Уся: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
(Отмена правки: перечитал статью - неуместный пример: действие фильма происходит в современно Китае.)
Метка: ручная отмена
 
(не показано 9 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{вкратце|Летающие китайцы.}}
{{q|Китайский цирк: смертельный номер — значит, смерть!|Comedy Club}}
[[Файл:Wuxia.jpg|240px|thumb|right|Примерно так это выглядит]]
[[Файл:Wuxia.jpg|240px|thumb|right|Примерно так это выглядит]]
«Уся»<ref>Иногда встречается неправильная транслитерация «вуция».</ref> по-китайски означает «воин», и этим названием жанр объясняется исчерпывающе.
«Уся»<ref>Иногда встречается неправильная транслитерация «вуция».</ref> по-китайски означает «воин», и этим названием жанр объясняется исчерпывающе.


'''«Усяпянь»''' (武侠片), «воинские страницы» — героико-приключенческая повесть или роман<ref>В восточной литературе границы этих жанров изрядно размыты, да и в русской «отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (да и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвёртому — проходит)»</ref>, иногда с элементами фантастики, повествующая о воинах, войнах, героических разборках, становлении героя, борьбе со злом и так далее. С появлением кинематографа название распространилось и на фильмы о боевых искусствах, но не всякие, а с выраженно [[фэнтези]]йным элементом, где герои фантастически высоко прыгают (а то и летают по воздуху), наносят наряду с простыми всякие «Великие Мистические Удары» и т. п.
'''«Усяпянь»''' (武侠片), «воинские страницы» — героико-приключенческая повесть или роман<ref>В восточной литературе границы этих жанров изрядно размыты, да и в русской «отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (да и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвёртому — проходит)»</ref>, иногда с элементами фантастики, повествующая о воинах, войнах, героических разборках, становлении героя, борьбе со злом и так далее. С появлением кинематографа название распространилось и на фильмы о боевых искусствах, но не всякие, а с выраженно [[фэнтези]]йным элементом, где герои фантастически высоко прыгают (а то и летают по воздуху), наносят наряду с простыми всякие «Великие Мистические Удары» и т. п.


Дочерним жанром является '''сянься''' (XianXia), буквально переводящийся как «бессмертный герой». Главное отличие от уся — опора не на боевые искусства (хотя демонстрируются и они), а на философию даосизма и китайскую мифологию, за счёт чего санься заметно более фэнтезийный жанр в том смысле, который в это определение вкладывают западные зрители. В нём намного ярче выражена магия (которую не пытаются объяснить суперкрутым владением боевыми искусствами, это именно магия), активную роль играют различные фэнтезийные существа (боги, демоны, монстры, призраки), а целью жизни многих персонажей является достижение бессмертия (откуда, собственно, и название жанра), причём оно именно что реально (хотя и трудно) достижимо.
Дочерним жанром является '''сянься''' (XianXia), буквально переводящийся как «бессмертный герой». Главное отличие от уся — опора не на боевые искусства (хотя демонстрируются и они), а на философию даосизма и китайскую мифологию, за счёт чего санься заметно более фэнтезийный жанр в том смысле, который в это определение вкладывают западные зрители. В нём намного ярче выражена магия (которую не пытаются объяснить суперкрутым владением боевыми искусствами, это именно магия), активную роль играют различные фэнтезийные существа (боги, демоны, монстры, призраки), а целью жизни многих персонажей является достижение бессмертия (откуда, собственно, и название жанра), причём оно именно что реально (хотя и трудно) достижимо.


