Великолепный зверь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Возьмите Психа с топором и хорошенько присыпьте сверху Великолепным мерзавцем. Добавьте пару ломтиков Варвара и Благородного дикаря. Подогрейте до кипения. Соль, перец и прочие пряности — по вкусу.

Что у вас получится? А получится он — Великолепный зверь.

Чаще всего это не положительный персонаж и не протагонист. В лучшем случае нейтральный, а если он и окажется на стороне протагониста, то исключительно по своим соображениям. Зато врагом может стать запросто. Он грубоват и не очень умён, хотя может отличаться инстинктивной хитростью. Он всегда жесток в бою, но нередко бывает жестоким и в повседневной жизни. Хотя бывает и наоборот, на редкость добродушным, когда откладывает в сторону топор.

Почему же он великолепен и им так и тянет полюбоваться (с безопасного расстояния)? Только из-за одного признака — бьющей через край витальности, из которой уже проистекают все прочие его достоинства:

Он невероятно силён, вынослив и живуч. Он идеально здоров. Он ничего не боится и не стесняется. Он каждую секунду получает от жизни всю полноту удовольствия — будь то еда, выпивка, секс или драка. Его нельзя назвать ни волевым, ни безвольным — поскольку воля заключается в преодолении себя, а Великолепный зверь всегда с собой в гармонии. То, что у других требует напряжения всех душевных сил, он делает с удовольствием. Он может быть ленив, но если уж берётся за работу, то делает её качественно и надёжно. Великолепный зверь — это роскошный самец или не менее роскошная самка. Его нельзя назвать верным супругом, но противоположный пол, как правило, остаётся в высшей степени удовлетворён проведёнными с ним или с ней часами.

Великолепный зверь редко бывает варваром в буквальном смысле — то есть выходцем из дикого и примитивного народа. Чаще он является атавизмом — родился во вполне цивилизованную эпоху, среди цивилизованного народа… но вот так сложились гены, что наибольшим успехом он пользовался бы пару тысяч лет назад. Но он не комплексует из-за своей анахронистичности. Он вообще ни из-за чего и никогда не комплексует. Он просто не знает, как это делается.

Часто используется авторами в качестве жертвенного льва. Прекрасно подходит на эту роль как из-за способности умереть исключительно красиво, забрав с собой побольше врагов, так и из-за привычки лезть в самую глубокую дыру, если там обещают хорошую потасовку.

В бою такой персонаж чаще всего выступает как силач, а по характеру, вероятно, будет рыцарем крови. Очень часто является ГАРом.

Почти любой Великолепный зверь — это буйный силач, но далеко не всякий буйный силач является Великолепным зверем. Простейший пример такой разницы — Карамон, который запил и впал в депрессию, когда получил письмо от Рейстлина «У меня нет брата». Великолепный зверь в этой ситуации просто со смехом порвал бы письмо: «Нет брата, говоришь? Слышала, Тика? Малыш Рейстлин в своём репертуаре! Сам же потом меня будешь на помощь звать, как обычно!»

Важно — троп отыгрывается, только если автор сам вполне понимает дуалистичность персонажа, сомнительность закачки всей экспы в физические параметры в ущерб интеллектуальным и социальным, связанные с этим слабые стороны и неудобства для окружающих. Конан или Тарзан, например, Великолепными зверями не являются, хотя по всем тактико-техническим характеристикам ему соответствуют. Потому что эти персонажи для своих создателей если и не идеал, то близки к нему.

Не подходит под троп и обратный случай, когда персонаж автору откровенно неприятен — и тот всячески подчёркивает негативные стороны образа («тупой громила», «вонючий скот» и т. д.). Великолепный зверь всё же предназначен именно для любования (потому что кроме этого в современном мире мало на что годен).

