Планетарный романс: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Конкретика}} | |||
[[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]] | [[Файл:1059 poster 1259430470.jpg|thumb|Самый кассовый планетарный романс в истории [[кино]]]] | ||
'''Планетарный романс''' | '''Планетарный романс''' — поджанр [[Космическая опера|космооперы]], чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной [[Star Wars]], например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир. | ||
== Типичные черты «романтической» планеты == | == Типичные черты «романтической» планеты == | ||
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится. | Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится. | ||
* Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту. | * Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту. | ||
** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но | ** В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна. | ||
* Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и | * Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в [[фэнтези]]. | ||
** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств. | ** Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств. | ||
** Как | ** Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета. | ||
* Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на | * Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют [[диктатор]]ы/[[варлорд]]ы и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно [[аристократ]]ы. | ||
* Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило. | * Там есть мечи! И на них можно [[Бой на мечах|фехтовать!]] Ну, как правило. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== Отечественная ==== | |||
* «[[ | * «[[Аэлита]]» А. Толстого. | ||
* [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]». | * [[Братья Стругацкие]]: «[[Трудно быть богом]]» и «[[Обитаемый остров]]». | ||
* Циклы | * «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами. | ||
* «[[Вейская Империя]]» Ю. Латыниной. | |||
* «[[Крылья (повесть)|Крылья]]» Юрия [[Нестеренко]]. | |||
* «Силайское яблоко» В. Назарова. Авторитарная в корне своём планета, живущая даже {{spoiler|без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.}} | |||
* «Нет повести печальнее на свете», Георгий Шах. Планетарные «[[Ромео и Джульетта]]». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии. | |||
* «Цена победы», Сергей Садов. | |||
* «[[Слово о драконе|Одинокий дракон]]» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила. | |||
==== Зарубежная ==== | |||
* Циклы «[[Barsoom|Джон Картер с Марса]]» и «Венерианский цикл» Э. Р. Берроуза. | |||
* «[[Дюна]]» Ф. Герберта. | |||
* «[[Hainish Cycle|Планета Роканнона]]» (в других переводах «Мир Роканнона») У. К. Ле Гуин и многие другие романы того же цикла. | |||
* «[[Majipoor|Маджипур]]» Р. Силверберга. | |||
* «[[Дарковер]]» М. З. Брэдли. | |||
* «[[Helliconia|Гелликония]]». | |||
* «[[Lord of Light|Князь Света]]» Р. Желязны. | |||
* Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет. | * Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет. | ||
* «[[ | * «Ангел с мечом» К. Черри. | ||
* Циклы «[[Deathworld|Мир Смерти]]» и «[[The stainless steel rat|Стальная Крыса]]» Г. Гаррисона. | |||
* «[[Snow Queen (космоопера)|Снежная королева]]». | |||
* «[[ | * «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри. | ||
* «[[Пернский цикл]]» Энн Маккефри | * «[[Pan Lodowego Ogrodu|Владыка ледяного сада]]» Ярослава Гжендовича. | ||
* «Рука Зеи» Спрэга де Кампа. | |||
* «[[Невеста ветра]]» Наталии Осояну. | |||
* | * «[[The Queen of Air and Darkness|Царица ветров и тьмы]]» П. Андерсона. | ||
* | |||
* [[ | |||
* [[ | |||
==== Сетевая литература ==== | ==== Сетевая литература ==== | ||
* «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко. | * «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* Все экранизации «Дюны» | |||
* «[[Кин-дза-дза]]» | * «[[Кин-дза-дза]]» | ||
* «Подземелье | * «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной. | ||
* Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».<ref>После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.</ref> Сюда же и мультсериал «Эвоки». | * Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».<ref>После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.</ref> Сюда же и мультсериал «Эвоки». | ||
* «[[Крулл]]» (1983) | * «[[Крулл]]» (1983) | ||
* «[[Avatar|Аватар]]» | * «[[Avatar|Аватар]]» | ||
* «Джон Картер» | |||
* Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958). | * Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958). | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* Мультфильм «[[Перевал]]» и роман «[[Посёлок]]».<ref>По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».</ref> | * Мультфильм «[[Перевал]]» и роман «[[Посёлок]]».<ref>По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».</ref> | ||