Общими чертами для уся и санься являются сеттинг, основанный на древнем и средневековом Китае (хотя встречаются и более экзотические варианты), большое количество мастеров единоборств (или духовных практик, в зависимости от жанра), объединённых в различные секты, кланы и школы, сюжет, закрученный вокруг молодого героя, тем или иным образом получившего доступ в среду этих мастеров. В целом и уся, и санься сегодня представляют собой по большей части «повседневный» жанр, выпускаемый для «чтения в транспорте», с соответствующим качеством. Впрочем, как и в других жанрах, в этих тоже есть свои шедевры, заслужившие в том числе и мировую популярность. В первую очередь тут стоит вспомнить «большую тройку» авторства писательницы Мосян Тунсю, в особенности её второй роман — «[[Mo Dao Zu Shi]]» — дорама по которому стала настолько коммерчески успешной, что вызвала волну экранизаций сколько-то приличного уся и сянься.
Общими чертами для уся и санься являются [[Утай|сеттинг, основанный на древнем и средневековом Китае]] (хотя встречаются и более экзотические варианты), большое количество мастеров единоборств/духовных практик, в зависимости от поджанра (оба получили обиходное название-гипероним '''«летающие китайцы»''' aka «летайцы»), объединённых в различные секты, кланы и школы, сюжет, закрученный вокруг молодого героя, тем или иным образом получившего доступ в среду этих мастеров. В целом и уся, и санься сегодня представляют собой по большей части «повседневный» жанр, выпускаемый для «чтения в транспорте», с соответствующим качеством. Впрочем, как и в других жанрах, в этих тоже есть свои шедевры, заслужившие в том числе и мировую популярность. В первую очередь тут стоит вспомнить «большую тройку» авторства писательницы Мосян Тунсю, в особенности её второй роман — «[[Mo Dao Zu Shi]]» — дорама по которому стала настолько коммерчески успешной, что вызвала волну экранизаций сколько-то приличного уся и сянься.


Если фильм в этом жанре вышел в широкий западный прокат, то с шансами там играет актриса Чжан Цзыи (Zhāng Zǐyí).
Если фильм в этом жанре вышел в широкий западный прокат, то с шансами там играет актриса Чжан Цзыи (Zhāng Zǐyí).
Строка 13: Строка 15:


