Темнее и острее/Видеоигры

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Это подстатья к статье темнее и острее. Навигационные шаблоны и плашки здесь не нужны.

Примеры[править]

  • Ace Combat: Assault Horizon — по сравнению с остальными частями, несмотря на по сути постапокалипсис, оказывающийся светлее и мягче даже реальной жизни глазами (вменяемого) идеалиста, AH разворачивается в наиболее реалистичном среди всех игр серии реальном мире и показывает игроку серую и грязную войну, которая действительно вызывает дискомфорт и антивоенные мыслишки. Да и остальная серия страдает наслаждается использованием этого приёма.
  • Act of War: High Treason — поехавший русcкий олигарх ничто перед изменой в высших эшелонах власти в США.
  • ВНЕЗАПНО, Assassin's Creed — если в первой части Дезмонд — всего лишь пленник «Абстерго Индастриз», надеющийся, что его оттуда вытащат, то во второй он присоединяется к борьбе с тамплиерами, в Brotherhood находит-таки Яблоко Эдема, попадает под его контроль и выпиливает Люси, после этого весь Revelations находится в коме, подключенный к «Анимусу» и наконец, в AC3 совершает героическое самопожертвование, чтобы предотвратить апокалипсис.
  • Серия Baldur's Gate — начинается как эпическое фэнтези: главгад убил приёмного отца ГГ, и тот отправляется мстить. В пути он обретает много новых друзей, переживает невероятные приключения и в конце концов побеждает злодея. Идеально передана атмосфера тех самых тёплых настольных партий. Во второй всё становится мрачнее. Да, приключения по Забытым Королевствам никуда не делись и стали ещё эпичнее, но с другой стороны, главгад стал более тёмным — он убил двух друзей ГГ, а у него самого похитил душу. Также протагонисту, возможно, предстоит пережить предательство одного из своих спутников. Тут атмосфера уже ближе к книгам по вселенной, которые в основном пишутся про высокоуровневых крутых перцев, кои собственно и есть протагонист с его командой на этом этапе. В аддоне второй части всё ещё темнее. Эпичность приключений просто зашкаливает… но главная злодейка ещё злобнее, чем главгад из оригинальной игры. Кроме того, протагонист и сотоварищи встретятся с такими вещами, как геноцид, массовые убийства и встреча с призраками прошлого. Сами герои к этому моменту уже на голову выше сильнейших и известнейших героев вселенной Забытых Королевств, и даже сама игровая механика, банально не рассчитанная на разборки 30-уровневых полубогов, начинает трещать по швам и ломать саму себя. В ходе приключений протагонисту, например, выставляют на растерзание высланную специально против него частную армию. В общем, какого бы светлого и пушистого героя не пытался отыгрывать игрок, чем дальше он заходит, тем больше понимает: протагонист — сын бога убийств Баала, поэтому его путь в любом случае будет выстелен трупами. И, увы, далеко не всегда злодеев.
  • Battlefield: Bad Company 2 на фоне первой части спин-оффа, через мрачный стиль геймплея и повествования которой явственно прослеживается нехарактерный для остальной серии игр антивоенный посыл.
  • Серия «Call of Duty: Modern Warfare» — события развиваются от военного переворота в Кураке до Третьей мировой.
  • Тибериевая серия Command & Conquer мрачнеет с каждой игрой — по мере захвата Земли тиберием жизнь на планете становится всё хуже, «хорошие» ГСБ перестают быть Абсолютным Добром, а «плохие» Нод — Абсолютным Злом. Четвёртая же часть начинается с обещания конца жизни на Земле через 6 лет, а заканчивается войной храмовников обоих фракций.
  • Третья часть Dark Souls своей мрачностью, депрессивностью и гримдарком переплёвывает даже первые две. Начать стоит хотя бы с того, что каноничной концовкой здесь считается дать Первому Пламени затухнуть окончательно, а миру - умереть, чтобы он мог переродиться вновь. В предыдущих частях мы всеми силами боролись с таким исходом, гибли и наступали на грабли сотни раз, становились лучше и в итоге наслаждались чувством того, что спасли мир, а теперь нам предлагают просто поддаться и махнуть на всё рукой. Да сравните хотя бы музыкальные темы, которые играли в единственном спокойном для игрока месте — Маджуле и Храме Огня: Маджула была островком умиротворения посреди разрухи и зомби-апокалипсиса, а Храм Огня — мрачное опустевшее здание, ставшее прибежищем для последних разумных существ на краткий миг перед Концом Света. Заодно также вернулась угрюмая цветовая гамма первой части, а враги и поединки с ними стали шустрее и агрессивнее.
  • Devil May Cry 3 помните? Вылезшая из недр земных на свет божий зловещая демоническая башня Темен—Ни—Гру вызывает нехилые такие разрушения по всему городу, часть его вообще смяв в лепёшку, да и Левиафан там успел неплохо покушать (в его брюхе мы обнаружим как минимум пару кварталов), но сцен смерти гражданского населения мы не увидим, не увидим даже трупов. Зарезанный Вергилием Аркхам не считается, он не умер. А вот в четвёртой части демоны, ворвавшиеся в город Фортуна, устраивают там показательною резню населения на камеру. Да и Данте, вломившись в храм Спарды, сначала хладнокровно простреливает голову Его Святейшеству, а потом режет на ленточки для бескозырок отряд храмовой стражи. Они, конечно, все уже демонизированы, но ни мы, ни протагонист Неро об этом до некоторых пор не в курсе… А в пятой части ещё круче: сначала нам показывают, как страшное Древо Клипот охотится на людей, выпивая их заживо, потом, бегая по городу, мы повсеместно наталкиваемся на последствия этого кровавого пиршества — статуи людей, застывших в позе, в которой их застала смерть: парень, в попытке защитить обнимающий девушку; мать, закрывшую своим телом маленького сына; бегущих, но не сумевших убежать людей… И они рассыпаются в пыль от легчайшего прикосновения, оставляя лишь сетку кристаллизовавшихся кровеносных сосудов… Да и жестоко изувечивший Неро Вергилий опять же показателен.