* [[La prophétie]] («Пророчество», также известно под названием | * [[La prophétie]] («Пророчество», также известно под названием «Каена» — по имени главной героини). | ||
* «Битва за планету | * «Битва за планету Терра» — про инопланетян, к которым прилетел корабль поколений, влачащий на своём рассыпающемся от дряхлости борту остатки человечества. | ||
=== [[Аниме]] и [[манга]] === | === [[Аниме]] и [[манга]] === | ||
Строка 68: | Строка 73: | ||
* [[Heroes of Might and Magic]] по четвертую часть включительно. И [[Might and Magic|материнская серия]]. Нет, серьезно, это космоопера. | * [[Heroes of Might and Magic]] по четвертую часть включительно. И [[Might and Magic|материнская серия]]. Нет, серьезно, это космоопера. | ||
* [[Endless Legend]]. | * [[Endless Legend]]. | ||
* [[Wizardry]] — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому. | |||
* С очень сильно прикрученным фитильком — [[Pathfinder: Kingmaker]]. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии. | |||
* [[Ghost Song]] | |||
* [[Moduwar]] — игра за Моду, выглядящего как нечто среднее между кракеном и циклопической плавающей колонией гидроидов, используемого землянами в качестве боевого зверя против других подобных существ | |||
=== Just for lulz === | === Just for lulz === | ||
* Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил… | * Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с [[постапокалипсис]]ом: по мнению ребе Хиневича, [[Не в ладах с физикой|у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.]]<ref>Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у [[Нацистский оккультизм|Анненербе]]. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны</ref> После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил… | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Космоопера}} | {{Nav/Космоопера}} |
Текущая версия на 23:50, 15 апреля 2024
Планетарный романс — поджанр космооперы, чьё действие разворачивается на одной планете, часто средневековой. Планетарный романс как самостоятельное произведение обычно не рассматривается как космоопера, а рассматривается как самостоятельный, родственный жанр; однако многотомные космооперные саги часто включают в себя произведения, посвященные одной экзотической планете, являющиеся по сути планетарными романсами. Например, «Дюна»; есть подобные опусы и в Расширенной вселенной Звёздные войны, например «Выбор принцессы Леи», большая часть событий которого происходит на типичной «романтической» планете Датомир.
Типичные черты «романтической» планеты[править]
Планета, на которой разворачивается романс, обладает некоторыми характерными чертами, без которых хорошего планетарного романса не получится.
- Во-первых, она землеподобная, на ней можно дышать и жить без скафандров. По крайней мере, протагонисту.
- В «Аватаре» для людей без скафандров воздух не пригоден, но переселенцев в тела полуаборигенов это не касается. А для аборигенов планета весьма гостеприимна.
- Во-вторых, на ней что угодно, только не упорядоченное, законопослушное, технически развитое общество. Чаще всего там средневековье и ниже — всё, что колоритно смотрелось бы в фэнтези.
- Если на планете всё-таки известны высокие технологии, значит она постапокалиптическая, и большинство живёт жалко, нище и неупорядочено в осколках былых государств.
- Как вариант — высокие технологии могут быть известны маленькому, изолированному и скрытному обществу, не делящемуся ими с другими, или изредка появляющимся столь же скрытным и изолированным представителям власти межзвёздного государства, на территории которого находится планета.
- Общество там, скорее всего, резко классовое (если только строй не первобытно-общинный). На постапокалиптических планетах присутствуют диктаторы/варлорды и их чиновники, представляющие собой аристократов во всем, кроме названия, на средневековых — собственно аристократы.
- Там есть мечи! И на них можно фехтовать! Ну, как правило.
Примеры[править]
Литература[править]
Отечественная[править]
- «Аэлита» А. Толстого.
- Братья Стругацкие: «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров».
- «Агент КФ» и «Подземелье ведьм» К. Булычева. В первом случае планетяне воплощают собой знакомую Булычёву Бирму со всеми прелестями кланового общества, в другом — Землю, которую мы потеряли — с местными Флинстоунами и питекантропами.
- «Вейская Империя» Ю. Латыниной.
- «Крылья» Юрия Нестеренко.
- «Силайское яблоко» В. Назарова. Авторитарная в корне своём планета, живущая даже без авторитарного правителя, по указке механического генератора случайных решений.
- «Нет повести печальнее на свете», Георгий Шах. Планетарные «Ромео и Джульетта». Инопланетная Италия и профориентационный фашизм в наличии.
- «Цена победы», Сергей Садов.
- «Одинокий дракон» и часть других романов из торго же цикла П. Шумила.
Зарубежная[править]
- Циклы «Джон Картер с Марса» и «Венерианский цикл» Э. Р. Берроуза.
