Герой в распятой позе

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Crucified.jpg
В аниме — ещё и с розочками
« ...И над обрывом
Раскинул руки
То ли для объятия,
То ли для распятия...
»
— Александр Башлачёв, «Ванюша»

Использование христианских символов — простой, быстрый и дешёвый способ донести до зрителя христианские аллюзии и ассоциации. Наиболее узнаваемым из таких символов, безусловно, является распятие. Так что если персонаж показан с драматично разведёнными в стороны руками — вуаля, правило символизма в действии. Ожидайте героического самопожертвования или иной коронной смерти, искупления грехов или (у более милосердных авторов) духовного перерождения и обновления. Особенно велики шансы увидеть в таком положении Мессию или Мессианский архетип. Дополнительные очки засчитываются, если распятие героя сопровождается драматической музыкой в сочетании с другими тематическими символами.

Казнь через распятие была распространена у древних римлян ещё до Христа и была тогда вполне обычным делом, но именно Христос утвердил распятие в его нынешнем многозначительном виде. Что приводит к парадоксу: даже если сеттинг произведения относится к дохристианскому периоду, и, в принципе, в распятых пленниках там нет ничего особенного, мировое культурное наследие всё равно добавит в такую сцену символический смысл — и создатели произведений это учитывают. Пример — фильмы о Спартаке. Спартака казнят стандартным для того времени образом, но герой всё равно предстаёт перед нами как мессия и освободитель — следовательно, это пример тропа.

Педаль в пол, если героя и в самом деле распинают.

Если же автор вместо пафоса хочет подпустить бафоса, то герой раскинет не только руки, но и ноги[1].

Внимание! Это НЕ РЕЛИГИОЗНЫЙ ТРОП! Это ВИЗУАЛЬНЫЙ троп, с помощью которого авторы показывают жертвенность, самоотверженность, духовное перерождение и моральную силу персонажа.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Очень часто — Лю в опере «Турандот».
  • Не менее часто — Билли Бадд в одноимённой опере Б. Бриттена.
  • Спартак в финале одноимённого балета А. Хачатуряна (постановка Ю. Григоровича).
  • Любят этот приём в мюзиклах:
    • «Jesus Christ Superstar» — не штамп, а суровая необходимость.
      • В такой позе может предстать не только персонаж-первоисточник тропа, но и, например, Мария Магдалина, когда поёт о том, как Его любит.
      • Или даже Иуда — в экранизации 2000 года.
    • «„Юнона“ и „Авось“» — хор «Воздайте Господу» и финальная ария Резанова.
      • А в рок-балете «„Юнона“ и „Авось“», напичканном лишними героями и сценами ради глубокого смысла, Резанова в такой позе таскает на спине Белый Ангел. Впрочем, и без участия Ангела Резанов в этом балете принимает распятую позу по поводу и без повода.
    • «Notre-Dame de Paris» — в сцене допроса Эсмеральду тянут за руки в стороны двумя верёвками. (Штамп пошёл кочевать по национальным версиям мюзикла, основанным на постановке театра «Могадор». В классической французской постановке эта сцена решена иначе, и «распятия» в ней нет.)
      • А вот в финале трио «Belle» Эсмеральда ложится на пол, раскинув руки, и в «классической» постановке тоже — о-очень толстый намёк на первый шаг к трагическому финалу.
    • «Mozart, l’opéra rock» — в финальной арии первого акта (Je dors sur les roses), знаменующей ГЭС заглавного героя после замужества любимой, смерти матери и крушения надежд. (Диктат либретто — в припеве поётся: «Я сплю на розах, которые оплетают мой крест».)
    • «Последнее испытание» — Карамон в исполнении Андрея Лобашёва пародирует троп, критикуя затею брата. На словах «спускаться в Бездну? становиться богом?» он характерно раскидывает руки и свешивает голову на грудь.

