Зимовье Зверей: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
Строка 22: Строка 22:


== Тропы и штампы в творчестве группы ==
== Тропы и штампы в творчестве группы ==
* '''[[Напиться до зелёных чертей|«В запой!»]]''':
* '''«[[Напиться до зелёных чертей|В запой!]]»''':
** [[Алкогол-ик!]] — ближе к финалу припев «я уверен в себе, я доволен собой» начинает звучать так: «я ув-верен… и-ик, я дов-волен… и-ик…».
** [[Алкогол-ик!]] — ближе к финалу припев «я уверен в себе, я доволен собой» начинает звучать так: «я ув-верен… и-ик, я дов-волен… и-ик…».
** [[Антиреклама спиртного]] — где-то между антирекламой и рекламой.
** [[Антиреклама спиртного]] — где-то между антирекламой и рекламой.
Строка 33: Строка 33:
В [[Открытые глаза умершего|незакрытых глазах]] прячет званье и имя мои…}}
В [[Открытые глаза умершего|незакрытых глазах]] прячет званье и имя мои…}}
* [[Герои и философы]] — «Одиссей и Навсикая».
* [[Герои и философы]] — «Одиссей и Навсикая».
* [[Город, которого нет]] — немало где, но в первую очередь «Джин и тоник» и «Ночи без мягких знаков».
* '''«Звери ищут лето»''':
* '''«Звери ищут лето»''':
** [[Волк позорный]]/[[Злой и страшный серый волк]] — Волк, пародия на стереотипного уголовника. Впоследствии вместе с Лисой и Медведем совершает [[Поворот направо|поворот направо]] и становится [[Благородный волк|благородным волком]].
** [[Волк позорный]]/[[Злой и страшный серый волк]] — Волк, пародия на стереотипного уголовника. Впоследствии вместе с Лисой и Медведем совершает [[поворот направо]] и становится [[Благородный волк|благородным волком]].
*** Он же и [[Влюблённый злодей]]: в песне «Волчий шансон» рассказывает историю своей несчастной любви к Козе, [[Убить того, кого любишь|которую в итоге из ревности убил]] ([[Убить гипотенузу|как и её мужа-Козла]]). За это, собственно, и сидел в тюрьме.
*** Он же и [[Влюблённый злодей]]: в песне «Волчий шансон» рассказывает историю своей несчастной любви к Козе, [[Убить того, кого любишь|которую в итоге из ревности убил]] ([[Убить гипотенузу|как и её мужа-Козла]]). За это, собственно, и сидел в тюрьме.
** [[Злодейская песня]] — песни Медведя, Волка и Лисы, а также общие «Марш лесных хищников» и «Метаморфозы хищников».
** [[Злодейская песня]] — песни Медведя, Волка и Лисы, а также общие «Марш лесных хищников» и «Метаморфозы хищников».
** [[Королева бреется]] Арбенин поёт за Свинку и Лису, как и за почти всех остальных персонажей, кроме Волка и Медведя, за которых поёт Петерсон.  
** [[Королева бреется]] — Арбенин поёт за Свинку и Лису, как и за почти всех остальных персонажей, кроме Волка и Медведя, за которых поёт Петерсон.
** [[Медведи — это страшно]] — [[Субверсия|субверсия]]: [[Косолапое недоразумение|Медведь]], конечно, злодей, но, в отличие от Волка и Лисы, явно не «бывалый» преступник, и на этом скользком пути оказался случайно (подробно об этом рассказывает в сольном номере «Медвежьи страдания»).
** [[Медведи — это страшно]] — [[субверсия]]: [[Косолапое недоразумение|Медведь]], конечно, злодей, но, в отличие от Волка и Лисы, явно не «бывалый» преступник, и на этом скользком пути оказался случайно (подробно об этом рассказывает в сольном номере «Медвежьи страдания»).
** [[Симпатичная хрюшка]] — Свинка.
** [[Симпатичная хрюшка]] — Свинка.
** [[Хитрая лиса]] — лидер среди злодеев.
** [[Хитрая лиса]] — лидер среди злодеев.
** [[Человек — это звучит жутко]] единственным однозначно отрицательным персонажем выступает Хозяин.
** [[Человек — это звучит жутко]] — единственным однозначно отрицательным персонажем выступает Хозяин.
* [[Город, которого нет]] — немало где, но в первую очередь «Джин и тоник» и «Ночи без мягких знаков».
