Зло в промышленных масштабах

Материал из Posmotreli
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Industrialized Evil. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Индустриальная эпоха открыла новые уровни зла и насилия: теперь это дело можно поставить на поток! Заставить людей вкалывать по 16 часов в день у станков и валиться спать тут же, чтобы, проснувшись, снова встать к станку! И этим еще повезло: скольких индустриализация вовсе лишила работы и заставила просить подаяния? Скольких вообще повесили за бродяжничество? Или бросили в тюрьмы, где они должны снова стоять у станков, теперь уже бесплатно, за еду? Кстати, и виселицы можно автоматизировать! А также создать пыточные машины! Газовые камеры! Эксперименты на людях! Прогресс же!

Зло в промышленных масштабах может быть по-настоящему пугающим. Одно дело — старый добрый Темный Властелин, его можно убить мечом или заклинанием, уничтожить его жизненный артефакт, разрушить замок… но что ты сделаешь с государством-Левиафаном, с пирамидой производства и потребления, с массовой промывкой мозгов? Толпа с вилами тут не справится!

Зло в промышленных масштабах характерно для таких жанров, как Антиутопия, киберпанк, стимпанк, постапокалипсис. Но первые примеры такого зла в искусстве подарили нам направления Реализм и Натурализм. Да, то, что «Жерминаль» или «Оливер Твист» списаны во многом с натуры — дополнительное топливо ночного кошмара. Впрочем, с тех времен человечество достигло новых глубин ада, еще живы люди, помнящие Освенцим, Бухенвальд и другие лагеря нацистов, британцы с трудом признают своё авторство этого метода в Южной Африке (потому что по сравнению с нацистами это имеет вид невинной детской игры в крысу ©), а камбоджийцы не скоро разгребут последствия правления Пол Пота. Хотя как раз Пол Пота трудно назвать промышленником: он был ненавистником пролетариата и фанатом крестьянства, и массовые казни при его правлении осуществлялись на полях мотыгами — потому что этот сказочный долб..б разогнал и развалил все патронные заводы, а те немногие патроны, что ещё оставались в стране, берегли как зеницу ока для войны с вьетнамцами. В общем, фантасту нынче трудно измыслить пакость, которой не было бы в реальности.

Что дает нам применение зла в промышленных масштабах как художественного приема? Во-первых, более глубокий контакт с аудиторией, которая сама живет в индустриальую и постиндустриальную эпоху. Прихотливого потребителя уже не так легко напугать черной рукой из-под подушки, но что такое бесчувственная государственная машина и на что она способна — более-менее понимают все.

