Кто-то должен умереть

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — Что это за игра, где никто не умирает? Живут без конца!.. Пусть умрёт кого жалко. »
— Доказывал Оська

Читатель любит приключения. Это увлекательно.

Читатель любит хэппи-энды. Это приятно.

Но приключения — штука опасная, и выживание всех хороших вызывает недоверие.

Чтобы его подавить, придётся кем-нибудь пожертвовать. Желательно не совсем белым, а сероватым. И желательно в конце.

К тропу не относятся случаи, когда смерть обусловлена сюжетом. К примеру, в «Трудно быть богом» Антон-Румата сорвался в ГЭС именно потому, что убили Киру. Если бы погиб Пампа или Пашка, он бы сильно переживал, но не пошёл бы убивать направо и налево…

Также к тропу не подходят исторические романы, основанные на реальных событиях, где автор описывает гибель героев, потому что так было в реальности. К примеру, Олимпиада Шишкина при всём горячем желании не могла написать, чтобы Михаил Скопин-Шуйский остался жив, раз в реальности он умер совсем молодым. По той же причине Дюма не мог оставить в живых герцога Бекингэма, а Людмила Шаховская — Турна Гердония. Все эти авторы ведь не историческую альтернативу с выжившими героями писали.

Возможно, что погибший — жертвенный агнец или жертвенный лев. Связанный троп — Плохой хороший конец.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Внезапно совcем не жанровая литература — И. С. Тургенев, «Отцы и дети». Евгению Базарову совcем не обязательно было резаться скальпелем во время вскрытия трупа умершего от тифа. Момент характеристики или автор проcто не знал, что дальше делать c героем?
  • «Кондуит и Швамбрания» (см. эпиграф). «Сыпняк поставил на все красный крест. …Статистика правдоподобия требовала смертей. …Мы долго выбирали, кого же похоронить. Я пытался отделаться мелкими швамбранами, …кровожадный Оська был неумолим. …После продолжительных и тяжких сомнений в Швамбрании скончался Джек, Спутник Моряков. Умирая, Джек воскликнул над последней страницей словаря обиходных фраз: — Же вез а… Я иду в… их гее нах!.. Ферма ля машина!.. Стоп ди машина!..»
  • А. П. Гайдар, «Военная тайна» — на финальных страницах Гайдар убивает одного из главных героев, шестилетнего мальчика Альку. Как сам он объяснял, такое решение было принято, чтобы вызвать у читателя жалость, придать концовке драмы.
    • Капитан Циничность не может не отметить, что теперь у протагонистки Натки куда больше возможностей и поводов утешить перспективного жениха.
  • Братья Стругацкие, Мир Полудня:
    • «Страна багровых туч» — пилот Богдан Спицын пропал без вести. Конечно, его можно было бы уползти в фанфике, но, во-первых, герои были прописаны хреновато (за исключением разве что POV’а Быкова и пижона Юрковского), а во-вторых, Венера неудобна для ползания.
      • Существует фанон, в котором Спицына «уползли»-таки, но приписали ему участь хуже смерти — он попал в лапы к злодейской организации («Тёмным Странникам», которые противостоят обычным и ответственны за устроение на Венере совсем не такого климата, какой известен IRL учёным ныне, а заодно и за «конвейер» на Сауле, за прогерию на планете Надежда, и много ещё за что). По этой версии, мерзавцы будут использовать Богдана для бесчеловечных опытов — если, конечно, его кто-нибудь не спасёт из их лаборатории (например, нормальные Странники — те, «неофиты» которых появляются в «Волны гасят ветер»). Фанон основан на признании Бориса Стругацкого: «Мы подумывали ввести постоянных злодеев — нечто вроде космических пиратов со сверхсилами, они же и неэтичные учёные. Но по ряду причин эта тема так и не была развита».
    • «Стажёры» — тот же планетолог (и высокопоставленный чиновник Роскосмоса) Владимир Юрковский и штурман Михаил Крутиков, товарищи Спицына, погибли. Это было немного предсказуемо: исследовать кольцо планеты-гиганта на маленьком космическом катере — занятие нездоровое, хотя и интересное.
      • Михаил Харитонов уполз Юрковского в «Факапе», но поскольку весь этот фанфик переворачивает сеттинг с ног на голову, то и уползание герою досталось соответствующее.
  • Братья Вайнеры, «Эра милосердия» — Варя Синичкина, хнык-хнык. И Левченко.
  • Вадим Панов, «Анклавы» — решив, что у героев всё слишком хорошо складывается, автор натянуто избавляется от Го и Грязнова. Чайка — пример с прикрученным фитильком: ему пришлось умереть, чтобы воплотился в жизнь общий план.
  • Алексей Свиридов, «Малый типовой набор для создателей фэнтези» — у Верного Спутника также возможен Предмет Любви, но он нежелателен, так как создает излишнюю нервозность. Хотя, будучи убит врагами, оказывает благотворное влияние на моральное состояние Спутника.
  • «Сварог» — Странная Компания долго страдала от унылой непобедимости… пока не пришла пора идти убивать Воплощение Воздуха самого Великого Мастера! Назад вернулся лишь один ГГ, да и тот едва живой.