  • Divinity: Original Sin, как и все игры Larian, изобиловал юмором разной степени абсурдности и представлял собой типичное героическое фэнтези о борьбе добра со злом. И хотя и в ней были неприятные моменты вроде человеческих жертвоприношений и вырезания всего мирного населения в одном городке, из-за юмора сюжет воспринимался легко. В это же время сиквел обзавёлся такими милыми вещами, как: массовые геноциды (эльфов перед началом игры и колдунов источника в ходе игры), концлагеря (Форт Радость), оружие массового поражения (туман смерти), терроризм Аркс, заминированный бочками с туманом смерти, политические игры с участием всех рас Ривеллона, лавкрафтовские ужасы в лице чудовищ Пустоты, большое количество расчленёнки, боди-хоррор (взгляните на подопытных Ордена), безумные маньяки (Найлз Потрошитель). Всё это подкрепляется общей гнетущей атмосферой игры (Ривеллон наводнили исчадия Пустоты, Божественный Орден совершает бесчисленные репрессии, все расы Ривеллона втянуты в политические интриги, да ещё и выясняется, что у всех душ в Чертогах Эха одна судьба - отдать Исток Семи Богам и кануть в небытие). Даже порция фирменного лариановского юмора не затмит резко возросшее количество чернухи.
  • Doom — PSX-версия намного мрачнее оригинала. В ней игра сделала немало шагов в сторону хоррора. Да и корпорация UAC с каждым разом всё мрачнее. В первой и второй частях они ставили эксперименты по телепортации, и просто что-то пошло не так. В третьей части многие осознали, куда залезли, но благодаря Бетругеру ничего не смогли с этим сделать. В игре 2016 года UAC вовсю использует энергию Ада, создаёт и вооружает демонов, а в самой корпорации появилась чуть ли не религия зла.
  • «Dragon Age»:
    • При запуске «Dragon Age: Origins» начинаются смутные сомнения относительно заявленного сурово-реалистического характера игры, а на вступительном ролике монитор и вовсе мироточит от пафоса. И только после Остагара окончательно приходит понимание того, куда именно ты попал (в некоторых вариантах пролога раньше).
    • «Dragon Age 2» значительно темнее и острее, чем Dragon Age: Origins. Более того, это происходит и внутри самой игры: с каждым актом всё хуже и хуже, пока, наконец, к третьему всё не рассыпается окончательно в хаос и кровищу.
    • Хоть третья часть и одна из самых светлых, но дополнение «Чужак» вполне соответствует тропу.
  • Earthbound (1993) — представляет собой интересный вариант тропа: вся игра выполнена в мультяшной манере и содержит уйму абсурдного юмора. Четверо карапузов весело шагают по миру, встречая по пути агрессивно-настроенных хиппи и спятившихся недокультистов. Да только в конце выясняется, что Гийгас не злобный пришелец с другой планеты, а лавкрафтианское чу-чу, которое будет ещё долго сниться вам в кошмарах.
  • Инди-платформер eversion этим тропом живет и дышит. Мы играем за похожее на цветок существо по имени Зи Ти, который скачет по яркому ландшафту под задорную музыку и топчет забавных колобков с целью спасти принцессу. Однако, оказывается, что мир игры имеет несколько «слоёв», как Сумрак в «Ночном дозоре», и Зи Ти может в определённых точках выворачивать («evert») мир между двумя соседними слоями. На каждом следующем слое чуть темнее небо, чуть мрачнее музыка, чуть чахлее растительность, чуть страшнее враги… затем не чуть-чуть… Ближе к дну мира гамма сползает к чёрно-красной, музыка превращается в какофонию, все существа после смерти взрываются в кровищщу и сам HUD сходит с ума, и это ещё не последний слой… На самом дне мира гамма чёрно-фиолетовая с редкими огоньками красного, HUD отсутствует, пространство зациклено или мутирует на глазах в зависимости от версии, музыка — давящий бурдон.
  • Серия Fallout описывает причудливый зигзаг: с одной стороны, вторая часть светлее и мягче (на Пустошь потихоньку возвращается нормальная жизнь) первой, с другой — вовсю цветёт бандитизм, наркомания и работорговля. В третьей части дело происходит на изрядной помойке, коей стали Вашингтон и окрестности. Действие New Vegas происходит в Мохаве, почти не пострадавшей от войны… однако изнанка Нью-Вегаса и вялотекущей войны между НКР, Легионом и Братством Стали определённо весьма мрачная — хотя бы потому, что у каждой стороны есть своя Правда. А в дополнениях появляются Сьерра-Мадре и Разлом
  • Final Fantasy — тут всё сложно, поскольку каждая игра серии отличается сеттингом, персонажами и какой-либо идеей. Но можно сказать, что с развитием франшизы сюжет становится мрачнее. Вот несколько примеров:
    • Самая первая игра серии была детской фентезийной сказкой о Воинах Света, которые тупо спасают мир от Древнего Зла. Иначе говоря, в ней сюжет есть только для галочки. Но во второй части вам придётся разбираться не со сказочными злодеями, а с зловещей империей. В самом начале игра сразу подкидывает игрока на безнадёжный бой с элитными солдатами, как бэ намекая, что мир игры не такой уж радужный. И наконец в ней появился неплохой сюжет.
