Forgotten Realms: различия между версиями
м (→Видеоигры) |
Yanus88 (обсуждение | вклад) (Дополнение) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Forgottenrealms.png|400px|центр]] | |||
'''Забытые Королевства''' (англ. ''Forgotten Realms'') — наиболее известный и популярный мир [[Dungeons & Dragons]]<ref>Порядок дальнейших призовых мест оспаривают [[Eberron|Эберрон]], [[Dragonlance|Кринн]] и [[Ravenloft|Равенлофт]].</ref>, [[кодификатор]] штампа «[[стандартный фэнтези-сеттинг]]». | '''Забытые Королевства''' (англ. ''Forgotten Realms'') — наиболее известный и популярный мир [[Dungeons & Dragons]]<ref>Порядок дальнейших призовых мест оспаривают [[Eberron|Эберрон]], [[Dragonlance|Кринн]] и [[Ravenloft|Равенлофт]].</ref>, [[кодификатор]] штампа «[[стандартный фэнтези-сеттинг]]». | ||
Строка 4: | Строка 5: | ||
=== География === | === География === | ||
[[Файл:Faerun map Large.jpg|350px|мини|справа|Карта мира]] | |||
Планета '''Абир-Торил''' (на местном языке «Колыбель жизни») или просто Торил представляет собой [https://atlasoficeandfireblog.files.wordpress.com/2019/11/toril-final.png слегка искажённый в художественных целях глобус всё той же матушки-Земли]. {{spoiler|Помимо просто Торила есть и просто Абир — местная то ли [[противоземля]], то ли «зазеркалье». Некогда они были одним миром, который и назывался Абир-Торил, но потом были разделены, и с тех пор туда-сюда периодически просачивается всякое, от одиночных [[попаданец|попаданцев]] до [https://forgottenrealms.fandom.com/wiki/Laerakond целых континентов].}} | Планета '''Абир-Торил''' (на местном языке «Колыбель жизни») или просто Торил представляет собой [https://atlasoficeandfireblog.files.wordpress.com/2019/11/toril-final.png слегка искажённый в художественных целях глобус всё той же матушки-Земли]. {{spoiler|Помимо просто Торила есть и просто Абир — местная то ли [[противоземля]], то ли «зазеркалье». Некогда они были одним миром, который и назывался Абир-Торил, но потом были разделены, и с тех пор туда-сюда периодически просачивается всякое, от одиночных [[попаданец|попаданцев]] до [https://forgottenrealms.fandom.com/wiki/Laerakond целых континентов].}} | ||
Строка 13: | Строка 15: | ||
* '''Лантан''' (''Lantan'') — островное государство, где недолюбливают магию, зато [[клокпанк|очень уважают аналоговые механизмусы]]. | * '''Лантан''' (''Lantan'') — островное государство, где недолюбливают магию, зато [[клокпанк|очень уважают аналоговые механизмусы]]. | ||
* '''Муншае''' (''The Moonshaes'') — крупный архипелаг, СФК раннесредневековой Британии в духе «если бы кельты не были выпилены англами и саксами, а лично давали отпор норманнам». | * '''Муншае''' (''The Moonshaes'') — крупный архипелаг, СФК раннесредневековой Британии в духе «если бы кельты не были выпилены англами и саксами, а лично давали отпор норманнам». | ||
* '''Рашмен''' (''Rashemen'', она же ''«Земля Берсерков»'') — далекая восточная страна, [[Богатыри и чудища лесные|СФК России домонгольского периода]]. Знамениты своими воинами-берсерками и волшебницами-негритянками, осуществляющими управление государством. | |||
* '''Васса''' и '''Дамара''' (''Vassa'' и ''Damara'') — два королевства на северо-востоке континента, представляющие собой стереотипное Пограничье. Еще недавно оба государства освободились от владычества короля-колдуна и теперь служат своеобразной Меккой для отчаянных авантюристов со всего континента. | |||
* В километре под поверхностью Фэйруна лежит '''Подземье''' (''Underdark'') — [[мегаподземелье]], вмещающее целые государства и даже парочку подземных морей. Главная ценность — питьевая вода; дождей в пещерах по понятным причинам не бывает, так что приходится либо докапываться до водоносных слоёв, либо хватать то, что просачивается с надземья. Ближе к поверхности живут в основном гуманоиды — дроу, несколько разновидностей гномов (дуэргары, свирфнеблины, дэрро) и кобалоидов. Глубже гнездятся иллитиды, [[бехолдер]]ы, [[страшные рыбёшки|аболеты]], [[гриболюди|микониды]], [[рыболюди]] куо-тоа и прочие чужеродные ояебу. | * В километре под поверхностью Фэйруна лежит '''Подземье''' (''Underdark'') — [[мегаподземелье]], вмещающее целые государства и даже парочку подземных морей. Главная ценность — питьевая вода; дождей в пещерах по понятным причинам не бывает, так что приходится либо докапываться до водоносных слоёв, либо хватать то, что просачивается с надземья. Ближе к поверхности живут в основном гуманоиды — дроу, несколько разновидностей гномов (дуэргары, свирфнеблины, дэрро) и кобалоидов. Глубже гнездятся иллитиды, [[бехолдер]]ы, [[страшные рыбёшки|аболеты]], [[гриболюди|микониды]], [[рыболюди]] куо-тоа и прочие чужеродные ояебу. | ||
Строка 29: | Строка 33: | ||
==== Этнография ==== | ==== Этнография ==== | ||
[[Файл:Drow.jpg|250px|мини|слева|Дроу. Очень, очень плохие эльфы]] | |||
* Homo sapiens и близкие виды: | * Homo sapiens и близкие виды: | ||
