Не продумал сеттинг: различия между версиями
м |
(Новая страница: «Автор произведения не знает придуманного им сеттинга? Как такое может быть? И заметим, этот троп не про соавторов. А случается такое по очень простой причине — сначала автор придумывает законы мира, потом по этим законам пишет отд...») Метка: отменено |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
Автор произведения [[Не знает сеттинга|не знает придуманного им сеттинга]]? Как такое может быть? И заметим, этот [[троп]] не про соавторов. | Автор произведения [[Не знает сеттинга|не знает придуманного им сеттинга]]? Как такое может быть? И заметим, этот [[троп]] не про соавторов. | ||
А случается такое по очень простой | А случается такое по очень простой причине — сначала автор придумывает законы мира, потом по этим законам пишет отдельные детали, и растянуться это может на многие десятилетия. | ||
Кроме простых случаев ([[Ошибка Божия]]), автор действительно талантливого [[сеттинг]]а может и не знать, что он там напридумывает за последующие десятилетия, не нарушающее законов придуманного мира, а порой даже и подпирающее этот мир, самим фактом своего существования увязывающее сеттинг в единую логическую картину. | Кроме простых случаев ([[Ошибка Божия]]), автор действительно талантливого [[сеттинг]]а может и не знать, что он там напридумывает за последующие десятилетия, не нарушающее законов придуманного мира, а порой даже и подпирающее этот мир, самим фактом своего существования увязывающее сеттинг в единую логическую картину. | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
== Хорошие примеры == | == Хорошие примеры == | ||
''Связаны с развитием сеттинга.'' | ''Связаны с развитием сеттинга.'' | ||
* [[Арда]] | * [[Арда]] — Толкин и сам не знал, что за кольцо нашёл Бильбо. А потом вокруг этого кольца выстроилось около половины мифологии сеттинга, а точнее, вся его поздняя часть, от середины 2 Эпохи и далее. | ||
** Когда он начинал рассказывать детям «сказку про Хоббита», он вобще не собирался подверстывать под нее свою «английскую мифологию». В книге очень хорошо заметно, где он решил присоединить «Хоббит» к этому сеттингу: глава об Элронде. | ** Когда он начинал рассказывать детям «сказку про Хоббита», он вобще не собирался подверстывать под нее свою «английскую мифологию». В книге очень хорошо заметно, где он решил присоединить «Хоббит» к этому сеттингу: глава об Элронде. | ||
* [[Star Wars]] | * [[Star Wars]] — Лукас, снимая стартовый (тогда ещё даже не четвёртый) эпизод и думать не думал, что Дарт Вейдер — отец Люка. Или что Лея — его сестра. | ||
** В какой момент Лукас придумал, что Лея и | ** В какой момент Лукас придумал, что Лея и Люк — брат и сестра, точно неизвестно. В изначальном сценарии «Империя наносит ответный удар», написанном Ли Брекетт, Лея и сестра Люка — два разных человека, но в этом сценарии и Энакин с Дартом Вейдером — два разных человека. Так что довольно страстный поцелуй Леи с Люком может быть как примером непродуманного сюжета, так и сознательным ходом (сюжетно он обоснован). | ||
== Не очень хорошие примеры == | == Не очень хорошие примеры == | ||
''Обычно не очень крупные [[Ошибка Божия|авторские ошибки]], порой непродуманность основ сеттинга, который дописывается позднее.'' | ''Обычно не очень крупные [[Ошибка Божия|авторские ошибки]], порой непродуманность основ сеттинга, который дописывается позднее.'' | ||
* [[Мир Полудня]] | * [[Мир Полудня]] — множество [[микротрещины в канве|микротрещин в канве]]. А причина проста: [[Братья Стругацкие|АБС]] даже не задумывались о непротиворечивости мира. | ||
* [[Приключения Эраста Фандорина|«Фандоринский» мир]] Бориса Акунина вырос из антологии жанров, поэтому рваная канва сеттинга между разными произведениями отчасти [[багофича]] | * [[Приключения Эраста Фандорина|«Фандоринский» мир]] Бориса Акунина вырос из антологии жанров, поэтому рваная канва сеттинга между разными произведениями отчасти [[багофича]] — что, однако, не оправдывает россыпь мелких накладок: [[Шерлок Холмс]] одновременно реальное лицо и вымышленный литературный персонаж, одни и те же исторические лица упоминаются под изменённым и реальным именем (Соболев — Скобелев), и т. п. | ||
* [[Dragonlance]]: [[Странности в первой части|тонкости маговской политики]], из-за которых Орден Черных Мантий постфактум сменил сторону. А также Отец-Хаос, который никак не отреагировал на уничтожение мира, потому что тогда ещё не был придуман. | * [[Dragonlance]]: [[Странности в первой части|тонкости маговской политики]], из-за которых Орден Черных Мантий постфактум сменил сторону. А также Отец-Хаос, который никак не отреагировал на уничтожение мира, потому что тогда ещё не был придуман. | ||