    • Final Fantasy IV — снова история о борьбе добрых героев против злой Империи. Но на этот раз события игры подаются от лица чёрного рыцаря Сесила, который начинает сомневаться в своём начальстве.
    • Шестая часть уделывает в мрачности все предыдущие финалки и, в какой-то степени, последующие игры серии. Действия происходят в мрачном стимпанковском мире, некогда переживший глобальную катастрофу, но теперь в ней вспыхнула война с техномагической империей. Градус мрачности прибавляют приглушенные цветовые тона взамен светлым, меланхоличный саундтрек и наличие поистине ужасающего главгада. В середине игры Кефка таки устраивает Конец Света, превратив и так невесёлый мир в ещё большую помойку. Все герои после столь трагичного события погружаются в Горизонт отчаяния. Чего вообще только стоила сцена, где бедная Целес пыталась покончить с собой[1]!
    • Final Fantasy Tactics — аналогично. Вместо сёнэна про спасение мира мрачное тёмное фэнтези с дворцовыми интригами на уровне Игры Престолов, прогнившей аристократией, кровавой гражданской войной, развязанной прогнившей церковью, средневековыми дебилами, имитацией самопожертвования главного героя Рамзы и убийством принцессы Овелии её мужем Делитой.
    • В мобильной игре Final Fantasy Brave Exvius второй сезон значительно темнее и острее первого. Первый сезон — типичное героическое фэнтези с бело-серым сеттингом, где даже антагонисты не погибают, а перевоспитываются, а гибель второстепенного положительного персонажа (брата одного из главных героев) воспринимается как нечто из ряда вон. Во втором сезоне игра приобретает отчетливый дарк-фэнтезийный налет, главным героям противостоят уже полные чудовища (да и сами главные герои сереют, особенно Рейн), а персонажи гибнут пачками.
    • Final Fantasy XII вжимает педаль в пол пришпоривает чокобо… Игра начинается со свадьбы принцессы Ашелии и принца Раслера, и у части аудитории может сложиться впечатление, что он и будет протагонистом игры. Однако тут на Далмаску внезапно нападает Аркадия, и принц отправляется на войну, где его благополучно выпиливают, вместе с уймой народу. Потом нас знакомят с Рексом, и даже дают им поуправлять. «Уж это точно протагонист!», - довольно потирают руки некоторые в аудитории, но какое там - его выпиливают следом за королём Раминасом, и таким образом протагонистом становится только его младший брат Ваан... Горы трупов, руины, и каркающее вороньё прилагаются, и это только во вступительном ролике!...
    • Однако, без сомнения, все рекорды по мрачности и жестокости бьёт Final Fantasy Type-0. Соответствующий настрой игра задаёт уже во вступлении, оформленного в виде документального ролика: армия империи Милитеси вторгается на территории своих соседей, устраивая им кровавую бойню. Завершается интро нападением на Доминион Рубрума, где войска империи хладнокровно расстреливают студентов местной военной академии (и добивают выживших штыками), лишённых силами интервентов связи с Кристаллом. Следующий за вступлением ролик пугает не меньше: солдаты империи хладнокровно расстреливают раненого юношу вместе с чокобо, пытавшегося добраться до лидера Класса Ноль (отряда студентов, единственного способного сражаться без силы Кристалла), и они оба умирают, истекая кровью. И дальше не станет легче. Добавим к этому, что в этой части главный антагонист — Сид, и это единственная игра серии, получившая на западе рейтинг M (17+). А ещё в конце, несмотря на победу над злом, большая часть Класса Ноль (12 из 14 человек) погибнет.
  • Genshin Impact — игра начинается как милое приключение в духе исекай-аниме: главный герой попадает в Тейват, приобретает новых друзей и веселится посреди умиротворяющих пейзажей Мондштадта. Сюжет больше напоминает на милую сказку о героях, которые хотят спасти городок от разозлившегося дракона и занимаются помощью её жителям. Зато в Ли Юе уже появляются персонажи с трагическим прошлым и появляются более серьезные злодеи. А потом герои прибывают в Инадзуму… которая находится в состоянии гражданской войны.
  • Серия Grand Theft Auto — GTA IV считается самой мрачной игрой во франшизе: если GTA III с приквелами и GTA V содержат изрядную долю фарса и голливудщины, то четвёртая часть — максимально серьезная криминальная драма с чернушным оттенком (а дополнение The Lost and Damned и вовсе топит педаль чернухи в асфальт). Среди игр 3D-трилогии на звание претендует GTA: San Andreas, но это уже просо на контрасте с предыдущей частью.
  • Half-Life — для своего времени игра была мрачной деконструкцией шутеров от первого лица. В ходе неудачного эксперимента в Чёрной Мезе произошла катастрофа. Пришельцы из параллельного мира Зен заполонили весь научный комплекс и угрожают миру. Ожидали приключения очередного копиркина Думгая? А фиг вам! В этой игре десантники — плохие ребята, которым поручено задание перерастрелять всех сотрудников Чёрной Мезы вместе с пришельцами. Невинные люди умирают прямо на глазах обычного научного сотрудника, который вынужден в одиночку спасти мир.
