Мечник со звездолёта

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Персонажи космооперы сражаются на мечах.
«

Сквозь межзвёздный мрак летит космоморяк: У него бензопила — он искоренитель зла! «Убей мутанта! Сожги еретика!»: Полна добра и подвига жизнь космоморяка!

»
— Сорок тысяч способов подохнуть

Итак, мирный исследовательский корабль Межзвёздной Федерации взят на абордаж ударным крейсером Галактической Империи. Щиты пробиты, и имперский телепорт забрасывает на борт сотни головорезов под предводительством офицера. С ним во главе они врываются в рубку, где командует обороной капитан исследовательского судна с волевым подбородком и широкими плечами. Увидев врага, этот храбрый герой достаёт блестящий в тусклом свете аварийных ламп… клинок — и встаёт в стойку для боя, сходясь с вражеским офицером в яростном фехтовальном поединке.

Классическая для космооперы ситуация: наравне с высокотехнологичным энергетическим оружием и огнестрелом, а то и вместо них, используется оружие рукопашного боя, которым ещё и можно эффектно фехтовать. Часто под такую ситуацию подводится обоснуй вроде особых защитных систем, отражающих стрельбу, но малопригодных против удара меча, или суперспособностей героев, позволяющих им драться мечами более эффективно, чем с помощью огнестрела. Также сами мечи часто являются высокотехнологичным шизотехом — это могут быть световые мечи, мономолекулярные, просто вибрационные или цепные.

Справедливости ради, на борту космического корабля или орбитальной станции использовать такое оружие вполне разумно, ибо случайный выстрел может пробить корпус, с закономерными последствиями[1]. Только если это не чудо-клинок-режу-всё.

Обоснования

  • По какой-то причине использовать оружие нельзя. То ли нет денег или ресурсов, что бы купить или сделать, то ли оружие сломалось или кончились патроны, или оно осталось дома/на базе, или просто не положено (герой скажем рабочий или техник).
  • Оружие не используется, так как делать это невозможно или недопустимо. Скажем, в вакууме не работает пороховое оружие, в ЭМИ поле не работает (а то и сгорает нафиг) энергетическое. Ровно как и возможна ситуация, когда и обороняющейся, и атакующей стороне станция/корабль нужен целым — так что придется положить BFG на полку и использовать мечи с бластерами.
  • У нас бои мехов и прочих ОБЧР, которые настолько бронированные, что им проще друг друга зарубить, чем долго и нудно расстреливать. Что-то такое было в XIV—XV веках с рыцарями в фулл-плэйте и примитивным огнестрелом, который не мог его нормально пробить (аналогично с более поздними рейтарами — пистолетные пули часто не пробивали пластинчатые доспехи даже в упор, даже существовало предписание в то время:стреляй когда упрешься). Как вариант — не ОБЧР и не меха, а просто солдаты в суперброне… смысл тот же.
    • Что забавно, против мечей те доспехи были даже более эффективны, чем против огнестрела. Потому рыцарское оружие свернуло в сторону разнообразных булав и молотков, потому что проломить доспех — проще, чем его прорубить, да если даже и не проломишь, то контузия всё равно будет. При этом, по законам физики, вложить в энергии в удар очень большим молотом больше, чем в пушечный выстрел, попросту не получится (молот летит по дуге, а отдача пушки идет в одном направлении — плюс танку будет очень неудобно использовать оружие ближнего боя, в то время как о минусах прямоходячего робота и так все расписано), причем особые технологии будут с дальнобойным оружием совмещаться как минимум не хуже, чем с оружием ближнего боя.
  • У нас есть поля, останавливающие излучения и\или вещественные пули, но не клинок[2]. Или подавляющие определённые реакции, как у Лукьяненко в цикле про Лорда с планеты Земля или в «Легенде о героях Галактики».
  • У нас сверхспособности, которыми проще пользоваться с холодным оружием, к примеру, отбивая мечом пули или лазерные лучи.
  • У нас есть магия наравне с хайтеком, а зачаровать меч (один раз и надолго) проще, чем каждую грёбаную пулю или энергоячейку. А энергетическое оружие может быть вообще невозможно зачаровать. Хотя нужно обоснование, почему нельзя нанести руны на сам стаббер/лазган.
  • У нас сверхтехнологии, так что мечи могут, к примеру, менять длину с помощью наномодуляторов или силовых полей. Весьма удобно при боях в узких коридорах. Или являются офигенно острым лезвием, прорезающим суперброню на раз-два. Или ещё что-нибудь хайтековое[3]
  • У нас общество, сочетающее высокие технологии с верностью архаичным традициям, и холодное оружие — важная часть церемониала и/или обмундирования истинного аристократа. Так-то он, быть может, и предпочтет бластер, но коль ситуация заставит…
  • В сеттинге общество, которое не любит пушки. Может, традиции у них такие, а может быть, буквально религия запрещает. Дальнобойным оружием не пользуются из принципа, возможно — из принципа не пользуются даже артиллерией, ведя космические бои исключительно тараном и абордажем.
  • Это — инструмент, промышленный или ранцевый, который используется не по назначению. Аналог болгарки, сварочного аппарата, отбойного молотка, энергетического резака или ещё чего-то что может быть полезно в космосе. Причем дальность не обязательно будет околонулевой — иногда вполне может стрелять на дистанцию струйного огнемета или винтовки.
  • У них есть высокие технологии, но нет знания, как правильно их использовать. Вот и делают черти что.
  • Биологическая цивилизация/Рой космической саранчи дальнобойное вооружение использует редко. Впрочем, это не значит что не использует вообще: зерги стреляют на дистанцию, сравнимую с оружием терран, а у арахнидов вообще были зенитки «земля-космос».
  • Наконец, использование оружия ближнего боя может быть оправданно при ведении войны с кем-то, кто сам очень активно лезет в ближний бой.

