Кто-то должен умереть
« | — Что это за игра, где никто не умирает? Живут без конца!.. Пусть умрёт кого жалко. | » |
— Доказывал Оська |
Читатель любит приключения. Это увлекательно.
Читатель любит хэппи-энды. Это приятно.
Но приключения — штука опасная, и выживание всех хороших вызывает недоверие.
Чтобы его подавить, придётся кем-нибудь пожертвовать. Желательно не совсем белым, а сероватым. И желательно в конце.
К тропу не относятся случаи, когда смерть обусловлена сюжетом. К примеру, в «Трудно быть богом» Антон-Румата сорвался в ГЭС именно потому, что убили Киру. Если бы погиб Пампа или Пашка, он бы сильно переживал, но не пошёл бы убивать направо и налево…
Также к тропу не подходят исторические романы, основанные на реальных событиях, где автор описывает гибель героев, потому что так было в реальности. К примеру, Олимпиада Шишкина при всём горячем желании не могла написать, чтобы Михаил Скопин-Шуйский остался жив, раз в реальности он умер совсем молодым. По той же причине Дюма не мог оставить в живых герцога Бекингэма, а Людмила Шаховская — Турна Гердония. Все эти авторы ведь не историческую альтернативу с выжившими героями писали.
Возможно, что погибший — жертвенный агнец или жертвенный лев. Связанный троп — Плохой хороший конец.
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- Внезапно совcем не жанровая литература — И. С. Тургенев, «Отцы и дети». Евгению Базарову совcем не обязательно было резаться скальпелем во время вскрытия трупа умершего от тифа. Момент характеристики или автор проcто не знал, что дальше делать c героем?
- «Кондуит и Швамбрания» (см. эпиграф). «Сыпняк поставил на все красный крест. …Статистика правдоподобия требовала смертей. …Мы долго выбирали, кого же похоронить. Я пытался отделаться мелкими швамбранами, …кровожадный Оська был неумолим. …После продолжительных и тяжких сомнений в Швамбрании скончался Джек, Спутник Моряков. Умирая, Джек воскликнул над последней страницей словаря обиходных фраз: — Же вез а… Я иду в… их гее нах!.. Ферма ля машина!.. Стоп ди машина!..»
- В реале из тех, кого жалко, убивают Стёпку Атлантиду. Но это основано на реальных событиях.
- А. П. Гайдар, «Военная тайна» — на финальных страницах Гайдар убивает одного из главных героев, шестилетнего мальчика Альку. Как сам он объяснял, такое решение было принято, чтобы вызвать у читателя жалость, придать концовке драмы.
- Капитан Циничность не может не отметить, что теперь у протагонистки Натки куда больше возможностей и поводов утешить перспективного жениха.
- Братья Стругацкие, Мир Полудня:
- «Страна багровых туч» — пилот Богдан Спицын пропал без вести. Конечно, его можно было бы уползти в фанфике, но, во-первых, герои были прописаны хреновато (за исключением разве что POV’а Быкова и пижона Юрковского), а во-вторых, Венера неудобна для ползания.
- Существует фанон, в котором Спицына «уползли»-таки, но приписали ему участь хуже смерти — он попал в лапы к злодейской организации («Тёмным Странникам», которые противостоят обычным и ответственны за устроение на Венере совсем не такого климата, какой известен IRL учёным ныне, а заодно и за «конвейер» на Сауле, за прогерию на планете Надежда, и много ещё за что). По этой версии, мерзавцы будут использовать Богдана для бесчеловечных опытов — если, конечно, его кто-нибудь не спасёт из их лаборатории (например, нормальные Странники — те, «неофиты» которых появляются в «Волны гасят ветер»). Фанон основан на признании Бориса Стругацкого: «Мы подумывали ввести постоянных злодеев — нечто вроде космических пиратов со сверхсилами, они же и неэтичные учёные. Но по ряду причин эта тема так и не была развита».