    • Во второй части всё стало намного хуже. Главный герой уже возвращается на Землю после 20 лет пребывания в стазисе. Мир поработили пришельцы из Альянса, и теперь человечество находится на грани вымирания. К счастью, Фримен пришёл вовремя и устроил Альянсу кузькину мать, но потом…
    • … на протяжении Episode One Гордон с Аликсом бродят по руинам Сити-17, кишащими зомби. Война и прогремевший взрыв Цитадели унесли много жизней.
    • В Episode Two мы уже отправляемся к базе сопротивления через лес. И теперь выясняется, что теперь Альянс хочет снова восстановить связь с Землёй, приведя с того мира мощную армию. И теперь героям придётся разорвать планы иномировых захватичков, чтобы не допустить повтора Семичасовой войны. В этом эпизоде Аликс чуть ли не умирает, а в конце Илая Венса убивают Советники Альянса. Игра заканчивается клиффхэнгом. Самое страшное, что фанаты уже больше десяти лет ждут сиквел. К счастью, концовка Half-Life: Alyx показывает, что надежда всё ещё есть.
    • Фанатский ремейк Black Mesa по отношению к оригиналу. Теперь первую игру серии 1998 года выпуска можно воспринимать как чёрную комедию.
  • Hatred — субверсия. Многие отмечали, что по сравнению с Postal 1 выглядит ну очень мрачно (пример нижеупомянутого мемчика), но это лишь за счёт подачи. А Postal — старая игра, и если бы она вышла в наше время, то выглядела бы куда страшнее Hatred, ведь мир Чувака намного более безумен, чем чёрно-белый мир Неважного. И даже так… сравните концовку Hatred и концовку Postal.
  • Heroes of Might and Magic — первая часть имела яркую и мультяшную графику с музыкой в духе «старое аниме про девочек-волшебниц», а также была наполнена стёбом[2]. В наличии имеются: негры-копейщики, кавказцы-мечники, всадники в мультяшном рыцарском шлеме; феи, похожие на проституток[3] и с усами бабочек (!!!); бульдогоподобные орки; огры, похожие на австралийских аборигенов; минотавры в борцухах[4], призраки в виде скелетов в серых платьях/ночнушках и с длинными седыми волосами, разбойники в полумасках, выглядящие как «фэнтезированные» гангстеры из 1930-х и венец творения: фиолетовый дракон, дышащий природным газом синим огнём и похожий на резиновую игрушку). Вторая же часть возымела улучшенную графику и шикарный саундтрек. Но в связи с появлением более высоких разрешений экрана карта стала больше, а предметы на ней и заодно юниты чуть поменьше, в результате стала заметной пикселизированность; цветовая гамма в общем стала темнее, а музыка при всей своей шикарности (чего стоит тема ландшафта с травой!) отчасти напоминает саундтрек «Криминальной России»[5]. Появились также новые классы: тёмные некроманты и мрачноватые для «доброй» фракции волшебники/маги. Да и кампании иногда с кровавыми моментами (чего стоит одна миссия с геноцидом мирных крестьян!). Третья же и вовсе привнесла в серию трёхмерную (правда, сам движок остался двухмерным, а трёхмерные объекты — пререндеренными) графику и оркестровую музыку[6], а в целом окончательно превратилась из псевдосредневековой сказки во «взрослое» фэнтези.
    • А в пятой части нам стали показывать атаки на врагов крупным планом. Выглядит натуралистичнее, чем привычные за первые четыре игры «с птичьего полета». Даже кровь порой мелькает. Хотя визуально игра выглядит более стилизованной и яркой, чем третья. Спин-офф пятой части, Dark Messiah of Might and Magic, оказался ещё мрачнее. Чуть ли не дотягивает до тёмного фэнтези. Визуально игра выглядит мрачнее и реалистичнее, а топлива ночного кошмара только прибавилось. Чего уж стоил там уровень «Обитель Праха», где воочию можно наблюдать над результатами опытов некромантов. Сюжет тоже не сахарный: играем за человека, который должен стать Тёмной Мессией, в голове которого сидит злая суккубша. Ах-да, мы крайне не рекомендуем играть в эту игру арахнофобам.
    • В шестой троп проявляется в действиях персонажей, описаниях (вроде упырей — преступников, чьи души были сначала вырваны, а затем возвращены в уже мёртвые тела; при этом они — войска начального уровня, нанимаемые сотнями) или мимолётных эпизодов, вроде «из-за Затмения все беременные женщины в нашем городе были сожраны изнутри своими мутировавшими детьми».
  • Как-то раз команда разработчиков-энтузиастов выкатила на очередном инди-джеме небольшую flash-игру, в которой играя за маленького жучка нужно собирать еду из противников. Называется игра Hungry Knight. И закончилась бы так история, если бы разработчики не разгорелись желанием сделать что-то большее и амбициозное. Кто-ж знал, что из этой милой и безобидной игры вырастет настоящее тёмное фэнтези
  • King’s Bounty: Тёмная Сторона — то что написано (и нарисовано) на упаковке. Причем это не из-за того, что мы играем за Тёмные Расы (орков, демонов и нежить), а из-за сюжета. Если раньше главгады имели четкую цель и относительно бескровные методы, то теперь игра начинается с геноцида, продолжается предательствами и ударами в спину. И все это на фоне рабства и концлагерей. Да и герой теперь сражается не за союзников, а за себя.
