Зрители — гении: различия между версиями
(не показаны 4 промежуточные версии 4 участников) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
{{q|Я слышал всё до единого слова, но без внешнего записывающего устройства утратил нить разговора.|[[Ghost in the Shell]]: Stand Alone Complex}} | {{q|Я слышал всё до единого слова, но без внешнего записывающего устройства утратил нить разговора.|[[Ghost in the Shell]]: Stand Alone Complex}} | ||
{{q|«Поминки по Финнегану» рассчитаны на идеального читателя, страдающего идеальной бессонницей.|Джеймс Джойс о своем произведении}} | {{q|«Поминки по Финнегану» рассчитаны на идеального читателя, страдающего идеальной бессонницей.|Джеймс Джойс о своем произведении}} | ||
Создатель [[телесериал]]а/[[Кино|фильма]]/[[аниме]] (с [[Литература|книгами]] это случается реже, но тоже бывает) устал от широко распространённого стереотипа «[[публика — дура]]» и хочет показать своей аудитории, что уважает их интеллектуальные способности. Или, может быть, [[Типа я Тарковский|он просто | Создатель [[телесериал]]а/[[Кино|фильма]]/[[аниме]] (с [[Литература|книгами]] это случается реже, но тоже бывает) устал от широко распространённого стереотипа «[[публика — дура]]» и хочет показать своей аудитории, что уважает их интеллектуальные способности. Или, может быть, [[Типа я Тарковский|он просто выделывается понтов ради и нарочно всё усложняет]] — но не суть. В итоге для каждого фантастического явления в своём [[сеттинг]]е он придумывает [[обоснование]], а если пишет исторический роман, лезет из кожи вон, чтобы малейшие исторические детали соответствовали истине, и демонстрирует нам свои усилия в длинных и подробных технических описаниях. Каждое событие у него содержит аллюзию на дзенский коан или значение сефиры, нет ни одного кадра без символов (даже если они там, в общем-то, не нужны), а все персонажи поголовно имеют учёную степень и/или свободно цитируют классических философов (даже если на сюжет это не влияет). В особо запущенных случаях сюжет истории не поддаётся осмыслению без энциклопедических знаний у ''тебя'', дорогой зритель. Не обладаешь такими знаниями? Ну упс, удачи тогда с пониманием того, что здесь происходит. | ||
А происходит вот что: автор впал в противоположную крайность и вместо того, чтобы ввести в своё произведение [[бонус для гениев]], решил, что ''все'' | А происходит вот что: автор впал в противоположную крайность и вместо того, чтобы ввести в своё произведение [[бонус для гениев]], решил, что ''все'' зрители — гении. В итоге плодами его трудов могут наслаждаться только учёные или люди с ну очень обширной и глубокой эрудицией. Каковых, будем честны, не так уж много. А бывает и такое, что автор, увлёкшись своими аллюзиями и [[Философический угар|философскими смыслами]], на полдороге забыл про сюжет и персонажей — тогда это даже зрителю с учёной степенью будет не очень интересно. | ||
Здравомыслящие авторы вместо этого и делают [[бонус для гениев]]: средний человек может не понять всего, что в произведении заложено, но всё равно получит от него удовольствие и в основном сюжете разберётся. | Здравомыслящие авторы вместо этого и делают [[бонус для гениев]]: средний человек может не понять всего, что в произведении заложено, но всё равно получит от него удовольствие и в основном сюжете разберётся. | ||
Строка 20: | Строка 20: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Ларри Нивен. Едва ли не [[кодификатор]]. | * Ларри Нивен. Едва ли не [[кодификатор]]. | ||
* Фрэнк Герберт, цикл «Дюна». Многие отсылки и цитаты из романа обычному среднестатистическому читателю, не имеющему нескольких гуманитарных дипломов и докторской степени по философии, просто не понять. Путаницы добавляет также то, что некоторые из цитат и крылатых фраз в | * Фрэнк Герберт, цикл «Дюна». Многие отсылки и цитаты из романа обычному среднестатистическому читателю, не имеющему нескольких гуманитарных дипломов и докторской степени по философии, просто не понять. Путаницы добавляет также то, что некоторые из цитат и крылатых фраз в тексте — внутримировые, вполне обычные и понятные для образованных людей очень далекого будущего, но загадочные для нас, их «пещерных предков» | ||
** Впрочем, даже без знания всех аллюзий и отсылок понять лор и сюжет этих книг вполне реально. | |||
* «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Читателям, не обладающим научной степенью в области теории музыки/религиеведения/философии/истории искусств, просьба не беспокоиться. | * «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Читателям, не обладающим научной степенью в области теории музыки/религиеведения/философии/истории искусств, просьба не беспокоиться. | ||
* Практически всё творчество Джона Фаулза, в | * Практически всё творчество Джона Фаулза, в особенности — «Волхв». | ||
** Да ладно, и «Коллекцонер» прекрасно читается как триллер, и «Женщина французского лейтенанта» как мелодрама. | ** Да ладно, и «Коллекцонер» прекрасно читается как триллер, и «Женщина французского лейтенанта» как мелодрама. | ||
* Умберто Эко. Просто Умберто Эко! Правда, не весь. Но «Остров | * Умберто Эко. Просто Умберто Эко! Правда, не весь. Но «Остров Накануне» — таки да, без понимания, что за манускрипт цитируется в названии очередной главы (и желательно — знания его содержания) фиг поймёшь, что там вообще творится<ref>Костюкович вошла в положение и в свой перевод сопроводила подробными комментариями и хорошим предисловием.</ref>. «Маятник Фуко» и «Баудолино» уже с натяжкой, а «Имя розы» — обычный детектив с [[Бонус для гениев|бонусами]]. | ||
* «Чёрная кость» Руслана | * «Чёрная кость» Руслана Мельникова — пограничный случай. В принципе, трилогия будет понятна и интересна даже незнакомому с историей читателю, но [[бонус для гениев]] настолько велик, что без него роман теряет всю свою незаурядность. Автор это определённо осознавал, поэтому сделал явную подсветку в предисловии, чем польстил эрудированным читателям, а остальным — дал наводку, о каких исторических событиях и деятелях стоит поискать информацию. | ||