Важные черты Великолепного зверя — естественность и гармоничность. Да, у него все параметры вкачаны в физику, но не перекачаны. Он может быть велик ростом и силён, но не настолько огромен и/или мускулист, чтобы это мешало ему двигаться быстро. Он может быть не очень-то умён, но не дурак, и уж тем более не слабоумный. Он может быть груб, но не откровенное хамло. Он может быть жесток, но до патологического садизма не скатится. Любовь покушать может сделать его полным, но не приведёт к опасному или уродливому ожирению, а любовь к выпивке — не сделает алкоголиком и не заставит напиться до поросячьего визга.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — заглавный герой.
    • Казаки в отечественной литературе вообще любят попадать в этот троп: типаж встречается у авторов неоднократно, от «Казаков» Л. Н. Толстого (где ГГ как раз жалеет, что не такой вот зверь: «Вот ежели бы я мог сделаться казаком, Лукашкой, красть табуны, напиваться чихирю, заливаться песнями, убивать людей и пьяным влезать к ней в окно на ночку, без мысли о том, кто я? и зачем я? Тогда бы другое дело, тогда бы мы могли понять друг друга, тогда бы я мог быть счастлив…») до «Баязета» Пикуля. Да и современные авторы (и режиссёры) не сильно отстают.
  • Эмиль Золя, «Чрево Парижа» — найденыш Майоран. Зверем или зверёнышем называется по тексту неоднократно. Прекрасно развит физически, не блещет умом и сексуально необуздан.
  • Р. Джованьоли, «Спартак» — Люций Сергий Катилина, политический заговорщик, «гладиатор среди патрициев». Человек огромной физической силы, порой необузданно жестокий, совершил немало преступлений, в числе которых — убийство родного брата. В то же время — храбрый и щедрый человек, способный в одиночку бросить вызов целой толпе, дружески обращается с гладиаторами, рабами, как с равными себе. Да и в первом же своём появлении в книге Катилина бесстрашно возражает всемогущему диктатору Сулле. Словом, такой набор противоречивых, но, безусловно, ярких и сильных качеств, что трудно его вписать в какой-либо троп, помимо этого.
  • Джек Лондон, «Морской волк» — Волк Ларсен (до болезни) с точки зрения главного героя. И его брат Смерть Ларсен — с точки зрения самого Волка.
  • А. Н. Толстой, «Аэлита» — красноармеец Гусев с точки зрения марсиан.
  • Станислав Лем, «Возвращение со звёзд» — именно так астронавты-«возвращенцы» выглядят в глазах бетризованных землян будущего.
  • Братья Стругацкие, «Обитаемый остров» — субверсия. По меркам мира Саракша, Максим Каммерер — гениальный силач, реактивный громила, и вообще идеально сбалансированный супермен, имба без уязвимостей. А вот по понятиям своего родного Мира Полудня — именно сабж: «Если тебе двадцать лет, если ты ничего толком не умеешь, если ты толком не знаешь, что тебе хотелось бы уметь, если ты не научился еще ценить свое главное достояние — время, если у тебя нет и не предвидится никаких особенных талантов, если доминантой твоего существа в двадцать лет, как и десять лет назад, остаются не голова, а руки да ноги, если ты настолько примитивен, что воображаешь, будто на неизвестных планетах можно отыскать некую драгоценность, невозможную на Земле, если, если, если… то тогда, конечно». Примечательно, что даже спустя пару десятилетий, в «Жуке в муравейнике», Сикорски по-прежнему использует Максима в первую очередь как личного боевика поддержки.
  • Цикл по Упорядоченному Перумова — Ракот в человеческой аватаре. Прямо олицетворение тропа, если не акцентировать внимание на его божественности.
  • Роджер Желязны, «Хроники Амбера» — Джерард. Добродушный и могучий, самый уравновешенный из потомков короля Оберона, и наименее вовлеченный в хитросплетения их интриг. И существует в сюжете, похоже, именно для того, чтобы читатель мог на него полюбоваться. Ну и иногда, чтобы немного встряхнуть и повразумлять родственничков.
  • «Песнь Льда и Пламени» — кхал Дрого.