  • Life is Strange — такое происходит с каждым эпизодом. Особенно заметен контраст между первым и пятым эпизодом. Если в самом начале игра — лишь история про девочку, научившуюся управлять временем, то дальше становится всё хуже и хуже, вплоть до полного расшатывания временной линии (с галлюцинациями и самокопанием) и садистского выбора в последнем эпизоде.
  • Серия Mass Effect начинается как обычная космоопера с чёрно-белой моралью, но заканчивается каскадом героических самопожертвований и выбором меньшего из зол.
    • Ну, стоит отметить, что героические самопожертвования и непростые выборы начинаются уже в первой части. Но таки да, третья темнее и острее первой.
    • Вторая же часть откровенно серо-чёрная (чего только стоит сотрудничество Шепарда с «Цербером»!).
    • А вот «Андромеда» светлее и мягче даже по сравнению с первой игрой, притом настолько, что внесённую чернуху мало кто оценил положительно.
  • Серия Max Payne — как ни странно в каждой части становится более мрачным и серьёзным. В первой части ему пришлось потерять близких: сначала его возлюбленную вместе с дочкой убивают ворвавшийся его дом наркоманы, а позже спустя три года, его лучшего друга Алекса убивают и за Максом теперь охотится полиция как опасного рецидивиста. И в поисках виновника своих бед, попутно вигиланствуя, впутывается в правительственный заговор. Во второй части он крутит роман с преступницей, опять впутывается в правительственный заговор и вынужден противостоять своему другу, который решил занять место главного во Внутреннем Круге. А третья часть, вообще чернуха. Макс Пейн ушел из полиций и стал алкоголиком и зависимым от болеутоляющих, а также вынужден бежать из Нью-Йорка в Бразилию, так как главарь мафии клана ДеМарко, охотится за ним, так как он убил его единственного сына. А его новое место, ещё намного хуже, чем сам Нью-Йорк. И чтобы заслужить свой счастливый конец, Максу Пейну пришлось немало постараться.
  • Metal Gear Solid по сравнению с первыми играми серии на MSX2 И NES — первые части не могли похвастаться серьёзностью и намёком на сюжет. Хоть ребёнку дай поиграть, всё равно крови и насилий нет. Начиная с Metal Gear Solid Кодзима-сан начал воплощать свои идеи. С этого момента Metal Gear — военная драма, в которой раскрываются серьёзные темы. И с каждой частью всё становится мрачнее…
    • В смысле «не могли похвастаться намеком на сюжет»? Вторая часть на MSX2 — именно та, где начинаются речуги на тему Война — это кошмар, предательства бывших союзников и прочие обязательные элементы серии. Как только тов. Кодзима осмелел и поднажал на текст и сюжет — все это вылезло немедленно.
    • Как уже видно в Metal Gear Rising: Revengeance, мир не стал лучше. Наступила эпоха киберпанка, где частные военные корпорации устраивают друг другу войны, а Метал Гиры уже выпускают партиями. Некоторые корпорации и вовсе похищают детей, превращая их в мозги без тела. Да и простым крутым смертным тут не выжить. Ведь теперь на поле боя сражаются смертоносные киборги. Это ещё подсвечено в геймплее: на протяжении всей игры Райден будет кромсать на ломтики сотни противников, оставляя за собой огромное количество трупов.
  • Mortal Kombat — с каждой вышедшей частью. Первая — бессюжетный оммаж «Выходу Дракону» с Брюсом Ли с шаблонным турниром по боевым искусствам на неизвестном острове. Вторая — ставкой в битве становится судьба всей Земли. В третьей же на Земле наступает самый настоящий апокалипсис, а из многомиллиардного человечества в живых остаётся лишь горстка избранных. К тому же за кадром начинают гибнуть положительные персонажи (Джонни Кейдж). А фаталити становятся всё изощрённей и изощрённей.
    • С другой стороны (то есть, не сюжетно), уже начиная с третьей части MK из более или менее горового файтинга начала постепенно переходить в гротеск — от бабалити и френдшипов до фаталити с падающим на соперника игровым автоматом. А с увеличением количества персонажей, гротеск и самопародия постепенно начали переходить в весьма странные дизайнерские решения, если не в откровенную глупость, вроде играбельного Мокапа.
  • Хардкорный мод для игры «Как достать соседа», который не просто делает игру сложнее, но и делает её мрачнее. Да и сюжет поменяли в зловещую сторону: Вуди похитили оккультисты, и теперь ему придётся на них работать, чтобы спасти себя и свою подружку Лану. А Роттвейлер на этот раз превратился в кровожадного маньяка. Сиквел мода ещё страшнее и мрачнее. Теперь это не просто рескин старого Соседа, а полная переделка игры под хоррор.
  • Not For Broadcast — до эпизода с нервным срывом Джереми было весело (не считая несчастный случай с детьми, который можно легко избежать), а вот после уже становится не до смеха. А ведь это лишь половина игры.
  • Prince of Persia: «Sands of time» и «Warrior within» — смена целевой аудитории: так в доброй сказке появился экшн, насилие, мат, эротика и хард-рок.
  • Quest for Glory — изначально весёлая и яркая фэнтезийно-сказочная, вполне детская серия игр, во многом высмеивающая штампы жанра. Четвёртая часть — натуральное тёмное фэнтези с вампирами, оборотнями, призраками, мраккультистами и лавкрафтовскими чудищами, разворачивающееся в натуральном Убервальде, готичная и мрачная игра. Герой неизвестной чёрной магией перенесён в пещеру, заполненную костями, и выбирается в тёмный лес, граничащий с городишком, где все относятся к нему с подозрением. Один лишь облик полуразлошившейся Русалки в квесте за паладина — натуральное топливо ночного кошмара. Выживший боярин — тоже топливо ночного кошмара, найденный живой вор — вполне себе боди-хоррор.