* Миры Масодова. Тексты явно писались как импровизация и склеивались из разных кусков, поэтому в них ляп на ляпе. Внезапно выскакивают то спецподразделения по борьбе с нечистью (спецподразделение создали, а сообщить рядовым милиционерам и младшим офицерам, когда их вызывать, видимо забыли), то термоядерный бронепоезд, то некий Объект #1, хронология постоянно скачет (в одной и той же седьмой главе повести «Сладость твоих губ нежных» упоминается, что война уже была, а в финале начинается вторжение именно немецкой армии), сверхспособности мёртвых девочек то работают, то не работают, и откровенные нелады с авторской мифологией (совершенно невозможно понять, кто за что и почему воюет). | * Миры Масодова. Тексты явно писались как импровизация и склеивались из разных кусков, поэтому в них ляп на ляпе. Внезапно выскакивают то спецподразделения по борьбе с нечистью (спецподразделение создали, а сообщить рядовым милиционерам и младшим офицерам, когда их вызывать, видимо забыли), то термоядерный бронепоезд, то некий Объект #1, хронология постоянно скачет (в одной и той же седьмой главе повести «Сладость твоих губ нежных» упоминается, что война уже была, а в финале начинается вторжение именно немецкой армии), сверхспособности мёртвых девочек то работают, то не работают, и откровенные нелады с авторской мифологией (совершенно невозможно понять, кто за что и почему воюет). | ||
** Седьмая глава | ** Седьмая глава «Сладости…» — воспоминания того самого борца с нечистью («Я», «Илья»), они а) не последовательны; б) не «в финале начинается вторжение», а умирает Сталин, и теперь страна беззащитна, в фантазии «я» начинается вторжение… А вообще основная часть действия происходит в 1937. | ||
** ''…ни один орган власти не знает больше о нём, потому что согласно самой идее нашего государства, согласно теории великого Ленина и практике великого Сталина нет и не может быть повода для нашей жизни, а всё равно она есть, и есть она непрерывная битва, потому что боремся мы со злом, тем, которого не может постичь своей наукой человечество…'' | ** ''…ни один орган власти не знает больше о нём, потому что согласно самой идее нашего государства, согласно теории великого Ленина и практике великого Сталина нет и не может быть повода для нашей жизни, а всё равно она есть, и есть она непрерывная битва, потому что боремся мы со злом, тем, которого не может постичь своей наукой человечество…'' | ||
* | * Земноморье: сначала было заявлено, что женщины в этом мире по умолчанию являются более слабыми магами, чем мужчины, однако в «Сказаниях Земноморья» оказывается, что это все [[Шовинизм|шовинистические мужские выдумки]], и даже [[Школа волшебства|школа на острове Рок]] была [[Фэнтезийный феминизм|основана женщинами]]. Имеются также странности с загробным миром: сначала он [[Шеол|весьма безрадостен]], при этом «На последнем берегу» активно продвигает мысль, что даже такую смерть необходимо просто принять, потому что она — естественная часть жизни; а в «На иных ветрах» внезапно оказывается, что такое устройство загробного мира вызвано неполадками в мироздании, и на самом деле он должен выглядеть совершенно иначе. | ||
* [[WarCraft]]: в первой и второй частях было всё сумбурно. Окончательно всё придумали к [[WarCraft III]]. | * [[WarCraft]]: в первой и второй частях было всё сумбурно. Окончательно всё придумали к [[WarCraft III]]. | ||
* Инди-RPG [[LISA]]: Остин Йоргенсен придумал потрясающую историю и совершенно безумный мир, однако толком его так и не прописал. Как результат, в сеттинге да и сторителлинге полно белых пятен и недомолвок. К счастью, в спин-оффах (несколько игр и комикс-псевдосиквел «LISA: The Mournful») их постепенно заполняют сами фанаты. | * Инди-RPG [[LISA]]: Остин Йоргенсен придумал потрясающую историю и совершенно безумный мир, однако толком его так и не прописал. Как результат, в сеттинге да и сторителлинге полно белых пятен и недомолвок. К счастью, в спин-оффах (несколько игр и комикс-псевдосиквел «LISA: The Mournful») их постепенно заполняют сами фанаты. | ||