На других языках[править]

  • Мартин. Дед в Кровавой Кепке. На том и стоим!
  • «Роб Рой» — Вальтер Скотт угробил разными способами аж шестерых молодых людей. С прикрученным фитильком, потому что сюжетная цель автора — чтобы их кузен, главгерой Фрэнк Осбальдистон, унаследовал замок и поместье. Но все шесть за короткий период? Перебор, сэр. Тем более Фрэнки, сын богатого купца, мог и обойтись без наследства.
  • Майн Рид:
    • «Всадник без головы» — Исидора. Разве вам её не было жалко?
    • «Белая перчатка» — аналогично Бет.
  • Жюль Верн, «Таинственный остров» — из всех колонистов погиб только орангутан Юп, потому что его не так жалко, как человека.
  • Роберт Льюис Стивенсон, «Остров сокровищ» — погибшие слуги Редрут, Хантер и Джойс были введены, а затем «убиты» автором явно для того, чтобы показать всю серьёзность положения героев на острове, в то же время никто из протагонистов не погиб. Хотя Грей, тоже статист, для разнообразия был оставлен в живых.
  • «Капитан Сорвиголова» — Поль Поттер. Видимо, убивать французов перо не поднялось.
    • И Патрик Ленокс, но он тут сбоку припёка.
  • Джек Лондон, «Сердца трёх» — Торрес убил Ту, Что Грезит. Обоснуй — чтобы Френсис, ранее женившийся на ней, мог составить счастье Леонсии. Обоснуй сомнительный — в отечественной экранизации индейская жрица спокойно осталась в живых и вышла за Генри, потерянного брата Леонсии.
  • «Одиссея капитана Блада» — женщина Арабелла. Не та, что в шёлке, а та, что в парусине.
    • И мужчина Натаниэль Хагторп, один из офицеров Блада.
  • «Властелин колец» — в порядке исключения не в конце, но Боромира всё-таки жалко.
  • «Хоббит» — Торин, Кили и Фили в финальном сражении пяти воинств. У нас тут война, сынок, а не воскресный пикничок.
  • Джанни Родари, «Приключения Чиполлино» — паук Хромоног.
  • «Гарри Поттер» — мама Ро выполнила и перевыполнила план.
  • «Сага о ведьмаке» — собственно главный герой. И Йеннифэр вместе с ним. Это если не вспоминать Кагыра, Мильву, Региса…
    • В серии игр Геральт, Йен и Регис поправляются, а вот Фольтест, Демавенд, Весемир и Карах…
  • Туве Янссон, «Опасное лето» — как бы не тропнеймер. «Это трагедия, дорогая моя, — сказал папа. — И обязательно в конце кто-то должен умереть. Еще лучше, если умрут все кроме одного, но желательно чтобы и он тоже».
  • Джим Лонг, «Основное событие» — из «Шипов» в последний момент помирает Ангус. Явно по этой самой причине, поскольку остальные члены отряда худо-бедно раскрыты, а покойник единственный был не-пришей-к-звезде-рукав. И убили его тоже походя.

Кино[править]

Троп весьма популярен в отечественном кино - очень часто в жанрах, предполагающих убийства людей (детективы, боевики) кто-то умрёт ради драмы, и это нормально, однако отечественные киношники продавливают педаль в пол, деля это даже в молодёжных драмах и комедиях. Непременен пафос, с пронзительной музыкой и часто с вертящимися перед глазами берёзками или другими декорациями, что было взято у Калатозова.

