Я плохой, мне всё можно: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{TVTropes|CardCarryingVillain|Card-Carrying Villain}}
{{TVTropes|CardCarryingVillain|Card-Carrying Villain}}
{{q|Какой смысл быть преступником, если это накладывает обязательства?|[[Breaking Bad]]}}
Этот персонаж понимает, что он [[злодей]]. Возможно, он уже перешагнул [[моральный горизонт событий]]. А раз так — то что терять? [[:tv:ThenLetMeBeEvil|Гуляй, рванина!]] [[Даже у зла есть стандарты]]? Какие там, к такой-то фене, стандарты?! Я — ЗЛО! И мне можно всё! [[Злобный смех|Муа-ха-ха-ха-ха!]]


{{q|Какой смысл быть преступником, если это накладывает обязательства?|[[Breaking Bad]]}}
Такой прорыв зла может носить разовый характер — герой какое-то время делает гадости, но потом [[Боже мой, что же я наделал!|всё же приходит в себя]]. И даже может совершить поворот [[направо кругом]]. А может статься и так, что герой начинает творить зло на постоянной основе и [[Поворот налево|со временем]] [[Падший герой|превращается]] в [[полное чудовище]].


Этот персонаж понимает, что он [[злодей]]. Возможно, он уже перешагнул [[моральный горизонт событий]]. А раз так — то что терять? Гуляй, рванина! [[Даже у зла есть стандарты]]? Какие там, к такой-то фене, стандарты?! Я — ЗЛО! И мне можно всё! [[Злобный смех|Муа-ха-ха-ха-ха!]]
Противотроп — «[[я хороший, мне всё можно]]», когда персонаж разрешает себе всё, потому что верит в свою принадлежность к силам Добра с большой буквы.


Такой прорыв зла может носить разовый характер — герой какое-то время делает гадости, но потом всё же приходит в себя. И даже может совершить поворот [[направо кругом]]. А может статься и так, что герой начинает творить зло на постоянной основе и [[Поворот налево|со временем]] [[Падший герой|превращается]] в [[полное чудовище]].
Контрастные тропы:
* [[Храмовник]] — злодей искренне считает себя хорошим.
* [[Готтентотская мораль]] — злодей осуждает чужие злодейства, игнорируя или рационализируя свои.
* [[Злодей по должности]] — злодей не испытывает восторга от своих злодеяний, воспринимая их как свою работу.
* [[Зло — это отстой]] — злодей стыдится своих действий и переходит на сторону героев.