** Обоснуй: на момент создания хронологически первой части «LISA: The First» Остин вообще не планировал игру про постапокалиптический мир и первую «LISA» посвятил своей бывшей девушке и её тяжелым отношениям с отцом-абьюзером. Будущая «LISA: The Painful» сначала носила рабочее название «The Last Matador» и по сюжету была похожа на аниме «Кулак Северной Звезды» без психологизма, сломанной дихотомии и самокопаний. Да даже первое демо «The Painful» ОЧЕНЬ сильно отличалось от того, что получилось в конце: {{spoiler|вместо Рандо был некий Хоук, Дастин был родным сыном Брэда с [[жгучий брюнет|типичной для Армстронгов внешностью]], Баззо отводилась роль обычного отморозка вместо [[антигерой| сложного и неоднозначного]] персонажа, друзья Брэда не стучали на него Рандо, как заправские сексоты, а помогали искать дочь, и т.д.}}. Но потом Йоргенсен переосмыслил сюжет и объединил историю с «LISA: The First» | ** Обоснуй: на момент создания хронологически первой части «LISA: The First» Остин вообще не планировал игру про постапокалиптический мир и первую «LISA» посвятил своей бывшей девушке и её тяжелым отношениям с отцом-абьюзером. Будущая «LISA: The Painful» сначала носила рабочее название «The Last Matador» и по сюжету была похожа на аниме «Кулак Северной Звезды» без психологизма, сломанной дихотомии и самокопаний. Да даже первое демо «The Painful» ОЧЕНЬ сильно отличалось от того, что получилось в конце: {{spoiler|вместо Рандо был некий Хоук, Дастин был родным сыном Брэда с [[жгучий брюнет|типичной для Армстронгов внешностью]], Баззо отводилась роль обычного отморозка вместо [[антигерой| сложного и неоднозначного]] персонажа, друзья Брэда не стучали на него Рандо, как заправские сексоты, а помогали искать дочь, и т.д.}}. Но потом Йоргенсен переосмыслил сюжет и объединил историю с «LISA: The First» | ||
== Плохие примеры == | == Плохие примеры == | ||
''Авторские ляпы и непродуманность сеттинга.'' | ''Авторские ляпы и непродуманность сеттинга.'' | ||
* Приличная часть [[женское фэнтези|женского | * Приличная часть [[женское фэнтези|женского фнтези]] и произведений [[МТА]]. | ||
* | * Универсум Рассвета за авторством широко известного в узких кругах сетевого автора Ильи Гутмана. При внимательном чтении всех книг можно найти немало противоречий, зачастую делающих сюжет предыдущих произведений совершенно бессмысленным. Так, в Стали и пламени чётко говорится, что магия идёт от собственных резервов души, хотя уже в Наследнике звёзд она — проявление воли богов, там же появляются колдуны Абсолюта (что невозможно по определению, так как его проводниками являются паладины). Ещё одна беда поразила возможность стать магом — она то возможна, но трудна и дорога, то невозможна в принципе, то искру магии можно зажечь только упорным трудом и в дар от высших сил. Начиная же с Луны над Бездной во вселенной проходит целый парад Орлангуров, перечислять которые полностью практически бессмысленно. | ||
** А не путает ли автор предыдущей правки баги с фичами — кажущиеся ему нелепостями со специально задуманными так деталями? И вообще внимательно ли он читал все книги? Первое — это мультиверс, где в каждом мире могут быть свои законы магии. В «Стали и Пламени» чётко сказано, что очень могущественные маги могут использовать силы Хаоса и Абсолюта. Первый пример — Азиз Шакир, второй — протагонист, который силами Абсолюта начал подпитывать магию. Эрта — магически закрытый мир. Туда очень тяжело попасть, оттуда очень тяжело выйти, туда тяжело попасть высшим энергиям из-за пределов, поэтому в Эрте колдуны Абсолюта — чрезвычайно редкое явление, при этом вполне обыденное в других, магически открытых мирах. Этим же объясняется и магия от богов, чья энергетика проникает в открытые миры. Во многих мирах [[магом можно только родиться]] или получить [[магия в дар|магию в дар]] от высших сил, но в развитых мирах вроде Эрты сделали способность получить магию возможной. | |||
** | * [[Дозоры]] за авторством Сергея Лукьяненко. В книгах огромное количество мелких внутренних противоречий, иногда доходящих до полного маразма. И всему виной грандиозное [[опухание сиквелов]], которые изначально не планировались. | ||
* Эдгар Берроуз. В частности, «Марсианский цикл». | |||
* | * ''Написать о мультиверсе Хайнлайна и почему мультиверс вообще понадобился'' | ||
* Дмитрий Емец | * Дмитрий Емец в «[[Мефодий Буслаев|Мефодии Буслаеве]]» наделал столько логических ошибок, что считать их пальцев не хватит. Причём это не какие-то мелочи, а вещи, на которых изначально строился сюжет. И начал он это делать задолго до [[опухание сиквелов|опухания сиквелов]]. | ||
== См. также == | == См. также == |
Версия 23:06, 26 марта 2022
Автор произведения не знает придуманного им сеттинга? Как такое может быть? И заметим, этот троп не про соавторов.