Во-вторых, этот приём открывает дорогу к созданию интересных образов злодеев и антизлодеев. Он позволяет показать обыденность зла. Персонажей, действующих под девизом так было надо и я просто исполнял приказ.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Евгений Замятин, «Мы» — люди низведены до состояния биороботов. Или, с их точки зрения, до оного состояния возвышены. Протагонист с гордостью отмечает, как слажены движения всех его коллег, даже при приеме пищи, и как никто даже на секунду не сбился с ритма, когда из-за несчастного случая на производстве разом погибло 15 человек. В финале трансформация доводится до своего логического итога, «нумерам» буквально выжигают способность к воображению, и обработанный таким образом протагонист безучастно смотрят, как пытают некогда любимую им женщину.
  • Олдос Хаксли, «О дивный новый мир» — тоже много чего и со вкусом: автор прямым текстом винит во всех несчастьях людей будущего создателя конвейера, Генри Форда. И да, тут люди сами помогают превращать себя в недочеловеков, причем абсолютно добровольно и фактически не подвергаясь манипуляциям.
  • «1984» — педаль всё там же: тут уже десятилетия всё человечество подвергается промывке мозгов и многому другому.
  • Федор Кнорре, «Капитан Крокус» — Чучельномеханический комбинат Почётного Ростовщика Республики.
  • Владислав Крапивин, «Голубятня на желтой поляне» — Те, которые велят. Обычно их упорно стараются не замечать и не говорить о них, официально их нет и даже в случае конфликтов наказывают как раз борцов с ними — «те, которые велят» совершенно обыденно творят взрывы (точнее — потворствуют всяким взрывам: бомб, человеческого горя, общества) и насылают «нашествия» ради высшей цели претворения мыслящей Галактики. А ещё у них есть заводы для создания искусственных тел.
  • «Сага о ведьмаке» — Сапковский подчеркивает бесчеловечную сущность Нильфгаардской империи, описывая войну глазами Пэтера Эвертсена, главного завхоза имперских армий, для которого разоренные города, трупы и захваченные рабы — это прежде всего логистика.
    • Басня получилась явно неудачной. Для любого высокопоставленного армейского завхоза всё это будет логистикой, иначе просто невозможно работать. Сущность государства, которому этот завхоз служит, не имеет никакого значения.
      • Потому что никакой басни не было — обе стороны там абсолютно одинаковы, на фоне нордлингов нильфгаардцы выглядят ещё нормально по большей части.
  • Ллойд Биггл-младший «Музыкодел» и «Какая прекрасная школа!» — в промышленных масштабах тиражируется антикультура и антиобразование соответственно.
    • Во втором рассказе эти горе-учителя породили поколение невежд. К чему приводит такое недообразование в (пост)индустриальную эпоху, может догадаться каждый.
  • Сергей Тармашев, цикл «Древний» — Межпланетная Корпорация президента Аугусто он же Арториус Мудрый. Именно корпорационное государство с промывкой мозгов и прочими «прелестями жизни».
  • Г. Макнилл, «Чёрное Солнце» — Демонкулаба и сопутствующие ей «производства» для создания новых космодесантников-предателей из легиона Железных Воинов.
  • Эдуард Скобелев, «Сокрушение несокрушимых» — Международная Океаническая Лаборатория командора Сэтэна.
  • Клайв Льюис, «Мерзейшая мощь» — ГНИИЛИ.
  • Илья Тё, циклы «Вселенная кластеров» и «Твердый космос» — Корпорация Нулевого Синтеза. Педаль за пределы вселенной. С одной стороны — заявленная основная задача — «производство потребительских товаров для обеспечения нужд человечества» а из второстепенных задач заявлено «Обеспечение стабильного (бесконечного) существования человечества.»/«Производство максимального, если возможно абсолютного множества миров в качестве ареала расселения человечества»/«Обеспечение стабильного (бессмертного) существования каждой человеческой особи, основанное на системе принудительной реинкарнации», с другой стороны: «4. Существование государств, не входящих в Торговый Союз Нуля является нарушением статута Нуль-Корпорации „О сертификации миров“ и карается в соответствии со статьями 102, 103, 104, 107 и 108 статута „О геноциде“.» и про систему принудительной реинкарнации помним? Так вот — она не бесплатная, а если у вас нет денег то будете отрабатывать долг на самых востребованных обществом профессиях, шлюхой, пытаемым или гладиатором.
  • Метавселенная Рудазова — расположенная в Аду фабрика невкусных сладостей. Смысл её работы в том, чтобы дети разочаровывались в праздниках.
  • Комбинат (роман) Юрия Нестеренко ― собственно сам комбинат. Его продукция ― человеческие жертвоприношения, за счет которых высшие силы превращают запустивший комбинат Советский Союз в сверхдержаву.

Кино[править]