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 11: Строка 17:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Речные Заводи]]. Когда У-Сун понял, что генерал его подставил, и ему уже не выйти с каторги по УДО, он убил не только генерала, но и всех в его доме — служанок, слуг и даже детей. А ведь до этого косплеил правильного героя и даже на каторгу пошел добровольно.
* [[Речные Заводи]]. Когда У-Сун понял, что генерал его подставил, и ему уже не выйти с каторги по УДО, он убил не только генерала, но и всех в его доме — служанок, слуг и даже детей. А ведь до этого косплеил правильного героя и даже на каторгу пошел добровольно.
* Антон Орлов, «Гонщик» — Шидал. Выросший на тоталитарной планете с четким кастовым делением, он даже не мыслил о неповиновении, и даже собственную смертную казнь ожидал совершенно равнодушно. Но находящемуся рядом Саймону Клиссу удалось пробудить в нем манию величия — и вот, недавний добропорядочный администратор убивает всех вышестоящих и просто свидетелей своего провала и готовится идти по головам, чтобы стать президентом. Когда правда всё же всплывает, он сбегает со своей планеты, продолжая грезить величием (и жаждой мести), и на этом пути не стесняется в средствах. Целей своих не достигает, но все преступления сходят ему с рук. Правда, для этого ему приходится представить себя правозащитником и борцом за свободу, что для закоренелого тоталитариста само по себе не сахар.
* [[Гарри Поттер]]: ранние похождения Тома Реддла.
* [[Гарри Поттер]]: ранние похождения Тома Реддла.
** Впрочем, он-то злодеем себя никак не считает. Как и его Пожиратели Смерти. Они — Храмовники в квадрате.
*** Как это не считает? А откуда тогда прозвище «'''Тёмный Лорд'''» (Dark Lord), ещё и слизанное у [[Властелин Колец|Саурона]]?
**** Э-э… Красиво? И потом, как ещё называться, если занимаешься тёмными искусствами и не скрываешь этого? ''Тёмным'' он себя вполне может признавать, ''злым'' — никогда.
* «Рыжий Орм» Франца Гуннара Бенгсстона: священник Ринальд постоянно терзается из-за своей грешности (он нравится женщинам и не находит в себе сил устоять перед искушением). Поучаствовав, волей обстоятельств, в языческом ритуале плодородия, он решает, что пересек [[моральный горизонт событий]], пускается во все тяжкие и в конце концов становится разбойником-отморозком (причем в роли разбойника пересекает моральный горизонт уже по-настоящему).
* «Рыжий Орм» Франца Гуннара Бенгсстона: священник Ринальд постоянно терзается из-за своей грешности (он нравится женщинам и не находит в себе сил устоять перед искушением). Поучаствовав, волей обстоятельств, в языческом ритуале плодородия, он решает, что пересек [[моральный горизонт событий]], пускается во все тяжкие и в конце концов становится разбойником-отморозком (причем в роли разбойника пересекает моральный горизонт уже по-настоящему).
* «Пугачёв-победитель» Михаила Первухина: в этом едва ли не первом для России альтернативно-историческом романе, опубликованном за границей в 1924 году и [[Именно то, что написано на упаковке|описывающем сценарий победы пугачёвского бунта]], заглавной персонаж быстро приходит к выводу, что находится по ту сторону религии и морали. «Бог поможет…», — Пугачёв мотнул головой. — «Н-ну, бога-то ты оставь лутче! Бог тут ни при чём… Скорее, скажем, другой… чёрный». Действия его вслед за этим окончательно утрачивают всякое подобие нравственности, отчасти даже в ущерб здравому смыслу, включая, например, хладнокровное убийство наскучившего гарема из четырёх жен — которых было обузой таскать за собой, а просто отпустить на все четыре стороны, видимо, не позволяла жаба.
* «Пугачёв-победитель» Михаила Первухина: в этом едва ли не первом для России альтернативно-историческом романе, опубликованном за границей в 1924 году и [[Именно то, что написано на упаковке|описывающем сценарий победы пугачёвского бунта]], заглавной персонаж быстро приходит к выводу, что находится по ту сторону религии и морали. «Бог поможет…», — Пугачёв мотнул головой. — «Н-ну, бога-то ты оставь лутче! Бог тут ни при чём… Скорее, скажем, другой… чёрный». Действия его вслед за этим окончательно утрачивают всякое подобие нравственности, отчасти даже в ущерб здравому смыслу, включая, например, хладнокровное убийство наскучившего гарема из четырёх жен — которых было обузой таскать за собой, а просто отпустить на все четыре стороны, видимо, не позволяла жаба.
* [[Метавселенная Рудазова]] — Креол, ставший Азаг-Тотом, по первости ведёт себя именно так, правда потом опоминается: не хватало ещё скатиться в безумные боги.
* «[[Архимаг (серия книг)|Архимаг]]» — Креол, ставший Азаг-Тотом, по первости ведёт себя именно так, правда потом опоминается: не хватало ещё скатиться в [[Безумный бог|безумные боги]].
* [[S.N.U.F.F.]] — именно с этим связан [[конец-переворот]] романа. {{spoiler|Орочий уркаган Рван Контекс всерьёз посчитал себя [[образ врага|репрессивным отморозком из пропаганды БигБиза]], на которого неписанные правила [[борьба нанайских мальчиков|борьбы нанайских мальчиков]] не распространяется. Ну а коли тёплого места на оффшаре уже не предвидится, почему бы не устроить большой взрыв? Сам того не зная, уркаган обрёк БигБиз на гибель, необратимо повредив антигравитационный привод оффшара.}}
* Т. Гудкайнд, «Меч Истины» — сестра Никки aka Госпожа Смерть. В результате того воспитания, которое дали ей «любящая» матушка и лидер тоталитарной секты, окончательно уверовала в свою полнейшую низость и никчёмность. В итоге, будучи искренне верующей девушкой, не испытывает никакого морального диссонанса от вступления в ряды [[мраккультист|Сестёр Тьмы — противников местного Создателя]]. Убийства, чёрная магия и оргии с потусторонними монстрами прилагаются. Не потому что «гуляй, рванина!», а как раз наоборот: я такая дрянь, что жить нормальной жизнью приличной девушки недостойна. Примерно в середине цикла совершает поворот направо кругом. Хотя многие из окружающих считают, что это был поворот на шпильках.
* [[Worm]] — [[Банда маньяков|Бойня номер девять]]. Эти ублюдки вне человеческого права и даже [[Уволен из гестапо за жестокость|вне неписаных парачеловеческих законов.]]