** Люди. | ** Люди. | ||
** [[Эльф]]ы: лунные, солнечные, [[плохие эльфы|тёмные]], лесные, дикие aka зелёные, почти вымершие [[крылатый народ|авариэли]] и иномирные пришельцы [[прекрасный Народ|эладрины]], степень родства которых с эльфами варьирует от редакции к редакции. | ** [[Эльф]]ы: лунные, солнечные, [[плохие эльфы|тёмные]], лесные, дикие aka зелёные, почти вымершие [[крылатый народ|авариэли]] и иномирные пришельцы [[прекрасный Народ|эладрины]], степень родства которых с эльфами варьирует от редакции к редакции. | ||
** [[у нас именно такие гномы|Гномы]], в том числе дуэргары. | ** [[у нас именно такие гномы|Гномы]] (в большинстве переводов — дворфы), в том числе дуэргары. | ||
** [[у нас странные гномики|Гномики]], в том числе свирфы. | ** [[у нас странные гномики|Гномики]], в том числе свирфы. | ||
** [[у нас не такие полурослики|Полурослики]]. | ** [[у нас не такие полурослики|Полурослики]]. | ||
** [[Великан]]ы. | ** [[Великан]]ы. | ||
** [[Нимфы]] и [[дриады]]. | ** [[Нимфы]] и [[дриады]]. | ||
** [[Дракониды|Драконорождённые]]. | ** [[Дракониды|Драконорождённые]] — потомки драконов (в основном металлических) от гуманоидных рас. Нередко имеют определенные признаки драконов, из-за чего их путают со змеелюдами. | ||
** Тронутые (''planetouched'') — потомки иномирных существ, сформировавшие устойчивые [[гибрид]]ы (наиболее на слуху из них тифлинги). | ** Тронутые (''planetouched'') — потомки иномирных существ, сформировавшие устойчивые [[гибрид]]ы (наиболее на слуху из них тифлинги). | ||
* Homo cobalis и близкие виды: | * Homo cobalis и близкие виды: | ||
Строка 54: | Строка 59: | ||
* Прочие | * Прочие | ||
** [[Бехолдер]]ы | ** [[Бехолдер]]ы | ||
** [[Дракон]] | ** [[Дракон]]ы — делятся на два вида: цветные и металлические. Первые, имеют чешую различных цветов (от белого до черного) и стабильно считаются злыми. Вторые имеют чешую металлических цветов (золотой, бронзовый, серебряный) и считаются нейтральными или добрыми. Последние также могут обращаться в людей или других разумных. | ||
** [[ктулхуманоиды|Иллитиды]] | ** [[ктулхуманоиды|Иллитиды]] — местные ктулхоманы живущие в Подземелье. Адово мощные псионики, порабощающие всех, кто подвернется под щупальца. Тем не менее, весьма договороспособны и держат слово. В общем — злодеи-прагматики в терминальной стадии.<ref>Это не шутка. Из-за особенностей мировоззрения и высокого интеллекта иллитиды крайне логичны и прагматичны.</ref> | ||
** [[тролли вообще не такие|Тролли]] | ** [[тролли вообще не такие|Тролли]] | ||
=== Значимые персоналии === | === Значимые персоналии === | ||
* '''Дзирт До’Урден''' — самый, пожалуй, известный обитатель этого мира. Биологический вид — эльф, раса — тёмный, мировоззрение — [[хаотичный добрый]], класс — следопыт+воин, род занятий — <s>[[эффект Телепорно|повод для шуток]]</s> [[благородный бродяга]]. | * '''Дзирт До’Урден''' — самый, пожалуй, известный обитатель этого мира. Биологический вид — эльф, раса — тёмный, мировоззрение — [[хаотичный добрый]], класс — следопыт+воин, род занятий — <s>[[эффект Телепорно|повод для шуток]]</s> [[благородный бродяга]]. | ||
[[Файл:Elminster 00.jpg|200px|мини|слева|Эльминстер смотрит вдаль]] | |||
* '''Эльминстер Аумар''' — Избранный Мистры, [[архимаг]] и полный [[мультикласс]], фактически [[файтер, клирик, маг и вор|целая стандартная партия]] в одном [[мудрая борода|бородатом]] лице. Легендарный волшебник, на историях о котором живет уже которое поколение жителей Побережья Мечей. | |||
* ''' | * '''Келбен Арунсун''', он же '''«Черный Посох»''' — архимаг, Избранный Мистры, Тайный Лорд Глубоководья, бывший оперативник Арфистов. Очень крутой маг, а также манипулятор, ментор-козел для учеников, убежденный в необходимости экстремальных мер. | ||
* '''Халастер [[нет, не тот|Черный Плащ]]''' — злой и безумный волшебник, строитель и хозяин Подгорья («Undermountain»), крупнейшего на Фаэруне рукотворного подземелья, что лежит под славным вольным городом Глубоководье («Waterdeep»). В прошлом был могуч, вменяем и довольно добр, путешествовал по миру, помогал людям и брал учеников. Однажды попал под влияние волшебного излучения, чьим источником было место силы глубоко под землёй. Постепенно сошел с ума и стал одержим желанием обладать этой силой, для чего десятилетиями строил Подгорье руками учеников, наемных рабочих и призванных иномирных созданий. Обрёл силу немного за гранью той, что могут иметь людские волшебники, сошел с ума, перебил своих учеников, обозлился на весь мир и заперся в Подгорье, упиваясь вседозволенностью. Очень навредил городу наверху и округе, позволяя всяким последствиям своих исследований и игрищ выбираться во внешний мир и буйствовать. Ныне вернулся к жизни после очередного уничтожения многочисленными врагами и пытается отвоевать Подгорье у окопавшихся в нем злодеев помельче, о чем повествует приключение с говорящм названием «Подземелье Безумного Мага» («Dungeon of the Mad Mage»). Большой знаток магии рун, сам создал несколько новых волшебных символов. Умеет и любит строить порталы. Подобно личу, не может умереть, пока не выполнено особое условие — будучи уничтоженным, просто