Море на западе, земля на востоке

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Left-Justified Fantasy Map. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Стандартный фэнтези сеттинг представляет собой очень сильно клюквенную средневековую Европу. Поэтому и география его почти всегда напоминает географию Европы: место действия — на субконтиненте, представляющем собой гигантский полуостров. На западе от него — великое море, что за ним — никто не знает, но мифы и легенды ходят разные, от прекрасных до ужасных. На севере — опять море, но холодное, неприветливое, и туда не плавает никто, кроме клюкво-викингов. Что на юге — варьирует, но обычно там соседний континент, жаркий и населенный враждебными иноверцами. На восток же простираются бесконечные равнины, поросшие густым и темным лесом, откуда набегают разные варвары. Часто где-то там же находится Империя зла, которую отделяет от светлого и прекрасного мира Андуин; в другом варианте она на севере.

Где встречается[править]

  • Началось всё, как водится, с Толкина Говарда. Земля в Хайборейскую эру, на которой происходит действие «Конаниады», выглядит именно так. По замыслу Говарда, это допотопый мегаконтинент из Европы, Африки и Азии.
  • У Толкина этот троп помножен сам на себя: сначала для немаленького полуострова Белерианд (размером всего с территорию Средиземья, описанную во «Властелине Колец») большой субконтинент Средиземье выступал в виде дикого востока, потом, когда Белерианд затонул, Средиземье превратилось в основное место действия, и троп применился уже к нему. Однако же, Средиземье и задумывалось Толкином, как далёкое прошлое Европы, поэтому как ещё могло быть?
    • С Белериандом не совсем похоже: Средиземье и Аман были до погружения Белерианда в морские глубины единым материком, соединявшимся в арктическом поясе на севере. Именно по этим тундровым и вечноледяным обширным пространствам перешли те нолдоры, которые не участвовали в резне в Альквалондэ ради завладения кораблями, но решили всё равно последовать за Феанором пешком. Позже, в конце эпохи, материки разделились.
  • До Толкина ещё было в «Змее Уроборосе» Эрика Эддисона: самое западное место действия — остров Демонландия, в том числе её западная оконечность, самое восточное (не считая «благословенных земель» где-то на юго-востоке) — побережье обширной страны Ведьмландии. Их можно условно сопоставить с Англией и Францией в плане положения и колониальной борьбы (хотя больше ничего общего нет). Кратко упоминаются ещё некие божественные земли на западе и восточный океан, но в них действия не происходит.
  • В Плоском мире окрестности Анк-Морпорка выглядят именно так, если считать центр Плоского мира за север. В ранних книгах к этому и сводился весь мир, но в более поздних был описан более-менее весь диск.
  • «Чародей с гитарой» А. Д. Фостера.
  • Различные фанатские карты мира «Ведьмака» (никакой официальной Сапковский не публиковал).
    • Карты он не публиковал, зато в тексте романа сказано, что приплывали корабли с "иномирцами" (сначала краснолюдами, потом эльфами, затем людьми) через океан с запада. И крупные реки, впадающие в море, тоже текут на запад, по словам автора.
  • Warhammer Fantasy (карта планеты — отредактированная карта Земли, без Австралии, с… Атлантидой и с Северным Полюсом-материком, соединяющем Евразию и Америку.
    • Справедливости ради, Америка прописана не сильно хуже Европы (особенно южная). А вот Азия выглядит довольно грубо попиленной на большие куски.
  • Slayers же!
  • «Хранитель Мечей» Ника Перумова — география мира Эвиал именно такова. Даже очертания основного континента подозрительно напоминают контуры Европы, чего не скрывает и сам Перумов.