* [[Педаль в пол|Педаль сквозь ядро и через земную кору с другой стороны]] выжимает такой классик, как Джеймс Джойс. Все его произведения целиком построены на сложных отсылках, аллюзиях и ассоциациях, поэтому на человека, знакомого с литературой исключительно на уровне школьной программы, они могут произвести впечатление [[Говорить словесной окрошкой|полной шизофазии]]. Поэтому перевод «Улисса» снабдили большим количеством примечаний. И даже с учетом этого, педаль в | * [[Педаль в пол|Педаль сквозь ядро и через земную кору с другой стороны]] выжимает такой классик, как Джеймс Джойс. Все его произведения целиком построены на сложных отсылках, аллюзиях и ассоциациях, поэтому на человека, знакомого с литературой исключительно на уровне школьной программы, они могут произвести впечатление [[Говорить словесной окрошкой|полной шизофазии]]. Поэтому перевод «Улисса» снабдили большим количеством примечаний. И даже с учетом этого, педаль в бесконечность — такой известный [[Вывих мозга]], как Finnegans' Wake (название традиционно переводится как «Поминки по Финнегану»), произведение, принципиально непереводимое ни на один язык мира и до конца не понятое никем, [[Точку ставит смерть|даже автором]]. Прочитал и ничего не понял? Не огорчайся, многие исследователи, в том числе и Эко, тоже ничего не поняли. Тем не менее, это произведение, наполненное [[Заумь|неологизмами]], смогло обогатить человеческие языки многими новыми словами (например, такие слова, как кварк и мономиф, впервые были упомянуты именно там). | ||
* Постмодернистские произведения Томаса Пинчона, особенно «Радуга | * Постмодернистские произведения Томаса Пинчона, особенно «Радуга тяготения» — шедевральный роман, требующий недюжих знаний в самых разных областях и умения структурно интепретировать. | ||
* Роман Антонии Байетт «Обладать» написан филологом и для филологов, остальные рискуют через этот кирпич с меееееедленным развитием сюжета так и не продраться. | * Роман Антонии Байетт «Обладать» написан филологом и для филологов, остальные рискуют через этот кирпич с меееееедленным развитием сюжета так и не продраться. | ||
* Владимир Набоков. Комментарии набоковедов с «ключами» к его произведениям читать не менее интересно, чем сами произведения. | * Владимир Набоков. Комментарии набоковедов с «ключами» к его произведениям читать не менее интересно, чем сами произведения. | ||
* [[Виктор Пелевин]], ибо высокий [[постмодернист]]. | * [[Виктор Пелевин]], ибо высокий [[постмодернист]]. | ||
* Ляо Чжай (Пу Сунь-Лин) «Записки о происках духов». Современные издания даже в родном Китае приходится снабжать комментариями больше размера исходника. | * Ляо Чжай (Пу Сунь-Лин) «Записки о происках духов». Современные издания даже в родном Китае приходится снабжать комментариями больше размера исходника. | ||
* Анджей Сапковский в цикле о гуситских войнах намеренно оставил без перевода всю латынь. Не знаешь | * Анджей Сапковский в цикле о гуситских войнах намеренно оставил без перевода всю латынь. Не знаешь латыни — почувствуй себя средневековым крестьянином, который не понимает, что вещает священник с кафедры. В русском переводе фишку запороли, снабдив сносками. | ||
* Да и Лев наш Николаевич Толстой в «Войне и Мире» запросто выдавал длинные письма на французском, не удосужившись их перевести: дескать, если ты не можешь это прочитать, то и вся книга не для тебя писана. | * Да и Лев наш Николаевич Толстой в «Войне и Мире» запросто выдавал длинные письма на французском, не удосужившись их перевести: дескать, если ты не можешь это прочитать, то и вся книга не для тебя писана. | ||
** А вот и нет! По-французски в романе говорят только отрицательные персонажи и исключительно о светской чепухе. Это прием-индикатор. Напомню, что роман об Отечественной Войне с французами, а значит говорящие по- | ** А вот и нет! По-французски в романе говорят только отрицательные персонажи и исключительно о светской чепухе. Это прием-индикатор. Напомню, что роман об Отечественной Войне с французами, а значит говорящие по-французски — враги, только не в националистическом смысле, а враги живого, настоящего. Понимать это куски не обязательно, достаточно понимать, что перед нами — очередной оторванный от жизни самовлюбленный прохиндей. | ||
*** Насчёт «только отрицательных» можно поспорить. Навскидку — французский периодически мелькает в речи той же княжны Марьи (не говоря уже о её письмах Жюли), да и князь Андрей на том самом памятном балу отмечает, что у Наташи «ошибки во французском языке». | *** Насчёт «только отрицательных» можно поспорить. Навскидку — французский периодически мелькает в речи той же княжны Марьи (не говоря уже о её письмах Жюли), да и князь Андрей на том самом памятном балу отмечает, что у Наташи «ошибки во французском языке». | ||
** Вообще-то переведены, причём самим Л. Н. Толстым. Даже заметно, что он переводит не дословно, а именно подставляет то, что сказали бы в соответствующей ситуации по-русски. | ** Вообще-то переведены, причём самим Л. Н. Толстым. Даже заметно, что он переводит не дословно, а именно подставляет то, что сказали бы в соответствующей ситуации по-русски. | ||
* [[The Lost Fleet]] | * [[The Lost Fleet]] — многие манёвры в трёхмерном (и даже в четырёхмерном, ведь учитывается и временная задержка) пространстве чрезвычайно сложны, и если читатель сам не обучен тактике, то понять из может быть недегко. | ||