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 22: Строка 33:


=== [[Телесериал]]ы ===
=== [[Телесериал]]ы ===
* [[Buffy the Vampire Slayer]] — Фэйт, случайно убив человека, решила, что испортилась бесповоротно, и предложила свою службу мэру Уилкинсу. После [[оздоровительная порка|оздоровительной порки]] от Баффи и Ангела вернулась на путь истинный.
* «[[Баффи — истребительница вампиров]]» (1997) — Фэйт, случайно убив человека, решила, что испортилась бесповоротно, и предложила свою службу мэру Уилкинсу. После [[оздоровительная порка|оздоровительной порки]] от Баффи и Ангела вернулась на путь истинный.
* [[Breaking Bad|Во все тяжкие]] — собственно, целиком о том, как Уолтер к этому приходит.
* «[[Breaking Bad|Во все тяжкие]]» — собственно, целиком о том, как Уолтер к этому приходит.
* «Не бойся, я с тобой!» — Джафар Трехглазый. «Если бы ты знал, сколько у меня грехов на душе! Одним больше, одним меньше — ни я не замечу, ни Аллах!». (Джафар ещё и еретические шутки себе позволяет: по исламскому канону, Аллах видит, знает и замечает ВСЁ.)
* «[[Не бойся, я с тобой!]]» — Джафар Трёхглазый. «Если бы ты знал, сколько у меня грехов на душе! Одним больше, одним меньше — ни я не замечу, ни Аллах!». (Джафар ещё и еретические шутки себе позволяет: по исламскому канону, Аллах видит, знает и замечает ВСЁ).
* «Глухарь» — Станислав Карпов, [[антигерой]] и [[антизлодей]] в одном флаконе. В заключительной серии Стас, который и без того наворотил дел, [[Антиреклама спиртного|напивается]] и попадает в аварию. Не согласившись с тем, что гаишник потребовал у него документы, устраивает стрельбу, в которой пострадало 11 человек. Причём, [[Асоциал для фанатов|не только Карпов, но и его фанаты]] считают, что гаец должен был войти в положение и не доставать проверками.
* «Глухарь» — Станислав Карпов, [[антигерой]] и [[антизлодей]] в одном флаконе. В заключительной серии Стас, который и без того наворотил дел, [[Антиреклама спиртного|напивается]] и попадает в аварию. Не согласившись с тем, что гаишник потребовал у него документы, устраивает стрельбу, в которой пострадало 11 человек. Причём [[Асоциал для фанатов|не только Карпов, но и его фанаты]] считают, что гаец должен был войти в положение и не доставать проверками.
** [[Фанатское утрирование|Не очень-то это умно]] со стороны подобных фанатов. Гаец, может быть, и вошёл бы в положение, но сам сказал, что там камера.
** [[Фанатское утрирование|Не очень-то это умно]] со стороны подобных фанатов. Гаец, может быть, и вошёл бы в положение, но сам сказал, что там камера.
** Можно побыть адвокатом дьявола, и заметить, что Стас, как потом и было признано судом, сделал то, что сделал, не сколько из чувства безнаказанности, сколько по случаю окончательного отъезда крыши в дальние края и белой горячки. А поскольку Стас по умолчанию опасный боец, склонный к [[Когда есть только молоток|прямому решению проблем]], чисто рефлекторно он начал делать то, что умеет лучше всего — мочить. К тому же именно после того, что натворил, Стас, мучимый [[Боже мой, что же я наделал!|диким чувством стыда]] и [[мортидо|желанием помереть]] — будучи [[В жизни всё бывает|выпущенным, к своему же удивлению, из психушки]], стал вспоминать, что он когда-то был совсем неплохим человеком и очень даже героическим ментом. В общем, вышел из тропа. {{spoiler|И даже — спустя два с половиной сезона сериала «Карпов» — [[Смерть равносильна искуплению|погиб как герой-защитник]]… хотя по его [[Лирой Дженкинс|стилю боя]] можно предположить, что ему и оставаться среди живых всё ещё не очень-то хотелось, несмотря на маячащую ему свадьбу.}}
** Можно побыть адвокатом дьявола, и заметить, что Стас, как потом и было признано судом, сделал то, что сделал, не сколько из чувства безнаказанности, сколько по случаю окончательного отъезда крыши в дальние края и белой горячки. А поскольку Стас по умолчанию опасный боец, склонный к [[Когда есть только молоток|прямому решению проблем]], чисто рефлекторно он начал делать то, что умеет лучше всего — мочить. К тому же именно после того, что натворил, Стас, мучимый [[Боже мой, что же я наделал!|диким чувством стыда]] и [[мортидо|желанием помереть]] — будучи [[В жизни всё бывает|выпущенным, к своему же удивлению, из психушки]], стал вспоминать, что он когда-то был совсем неплохим человеком и очень даже героическим ментом. В общем, вышел из тропа. {{spoiler|И даже — спустя два с половиной сезона сериала «Карпов» — [[Смерть равносильна искуплению|погиб как герой-защитник]]… хотя по его [[Лирой Дженкинс|стилю боя]] можно предположить, что ему и оставаться среди живых всё ещё не очень-то хотелось, несмотря на маячащую ему свадьбу.}}
* «[[Однажды в сказке]]» — Лили Пейдж, узнав, что она — дочь Малефисенты, и что Белоснежка с Прекрасным Принцем обрекли ее на жизнь полную неудач, решила, что раз она дочь крутой злодейки и сама ничуть не лучше, то и вести себя может соответственно. К счастью, развернуться не успела.
* «[[Однажды в сказке]]» — Лили Пейдж, узнав, что она — дочь Малефисенты, и что Белоснежка с Прекрасным Принцем обрекли ее на жизнь полную неудач, решила, что раз она дочь крутой злодейки и сама ничуть не лучше, то и вести себя может соответственно. К счастью, развернуться не успела.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Вероятно, [[Кнопка берсерка|в минуты воодушевления/ярости]] так настроен Волк из «[[Ну, погоди!]]». В прочие же моменты он трусоват.
* «[[Ну, погоди!]]» — вероятно, [[Кнопка берсерка|в минуты воодушевления/ярости]] так настроен Волк. В прочие же моменты он трусоват.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[RWBY]] — разом под это дело подходят и Роман Торчвик и… дядя Кроу, который вроде как герой. Тонкость в том, что оба персонажа используют это правило исключительно как удобную отмазку. Роман, конечно, выдаёт подобную браваду, но по действиям этот тип, косящий под [[Самоуверенный мерзавчик|самоуверенного мерзавчика]] выглядит скорей как [[Великолепный мерзавец]], у которого имеются какие-никакие, а стандарты. А вот с дядей Кроу всё выглядит веселей. Он же герой! Но… почему ты сломал боевого робота? Я плохой, мне всё можно. Зачем устроил драку прямо во дворе школы? Я плохой, мне всё можно. Почему ты грубишь генералу? Я плохой, мне всё можно. Почему ты пошлишь при детях? Ну, вы поняли, да?
* [[RWBY]] — разом под это дело подходят и Роман Торчвик и… дядя Кроу, который вроде как герой. Тонкость в том, что оба персонажа используют это правило исключительно как удобную отмазку. Роман, конечно, выдаёт подобную браваду, но по действиям этот тип, косящий под [[Самоуверенный мерзавчик|самоуверенного мерзавчика]] выглядит скорей как [[великолепный мерзавец]], у которого имеются какие-никакие, а стандарты. А вот с дядей Кроу всё выглядит веселей. Он же герой! Но… почему ты сломал боевого робота? Я плохой, мне всё можно. Зачем устроил драку прямо во дворе школы? Я плохой, мне всё можно. Почему ты грубишь генералу? Я плохой, мне всё можно. Почему ты пошлишь при детях? Ну, вы поняли, да?
* [[South Park]] — Картман вполне осознаёт, что он козёл и местами хуже, но это не мешает ему из раза в раз творить пакости. [[Зло — это приятно|Он ими даже упивается]].
* [[Samurai Jack]] — Аку. Достаточно сказать, что его имя в переводе с японского означает «зло».
* «Мультреалити» — в одной из серий принцесса решила, что наступил Апокалипсис, а она — оставшаяся на Земле грешница. Перепутав почтальона с Сатаной, она из религиозной католички моментально превращается в маньячку.
* [[South Park]] — Картман вполне осознаёт, что он козёл и местами хуже, но это не мешает ему из раза в раз творить пакости. [[Зло — это приятно|Он ими даже упивается]].
* «Мультералити» — в одной из серий принцесса решила, что наступил Апокалипсис, а она — оставшаяся на Земле грешница. Перепутав почтальона с Сатаной, она из религиозной католички моментально превращается в маньячку.
 