  • «Время меча» Юрия Нестеренко — автор и не скрывает, что за основу взята земная география, дабы «облегчить читателю ориентацию в мире романа»; тем не менее, имеются отличия от таковой, перечисленные в предисловии.
  • Аниме Zero no Tsukaima. И карта, и названия стран слизаны с Европы.
  • «Гобелены Фьонавара» Гая Гэвриела Кея. На западе — океан, на востоке — горы, на юге — империя Катал, на севере — местная Империя зла с горой Рангат и цитаделью Старкадх.
  • «Орден Манускрипта» Тэда Уильямса. На западе Светлого Арда — океан, на юго-востоке — пустоши, которые никому не удалось пересечь. На севере живут риммеры — СФК викингов, и тролли — СФК не то саамов, не то эскимосов. Чуть южнее — эрнистирийцы, СФК кельтов, в центре — эркинландеры, на юге — наббанцы, что-то среднее между итальянцами и Византией.
  • С очень сильно приглушённым фитильком — «Эления» Дэвида Эддингса. Страны местной Оси Добра расположены на полуострове, соединённом с материком на востоке лишь тоненьким перешейком. Но что за морем на западе — неизвестно.
  • Внезапно «Воздушные пираты» П. Стюарта и К. Ридделла, хотя это не совсем фэнтези и совсем не материк с океаном. Просто взгляните на карту — все необходимые элементы присутствуют, включая то, что центр науки и культуры сосредоточен на западном конце Края.
  • «Колесо времени» — с прикрученным фитильком, поскольку далеко за океаном Арит есть ещё континент Шончан.
  • Might and Magic VI (в отрыве от остального цикла) — строго наоборот: море на востоке, а чем западнее — тем страшнее. Есть фанатская версия, что Энрот срисовывался с карты США.
    • Ну и новый сетинг (начиная с пятых героев) именно такой — на западе океан, на востоке — бескрайняя степь Ранаар.
  • «Князь Пустоты» Скотта Бэккера. Эарва, с запада и севера ограниченная океаном, с востока — огромной горной грядой (за которой земли Эанны, с которых прибыли Пять Племён Людей, и, возможно, местный Утай), с юга — субконтинентом Кутнарму. Что неудивительно, учитывая, что земли Эарвы это аллюзия и на Европу времён Первого Крестового Похода, и на толкиновский Белерианд.
  • «Сказания Меекханского пограничья» Роберта М. Вегнера. На западе Меекхана — города-государства и океан, на востоке — СФК монголов и других кочевников, на юго-востоке СФК Каспийского моря — Белое море, на юге — обширная пустыня, на севере — горцы и не орки ахеры.
  • Раймонд Фэйст, цикл о Мидкемии - на западе Королевства Островов - Безбрежное море (а конкретно - Острова Заката, где базируются пираты, а ещё намного южнее, как выяснилось, - Новиндус, откуда полчищами приходили враги-демоны), на севере - моррелы, гоблины и горные тролли, и даже великаны (причём моррелы и гоблины и в западных землях Королевства базируются, так что там постоянное "веселье"), на юге - Империя Великого Кеша, которые вроде как союзники, но постоянные стычки за спорные земли не прекращаются, на востоке - Королевство Ролдем (тоже союзник с "хмм", т.к. "под влиянием Кеша), и всяческие герцогства, в которых свои проблемы. Западных солдат считают бравыми вояками и защитниками Королевства, восточных - "парадными войсками".
  • Мир ранобе «Волчица и пряности». Всё как в названии тропа - океан на западе, континент на востоке. Правда, сходство с Европой на этом заканчивается: основной массив суши изображен как равнинный монолит (нет ни глубоко выдающихся в южное море полуостровов, ни чего-то похожего на Альпы), и поэтому придирчивому взгляду здешняя карта больше напомнит отзеркаленный слева направо Китай. Зато есть отдельное королевство на северо-западном острове (СФК Англии).