* Андрей Уланов, начиная с «На всех хватит». Одна из основ его | * Андрей Уланов, начиная с «На всех хватит». Одна из основ его стиля — напихать в текст побольше отсылок и камео. В результате многим доставляет не столько сюжет, сколько отгадывание «откуда я это взял». А если вы не в теме — будьте готовы к забавной, но одноразовой книжонке, которую скорее всего не дочитаете и до половины. | ||
* Ханну Райаниэми «[[Квантовый вор]]». Не самые простые концепции из квантовой физики и криптографии, плюс отсылки к не самым мейнстримным произведениям (легко ли нерусскоязычному читателю понять, почему «гоголи» - это «мертвые души»?). И даже если читателю хватит эрудиции, то не факт что хватит сообразительности разобраться в хитросплетениях происходящего. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 47: | Строка 49: | ||
* «Поменяться местами»: если вы не знаете, как работают торги на бирже, то никогда не поймёте, как герои разорили братьев Дьюк. | * «Поменяться местами»: если вы не знаете, как работают торги на бирже, то никогда не поймёте, как герои разорили братьев Дьюк. | ||
* [[Christopher Nolan|Кристофер Нолан]], [[Inception|«Внедрение»]]. Хотя тут нужна не столько гениальность зрителей, сколько внимательность и память, отсутствие которых можно компенсировать, посмотрев фильм 5-10 раз. | * [[Christopher Nolan|Кристофер Нолан]], [[Inception|«Внедрение»]]. Хотя тут нужна не столько гениальность зрителей, сколько внимательность и память, отсутствие которых можно компенсировать, посмотрев фильм 5-10 раз. | ||
** Схожая проблема есть и в другом его | ** Схожая проблема есть и в другом его фильме — «Помни» («Memento»). Если в фильме выше сюжет уходит вглубь ярус за ярусом, а потом стремительно из этих ярусов выходит в обратном порядке, то в этом фильме просто все фрагменты истории [[Нелинейное повествование|показаны вперемешку]], и поэтому надо не только держать их в памяти для поддержания общей картины, но ещё и вкурить в то, каков именно их порядок. | ||
* «Исходный код» Данкана | * «Исходный код» Данкана Джонса — в целом все переплетения сюжета показались довольно последовательными с первого раза, но при пересмотре с некоторыми друзьями и сестрой оказалось, что часть из них поняли все совершенно неправильно, после чего потребовалось длительное обсуждение и еще один пересмотр для согласования наших впечатлений. | ||
* «[[Малхолланд Драйв]] | * «[[Малхолланд Драйв]]» — то же самое, что и с примером выше. Чтобы отделить сон от реальности и восстановить хронологию происходящего, нужно весь фильм следить за определенными предметами, вроде торшера, пепельницы и кофейной чашки. Поэтому Дэвид Линч оставил десять подсказок, на какие предметы следует при просмотре обращать внимание, чтобы понять эту историю. Без этих подсказок фильм был бы стопроцентным тропом. | ||
* Тарковский. Кто-нибудь из прошедших [[S.T.A.L.K.E.R.|игру про сталкеров]] и после решивших заценить фильм по [[Пикник на обочине|не такой уж замороченной повести]] знал ли загодя, что значит «мене мене текел упарсин», или разглядел отсылку к Дао в одном из монологов? Сам Тарковский говорил, что заумь он вставляет в кино не для выпендрежа, а чтобы лучше донести свои мысли и чувства. | * Тарковский. Кто-нибудь из прошедших [[S.T.A.L.K.E.R.|игру про сталкеров]] и после решивших заценить фильм по [[Пикник на обочине|не такой уж замороченной повести]] знал ли загодя, что значит «мене мене текел упарсин», или разглядел отсылку к Дао в одном из монологов? Сам Тарковский говорил, что заумь он вставляет в кино не для выпендрежа, а чтобы лучше донести свои мысли и чувства. | ||
Строка 57: | Строка 59: | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
* Два слова: Осии Мамору. «Яйцо Ангела», [[Ghost in the Shell]], [[Avalon]]. | * Два слова: Осии Мамору. «Яйцо Ангела», [[Ghost in the Shell]], [[Avalon]]. | ||
* [[Neon Genesis Evangelion]] | * [[Neon Genesis Evangelion]] — пополам с [[Вывих мозга|вывихом мозга]]. Тем не менее, широкой публике зашло благодаря экшену и [[фансервис]]у. | ||
* [[Ergo Proxy]] | * [[Ergo Proxy]] | ||
* [[Blame!]] [[Tsutomu Nihei|Цутому Нихэя]] | * [[Blame!]] [[Tsutomu Nihei|Цутому Нихэя]] — про [[киборг]]ов и [[пост-человек]]ов, и ДЛЯ [[киборг]]ов и [[пост-человек]]ов. Простым смертным из плоти и крови будет очень сложно понять, что там вообще происходит. | ||
** По сравнению с его же [[Abara]] даже [[Blame!]] покажется увеселительной прогулкой. | ** По сравнению с его же [[Abara]] даже [[Blame!]] покажется увеселительной прогулкой. | ||
*** Пфф! Тот же Евангелион, только без нытья с истериками, зато с [[Пейзажное_порно|фирменной авторской архитектурой]] и очевидным незавуалированным [[хэппи-энд]]ом. Ах да, маленькие дети только во флэшбэках. | *** Пфф! Тот же Евангелион, только без нытья с истериками, зато с [[Пейзажное_порно|фирменной авторской архитектурой]] и очевидным незавуалированным [[хэппи-энд]]ом. Ах да, маленькие дети только во флэшбэках. | ||
** Просто автор очень умеренно дозирует и грамотно распределяет [[фансервис]] (хотя в итоге суммарные объёмы выходят вполне себе промышленные), а [[Хайнлайнинг|сюжетно важную информацию выдаёт в том порядке, в котором она становится известна самим персонажам по ходу повествования]], чем немало способствует погружению в атмосферу произведения. Читателям, совсем не привыкшим к [[Асексуал|не слишком сексуально озабоченным]] персонажам, возможно стоит начинать знакомство с творчеством Нихэя с [[Biomega]] | ** Просто автор очень умеренно дозирует и грамотно распределяет [[фансервис]] (хотя в итоге суммарные объёмы выходят вполне себе промышленные), а [[Хайнлайнинг|сюжетно важную информацию выдаёт в том порядке, в котором она становится известна самим персонажам по ходу повествования]], чем немало способствует погружению в атмосферу произведения. Читателям, совсем не привыкшим к [[Асексуал|не слишком сексуально озабоченным]] персонажам, возможно стоит начинать знакомство с творчеством Нихэя с [[Biomega]] — там даже {{spoiler|закадровый}} половой