Начало (фильм): различия между версиями

Материал из Posmotreli
Начало (фильм)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 95: Строка 95:
* [[Я купил этот город]] — планируя операцию, Кобб и Ко прикидывают смету на то, чтобы выкупить билеты в бизнес-класс рядом с Фишером и подкупить стюардессу, но тут вмешивается Сайто с тремя словами: «Я купил авиакомпанию». Действительно, так гораздо проще.
* [[Я купил этот город]] — планируя операцию, Кобб и Ко прикидывают смету на то, чтобы выкупить билеты в бизнес-класс рядом с Фишером и подкупить стюардессу, но тут вмешивается Сайто с тремя словами: «Я купил авиакомпанию». Действительно, так гораздо проще.


{{Nav/Фильмы Кристофера Нолана}}
{{Nav/Научно-фантастические фильмы}}
{{Nav/Science_fiction}}
{{Nav/Science_fiction}}
{{Nav/Movies}}
{{Nav/Филип Дик‎}}
{{Nav/Филип Дик‎}}
[[Категория:Фильмы по алфавиту]]

Версия 02:25, 13 июня 2023

« Какой самый живучий паразит? Бактерия? Вирус? Кишечный глист? Идея. Она живуча и крайне заразна. Стоит идее завладеть мозгом, избавиться от неё уже практически невозможно. Я имею в виду сформировавшуюся идею, полностью осознанную, поселившуюся в голове. »
— Кобб объясняет Сайто принцип охраны подсознания
« Сны кажутся реальными, когда мы в них. Только проснувшись, мы понимаем, что что-то было не совсем обычным. Ответь мне на такой вопрос. Мы никогда особо не помним начало сна, ведь так? Мы всегда оказываемся прямо внутри того, что происходит. »
— Кобб объясняет Ариадне реалистичность сновидений
Внедрение
1-1024600.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • Legendary Pictures
  • Syncopy Films
РежиссёрКристофер Нолан
Автор сценарияКристофер Нолан
Когда вышел8 июля 2010 г.
Продолжительность148 минут
В главных ролях:
Леонардо Ди КаприоДоминик Кобб
Кэн ВатанабэСайто
Джозеф Гордон-ЛевиттАртур
Марион КотийярМал
Эллен ПейджАриадна

«Внедрение» (англ. Inception, в русском прокате из-за недостатка информации перевели как «Начало») — научно-фантастический фильм-ограбление 2010 года о последней операции промышленного шпиона и вора Дома Кобба, который занимается необычным делом — ворует секреты из подсознания своих жертв, создавая осознанное сновидение. Он мечтает вернуться на родину, в США, и воссоединиться со своими детьми. Для этого он соглашается вложить идею в подсознание наследника энергетической империи, чтобы тот разрушил бизнес отца. Собрав команду, Кобб берётся за дело.

Фильм стал одним из самых кассовых в 2010 году и собрал множество наград. Первые наброски сценария режиссёр Кристофер Нолан сделал ещё в 2001 году. Интересно также, что большинство спецэффектов в фильме — практические, а не нарисованы на компьютере.

Сюжет

Доминик Кобб и его партнёр Артур занимаются промышленным шпионажем, входя в подсознание своих жертв и используя сны внутри сна для добывания ценной информации. Спящие возвращаются, либо испытывая неожиданное потрясение («выброс»), либо умирая во сне. Каждый из спящих носит с собой тотем, предмет, чьё поведение непредсказуемо для всех, кроме владельца, чтобы определить, находятся ли они в чужом сне. Тотем Кобба — волчок, который во сне никогда не прекращает вращение. Кобб пытается справиться с воспоминаниями о своей погибшей жене, Мал, тень которой является ему во снах и вредит его работе.

Кобб пытается извлечь информацию из господина Сайто, однако Мал саботирует его попытки, и Сайто удаётся скрыть от Кобба что-то важное. Один из соратников сдаёт Кобба японцу. Сайто предлагает Коббу произвести «внедрение» — незаметно вложить идею в разум другого человека. Кобб соглашается при условии, что Сайто удастся организовать его возвращение в Америку и снять с него статус беглеца от правосудия и обвинение в убийстве жены. В таком случае Кобб сможет вновь увидеться со своими детьми.

Идея, которую Сайто предлагает внедрить, довольно проста: молодой Роберт Фишер, богатый наследник, должен разрушить империю отца, чтобы не допустить мировой монополии. Несмотря на то, что Артур утверждает, что внедрение невозможно, Кобб соглашается и собирает команду: Имса, имитатора, способного во сне превращаться в любого человека, химика Юсуфа, чьё снотворное позволит долго и надёжно оставаться в мире снов, и Ариадну, юного архитектора, которой поручено создание лабиринтов, из которых не сможет сбежать жертва Кобба. Во время обучения Ариадна узнаёт тайну Кобба: он больше не может строить лабиринты сам, иначе их план узнает Мал, которая сможет помешать ему. Кроме того, она узнаёт о его чувстве вины за смерть жены и о бегстве.