    • Авторы сценария и геймплея игры, супруги Лори и Кори Коул, в интервью рассказывали, что изначально планировали сделать так. Во-первых, они собирались сопоставить 5 игр серии с временами года: весна (первая часть происходит на фоне пробуждающейся природы в глуши, в далёкой сонной долине, и содержит просто море шуток), лето (вторая часть — в пустыне, на Востоке с его странными обычаями и сказками… и жуткой жарой, когда бурдюк с водой становится единственным спасением. А ближе к концу игры герой оказывается в городе Расеир, абсолютно — даже карикатурно — тоталитарным государством, где даже законы — в духе 1984), осень (третья — в аналоге Африки, с ещё более дикой природой и более непохожими на нашу цивилизациями), зима (наиболее мрачная 4-я часть — в вампирской стране (аналоге Трансильвании) со страшнейшими культами и почти без единого доброго персонажа) и вновь весна (последняя, пятая часть; здесь действие происходит в тёплом Средиземноморье, появляется множество персонажей, знакомых по предыдущим играм, но главные злодеи, в отличие от 1-ой части, имеют совершенно взрослую мотивацию, в стране идёт война, а всему миру угрожает уничтожением дракон, которого кто-то хочет пробудить). Во-вторых, авторы стремились передать взросление героя: в 1-ой части он обычный крайне наивный (хоть и неглупый) паренёк, который очень хочет стать Великим Героем, прочитал «руководство для начинающих героев» и пытается действовать по нему; во 2-ой он уже достаточно опытен, может многое, но всё ещё остаётся не-героем по духу; в 3-ей ему то и дело приходится иметь дело в моральным выбором, и если он не будет на стороне Добра и не станет по-настоящему Героем, то и игру игрок не пройдёт; в 4-ой ему снова приходится пройти испытание на героизм — сумеет ли он не разочароваться в мире, если все обстоятельства против него, а местное население не особенно достойно того, чтобы его спасать; и наконец в 5-ой Герой должен пройти последнее испытание: соревнование с другими героями за трон Сильмарии и за звание спасителя королевства.
  • Серия игр Rayman — первая игра серии была откровенно детской и милой игрой, хоть её сложность даёт прикурить предыдущему примеру. Сиквел хоть не лишился своей сказочной атмосферы, но всё же стала гораздо мрачнее. Игра начинается весело: на Перекрёсток Грёз нападают Космические пираты и пленят мирных жителей, включая главного героя и его друга. К счастью, не без помощи феи Ли, они удирают с корабля и начинаются их приключения. В целом игра может похвастаться хоть красивыми, но в тоже время довольно мрачными пейзажами.
    • Третья часть хоть стала гораздо комичнее по сравнению со второй, но всё же более мрачной. Причём настолько, что в ней заметно приубавилось топлива ночного кошмара. Начнём конечно с того, что сами худлумы внешне ещё те криповые хрены. Мрачных локаций стало больше, но особняком стоит Пустыня Кнааренов, которая по словам товарища Сумочкина, «как будто дизайнеры открыли портал в ад из Doom». И это не говоря о том, что большую часть этой главы представляет собой Survival Horror с пробежками по мрачным подземельям от жутких Кнааренов. Впрочем, всё это цветочки, ибо финальный босс этой игры — огромное чу-чу, результат слияния Рефлюкса, Андрэ и Лептиса, который чуть не устроил конец света в стиле Евангелиона.
    • И да, по первоначальным наброскам четвёртая часть в плане мрачнухи не должна уступать третьей. Порою даже превосходит. В плане визуального дизайна бешенные кролики уже находились в зловещей долине и были скорее более страшными чем комичными. И у прототипа игры, которая мелькала в рекламных трейлерах, использовались фотореалистичные текстуры из игры про Кинг Конга. Даже огромного реалистичного паука завезли в качестве ездового животного. Но потом разработчики поняли, что лучше уж сделать чёрно-комедийный сборник мини-игр, тем самым четвёртая часть, ставшая теперь известной под названием Rayman Raving Rabbids, склонилась в противоположный троп.
  • Red Dead Redemption 2 — если в первой игре волей неволей приходилось отыгрывать именно борца с преступностью, то во второй игре большая часть сюжетных миссий связаны именно с ограблениями и убийствами, а главный герой вполне может потянуть на протагониста-злодея даже при полностью положительной карме[7].
  • Таковой позиционировалась компания SEGA по отношению к Nintendo с её добрыми развлечениями для всей семьи. До выхода Sonic the Hedgehog консоль Sega Mega Drive продавалась в комплекте с игрой Altered Beast, жёстким битэмапом. А потом были Chakan: The Forever Man, Mutant Chronicles: Doom Troopers, Splatterhouse 2 и 3 и, разумеется, Mortal Kombat. Вот только какие из этих игр, помимо Мортала, вы помните? Зато вы точно вспомните добрые и милые игры про ёжика Соника и персонажей диснеевских мультфильмов.
    • Игра Shadow the Hedgehog включала огнестрельное оружие, протагониста-антигероя с возможностью отыграть страшного злодея и другие «милые» вещи, а создатели вдохновлялись такими фильмами, как «Другой мир», «Константин: Повелитель тьмы» и «Терминатор». И это при рейтинге 12+. Породила даже иронический мемчик.