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* «Куньлуньский раб» — первая из уцелевших у-ся. Не столько драки, сколько паркур по столичным крышам. Главный герой — негр.
* «Куньлуньский раб» — первая из уцелевших у-ся. Не столько драки, сколько паркур по столичным крышам. Главный герой — негр.
* «Речные заводи» — два [[кирпич]]а из XIV века, кодификатор жанра. Благородные разбойники под командованием сначала учителя фехтования, а потом уездного писаря партизанят против бесчестного придворного интригана.
* «Речные заводи» — два [[кирпич]]а из XIV века, кодификатор жанра. Благородные разбойники под командованием сначала учителя фехтования, а потом уездного писаря партизанят против бесчестного придворного интригана.
* «[[Путешествие на Запад]]» — XVI век. Монах Сюаньцзан и компания отправляются в Индию, за сутрами. Так как монаху драться неприлично, дерётся и отжигает царь обезьян Сунь Укун, его ученик и телохранитель.
* «[[Путешествие на Запад]]» — XVI век. Монах Сюаньцзан и компания отправляются в Индию, за сутрами. Так как монаху драться неприлично, дерётся и отжигает царь обезьян Сунь Укун, его ученик и телохранитель.
* Ким Ман Джун, «Облачный сон девяти» (написан после 1689 и до 1692). Второй (или первый, потому что «Скитания госпожи Са по югу» написаны тем же автором в то же время) роман на корейском языке, написан в ссылке бывшим главой военного ведомства. Неясно, что послужило образцом, но результат напоминает бюджетную JRPG: главный герой путешествует по Китаю, выполняет квесты и собирает гарем из кисэн (это такая корейская гейша), энергичной дочери крупного чиновника, дочери императора, тибетской воительницы и т. д. и т. п.
* Ким Ман Джун, «Облачный сон девяти» (написан после 1689 и до 1692). Второй (или первый, потому что «Скитания госпожи Са по югу» написаны тем же автором в то же время) роман на корейском языке, написан в ссылке бывшим главой военного ведомства. Неясно, что послужило образцом, но результат напоминает бюджетную JRPG: главный герой путешествует по Китаю, выполняет квесты и собирает гарем из кисэн (это такая корейская гейша), энергичной дочери крупного чиновника, дочери императора, тибетской воительницы и т. д. и т. п.
Потом очень долго эти истории читали чуть ли не с фонариком под одеялом. Официальная цензура династии Мин не одобряла перевод бумаги и типографских мощностей на истории про благородных разбойников и советовала подданным читать что-нибудь более возвышенное: классическую поэзию, какие-нибудь душеполезные сутры, детективы про судью Ди или истории про любовь студента и дочери уездного начальника. КПК при Мао тоже не одобряла уся. Конечно, борьба в речных заводях против феодальных угнетателей — дело хорошее, но куда полезней и правильней учиться грамоте по советским классикам и историям о революционной борьбе. Но в Гонконге и на Тайване цензура была только политическая, и 1960-е по 1980-е жанр пережил второе рождение.
:: Потом очень долго эти истории читали чуть ли не с фонариком под одеялом. Официальная цензура династии Мин не одобряла перевод бумаги и типографских мощностей на истории про благородных разбойников и советовала подданным читать что-нибудь более возвышенное: классическую поэзию, какие-нибудь душеполезные сутры, детективы про судью Ди или истории про любовь студента и дочери уездного начальника. КПК при Мао тоже не одобряла уся. Конечно, борьба в речных заводях против феодальных угнетателей — дело хорошее, но куда полезней и правильней учиться грамоте по советским классикам и историям о революционной борьбе. Но в Гонконге и на Тайване цензура была только политическая, и 1960-е по 1980-е жанр пережил второе рождение.
* «Разящее копьё» Лао Шэ (1935). Должно было стать прологом для приключенческого романа, но автор за него так и не взялся. В результате, получилась жуткая деконструкция жанра.
* «Разящее копьё» Лао Шэ (1935). Должно было стать прологом для приключенческого романа, но автор за него так и не взялся. В результате, получилась жуткая [[деконструкция]] жанра.
«Три опоры треножника уся» заполонившие страницы гонконгских газет героями, драконами, монахами-волшебниками и прекрасными воительницами:
* «Три опоры треножника уся» заполонившие страницы гонконгских газет героями, драконами, монахами-волшебниками и прекрасными воительницами:
* Лян Юйшэн (Гонконг) с его «Лунхудоу цзинхуа» (1954) началось возрождение жанра. Написал три десятка романов про разносторонне развитых героев, которые не только летают и рубят, но и сочиняют классическую поэзию. В отличии от прочих, действите происходит не в абстрактном другом мире, а формально привязаны к историческим эпохам.
* Лян Юйшэн (Гонконг) — с его «Лунхудоу цзинхуа» (1954) началось возрождение жанра. Написал три десятка романов про разносторонне развитых героев, которые не только летают и рубят, но и сочиняют классическую поэзию. В отличии от прочих, действите происходит не в абстрактном другом мире, а формально привязаны к историческим эпохам.
* Цзинь Юн (Гонконг) кодификатор. Исправно пёк толстенные романы, подражая «Речным заводям» и Дюма («Роман „Три мушкетера“ не похож на западные романы, он читается как китайский классический роман»). Писал именно в духе классической китайской учёности: стиль крайне возвышен, текст набит скрытыми цитатами из классиков, герои немыслимо пафосны и благородны. Считал, что Нобелевский комитет не даёт китайцам премии из-за предубеждений к азиатам (китайский рабоче-крестьянский Мо Янь получил Нобеля только в 2012 году, а японский империалистический Ясунари Кавабата ещё в 1968). Хотя мы все знаем, что западные варвары просто НЕ СПОСОБНЫ проникнуться величием жанра у-ся и оценить филигранность цитат и классическое образование автора. На русском есть переведённые куски романа «Смеющаяся гордость рек и озер».
* Цзинь Юн (Гонконг) — кодификатор. Исправно пёк толстенные романы, подражая «Речным заводям» и Дюма («Роман „Три мушкетера“ не похож на западные романы, он читается как китайский классический роман»). Писал именно в духе классической китайской учёности: стиль крайне возвышен, текст набит скрытыми цитатами из классиков, герои немыслимо пафосны и благородны. Считал, что Нобелевский комитет не даёт китайцам премии из-за предубеждений к азиатам (китайский рабоче-крестьянский Мо Янь получил Нобеля только в 2012 году, а японский империалистический Ясунари Кавабата ещё в 1968). Хотя мы все знаем, что западные варвары просто НЕ СПОСОБНЫ проникнуться величием жанра у-ся и оценить филигранность цитат и классическое образование автора. На русском есть переведённые куски романа «Смеющаяся гордость рек и озер».
* Гу Лун (Тайвань) романы покороче, но их очень, очень, ОЧЕНЬ много. Периодически начинал страдать синдромом Джорджа Мартина, поэтому некоторые дописаны неграм. Западным варварам доступно только два перевода (на английский и французский).
* Гу Лун (Тайвань) — романы покороче, но их очень, очень, ОЧЕНЬ много. Периодически начинал страдать синдромом Джорджа Мартина, поэтому некоторые дописаны неграм. Западным варварам доступно только два перевода (на английский и французский).
Непривычному европейскому читателю кажутся трэшем уровня индийского кинематографа, а местами даже Рыбаченко: названия в духе «Неофициальная биография летающей лисицы» или «Сабли уток-мандаринок», помпезный стиль, почти не обрисованные характеры, странная задвинутость на боевых техниках, откровенная Мэри-Сьюшность и унылая непобедимость персонажей. Тем не менее, энтузиасты переводят, а другие энтузиасты читают (в основном, на английский, но теперь и по-русски появились).
Непривычному европейскому читателю кажутся трэшем уровня индийского кинематографа, а местами даже Рыбаченко: названия в духе «Неофициальная биография летающей лисицы» или «Сабли уток-мандаринок», помпезный стиль, почти не обрисованные характеры, странная задвинутость на боевых техниках, откровенная Мэри-Сьюшность и [[унылая непобедимость]] персонажей. Тем не менее, энтузиасты переводят, а другие энтузиасты читают (в основном, на английский, но теперь и по-русски появились).