- «Стажёры» — тот же планетолог (и высокопоставленный чиновник
Роскосмоса) Владимир Юрковский и штурман Михаил Крутиков, товарищи Спицына, погибли. Это было немного предсказуемо: исследовать кольцо планеты-гиганта на маленьком космическом катере — занятие нездоровое, хотя и интересное.- Михаил Харитонов уполз Юрковского в «Факапе», но поскольку весь этот фанфик переворачивает сеттинг с ног на голову, то и уползание герою досталось соответствующее.
- «Страна багровых туч» — пилот Богдан Спицын пропал без вести. Конечно, его можно было бы уползти в фанфике, но, во-первых, герои были прописаны хреновато (за исключением разве что POV’а Быкова и пижона Юрковского), а во-вторых, Венера неудобна для ползания.
- Братья Вайнеры, «Эра милосердия» — Варя Синичкина, хнык-хнык. И Левченко.
- Вадим Панов, «Анклавы» — решив, что у героев всё слишком хорошо складывается, автор натянуто избавляется от Го и Грязнова. Чайка — пример с прикрученным фитильком: ему пришлось умереть, чтобы воплотился в жизнь общий план.
- Алексей Свиридов, «Малый типовой набор для создателей фэнтези» — у Верного Спутника также возможен Предмет Любви, но он нежелателен, так как создает излишнюю нервозность. Хотя, будучи убит врагами, оказывает благотворное влияние на моральное состояние Спутника.
- «Сварог» — Странная Компания долго страдала от унылой непобедимости… пока не пришла пора идти убивать Воплощение Воздуха самого Великого Мастера! Назад вернулся лишь один ГГ, да и тот едва живой.
Зарубежная[править]
- Мартин. Дед в Кровавой Кепке. На том и стоим!
- «Роб Рой» — Вальтер Скотт угробил разными способами аж шестерых молодых людей. С прикрученным фитильком, потому что сюжетная цель автора — чтобы их кузен, главгерой Фрэнк Осбальдистон, унаследовал замок и поместье. Но все шесть за короткий период? Перебор, сэр. Тем более Фрэнки, сын богатого купца, мог и обойтись без наследства.
- Майн Рид:
- «Всадник без головы» — Исидора. Разве вам её не было жалко?
- «Белая перчатка» — аналогично Бет.
- Жюль Верн, «Таинственный остров» — из всех колонистов погиб только орангутан Юп, потому что его не так жалко, как человека.
- Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ» — погибшие слуги Редрут, Хантер и Джойс были введены, а затем «убиты» автором явно для того, чтобы показать всю серьёзность положения героев на острове, в то же время никто из протагонистов не погиб. Хотя Грей, тоже статист, для разнообразия был оставлен в живых.
- «Капитан Сорвиголова» — Поль Поттер. Видимо, убивать французов перо не поднялось.
- И Патрик Ленокс, но он тут сбоку припёка.
- Джек Лондон, «Сердца трёх» — Торрес убил Ту, Что Грезит. Обоснуй — чтобы Френсис, ранее женившийся на ней, мог составить счастье Леонсии. Обоснуй сомнительный — в отечественной экранизации индейская жрица спокойно осталась в живых и вышла за Генри, потерянного брата Леонсии.
- «Одиссея капитана Блада» — женщина Арабелла. Не та, что в шёлке, а та, что в парусине.
- И мужчина Натаниэль Хагторп, один из офицеров Блада.
- «Властелин колец» — в порядке исключения не в конце, но Боромира всё-таки жалко.
- И даже не столько Боромир, у которого искупление равносильно смерти, сколько Хальбарад — вот он именно что ПРОСТО попал в жернова Пеленнорской битвы.
- «Хоббит» — Торин, Кили и Фили в финальном сражении пяти воинств. У нас тут война, сынок, а не воскресный пикничок.
- Джанни Родари, «Приключения Чиполлино» — паук Хромоног.