контакт присутствует {{spoiler|во флэшбэке}} {{spoiler|в эпилоге}}, ну а ещё [[забавный мишка]], регулярно дающий [[Разрядка_смехом|разрядку смехом]]. | ||
*** Ну а что иногда из кустов рояли | *** Ну а что иногда из кустов рояли выезжают — так не он один таким балуется, тем более что он ими совсем не злоупотребляет. | ||
*** В [[Knights of Sidonia]] автор сильно ''«очеловечил»'' [[фансервис]], приблизив его к мэйнстриму, но для лучшего понимания перед чтением этой манги рекомендуется прочитать коротенькую шуточную ''«Blame! Academy»''. | *** В [[Knights of Sidonia]] автор сильно ''«очеловечил»'' [[фансервис]], приблизив его к мэйнстриму, но для лучшего понимания перед чтением этой манги рекомендуется прочитать коротенькую шуточную ''«Blame! Academy»''. | ||
** Собственно, вся вышепроисходящая дискуссия прекрасно показывает среднестатистический уровень «обычного анимешника», который даже кристально чистый и ясный сюжет [[Blame!]] понять не в состоянии, если ему при этом сисек не покажут. | ** Собственно, вся вышепроисходящая дискуссия прекрасно показывает среднестатистический уровень «обычного анимешника», который даже кристально чистый и ясный сюжет [[Blame!]] понять не в состоянии, если ему при этом сисек не покажут. | ||
*** Тут дело не столько в уровне, сколько в дистанции между [[сюжет]]ом и [[сеттинг]]ом. В этом отношении тот же [[Blame!]] очень похож на Yokohama Kaidashi Kikou: огромная часть событий [[сеттинг]]а и тонкостей движущих им механизмов остаётся за кадром не потому, что [[Синдром поиска глубинного смысла|до них обязательно доходить своим умом]], а потому, что [[Пожимает Бог плечами|они для основного сюжета самого произведения не существенны]]. Часть публики привыкла, что в произведении к концу должно быть объяснено абсолютно | *** Тут дело не столько в уровне, сколько в дистанции между [[сюжет]]ом и [[сеттинг]]ом. В этом отношении тот же [[Blame!]] очень похож на Yokohama Kaidashi Kikou: огромная часть событий [[сеттинг]]а и тонкостей движущих им механизмов остаётся за кадром не потому, что [[Синдром поиска глубинного смысла|до них обязательно доходить своим умом]], а потому, что [[Пожимает Бог плечами|они для основного сюжета самого произведения не существенны]]. Часть публики привыкла, что в произведении к концу должно быть объяснено абсолютно всё — поэтому каждая изображённая мелочь имеет шанс быть принята читателями за [[ружьё Чехова]], которым она при этом [[Красная сельдь|может совсем не являться]]. | ||
* [[Texhnolyze]] | * [[Texhnolyze]] | ||
* [[Shoujo Kakumei Utena]] | * [[Shoujo Kakumei Utena]] — отсылка на отсылке деконструкцией погоняла. А чтобы понять смысл дуэльных тем, потребуются степени по [https://ohtori.nu/audiology/albums/03/17_I_Am_All_the_Mysteries.html истории искусств] и [https://ohtori.nu/audiology/albums/03/15_The_Angel_Androgynous.html философии]. | ||
** Да собственно весь Икухара как класс, за исключением разве что [[Sailor Moon]], где его ещё не пробрал [[философический угар]]. Что [[Mawaru Penguindrum]], что [[Yuri Kuma Arashi]] без поллитры и докторской степени по постмодернистской философии мало кто может вообще понять, да и в [[Sarazanmai]] шутки про жопу и | ** Да собственно весь Икухара как класс, за исключением разве что [[Sailor Moon]], где его ещё не пробрал [[философический угар]]. Что [[Mawaru Penguindrum]], что [[Yuri Kuma Arashi]] без поллитры и докторской степени по постмодернистской философии мало кто может вообще понять, да и в [[Sarazanmai]] шутки про жопу и геев — это просто украшения. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[World of Warcraft]] | * [[World of Warcraft]] — вступительный ролик дополнения Warlords of Draenor вышел красочным и захватывающим (как и все вступительные ролики Blizzard), но сполна им насладиться сможет лишь тот, кто достаточно хорошо знает лор игровой вселенной. А если является ещё и фанатом Конана Киммерийца, то заметит в роликах к Warlords of Draenor немало перерисовок с фильмов и сюжетные ходы из книг про этого персонажа. Ну и, разумеется, там в наличии подражание Джеральду Брому и Фрэнку Фразетта. | ||
* Blasphemous набита отсылками к испанским религиозным закидонам. И да, это (вместе с более очевидной атмосферой) единственная причина в неё играть. | * Blasphemous набита отсылками к испанским религиозным закидонам. И да, это (вместе с более очевидной атмосферой) единственная причина в неё играть. | ||
Строка 80: | Строка 82: | ||
** как раз для американо-канадского слушателя с достаточным кругозором тексты Коэна очень просты, хоть и порой обладают порой неожиданной образностью. | ** как раз для американо-канадского слушателя с достаточным кругозором тексты Коэна очень просты, хоть и порой обладают порой неожиданной образностью. | ||
* Творчество Сергея Калугина и «Оргии Праведников», особенно раннего периода. Скрытые цитаты, аллюзии и символы в несколько слоев, о «Рассказе Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу» Калугин говорил, что в момент написания сам не все понял. | * Творчество Сергея Калугина и «Оргии Праведников», особенно раннего периода. Скрытые цитаты, аллюзии и символы в несколько слоев, о «Рассказе Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу» Калугин говорил, что в момент написания сам не все понял. | ||
** Хотя отчасти и пародия на | ** Хотя отчасти и пародия на троп — замороченный «[[Литература#.D0.9A.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.81.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D1.8F_.D0.BF.D0.BE.D1.8D.D0.B7.D0.B8.D0.B8|Венок сонетов]]», по признанию Калугина же, писался как стёб над популярным в то время [[Философический угар|философическим угаром]]. | ||
* Михаил Щербаков если и не делает Калугина по этому показателю, то как минимум идёт с ним ноздря в ноздрю. На крупнейшем фанатском сайте есть огромный раздел «Словарь заморских слов», где разбираются только самые неочевидные отсылки, аллюзии и цитаты. А более | * Михаил Щербаков если и не делает Калугина по этому показателю, то как минимум идёт с ним ноздря в ноздрю. На крупнейшем фанатском сайте есть огромный раздел «Словарь заморских слов», где разбираются только самые неочевидные отсылки, аллюзии и цитаты. А более известных — в несколько раз больше. | ||
