Злой рок: различия между версиями
(→Примеры: дополнение) |
(Новая страница: «Судьба-индейка? Нет, эта птичка куда злее. Пока индейка просто присутствует где-то на фоне, пока ирония заигрывает с чувствами зрителя — злой рок входит в произведение зримо, почти как персонаж или даже больше. Он подавляет героев, лом...») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Судьба-индейка]]? Нет, эта птичка куда злее. Пока индейка просто присутствует где-то на фоне, пока [[Ирония судьбы|ирония]] заигрывает с чувствами | [[Судьба-индейка]]? Нет, эта птичка куда злее. Пока индейка просто присутствует где-то на фоне, пока [[Ирония судьбы|ирония]] заигрывает с чувствами зрителя — злой рок входит в произведение зримо, почти как персонаж или даже больше. Он подавляет героев, ломает их волю, доводит их [[ГЭС|до отчаяния]] и [[Дойти до самоубийства|дальше]]. Любое сопротивление сделает только хуже, в редких, редких случаях можно рассчитывать на [[хороший плохой конец]]. Рок столь значим, что может быть [[Антагонист|главным противником героя]] в произведении, [[Центр вращения|центром вращения]] всего сюжета или даже самим главным героем! Остальным персонажам, в таком случае, можно только посочувствовать, а зрителю — пожелать очистительного [[Катарсис|катарсиса]]. | ||
Происхождение рока различно: он может быть частью законов мира произведения (в этом случае он, обычно, играет роль главной силы, стоящей даже [[Силы, Что Пребывают|выше богов]], буде они тут присутствуют), результатом [[Проклятие|проклятья]] или другого осознанного действия неких внешних сил или даже [[Повадился кувшин по воду ходить|закономерным итогом свойств самих персонажей]]. В научно-фантастических произведениях роль рока может сыграть [[закон Годвина для путешествий во времени]], особенно если трагические события, которые пытаются предотвратить герои, являются [[Темпоральная константа|темпоральной константой]]. | Происхождение рока различно: он может быть частью законов мира произведения (в этом случае он, обычно, играет роль главной силы, стоящей даже [[Силы, Что Пребывают|выше богов]], буде они тут присутствуют), результатом [[Проклятие|проклятья]] или другого осознанного действия неких внешних сил или даже [[Повадился кувшин по воду ходить|закономерным итогом свойств самих персонажей]]. В научно-фантастических произведениях роль рока может сыграть [[закон Годвина для путешествий во времени]], особенно если трагические события, которые пытаются предотвратить герои, являются [[Темпоральная константа|темпоральной константой]]. | ||
Родственный | Родственный троп — [[судьба-индейка]]. Но здесь она вмешивается в ход истории куда более часто, зримо, с очевидными дурными намерениями, а борьба с злой долей или переживание по поводу своей обречённости являются значимой частью произведения. Если же рок играет на стороне хороших парней против злодея, один из них скорее всего станет [[Избранный|избранным]]. Противотроп — [[Моя судьба в моих руках!]]. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
* Греческие трагедии любят этот троп. [[Старше, чем феодализм]]. «Царь | * Греческие трагедии любят этот троп. [[Старше, чем феодализм]]. «Царь Эдип» — наверное, самый известный пример. | ||
* «Червь-победитель» Эдгара | * «Червь-победитель» Эдгара По — об этом. Герой статьи даже в [[Названо по имени|заглавие вынесен]]. | ||
* Фильм | * Фильм «Предчувствие» — всю картину героиня пытается не допустить гибели мужа под колесами автомобиля… чтобы спустя пару секунд после того, как ей это удалось, его сбил '''другой''' автомобиль. | ||
* [[Убить некроманта]] | * [[Убить некроманта]] — герой отказался продавать душу во время ритуала, и получил в нагрузку к силе тяжёлую долю. В итоге прожил всю жизнь ненавидимым всеми окружающими, а любые попытки изменить это быстро пресекались сабжем. | ||
* Н. | * Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — вынесенная в название месть обеспечивает троп сразу нескольким персонажам. | ||
* «Отчаяние» | * «Отчаяние» Нестеренко — и снова в заглавии. Отчаяние всегда возрастает. Что бы герои ни делали. | ||
* [[Арда]] | * [[Арда]] — так называемый Рок Хурина. И да, его действительно очень сильно потрепало жизнью. | ||
* Серия фильмов «Пункт назначения» и книг по их | * Серия фильмов «Пункт назначения» и книг по их мотивам — если человеку суждено погибнуть, то окружающий мир через [[цепь случайных совпадений]] рано или найдёт способ. | ||
* «Реинкарнация» 2018 года основана на теме злого рока целиком и полностью. | * «Реинкарнация» 2018 года основана на теме злого рока целиком и полностью. | ||
{{stub}} | {{stub}} | ||
{{Nav/Штампы}} | {{Nav/Штампы}} |
Версия 03:43, 28 марта 2022
Судьба-индейка? Нет, эта птичка куда злее. Пока индейка просто присутствует где-то на фоне, пока ирония заигрывает с чувствами зрителя — злой рок входит в произведение зримо, почти как персонаж или даже больше. Он подавляет героев, ломает их волю, доводит их до отчаяния и дальше. Любое сопротивление сделает только хуже, в редких, редких случаях можно рассчитывать на хороший плохой конец. Рок столь значим, что может быть главным противником героя в произведении, центром вращения всего сюжета или даже самим главным героем! Остальным персонажам, в таком случае, можно только посочувствовать, а зрителю — пожелать очистительного катарсиса.
Происхождение рока различно: он может быть частью законов мира произведения (в этом случае он, обычно, играет роль главной силы, стоящей даже выше богов, буде они тут присутствуют), результатом проклятья или другого осознанного действия неких внешних сил или даже закономерным итогом свойств самих персонажей. В научно-фантастических произведениях роль рока может сыграть закон Годвина для путешествий во времени, особенно если трагические события, которые пытаются предотвратить герои, являются темпоральной константой.
Родственный троп — судьба-индейка. Но здесь она вмешивается в ход истории куда более часто, зримо, с очевидными дурными намерениями, а борьба с злой долей или переживание по поводу своей обречённости являются значимой частью произведения. Если же рок играет на стороне хороших парней против злодея, один из них скорее всего станет избранным. Противотроп — Моя судьба в моих руках!.
Примеры
- Греческие трагедии любят этот троп. Старше, чем феодализм. «Царь Эдип» — наверное, самый известный пример.
- «Червь-победитель» Эдгара По — об этом. Герой статьи даже в заглавие вынесен.
- Фильм «Предчувствие» — всю картину героиня пытается не допустить гибели мужа под колесами автомобиля… чтобы спустя пару секунд после того, как ей это удалось, его сбил другой автомобиль.
- Убить некроманта — герой отказался продавать душу во время ритуала, и получил в нагрузку к силе тяжёлую долю. В итоге прожил всю жизнь ненавидимым всеми окружающими, а любые попытки изменить это быстро пресекались сабжем.
- Н. В. Гоголь, «Страшная месть» — вынесенная в название месть обеспечивает троп сразу нескольким персонажам.
- «Отчаяние» Нестеренко — и снова в заглавии. Отчаяние всегда возрастает. Что бы герои ни делали.
- Арда — так называемый Рок Хурина. И да, его действительно очень сильно потрепало жизнью.
- Серия фильмов «Пункт назначения» и книг по их мотивам — если человеку суждено погибнуть, то окружающий мир через цепь случайных совпадений рано или найдёт способ.
- «Реинкарнация» 2018 года основана на теме злого рока целиком и полностью.