В более-менее продуманном сеттинге, где автор не МТА, пихающий в свое произведение все подряд ради пафоса, а стремится все же создать проработанный и логичный мир, эти обоснования могут сочетаться. К примеру, в «Звездных войнах» световые мечи и церемониальное/традиционное оружие, символ ранга джедая\ситха, и высокотехнологичная штуковина, режущая практически все (ну, кроме кортозиса и фрика), сочетается со сверхспособностями форс-юзеров, ими можно отбивать выстрелы или метнуть их во врага телекинезом, его можно применить в качестве резака или фонарика, попасть по джедаю/ситху из обычного оружия почти нереально, зарядка световых мечей Силой также имеется, и в целом во вселенной ЗВ довольно много противников ближнего боя.

Примеры

Литература

  • Цикл Э. Э. «Дока» Смита о Линзменах — как бы не первоисточник. Рубятся во все поля, обитатели одной из планет (с трёхкратной силой тяжести) — лучшие по этому виду спорта, орудуют космическими секирами, что твои космоморяки.
  • Пол Андерсон, «Крестовый поход в небеса (Крестоносцы Космоса)»: поскольку космический корабль инопланетян-вторженцев захватили средневековые английские бойцы, то и неудивительно, что наравне с трофейными бластерами они используют привычное оружие. Например, выйдя в скафандрах в открытый космос, успешно расстреливают из луков абордажные шаттлы противника — защищённые от энергетического оружия, но, как выяснилось, не от кинетического.
  • «Дюна»: защитные поля останавливают вещественные пули, а от энергетического оружия взрываются с силой небольшой ядерной бомбы, забирая своих и чужих, так что для того, чтобы навредить врагу, часто приходится рубить его холодным оружием. Такое оружие поля тоже останавливают, но только при быстром движении, а вот удар с рассчитанным замедлением сквозь поле проходит.
  • С. Лукьяненко, «Лорд с планеты Земля»: особое поле подавляет взрывы и горение, так что в его пределах врага можно только зарубить мономолекулярным мечом. В начале в дело шли обычные мечи, но потом мономолекулярные их вытеснили. На самом деле герой быстро изобретает ещё и мономолекулярный сюрикен, который можно метнуть во врага, отрубив ему что-нибудь, и пневматический пистолет, который стреляет такими же, только маленькими. Как окажется позднее, элита этого мира сознательно сдерживает такие технологии, чтобы не дать угаснуть высокому искусству фехтования. Кроме того, против настоящего мастера клинка они бесполезны.
  • «Сфера Великорасы»: офицеры как Объединенных Наций, так и Конкордии носят мечи/палаши и при необходимости пускают их в ход. Вот только поединков на мечах в книгах почти нет, ибо «Пока ты будешь замахиваться своей ковырялкой, тебя десять раз пристрелят!» (из поучения опытного вояки). Собственно, применение мечей там никак не оправдано с точки зрения тактики и технологий, их носят только потому, что ретроспективная эволюция навязывает архаичную эстетику.
    • Тут можно вспомнить кучу контраргументов от очень неоднозначиных тренировок "нож против пистолета"(в руках спецназовцев) до японского иай-дзюцу учившего выхватывать катану и убивать врага быстрее чем он среагирует. Но все-таки речь о самообороне для офицера космофлота который и пистолетом владеет постольку поскольку. Правда и для мастера сабли польза гипотетическая - если он встретит врага это будет отряд осназовцев с автоматами.
  • «Звезда Стражей»: немногие оставшиеся в живых Стражи вооружены гемомечами, которые при необходимости работают не только как меч, но и как щит, отражающий выстрелы.
  • «Время любви» Макса Далина: для инопланетных гермафродитов схватка на мечах — часть процесса размножения. Потому, несмотря на наступление космической эры, они таскают мечи. И естественно, используют их не только для прелюдии.