* Олег Медведев тоже любит набить текст отсылками под завязку. | * Олег Медведев тоже любит набить текст отсылками под завязку. | ||
* Anacondaz. В русском рэпе они умудряются рассказать о центре Брока, линии Кармана и распределении Гаусса. | * Anacondaz. В русском рэпе они умудряются рассказать о центре Брока, линии Кармана и распределении Гаусса. | ||
* В смысл песен [[Аквариум|БГ]] тоже удается вникнуть далеко не с первого раза, благо, отсылок в них натыкано по полдесятка на строчку текста. | * В смысл песен [[Аквариум|БГ]] тоже удается вникнуть далеко не с первого раза, благо, отсылок в них натыкано по полдесятка на строчку текста. | ||
* Примерно тем же, но в чуть меньших масштабах, занимается Константин Арбенин. | * Примерно тем же, но в чуть меньших масштабах, занимается Константин Арбенин. | ||
* The | * The Dreadnoughts — чтобы понять, о чём вообще многие песни и что за люди в них упоминаются, нужно неплохо знать историю (в частности, двух мировых войн). Вот тебе и панки! | ||
* Mastodon. | * Mastodon. | ||
* CMX. Большинства отсылок в текстах этой группы даже соотечественники не понимают. А чего вы хотели, их [https://en.wikipedia.org/wiki/A._W._Yrjänä вокалист и по совместительству автор текстов] по образованию теолог. | * CMX. Большинства отсылок в текстах этой группы даже соотечественники не понимают. А чего вы хотели, их [https://en.wikipedia.org/wiki/A._W._Yrjänä вокалист и по совместительству автор текстов] по образованию теолог. | ||
* Obscura. Участники группы обладают учёными степенями в области музыки, а тексты и вовсе посвящены [[Философический угар|немецкой классической философии]], с [[отсылка]]ми на Гёте, Шиллера, Шопенгауэра, Библию и индуистские сакральные тексты. | * Obscura. Участники группы обладают учёными степенями в области музыки, а тексты и вовсе посвящены [[Философический угар|немецкой классической философии]], с [[отсылка]]ми на Гёте, Шиллера, Шопенгауэра, Библию и индуистские сакральные тексты. | ||
* Don | * Don McLean — «American Pie». В песне отсылки ко «Дню, когда умерла музыка» (авиакатастрофе 1959 года, в которой погибли Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер) и не только. | ||
* Для понимания текстов песен Хелависы нужно хорошо знать русский, западный и местами восточный фольклор. | * Для понимания текстов песен Хелависы нужно хорошо знать русский, западный и местами восточный фольклор. | ||
* | * Rammstein — «Deutschland». Чтобы найти и разобрать все отсылки в клипе, необходимо довольно хорошо знать историю Германии и ряда других государств. [[Знают именно за это|И не только периода Второй Мировой]]. | ||
* Complex Numbers | * Complex Numbers — в почти все песнях есть и часто клипы, которые есть ко многим песням, не сильно помогают. | ||
* Песни которые изначально созданы как часть другого сеттинга (например по ПЕРНу Энн Маккефри или Герольдам Вальдемара Мерседес Лэки) - если слушать это не прочитав книг - мало что понятно. Если же книги сначала прочитать - то как раз все понятно, потому что огромное количество отсылок на внутримировые события. | * Песни которые изначально созданы как часть другого сеттинга (например по ПЕРНу Энн Маккефри или Герольдам Вальдемара Мерседес Лэки) - если слушать это не прочитав книг - мало что понятно. Если же книги сначала прочитать - то как раз все понятно, потому что огромное количество отсылок на внутримировые события. | ||
=== Периодическая печать === | === Периодическая печать === | ||
* Удачное применение | * Удачное применение тропа — рубрика «Кроссворд с фрагментами» из журнала «Наука и жизнь». На момент появления они были сложнее, чем привычные из газет (которые будут потруднее привычных современных сканвордов). В доинтернетовскую эпоху разгадать половину кроссворда из «Науки и жизни» мог только эрудит. | ||
{{Nav/Basic}} | {{Nav/Basic}} |
Текущая версия на 18:01, 13 февраля 2024
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Viewers Are Geniuses. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Я слышал всё до единого слова, но без внешнего записывающего устройства утратил нить разговора. | » |
— Ghost in the Shell: Stand Alone Complex |
« | «Поминки по Финнегану» рассчитаны на идеального читателя, страдающего идеальной бессонницей. | » |
— Джеймс Джойс о своем произведении |
Создатель телесериала/фильма/аниме (с книгами это случается реже, но тоже бывает) устал от широко распространённого стереотипа «публика — дура» и хочет показать своей аудитории, что уважает их интеллектуальные способности. Или, может быть, он просто выделывается понтов ради и нарочно всё усложняет — но не суть. В итоге для каждого фантастического явления в своём сеттинге он придумывает обоснование, а если пишет исторический роман, лезет из кожи вон, чтобы малейшие исторические детали соответствовали истине, и демонстрирует нам свои усилия в длинных и подробных технических описаниях. Каждое событие у него содержит аллюзию на дзенский коан или значение сефиры, нет ни одного кадра без символов (даже если они там, в общем-то, не нужны), а все персонажи поголовно имеют учёную степень и/или свободно цитируют классических философов (даже если на сюжет это не влияет). В особо запущенных случаях сюжет истории не поддаётся осмыслению без энциклопедических знаний у тебя, дорогой зритель. Не обладаешь такими знаниями? Ну упс, удачи тогда с пониманием того, что здесь происходит.