Операция начинается, когда Роберт Фишер сопровождает тело своего отца из Сиднея в Лос-Анджелес. Юсуф усыпляет его, и все отправляются в общее сновидение. На каждой стадии член команды, в чей сон погружаются остальные, остаётся в своем сне, чтобы способствовать «выбросу» остальных (спящий проснётся, если опрокинуть его, нарушив равновесие; вестибулярный аппарат передаст сигнал сознанию спящего). Каждый раз команда всё глубже спускается в мир подсознания Фишера-младшего, который считает всё происходящим в реальности.

На первом уровне все попадают в сон Юсуфа, где в дождливом городе проекции подсознания Фишера-младшего пытаются убить похитителей. Фишер-младший, оказывается, знал о подобном способе внедрения информации через сон и заранее прошёл специальную подготовку для противостояния вторгающимся — его подсознание сопротивляется в форме проекций (которые представлены вооружённым спецназом). Сайто смертельно ранен; если бы всё шло как обычно, это не было бы проблемой — он бы просто проснулся, но снотворное Юсуфа настолько сильно, что, умерев во сне, Сайто навеки окажется в самом глубоком из миров подсознания — лимбе, и никогда не вернётся в реальность, где его тело в это же время будет пребывать в коме. Тем временем Имс имперсонирует Питера Браунинга, крёстного отца Фишера-младшего, советуя ему подумать над завещанием отца. Обороняясь от подсознания Фишера, команда грузится в микроавтобус, который под управлением Юсуфа пытается спастись от погони проекций.

Диаграмма, поясняющая сюжет (англ.)

В микроавтобусе команда, за исключением водителя, отправляется в сон Артура. Все оказываются в отеле, где Кобб представляется Фишеру начальником его охраны, который работает с подсознанием, напоминая о пройденной программе подготовки сопротивления вторжения в подсознание. Коббу удается убедить Фишера, что Браунинг — предатель, а проекции подсознания — его враги. Фишер присоединяется к Коббу и остальным в новом сне (на этот раз — Имса) — снежной крепости, которую Фишеру представляют как подсознание Браунинга, хотя на самом деле крепость является подсознанием Фишера. Неаккуратное вождение Юсуфа вызывает землетрясение в отеле, где Артуру приходится сымитировать выброс, взорвав лифт, что вызывает лавину в снежной крепости.

Сайто умирает от ран, а внезапно появившаяся Мал убивает Фишера, разрушая планы Кобба. Кобб и Ариадна отправляются в лимб, чтобы забрать оттуда Фишера и Сайто. Ариадна забирает с собой Фишера, которого с помощью дефибриллятора возвращает к жизни Имс. В снежной крепости Фишер-младший находит проекцию своего отца, который говорит ему, что разочарован не тем, что сын не пошёл по его стопам, а, наоборот, тем, что сын пытался сделать это. Тогда Фишер-младший принимает решение разделить отцовскую империю; внедрение завершено.

В лимбе Кобб противостоит тени Мал, которая пытается убедить его остаться здесь вместе с ней и детьми. Кобб отказывается и объясняет, что он был виноват в её смерти. Однажды он вместе с женой погрузился в сны настолько глубоко, что прожил с ней в выдуманном мире целую жизнь. Чтобы вернуться обратно к детям, Коббу удалось убедить Мал в нереальности их мира. Но даже вернувшись, она не переставала думать об этом и, «чтобы подняться на уровень выше», совершила самоубийство, оставив письмо, в котором обвиняла в своей смерти Кобба, чтобы заставить его также совершить самоубийство и вместе с ней «вернуться в реальность». Выговорившись, Кобб освобождается от Мал и отправляется за Сайто.

Тем временем снежная крепость взрывается, и команда (кроме Кобба и Сайто) оказывается в отеле, на предыдущем уровне. Микроавтобус Юсуфа падает в воду, и все оказываются в дождливом городе. Наконец, машина снов в самолёте отключается, и команда возвращается в обычную реальность. В то же время в лимбе Кобб находит Сайто глубоким стариком, прожившим долгую жизнь, но тот узнаёт Кобба, и они возвращаются из сна вместе с остальными.

Кобб благополучно проходит таможенный контроль и воссоединяется со своими детьми. На столе в своём доме он оставляет крутящийся волчок. Фильм кончается, и перестанет ли волчок крутиться, неизвестно.