==== Сетевая ====
==== Сетевая ====
* Серия «Десять тысяч стилей» - очень недурная попытка в этот жанр со стороны русского писателя. Несмотря на некоторые несколько топорные моменты - отличный фентези-боевик с проработанной боевой системой и интересными идеями.  
* Серия «Десять тысяч стилей» — очень недурная попытка в этот жанр со стороны русского писателя. Несмотря на некоторые несколько топорные моменты — отличный фентези-боевик с проработанной боевой системой и интересными идеями.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* Неописуемое количество гонконгских, а с 80-х годов и китайских боевиков.
* Неописуемое количество гонконгских, а с 80-х годов и китайских боевиков.
* [[Wu xia]] одноимённый фильм с говорящим названием «У ся» (на слух звучит как «У щя»<ref>Привет Палладию от Поливанова! Однако в некоторых северных диалектах произношение действительно совпадает с Палладием. При всём этом, в отличие от Хэпбёрна, чтение пиньиня ни фига не совпадает с тем, как читаются слова в английском, см. [http://www.cs.cmu.edu/~zhuxj/readpinyin.html How to Pronounce Chinese Names]</ref>).
* [[Wu xia]] — одноимённый фильм с говорящим названием «У ся» (на слух звучит как «У щя»<ref>Привет Палладию от Поливанова! Однако в некоторых северных диалектах произношение действительно совпадает с Палладием. При всём этом, в отличие от Хэпбёрна, чтение пиньиня ни фига не совпадает с тем, как читаются слова в английском, см. [http://www.cs.cmu.edu/~zhuxj/readpinyin.html How to Pronounce Chinese Names]</ref>).
* «Герой».
* «Герой». Под оберткой боевика внезапно скрыта серьезная драма о свободе и власти.
* «Хон Гиль Дон»
* «Хон Гиль Дон»
* «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Вызвал восторг и огромные сборы по всему миру. Если раньше китайцы на экране сражались с помощью кунг-фу, то теперь наконец-то показали мастер-класс с мечами, копьями и прочим чудо-оружием.
* «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Вызвал восторг и огромные сборы по всему миру. Если раньше китайцы на экране сражались с помощью кунг-фу, то теперь наконец-то показали мастер-класс с мечами, копьями и прочим чудо-оружием.
Строка 38: Строка 40:
* «Миф».
* «Миф».
* «Воины неба и земли».
* «Воины неба и земли».
* «[[The Promise (фильм 2005)]]» — экранизация знаменитой уся «Кунлуньский раб», тут мулат превратился в китайца.
* «[[The Promise (фильм 2005)]]» — экранизация знаменитой уся «Кунлуньский раб», тут мулат превратился в китайца.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 51: Строка 53:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* [[Hokuto no Ken]] закос под постапокалиптическое роуд-муви, но по сути своей это именно уся.
* [[Hokuto no Ken]] — закос под постапокалиптическое роуд-муви, но по сути своей это именно уся.
* [[Chuan Shu Zijiu Zhinan]], [[Mo Dao Zu Shi]] и [[Tian Guan Ci Fu]] собственно та самая «большая тройка» Мосян Тунсю, упомянутая в шапке статьи. Все три романа обзавелись массой адаптаций, самой яркой из которых стала…
* [[Chuan Shu Zijiu Zhinan]], [[Mo Dao Zu Shi]] и [[Tian Guan Ci Fu]] — собственно та самая «большая тройка» Мосян Тунсю, упомянутая в шапке статьи. Все три романа обзавелись массой адаптаций, самой яркой из которых стала…
** «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» — дорама, которая была снята по второму роману писательницы — [[Mo Dao Zu Shi]] и принёсшая этой франшизе воистину мировую популярность, а в самом Китае ставшая спусковым крючком для массовой экранизации BL-романов в жанре сянься.
** «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» — дорама, которая была снята по второму роману писательницы — [[Mo Dao Zu Shi]] — и принёсшая этой франшизе воистину мировую популярность, а в самом Китае ставшая спусковым крючком для массовой экранизации BL-романов в жанре сянься.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Jade Empire]].
* [[Jade Empire]].
* [[Black Myth: Wukong]]
* [[Black Myth: Wukong]]
* [[Tale of Immortal]] (鬼谷八荒)  
* [[Tale of Immortal]] (鬼谷八荒)
* Не особенно удачная и не шибко знаменитая игра T’ai Fu: Wrath of the Tiger попыталась стилизовать уся.
* Не особенно удачная и не шибко знаменитая игра T’ai Fu: Wrath of the Tiger попыталась стилизовать уся.
* [[Total War]]: Three Kingdoms — романтический режим делает полководцев богатырями, дуэлирующими в стиле уся.
* [[Total War]]: Three Kingdoms — романтический режим делает полководцев богатырями, дуэлирующими в стиле уся.
* Серия китайских ролевых игр собственно так и называется: Talex of Wuxia
* Серия китайских ролевых игр собственно так и называется: Talex of Wuxia