  • Цикл «Вечный» Р. Злотникова — первая книга так и называется, «Шпаги над звёздами». Да, с инопланетными монстрами воюют именно мечами, причём стальными — железо для них смертельный яд. Ко всему прочему, выстрелы в поле искусственной гравитации (т. е. на звездолётах и орбитальных станциях) приводят к смещению силового каркаса и очень неприятным последствиям, так что при абордажах и штурмах холодное оружие тоже рулит.
  • «Сердце меча» — используются флорды (от английских слов flog и sword) и своги (от тех же английских слов). Первые — боевые и металлические, вторые — тренировочные и пластиковые. Это самые обычное клинковое оружие, никаких энергопетель, но под действием наномодуляторов они могут удлиняться до четырёх метров — серьёзное преимущество в абордажном бою в тесных коридорах, что прямо подсвечено в книге. Но дело, естественно, не только в возможности «при замахе иметь длину клинка в полметра, а при ударе — в два». Дело ещё и в крайне широком распространении силовых полей, которые ни из плазменника, ни из игольника, ни из чего-то другого не пробить. А вот «прорезать» — вполне, причём с этой задачей и обычный нож справится.
  • «Вакуумные цветы» — на космических объектах за безопасность отвечают самураи. С мечами. И мётлами. Стрелковое оружие тоже есть, и даже показывается его стеноразрушающий эффект, что для хрупкого аквариума с осьминогами, расположенного на хрупком же космическом корабле — весьма чревато.
  • «Сумерки Империи» Саймона Грина. Основное стрелковое оружие — дизраптеры, очень мощные, но требующие двух минут на перезарядку, так что сделали залп из стрелкового оружия — и бегом в рукопашную. Что касается пулевого оружия — оно вышло из употребления в древности, когда были широко распространены защитные поля. Со временем оные поля вышли из употребления (против дизраптеров, мечей и тем более экстрасенсорных способностей они бесполезны),[4] и когда герои находят склад древнего огнестрела, он оказывается весьма и весьма полезен.
  • Цикл «Алексис Кэрью» — так как большинство космический сражений происходит в «тёмном пространстве» (измерение тёмного вещества и тёмной энергии), где за пределами экранированной обшивки отказывает почти вся электроника, то обыкновенные пулевики и холодное оружие являются непременными атрибутами любого абордажника. А ведь в вакууме одного пореза может быть достаточно, чтобы разгерметизировать скафандр.
  • «Танцор Января» Майкла Флинна — здесь в самом начал гражданской войны на планете Новый Эрин (которая фактически — Село Планетовка, населённое ирландцами) местные промышленники уничтожили не только запасы футуристического оружия, но и средства для его изготовления. Так что все воевали тем, что смогли сделать, а сделать смогли гранаты, арбалеты и клейморы.
  • Генри Лайон Олди, Ойкумена — планета Эскалона буквально на днях шагнула из XVIII века прямиком в космос усилиями Ойкумены, так что наличие космопорта абсолютно не влияет на нравы и обычаи, включая ношение шпаги.
  • «Империя Атома» / «Волшебник Линна», Ван Вогт  — в первой части вообще мечник с планетолета. Ну не знают персонажи даже настоящих расстояний между планетами.
  • Семиевие — присутствует в ограниченном количестве. Тонкие стенки и обилие приборов исключает стрельбу из обычного оружия — вплоть до того, что эти технологии были со временем утеряны; поэтому конфликты решались или врукопашную, с широким использованием захватов, или с помощью примитивного холодного оружия. Лишь много позже появились умные пули-роботы, способные тормозить, не попав в цель, и поражать врага шокером.
  • Альфред Коппел, «Бунтовщик из Рады» — в ходе Долгой Ночи человечество скатилось в навозные века с турбонаддувом и межзвёздные просторы Второй Империи бороздят освещаемые факелами реликтовые звездолёты с отрядами рыцарской конницы на борту и монахами вместо экипажей[5].

