Искусственный загробный мир

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Короткометражное раскрытие сути.

Старая концепция жизни-после-смерти, но на новый лад. Теперь душа не следует заведённому мистическими силами порядку, чтобы перейти в управляемый ими загробный мир из управляемого ими же мира живых. Вместо этого сами разумные существа создают себе посмертную жизнь так же, как и обычную. Мир, куда попадают после смерти, оказывается просто сложным инженерным сооружением, как, к примеру, космическая станция, хотя и построенным по другим принципам. Посмертный суд если и происходит, то судят не боги и не некий космический закон, а или сами смертные, или созданные ими устройства. Возможно, что и выйти из посмертия вполне можно.

В зависимости от сеттинга, технология посмертиестроительсва может существенно отличаться. В фантастике и киберпанке роль загробного мира может играть виртуальность, в которую загружают копии записанных сознаний после смерти их основного тела. В фэнтези могучие маги могут в самом деле создать отдельный мир в каком-то другом измерении и даже изменить законы основного мира.

Важно:

  • Искусственный загробный мир — именно мир со своими законами. Если лич, упокоившись, оказывается внутри своей филактерии, то это не троп. Даже если там стоит целый воображаемый замок.
  • Искусственный загробный мир — именно загробный. Это не просто ещё одна форма существования, это место, куда попадают после смерти множество жителей основного мира. Чтобы та же виртуальность стала таким миром, нужно загружать в неё сознания умерших, причём в большом числе.
  • Искусственный загробный мир — именно искусственный в практическом понимании. Он не был сотворён богами, рождён из хаоса или ненамеренно явлен. Его целенаправленно творили — или хотя бы значительно переделывали — разумные и понятные сущности. Возможно, что это были могучие чернокнижники, предтечи или развитые инопланетяне, но они принципиально находились на одной планке с прочими разумными существами, даже если были в чём-то круче.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Владимир Чубуков, «Тёмные Складки» — и складки реальности, и построенные в них тёмные города были созданы некими существами с целью «доращивания» душ до настоящего посмертия.
  • Марк Лоуренс, «Разрушенная империя» — в двух вариантах:
    • Вся магия была создана древними людьми в попытке сделать мир более податливым. Появилось и посмертие, в виде Рая и ангелов с одной стороны и сухих земель — с другой. Древние технологии дали людям силу преобразовывать мир своим желанием, и человечество коллективно создало посмертие по вере своей.
    • Древние люди умерли, но их копии живут в древних же подземных машинах в своём виртуальном мире. Сойдёт за посмертие. Сделать копию живого человека тоже можно, но она из-за встроенных ограничений не будет иметь многих прав и возможностей. Собственно, в конце умерший герой оставляет после себя такую копию, которая и воспитывает его сына вместе с матерью.
  • Питер Уоттс, «Ложная слепота» — Небеса, созданная мультикорпорациями виртуальная реальность, в которую отправляются люди, когда те находятся на грани смерти или просто считают, что в настоящем мире им делать нечего. Тела подключённых находятся в герметичных капсулах, их питают веществами по трубкам и стимулируют мышцы электричеством, защищая от атрофии. Всё, чего корпораты просят взамен — часть возможностей мозга, чтобы поддержать состояние Небес. И так бы из них никто не выходил, если бы инопланетные формы жизни не обозначили своё существование…
    • Всё же не совсем троп, потому как «Небеса» находятся «по эту сторону гроба», а не «по ту»: без живых биологических мозгов они не работают — и не уточняется, есть ли возможность сохранить в распределённом по другим мозгам виде отдельно взятую личность, если её оригинальный мозг отказал.
  • Сергей Лукьяненко, «Последний Дозор». Маг Мерлин сумел создать загробный мир для Иных на глубоком слое сумрака — но получилось плохо: души просто застревают там и не могут вырваться из ловушки.