Где не встречается[править]

  • В «Песни Льда и Пламени» Джорджа Мартина действие происходит на полноценном континенте, по Слову Божьему, размером примерно с Южную Америку. На Западе лежит неисследованный океан, примерно соответствующий Атлантическому. На Север лучше не заглядывать, хотя и там плавают китобои из Порт-Иббена. На Юге — Летние Острова с неграми и целый континент Соториос (aka Соторос) с обезьянами. Восток занят огромным континентом Эссос, на котором происходит значительная часть действия романов. Где-то совсем в далёких краях есть ещё и континент Ультос, но он появлялся всего на одной карте и сомнительно, что его когда-нибудь покажут.
    • В итоге, на самом деле Игра Престолов списана с Войны роз, а сам «континент» похож на Великобританию, Эссос на развернутую Ирландию. Сюда же размеры континентов, размеры городов и трона — всё фантазия.
      • Не совсем так — деформированная (и отзеркаленная) Великобритания составляет лишь Север. Всё прочее — это как раз перевёрнутая Ирландия + п-ов Корнуолл в роли Перебитой Руки. А Эссос — аллюзия на Малую Азию (Узкое море - Эгейское).
  • «Хроники Нарнии» — море на востоке, земля на западе.
  • «Поднебесная» Г. Г. Кея — средневековый мир романа списан с Китая, и там все наоборот: на западе земля, на востоке море.
  • «Вейская Империя» — ещё одна вариация на тему Китая, за авторством Латыниной (правда, это не фэнтези, а планетарный романс).
  • Вселенная «Древних свитков» представляет собой единый континент, со всех сторон окруженный водой. Рядом присутствуют два крупных острова: Вварденфелл[1] и Саммерсет/Алинор. Хотя если рассматривать за место действия весь Нирн, то троп тоже работает: с запада, где раньше был материк Йокуда, море, за которое никто никогда не совался; с востока, с Акавира, набегают всякие там Цаэски; на юге расположена Пиандонея, куда группа высших эльфов была в свое время изгнана, а теперь фиг их знает как у них там и что; а на севере Атмора, из-за замерзания которой норды и приплыли в Скайрим, тогда отличавшийся намного более тёплым климатом. Да и если смотреть только на Тамриэль, самый непосредственный аналог Европы выглядывает именно на запад.
    • С фитильком под троп подходит вторая часть серии, разворачивающаяся в заливе Илиак, который действительно напоминает средиземноморский регион.
  • «Отблески Этерны» — примерно то же самое: Золотые Земли расположены все на небольшом континенте размером с Австралию, со всех сторон окруженном морями.
  • «Сто тысяч королевств» живущие на Крайнем Севере полуварвары очень смуглые, что говорит о южном полушарии.
  • Тедас, мир игр из серии Dragon Age. Представляет собой зеркальное отражение этого тропа вкупе с тропом дисбаланс полушарий — полушарие южное, море на востоке.
  • «Потерянный легион» и другие романы Гарри Тёртлдава об империи Видесс — полная инверсия. Основное государство, Видесс, находится в центре карты, море — на юго-востоке, на востоке за морем — Намдален, СФК средневековой Англии, на севере — степи с кочевниками, а ещё дальше — другие псевдоевропейские королевства, Агдер и Халогаланд. Местная же Империя зла — Йезд — находится на западе.
    • А разгадка проста — это, по сути, просто отзеркаленная карта Европы, с аккуратным размещением всех срисованных фэнтезийных культур. Видесс — это Византия, степи с кочевниками — это печенеги и кипчаки, Намдален скорее не Англия, а норманнская Сицилия, Халогаланд же — как раз Норвегия. Васпуракан, находящийся между Йездом и Видессом — так и есть Васпуракан (одно из царств средневековой Армении), ну а сам Йезд — это Персия (известная тут как Макуран), завоеваная кочевниками-йездами (сельджукская Турция). Начало событий четко соответствует 1071 году земной истории (битва при Манцикерте), император Маврикий Гавр — Роману Диогену.
  • Романы Робин Хобб о мире Элдерлингов. Море на юго-востоке, континент на северо-западе.
  • «Малазанская книга павших» — здесь мир представляет собой вполне себе набор разнообразных континентов.
  • Простая инверсия Кирилл Довыдовский «Каятан» — море на востоке, горы, отделяющие нужную для сюжета часть света от остального мира — Западная стена.
    • Правда еще промелькнуло как-то в тексте «На севере, ближе к экватору»…
  • В Двенадцатицарствии карта мира имеется, и весьма подробная. Но насколько же она не похожа на любые привычные нам карты районов Земли!
  • Path of Exile — инверсия, континент Рэкласт на западе с перекрывающими доступ вглубь горами, море на востоке, и всё это в южном полушарии (ну а что вы хотели от новозеландских разработчиков?). На полноценной карте видно, что действие происходит на юго-восточной трети континента, с Сарном в его центре, и имеются откровенно метеорного вида вулканический остров на северо-западе и может остров, может другой континент Трартус на юго-западе.

Реальная жизнь[править]

В реальной Европе вполне достаточно мест, где море находится на востоке, и эти места вполне культурно-значимы. Может, современным читателям и писателям, привыкшим к глобусам, самолётам и интернету, покажется, что эти места тесноваты для того, чтобы разворачивать на них эпические события, великие войны и путешествия, но подумайте о восприятии людей древности и средневековья: для них это было целым миром, расстояния казались значимее.

Это Эгейское море для Греции (именно там развёртывались события одного из главнейших образцов эпоса — Троянской войны), Ионическое и Адриатическое моря для Италии, западная часть Средиземного моря для Испании, Северное море для Британии, Ирландское море для Ирландии, пролив Каттегат для Дании, Балтийское море для Скандинавии, Чёрное море для Балкан и Румынии, Азовское море для Украины и Крыма, Каспийское море для Кавказа и юга России, Белое море для Карелии и Кольского полуострова. Это не говоря об островах в разных морях и крупных озёрах.

Смотри также[править]

Примечания[править]

  1. Хотя он меньше остров, и больше окружённая каналом гора. Если посмотреть на полноценную карту, то видно, что пролив между Вварденфеллом и остальным Морровиндом уже, чем расстояние от побережья до Призрачного Предела.