- «Гарри Поттер» — мама Ро выполнила и перевыполнила план.
- «Сага о ведьмаке» — собственно главный герой. И Йеннифэр вместе с ним. Это если не вспоминать Кагыра, Мильву, Региса…
- В серии игр Геральт, Йен и Регис поправляются, а вот Фольтест, Демавенд, Весемир и Карах…
- Туве Янссон, «Опасное лето» — как бы не тропнеймер. «Это трагедия, дорогая моя, — сказал папа. — И обязательно в конце кто-то должен умереть. Еще лучше, если умрут все кроме одного, но желательно чтобы и он тоже».
- Джим Лонг, «Основное событие» — из «Шипов» в последний момент помирает Ангус. Явно по этой самой причине, поскольку остальные члены отряда худо-бедно раскрыты, а покойник единственный был не-пришей-к-звезде-рукав. И убили его тоже походя.
Кино[править]
Троп весьма популярен в отечественном кино — очень часто в жанрах, предполагающих убийства людей (детективы, боевики) кто-то умрёт ради драмы, и это нормально, однако отечественные киношники продавливают педаль в пол, деля это даже в молодёжных драмах и комедиях. Непременен пафос, с пронзительной музыкой и часто с вертящимися перед глазами берёзками или другими декорациями, что было взято у Калатозова.
- «Новые приключения Неуловимых» — Буба Касторский.
- Было снято два варианта, с погибшим и спасшимся Бубой. Режиссёр сказал «Если на предпремьерном показе попросят Бубу спасти — Буба погибнет». Конец немного предсказуем.
- «Зелёный фургон» (1983) — милиционер Шестаков трагически погибает в финале фильма исключительно ради драмы. В книге и первой экранизации он только ранен и загремел на месяц в больницу.
- Не ахти какое кинцо «Газгольдер» — ЛЯЛИ БОЛЬШЕ НЕТ!
- «Шестой» — ради правдоподобия и драмы погибают четыре сподвижника главного героя. Увы, снято слишком картинно.
- Не так картинно, как в других фильмах Самвела Гаспарова — в его «Забудьте слово Смерть» картинно убьют нескольких детей (в спину и в голову), стариков, сожгут за просто так несколько деревень и в САМОМ конце, на САМЫХ последних секундах кармический гудини-армянин заваливает главного героя!
- В его же «Хлеб, золото, наган» логично погибнут много персонажей, однако Матрос был именно что слит, глупо и странно.
- В отечественном кино про подростковый криминал этот троп постоянен:
- Путёвка в жизнь — первый звуковой фильм СССР и вуаля, сразу же троп — убит Мустафа, перековавшийся герой. Убит трагично, пафосно, и как полагается, главгад спасся.
- Лошади в океане — умирает аж главный герой, тоже на последних секундах.
- Признать виновным — главгерой убивает девушку ножом едва ли не на ровном месте. За что и признали виновным.
- Сто грамм для храбрости — в самом конце, на последних секундах ВНЕЗАПНО умирает герой Михаила Светина. А фильм — комедия.
Телесериалы[править]
- «Место встречи изменить нельзя» (1979) — здесь Варю всё-таки пощадили, а вот Левченко — нет. Зачем было его убивать? Чтобы показать беспощадность Жеглова к врагам
революции? Так вроде показали достаточно. Или таки из милосердия?… - «Игра престолов» (2011) — Теон, Берик, Скорбный Эд и Мормонты во время битвы с армией Короля Ночи. Особенно жалко Лианну Мормонт — девочку-воительницу, которая и править была горазда.
- Южноафриканский The Cape Rebel — в последней серии гибнут трое «наших» (и ХЗ сколько ихних). Хэмиш Стюарт — порядочный козёл, попортивший много крови родителям и их спутникам, его не жалко. Смерть Геркулеса Фика обусловлена сюжетно. А вот Бенни Менц — чистый троп, белёхонький, как снег на вершинах гор. Зачем его убил сценарист? Нет ли в этом антисемитизма?..