  • Восхождение Юпитер — космические негодяи делают из людей эликсир бессмертия, уничтожая целые планеты.
  • «Хижина в лесах» — кормежка древних богов дело серьёзное, его нельзя пускать на самотек и отдавать в руки всякой там самодеятельности с алтарями и костяными ножами. Оно требует ответственного научного подхода и индустриальных мощностей.
  • The Matrix — тоже педаль в пол: все человечество превращено в гигантский электрогенератор. До выхода второй-третьей части, где машины показали более человечным и неоднородным сообществом, и «Аниматрицы», где рассказали, как человечество само довело себя до цугундера, смотрелось как вопиющее зло.
  • В продолжении темы антиутопий — «Бразилия» (Brazil, 1985). Общество, в котором бюрократия победила здравый смысл.
  • «Первому игроку приготовиться» — корпорация IOI и её долговые центры, где влезших в долги перед корпорацией заставляют фармить для неё голду в местной ММОРПГ. Когда жертв долговых центров загоняют в воссозданный в виртуальности отель «Оверлук», и зритель видит их ужас, становится слегка не по себе.
  • The Wall: многократно и с разных сторон. Тут и школа, превращающая детей в болванов, которых скармливают гигантской мясорубке (The Happiest Days of Our Lives/Another Brick in the Wall, Part 2); тут и шоу-бизнес, которому плевать, что у вас тяжёлая депрессия и вы не можете пошевелить пальцем — всего один маленький укольчик, и вы снова на сцене, ведь шоу должно продолжаться (Comfortably Numb/The Show Must Go On); тут и сам главный герой, ведущий легионы «скрещенных молотков» чтобы очистить улицы от разного сброда и вернуть Британии её былое величие (Run Like Hell/Waiting for the Worms).
  • «Щелкунчик и Крысиный Король» — крысолюди-нацисты массово уничтожают игрушки, сжигая в печах. Причём игрушки эти, по законам данного волшебного мира, живые или, по крайней мере, были таковыми.

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров» (1997)
    • Серия «Желание»: в альтернативном мире, где вампир Мастер остался жив и захватил Саннидейл, он организовал конвейер для «машинного доения» крови из людей.
    • В третьем сезоне — фабрика демонов, похищающих подростков из нашего измерения, заставляющих их работать до старости и выбрасывающих обратно — в то время, как в нашем мире проходит всего один день.
  • «Lexx» — «Суд» на Кластере представляет собой конвейер, на котором людей бесконечным потоком за малейшие прегрешения расчленяют и скармливают титульному мега-кораблю под монотонный бубнёж голограмм, изображающих судей.

Мультфильмы[править]

  • A Soldier’s Story («История солдата»): дом чёрта похож на какую-то футуризированную фабрику…
  • Robots (2005) — главзлодей, перехвативший себе в руки управление мегакорпорацией, которая раньше поставляла роботам новые запчасти, решает вообще отказаться от мелкой торговли. Теперь — только полная замена корпуса, и только у нас! А кому такое не по карману — пусть гниёт. Кто сказал «Apple»?
    • Мамаша главзлодея тоже не отстает: держит под городом фабрику по переработке сломанных роботов и отлавливает по всему городу «неликвидных жертв», чтобы пускать их на корпуса для сынулькиных бизнес-идей.

Мультсериалы[править]

  • «Jimmy Two-Shoes» — комический вариант, «Унылая корпорация». Находится в городе Мизервилль, похожем на Ад, директор корпорации — Дьявол (правда, низкорослый) и производит товары такие, что от них жизнь жителей города становится только хуже.
  • «Южный Парк» — Уоллмарт, Амазон, Aplle… Мега-корпорации — это плохо, пнятненько?

Веб-комиксы[править]

  • Order of the Stick. Тарквин и его команда просто хотят построить злую империю, но у одного из команды, вампира Малака, планы пострашнее. Он хочет, пережив соратников и унаследовав власть над империей, превратить её в теократию, где богу смерти Нергалу регулярно будут приноситься жертвы — по тысяче разумных существ в день. Малак планирует разработать специальные камеры, чтобы жертвы можно было приносить эффективно, без ненужной возни с гладиаторскими боями, которые так нравятся Тарквину.

Аниме и манга[править]

  • Sailor Moon — доктор Томоэ после того, как в него вселился демон Герматоид, стал выращивать в своей лаборатории демонов, которые забирали у людей светлую часть их души. Причём для этой цели одержимый демоном учёный даже создал целый научно-исследовательский институт.