Уровень Чей это сон? Кто там? Зачем они там? Выброс
1. Реальность Ничей Кобб, Артур, Ариадна, Имс, Сайто, Юсуф, Роберт Фишер-младший Чтобы с помощью наркотиков поместить Фишера-младшего в сон Его нет. Таймер выключает машину для сновидений.
2. Погоня за микроавтобусом Юсуф, химик Кобб, Артур, Ариадна, Имс, Сайто, Юсуф, Роберт Фишер-младший Фишер-младший похищен. Похитители заставляют его назвать случайные числа, которые они используют позже, и начинают закладывать в него идею, что его отец хочет, чтобы Фишер-младший разрушил компанию. Юсуф сбрасывает микроавтобус с моста, но ничего не происходит. Выброс случается, когда микроавтобус ударяется о воду.
3. Отель Артур, аналитик Кобб, Артур, Ариадна, Имс, Сайто, Роберт Фишер-младший Фишера-младшего убеждают, что Браунинг — предатель, и он присоединяется к команде для следующей миссии. Артур взрывает лифт, воспроизводя свободное падение.
4. Снежная крепость Имс, имитатор Кобб, Ариадна, Имс, Сайто, Роберт Фишер-младший Фишер-младший должен быть доставлен в крепость, где идея, которую необходимо вложить, будет наконец закреплена. Имс взрывает опоры крепости, она обваливается, и все оказываются в свободном падении.
5. Лимб Ничей конкретно, общий Кобб, Ариадна, Сайто, Роберт Фишер-младший и тень Мол Забрать Фишера и Сайто. Ариадна и Фишер падают, Сайто и Кобб убивают себя.

Концовка

Фильм оканчивается сценой верчения волчка, который не падает (именно демонстрацией этого Кобб заразил свою жену идеей, что они живут во сне). У зрителя возникают сомнения — остался ли Кобб во сне, или всё-таки оказался в реальности. Режиссёр Кристофер Нолан утверждает, что неоднозначность оставлена специально. В одном из интервью он сообщал: «Мне задавали этот вопрос чаще, чем любой другой вопрос об остальных моих фильмах… Меня забавляет, что люди действительно ждут, что я на него отвечу».

« Я обрываю фильм в конце, навязывая неопределённость за пределами фильма. Мне всегда это казалось правильным концом — я всегда чувствовал это как подходящий «толчок»… Настоящий смысл сцены — и это я говорю людям — что Кобб не смотрит на волчок. Он смотрит на своих детей. Он оставил это позади. В этом эмоциональная важность сцены. »
— Кристофер Нолан

Однако сэр Майкл Кейн, исполнитель роли профессора Майлза, тестя Кобба, говорил, что все сцены с его участием, в том числе финальная сцена фильма, происходят в реальности.

Что из этого реалистично, а что фантдоп

После выхода фильма некоторые особо впечатлительные граждане ринулись на форумы сновидцев, дабы ощутить себя как в фильме, однако реальность оказалась приземлённей.

  • Совместные осознанные сновидения — фант. допущение. В реале были попытки это сделать, успехом до сих пор и не пахнет.
  • Проектирование сна — вполне возможно. В осознанном сне реально можно это сделать, но навряд ли в таких масштабах, как в фильме.
    • Скорее наоборот, в фильме масштабов отчётливо недокрутили. Буквально все представленные сновидения удручающе жизнеподобны, так что не очень верится, что кто-то стал бы строить подобное целенаправленно и жить там на протяжении многих лет (мистер и миссис Кобб, это к вам относится! Хотя с милым, конечно, рай и в шалаше). Населяющих их проекций это тоже касается. Единственное благое исключение — Ариадна, по-видимому, ещё не утратившая детской живости фантазии, но и она демонстрирует волшебные законы физики очень ограниченно. В то же время опытный задрот сновидец IRL вполне способен надрессировать свой ум демонстрировать ему такие спецэффекты, какие не всякая киностудия потянет. Обоснуй по Ватсону, конечно, очевиден: поциент должен быть уверен, что находится не во сне, а наяву, да вот беда — в настоящем сне как раз-таки любые гусеницы-кальянщицы и розовые единороги воспринимаются совершенно в порядке вещей. Обоснуй по Дойлю ещё более очевиден, да и фильм, в конечном итоге, не про фантазийные пейзажи — но от этого персонажи начинают выглядеть недоучками в своей собственной области.
  • Сон внутри сна — осуществимо. Только это не более чем иллюзия. Более того, заснув внутри сна, вы можете проснуться (да, и такое бывает).
  • Жизнь во сне — фантдоп. В нашей скучной реальности длительность сна идёт на минуты. Время во сне не растягивается. Но может возникнуть эффект, что вы во сне прожили день/месяц/год и пр., но это иллюзия — мозг просто склеивает разные эпизоды, чтобы так казалось. Пример, как ни странно, можно посмотреть в сериале Доктор Кто («Тишина в библиотеке», 4 сезон, 9 серия). Там как раз используется этот эффект.

Тропы и штампы, помимо вышеперечисленных

  • Называть по фамилии — о том, что Кобб вообще-то Доминик, мы узнаём буквально на последних минутах фильма.
  • Толпа с вилами — проекции подсознания агрессивны ко всем, кроме собственного сновидца, и норовят набросится на них всей оравой и растерзать. Во сне Сайто в самом начале фильма это принимает вид уличных беспорядков.
  • Фрейд был прав — в самом буквальном смысле. Подсознание и отношения с отцом — что может быть очевиднее?
  • Я купил этот город — планируя операцию, Кобб и Ко прикидывают смету на то, чтобы выкупить билеты в бизнес-класс рядом с Фишером и подкупить стюардессу, но тут вмешивается Сайто с тремя словами: «Я купил авиакомпанию». Действительно, так гораздо проще.