=== [[Видеоигры]] ===
* Mega Man Battle Network: Доктор Регал из четвёртой и пятой частей. В отличие от большинства таких персонажей он ''совершенно'' не комичен, даже наоборот: он — один из самых жутких персонажей данной серии.
* [[Star Wars/Star Wars: Knights of the Old Republic|Star Wars: Knights of the Old Republic]] — Джухани же! Юная джедайка нечаянно убила своего мастера (на самом деле ранила), но от потрясения решила, что теперь ей одна дорога — на Темную сторону. Можно вытащить ее к свету — это нетрудно, а можно и убить — но это невыгодно, боец она надежный.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Fate/Stay Night]] — Сакура в сценарии Heaven’s Feel. Осознав, что Тенью, убивавшей людей, была она сама, она ударилась во все тяжкие. Во многом, однако, это обусловлено комплексом вины за то, что она «нечиста». Потому и помощь протагониста она принимает, лишь когда он обещает ей «наказание».
* [[Fate/Stay Night]] — Сакура в сценарии Heaven’s Feel. Осознав, что Тенью, убивавшей людей, была она сама, она ударилась во все тяжкие. Во многом, однако, это обусловлено комплексом вины за то, что она «нечиста». Потому и помощь протагониста она принимает, лишь когда он обещает ей «наказание».
** А еще именно на эту мысль как-то натолкнул Гильгамеш молодого священника Кирея Котомине, боровшегося со своей социопатией. Результат — [[Хаотичный злой|хаотично-злое]] [[полное чудовище]].
** А еще именно на эту мысль как-то натолкнул Гильгамеш молодого священника Кирея Котомине, боровшегося со своей социопатией, в результате чего, тот принял свою садистскую натуру и перешел [[моральный горизонт]].
* Umineko no Naku Koro ni — Ева Беатриче. Получив силы и титул ведьмы, Ева начинает с особой жестокостью убивать своих родственников, воскрешать их и снова убивать. И так пока не надоест.
* Umineko no Naku Koro ni — Ева Беатриче. Получив силы и титул ведьмы, Ева начинает с особой жестокостью убивать своих родственников, воскрешать их и снова убивать. И так пока не надоест.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* В [[Demon: the Fallen]] при полном заполнении шкалы Муки (достигается либо пересечением [[Моральный горизонт событий|морального горизонта событий]], либо неумеренным использованием [[Опасный и запретный приём|изменённых Мукой версий доступных демонам способностей]]), персонаж превращается именно в это: «Греха нет. Я уже проклят. Так зачем сдерживаться?».
* В [[Demon: The Fallen]] при полном заполнении шкалы Муки (достигается либо пересечением [[Моральный горизонт событий|морального горизонта событий]], либо неумеренным использованием [[Опасный и запретный приём|изменённых Мукой версий доступных демонам способностей]]), персонаж превращается именно в это: «Греха нет. Я уже проклят. Так зачем сдерживаться?».
* [[WarHammer 40,000]] — наиболее жестокие и целеустремленные чемпионы Хаоса. По дороге к вожделенному демоничеству все средства хороши, и нет того, на что они не пойдут, чтобы возвыситься и стать Демон-Принцем. А те, кто не смог пройти весь путь до конца, превращаются в [[Участь хуже смерти|Отродий Хаоса]], чем неиллюзорно мотивируют других «коллег» ни перед чем не останавливаться. С другой стороны, хаоситов легко осуждать, если не знать альтернативу этому темному и кровавому восхождению — а это попадание души после смерти в местный Ад на поживу к демонам вне зависимости от того, как ты вёл себя при жизни.
* [[DnD]] и другие ролевые игры: манчкины нередко отыгрывают злодеев именно так, породив отдельный троп [[Тупой злой|Stupid Evil]].
** По некоторым фанатским теориям, это ждет не только хаоситов, но даже имперцев и вообще всех одушевлённых ксеносов, за несколькими исключениями.
** Тут скорее [[Зло ради самого зла|другой троп]] — причем, в самой убогой интерпретации из возможных.
* [[WarHammer 40,000]] — наиболее жестокие и целеустремленные чемпионы Хаоса. По дороге к вожделенному демоничеству все средства хороши, и нет того, на что они не пойдут, чтобы возвыситься и стать Демон-Принцем. А те, кто не смог пройти весь путь до конца, превращаются в [[Участь хуже смерти|Отродий Хаоса]], чем неиллюзорно мотивируют других «коллег» ни перед чем не останавливаться. С другой стороны, [[Вам хорошо осуждать|хаоситов легко осуждать]], если не знать альтернативу этому темному и кровавому восхождению — а это попадание души после смерти в местный Ад на поживу к демонам вне зависимости от того, как ты вёл себя при жизни.
** [[Педаль в пол|Педаль в варп]] давит [[Опасное ничтожество|Эреб]].<ref>Прочитать [[Протагонист-злодей|автобиографию Эреба от первого лица]] можно [https://wiki.warpfrog.wtf/index.php/%D0%94%D0%B8%D1%82%D1%8F_%D0%A5%D0%B0%D0%BE%D1%81%D0%B0_/_Child_of_Chaos_(%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7) тут].</ref>
** [[Всегда плохие|Тёмные эльдар]] поголовно отыгрывают троп по тем же причинам — с той разницей, что демоничество им не светит.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* Противник жестоких наказаний для преступников обоснует это тем, что они как раз-таки не предотвращают новые преступления, скорее наоборот: если некто совершил преступление, за которое ему грозит суровая казнь, то ему терять больше нечего — он убьёт и преследователя, и случайного свидетеля, и кучу других преступлений совершит, лишь бы выжить.
* Один из аргументов против смертной казни как раз в том, что она подталкивает преступника именно к такому принципу. Если некто совершил преступление, за которое ему грозит суровая казнь, то ему терять больше нечего — он убьёт и преследователя, и случайного свидетеля, и кучу других преступлений совершит, лишь бы выжить. А значит, подобное наказание не предотвращает новые преступления, скорее наоборот. Риск погибнуть при совершении преступления или быть убитым из мести/при задержании сам по себе достаточно велик. Если разоблачение означает смерть — терять нечего; если разоблачение означает тюрьму (которая для профессионального преступника — дом родной, для ложно обвинённого — шанс оправдаться, и в любом случае — шанс на побег или помилование) — лучше лишний раз не рисковать. Например, изнасилования и так часто сопровождаются убийствами, чтобы жертва не заложила. В какой-то мере работает и с пожизненным заключением.
 