Кино

  • «Звёздные войны». Без комментариев.
  • «Звёздный путь» — собственно, хотя бы первый фильм перезапущенной трилогии. Да и среди просто инопланетян хватает использующих холодное оружие (те же клингонцы, например, обожают свои бат'леты бетлехмэй, хотя любой нормальный фехтовальщик их бы запросто порезал не подходя близко).
    • А при столкновении с Коллективом Борг начинает уже действовать пункт о защитном поле. К излучения дизрапторов или фазеров дроны вскоре адаптируются (читай: перестают получать урон), к старой доброй режущей кромке — никогда.
    • Даже прагматичные ромуланцы попадают под сабж. В сериале «Пикар» появляется монашеский орден Коат Милат, адепты которого тренируются как ниндзя и сражаются на мечах. Персонаж Элнор запросто кромсает головорезов за считанные секунды, правда обычно умоляет их: «Пожалуйста, мой друг. Выбери жизнь». Почему-то жизнь не выбирает никто, после чего лишается её в течение нескольких секунд.
    • Вообще стандартный фазер Type 1 едва оружие самообороны - стреляет он раз в пару секунд, даже не каждого человека остановит с первого попадания, ввиду нелетальности пугает он мало, целиться им трудно и все выстрелы почти от бедра, а с хорошей реакцией от него еще и уклониться можно. Абсолютная норма в сеттинге банально добежать до стрелка и втащить ему.
  • Трансформеры, как минимум, в фильме частенько сражаются холодным оружием.
    • В комиксах-то это частично объяснялось тем, что у многих стрелковое оружие наносит нелетальный урон, или предназначено для ослепления/оглушения противника, вот и нужны всякие энергокистени, чтобы расправлятсья с беспомощным врагом. В фильмах вроде как не обоснуй просто забили.
    • В Transformers: Animated обыграно: у автоботов нет стрелкового оружия потому, что они изначально представляют собой ремонтников/медиков/так далее, и в качестве оружия используют вообще инструменты, а вот у десептиконов (изначально военной прослойки общества) оружие уже вполне себе стрелковое. Ну а еще шутка на тему: «Почему у автоботов нет пистолетов? Их все украл Свиндл».

Мультсериалы

  • «Блэкстар»: все, кто прилетает на Планету Мудрости на звездолётах (в том числе сам Джон Блэкстар), довольно быстро переходят с другого оружия на мечи. Дело в том, что здесь бластеры не работают, а мечи действуют как бластеры.
  • «Хи-Мэн» и «Ши-Ра»: вместо звездолётов здесь порталы, но техника врагов явно космооперная (и бластеры в наличии), а герои благодаря суперсиле кромсают её своими мечами.

Аниме и манга

  • Space Capitan Harlock
    • Да и весь лейдживерс в принципе. Справедливости ради, гравишпаги (автор правки не знает, канон это название или фанон) еще и стрелять могут. Да и для большинства персонажей это все-таки ритуальное оружие (хотя главные герои пускают в ход в любой перестрелке).
  • Lost Universe — несмотря на наличие во вселенной вполне нормального огнестрельного оружия (а не бластеров каких-нибудь), пси-лезвия очень даже в ходу.
  • Gundam — многие мобильные доспехи имеют также тепловые или энергетические клинки обычно применяемые когда боезопас дальнобойного оружия уже исчерпан. Однако пилоты-асы могут сознательно после пары отвлекающих выстрелов бросить дальнобойное оружие, достать клинки, сократить дистанцию и перебить одного за другим боящихся попасть друг в друга противников.
  • «Легенда о героях Галактики» — зефир-частицы, которые генерируются специальной машиной при любом абордаже, взрываются от лучевого оружия, унося жизнь стрелка, поэтому дополнительное вооружение у всех десантников — секиры и арбалеты (а у имперских солдат даже лазерная винтовка оснащена складным топором, встроенным в приклад).

