Мультикласс

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мультикласс — объединение в одном персонаже двух различных классов со всеми их достоинствами и недостатками.

Игрок хочет быть могучим воином и выбирает себе класс файтера. Но и файерболом тоже хочется кидаться!.. На помощь игроку приходит возможность создать мультиклассовый персонаж — воина-мага. Или воина-вора, если хочется не только срезать кошельки, но и размахивать двуручным мечом, что для обычного вора невозможно. Или маг-жрец, маг-вор, маг-жрец-вор, ниндзя-пират-зомби-робот

Однако недостатков у мультиклассового персонажа столько же, сколько и достоинств. Воин-маг может кастовать файербол и размахивать двуручником — но не одновременно. Если чистый маг вообще не может надеть на себя доспехи, то воин-маг в доспехах лишается возможности творить чудеса. Хочешь запустить во врага молнией — будь добр сначала снять броню. Естественно, во время боя ничем не защищенный воин уязвим почти так же, как хлипкий маг. И прокачиваться надо одновременно в двух диаметрально противоположных направлениях, так что уровень растет гораздо медленнее, чем у чистого класса. Но тем не менее, многие игроки, если игра дает такую возможность, выбирают себе мультиклассовый персонаж — ведь так приятно держать в одной руке меч, а в другой — файербол!..

Более запутанная ситуация существовала в Dungeons & Dragons. "Мультикласс" был персонажем, растущим сразу по нескольким классам одновременно, воин-маг, вор-маг, или даже воин-маг-клерик. Такие мультиклассы были доступны только не людским расам и исторически предназначались для моделирования стандартными средствами "нестандартных" рас и персонажей - например утонченных эльфов, которые одновременно обучались и фехтованию и магии. В дополнениях к основным правилам такие устоявшиеся блочные персонажи предлагались как "престиж-классы", после второй редакции прочно вошедшие в основные правила D&D. Наряду с плюсами владения умений различных классов был и минус - очки опыта персонажу приходилось делит поровну на все классы, из-за чего прогресс в каждом отставал от чистого одноклассового персонажа. Впрочем, в первой-второй версиях AD&D из-за геометрической прогрессии опыта отставание было невелику - на уровень-другой. Кроме этого, статы персонажа обязаным были отвечать требованиям всех классов и даже больше того, что было непросто. Мультиклас не следует путать с "дуал-классом" D&D — так в ранних редакциях назывался персонаж, который полностью сменил род деятельности, сменив, к примеру, свой меч на отмычки или пучок волшебных палочек. В третьей редакции технологию существенно переделали - разницу между мультиклассом и дуал-классом похерили и слили в один "мультикласс". Классы стали смешиваться в любых пропорциях и на любом этапе, но за один левелап можно было взять только какой-то конкретные, а требование к экспе на новый левелап от суммы уровней во всех классах фактически вдвое резал "сбалансированную" прокачку нескольких классов - на замену воину-20lvl приходил не воин-19/маг-18, а воин-10/маг-10. Это сильно ослабило мультиклассы, повернув их от "сбалансированного" варианта или варианта "долго, но всего по многу" к "выщипыванию", когда для постройки очередного Пун-пуна из множества классов выбиралось только по нескольку уровней, дающих синергически манчкинский набор умений. "Мой маг с парой уровней воина и вора подкравшись к толпе врагов может выдать круговую атаку горящими руками с бонусным дамагом за атаку со спины!!!1111".

В некоторых играх есть мультиклассовые бонусы. Например, в Heroes IV это выглядит так: Священник + Варвар/Стрелок (Магия Жизни + Ратное Дело) = Паладин (бонус — сверхзащита от магии и существ Смерти). Священник + Рыцарь/Рыцарь Смерти (Магия Жизни + Тактика) = Крестоносец (бонус — максимальный боевой дух; между прочим, +12). Священник + Некромант (Магия Жизни + Магия Смерти) = Темный Священник (бонус — высасывание из врага жизни, как у вампира). При этом выглядит герой с мультиклассом точно так же, как выглядел на первом уровне. Легко можно получить трех паладинов разной наружности: один в рясе, другой в эльфийской кольчуге, третий в варварском тряпье. А еще какой-нибудь демон-некромант (есть и такие) может развить Магию Жизни и стать Темным Священником, потом развить еще и Ратное Дело — и, прокачав оба навыка сильнее родной Магии Смерти, будет… правильно, Паладином. Или Крестоносцем, если вместо Ратного Дела будет Тактика.

И не всегда возможность в одной руке держать меч, а в другой файрболл приводит к ослаблению основного класса. Так, в Dark Souls пиромантия требует только прокачки пироманьяческой перчатки и небольшого вложения в характеристику "Ученость" для увеличения количества слотов заклинаний. Поэтому пиромантия является популярным дополнением ко множеству различных билдов.