Бодренький ретро-мотив

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Итак, у нас фильм ужасов. Герои оказались в какой-то жуткой во всех смыслах дыре и глухомани, откуда непонятно как выбраться, не у кого спросить дорогу, некого позвать на помощь. В общем, обстановка к оптимизму не располагает. И тут вдруг откуда-то (из радиоприемника их машины, из громкоговорителя на стене, из окна старого дома…) начинает звучать мелодия 1950-х, 1940-х или еще более ранних годов. Нет, сама по себе она совершенно не зловещая! Напротив, это весьма бодренький мотивчик (причем, скорее всего, аутентичный, а не написанная специально для фильма стилизация). Но лучше бы героям никогда не слышать эту веселенькую мелодию. Ибо она предвещает приближение того, что страшнее любых зловещих завываний…

Куда более широкое понятие — Диссонирующий саундтрек, совершенно не подходящий тому, что происходит на экране.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Стивен Кинг, «Кристина» — говорить автомобиль, естественно, не умеет, а вот выражать своё отношение к ситуации, оказывается, ещё как может — проигрывая по радиоприёмнику мелодии 50-х годов. Для недоброжелателей владельца автомобиля — да и вообще для всех, кто машине по каким-либо причинам не приглянулся — это, как правило, не предвещает ничего хорошего.
    • Позже тот же сюжетный ход перекочевал и в одноимённую экранизацию романа.

Кино[править]

  • «Кинг-Конг» Питера Джексона начинается с демонстрации упадка Великой Депрессии… под весёлую джазовую песенку про то, как сижу я на вершине мира.
  • «Jeepers Creepers» — собственно песня, давшая название фильму. (В русском переводе ей таки приписали зловещий текст, в оригинале начисто отсутствующий.)
  • Wind Chill — песня «Rockin' Around the Christmas Tree».
  • 1408 — весёлая песенка «We’ve Only Just Begun», постоянно норовящая во всю громкость прохрипеть из будильника.
  • «Сияние» Кубрика — невинный шлягер 1934-го года «Midnight with the Stars and You» в заключительной сцене фильма (камера наезжает на старинную фотографию, на которой среди прочих людей теперь присутствует и погибший Джек Торренс) приобретает неожиданно зловещее звучание.
  • «Книга Илая» — герои попадают в домик пожилой супружеской пары, их гостеприимно усаживают за стол, заводят граммофон… и несут блюдо с бутербродами из человеческого мяса, причём герои явно должны стать сырьём для следующей порции. В тот момент, когда эта проблема, кажется, решена, появляется банда постапокалиптических отморозков и начинает штурм домика — всё под тот же весёленький мотивчик.
  • «Кристина» — бодрая музыка 50-х из злобного живого Плимута Фьюри звучит постоянно.
  • Стражи Галактики — а тут у нас натуральная инверсия, потому как зазвучавший в эндшпиле бодренький мотивчик, под который внезапно начинает пританцовывать Питер, предвещает знатные двести двадцать антагонисту.

Мультфильмы[править]

  • «Будет ласковый дождь» — робот заводит патефон хозяйки и ставит её любимую пластинку. Играет лирическая ретро-мелодия (песня The Moon Was Yellow в исполнении Geraldo Orchestra, 1935 год), жутко диссонирующая со всем постъядерным миром вокруг.

Видеоигры[править]

  • Серия Fallout — хоть и не фильм ужасов, но ретро-мотив на фоне постапокалипсиса, ставший одной из визитной карточек серии, выполняет свою задачу на все 100 %.
    • В New Vegas педаль продавлена в пол и глубже — чуть ли не вся музыка в игре является именно бодреньким ретро-мотивом, а с кровь-кишками там всё хорошо…
      • Недаром по интернетам, преимущественно западным, гуляет мем: «Play Fallout@Become musically cultured»
  • Анабиоз: Сон разума — в редких моментах и титрах можно услышать советские шлягеры середины XX века, например «Море шумит» Георгия Абрамова.