оживает обратно спустя время. В случае Халастера, для окончательной победы над злым боевым дедом нужно разрушить Подгорье. Носит живую мантию, покрытую глазами, часто безумно смеётся, любит менять облик и глумиться над искателями приключений. | * '''Халастер [[нет, не тот|Черный Плащ]]''' — злой и безумный волшебник, строитель и хозяин Подгорья («Undermountain»), крупнейшего на Фаэруне рукотворного подземелья, что лежит под славным вольным городом Глубоководье («Waterdeep»). В прошлом был могуч, вменяем и довольно добр, путешествовал по миру, помогал людям и брал учеников. Однажды попал под влияние волшебного излучения, чьим источником было место силы глубоко под землёй. Постепенно сошел с ума и стал одержим желанием обладать этой силой, для чего десятилетиями строил Подгорье руками учеников, наемных рабочих и призванных иномирных созданий. Обрёл силу немного за гранью той, что могут иметь людские волшебники, сошел с ума, перебил своих учеников, обозлился на весь мир и заперся в Подгорье, упиваясь вседозволенностью. Очень навредил городу наверху и округе, позволяя всяким последствиям своих исследований и игрищ выбираться во внешний мир и буйствовать. Ныне вернулся к жизни после очередного уничтожения многочисленными врагами и пытается отвоевать Подгорье у окопавшихся в нем злодеев помельче, о чем повествует приключение с говорящм названием «Подземелье Безумного Мага» («Dungeon of the Mad Mage»). Большой знаток магии рун, сам создал несколько новых волшебных символов. Умеет и любит строить порталы. Подобно личу, не может умереть, пока не выполнено особое условие — будучи уничтоженным, просто оживает обратно спустя время. В случае Халастера, для окончательной победы над злым боевым дедом нужно разрушить Подгорье. Носит живую мантию, покрытую глазами, часто безумно смеётся, любит менять облик и глумиться над искателями приключений. | ||
Строка 69: | Строка 76: | ||
* '''Сзасс Тэм''' — нынешний правитель страны Тэй, восточной магократии, где всем заправляют печально известные Красные волшебники. В прошлом был зулькиром (что-то вроде архимага-министра) школы некромантии в составе совета зулькиров, правившего Тэем, пока не захватил власть. На людях волшебством поддерживает облик высокого, худощавого и по-своему красивого человека с длинными темными волосами, но на самом деле является древним, сильным личом характерного вида. Неудачно пытался превратиться в могучую потустороннюю сущность с помощью громадного ритуала, но не преуспел благодаря диверсии Арфистов. С тех пор в Тэе полно нежити, народ живёт в страхе, всем заправляют вампиры и личи. Упоминается в фильме «Подземелье и Драконы: Честь среди воров». | * '''Сзасс Тэм''' — нынешний правитель страны Тэй, восточной магократии, где всем заправляют печально известные Красные волшебники. В прошлом был зулькиром (что-то вроде архимага-министра) школы некромантии в составе совета зулькиров, правившего Тэем, пока не захватил власть. На людях волшебством поддерживает облик высокого, худощавого и по-своему красивого человека с длинными темными волосами, но на самом деле является древним, сильным личом характерного вида. Неудачно пытался превратиться в могучую потустороннюю сущность с помощью громадного ритуала, но не преуспел благодаря диверсии Арфистов. С тех пор в Тэе полно нежити, народ живёт в страхе, всем заправляют вампиры и личи. Упоминается в фильме «Подземелье и Драконы: Честь среди воров». | ||
* '''Асерерак Вечный''' | * '''Асерерак Вечный''' — Древний и могущественный (деми)лич. Происходит с планеты Орт, что пребывает в одной из окруженных эфиром Хрустальных сфер Материального плана вместе с остальными небесными телами местной звездной системы. Полу демон, то ли тифлинг ''(человек с примесью крови исчадия)'', то ли камбион ''(демон с примесью человеческой крови)''. Рожден женой безымянного деревенского колдуна, сумевшего призвать и не сумевшего подчинить демона-балора ''(коротко — как балрог из «Властелна колец», только мельче и не горит)'', коий убил самоуверенного болвана и устроил пляску смерти в деревне, попутно надругавшись над несколькими женщинами. Вырос в сельской местности, остальные местные его недолюбливали, считая последом чудовища. Однажды деревенские пожгли дом Асерерака. Тот сумел выжить благодаря стойкости перед огнем от крови демона и сбежал, навсегда озлобившись и решив мстить людям. Изучал магию, прибился к Векне ''(один из опаснейших и известнейших личей во всех планах)'' в качестве ученика, причем тот перебил всех своих советников, убеждавших его прогнать пришельца. Нашел, призвал и подчинил того самого балора, долго пытал и унижал, попутно руководя его слугами из числа исчадий поплоше. Заделался культистом Оркуса ''(повелитель Бездны, огромный, жирный и грязный минотавар с крыльями, хвостом и головой-черепом, повернут на нежити и владеет одноменным волшебным жезлом)'', построил множество капищ и руководил другими мракобесами, пока не бросил служение. С тех пор построил где-то на болотах всемирно известную Гробницу