А происходит вот что: автор впал в противоположную крайность и вместо того, чтобы ввести в своё произведение бонус для гениев, решил, что все зрители — гении. В итоге плодами его трудов могут наслаждаться только учёные или люди с ну очень обширной и глубокой эрудицией. Каковых, будем честны, не так уж много. А бывает и такое, что автор, увлёкшись своими аллюзиями и философскими смыслами, на полдороге забыл про сюжет и персонажей — тогда это даже зрителю с учёной степенью будет не очень интересно.
Здравомыслящие авторы вместо этого и делают бонус для гениев: средний человек может не понять всего, что в произведении заложено, но всё равно получит от него удовольствие и в основном сюжете разберётся.
Особенно часто явление встречается в философской фантастике и жанре киберпанк. Часто идёт бок о бок с вывихом мозга.
Внимание: этот троп относится к художественным произведениям. Само собой разумеется, что специальная научная литература будет непонятна среднему обывателю, но она и не обязана быть понятной любому, это не её задача. В то время как художественные произведения выпускаются для широкого круга читателей.
Примеры[править]
Фольклор[править]
- Анекдот: «Дневник буржуя: „Отведал с утра пару ананасов и рябчика…“ на этом записи обрываются». Чтобы понять шутку, надо знать строки Маяковского, они, конечно, знаменитые, но для всех ли поколений…
Литература[править]
- Ларри Нивен. Едва ли не кодификатор.
- Фрэнк Герберт, цикл «Дюна». Многие отсылки и цитаты из романа обычному среднестатистическому читателю, не имеющему нескольких гуманитарных дипломов и докторской степени по философии, просто не понять. Путаницы добавляет также то, что некоторые из цитат и крылатых фраз в тексте — внутримировые, вполне обычные и понятные для образованных людей очень далекого будущего, но загадочные для нас, их «пещерных предков»
- Впрочем, даже без знания всех аллюзий и отсылок понять лор и сюжет этих книг вполне реально.
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Читателям, не обладающим научной степенью в области теории музыки/религиеведения/философии/истории искусств, просьба не беспокоиться.
- Практически всё творчество Джона Фаулза, в особенности — «Волхв».
- Да ладно, и «Коллекцонер» прекрасно читается как триллер, и «Женщина французского лейтенанта» как мелодрама.
- Умберто Эко. Просто Умберто Эко! Правда, не весь. Но «Остров Накануне» — таки да, без понимания, что за манускрипт цитируется в названии очередной главы (и желательно — знания его содержания) фиг поймёшь, что там вообще творится[1]. «Маятник Фуко» и «Баудолино» уже с натяжкой, а «Имя розы» — обычный детектив с бонусами.
- «Чёрная кость» Руслана Мельникова — пограничный случай. В принципе, трилогия будет понятна и интересна даже незнакомому с историей читателю, но бонус для гениев настолько велик, что без него роман теряет всю свою незаурядность. Автор это определённо осознавал, поэтому сделал явную подсветку в предисловии, чем польстил эрудированным читателям, а остальным — дал наводку, о каких исторических событиях и деятелях стоит поискать информацию.
- Педаль сквозь ядро и через земную кору с другой стороны выжимает такой классик, как Джеймс Джойс. Все его произведения целиком построены на сложных отсылках, аллюзиях и ассоциациях, поэтому на человека, знакомого с литературой исключительно на уровне школьной программы, они могут произвести впечатление полной шизофазии. Поэтому перевод «Улисса» снабдили большим количеством примечаний. И даже с учетом этого, педаль в бесконечность — такой известный Вывих мозга, как Finnegans' Wake (название традиционно переводится как «Поминки по Финнегану»), произведение, принципиально непереводимое ни на один язык мира и до конца не понятое никем, даже автором. Прочитал и ничего не понял? Не огорчайся, многие исследователи, в том числе и Эко, тоже ничего не поняли. Тем не менее, это произведение, наполненное неологизмами, смогло обогатить человеческие языки многими новыми словами (например, такие слова, как кварк и мономиф, впервые были упомянуты именно там).
- Постмодернистские произведения Томаса Пинчона, особенно «Радуга тяготения» — шедевральный роман, требующий недюжих знаний в самых разных областях и умения структурно интепретировать.
- Роман Антонии Байетт «Обладать» написан филологом и для филологов, остальные рискуют через этот кирпич с меееееедленным развитием сюжета так и не продраться.
- Владимир Набоков. Комментарии набоковедов с «ключами» к его произведениям читать не менее интересно, чем сами произведения.
- Виктор Пелевин, ибо высокий постмодернист.
- Ляо Чжай (Пу Сунь-Лин) «Записки о происках духов». Современные издания даже в родном Китае приходится снабжать комментариями больше размера исходника.
- Анджей Сапковский в цикле о гуситских войнах намеренно оставил без перевода всю латынь. Не знаешь латыни — почувствуй себя средневековым крестьянином, который не понимает, что вещает священник с кафедры. В русском переводе фишку запороли, снабдив сносками.
- Да и Лев наш Николаевич Толстой в «Войне и Мире» запросто выдавал длинные письма на французском, не удосужившись их перевести: дескать, если ты не можешь это прочитать, то и вся книга не для тебя писана.
- А вот и нет! По-французски в романе говорят только отрицательные персонажи и исключительно о светской чепухе. Это прием-индикатор. Напомню, что роман об Отечественной Войне с французами, а значит говорящие по-французски — враги, только не в националистическом смысле, а враги живого, настоящего. Понимать это куски не обязательно, достаточно понимать, что перед нами — очередной оторванный от жизни самовлюбленный прохиндей.
- Насчёт «только отрицательных» можно поспорить. Навскидку — французский периодически мелькает в речи той же княжны Марьи (не говоря уже о её письмах Жюли), да и князь Андрей на том самом памятном балу отмечает, что у Наташи «ошибки во французском языке».