Литература[править]

  • Конан-варвар претерпел распятие в одной из книг.
  • В. Гюго, «Отверженные» — в этой позе расстреливают Анжольраса.
  • Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба» — героя распинают на дубе перед тем, как сжечь.
  • Рассказ Василия Головачёва «Свой-Чужой»: когда главного героя-альпиниста Нестора и спасённого им князя-инопланетянина загоняют в угол враги князя с его планеты, то инопланетянин — аристократ стоит на скале именно в такой позе, ожидая гибели.
  • Hyperion Cantos — Мэйна Гладстон стоит, раскинув руки, в ожидании толпы линчевателей.
  • «Молот и крест» — Шефа Сигвардссона распинают в Риме. Правда, тут субверсия: боясь кощунства, христиане распинают его не в позе Христа и не вверх ногами, как святого Петра, а пробив ему обе руки вместе. Так что поза в конечном счете не распятая. Но символика налицо. Хотя и не только христианская: Шеф еще и одноглазый, поэтому тут отсылка еще и к образу Одина.
  • Князь Пустоты — Анасуримбор Келлхус пережил распятие на медном обруче, к которому привязали ещё и его мёртвую жену. Конечно, он предполагал такое развитие событий, но именно будучи распятым этот бездушный разум впервые заплакал, услышал что-то вроде божьего голоса и, по собственным словам, сошёл с ума.
  • Кен Кизи, «Над кукушкиным гнездом» - Рэндл Макмёрфи в сцене с электрошоком. Его пристёгивают к столу в распятой позе. Троп подсвечен самим же героем, когда он спрашивает: «Помазание проводящей смазкой? А терновый венец дадут?». И венец у него будет - из электрических искр...

Кино[править]