Ужасов (спрятанную под холмом крепость-лабиринт с кучей ловушек, чудовищ и сокровищ с подвохом). Построил множество других подземелий в разных мирах, заманивая туда местных и используя их души для поддержания своей филактерии. Стал демиличом ''(волшебный летающий череп и облако праха вокруг, страшной силы нежить)''. Занимался всякими злойдействами, пытался соединить свою сущность с Негативным планом ''(измерение негативной энергии)'', чтобы стать еще неубиваемее и подчинить себе всю нежить всех миров, похищал души всех умерших в Забытых Королевствах, чтобы превратить найденного атропала ''(мертвое божество, погибшее в момент становления таковым, грудничок-упырь величиной с великана, безумен и невероятно силен)'' в божество смерти и подчинить. Был много раз побежден всевозможными неизвестными героями. Ныне прячется где-то и собирает силы для очереднйо пакости. Является главным злодеем приключения «Гробница Аннигилляции» («Tomb of Annihilation») для нынешней пятой редакции правл, внутримировым строителем и главным злодеем легендарного приключения «Гробница Ужасов» («Tomb of Horrors») . | ||
[[Файл:Jarlaxle 00.jpg|200px|мини|справа|Джарлаксл собственной персоной]] | |||
* '''Джарлаксл Бреган Д’Эрт'''. Он же '''Джарлакс Бэнр''', он же '''Одноглазый Джакс'''. Дроу, третий сын матроны Бэнр, глава банды наемников Бреган Д’Эрт. Тролль, позер, хвастун, интриган. А также очень крутой фехтовальщик, неплохой маг, талантливый дипломат и организатор и обладатель поистине золотого сердца. Изначально — второстепенный персонаж «Саги о Дриззте», ставший одним из центральных геров. | |||
== Где воспет == | == Где воспет == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Роберт Сальваторе, цикл «Тёмный эльф». | * Роберт Сальваторе, цикл «Тёмный эльф», она же «Сага о Дриззте». Magnum Opus для всего цикла. Серия продолжается уже больше 30 лет, но автор никак не остановится. | ||
* Элейн Каннингем, цикл «Дочь дроу» | * Элейн Каннингем, цикл «Звездный свет и тени» (так же известен как «Дочь дроу») — еще один цикл историй о дроу-отступнице. В центре повествования старшая дочь архимага Мезоберразана, Громфа Бэнра, Лилиэль, решившая вместо участи жрицы Ллос стать полноценной магичкой. | ||
* Эд Гринвуд, «Сага об | * Эд Гринвуд, «Сага об Эльминстере» — цикл книг о становлениии Эльминстера, величайшего мага мира Forgotten Realms. | ||
* Скотт Чинчин и Трой Деннинг цикл «Аватары» — трилогия посвященная т. н. Кризису Аватаров, периоду времени, когда верховному богу Ао надоел беспредел богов и тот вышиб их на Фаэрун в виде богоподобных, но смертных существ. По итогам Кризиса, ряд богов сменился на более (или менее) адекватных личностей. | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 83: | Строка 92: | ||
=== Мультсериалы === | === Мультсериалы === | ||
* «Подземелья и | * «Подземелья и драконы» — полузабытый мультсериал по вселенной. | ||
* [[Legend of Vox Machina]] | * [[Legend of Vox Machina]] | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* [[Baldur's Gate]] 1- | [[Файл:Baldur's Gate cover.jpg|250px|мини|справа|Baldur’s Gate. Самая знаменитая игра по циклу]] | ||
** [[Icewind Dale]] с двумя дополнениями и Icewind Dale 2. | * [[Baldur's Gate]] 1-3 — легендарная трилогия игр, ставшая для многих лицом вселенной в игровом мире. События развиваются через некоторое время после завершения Кризиса Аватаров. | ||
* [[Neverwinter Nights]] 1- | ** [[Icewind Dale]] с двумя дополнениями и Icewind Dale 2. — Чуть менее известная серия, рассказывающая о приключениях команды авантюристов в Долине Северного Ветра. | ||
* [[Neverwinter Nights]] 1-2 — еще одна легенда, рассказывающая о историях связанных с «Жемчужиной Севера», славным городом Невервинтер.<ref>Что интересно, до версии 3.5 города даже не было на официальной карте Побережья Мечей</ref> | |||
* Предыдущие перечисленные игры — лучшие среди современных. А если брать старинные игры, то лучшей считается серия, получившая название «Gold Box», — ролевые игры 1988—1992 года (не все из них по Forgotten Realms, но здесь мы возьмём именно их). Это RPG «старого образца», где сражения '''очень''' длинные. Но и сюжеты тоже не короткие, а пространства обширные (хоть часто и описываемые словесно, а графически бедные). Вот они: | * Предыдущие перечисленные игры — лучшие среди современных. А если брать старинные игры, то лучшей считается серия, получившая название «Gold Box», — ролевые игры 1988—1992 года (не все из них по Forgotten Realms, но здесь мы возьмём именно их). Это RPG «старого образца», где сражения '''очень''' длинные. Но и сюжеты тоже не короткие, а пространства обширные (хоть часто и описываемые словесно, а графически бедные). Вот они: | ||
*# Pool of Radiance (приключения в великом Флане и его восстановление). | *# Pool of Radiance (приключения в великом Флане и его восстановление). |
Версия 08:55, 2 мая 2025
Забытые Королевства (англ. Forgotten Realms) — наиболее известный и популярный мир Dungeons & Dragons[1], кодификатор штампа «стандартный фэнтези-сеттинг».