    • Если не обращать внимания на Идиотский сюжет и технические проблемы, то Sonic the Hedgehog 2006 года — самая мрачная игра во всей франшизе. В этой игре герои не только собираются не только остановить планы Эггмана, но и исправить будущее, где Иблис уже устроил на планете апокалипсис. И противостоять им придётся очень серьёзному противнику, который хочет уничтожить всю Вселенную. В конце концов Мефилесу удалось претворить свои планы в жизнь. Кстати, там кошка Блейз умирает. И Соник тоже.
    • Sonic Adventure по отношению к классической дилогии на Sega Mega Drive. Не сказать, что игра мрачная, но сюжет там стал по-серьёзней. Уж чего там стоила сюжетная линия Гаммы.
    • Sonic Forces по отношению к предыдущим «сладостно-карамельным» играм (Lost World, Colors и Generations). С другой стороны, вся эта «мрачность» в процессе прохождения показывается… несерьёзной, что ли. Очень уж там «серьёзный» идиотский сюжет, деградировавший обратно до клоуна Эггман и действительно «слабый» ((с) Шэдоу) Инфинит.
  • В общем-то, сама Нинтендо тоже решила не отставать: серия игр Paper Mario намного серьёзнее оригинальной серии. Особенно заметно в случае с The Thousand Year Door, Super Paper Mario и The Origami King.
    • Mario & Luigi — возможно, там всё по светлее, чем с вышеупомянутыми играми, зато градус мрачности всё ещё держит.
    • Серия The Legend of Zelda — «Majora’s Mask» и «Twilight Princess» получились гораздо мрачнее остальных игр серии. Почти дотягивают до тёмного фэнтези.
  • Серия Serious Sam — первая часть была весёлой беготнёй по различным земным локациям, вторая — то же самое, но более трэшово, красочно и на чужих планетах со всякими местными эльфами и карликами. В третьей (которая есть приквел к первой) нам показывают разорённую пришельцами Землю, разрушенный Каир, в процессе игры пришельцами постепенно убиваются все человеки, боевую подругу главного героя убивают в прямом эфире, после чего он остаётся один, Землю рассадили к чертям, долбанув об неё Луной. Родилась даже фанская теория о том, что Сэмюель Стоун от третьей до второй игры попросту сходит с ума после такого веселья.
  • Серия Silent Hill — все игры не очень-то веселые, но вторая часть по общей мрачности атмосферы и сюжетных поворотов превосходит все остальные. Главный герой явился на зов умершей жены, только чтобы узнать, что он сам же ее и убил, каноничной концовкой считается та, в которой он кончает с собой, не в силах жить с тем, что натворил, да и все остальные концовки оставляют горькое послевкусие. А история Анжелы Ороско и вовсе сплошная, беспросветная чернуха, и, в отличие от той же Лизы Гарланд из первой части, она даже не сможет вечно мучить своего мучителя.
  • Slender: The Arrival — по отношению к Slender: The Eight Pages. Да, оригинальная игра тоже была далеко не детским мультиком, но сиквел убрал весь бафос ночного кошмара, присутствовавший там. Модель Слендера больше не похожа на надувную куклу, строения стали более реалистичными, как и окружающая среда. А концовка - это вообще что-то с чем-то.
  • Space Quest — аналогично Quest for Glory. Серия — пародия на штампы фантастики, своего рода Футурама из мира видеоигр, вышедшая задолго до реальной Футурамы. И абсолютно мрачное начало четвёртой части. Постапокалиптика на руинах родного города Роджера Вилко с зомби и роботами-убийцами.
  • Star Wars Jedi Knight: Mysteries of Siths — аддон серии игр о Кайле Катарне, посвящённый Ситхам.
  • Star Wars: Knights of the Old Republic 2: The Sith Lords — джедаи почти полностью истреблены, Республика на грани развала, Реван куда-то пропал и повсюду хозяйничают агенты пары отмороженных ситских лордов. Простые люди проклинают и джедаев, и ситхов с их войнами последними словами. Несколько депрессивная атмосфера упадка в галактике прилагается. Плюс сама игра иногда выдает моменты, больше подходящие какому-то мрачноватому триллеру (первое появление Дарта Сиона, например), чем игре по Star Wars.
  • Syberia: The World Before — уже в доступном прологе радует игрока ужасами GULAGа, аллюзиями на Холокост, демонстрацией мумифицированных трупов и застрелившимся в висок офицером нацистов, у трупа которого прямо в кадре отваливается голова, и реальной угрозой смерти самой Кейт.
  • Серия The Elder Scrolls:
    • The Elder Scrolls III: Bloodmoon — аддон про оборотня. Хотя скорее аверсия: он выглядит таким из-за смены цветовой гаммы, а не из-за мрачности сюжета. Дагот Ур со своей армией пепельных упырей и мутантов, помещенный в более темный антураж, выглядел бы ужаснее всех солстхеймских вервольфов, костяных волков и ледяных демонов вместе взятых.
    • The Elder Scrolls V: Skyrim — уже прошло 200 лет после событий четвёртой части и уж многое в Тамриеле изменилось к худшему. В ходе кровопролитной войны Империя потеряла половину своих земель и с позором вынуждена подписать мирный договор с Альдмерским доминионом. Это привело к всеобщему недовольству у нордов, которым запретили поклоняться Талосу, их любимому божеству, что в свою очередь привело к разгоранию гражданской войны в Скайриме. Империя уже выдыхается из последних сил. Казалось бы, хуже теперь не будет… пока не заявился дракон Алдуин.