Видеоигры

  • Space Station 13: оружие банд — ножи, пистолеты и всё, что смогли присвоить, оружие пролетариев — огнетушители, кислородные баллоны и всё, что попалось под руку, оружие охраны — stunbaton (дубинка-шокер), тазер, пистолет. Плюс ещё много кого, кто попадает под наш троп.
  • Starcraft же! Кто не помнит пси-лезвия зилотов и варп-лезвия тёмных тамплиеров?
    • В дополнении Nova Covert Ops люди уже потихоньку перенимают эту технологию: Нова в одной из миссий получает энергетический меч, который можно носить вместо снайперской винтовки — он не стреляет, зато даёт крутую абилку и наносит аж 100 единиц урона.
      • Прямо как знаменитый клинок Зератула, у которого 100 единиц урона — визитная карточка. И да, Зератул и Нова имеют ещё одно сходство — им доверяют стелс-миссии.
      • А в более поздней миссии той же «Новы» спрятан меч, из которого можно стрелять по воздушным юнитам (против наземных он ближнебойный).
      • Стоит отметить, что в геймплее пси-лезвия серьёзно понерфлены ради баланса. В лоре прокаченный храмовник может своими клинками вражеские самолеты протыкать. Прямо в небе.
  • Spore: в арсенал капитанов входят несколько вариантов клинков, включая здоровенные металлические когти.
    • Педаль в центр галактики — непрокачанный капитан сражается когтями и зубами.
  • Star Wars KotOR, обе части — еще шире, чем в фильмах. Как раз в момент начала этих игр в далекой-далекой галактике появляются энергетические щиты, эффективно отражающие бластеры, а то и световые мечи, и открываются залежи неуязвимого для светового меча металла кортозиса. Поэтому в играх полно обычных и вибро-мечей из кортозиса, которыми вооружены рядовые вояки, чтобы противостоять джедаям и другим таким же воякам.
  • Warframe — холодное оружие на любой вкус.
  • Серия Final Fantasy:
    • Final Fantasy VII, конечно, не космоопера, но первый космический корабль они уже построили (правда, его старт был неудачным), да и инопланетный монстр «Дженова» присутствует. При этом герои активно используют мечи, цестусы и боевые зонтики.
    • Final Fantasy VIII: а вот здесь ближний космос уже, считай, освоен. А главный герой сражается, в том числе и на космическом корабле, мечом со встроенным револьвером.
    • Final Fantasy XV: тоже не космоопера. Но четверка главных героев холодным оружием не только крошит автоматчиков в капусту, но и нарезает на винтики бронетехнику.
  • Starbound
  • На грани тропа балансирует старенькая игра «Into the Eagle’s Nest». Один солдат против полчищ фашистов. Вот только ему можно стрелять, а им — нет. Почему? Да потому что дело происходит в напичканном взрывчаткой бункере. Один неудачный выстрел — и… Так что у немецких солдат строгий запрет на стрельбу, а за отсутствием холодного оружия справиться с главным героем они пытаются голыми руками (то ли бьют, то ли душат).
  • Deep Sky Derelicts — если только эти развалины можно назвать звездолётами. А мечниками — банду космических бомжей.
  • Mass Effect 3 — Адам Дженсен Кай Ленг.
  • INSOMNIA: The Ark — хотя на этой космической станции стрелять можно практически из чего угодно (многометровой толщины стены и циклопические пространства) холодное оружие встречается повсеместно: от «омоновцев» Ордината, подавляющих бунты со щитами и электродубинами, до парадных мечей офицеров или топоров наемников. Впрочем, огнестрел тут честный, и того, кто не обзавелся толстой броней/щитом или не подгадал момент, могут запросто нашпиговать пулями в упор.
  • Kenshi — жителям одноимённой луны, где и происходит действие игры, в принципе не известно само понятие огнестрельного оружия, поэтому в ходу по большей части разнообразные мечи и дубинки. Но до арбалетов тут всё таки додумались, а на орбите висит гигантский лазер, в светлое время суток обстреливающий небольшой регион.
  • RimWorld — применение оружия ближнего боя тут обосновано щитами, защищающими от быстрых снарядов, но не от медленных ударов мечом. Или захода под них, в стационарном варианте. Ну и ещё тем, что стрелять в упор здесь никто не умеет.
    • Добавлю: стрелять тут вообще никто не умеет. Даже лучшие стрелки постоянно мажут, а попав — попадают в какой-нибудь левый мизинец, потеря которого никак не влияет на способность противника избить стрелка дубинкой. И даже в модах персонажи, способные наверняка попасть из автомата с 30 метров, являются большой редкостью.
    • Аддон Royalty — Империя, буквально. Сознательно косплеят общество эпохи раннего Возрождения, обретаясь при этом в своём собственном космофлоте, и используют оружие вроде мономечей (кристаллов с кромкой, поддерживаемой в мономолекулярном состоянии механитами а-ля катана из Deus Ex) и зевсмолотов. Впрочем, огнестрела они тоже не чураются. Этот же аддон добавляет прыжковый ранец, который, хоть и к сожалению не совместим с личным щитом, но позволяет быстро преодолеть расстояние до стрелков и навязать им ближний бой.