  • «Айвенго» (Великобритания, 1982) — Буагильбер сначала хорошо отделал Айвенго, а потом, уже почти победив, взглянул на Ревекку, раскинул руки и подставился под удар противника.
  • Как и в литературном первоисточнике, Арнольд наш Шварценеггер в роли Конана не только повисел на кресте, но и успел в таком неудобном положении загрызть насмерть возомнившую о себе птичку-стервятничка.
  • В фильме «Конец Света» главного героя в исполнении того же Шварца тоже распинают… Правда, почему-то веревками. Видимо, чтобы легче было освободиться.
  • Финал фильма Кубрика «Спартак»: гладиаторы, распятые вдоль дороги от Капуи до Рима, и сам Спартак, прибитый к кресту возле ворот Рима.
  • «Побег из Шоушенка»: когда Энди Дюфрейн выбирается на свободу и стоит под дождём.
  • «Ворон»: когда главный герой вспоминает свою смерть.
  • «V значит Вендетта»: оба главных героя, V и Иви.
  • «Храброе сердце»: последние полчаса Уильяма Уоллеса.
  • «Чужой 3»: когда Рипли падает в чан с расплавленным металлом. В режиссёрской версии она так и упала в металл, раскинув руки, в театральной же из неё в полёте вылупился алиен, которого она схватила обеими руками.
  • «Киборг» с Жан-Клодом ван Дамом: главного героя распинают на кресте.
  • «Соломон Кейн»: главного героя распинают без всяких поблажек. Интереснее, что символический кадр имеет грозное символическое продолжение: Соломон сам вырывает из себя гвозди и сходит с креста, чтобы навалять распоясавшемуся злу.
  • The Matrix: Нео, воссоединившись с Истоком, лежит распятым на контактах.
    • Педаль в пол. В третьем фильме Тринити погибает, пронзённая четырьмя обломками корабля
  • Вся франшиза «Люди Икс» — коллизия неуклонно повторяется при встрече Росомахи и Магнето: будучи повелителем всякого металла, Магнето подвешивает Росомаху в воздухе в распятой позе, кратенько толкает речь на тему почему ты отстой и швыряет об стенку.
    • «Росомаха: Бессмертный»: Магнето уже нет, но все равно Росомаха, обстрелянный стрелами с веревочками, принимает распятую позу, когда ниндзя тянут за веревочки. К сожалению, вместо пафоса получился бафос-нежданчик: во-первых, Росомаха с торчащей из него сотней стрел получился похожим на распятого ёжика, во-вторых, почему он не обрезал эти дурацкие веревочки своими адамантиевыми когтями, которые режут буквально всё?
      • Более адекватный вариант в начале того же фильма: переживший ядерный взрыв в Нагасаки Логан в колодце, над спасённым им Яшидой. Здесь как раз подсвечивается самопожертвование.
    • «Дни былого грядущего»: Росомаха встречается с Магнето еще до того, как его скелет начиняют адамантием. Думаете, Магнето растерялся? Правильно, не растерялся: он проткнул тело Росомахи несколькими арматуринами, закрутил их для верности и запулил Росомахой в реку. Распятая поза прилагалась.
    • «Люди Икс 2»: Джин Грей, одной вытянутой рукой телекинетически удерживая поток воды из прорванной (стараниями самой Джин) плотины, а второй поднимая в воздух самолёт команды, принимает именно эту позу, хотя благодаря ракурсам, в которых показывают героиню, это не слишком бросается в глаза. Подсветка самопожертвования, и не её вина, что Сила Феникса умереть ей тогда не позволила.
    • «Люди Икс: Первый класс»: уже сам будущий Магнето, ещё ребёнком, предстаёт в распятой позе, когда после убийства матери происходит тщетный бешеный выплеск его сил. Любят создатели франшизы этот троп!
      • В развязке фильма Профессор Икс, получив пулю в позвоночник, лежит на коленях Магнето, раскинув руки. Символизм предельно прозрачен: Ксавьер до последнего всеми силами защищал людей, даже когда те пытались обрушить на мутантов, включая его самого, ракетный залп.
  • Spider-Man Trilogy — во втором фильме Человек-Паук останавливает поезд, удерживая его паутиной, стоя в распятой позе на передке локомотива. Педаль в пол: после этого подвига его в этой же позе, потерявшего сознание, передают с рук на руки.
  • Человек-Паук: Возвращение домой — Питер пытается удержать паутиной паром от развала. Явная визуальная отсылка к трилогии Сэма Рейми.
  • Avengers: Infinity War — Тор в подобной позе пытается удержать механизм звёздной кузни от закрытия.
  • Железный человек — Тони Старк в момент облачения в доспех. Один из редких случаев, когда это «поза силы»: Тони сейчас отправится раздавать негодяям пинков.
  • Капитан Америка: Зимний солдат — Стив Роджерс выпадает из хеликарриера и падает в воду. Лютая, бешеная подсветка: он только что спас человечество, получил три пули, один ножевой удар и бессчетное количество побоев.
  • Снайдеровский «Человек из стали».
  • «Взвод» — персонаж Дефо гибнет, приняв эту позу. Этот момент очень любят пародировать.
  • Комично обыгран штамп в фильме «Мистер Крутой» (Mr. NiceGuy) с Джеки Чаном в главной роли. Злодей в исполнении Ричарда Нортона «дерётся» с героем, руки и ноги которого одёргиваются верёвками. Но получить пару-тройку «рук-ног» злодею всё-таки пришлось.