** Собственно, для этого и дают несколько пожизненных сроков и право на досрочное освобождение через столько-то лет. Градации есть даже у максимума.
{{Nav/Goodevil}}
** Возможно, самой адекватной является новозеландская система, где максимальное градируется по принципу «пожизненно с шансом (не гарантией!) на досрочное освобождение через не менее, чем Х лет». До недавнего времени самый большой Х равнялся 33. Пока не случился теракт в Крайстчерче, виновный теперь — единственный зэк в стране, для которого досрочное освобождение исключено вообще: если ему еще 100 лет жить, то он все 100 лет и просидит. Оно с точки зрения и описанной логики — вполне железно, так как Крайстчерч — педаль в пол, одиночке, пожалуй, не переплюнуть. А убийце пожиже будет что терять — шанс на приговор тоже потенциально вечный, но с шансами выше, чем у того человека.
* Этика профессиональных преступников изначально основана на таком принципе. Никакого добра и зла, только сильные и слабые; воры — это сильные, а значит, их функция — «стричь» слабых чел-овец, чтобы не расслаблялись, и нечего их жалеть.
** Только вот зачастую им никак не приходит в голову, что и к ним могут применить то же самое. Всегда может найтись тот, кто начнет "стричь" уже самого сабжа. "Правила меня не касаются" — палка о двух концах, но дойти до этого могут лишь наиболее интеллектуально честные. [[Готтентотская мораль|Большинство из них вовсе не прочь в таких случаях воспользоваться "моралью слабых"]] и [[Хуцпа|заверещать, что, дескать, пожалейте, нехорошо меня "стричь", тащемта]].
{{Nav/Вседозволенность}}
{{Nav/Villains}}