    • Тут скорее всё пошло слишком так. Шестой слой сумрака тут вполне честно отработал в режиме душеуловителя, обеспечив покойных иных возможностью околачивать груши аж до скончания веков. Просто Мерлин довольно смутно себе представлял, что пребывание там их очень быстро задолбает, вызвав неудержимое желание развоплотиться.
  • Станислав Лем, «Кибериада» — шутки ради. Роботы умереть и попасть в иной мир не могут, но существуют и склепы, и общение с мертвецами. Конструкторы пару раз бывают там, чтобы задать вопросы своему учителю. Собственно, сам «тот свет» — устройство, в котором робот находится в выключенном состоянии; во время «спиритического сеанса» «покойника» включают обратно. Вызванный учитель крайне не рад своему оживлению и просит учеников в обмен на совет залить свой склеп бетоном, чтоб больше не вызывали.
  • Урсула Ле Гуин, «На иных ветрах» — местный загробный мир — следствие неудачной попытки древних магов создать искусственный загробный мир. Хотели сделать рай, но, когда закончили, получился шеол без солнца, воды и растений, зато с безразличными ко всему духами.
  • Ханну Райаниеми:
    • «Страна Вечного Лета» целиком об этом. Вернее, загробная жизнь там вполне природная, но дико неустойчивая — искусственность состоит как раз в возможности её стабилизировать, что позволяет духам, получившим такую примочку, обустроить на том свете свою цивилизации навроде прижизненной, но с новым колоритом.
    • Затрагивается тема и в более известном произведении автора — трилогии «Квантовый вор». Именно искусственный загробный мир пытается запилить Соборность, работая над виром предков. Но тут вариант с прикрученным фитильком — от большей части человеческой истории гоголов, разумеется, не осталось, так что их роль играют реконструкции.
  • Брюс Стирлинг, «Схизматрица» — что-то такое по итогу собирают себе особо упёртые механисты. Технически имеет место попросту загрузка сознания в виртуальную реальность, по которой и живые вполне себе погулять могут. Фактически же туда плавно перебираются разумы тех механистов, чьи биологические мозги уже не способны давать им достаточно вычислительных мощностей. Причём сами оные механисты стоят на том, что никакое это не загробное посмертие, а просто альтернативный образ жизни — их противники требуют считать таких «загрузившихся» мёртвыми, чтобы они теряли право собственности на недвижимость и активы, коих у некоторых таких «старичков» весьма немало. Абеляр склоняется к тому, что перешедшие в информационную форму существования скорее мертвы, чем живы. Впрочем свои взгляды на жизнь протагонист пересматривает на протяжении всего повествования, которое этому фактически и посвящено. Он ведь и «радикальных старцев» с родной колонии когда-то в юношестве считал слишком уж задержавшимися на этом свете, а по итогу под конец сам оказался в числе старейших представителей цивилизации, причём не в последнюю очередь как раз благодаря умению подстраиваться под меняющиеся реалии.
  • Метавселенная Рудазова — загробный мир формируется коллективным бессознательным живых, а потому похож на сильно перекошенный и искажённый реальный. Данилюк на экскурсии по нему успел посетить и шумерский Кур, и египетский Дуат, и ацтекский Миктлан, и Светлое Завтра, где (бес-)покойные коммунисты-сциентисты запускают ракеты к инопланетным загробьям (благо ни пищи, ни воздуха духам не требуется), и Аркадиану — уголок фанатичных геймеров, где даже успели завестись мелкие боги-покровители разных жанров игр, и стольный град Диюй, где царствует Нергал-Аид-Яма-Миктлантекутли.
    • Светлые и Тёмные миры, если принимают усопшие души, то отыгрывают троп буквально: сначала бог создаёт покойникам условия, а уж потом запускает среди паствы знание о том, что делать, чтобы туда попасть. Впрочем, коллективное бессознательное может повлиять и здесь.
  • Дружба — это оптимум, в которой СелестИИ создаёт именно сабжи и называет процесс переселения туда эмиграцией в Эквестрию.