Настольные игры и производное творчество

  • Вархаммер 40000 весь про это: здесь силовая броня, доступная многим персонажам, эффективно отражает большую часть летящих в них снарядов, а у других сплошь и рядом то регенерация, то очень твёрдое тело, то силовое поле, а то и все это вместе сразу. В результате цепные, силовые, да и обычные мечи — крайне распространённое оружие у крутых, а вот безликих головорезов и красные рубашки расстреливают из болтеров, стабберов, лазганов и т. д.
    • Частичный обоснуй. В данной вселенной различные обеты и заклинания серьёзно бустят оружие, но если выгравировать на мече молитву можно единожды, а то и вообще разбафать, написав на нём кучу молитв, то для болтеров придётся гравировать каждый снаряд (что, в силу высокой цены, доступно в основном космодесанту), а с лазерами подобное вообще не работает. (Ну, на чём писать-то)
      • Хотя, в цикле про Эйзенхорна был персонаж, который гравировал благословения на картечи. Прямо на каждой дробине. У него было очень много свободного времени, так что он — исключение.
      • Вовсе необязательно. Простой имперский офицер может иметь саблю, богато украшенную рюшками и молитвами, но это никак не отразится на эффективности клинка ни с точки зрения игромеханики (если речь о настольной игре), ни с точки зрения лора; в то же время есть масса примеров «волшебных» болтеров, плазмаганов и не бог весть чего, бафнутых варпом, верой владельца или чем-то ещё.
        • Этих самых бафнутых болтеров и плазмаганов — раз-два и обчёлся и хранятся они чуть ли не поштучно у каждого ордена как ценные реливии.
    • Фитилёк может быть и прикручен. Например, комиссару Каину приписывают убийство космодесантника Хаоса цепным мечом, хотя на самом деле он всего лишь успешно продержался в защите несколько секунд, пока противника расстреливали из десятка лазганов и мельты. Тоже, кстати, не баран чихнул — прямо перед этим этот самый космодесантник в одиночку уложил целый взвод гвардейцев.
      • Впрочем позже он убивает космодесантника именно цепным мечом. Правда тот был ранен, а его броня была повреждена именно вражеским обстрелом и зияла дырами в одну из которых Каин и вонзил свой меч.
        • Кстати, в том же цикле Каин использует меч в основном для защиты от вражеских рукопашников, которых нельзя пристрелить из пистолета в силу бронированности или нехватки времени для доставания лазпистолета. Ну, ещё для психических атак на неожидающего такого подвоха противника — особенно если пустить в ход вопль «Вааааргх». Так-то он даже орочьего варбосса в "честной рукопашной" (по мнению орков) пристрелил, а не зарубил.
      • А его коллега по комиссарскому делу Ибрам Гаунт рубит космодесантников таким же мечом уже в целой броне. Да и в игре при удачном сложении обстоятельств этих ребят можно и штыками резать.
    • Отдельный пункт — орки. Дурной силы и живучести для рукопашной у них хватает — а вот с меткостью проблемы (что орки частично компенсируют скорострельностью). Да и собрать сколь-нибудь эффективное «рубило» может любой орк, а мекбои вообще «шедевральное» оружие ближнего боя делают вместо лузганья семечек — а вот на приличный огнестрел вложенной генетической памяти уже не хватает (максимум — крупнокалиберный пистолет, оружие скорее вспомогательное), нужно покупать у мекки. А для клана Гоффов рукопашная и вовсе является чуть ли не единственным моркоугодным видом битвы.
      • Собственно, фактора орков достаточно для обоснования распространённости в сеттинге оружия ближнего боя: как в орков ни стреляй, они всё равно имеют хорошие шансы подойти вплотную и вступить в рукопашную, поэтому иметь цепной меч не повредит.
  • Грань вселенной — киборгам обязательно выдают монокатаны (СФК Японии же). А уж викинги с Вальхалы настолько суровы, что могут на топорах сражаться с юнитами машины (некоторые из которых, на секундочку, представляют из себя полноценные боевые звездолето-танки).
  • GURPS Ultra-tech — в одной из художественных вставок персонаж вспоминает межзвездное вторжение войск достаточно деградировавшей планеты.
  • Кориолис. Третий горизонт - Вы же не хотите устроить разгерметизацию своим шальным выстрелом?