  • «Робокоп» — Мёрфи, несколько раз. Неудивительно, он же мессианский архетип
  • «Голодные игры: И вспыхнет пламя» — Кэтнисс, когда её, тяжело раненную, поднимает планолёт Сопротивления.
  • «Ноктюрн» — советский фильм 1966-го года, где в финале, распятой на стенке сарая, оказывается главная женская героиня данного фильма — француженка Иветта (Пола Ракса).
  • Mortal Kombat — Соня Блейд в плену у Шан Цуна.
  • «Исход: Цари и Боги» — Моисей, придя к фараону с переговорами — мол, «Твои солдаты меня пропустили, ты, если хочешь, убей», а затем — сам фараон, перед тем, как его накрыла волна, послушав в последний момент Моисея. Выжил.
  • «Чистилище» — захваченный боевиками танкист Григоращенко.
  • «Джонни-мнемоник» — инверсия тропа: священник-киборг-убийца-отморозок Карл случайно хватается вытянутыми руками за два оголенных провода, становится живым высоковольтным проводником и сгорает заживо в распятой позе. Подходящая смерть, учитывая, что он любил распинать своих жертв.
  • «Убить дракона» — Ланцелот после сражения с Драконом характерно раскидывает руки, после чего падает в грязь.
  • «Jeepers Creepers 2» — тут в распятой позе злодей. В начале фильма это чужеродное чудовище в такой позе маскируется под огородное пугало, а в финале — висит мумифицированным в амбаре у своего победителя.
  • «Несломленный»: в финальной сцене противостояния героя, американского военнопленного (Луи Замперини) и злодея, начальника японского концлагеря (Муцухиро Ватанабе), Ватанабе, желая, наконец, сломать и убить упрямого Замперини, который до того с честью выдерживал все тяжелые испытания, заставляет его поднять тяжелую деревянную балку и держать ее на вытянутых руках над головой (угрожая расстрелять Замперини, если тот уронит балку). С огромным трудом изможденный голодом, постоянными побоями и тяжелой работой, еще не до конца оправившийся от травмы ноги, Замперини поднимает балку (взваливая ее сначала на плечо, что похоже уже на Несение Креста). Поза Замперини уже чрезвычайно похожа на распятие, а когда руки от усталости постепенно опускаются на плечи, сходство еще более усиливается, это дополняется измученным и истощенным видом героя. Но, вопреки ожиданиям Ватанабе, Замперини не роняет балку, а с вызовом смотрит на Ватанабе и кричит на него. Не ожидавший от измученного пленника такой силы и стойкости, пугается, ломается и испытывает моральное поражение сам Ватанабе, который таким образом исполнил троп «Ай молодца, злодей!».
  • «Последняя война»: без всяких экивоков, намеков и прочих кинематографических ухищрений. Самое настоящее распятие, причём палачи (и режиссёр) не забыли, что в реальности надо прибивать запястья, а вовсе не ладони. Именно такой казни подвергается герой фильма Дасти Миллер, один из английских военнопленных в японском концлагере, католик по вероисповеданию. Дасти принял на себя вину вышестоящего офицера, майора Кэмпбелла, поднявшего в лагере мятеж (который окончился неудачей, всех мятежников схватили). По законам бусидо можно (и даже очень правильно и почётно) взять на себя вину вышестоящего и понести за него наказание, поэтому начальство лагеря соглашается на замену. Ито, японский лейтенант, недавно просмотревший найденную у англичан «книгу суеверий» — Библию и впечатлённый одним из рисунков, решает испытать твёрдость Миллера именно таким образом. Миллер умирает на кресте, Ито в это время плачет. Сцена является одной из кульминационных в фильме.
    • Что интересно: в реальности, по словам Эрнеста Гордона, прототипа главного героя фильма и автора автобиографии, по мотивам которой снят фильм, именно таким образом Миллер и умер, правда, в отличие от фильма, Гордон не был этому свидетелем, а опирался на рассказы других пленных.
  • «Эта прекрасная жизнь» (1946) — когда мы первый раз видим Джорджа Бейли, он стоит, раскинув руки в стороны (в стоп-кадре). Вроде бы ничего такого, это Джордж просто жестикулирует при разговоре. Но когда в дальнейшем Джордж раскрывается как настоящий мессианский архетип, становится ясно, что этот кадр в фильме не просто так, это она самая — распятая поза.
  • «Боги и монстры» — герой Иэна Маккеллена топится в бассейне, а утром его труп обнаруживают именно в этой позе.
  • «Трон» — MCP казнит программу-шпиона Клу, прикованного в распятой позе.
  • «Газонокосильщик» — переселившийся в виртуальный мир Джоб Смит прибивает Ларри Анджело к виртуальному кресту, чтобы тот не мешал ему искать выход наружу. Правда, потом сам же и освобождает, чтобы Анджело спас от гибели его любимца — мальчика Питера.
  • «Гран Торино» — главный герой в исполнении Клинта Иствуда в последней сцене умирает, стоя под градом пуль в позе распятия.
  • «Месть волчицы» — в кульминации охотница на оборотней с помощью своего гнусного напарника буквально распинает вервольфицу на стене полицейского участка, чтобы посмотреть, как именно повлияет на нее свет полной луны.