Мир
География
Планета Абир-Торил (на местном языке «Колыбель жизни») или просто Торил представляет собой слегка искажённый в художественных целях глобус всё той же матушки-Земли. Помимо просто Торила есть и просто Абир — местная то ли противоземля, то ли «зазеркалье». Некогда они были одним миром, который и назывался Абир-Торил, но потом были разделены, и с тех пор туда-сюда периодически просачивается всякое, от одиночных попаданцев до целых континентов.
Основное место действия большинства кампаний — Фэйрун (Faerun, иногда транслитерируется как Фаэрун), местный аналог Европы. Сооответственно, здешние люди = европейцы, море на западе, земля на востоке. Портрет эпохи сопоставим с веком этак XIV—XV: изобретён «дымящийся порошок», так что закон об оружии в фэнтези пока нерешительно, но уже регулярно нарушается, а Великие географические открытия протягивают свои шаловливые лапки к дальним землям — но для среднестатистического обитателя это пока ещё привычное средневековье с замками, лордами, магами в бородах и мантиях, рыцарями в доспехах и быдлопехотой с копьями и арбалетами.
- Побережье Мечей (Sword Coast) — северо-западное побережье, условная Франглиспания и самое популярное среди игроков место на планете. Здесь расположились такие значительные для мировой истории города как Уотердип, Невервинтер и Врата Бальдра.
- Долина Ледяного Ветра (Icewind Dale) — замороженный Север, клюквенная викингосия.
- Море Падающих Звёзд — огромное внутреннее море, аналог одновременно Балтийского и Средиземного, с очень изрезанными, фьордистыми берегами, на которых проживают СФК германских и славянских народов. Есть даже нехилый архипелаг под говорящим названием Пиратские Острова. Северный берег иначе называется Побережьем Дракона.
- Эвермит (Evermeet) — островное государство, эльфийское королевство в изгнании.
- Лантан (Lantan) — островное государство, где недолюбливают магию, зато очень уважают аналоговые механизмусы.
- Муншае (The Moonshaes) — крупный архипелаг, СФК раннесредневековой Британии в духе «если бы кельты не были выпилены англами и саксами, а лично давали отпор норманнам».
- Рашмен (Rashemen, она же «Земля Берсерков») — далекая восточная страна, СФК России домонгольского периода. Знамениты своими воинами-берсерками и волшебницами-негритянками, осуществляющими управление государством.
- Васса и Дамара (Vassa и Damara) — два королевства на северо-востоке континента, представляющие собой стереотипное Пограничье. Еще недавно оба государства освободились от владычества короля-колдуна и теперь служат своеобразной Меккой для отчаянных авантюристов со всего континента.
- В километре под поверхностью Фэйруна лежит Подземье (Underdark) — мегаподземелье, вмещающее целые государства и даже парочку подземных морей. Главная ценность — питьевая вода; дождей в пещерах по понятным причинам не бывает, так что приходится либо докапываться до водоносных слоёв, либо хватать то, что просачивается с надземья. Ближе к поверхности живут в основном гуманоиды — дроу, несколько разновидностей гномов (дуэргары, свирфнеблины, дэрро) и кобалоидов. Глубже гнездятся иллитиды, бехолдеры, аболеты, микониды, рыболюди куо-тоа и прочие чужеродные ояебу.
На восток от Фэйруна простирается Кара-Тур (Kara-Tur) — Дальний Восток с клюквенно-утайской эстетикой: самураи, ниндзя, азиатские драконы, монахи а-ля Шаолинь. От Фэйруна он отделён Землями Орды (Hordelands, самоназвание Таан), так что повторить подвиг Марко Поло отваживаются немногие приключенцы. Из этих земель некогда вышло завоевательное войско во главе с Яман-ханом и установило над Фэйруном татаро-монгольское иго… на какое-то время. Теперь восточное приграничье очень нервирует мысль о том, что кочевники могут повторить. Далеко на восток от побережий Кара-Тура лежит Оссэ (Ossё) — почти квадратный континент, гипертрофированная Австралия, о которой известно только то, что она есть.