А случается такое по очень простой причине — сначала автор придумывает законы мира, потом по этим законам пишет отдельные детали, и растянуться это может на многие десятилетия.
Кроме простых случаев (Ошибка Божия), автор действительно талантливого сеттинга может и не знать, что он там напридумывает за последующие десятилетия, не нарушающее законов придуманного мира, а порой даже и подпирающее этот мир, самим фактом своего существования увязывающее сеттинг в единую логическую картину.
Хорошие примеры
Связаны с развитием сеттинга.
- Арда — Толкин и сам не знал, что за кольцо нашёл Бильбо. А потом вокруг этого кольца выстроилось около половины мифологии сеттинга, а точнее, вся его поздняя часть, от середины 2 Эпохи и далее.
- Когда он начинал рассказывать детям «сказку про Хоббита», он вобще не собирался подверстывать под нее свою «английскую мифологию». В книге очень хорошо заметно, где он решил присоединить «Хоббит» к этому сеттингу: глава об Элронде.
- Звёздные войны — Лукас, снимая стартовый (тогда ещё даже не четвёртый) эпизод и думать не думал, что Дарт Вейдер — отец Люка. Или что Лея — его сестра.
- В какой момент Лукас придумал, что Лея и Люк — брат и сестра, точно неизвестно. В изначальном сценарии «Империя наносит ответный удар», написанном Ли Брекетт, Лея и сестра Люка — два разных человека, но в этом сценарии и Энакин с Дартом Вейдером — два разных человека. Так что довольно страстный поцелуй Леи с Люком может быть как примером непродуманного сюжета, так и сознательным ходом (сюжетно он обоснован).
Не очень хорошие примеры
Обычно не очень крупные авторские ошибки, порой непродуманность основ сеттинга, который дописывается позднее.
- Мир Полудня — множество микротрещин в канве. А причина проста: АБС даже не задумывались о непротиворечивости мира.
- «Фандоринский» мир Бориса Акунина вырос из антологии жанров, поэтому рваная канва сеттинга между разными произведениями отчасти багофича — что, однако, не оправдывает россыпь мелких накладок: Шерлок Холмс одновременно реальное лицо и вымышленный литературный персонаж, одни и те же исторические лица упоминаются под изменённым и реальным именем (Соболев — Скобелев), и т. п.
- Dragonlance: тонкости маговской политики, из-за которых Орден Черных Мантий постфактум сменил сторону. А также Отец-Хаос, который никак не отреагировал на уничтожение мира, потому что тогда ещё не был придуман.
- Миры Масодова. Тексты явно писались как импровизация и склеивались из разных кусков, поэтому в них ляп на ляпе. Внезапно выскакивают то спецподразделения по борьбе с нечистью (спецподразделение создали, а сообщить рядовым милиционерам и младшим офицерам, когда их вызывать, видимо забыли), то термоядерный бронепоезд, то некий Объект #1, хронология постоянно скачет (в одной и той же седьмой главе повести «Сладость твоих губ нежных» упоминается, что война уже была, а в финале начинается вторжение именно немецкой армии), сверхспособности мёртвых девочек то работают, то не работают, и откровенные нелады с авторской мифологией (совершенно невозможно понять, кто за что и почему воюет).
- Седьмая глава «Сладости…» — воспоминания того самого борца с нечистью («Я», «Илья»), они а) не последовательны; б) не «в финале начинается вторжение», а умирает Сталин, и теперь страна беззащитна, в фантазии «я» начинается вторжение… А вообще основная часть действия происходит в 1937.