    • В особенности — TESL: Battlespire, разрабатывавшийся как аддон к Даггерфоллу, но переросший в полноценную игру. Самая, пожалуй, мрачная часть во всей серии, целиком состоящая из блужданий по измерениям, завоеванным демонической армией Мехрунеса Дагона.
  • The Last of Us II — теперь это не просто история про путешествия по постапокалиптической Америке, населённой зомби и мародёрами. Теперь это история про месть и ненависть. А ещё здесь, в отличии от первой части, можно убивать животных и женщин. В том числе и одну беременную
  • Tomb Raider — возможно единственное достоинство The Angel of Darkness в том, что эта игра оказалась неожиданно мрачной, жестокой, кровавой и даже немного страшной, но, увы, ужасное исполнение все перечеркнуло.
  • Walking Dead — второй сезон по сравнению с первым. Впрочем, некоторые могут поспорить, так как в середине сюжет скатывается в ещё ту тупость.
  • Warcraft III: The Frozen Throne — по сравнению с Reign of Chaos: RoC выполнен в стилистике «нет мира под оливами», в TFT же царит атмосфера натурального тёмного фэнтези с чёрно-серой моралью. Достигается главным образом за счёт того, что практически во всех кампаниях (кроме, пожалуй, первой) разборки идут главным образом между злодеями. Дополнительной кампании «Основание Дуротара» это, впрочем, не касается.
  • Серия Wolfenstein — Wolfstein 3D заканчивается хэппи-эндом. В Return to Castle Wolfenstein и Wolfenstein (2009) над нацистами одержана победа, но далеко не окончательная. Действие Wolfenstein: New Order происходит в мире, где нацисты уже лет 10 как победили.
  • X-Men Origins: Wolverine по одноименному фильму. Если у фильма рейтинг pg-13, то в игре Росомаха тот, кем должен быть — бешеное животное, которое рвёт врагов на части, как Тузик грелку.
  • Серия «Ведьмак» — в лучших традициях оригинальной саги Сапковского. В первой части всё происходило в мирное время (и есть законная власть, которая в конце концов придёт — порядок наведёт; не без помощи Геральта, конечно), во второй началось скатывание в бардак и хаос, а в третьей на происходящее наложилось вторжение Нильфгаарда, причём на чью сторону ни встань — всё равно кончится плохо.
    • Первый аддон к третьей части «Каменные сердца» давит педаль в пол, меняя тон повествования с эпического фэнтези оригинала на атмосферный хоррор о сделке с дьяволом. Несмотря на то, что в аддоне есть и смешные, и милые моменты, перспектива того, что «время придет — по счетам платить будем» висит над Геральтом и непрерывно напоминает о себе не хуже знаменитой фразы memento mori.
    • Второй аддон «Кровь и вино» представляет взору игроков поистине сказочное княжество Туссент, но тем жестче и страшнее следить за дальнейшим развитием событий основной сюжетной линии. Побочные же миссии, помимо действительно веселых и забавных моментов и отсылок, нередко оказываются настоящим топливом ночного кошмара в лучших традициях игровой серии.

Примечания[править]

  1. К слову, эта сцена присутствует даже и в американской версии игры, которую зацензурили для совсем юных игроков
  2. Мультяшно-стёбное наполнение первой части было по большей части позаимствовано из оригинальной Might & Magic (HoMM тогда считался лишь ответвлением от Might & Magic и его продолжения ещё не успели затмить славу оригинальной серии), а конкретнее, из World of Xeen, бывшей последней частью оригинальной серии на момент выхода игры.
  3. И дело не только в страстных стонах, издаваемых феями при ранении/смерти и не в далеко не юном лице типичной «наташи» с вырвиглазным макияжем, а в одежде, похожей на купальник. Видимо, художники хотели нарисовать наряд фей в фэнтезийном или сказочном стиле, но глядя на получившийся результат, создаётся ощущения, что фея прилетела на поле боя прямиком с панели.
  4. К слову, в Might & Magic: World of Xeen в борцухах (на этот раз светло-голубого цвета) щеголяли орки.
  5. Ещё больше напоминает музыку из «Криминальной России» саундтрек IV—V частей «Меча и Магии» и World of Xeen, особенно при использовании звуковой системы от синтезатора Roland SC-55, который, видимо, использовался Назаруком при написании музыки к приснопамятной передаче.
  6. Правда, если прислушаться, то окажется, что большая часть музыки написана-таки на синтезаторе (но не забудем сказать спасибо полякам из Heroes Orchestra за оркестровку музыки и живое её исполнение с самим композитором, Полом Ромеро). В некоторых звуках (например, подборе ресурсов, победе при сражении или осаде замка) использованы стоковые мелодии из библиотеки EW Scoring Tools. Вот они-то и записаны при участии настоящего симфонического оркестра, а точнее — Пражского.
  7. Скорее, тут субверсия. При полностью положительной карме и выполнении некоторых побочных миссий, например, с сестрой Кальдерон, становится ясно, что Морган скорее злодей по должности. Ему не нравится преступная жизнь, на которую он стал, когда был молод и глуп. Но уйти он тоже не может, потому что его друзья иначе просто пропадут. Артур прекрасно понимает, что он бандит, но тем не менее он, как бы это ни звучало, хороший человек. Так о нём говорят окружающие люди, но совесть ему не позволяет называть себя таковым.