== Примечания ==
== Примечания ==
<references/>
{{примечания}}


{{Nav/Жанры}}
{{Nav/Жанры}}

Текущая версия на 10:29, 29 января 2025

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Летающие китайцы.
« Китайский цирк: смертельный номер — значит, смерть! »
— Comedy Club
Примерно так это выглядит

«Уся»[1] по-китайски означает «воин», и этим названием жанр объясняется исчерпывающе.

«Усяпянь» (武侠片), «воинские страницы» — героико-приключенческая повесть или роман[2], иногда с элементами фантастики, повествующая о воинах, войнах, героических разборках, становлении героя, борьбе со злом и так далее. С появлением кинематографа название распространилось и на фильмы о боевых искусствах, но не всякие, а с выраженно фэнтезийным элементом, где герои фантастически высоко прыгают (а то и летают по воздуху), наносят наряду с простыми всякие «Великие Мистические Удары» и т. п.

Дочерним жанром является сянься (XianXia), буквально переводящийся как «бессмертный герой». Главное отличие от уся — опора не на боевые искусства (хотя демонстрируются и они), а на философию даосизма и китайскую мифологию, за счёт чего санься заметно более фэнтезийный жанр в том смысле, который в это определение вкладывают западные зрители. В нём намного ярче выражена магия (которую не пытаются объяснить суперкрутым владением боевыми искусствами, это именно магия), активную роль играют различные фэнтезийные существа (боги, демоны, монстры, призраки), а целью жизни многих персонажей является достижение бессмертия (откуда, собственно, и название жанра), причём оно именно что реально (хотя и трудно) достижимо.