- «Дюна» Ф. Герберта.
- «Планета Роканнона» (в других переводах «Мир Роканнона») У. К. Ле Гуин и многие другие романы того же цикла.
- «Маджипур» Р. Силверберга.
- «Дарковер» М. З. Брэдли.
- «Гелликония».
- «Князь Света» Р. Желязны.
- Почти все произведения «Королевы планетарного романса» Ли Брэккет.
- «Ангел с мечом» К. Черри.
- Циклы «Мир Смерти» и «Стальная Крыса» Г. Гаррисона.
- «Снежная королева».
- «Пернский цикл» Энн Маккефри.
- «Владыка ледяного сада» Ярослава Гжендовича.
- «Рука Зеи» Спрэга де Кампа.
- «Невеста ветра» Наталии Осояну.
- «Царица ветров и тьмы» П. Андерсона.
Сетевая литература[править]
- «Кементарийская орбита» Дмитрия Леоненко.
Кино[править]
- Все экранизации «Дюны»
- «Кин-дза-дза»
- «Подземелье ведьм» — поздне-поздне-советская экранизация вышепомянутой вещи Булычева с не самыми плохими для тех лет спецэффектами и эндингом в исполнении Маши Распутиной.
- Трилогия «Приключения Эвоков»: «Караван Смелых», «Битва за Эндор», «Возвращение Джедая».[1] Сюда же и мультсериал «Эвоки».
- «Крулл» (1983)
- «Аватар»
- «Джон Картер»
- Некоторые образцы коммерческого трэша 1950-х: «Женщины-кошки с Луны» (Cat-Women of the Moon, 1953), «Королева Венеры» (Queen of Outer Space, 1958).
Мультфильмы[править]
- Мультфильм «Перевал» и роман «Посёлок».[2]
- La prophétie («Пророчество», также известно под названием «Каена» — по имени главной героини).
- «Битва за планету Терра» — про инопланетян, к которым прилетел корабль поколений, влачащий на своём рассыпающемся от дряхлости борту остатки человечества.
Аниме и манга[править]
Видеоигры[править]
- Lethal RPG Universe Empires.
- Некоторые части Phantasy Star
- Heroes of Might and Magic по четвертую часть включительно. И материнская серия. Нет, серьезно, это космоопера.
- Endless Legend.
- Wizardry — восьмая часть совершенно однозначно планетарный романс, да и остальные близко к тому.
- С очень сильно прикрученным фитильком — Pathfinder: Kingmaker. Во вселенной существуют технически развитые цивилизации (в Нумерии есть разбившийся звездолет), но это почти не влияет на основной сюжет, только объясняет существование Технолиги и ее технологии.
- Ghost Song
- Moduwar — игра за Моду, выглядящего как нечто среднее между кракеном и циклопической плавающей колонией гидроидов, используемого землянами в качестве боевого зверя против других подобных существ
Just for lulz[править]
- Знаменитые «Славяно-арийские веды» Хиневича являются, по сути, именно сабжем: есть галактическая Русь, и есть, значицца, наш с вами шарик ака Мидгард-Земля как её колония, и все события происходят на ней. Строго говоря, пополам с постапокалипсисом: по мнению ребе Хиневича, у Земли некогда было ТРИ луны, и две из них — Леля и Фатта — уже были обрушены на Землю.[3] После второй катастрофы около 13000 лет назад «Понятно, что при таких колоссальных разрушениях, цивилизация Мидгард-земли была отброшена с космического уровня развития на первобытный уровень.» (c) фанаты Хиневича и Левашова. Уж лучше бы ребе Хиневич фантастику писал, а не головы людям морочил…
Примечания[править]
- ↑ После Эпизода VI было снята два спин-оффа про эвоков, образующих вместе с Эпизодом VI трилогию про эвоков.
- ↑ По рассказу Кира Булычёва «Перевал» был создан мультфильм с иллюстрациями профессора математики Фоменко, а после его успеха рассказ был расширен до романа «Посёлок».
- ↑ Он взял эту гипотезу из устаревших научных работ XIX века. Концепция была популярна у ариософов, а позднее — и у Анненербе. Вообще, строго говоря, у Хиневича нет ни одной собственной идеи: «космооперная» часть позаимстована у Хаббарда, «историческая» — из различных оккультных концепций, «культурологическая» — из работ по славянской мифологии различной степени академичности. Все это он разве что слегка творчески переработал, но хвосты видны