды».
  • Но пожалуй педаль в пол давит сериал «My Little Pony» 2010 года, первоначально рассчитанный на девочек-дошкольниц.
  • Первый сезон канадской «Total Drama» 2007 года был ориентирован на подростков. Садистский юмор и лёгкая эротика присутствуют.
  • «Бивис и Баттхэд», «Дарья» и прочие анимационные творения MTV.
  • «Крайний космос»
  • Сюда также по большей части попадает «Gravity Falls», в основном из-за нескольких шуточек с недвусмысленными намеками и жутких моментов, которые по праву могут сравниться с оными же из хоррор-фильмов(к примеру, эпизоды с конфетным монстром и ожившими восковыми фигурами соответственно). Хотя последний пункт можно оспорить, так как это всего лишь мнение автора правки, с коим вы необязаны соглашаться.
  • «Аркейн». Есть сцена секса с удобной цензурой и неаппетитные кровавые сцены.

Аниме и манга[править]

Тут довольно интересный случай. Аниме и манга жанра сёнэн и сёдзе как раз рассчитаны на подростковую аудиторию. Но поскольку мангака не ограничен своей фантазией, среди всей этой «подростковой» продукции довольно часто встречаются интересные экземпляры с довольно взрослым сюжетом. Да-да, ваш всеми любимый ДжоДжо является сёнэном лишь на этикетке, а на деле он брутальный Сейнэн для мужиков! Субверсия, яре-яре…

  • Стандартные сёнэны вроде Naruto, Fairy Tail и One Piece. Глубокого сюжета как такового нет, взрослых тем тоже. Это просто весёлые приключения весёлых 15-летних раздолбаев с разбавленным фансервисом и драками на протяжении over 9000 глав. Какому нибудь школьнику такое нравится, а от такого зрелища взрослый заскучает… или нет?

Видеоигры[править]

  • Чем Undertale не пример? Игра вроде и кажется детской, но присутствуют и не совсем детские моменты вроде превращения Флауи в Омега-форму, Геноцида целой расы монстров и ЛГБТ отношений между рыбоженщиной и динозаврихой. Но тем не менее, игра сохраняет добрую и няшную атмосферу, а игра повествует о дружбе и любви. Да и глубина сюжета, конечно, не дотягивает до творений Хидео Кодзимы.
  • Life is Strange.

ТВ[править]

  • В СССР существовала Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ. Выпускались телепередачи, телефильмы и телеспектакли как для дошкольников, так и для старших школьников и студентов. Обычно сочетали в себе в разных пропорциях просветительские, воспитательные и развлекательные функции.
  • Начиная с 80-х в разное время выходили передачи, нацеленные на молодежь:
    • «Рок-урок» — про рокеров.
    • «Джэм» — еще одна музыкальная передача, более попсовая.
    • «РЭП» — а вот и не угадали, про молодежный бизнес.
    • «Тет-а-тет» — что-то вроде советсткого секспросвета.
    • «До 16 и старше» — про разное.

Музыка[править]

  • Большинство популярной жанровой музыки вроде рок-н-ролла, рэпа, панка, металла, дабстепа и т. д. пишется для отроков и юношей, они целевая аудитория. Не случайно лирическим героям подобных песенок часто нет 20, а сюжет крутится вокруг подростковых проблем вроде первой любви и бунта против косного общества, ещё Элвис воспел sweet little sixteen. Взрослея, многие продолжают слушать музыку своей молодости по инерции или потому, что она пока ещё нравится, но это не делает саму музыку сложнее и взрослее.

Примечания[править]

  1. Самим детям на это, впрочем, пофиг