Общими чертами для уся и санься являются сеттинг, основанный на древнем и средневековом Китае (хотя встречаются и более экзотические варианты), большое количество мастеров единоборств/духовных практик, в зависимости от поджанра (оба получили обиходное название-гипероним «летающие китайцы» aka «летайцы»), объединённых в различные секты, кланы и школы, сюжет, закрученный вокруг молодого героя, тем или иным образом получившего доступ в среду этих мастеров. В целом и уся, и санься сегодня представляют собой по большей части «повседневный» жанр, выпускаемый для «чтения в транспорте», с соответствующим качеством. Впрочем, как и в других жанрах, в этих тоже есть свои шедевры, заслужившие в том числе и мировую популярность. В первую очередь тут стоит вспомнить «большую тройку» авторства писательницы Мосян Тунсю, в особенности её второй роман — «Mo Dao Zu Shi» — дорама по которому стала настолько коммерчески успешной, что вызвала волну экранизаций сколько-то приличного уся и сянься.

Если фильм в этом жанре вышел в широкий западный прокат, то с шансами там играет актриса Чжан Цзыи (Zhāng Zǐyí).

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Куньлуньский раб» — первая из уцелевших у-ся. Не столько драки, сколько паркур по столичным крышам. Главный герой — негр.
  • «Речные заводи» — два кирпича из XIV века, кодификатор жанра. Благородные разбойники под командованием сначала учителя фехтования, а потом уездного писаря партизанят против бесчестного придворного интригана.
  • «Путешествие на Запад» — XVI век. Монах Сюаньцзан и компания отправляются в Индию, за сутрами. Так как монаху драться неприлично, дерётся и отжигает царь обезьян Сунь Укун, его ученик и телохранитель.
  • Ким Ман Джун, «Облачный сон девяти» (написан после 1689 и до 1692). Второй (или первый, потому что «Скитания госпожи Са по югу» написаны тем же автором в то же время) роман на корейском языке, написан в ссылке бывшим главой военного ведомства. Неясно, что послужило образцом, но результат напоминает бюджетную JRPG: главный герой путешествует по Китаю, выполняет квесты и собирает гарем из кисэн (это такая корейская гейша), энергичной дочери крупного чиновника, дочери императора, тибетской воительницы и т. д. и т. п.
Потом очень долго эти истории читали чуть ли не с фонариком под одеялом. Официальная цензура династии Мин не одобряла перевод бумаги и типографских мощностей на истории про благородных разбойников и советовала подданным читать что-нибудь более возвышенное: классическую поэзию, какие-нибудь душеполезные сутры, детективы про судью Ди или истории про любовь студента и дочери уездного начальника. КПК при Мао тоже не одобряла уся. Конечно, борьба в речных заводях против феодальных угнетателей — дело хорошее, но куда полезней и правильней учиться грамоте по советским классикам и историям о революционной борьбе. Но в Гонконге и на Тайване цензура была только политическая, и 1960-е по 1980-е жанр пережил второе рождение.
  • «Разящее копьё» Лао Шэ (1935). Должно было стать прологом для приключенческого романа, но автор за него так и не взялся. В результате, получилась жуткая деконструкция жанра.
  • «Три опоры треножника уся» заполонившие страницы гонконгских газет героями, драконами, монахами-волшебниками и прекрасными воительницами:
  • Лян Юйшэн (Гонконг) — с его «Лунхудоу цзинхуа» (1954) началось возрождение жанра. Написал три десятка романов про разносторонне развитых героев, которые не только летают и рубят, но и сочиняют классическую поэзию. В отличии от прочих, действите происходит не в абстрактном другом мире, а формально привязаны к историческим эпохам.
  • Цзинь Юн (Гонконг) — кодификатор. Исправно пёк толстенные романы, подражая «Речным заводям» и Дюма («Роман „Три мушкетера“ не похож на западные романы, он читается как китайский классический роман»). Писал именно в духе классической китайской учёности: стиль крайне возвышен, текст набит скрытыми цитатами из классиков, герои немыслимо пафосны и благородны. Считал, что Нобелевский комитет не даёт китайцам премии из-за предубеждений к азиатам (китайский рабоче-крестьянский Мо Янь получил Нобеля только в 2012 году, а японский империалистический Ясунари Кавабата ещё в 1968). Хотя мы все знаем, что западные варвары просто НЕ СПОСОБНЫ проникнуться величием жанра у-ся и оценить филигранность цитат и классическое образование автора. На русском есть переведённые куски романа «Смеющаяся гордость рек и озер».
  • Гу Лун (Тайвань) — романы покороче, но их очень, очень, ОЧЕНЬ много. Периодически начинал страдать синдромом Джорджа Мартина, поэтому некоторые дописаны неграм. Западным варварам доступно только два перевода (на английский и французский).