Телесериалы[править]

  • «Сверхъестественное» — в конце 3 сезона Дин приземляется в аду, распятый на цепях.
  • «Шерлок»: в конце 2-го сезона Шерлок принимает эту позу перед тем, как спрыгнуть с крыши.
    • 3-й сезон: педаль в пол: Майкрофт обнаруживает Шерлока в Сербии растянутым на цепях в распятой позе.
  • «Баффи, истребительница вампиров» — в 5-м сезоне Баффи, прыгнув с башни в портал, летит именно в этой позе.
    • В 7 сезоне измученный борьбой со своими демонами и получивший душу Спайк добровольно повисает на кресте. Крест тут же начинает его жечь, но Спайк настолько не в себе, что не обращает внимания на боль. Несколько позже мы видим Спайка распятым на колесе в сцене жертвоприношения. Уэдон любит этот троп!
  • «Ангел» — последнее испытание Ангела, которое он должен пройти ради спасения Дарлы — быть расстрелянным осиновыми кольями. Ага, в распятой позе.
  • «Зена, королева воинов» — в эпизоде «Мартовские иды» Зену и Габриэль распинают по самому настоящему, во всех деталях.
  • «Игра престолов» — жертва дома Болтонов с большой вероятностью примет такую позу. Даже на герб вынесено. Собственно, на Х-образный крест был привязан для экзекуции Теон Грейджой.
    • Смерть Берика Дондарриона в третьем эпизоде восьмого сезона — на этот раз окончательная.
  • «Доктор Кто» — сам Доктор во время регенерации неоднократно принимал такую позу.
  • «Сыны анархии» — так обставлена смерть Рыжего. Момент перед финальным ударом — заключенный хватает его сзади и держит, что напоминает распятую позу. Сцена действительно является отсылкой к Иисусу Христу, ведь Рыжий действительно умер за чужие грехи — грехи клуба, а именно за ошибки Клэя, Джекса и Тига. Да и его длинные волосы и борода символизируют.
    • Да и Джекс в самом своём финале едет в лоб на грузовик, не держась за руль байка и расправив руки тоже не просто так.
  • «Грань» — Питер Бишоп в Устройстве созидания и разрушения. Впрочем, оно сконструировано так, что по-другому и не получится.
  • «Горец» — по крайней мере, Дункан МакЛауд принимает Силу убитого противника именно в такой позе. Иногда на коленях, иногда нет — но всегда с раскинутыми руками.
    • Почти всегда. Один раз он вместо этого (видимо под влиянием нахлынувших воспоминаний противника) начал отрабатывать приёмы с винтовкой.
  • «Уайтчепел». В четвертом сезоне именно в такой позе стоит перед сектантами детектив-инспектор Джозеф Чандлер. Педаль в пол — он еще и раздет до пояса. Сектантов проняло. Зрителей тоже.
  • «Стрела» — когда в третьем сезоне Оливер и Диггл пробираются на Нанда-Парбат, чтобы выручить Малкольма, захваченного Лигой Убийц, то обнаруживают его висящим над углями в упомянутой позе.
  • «Первая волна» — в серии про сектантов пришелец, изображающий главу секты, с помощью инопланетной технологии левитирует в данной позе на фоне похожего на крест символа. Кейд с целью разоблачения повторяет трюк, в итоге наиболее двинутые сектанты во главе с правой рукой бывшего главы уверовали в Фостера как в мессию. Позднее, в финале второго сезона, клон Кейда умирает в похожей позе.
  • «Смоллвилль» — Кларку тоже довелось так повисеть. Кадр даже попал на постер первого сезона.

Мультфильмы[править]

  • «Прометей» Снежко-Блоцкой. Вроде как экранизация античной мифологии, а более христианского мультфильма в СССР, кажется, не снимали. Прометей — вылитый Иисус, Зевс — суровый бог-отец, и в конце спасителя, конечно, распинают.
    • И её же «Возвращение с Олимпа». Судя по которому, за время распятия Прометей успел... побриться.
  • «Горбун из Нотр-Дама» — после прерванной казни, когда Квазимодо держит Эсмеральду на руках и кричит об убежище, она именно в такой позе.
  • «Лига Справедливости: Парадокс источника конфликта» — Капитан Атом в плену у атландцев. А вскоре из-за его силы буквально наступает Судный день.
  • Израэль Хендс в "Острове Сокровищ", повисший между мачтами, считается в качестве стеба над штампом?

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Очень часто этому подвергается Человек-паук.
  • В серии Uncanny X-men — Росомаха и Китти Прайд.

Аниме и манга[править]

  • X: Котори и Камуи.
  • Last Exile: Алекс Роу в финальном эпизоде.
  • GoShogun: Toki no Étranger: в последнем противостоянии со Смертью измученная Реми опирается спиной о крест.
  • «Навсикая из Долины Ветров»: Навсикая, разведя руки в стороны, летит прямо на вражеские орудия.
  • Bleach — Рукия Кутики перед казнью.
  • One Piece — Бог Усопп.
  • «Волчий дождь» — Чеза, когда её держат в лабораторных сосудах. А также в финале, перед тем, как она рассыплется на семена, которые должны прорасти в новом мире.
  • The Big O, 18-я серия: Роджер Смит в плену у Бека.
  • Kill la kill — в 17-й серии Кирюин Рагё буквально оказывается распята на кресте, с шипами на месте стигматов. Ни о каком самопожертвовании или духовном перерождении у этого полного чудовища речи не идёт, но да: она только что получила удар от человека, которому полностью доверяла.
    • После поражения от рук своей матери Сацуки тоже оказывается впечатана в скалу именно в такой позе.
    • С Рюко тоже было — её распяли на нитях, заставляя надеть Непорочного. Автор явно любит этот троп!
  • Arcadia of My Youth: Майю и Эмеральдас распинают практически буквально — разве что к кресту просто приковывают короткими цепями, а не прибивают. Очень символично, учитывая, что Майя — мессианский архетип.
  • «Триган», полнометражка «Переполох в пустошах» — Вэш, получивший пулю в процессе того, как пытался уговорить две стороны прекратить смертоубийство (стоя при этом на капоте мчащейся машины), падает именно так, с разведёнными руками. Да, что ему какая-то там пуля — но надо же было именно там быть зыбучим пескам… И, разумеется, мессианская мораль Вэша здесь, как и во всех произведениях, только что жирным маркером не обводится.
  • Code Geass — Лелуш! Так долго и пафосно умирать надо уметь!
  • Tengen Toppa Gurren Lagann - Ния в плену Антиспиральщика.