  • Dragonlance, упомянутый в теле статьи — Повелитель драконов Ариакас, безжалостный завоеватель, метящий в Тёмные властелины. Что примечательно, будучи жрецом тёмной владычицы Такхизис, сочетает великолепные фехтовальные навыки и не менее блестящие магические способности, что напрочь рвёт шаблон хлипкому магу Рейстлину (да и вообще любому криннскому магу). А в «Драконах мага Песочных часов» Рейстлин прямым текстом называет Ариакаса тёмной версией родного брата-силача.
  • "Забытые Королевства, цикл «Сага о Дриззте» — Утегенталь, оружейник (то бишь, сильнейший воин) дома Баррисон Дель’Армго. По меркам дроу он громадного роста (около 6 футов) и быкообразного телосложения, по характеру агрессивный громила и рыцарь крови,, также известный своей плодовитостью (Джарлаксла пробирало отвращение, когда он представлял многочисленное потомство Утегенталя). При том, что он не обладал свойственной его народу утончённостью, а хитро-выверенному убийству предпочитал отменное рубилово, не имел недостатка в коварстве и хитрости. Почему говорится в прошедшем времени? Потому что при всех его талантах, жажда крови и самоубийственная самоуверенность Утегенталя нередко подводили, в итоге при осаде Мифрил-Холла он пал от рук Тибблдорфа Пуэнта и Биддерду Гарпелла.
  • Рекс Бич, «Хищники Аляски»: здесь двойная субверсия. Сперва протагонист, молодой золотоискатель Рой Гленнистер, кажется зверем с точки зрения благовоспитанной молодой девушки Эллен Честер. Потому что начал за ней ухаживать несколько неосторожно, и пообещал, что добьется её любой ценой. А вот второй её поклонник, Алек МакНамара, хоть и не вызывает у девушки настоящей любви, но с ней ведет себя как положено цивилизованному мужчине (ключевое слово — с ней). И только под конец, увидев эпическое и совершенно первобытное побоище между Гленнистером и МакНамарой, Эллен прозрела, что звери-то в них обоих. Гленнистер, с трудом одержав победу, уверен был, что потерял Эллен, однако она вдруг осознала:
    • «Нет, ошибаетесь, я понимаю. Теперь мне все ясно. Я сама пережила и дикую злобу отчаяния, и ликование победы. Вы как-то говорили мне, что новая страна сделала из вас дикаря, и я смеялась над этим. Смеялась и тогда, когда вы сказали, что здесь я сама познаю истину, состоящую в том, что все мы одинаковы и движимы одними и теми же первобытными побуждениями. Теперь мне ясно, что вы были правы, а я была совсем глупой… Я многому вчера научилась».
  • Р. Скотт Бэккер, «Князь Пустоты» — конечно же, Найюр урс Скиоата. Если среди кочевников-скюльвендов он был слишком скептичным и постоянно сомневался в правильности своих действий и скюльвендского уклада жизни (за что был втихую презираем соплеменниками, неприемлящими сомнение), то среди людей Бивня его сила, дикость, жестокость и способ ведения войны сделали Найюра легендой. Дошло до того, что часть воинов начала перенимать скюльвендские традиции и вырезать на теле ритуальные шрамы-свазонды, настолько заразительной оказалась мощь этого варварского вождя.
  • Абрахам Меррит, «Обитатели миража» — Тибур-Кузнец.
  • Олег Дивов, «Храбр». ГГ — Ульф Урманин (он же Илья Муромец). Даже в молодой Киевской Руси с полуварварскими нравами считается настоящим зверем в человеческом обличье. Что совершенно неудивительно — сын норвежски-урманки, по отцу он лесной великан-гигантопитек
  • «Саксонские хроники» — ГГ Утред Беббенбургский, с точки зрения других саксов. Да, сильный воин, харизматичный лидер и отличный полководец, уважаемый многими вояками (не только союзниками). Но при этом натуральный варвар, который, несмотря на саксонское происхождение, так и остался даном по духу и язычником по вероисповеданию (ибо среди них он провёл своё детство и юность), которого многие политики и священники терпят с огромным трудом. В сериале-экранизации — аналогично.
  • «Сто лет одиночества» — Аурелиано Второй Буэндия.
  • Worm - Лун.