Текущая версия на 20:00, 28 мая 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Card-Carrying Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Какой смысл быть преступником, если это накладывает обязательства? »
— Breaking Bad

Этот персонаж понимает, что он злодей. Возможно, он уже перешагнул моральный горизонт событий. А раз так — то что терять? Гуляй, рванина! Даже у зла есть стандарты? Какие там, к такой-то фене, стандарты?! Я — ЗЛО! И мне можно всё! Муа-ха-ха-ха-ха!

Такой прорыв зла может носить разовый характер — герой какое-то время делает гадости, но потом всё же приходит в себя. И даже может совершить поворот направо кругом. А может статься и так, что герой начинает творить зло на постоянной основе и со временем превращается в полное чудовище.

Противотроп — «я хороший, мне всё можно», когда персонаж разрешает себе всё, потому что верит в свою принадлежность к силам Добра с большой буквы.

Контрастные тропы:

Примеры[править]

Литература[править]

  • Речные Заводи. Когда У-Сун понял, что генерал его подставил, и ему уже не выйти с каторги по УДО, он убил не только генерала, но и всех в его доме — служанок, слуг и даже детей. А ведь до этого косплеил правильного героя и даже на каторгу пошел добровольно.
  • Гарри Поттер: ранние похождения Тома Реддла.
    • Впрочем, он-то злодеем себя никак не считает. Как и его Пожиратели Смерти. Они — Храмовники в квадрате.
      • Как это не считает? А откуда тогда прозвище «Тёмный Лорд» (Dark Lord), ещё и слизанное у Саурона?
        • Э-э… Красиво? И потом, как ещё называться, если занимаешься тёмными искусствами и не скрываешь этого? Тёмным он себя вполне может признавать, злым — никогда.
  • «Рыжий Орм» Франца Гуннара Бенгсстона: священник Ринальд постоянно терзается из-за своей грешности (он нравится женщинам и не находит в себе сил устоять перед искушением). Поучаствовав, волей обстоятельств, в языческом ритуале плодородия, он решает, что пересек моральный горизонт событий, пускается во все тяжкие и в конце концов становится разбойником-отморозком (причем в роли разбойника пересекает моральный горизонт уже по-настоящему).
  • «Пугачёв-победитель» Михаила Первухина: в этом едва ли не первом для России альтернативно-историческом романе, опубликованном за границей в 1924 году и описывающем сценарий победы пугачёвского бунта, заглавной персонаж быстро приходит к выводу, что находится по ту сторону религии и морали. «Бог поможет…», — Пугачёв мотнул головой. — «Н-ну, бога-то ты оставь лутче! Бог тут ни при чём… Скорее, скажем, другой… чёрный». Действия его вслед за этим окончательно утрачивают всякое подобие нравственности, отчасти даже в ущерб здравому смыслу, включая, например, хладнокровное убийство наскучившего гарема из четырёх жен — которых было обузой таскать за собой, а просто отпустить на все четыре стороны, видимо, не позволяла жаба.
  • «Архимаг» — Креол, ставший Азаг-Тотом, по первости ведёт себя именно так, правда потом опоминается: не хватало ещё скатиться в безумные боги.
  • S.N.U.F.F. — именно с этим связан конец-переворот романа. Орочий уркаган Рван Контекс всерьёз посчитал себя репрессивным отморозком из пропаганды БигБиза, на которого неписанные правила борьбы нанайских мальчиков не распространяется. Ну а коли тёплого места на оффшаре уже не предвидится, почему бы не устроить большой взрыв? Сам того не зная, уркаган обрёк БигБиз на гибель, необратимо повредив антигравитационный привод оффшара.
  • Т. Гудкайнд, «Меч Истины» — сестра Никки aka Госпожа Смерть. В результате того воспитания, которое дали ей «любящая» матушка и лидер тоталитарной секты, окончательно уверовала в свою полнейшую низость и никчёмность. В итоге, будучи искренне верующей девушкой, не испытывает никакого морального диссонанса от вступления в ряды Сестёр Тьмы — противников местного Создателя. Убийства, чёрная магия и оргии с потусторонними монстрами прилагаются. Не потому что «гуляй, рванина!», а как раз наоборот: я такая дрянь, что жить нормальной жизнью приличной девушки недостойна. Примерно в середине цикла совершает поворот направо кругом. Хотя многие из окружающих считают, что это был поворот на шпильках.
  • WormБойня номер девять. Эти ублюдки вне человеческого права и даже вне неписаных парачеловеческих законов.