* [[Начало конца]] — «Дорогие помпеяне». Причём образный ряд толсто намекает, что [[толстый полярный лис]] навис вовсе не над буквальной Помпеей — для тех, кто ещё в заглавии не распознал [[catch phrase]] Бориса Ельцина.
* [[Начало конца]] — «Дорогие помпеяне». Причём образный ряд толсто намекает, что [[толстый полярный лис]] навис вовсе не над буквальной Помпеей — для тех, кто ещё в заглавии не распознал [[catch phrase]] Бориса Ельцина.
* [[Обыкновенный Дон Кихот]] — «Carmen Horrendum».
* [[Обыкновенный Дон Кихот]] — «Carmen Horrendum».
* [[Песня про времена года]] (зима): «Дворники» (дворники с улицы Джона Леннона не боятся ни мороза, ни голода), «От Рождества до Рождества».
* [[Песня про времена года]] (зима): «Дворники» (дворники с улицы Джона Леннона не боятся ни мороза, ни голода), «От Рождества до Рождества».
* [[Песня про ГЭС]] — «Моноатеизм», торжественная и отчасти стоическая [[субверсия]]. Лирический герой [[разуверился]] решительно во всех идолах и идеалах, а к [[Единый Бог|единственному достойному]] не пришёл — и всё же полон оптимизма: «Теперь я ближе, нежели тогда — Сомненья укрепляют города».
* '''«Печальный Роджер»'''
** Лирические герои — то ли ещё [[пират]]ы, то ли уже [[пиратская нежить]] (раз их в финале «накрыло водой», а наряду с [[ром]]ом они требуют крови).
** [[Непреднамеренное совпадение]] — песня записана в 1997 году, но через десять (и более) лет спустя начала восприниматься исключительно как фанатский альт-саунд для сцены из «[[Пираты Карибского моря]]: [[Pirates of the Caribbean/At World's End|На краю света]]», предваряющей [[гранд-финал]][[финальная битва|ьную битву]]. Благо и «[[шторм|война стихий в стихийной свистопляске]]», и [[забавный попугай|улетающий попка]] там имеются.
* '''«Плывущему — море»''':
* '''«Плывущему — море»''':
** [[Герои и философы]] — «наш штурман — безглазый [[циклоп]] Полифем».
** [[Герои и философы]] — «наш штурман — безглазый [[циклоп]] Полифем».
** [[Красавица Икуку]] — [[опора на троп]]: в последнем припеве на слова «Плывущему — море, где рифы и мели» бэк-вокалист ехидным эхом отзывается: «Мы рифы имели!» Причём, возможно, в виду имеются не подводные рифы, а риффы, которые берёт гитарист.
** [[Красавица Икуку]] — [[опора на троп]]: в последнем припеве на слова «Плывущему — море, где рифы и мели» бэк-вокалист ехидным эхом отзывается: «Мы рифы имели!» Причём, возможно, в виду имеются не подводные рифы, а риффы, которые берёт гитарист.
** [[Морская нежить]] — судя по всему, лирические герои.
** [[Морская нежить]] — судя по всему, лирические герои.
* [[Правда Кассандры]] — её [[аверсия|воздерживается]] высказывать лирический герой песни «Города, которых не стало», а предпочитает «налгать им три короба счастья — пусть живут, ничего не боятся».
* '''«[[Преступление и наказание]]»''' — песня «Куплеты старухи-процентщицы», [[Королева бреется|за которую поёт Арбенин]].
* '''«[[Преступление и наказание]]»''' — песня «Куплеты старухи-процентщицы», [[Королева бреется|за которую поёт Арбенин]].
** [[Злодейская песня]].
** [[Злодейская песня]].