- Вообще-то переведены, причём самим Л. Н. Толстым. Даже заметно, что он переводит не дословно, а именно подставляет то, что сказали бы в соответствующей ситуации по-русски.
- А вот и нет! По-французски в романе говорят только отрицательные персонажи и исключительно о светской чепухе. Это прием-индикатор. Напомню, что роман об Отечественной Войне с французами, а значит говорящие по-французски — враги, только не в националистическом смысле, а враги живого, настоящего. Понимать это куски не обязательно, достаточно понимать, что перед нами — очередной оторванный от жизни самовлюбленный прохиндей.
- The Lost Fleet — многие манёвры в трёхмерном (и даже в четырёхмерном, ведь учитывается и временная задержка) пространстве чрезвычайно сложны, и если читатель сам не обучен тактике, то понять из может быть недегко.
- Андрей Уланов, начиная с «На всех хватит». Одна из основ его стиля — напихать в текст побольше отсылок и камео. В результате многим доставляет не столько сюжет, сколько отгадывание «откуда я это взял». А если вы не в теме — будьте готовы к забавной, но одноразовой книжонке, которую скорее всего не дочитаете и до половины.
- Ханну Райаниэми «Квантовый вор». Не самые простые концепции из квантовой физики и криптографии, плюс отсылки к не самым мейнстримным произведениям (легко ли нерусскоязычному читателю понять, почему «гоголи» - это «мертвые души»?). И даже если читателю хватит эрудиции, то не факт что хватит сообразительности разобраться в хитросплетениях происходящего.
Кино[править]
- Киновселенная «Марвел» . Столь ли уж сложно провести очевидную аналогию между двумя одержимыми не вполне конструктивной паранойей мракобесами в погонах: экранным Уильямом Страйкером и историческим Юлиусом Штрейхером? Отнюдь. И достаточно для этого самого базового знания истории военных преступлений.
- Режиссёрская (и только режиссёрская) версия «Бегущего по лезвию». Не такой суровый образец, как некоторые другие, но тоже требует специфического зрителя.
- «Матрица»: на момент выхода на экран первого фильма средний уровень компьютерной грамотности в пост-Союзе был такой, что более половины зрителей (которые в большинстве своём на рубеже 1990-х и 2000-х даже ни разу не видели вживую персональные компьютеры, что уж говорить про Интернет или мобильные телефоны) при просмотре нифига не поняли, посчитав фильм «каким-то странным фэнтези», а содержание фильма поняли в основном айтишники…
- …которые тоже посчитали фильм «каким-то странным киберпанком».
- «Поменяться местами»: если вы не знаете, как работают торги на бирже, то никогда не поймёте, как герои разорили братьев Дьюк.
- Кристофер Нолан, «Внедрение». Хотя тут нужна не столько гениальность зрителей, сколько внимательность и память, отсутствие которых можно компенсировать, посмотрев фильм 5-10 раз.
- Схожая проблема есть и в другом его фильме — «Помни» («Memento»). Если в фильме выше сюжет уходит вглубь ярус за ярусом, а потом стремительно из этих ярусов выходит в обратном порядке, то в этом фильме просто все фрагменты истории показаны вперемешку, и поэтому надо не только держать их в памяти для поддержания общей картины, но ещё и вкурить в то, каков именно их порядок.
- «Исходный код» Данкана Джонса — в целом все переплетения сюжета показались довольно последовательными с первого раза, но при пересмотре с некоторыми друзьями и сестрой оказалось, что часть из них поняли все совершенно неправильно, после чего потребовалось длительное обсуждение и еще один пересмотр для согласования наших впечатлений.
- «Малхолланд Драйв» — то же самое, что и с примером выше. Чтобы отделить сон от реальности и восстановить хронологию происходящего, нужно весь фильм следить за определенными предметами, вроде торшера, пепельницы и кофейной чашки. Поэтому Дэвид Линч оставил десять подсказок, на какие предметы следует при просмотре обращать внимание, чтобы понять эту историю. Без этих подсказок фильм был бы стопроцентным тропом.
- Тарковский. Кто-нибудь из прошедших игру про сталкеров и после решивших заценить фильм по не такой уж замороченной повести знал ли загодя, что значит «мене мене текел упарсин», или разглядел отсылку к Дао в одном из монологов? Сам Тарковский говорил, что заумь он вставляет в кино не для выпендрежа, а чтобы лучше донести свои мысли и чувства.
Комиксы[править]
- Алан Мур. Просто Алан Мур.
Аниме и манга[править]
- Два слова: Осии Мамору. «Яйцо Ангела», Ghost in the Shell, Авалон.
- Neon Genesis Evangelion — пополам с вывихом мозга. Тем не менее, широкой публике зашло благодаря экшену и фансервису.
- Ergo Proxy
- Blame! Цутому Нихэя — про киборгов и пост-человеков, и ДЛЯ киборгов и пост-человеков. Простым смертным из плоти и крови будет очень сложно понять, что там вообще происходит.
- По сравнению с его же Abara даже Blame! покажется увеселительной прогулкой.
- Пфф! Тот же Евангелион, только без нытья с истериками, зато с фирменной авторской архитектурой и очевидным незавуалированным хэппи-эндом. Ах да, маленькие дети только во флэшбэках.
- Просто автор очень умеренно дозирует и грамотно распределяет фансервис (хотя в итоге суммарные объёмы выходят вполне себе промышленные), а сюжетно важную информацию выдаёт в том порядке, в котором она становится известна самим персонажам по ходу повествования, чем немало способствует погружению в атмосферу произведения. Читателям, совсем не привыкшим к не слишком сексуально озабоченным персонажам, возможно стоит начинать знакомство с творчеством Нихэя с Biomega — там даже закадровый половой контакт присутствует во флэшбэке в эпилоге, ну а ещё забавный мишка, регулярно дающий разрядку смехом.
- Ну а что иногда из кустов рояли выезжают — так не он один таким балуется, тем более что он ими совсем не злоупотребляет.