Кино[править]

  • «Звёздные войны: Месть ситхов». Похоже, именно в это впал Энакин, когда пошёл по приказу Дарта Сидиуса убивать детей (джедайских юнлингов).
  • Repeaters — с прикрученным фитильком: один из трёх главных героев попав во временную петлю приходит к выводу что теперь ему всё можно. С прикрученным фитильком, потому что не то, чтобы он прямо называет себя плохим, а просто он стал творить дела что ой-ой.

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров» (1997) — Фэйт, случайно убив человека, решила, что испортилась бесповоротно, и предложила свою службу мэру Уилкинсу. После оздоровительной порки от Баффи и Ангела вернулась на путь истинный.
  • «Во все тяжкие» — собственно, целиком о том, как Уолтер к этому приходит.
  • «Не бойся, я с тобой!» — Джафар Трёхглазый. «Если бы ты знал, сколько у меня грехов на душе! Одним больше, одним меньше — ни я не замечу, ни Аллах!». (Джафар ещё и еретические шутки себе позволяет: по исламскому канону, Аллах видит, знает и замечает ВСЁ).
  • «Глухарь» — Станислав Карпов, антигерой и антизлодей в одном флаконе. В заключительной серии Стас, который и без того наворотил дел, напивается и попадает в аварию. Не согласившись с тем, что гаишник потребовал у него документы, устраивает стрельбу, в которой пострадало 11 человек. Причём не только Карпов, но и его фанаты считают, что гаец должен был войти в положение и не доставать проверками.
    • Не очень-то это умно со стороны подобных фанатов. Гаец, может быть, и вошёл бы в положение, но сам сказал, что там камера.
    • Можно побыть адвокатом дьявола, и заметить, что Стас, как потом и было признано судом, сделал то, что сделал, не сколько из чувства безнаказанности, сколько по случаю окончательного отъезда крыши в дальние края и белой горячки. А поскольку Стас по умолчанию опасный боец, склонный к прямому решению проблем, чисто рефлекторно он начал делать то, что умеет лучше всего — мочить. К тому же именно после того, что натворил, Стас, мучимый диким чувством стыда и желанием помереть — будучи выпущенным, к своему же удивлению, из психушки, стал вспоминать, что он когда-то был совсем неплохим человеком и очень даже героическим ментом. В общем, вышел из тропа. И даже — спустя два с половиной сезона сериала «Карпов» — погиб как герой-защитник… хотя по его стилю боя можно предположить, что ему и оставаться среди живых всё ещё не очень-то хотелось, несмотря на маячащую ему свадьбу.
  • «Однажды в сказке» — Лили Пейдж, узнав, что она — дочь Малефисенты, и что Белоснежка с Прекрасным Принцем обрекли ее на жизнь полную неудач, решила, что раз она дочь крутой злодейки и сама ничуть не лучше, то и вести себя может соответственно. К счастью, развернуться не успела.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • RWBY — разом под это дело подходят и Роман Торчвик и… дядя Кроу, который вроде как герой. Тонкость в том, что оба персонажа используют это правило исключительно как удобную отмазку. Роман, конечно, выдаёт подобную браваду, но по действиям этот тип, косящий под самоуверенного мерзавчика выглядит скорей как великолепный мерзавец, у которого имеются какие-никакие, а стандарты. А вот с дядей Кроу всё выглядит веселей. Он же герой! Но… почему ты сломал боевого робота? Я плохой, мне всё можно. Зачем устроил драку прямо во дворе школы? Я плохой, мне всё можно. Почему ты грубишь генералу? Я плохой, мне всё можно. Почему ты пошлишь при детях? Ну, вы поняли, да?
  • Samurai Jack — Аку. Достаточно сказать, что его имя в переводе с японского означает «зло».
  • South Park — Картман вполне осознаёт, что он козёл и местами хуже, но это не мешает ему из раза в раз творить пакости. Он ими даже упивается.
  • «Мультералити» — в одной из серий принцесса решила, что наступил Апокалипсис, а она — оставшаяся на Земле грешница. Перепутав почтальона с Сатаной, она из религиозной католички моментально превращается в маньячку.