Кино[править]

  • «Телохранитель киллера» — Дариус Кинкейд. Живёт, как сам хочет, не заботится о предосторожностях, из-за этого периодически попадает в переделки, но, чёрт возьми, действительно наслаждается жизнью.

Комиксы[править]

  • Трилогия о Лютере Строуде — многие персонажи, особенно в третьей части, втаптывают педаль в землю.
  • Sin City — Марв же. «Альфа-хищник каменных джунглей». Дуайт подсвечивает, что Марву гораздо лучше было бы жить в древности, на полях сражений, или гладиатором в Древнем Риме.
    • Тут скорее трагическая деконструкция. В естественной гармонии с собой Марв не находится, окружающие скорее от него шарахаются, чем восхищаются (а кто не боится, считает именно что тупым громилой), да и с противоположным полом не ладится. Этот пример как раз показывает, как тяжело быть «атавизмом», даже несмотря на высокие данные.
  • Каста Метабаронов — в какой-то мере все Метабароны, но Стальная Голова продавливает педаль в пол. Таких во всех смыслах слова эпичных козлов Галактика не видела и не увидит.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • «Легенда о героях Галактики» — адмирал Овлессер.
  • «Титания» — лорд Залиш Титания.
  • «Блич» — Зараки Кенпачи.
  • Hellsing — Гауптштурмфюрер
  • Берсерк — прежде всего Бессмертный Зодд.
  • Golden Kamuy — Ушияма Непобедимый же. Тут вам и громадный рост, и зашкаливающие физические параметры (каторжные работы в Абашири, на которых полегли многие заключённые, для него были чересчур легкими) и необузданный сексуальный аппетит (на почве которого ему периодически сносит крышу). Старые самураи Шинпачи Нагакура и Хиджиката Тошидзо за глаза называли его именно что зверем.
    • А ещё он так искренне привязался к Асирпе, что постоянно носит её на руках и даже спит с ней в обнимку! Нет, вы не подумайте: Ушияма ни в коем разе не хочет её совратить — напротив, он поучает девушку, чтобы она встретила достойного её мужчину и определила его… по пенису!
    • Нихэй тоже подходит: живёт отшельником в горах, промышляет охотой на медведей (с однозарядной (!) допотопной винтовкой Мурата!), пошлит и козлит на все 360 градусов, считает собак лучше людей да и сам уже среди животных озверел настолько, что человеческую жизнь и в грош не ставит — в Абашири попал как раз за то, что пытался разобраться с браконьерами-убийцами «по законам природы». Но в то же время способен на поступок, имеет своё, хоть и странное, представление о благородстве и сумел вправить мозги Танигаки, который заменил ему сына.
  • Dorohedoro — шеф Танба, костюм и маска неведомой зверюги лишь подсвечивает троп. Здоровенный заросший амбал и крутой козёл, распускает кулаки только влёт, нагрубить или отвесить педагогического тумака работникам  — вообще милое дело. Но только попробуйте тронуть кого-то из его поваров и официантов — за них он будет бить в несколько раз отчаяннее. Также способен на благородство и самопожертвование, не переставая при этом козлить, однако. Какая у него магия  — одному дьяволу известно, да он и без неё, одними кулаками и кухонным тесаком способен на многое.
  • Hunter x Hunter — Увогин. Хотя технологический уровень сеттинга соответствует нашему времени, этот детина выглядит и ведёт себя так, словно переместился прямиком из каменного века.
    • Монтетьюпи. Этот уже реальный зверь (муравей-химера, да ещё и был создан с преобладанием генов магического животного).
  • One Piece — Кодзуки Оден. Эпичный образец тропа. С малых лет куролесил так, что тряслась вся столица страны Вано. Когда отец Одена дошел до ручки из-за выходок сына и отрекся от него, попутно изгнав из столицы, Оден отреагировал именно так как указано во вступлении к статье: «Не более чем признание это, что ни ты, ни вся столица цветочная совладать со мной более не в силах!».
  • Vinland Saga — Торкель.
  • New Getter Robo — Рёма Нагаре. Подсвечено тем, что его даже вырубить удалось только транквилизатором, предназначенным для животных — причём дозой, которая обычного человека убила бы.

Видеоигры[править]

  • Mass Effect — кроганы Рекс и Грант.
  • Prototype — большая часть Развитых, хотя и интеллектом никто из них не обделён.
  • Asura's Wrath — Авгус. Концентрированный рыцарь крови, любитель выпивки и красивых девушек (но в первую очередь всё-таки битвы), обладатель довольно специфического чувства юмора, и бывший наставник ГГ. Собственно, он и вызвал Асуру на дуэль только потому, что скучно стало без достойных противников.
  • Bully — таким имеет все шансы стать Рассел, который «был бы варварским королем пару тысяч лет назад».
    • Он для этого слишком туповат и послушен.
      • На самом деле нет, просто Джимми его перезверячил.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40 000 — целый легион таких (не, формально Орден, но по факту как был легион, так и остался) — Космические Волки.
    • Его примарх Леман Русс — педаль в пол. Еще и великолепный мерзавец: это благодаря ему Волки не были разбиты на ордена, имеют постоянную командорию на Терре (такой привилегии нет даже у Кровавых Ангелов и Имперских Кулаков) и ручной Дом навигаторов. А также безнаказанно используют в своих рядах натуральных колдунов — Рунных Жрецов.
      • В каноне, правда, любят намекать, что они не совсем натуральны в рамках сеттинга: во всяком случае, сами они верят что их сила проистекает не от варпа, а от родной планеты. Надо отметить, что в условиях вахи вера является достаточно серьезным основанием.
    • Также (но в чуть меньшей степени) легион/орден Белые Шрамы во главе с примархом Джагатаем Ханом.

Реальная жизнь[править]

  • Никита Джигурда.
  • Джоуи де Майо из Manowar — металлист, байкер, качок и просто интересный человек. Пополам с субверсией — не лишён зачатков культурного крутого, по крайней мере, классическую музыку любит.
  • Халку Хогану это, в принципе, тоже свойственно.