- …ни один орган власти не знает больше о нём, потому что согласно самой идее нашего государства, согласно теории великого Ленина и практике великого Сталина нет и не может быть повода для нашей жизни, а всё равно она есть, и есть она непрерывная битва, потому что боремся мы со злом, тем, которого не может постичь своей наукой человечество…
- Земноморье: сначала было заявлено, что женщины в этом мире по умолчанию являются более слабыми магами, чем мужчины, однако в «Сказаниях Земноморья» оказывается, что это все шовинистические мужские выдумки, и даже школа на острове Рок была основана женщинами. Имеются также странности с загробным миром: сначала он весьма безрадостен, при этом «На последнем берегу» активно продвигает мысль, что даже такую смерть необходимо просто принять, потому что она — естественная часть жизни; а в «На иных ветрах» внезапно оказывается, что такое устройство загробного мира вызвано неполадками в мироздании, и на самом деле он должен выглядеть совершенно иначе.
- WarCraft: в первой и второй частях было всё сумбурно. Окончательно всё придумали к WarCraft III.
- Инди-RPG LISA: Остин Йоргенсен придумал потрясающую историю и совершенно безумный мир, однако толком его так и не прописал. Как результат, в сеттинге да и сторителлинге полно белых пятен и недомолвок. К счастью, в спин-оффах (несколько игр и комикс-псевдосиквел «LISA: The Mournful») их постепенно заполняют сами фанаты.
- Обоснуй: на момент создания хронологически первой части «LISA: The First» Остин вообще не планировал игру про постапокалиптический мир и первую «LISA» посвятил своей бывшей девушке и её тяжелым отношениям с отцом-абьюзером. Будущая «LISA: The Painful» сначала носила рабочее название «The Last Matador» и по сюжету была похожа на аниме «Кулак Северной Звезды» без психологизма, сломанной дихотомии и самокопаний. Да даже первое демо «The Painful» ОЧЕНЬ сильно отличалось от того, что получилось в конце: вместо Рандо был некий Хоук, Дастин был родным сыном Брэда с типичной для Армстронгов внешностью, Баззо отводилась роль обычного отморозка вместо сложного и неоднозначного персонажа, друзья Брэда не стучали на него Рандо, как заправские сексоты, а помогали искать дочь, и т.д.. Но потом Йоргенсен переосмыслил сюжет и объединил историю с «LISA: The First»
Плохие примеры
Авторские ляпы и непродуманность сеттинга.
- Приличная часть женского фнтези и произведений МТА.
- Универсум Рассвета за авторством широко известного в узких кругах сетевого автора Ильи Гутмана. При внимательном чтении всех книг можно найти немало противоречий, зачастую делающих сюжет предыдущих произведений совершенно бессмысленным. Так, в Стали и пламени чётко говорится, что магия идёт от собственных резервов души, хотя уже в Наследнике звёзд она — проявление воли богов, там же появляются колдуны Абсолюта (что невозможно по определению, так как его проводниками являются паладины). Ещё одна беда поразила возможность стать магом — она то возможна, но трудна и дорога, то невозможна в принципе, то искру магии можно зажечь только упорным трудом и в дар от высших сил. Начиная же с Луны над Бездной во вселенной проходит целый парад Орлангуров, перечислять которые полностью практически бессмысленно.
- А не путает ли автор предыдущей правки баги с фичами — кажущиеся ему нелепостями со специально задуманными так деталями? И вообще внимательно ли он читал все книги? Первое — это мультиверс, где в каждом мире могут быть свои законы магии. В «Стали и Пламени» чётко сказано, что очень могущественные маги могут использовать силы Хаоса и Абсолюта. Первый пример — Азиз Шакир, второй — протагонист, который силами Абсолюта начал подпитывать магию. Эрта — магически закрытый мир. Туда очень тяжело попасть, оттуда очень тяжело выйти, туда тяжело попасть высшим энергиям из-за пределов, поэтому в Эрте колдуны Абсолюта — чрезвычайно редкое явление, при этом вполне обыденное в других, магически открытых мирах. Этим же объясняется и магия от богов, чья энергетика проникает в открытые миры. Во многих мирах магом можно только родиться или получить магию в дар от высших сил, но в развитых мирах вроде Эрты сделали способность получить магию возможной.
- Дозоры за авторством Сергея Лукьяненко. В книгах огромное количество мелких внутренних противоречий, иногда доходящих до полного маразма. И всему виной грандиозное опухание сиквелов, которые изначально не планировались.
- Эдгар Берроуз. В частности, «Марсианский цикл».
- Написать о мультиверсе Хайнлайна и почему мультиверс вообще понадобился
- Дмитрий Емец в «Мефодии Буслаеве» наделал столько логических ошибок, что считать их пальцев не хватит. Причём это не какие-то мелочи, а вещи, на которых изначально строился сюжет. И начал он это делать задолго до опухания сиквелов.