Реальная жизнь

  • В подавляющем большинстве вероятных ситуаций на современном поле боя шанс вступить в рукопашную очень невелик. Тем не менее, бойцы даже «обычных» видов войск изучают азы рукопашной, а всевозможные элитные части изучают рукопашную достаточно серьезно. Дело в том, что помимо прикладного аспекта (т. е. собственно навыков) боевые искусства являются едва ли не идеальным способом тренировки многих психологических качеств — воли к победе, способности продолжать бой после получения ранения, уверенности в своих силах. Наконец, рукопашный бой хорошо развивает выносливость — один из важнейших физических параметров солдата. Таким образом, есть вероятность, что в той или иной форме рукопашная подготовка будет существовать в армии всегда или почти всегда.
    • Впрочем, НАТОвцы не дадут соврать: зачастую противник так панически боится штыковых атак, что при попытке перехода в рукопашную резко пасует. Таким образом повергались в бегство отряды талибов и иракских солдат, что говорит о том, что как средство запугивания попытка навязать ближний бой популярна по сей день.
      • Во многом это связано с религиозными заморочками этих товарищей.
      • Ну мотивация у типичного врага НАТОвцев обычно не ахти, все-таки воюют они против банановых диктатур.

Примечания

  1. Тем не менее, в реальной жизни уже давно существуют специальные боеприпасы для применения на борту самолётов — в нашей стране это СП8 для пистолета Макарова. Пуля такого патрона неплохо дыркует человеков (если они не надели СИЗ), но разрушается об алюминиевую обшивку.
  2. Непонятно, почему пулю щит отражает, а меч — нет. Да, меч тяжелее, и потому у него как бы импульс больше, но пуля быстрее, и при высоких технологиях, использовании масс — драйвера или большой пушки импульс будет не меньше, а то и больше. Так что либо огнестрел будет пробивать щиты, как и меч, делая меч бесполезным, либо меч не будет прибивать щит, что сделает его ещё более бесполезным.| Автор правки часто видел обоснуй в том, что скорость пули или луча очень высокая, потому её/его щит останавливает, а скорость ножа/кинжала/меча — намного ниже, потому поле их пропускает. Не будет же оно экранировать всё и полностью, так и задохнуться недолго, да и не видно будет изнутри ничего.
  3. С такой техникой можно придумать более умное применение, использовать её для меча — нерациональность. И кто запрещает её же приметить к огнестрелу/бластерам?
  4. Их дальние наследники — силовые щиты. Защищают от мечей и дизраптеров, но имеют свои минусы: держатся не больше десяти минут и действуют на небольшой площади. Использовать их как средневековый щит, закрываясь от ударов, можно, превратить в непроницаемый кокон, защищающий бойца со всех сторон — нет.
  5. Нет, WH40K тут не причём, это в четырнадцатом веке 1968 году было написано.