Текущая версия на 10:29, 20 июля 2023

«Зимовье Зверей» — рок-группа из Санкт-Петербурга, основанная поэтом Константином Юрьевичем Арбениным (род. 21 ноября 1968) и музыкантом Александром Вальтеровичем Петерсоном (род. 8 января 1967) в 1994 году. Петерсона заинтересовали песни Арбенина, и летом 1995 года был записан дебютный альбом «Города, которых не стало». Группа существовала с 1994 по 2009 год; в декабре 2018 года Арбенин (уже без Петерсона, занятого другими проектами) снова возродил группу в обновлённом составе, куда вошёл, в частности, Вадим Курылёв из «ДДТ». Музыку «Зимовья Зверей» сложно причислить к какому-то конкретному стилю — характеризовать его можно как смесь из акустического рока, бардовской песни и театрального шансона; визитной карточкой группы также являются сложные, витиеватые, наполненные художественными образами и интересными приёмами тексты.

Дискография[править]

  • «Города, которых не стало» (1995);
  • «Число человека» (1996);
  • «Плечи» (1997);
  • «Свидетели» (1997);
  • «Оба неба» (1998, концертный);
  • «Родословная» (1999);
  • «Вещи со своими именами» (1999);
  • «Возвращение именных вещей» (1999);
  • «Конец Цитаты» (2001);
  • «Антиутопия» (2002);
  • «На третьем римском» (2002);
  • «Как взрослые» (2006);
  • «Всегда готов к рок-н-роллу» (2008);
  • «Новейшая хронология» (2018).

Особенно стоит отметить музыкальные сказки, коих группа записала целых две:

  • «Свинопас» (1999), по мотивам одноимённой сказки Андерсена.
  • «Звери ищут лето» (2003), по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей».

Тропы и штампы в творчестве группы[править]

  • «В запой!»:
    • Алкогол-ик! — ближе к финалу припев «я уверен в себе, я доволен собой» начинает звучать так: «я ув-верен… и-ик, я дов-волен… и-ик…».
    • Антиреклама спиртного — где-то между антирекламой и рекламой.
    • Мазохистское танго — для привлечения внимания возлюбленной (по-видимому, водительницы «скорой помощи» не то психиатрички, не то наркологички) лирический герой не придумал ничего лучше, чем «героически» организовать себе запой. Эпик фэйл: приехала другая бригада.
  • В ожидании любви — «Ассоль и Серый».
  • Война — это кошмар — «Довоенный билет»:
«

Я б военный билет сдал обратно в дорожную кассу, Обменял бы на память идущие в сердце бои, Но солдат безымянный с пробитой звездою на каске В незакрытых глазах прячет званье и имя мои…

»
«

Пусть стекают богатства несметные В мой сундук, как в бездонную чашу. Я бессмертней Кощея Бессмертного — Я над златом цвету, а не чахну!

»
  • «Романс»:
    • Говорить высоким штилем. Лирический герой обращается к бывшей возлюбленной исключительно на «вы» и очень корректно по форме, но столь же глумливо по смыслу.
    • Ты и вы — «Но всё к чертям! Вы больше мне не ты».
  • Романтизация самоубийства — субверсия: «Выпадая из окна». Первые строчки кажутся откровенным призывом к самоубийству, но чем дальше, тем меньше на это похоже, а под конец уже прямо поётся: «И живи, живи, живи!».
  • «Свинопас»:
    • Крохотное королевство — сначала описывается само место действия: «Королевство было небольшое, а Король был с тонкою душою», затем уже Свинопас, рассказывая о своём прошлом, выжимает педаль в подклет: «Дело в том, Ваше Высочество, что я же не всегда был свинопасом. Когда-то я был самым настоящим принцем, да. Но мне это не очень нравилось. Королевство у меня было небольшое — меньше, чем вот этот скотный двор, а забот было выше крыши».
    • Умею есть омары и садиться в Бентли — «Но я умею струны ворошить, мотив плести и звуки извлекать — а ты умеешь только сладко жить, интриги шить и грязью попрекать…». Принцесса-то настоящая, да ещё, поди, с многовековой родословной — да вот только королевство обеднело настолько, что приходится искать в браке спасение от голодной смерти.
  • Симпатичная хрюшка — «Поросёнок».
  • Штирлиц — «Судьба резидента».

Тропы и штампы, связанные с группой[править]

  • Диссонирующее спокойствие (классический состав) — Егор Мажуга, особенно на контрасте с энергичным и эмоциональным Александром Петерсоном.
  • Самодиссонирующая музыка — часто бывает субверсия. У Арбенина имеются песни с достаточно философским и/или текстом, но с бодрым, лёгким мотивом: «По дантевским местам», «Иждивенческая баллада», «Чуть больней» и др. В некоторых чувствуется настроение в духе «я буду смеяться, чтобы не заплакать».
    • Педаль в лицо, лицо в асфальт: мажорная, развесёлая, прямо-таки летящая песенка «Выпадая из окна».
  • Эффект альфы — «Джин и тоник». Бетой может считаться «Выпадая из окна».