Непривычному европейскому читателю кажутся трэшем уровня индийского кинематографа, а местами даже Рыбаченко: названия в духе «Неофициальная биография летающей лисицы» или «Сабли уток-мандаринок», помпезный стиль, почти не обрисованные характеры, странная задвинутость на боевых техниках, откровенная Мэри-Сьюшность и унылая непобедимость персонажей. Тем не менее, энтузиасты переводят, а другие энтузиасты читают (в основном, на английский, но теперь и по-русски появились).

Сетевая[править]

  • Серия «Десять тысяч стилей» — очень недурная попытка в этот жанр со стороны русского писателя. Несмотря на некоторые несколько топорные моменты — отличный фентези-боевик с проработанной боевой системой и интересными идеями.

Кино[править]

  • Неописуемое количество гонконгских, а с 80-х годов и китайских боевиков.
  • Wu xia — одноимённый фильм с говорящим названием «У ся» (на слух звучит как «У щя»[3]).
  • «Герой». Под оберткой боевика внезапно скрыта серьезная драма о свободе и власти.
  • «Хон Гиль Дон»
  • «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Вызвал восторг и огромные сборы по всему миру. Если раньше китайцы на экране сражались с помощью кунг-фу, то теперь наконец-то показали мастер-класс с мечами, копьями и прочим чудо-оружием.
  • «Дом летающих кинжалов».
  • «Запретное царство».
  • «Миф».
  • «Воины неба и земли».
  • «The Promise (фильм 2005)» — экранизация знаменитой уся «Кунлуньский раб», тут мулат превратился в китайца.

Телесериалы[править]

  • «Легендарный Ди Жэньцзе».
  • «Путешествие Цветка».

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Hokuto no Ken — закос под постапокалиптическое роуд-муви, но по сути своей это именно уся.
  • Chuan Shu Zijiu Zhinan, Mo Dao Zu Shi и Tian Guan Ci Fu — собственно та самая «большая тройка» Мосян Тунсю, упомянутая в шапке статьи. Все три романа обзавелись массой адаптаций, самой яркой из которых стала…
    • «Неукротимый: Повелитель Чэньцин» — дорама, которая была снята по второму роману писательницы — Mo Dao Zu Shi — и принёсшая этой франшизе воистину мировую популярность, а в самом Китае ставшая спусковым крючком для массовой экранизации BL-романов в жанре сянься.

Видеоигры[править]

  • Jade Empire.
  • Black Myth: Wukong
  • Tale of Immortal (鬼谷八荒)
  • Не особенно удачная и не шибко знаменитая игра T’ai Fu: Wrath of the Tiger попыталась стилизовать уся.
  • Total War: Three Kingdoms — романтический режим делает полководцев богатырями, дуэлирующими в стиле уся.
  • Серия китайских ролевых игр собственно так и называется: Talex of Wuxia

Примечания[править]

  1. Иногда встречается неправильная транслитерация «вуция».
  2. В восточной литературе границы этих жанров изрядно размыты, да и в русской «отличать повесть от романа умел только профессор Поспелов (да и тот менял не раз свои дефиниции), а спорить на эту тему любят студенты-филологи второго-третьего курсов (к четвёртому — проходит)»
  3. Привет Палладию от Поливанова! Однако в некоторых северных диалектах произношение действительно совпадает с Палладием. При всём этом, в отличие от Хэпбёрна, чтение пиньиня ни фига не совпадает с тем, как читаются слова в английском, см. How to Pronounce Chinese Names