Видеоигры[править]

  • Mega Man Battle Network: Доктор Регал из четвёртой и пятой частей. В отличие от большинства таких персонажей он совершенно не комичен, даже наоборот: он — один из самых жутких персонажей данной серии.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic — Джухани же! Юная джедайка нечаянно убила своего мастера (на самом деле ранила), но от потрясения решила, что теперь ей одна дорога — на Темную сторону. Можно вытащить ее к свету — это нетрудно, а можно и убить — но это невыгодно, боец она надежный.

Визуальные романы[править]

  • Fate/Stay Night — Сакура в сценарии Heaven’s Feel. Осознав, что Тенью, убивавшей людей, была она сама, она ударилась во все тяжкие. Во многом, однако, это обусловлено комплексом вины за то, что она «нечиста». Потому и помощь протагониста она принимает, лишь когда он обещает ей «наказание».
    • А еще именно на эту мысль как-то натолкнул Гильгамеш молодого священника Кирея Котомине, боровшегося со своей социопатией, в результате чего, тот принял свою садистскую натуру и перешел моральный горизонт.
  • Umineko no Naku Koro ni — Ева Беатриче. Получив силы и титул ведьмы, Ева начинает с особой жестокостью убивать своих родственников, воскрешать их и снова убивать. И так пока не надоест.

Настольные игры[править]

  • В Demon: The Fallen при полном заполнении шкалы Муки (достигается либо пересечением морального горизонта событий, либо неумеренным использованием изменённых Мукой версий доступных демонам способностей), персонаж превращается именно в это: «Греха нет. Я уже проклят. Так зачем сдерживаться?».
  • DnD и другие ролевые игры: манчкины нередко отыгрывают злодеев именно так, породив отдельный троп Stupid Evil.
    • Тут скорее другой троп — причем, в самой убогой интерпретации из возможных.
  • WarHammer 40,000 — наиболее жестокие и целеустремленные чемпионы Хаоса. По дороге к вожделенному демоничеству все средства хороши, и нет того, на что они не пойдут, чтобы возвыситься и стать Демон-Принцем. А те, кто не смог пройти весь путь до конца, превращаются в Отродий Хаоса, чем неиллюзорно мотивируют других «коллег» ни перед чем не останавливаться. С другой стороны, хаоситов легко осуждать, если не знать альтернативу этому темному и кровавому восхождению — а это попадание души после смерти в местный Ад на поживу к демонам вне зависимости от того, как ты вёл себя при жизни.

Реальная жизнь[править]

  • Один из аргументов против смертной казни как раз в том, что она подталкивает преступника именно к такому принципу. Если некто совершил преступление, за которое ему грозит суровая казнь, то ему терять больше нечего — он убьёт и преследователя, и случайного свидетеля, и кучу других преступлений совершит, лишь бы выжить. А значит, подобное наказание не предотвращает новые преступления, скорее наоборот. Риск погибнуть при совершении преступления или быть убитым из мести/при задержании сам по себе достаточно велик. Если разоблачение означает смерть — терять нечего; если разоблачение означает тюрьму (которая для профессионального преступника — дом родной, для ложно обвинённого — шанс оправдаться, и в любом случае — шанс на побег или помилование) — лучше лишний раз не рисковать. Например, изнасилования и так часто сопровождаются убийствами, чтобы жертва не заложила. В какой-то мере работает и с пожизненным заключением.
    • Собственно, для этого и дают несколько пожизненных сроков и право на досрочное освобождение через столько-то лет. Градации есть даже у максимума.
    • Возможно, самой адекватной является новозеландская система, где максимальное градируется по принципу «пожизненно с шансом (не гарантией!) на досрочное освобождение через не менее, чем Х лет». До недавнего времени самый большой Х равнялся 33. Пока не случился теракт в Крайстчерче, виновный теперь — единственный зэк в стране, для которого досрочное освобождение исключено вообще: если ему еще 100 лет жить, то он все 100 лет и просидит. Оно с точки зрения и описанной логики — вполне железно, так как Крайстчерч — педаль в пол, одиночке, пожалуй, не переплюнуть. А убийце пожиже будет что терять — шанс на приговор тоже потенциально вечный, но с шансами выше, чем у того человека.
  • Этика профессиональных преступников изначально основана на таком принципе. Никакого добра и зла, только сильные и слабые; воры — это сильные, а значит, их функция — «стричь» слабых чел-овец, чтобы не расслаблялись, и нечего их жалеть.