Видеоигры[править]

  • Amnesia: A Machine for Pigs — вся игра проходит в огромном свиноводческом фабричном комплексе.
  • Castlevania: Lords of Shadow 2 — у слуг Дьявола есть на Земле своя мегакорпорация. Как в Мизервилле (см. «Мультсериалы»), только это уже не смешно…
  • Red Faction — корпорация «Ультор», которая гнобит бедных шахтёров Марса.
  • Серия Resident Evil — «Амбрелла», и этим всё сказанно.
    • Субверсия — это такова её репутация. А создана была она, во многом, из-за недостатка информации. Это Вескер с Биркиным на пару всё поломали. Никто и не думал проводить на городах чудовищных экспериментов. А вот когда вирус уже вырвался, корпоранты начали действовать по принципу «зло во благо». Если зомби итак уже жрут людей, а на семь утра назначена ядерная бомбардировка, почему бы не воспользоваться этим промежутком для неэтичных экспериментов, которые дадут важную информацию?
  • Серия Strider — проект ZAIN корпорации «Энтерпрайс» в NES-версии и спонсируемая Грандмастером Мейо корпорация «Кракен» в Strider 2. В римейке 2014 г. тоже что-то такое наблюдается.
  • Final Fantasy VII — корпорационное государство, основанное фирмой «Шин-ра», в буквальном смысле этого слова сосёт из планеты все соки.
  • Assassin's Creed: Syndicate — вся игра об этом.
  • Серия Sonic — кто там у нас главный гад? Правильный ответ-безумный учёный-кибернетик. Половина уровней игр- это заводы и базы Эггмана — Роботника.
  • Warframe да все вражеские фракции.

Настольные игры[править]

  • «Оборотень: Апокалипсис» — корпорация «Пентекс».
  • Warhammer Fantasy
    • Скавены. Огромная тайная империя зла, стоящая с одной стороны на плодовитости и рабстве, а с другой — на взрывоопасно-раздолбайской техномагии и токсичных зелёных камушках.
    • Тёмные эльфы специально и последовательно поддерживают в стране садистскую разбойничье-рабовладельческую экономику и постоянные интриги всех против всех чтобы благодаря таким условиям у них скапливалась тёмная магия для бесконечной гражданской войны против высших эльфов.
    • Гномы Хаоса. Задумывались, откуда нищие северные варвары берут свою супер-броню при становлении воинами Хаоса? Ну так вот. Здесь есть адские заводы с демоническими машинами и неизменным рабским трудом на износ, эксплуатация всего, что эксплуатируется и торговля всем, что продаётся, а также поклонение кровожадному богу жадности с помощью всего этого и ещё просто массовых жертвоприношений.
  • WarHammer 40,000:
    • По идее, вся суть Империума Человечества — и это притом, что он УСЛОВНО ХОРОШИЙ и болеть предлагается за него. Но по-иному жить в сороковом тысячелетии нельзя: тяжёлые времена — бесконечная и кровопролитная гражданская война, неиллюзорная вероятность демонических вторжений на целую планету из-за одного-единственного «мыслепреступления» или из-за работы неосторожного либо специально засланного врагами псайкера-мага, неисчислимые налеты кровожадных орков, бесчисленное пробуждение гробниц с абсолютно бесчеловечными некронами-робонежитью, вечные набеги тёмных эльдар за рабами, да еще и местные «зерги» на огонёк из соседней галактики слетелись — требуют тяжелых мер.
    • Со стороны Хаоса — Железные Воины, которые роют окопы, разминируют и уточняют характеристики вражьей обороны толпами военнопленных и даже жизнями непосредственных подчинённых. На захваченных мирах они быстро возводят крепости и фабрики, работающие на рабском труде и поставляющих оружие для дальнейших завоеваний. Иерархия у них, как правило, строится по полезности, а значит: как только ты прекращаешь вкалывать на износ всех характеристик — ты идёшь собирать мины ногами или вообще на органы с кормом. Система, отлаженная тысячами лет. Сами Железные Воины не в восторге от системы, но верят в правильность своего дела.
    • Ну а эталонным воплощением тропа можно считать Тёмных Механикумов. Ничего удивительного, учитывая что и «светлые» техножрецы предельно прагматичны и напрочь обделены эмпатией — а в случае «тёмных» ещё и сняты последние морально-религиозные ограничения, отчего абсолютно нормальными считаются массовые жертвоприношения для создания одержимых машин.

Примечания[править]