К югу от Фэйруна, за Великим Морем, простирается Закхара (Zakhara), она же Земля Судьбы — континент, занимающий место Африки, но отыгрывающий культурный шаблон фэнтезийных Аравии и Магриба с коврами-самолётами и джиннами.
В западном полушарии лежит Мацтика (Maztica) — Америка, открытая буквально на днях. Северная — собственно, Мацтика, исследована фэйрунцами примерно на широтах Мексики, ещё около 80 % ждёт своих Морганов и Фробишеров. Конкистадоры её старательно лутают, а местные индейцы (среди которых не только люди, но и халфлинги, и спасибо что не рептилоиды) попытались открыть портал в Фэйрун, чтобы нанести удар возмездия, но слегка промахнулись и открыли в Подземье. Южная — Какаш Катыш Каташака, полнейшая терра инкогнита. Есть ещё пара крупных островов на крайнем севере и по одному — на востоке и западе, но о них можно сказать только то же самое.
Культурология
Теогония и демонология
Ао — местный Единый или просто верховный бог (версии разнятся), деистический Абсолют, который сотворил других богов, оставил их творить мир дальше и с чистой совестью удалился… куда-то. На молитвы он не отвечает, заклинаний клирикам не дарует, и вообще достоверно о нём известно только то, что он вообще есть (или, по крайней мере, был).
Менее значительные божества делятся на великих, средних и меньших богов — в зависимости от количества и активности паствы. Из светлой части пантеона наиболее меметичны Мистра, богиня магии и знания, и Сэлунэ — местная Луна во плоти. Из тёмных выделяются великая проклятая Ллотх (Lloth), покровительница пауков и дроу, Асмодей Архиизверг — сатанинский архетип, чуть ли не зубами прогрызший себе путь наверх от рядового дьяволёнка до владыки всего Баатора, и его квартирантка Тиамат (числится здесь меньшим божеством, ибо основная часть её паствы проживает в другом мире).
Этнография
- Homo sapiens и близкие виды:
- Люди.
- Эльфы: лунные, солнечные, тёмные, лесные, дикие aka зелёные, почти вымершие авариэли и иномирные пришельцы эладрины, степень родства которых с эльфами варьирует от редакции к редакции.
- Гномы (в большинстве переводов — дворфы), в том числе дуэргары.
- Гномики, в том числе свирфы.
- Полурослики.
- Великаны.
- Нимфы и дриады.
- Драконорождённые — потомки драконов (в основном металлических) от гуманоидных рас. Нередко имеют определенные признаки драконов, из-за чего их путают со змеелюдами.
- Тронутые (planetouched) — потомки иномирных существ, сформировавшие устойчивые гибриды (наиболее на слуху из них тифлинги).
- Homo cobalis и близкие виды:
- Гоблины и хобгоблины.
- Орки.
- Огры.
- Эттины — двухголовые великаны-людоеды. По преданию, произошли от орков, впёршихся в храм Демогоргона.
- Багбиры (bugbear, фактически «бабайки») — очень крупные и мохнатые кобалоиды, похожие на йети.
- Кобольды — те же драконорождённые, но не от людей, а от гоблинов.
- Зверолюды:
- Прочие
- Бехолдеры
- Драконы — делятся на два вида: цветные и металлические. Первые, имеют чешую различных цветов (от белого до черного) и стабильно считаются злыми. Вторые имеют чешую металлических цветов (золотой, бронзовый, серебряный) и считаются нейтральными или добрыми. Последние также могут обращаться в людей или других разумных.
- Иллитиды — местные ктулхоманы живущие в Подземелье. Адово мощные псионики, порабощающие всех, кто подвернется под щупальца. Тем не менее, весьма договороспособны и держат слово. В общем — злодеи-прагматики в терминальной стадии.[2]
- Тролли
Значимые персоналии
- Дзирт До’Урден — самый, пожалуй, известный обитатель этого мира. Биологический вид — эльф, раса — тёмный, мировоззрение — хаотичный добрый, класс — следопыт+воин, род занятий —
повод для шутокблагородный бродяга.
- Эльминстер Аумар — Избранный Мистры, архимаг и полный мультикласс, фактически целая стандартная партия в одном бородатом лице. Легендарный волшебник, на историях о котором живет уже которое поколение жителей Побережья Мечей.
- Келбен Арунсун, он же «Черный Посох» — архимаг, Избранный Мистры, Тайный Лорд Глубоководья, бывший оперативник Арфистов. Очень крутой маг, а также манипулятор, ментор-козел для учеников, убежденный в необходимости экстремальных мер.