- «Teen Wolf» — масштабы тропа сравнимы с синдромом Роулинг: в заключительном сезоне сериала сценаристы вернули нескольких второстепенных персонажей исключительно с одной целью — убить их и таким образом повысить ставки. Получилось не очень.
Мультсериалы[править]
- «Легенды Острова сокровищ» — в последней серии убили капитана Смоллетта.
Аниме[править]
- Лелуш. В финале показательно выпилен своим конфидентом по его, Лелуша, инициативе и по высосанной из
двадцать первогопальца причине. Вариант «Лелуш правит долго, мудро и делает мир лучше, как и хотел» авторы, видимо, отвергли по причине тропа, а вариант «Лелуш действительно настолько ожесточился и настолько разочаровался в людях, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО стал злобным тираном, и в итоге его победил новый революционер в маске Зеро» был плох тем, что зрителям могла не понравиться метаморфоза ГГ. Правда, в итоговой концовке никакими смыслом и логикой не пахнет, но логика не главное, а концовка и так зашла на ура, верно же?
Видеоигры[править]
- Mortal Kombat 2011. В ходе объединённого сюжета трёх классических игр погибают лишь несколько героев — совсем немного по меркам турнира Мортал Комбат. Но ближе к концу появляется Синдел, которая навёрстывает упущенное, просто перебив почти всех положительных персонажей по одному, независимо от всей крутизны и живучести, которую они проявили до этого. А всё потому, что она в новом таймлайне дополнительно озлобилась-остервенела (Куан Чи дополнительно её проклял) и перенаворочена (Шао Кан «начинил» её Шан Цуном).
- Mortal Kombat 11 — Ханзо Хасаши, Скорпион, погибает от рук Ди’Воры, однако успевает на сторону хороших ребят перевести версию себя из прошлого. Под конец компании погибает вообще большинство героев и злодеев, однако Лю Кан всё равно перезапускает таймлайн.
- При условии, что не побеждает Шанг Цунг…
- Mortal Kombat 11 — Ханзо Хасаши, Скорпион, погибает от рук Ди’Воры, однако успевает на сторону хороших ребят перевести версию себя из прошлого. Под конец компании погибает вообще большинство героев и злодеев, однако Лю Кан всё равно перезапускает таймлайн.
- Metro Last Light — Ульман, а в плохой концовке и Артём с Мельником и всеми спартанцами гибнут в финальной битве.
- Metro Exodus — Мельник. В плохой концовке ещё и Артём.
- Dragon Age: Origins — Риордан. Если отказаться от ритуала Морриган, то погибнет протагонист или Алистер/Логэйн.
- Dragon Age 2 — Лиандра и Эльтина.
- The Elder Scrolls IV: Oblivion — Мартин. Но его озвучивает Шон Бин, так что никто из игроков не удивился.
- The Elder Scrolls Online тоже любит этот троп. Регулярно в сюжетны и второстепенны квеста игроку придётся делать садистский выбор между смертью (или чем похуже) того или иного персонажа без возможности спасти обоих. Обычно это отражается только на истории конкретной сюжетной ветки, но не всегда.
- Far Cry 3 — либо Цитра, либо друзья Джейсона и сам Джейсон.
- Divine Divinity — субверсия. В Алероте лежат два смертельно раненых солдата, которых без камней Источника невозможно исцелить. Проблема в том, что камень всего один, и с его помощью можно спасти только одного солдата. Целители отказываются что-либо делать, верные клятве «не навреди». Только делать выбор необязательно — если побегать по локации и позаглядывать в углы, можно найти способ сделать второй камень и исцелить обоих.
Музыка[править]
- Инверсия в клипе Nickelback: если тебе спасли жизнь, ты должен спасти кого-то еще, чтобы жить нормально.