Телесериалы[править]

  • Загрузка — платный загробный мир в виртуальной реальности для оцифрованных копий личности. Степень райскости посмертия зависит от денег:
    • Самый дешёвый вариант выглядит как несколько минут жизни в месяц в больничной палате с чёрно-белым зрением, книжки тут с пустыми страницами после одностраничного предпросмотра (остальные страницы за деньги, только вот денег нет), и бесплатного телевизора тоже нет, и прожить в этом месте больше нескольких минут в месяц тоже стоит денег.
    • Средний вариант (то есть для среднего класса, а не для среднестатистических доходов) выглядит как фешенебельная гостиница в курортном месте + дополнительные платные услуги.
    • Роскошный вариант имеет один из выходов в той же самой гостинице на случай желания пообщаться — а другие выходы могут быть хоть в персональном дворце.
  • «Доктор Кто»! Причём в нескольких не связанных между собой экземплярах. Но это спойлер.
  • «Дневники вампира» — другая сторона и ад были созданы колдунами (Аркадиусом и Кетсией соответственно).
  • «Черное зеркало» — серия «Сан-Джуниперо». После смерти сознание людей способно храниться в облачном виртуальном пространстве.

Манга[править]

  • Встречается в произведениях одного доброго японского сказочника, очень не любящего, когда его персонажи лишний раз умирают.
    • Blame! — «Сонное Царство», где по итогу застряла Санакан, правда тут с поправкой на то, что граница между искусственным и естественным в произведении начисто стёрта.
    • Aposimz — именно предметом статьи по итогу оказывается Ядро.

Видеоигры[править]

  • Pillars of Eternity II: Deadfire — как оказалось, не только боги, но и сам местный круговорот душ, именуемый Колесом, был изобретён энгвитанцами. До них перемещение душ осуществлялось естественным (и более беспорядочным) образом с помощью адровых столбов. Работоспособность Колеса поддерживается механизмом, построенным в затерянном городе Укайзо. Вмешательство энгвитанцев оказалось настолько серьёзным, что после уничтожения Эотасом механизма цикл душ не смог восстановиться самостоятельно.
  • Pathfinder: Kingmaker — феи Первого Мира живут вечно, а в случае насильственной гибели перерождаются, почти не страдая от этого (немного теряют в силах, но они всегда могут восстановиться), для них смерть — скорее досадная неприятность, чем что-то значительное. Однако группа фей решила позабавиться со смертностью и сделала себе в виде игрушки объект статьи, просто поразвлечься пока не надоест. Разгневанная таким отношением богиня смерти Фаразма за это выгнала их из Первого Мира, сделав полноценными смертными, теперь известными как гномы.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Бесконечный круг на мирах-кораблях эльдар, позволяющий им спасаться от Слаанеш.
    • У экзодитов есть свой несколько более примитивный аналог — у них камни душ не врастают в конструкции из психокости ввиду отсутствия оных конструкций, а вместо того разбиваются в специальном зале, стены которого способны удержать и «впитать» выпущенную таким образом из камня душу.
  • World of Darkness — мир призраков из Wraith: The Oblivion, на самом деле изначально создавался Падшими ангелами смерти из линейки Demon: The Fallen в качестве прибежища для душ мертвых людей, поддержавших Восстание, поскольку опасались, что Господь может их наказывать. Однако поскольку Ангелы смерти, что до Падения, что после него, довольно плохо разбирались в человеческой психологии результат получился… мягко говоря «не очень».

Музыка[править]

  • «Мы, XXII век» от Complex Numbers — люди будущего добровольно сливаются в некую форму живых озёр металла.
    • Песня «1000 лет назад» — бывшая когда-то такими озёрами счастливая материя полностью преобразовала в себя и Землю, и Солнечную систему, и пока одна часть её весело преобразует галактику Млечный путь, остужая звёзды, другая часть отправилась к галактике «Дева А», чтобы так же осчастливить и её. А там облом — местные сами занимаются примерно тем же самым…