- Халастер Черный Плащ — злой и безумный волшебник, строитель и хозяин Подгорья («Undermountain»), крупнейшего на Фаэруне рукотворного подземелья, что лежит под славным вольным городом Глубоководье («Waterdeep»). В прошлом был могуч, вменяем и довольно добр, путешествовал по миру, помогал людям и брал учеников. Однажды попал под влияние волшебного излучения, чьим источником было место силы глубоко под землёй. Постепенно сошел с ума и стал одержим желанием обладать этой силой, для чего десятилетиями строил Подгорье руками учеников, наемных рабочих и призванных иномирных созданий. Обрёл силу немного за гранью той, что могут иметь людские волшебники, сошел с ума, перебил своих учеников, обозлился на весь мир и заперся в Подгорье, упиваясь вседозволенностью. Очень навредил городу наверху и округе, позволяя всяким последствиям своих исследований и игрищ выбираться во внешний мир и буйствовать. Ныне вернулся к жизни после очередного уничтожения многочисленными врагами и пытается отвоевать Подгорье у окопавшихся в нем злодеев помельче, о чем повествует приключение с говорящм названием «Подземелье Безумного Мага» («Dungeon of the Mad Mage»). Большой знаток магии рун, сам создал несколько новых волшебных символов. Умеет и любит строить порталы. Подобно личу, не может умереть, пока не выполнено особое условие — будучи уничтоженным, просто оживает обратно спустя время. В случае Халастера, для окончательной победы над злым боевым дедом нужно разрушить Подгорье. Носит живую мантию, покрытую глазами, часто безумно смеётся, любит менять облик и глумиться над искателями приключений.
- Ксанатар — злобоглаз, возглавляющий крупнейшую ОПГ в Глубоководье. Достаточно безумен для того, чтобы считать своим единственным другом золотую рыбку по имени Сильгар и достаточно умен для того, чтобы десятилетиями быть одним из воротил преступного мира крупного торгового города, некоторые жители коего могут кулаком свалить повелителя демонов или древнего дракона. Живёт в тайном подземном логове, в окружении роскоши и слуг. Любит узнавать новое, собирает диковины и безделушки, ведёт заметки о всяких проявлениях волшебства в мире. Падок на утехи для ума, от игры в загадки до музыкального концерта. По слухам, является не одним злобоглазом, но чередой порождающих, уничтожающих и сменяющих друг друга тварей. Золотая рыбка у них, кстати, тоже сменная. Ведёт свою деятельность веками. В рамках игрового мира является «автором» одной из долнительоых книг правил — «Руководства Ксанатара обо всем» («Xanathar’s Guide to everything»).
- Сзасс Тэм — нынешний правитель страны Тэй, восточной магократии, где всем заправляют печально известные Красные волшебники. В прошлом был зулькиром (что-то вроде архимага-министра) школы некромантии в составе совета зулькиров, правившего Тэем, пока не захватил власть. На людях волшебством поддерживает облик высокого, худощавого и по-своему красивого человека с длинными темными волосами, но на самом деле является древним, сильным личом характерного вида. Неудачно пытался превратиться в могучую потустороннюю сущность с помощью громадного ритуала, но не преуспел благодаря диверсии Арфистов. С тех пор в Тэе полно нежити, народ живёт в страхе, всем заправляют вампиры и личи. Упоминается в фильме «Подземелье и Драконы: Честь среди воров».
- Асерерак Вечный — Древний и могущественный (деми)лич. Происходит с планеты Орт, что пребывает в одной из окруженных эфиром Хрустальных сфер Материального плана вместе с остальными небесными телами местной звездной системы. Полу демон, то ли тифлинг (человек с примесью крови исчадия), то ли камбион (демон с примесью человеческой крови). Рожден женой безымянного деревенского колдуна, сумевшего призвать и не сумевшего подчинить демона-балора (коротко — как балрог из «Властелна колец», только мельче и не горит), коий убил самоуверенного болвана и устроил пляску смерти в деревне, попутно надругавшись над несколькими женщинами. Вырос в сельской местности, остальные местные его недолюбливали, считая последом чудовища. Однажды деревенские пожгли дом Асерерака. Тот сумел выжить благодаря стойкости перед огнем от крови демона и сбежал, навсегда озлобившись и решив мстить людям. Изучал магию, прибился к Векне (один из опаснейших и известнейших личей во всех планах) в качестве ученика, причем тот перебил всех своих советников, убеждавших его прогнать пришельца. Нашел, призвал и подчинил того самого балора, долго пытал и унижал, попутно руководя его слугами из числа исчадий поплоше. Заделался культистом Оркуса (повелитель Бездны, огромный, жирный и грязный минотавар с крыльями, хвостом и головой-черепом, повернут на нежити и владеет одноменным волшебным жезлом), построил множество капищ и руководил другими мракобесами, пока не бросил служение. С тех пор построил где-то на болотах всемирно известную Гробницу Ужасов (спрятанную под холмом крепость-лабиринт с кучей ловушек, чудовищ и сокровищ с подвохом). Построил множество других подземелий в разных мирах, заманивая туда местных и используя их души для поддержания своей филактерии. Стал демиличом (волшебный летающий череп и облако праха вокруг, страшной силы нежить). Занимался всякими злойдействами, пытался соединить свою сущность с Негативным планом (измерение негативной энергии), чтобы стать еще неубиваемее и подчинить себе всю нежить всех миров, похищал души всех умерших в Забытых Королевствах, чтобы превратить найденного атропала (мертвое божество, погибшее в момент становления таковым, грудничок-упырь величиной с великана, безумен и невероятно силен) в божество смерти и подчинить. Был много раз побежден всевозможными неизвестными героями. Ныне прячется где-то и собирает силы для очереднйо пакости. Является главным злодеем приключения «Гробница Аннигилляции» («Tomb of Annihilation») для нынешней пятой редакции правл, внутримировым строителем и главным злодеем легендарного приключения «Гробница Ужасов» («Tomb of Horrors») .