  • «Новые приключения Неуловимых» — Буба Касторский.
    • Было снято два варианта, с погибшим и спасшимся Бубой. Режиссёр сказал «Если на предпремьерном показе попросят Бубу спасти — Буба погибнет». Конец немного предсказуем.
  • «Зелёный фургон» (1983) — милиционер Шестаков трагически погибает в финале фильма исключительно ради драмы. В книге и первой экранизации он только ранен и загремел на месяц в больницу.
  • Не ахти какое кинцо «Газгольдер» — ЛЯЛИ БОЛЬШЕ НЕТ!
  • «Шестой» — ради правдоподобия и драмы погибают четыре сподвижника главного героя. Увы, снято слишком картинно.
    • Не так картинно, как в других фильмах Самвела Гаспарова — в его «Забудьте слово Смерть» картинно убьют нескольких детей (в спину и в голову), стариков, сожгут за просто так несколько деревень и в САМОМ конце, на САМЫХ последних секундах кармический гудини-армянин заваливает главного героя!
    • В его же «Хлеб, золото, наган» логично погибнут много персонажей, однако Матрос был именно что слит, глупо и странно.
  • В отечественном кино про подростковый криминал этот троп постоянен:
    • Путёвка в жизнь — первый звуковой фильм СССР и вуаля, сразу же троп — убит Мустафа, перековавшийся герой. Убит трагично, пафосно, и как полагается, главгад спасся.
    • Лошади в океане — умирает аж главный герой, тоже на последних секундах.
    • Признать виновным — главгерой убивает девушку ножом едва ли не на ровном месте. За что и признали виновным.
  • Сто грамм для храбрости — в самом конце, на последних секундах ВНЕЗАПНО умирает герой Михаила Светина. А фильм — комедия.

Телесериалы[править]

  • «Место встречи изменить нельзя» — здесь Варю всё-таки пощадили, а вот Левченко — нет. Зачем было его убивать? Чтобы показать беспощадность Жеглова к врагам революции? Так вроде показали достаточно. Или таки из милосердия?..
  • Южноафриканский The Cape Rebel — в последней серии гибнут трое «наших» (и ХЗ сколько ихних). Хэмиш Стюарт — порядочный козёл, попортивший много крови родителям и их спутникам, его не жалко. Смерть Геркулеса Фика обусловлена сюжетно. А вот Бенни Менц — чистый троп, белёхонький, как снег на вершинах гор. Зачем его убил сценарист? Нет ли в этом антисемитизма?..
  • «Игра престолов» — Теон, Берик, Скорбный Эд и Мормонты во время битвы с армией Короля Ночи. Особенно жалко Лианну Мормонт — девочку-воительницу, которая и править была горазда.
  • «Teen Wolf» — масштабы тропа сравнимы с синдромом Роулинг: в заключительном сезоне сериала сценаристы вернули нескольких второстепенных персонажей исключительно с одной целью — убить их и таким образом повысить ставки. Получилось не очень.

Мультсериалы[править]

Аниме[править]

Видеоигры[править]

  • Mortal Kombat 2011. В ходе объединённого сюжета трёх классических игр погибают лишь несколько героев — совсем немного по меркам турнира Мортал Комбат. Но ближе к концу появляется Синдел, которая навёрстывает упущенное, просто перебив почти всех положительных персонажей по одному, независимо от всей крутизны и живучести, которую они проявили до этого. А всё потому, что она в новом таймлайне дополнительно озлобилась-остервенела (Куан Чи дополнительно её проклял) и перенаворочена (Шао Кан «начинил» её Шан Цуном).
    • Mortal Kombat 11 — Ханзо Хасаши, Скорпион, погибает от рук Ди’Воры, однако успевает на сторону хороших ребят перевести версию себя из прошлого. Под конец компании погибает вообще большинство героев и злодеев, однако Лю Кан всё равно перезапускает таймлайн.
  • Metro Last Light — Ульман, а в плохой концовке и Артём с Мельником и всеми спартанцами гибнут в финальной битве.
  • Metro Exodus — Мельник. В плохой концовке ещё и Артём.
  • Dragon Age: Origins — Риордан. Если отказаться от ритуала Морриган, то погибнет протагонист или Алистер/Логэйн.
  • Dragon Age 2 — Лиандра и Эльтина.
  • The Elder Scrolls IV: Oblivion — Мартин. Но его озвучивает Шон Бин, так что никто из игроков не удивился.
  • Far Cry 3 — либо Цитра, либо друзья Джейсона и сам Джейсон.

Музыка[править]

  • Инверсия в клипе Nickelback: если тебе спасли жизнь, ты должен спасти кого-то еще, чтобы жить нормально.