- В Knights of Sidonia автор сильно «очеловечил» фансервис, приблизив его к мэйнстриму, но для лучшего понимания перед чтением этой манги рекомендуется прочитать коротенькую шуточную «Blame! Academy».
- Собственно, вся вышепроисходящая дискуссия прекрасно показывает среднестатистический уровень «обычного анимешника», который даже кристально чистый и ясный сюжет Blame! понять не в состоянии, если ему при этом сисек не покажут.
- Тут дело не столько в уровне, сколько в дистанции между сюжетом и сеттингом. В этом отношении тот же Blame! очень похож на Yokohama Kaidashi Kikou: огромная часть событий сеттинга и тонкостей движущих им механизмов остаётся за кадром не потому, что до них обязательно доходить своим умом, а потому, что они для основного сюжета самого произведения не существенны. Часть публики привыкла, что в произведении к концу должно быть объяснено абсолютно всё — поэтому каждая изображённая мелочь имеет шанс быть принята читателями за ружьё Чехова, которым она при этом может совсем не являться.
- По сравнению с его же Abara даже Blame! покажется увеселительной прогулкой.
- Texhnolyze
- Shoujo Kakumei Utena — отсылка на отсылке деконструкцией погоняла. А чтобы понять смысл дуэльных тем, потребуются степени по истории искусств и философии.
- Да собственно весь Икухара как класс, за исключением разве что Sailor Moon, где его ещё не пробрал философический угар. Что Mawaru Penguindrum, что Yuri Kuma Arashi без поллитры и докторской степени по постмодернистской философии мало кто может вообще понять, да и в Sarazanmai шутки про жопу и геев — это просто украшения.
Видеоигры[править]
- World of Warcraft — вступительный ролик дополнения Warlords of Draenor вышел красочным и захватывающим (как и все вступительные ролики Blizzard), но сполна им насладиться сможет лишь тот, кто достаточно хорошо знает лор игровой вселенной. А если является ещё и фанатом Конана Киммерийца, то заметит в роликах к Warlords of Draenor немало перерисовок с фильмов и сюжетные ходы из книг про этого персонажа. Ну и, разумеется, там в наличии подражание Джеральду Брому и Фрэнку Фразетта.
- Blasphemous набита отсылками к испанским религиозным закидонам. И да, это (вместе с более очевидной атмосферой) единственная причина в неё играть.
Музыка[править]
- Дэвид Боуи очень любил этот троп. Нет, у него есть вполне понятные с первого раза песни, но много и таких, которые со свистом пролетят мимо слушателя, если тот не обременён углублённым знанием культурного контекста того периода, не распознает разнообразных аллюзий и отсылок, а также не знаком с предыдущим творчеством самого Боуи. В общем, см. Джеймс Джойс выше, только от музыки.
- Леонард Коэн не отставал.
- как раз для американо-канадского слушателя с достаточным кругозором тексты Коэна очень просты, хоть и порой обладают порой неожиданной образностью.
- Творчество Сергея Калугина и «Оргии Праведников», особенно раннего периода. Скрытые цитаты, аллюзии и символы в несколько слоев, о «Рассказе Короля-Ондатры о рыбной ловле в пятницу» Калугин говорил, что в момент написания сам не все понял.
- Хотя отчасти и пародия на троп — замороченный «Венок сонетов», по признанию Калугина же, писался как стёб над популярным в то время философическим угаром.
- Михаил Щербаков если и не делает Калугина по этому показателю, то как минимум идёт с ним ноздря в ноздрю. На крупнейшем фанатском сайте есть огромный раздел «Словарь заморских слов», где разбираются только самые неочевидные отсылки, аллюзии и цитаты. А более известных — в несколько раз больше.
- Олег Медведев тоже любит набить текст отсылками под завязку.
- Anacondaz. В русском рэпе они умудряются рассказать о центре Брока, линии Кармана и распределении Гаусса.
- В смысл песен БГ тоже удается вникнуть далеко не с первого раза, благо, отсылок в них натыкано по полдесятка на строчку текста.
- Примерно тем же, но в чуть меньших масштабах, занимается Константин Арбенин.
- The Dreadnoughts — чтобы понять, о чём вообще многие песни и что за люди в них упоминаются, нужно неплохо знать историю (в частности, двух мировых войн). Вот тебе и панки!
- Mastodon.
- CMX. Большинства отсылок в текстах этой группы даже соотечественники не понимают. А чего вы хотели, их вокалист и по совместительству автор текстов по образованию теолог.
- Obscura. Участники группы обладают учёными степенями в области музыки, а тексты и вовсе посвящены немецкой классической философии, с отсылками на Гёте, Шиллера, Шопенгауэра, Библию и индуистские сакральные тексты.
- Don McLean — «American Pie». В песне отсылки ко «Дню, когда умерла музыка» (авиакатастрофе 1959 года, в которой погибли Бадди Холли, Ричи Валенс и Биг Боппер) и не только.
- Для понимания текстов песен Хелависы нужно хорошо знать русский, западный и местами восточный фольклор.
- Rammstein — «Deutschland». Чтобы найти и разобрать все отсылки в клипе, необходимо довольно хорошо знать историю Германии и ряда других государств. И не только периода Второй Мировой.
- Complex Numbers — в почти все песнях есть и часто клипы, которые есть ко многим песням, не сильно помогают.
- Песни которые изначально созданы как часть другого сеттинга (например по ПЕРНу Энн Маккефри или Герольдам Вальдемара Мерседес Лэки) - если слушать это не прочитав книг - мало что понятно. Если же книги сначала прочитать - то как раз все понятно, потому что огромное количество отсылок на внутримировые события.
Периодическая печать[править]
- Удачное применение тропа — рубрика «Кроссворд с фрагментами» из журнала «Наука и жизнь». На момент появления они были сложнее, чем привычные из газет (которые будут потруднее привычных современных сканвордов). В доинтернетовскую эпоху разгадать половину кроссворда из «Науки и жизни» мог только эрудит.
- ↑ Костюкович вошла в положение и в свой перевод сопроводила подробными комментариями и хорошим предисловием.