- Джарлаксл Бреган Д’Эрт. Он же Джарлакс Бэнр, он же Одноглазый Джакс. Дроу, третий сын матроны Бэнр, глава банды наемников Бреган Д’Эрт. Тролль, позер, хвастун, интриган. А также очень крутой фехтовальщик, неплохой маг, талантливый дипломат и организатор и обладатель поистине золотого сердца. Изначально — второстепенный персонаж «Саги о Дриззте», ставший одним из центральных геров.
Где воспет
Литература
- Роберт Сальваторе, цикл «Тёмный эльф», она же «Сага о Дриззте». Magnum Opus для всего цикла. Серия продолжается уже больше 30 лет, но автор никак не остановится.
- Элейн Каннингем, цикл «Звездный свет и тени» (так же известен как «Дочь дроу») — еще один цикл историй о дроу-отступнице. В центре повествования старшая дочь архимага Мезоберразана, Громфа Бэнра, Лилиэль, решившая вместо участи жрицы Ллос стать полноценной магичкой.
- Эд Гринвуд, «Сага об Эльминстере» — цикл книг о становлениии Эльминстера, величайшего мага мира Forgotten Realms.
- Скотт Чинчин и Трой Деннинг цикл «Аватары» — трилогия посвященная т. н. Кризису Аватаров, периоду времени, когда верховному богу Ао надоел беспредел богов и тот вышиб их на Фаэрун в виде богоподобных, но смертных существ. По итогам Кризиса, ряд богов сменился на более (или менее) адекватных личностей.
Кино
Мультсериалы
- «Подземелья и драконы» — полузабытый мультсериал по вселенной.
- Legend of Vox Machina
Видеоигры
- Baldur's Gate 1-3 — легендарная трилогия игр, ставшая для многих лицом вселенной в игровом мире. События развиваются через некоторое время после завершения Кризиса Аватаров.
- Icewind Dale с двумя дополнениями и Icewind Dale 2. — Чуть менее известная серия, рассказывающая о приключениях команды авантюристов в Долине Северного Ветра.
- Neverwinter Nights 1-2 — еще одна легенда, рассказывающая о историях связанных с «Жемчужиной Севера», славным городом Невервинтер.[3]
- Предыдущие перечисленные игры — лучшие среди современных. А если брать старинные игры, то лучшей считается серия, получившая название «Gold Box», — ролевые игры 1988—1992 года (не все из них по Forgotten Realms, но здесь мы возьмём именно их). Это RPG «старого образца», где сражения очень длинные. Но и сюжеты тоже не короткие, а пространства обширные (хоть часто и описываемые словесно, а графически бедные). Вот они:
- Pool of Radiance (приключения в великом Флане и его восстановление).
- Curse of the Azure Bonds (бродим по окрестностям Лунного моря и боремся со злом).
- Secret of the Silver Blades (шахтёры Драконьего Хребта докопались до тварей подземных и зовут героев побороться)
- Pools of Darkness (финальный эпик с огромным миром и хардкором — здесь не только возвращаемся во Флан, но и ходим по всем его окрестностям вплоть до Миф Драннора).
- И ещё есть спин-оффы Gateway to the Savage Frontier и Treasures of the Savage Frontier, где приключения не эпические, а бытовые — команда авантюристов ищет сокровища.
- Eye of the Beholder 1-3 — легендарные игры в жанре Dungeon Crawl (по крайней мере, первые две части). Дедушка серии Gothic, отец серии Ultima Underworld.
- Pool of Radiance: Ruins of Myth Drannor (2001) — 3D-продолжение серии Gold Box. На этот раз Сияющий Источник открылся в Миф Дранноре, куда и отправятся уже другие герои.
- Neverwinter Nights (1991) — бороться надо с чудовищами и пиратами. Первая часть серии про Невервинтер. Современные игры с ней связаны, но очень слабо.
- Menzoberranzan (1994) — игра про родину дроу Дриззта (Дзирта) До’Урдена — того самого «тёмного эльфа», с книг о приключениях которого и началась история «Забытых Земель».
- Blood & Magic (1996) — нестандартная стратегия от студии Interplay в реальном времени в том же мире. Кто-то мог бы сказать «клон варика», но Warcraft 2 тогда только вышел.
- Descent to Undermountain (1997) — необычная экшен-RPG от студии Interplay… на «авиадвижке» серии Descent, поэтому уровни здесь вовсе не привычно-коридорные. Повествует, что понятно из названия, о спуске в Подгорье (Андермаунтайн) под городом Глубоководье (Вотердип). Кроме того, есть довольно много «мирных» вариантов решения квестов с помощью выбора вариантов разговора с монстрами. И юмора. И музыка, которая считается одной из лучших среди игр 90-х. Только вот геймплей… на любителя.
- Forgotten Realms: Demon Stone (2003) — экшен. За трёх персонажей надо играть, чтобы снова заключить случайно освобождённых ими же злодеев.
- Dungeons & Dragons Dark Alliance — кооперативный слэшер по «Осколку Кристала»