Видеоигры[править]

  • Assassin's Creed — визитная карточка серии (даже в Odyssey, в которой нет ни Ассасинов, ни Тамплиеров). Именно в такой позе совершается прыжок веры. Хотя, вероятнее всего, Ubisoft хотели создать ассоциации с орлом, получилось так, что ассасин (в редких случаях — тамплиер) настолько самопожертвеннен, что демонстративно принимает эту позу при падении с многометровой высоты. Именно такой смысл подсвечен в самой первой игре серии.
  • Unreal: время от времени встречаются распятые четырёхрукие существа.
  • Mass Effect 3 — в одной из концовок Шепард бросается в поток света и, пока его/её тело дезинтегрируется, летит в этой позе. Сцена очень похожа на ту, что в пятом сезоне «Баффи».
  • Darkness II: главного героя Джеки Эстакадо буквально распинают, прибив его ладони гвоздями. Но он не смирился с подобной участью, и сорвав (оставив огромную дырку) одну ладонь, достал гвоздь из другой, и выхватив у одного из обидчиков пистолет прибил его хозяина к кресту, вбив гвоздь рукоятью пистолета.
  • Final Fantasy VIII: Скволл в плену у Сайфера висит на стене в распятой позе.
  • Final Fantasy XV — в подобной позе партия находит избитого Промпто в крепости Зегнавт.
  • Clive Barker's Jericho — распятый легионер в начале римского акта. Ну, тут понятно, не аллюзия, а сугубый реализм. Ибо герои попали в эпоху правления Калигулы.
  • Syberia (вторая часть) — автоматон Оскар, с которым мы проехали долгий путь, и который успел сильно полюбиться, ближе к концу, со словами о том, что автоматы должны служить, исполнив долг машиниста, спасает жизнь старому больному создателю, став экзоскелетом, лёжа в такой позе. Возможно, на это есть намёк ещё в самом начале первой части, где в церкви мы видим распятие, где Спаситель немного напоминает автоматона.
  • Undertale: как ни странно, не протагонист, а Азриэль Дриимур. Впрочем, в этот момент он разрушает барьер и таким образом искупает свои прошлые поступки.
  • Тургор: Има. Персонаж этой Сестры в игре связан с самопожертвованием и терпением, поэтому образ Имы имеет немало христианской символики. Помимо того, что она буквально распята, даже её одежда напоминает набедренную повязку Иисуса Христа, а волосы, обмотанные вокруг шеи, — терновый венец.
  • Darkest Dungeon — Прокаженный и Флагеллант, подвергшись атаке, не пытаются защититься — они встают в вариации этой позы и принимают удар грудью. Происходит это из-за того, что оба героя ищут смерти и/или искупления.
  • «Detroit: Become Human» — один из вариантов финала драки между Коннором и Хэнком: «Момент истины… Я живое существо, или просто машина?/Что ты сделаешь?» (вторая часть фразы произносится в зависимости от того, кого держат над краем крыши за грудки, Коннора или Хэнка) Для Коннора это будет безальтернативный полет вниз, а вот полетит ли вниз Хэнк, решает игрок.
  • Persona 3 Протагонист, точнее его душа, висит так на дверях Великой Печати, стерегя мир от Никс. Учитывая, что он — мессианский архетип, то всё становится понятно…
  • NieR: Automata — захватив 9S и притащив его в Скопированный город, Адам замуровал его в стене именно в подобной позе.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Хотя ИРЛ подобное тоже вполне имело место. Например, именно так, по преданию, был распят апостол Андрей Первозванный, что и дало название косому андреевскому кресту