Нарушитель теории вероятностей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Winds of Destiny, Change. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Учёные подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равняются одному на миллион. Однако волшебники подсчитали, что шанс «один на миллион» выпадает в девяти случаях из десяти. »
— Терри Пратчетт, «Мор, ученик Смерти»

Этот персонаж, класс или целый сеттинг — нарушитель теорвера, злостный и неоднократный. Возможно, ему помогают или мешают высшие силы. Возможно, он умеет приблизительно видеть будущее. Возможно, подавление недоверия просто отдано на откуп мышлению аудитории, крайне далёкому от научного, которой это не царапает глаз. В любом случае, у персонажа есть некий прибитый к нему гвоздями параметр «удача», который влияет на исход того, на что персонаж по-хорошему повлиять никак не может.

Троп может играться шутки ради, а может — с прикрученным фитильком, когда дело не в вероятности падения метеорита на голову, а в некоем неуловимом радиусе кривизны рук этого самого персонажа, который, с одной стороны, явно является его объективным параметром, с другой — проступает сквозь очевидные взаимосвязи именно как эта самая бесплотная госпожа Удача.

Нередко персонаж попадает под этот троп, потому что дуракам везёт. Подтропы — Хроническое невезение (персонаж вечно невезучий и воспринимается таковым окружающими) и Магнит для неприятностей (персонаж — завсегдатай драматических сюжетов).

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про наперсточника, который именно это и сделал.
  • Мем про цыганскую удачу, при которой герой успешно (в состоянии большей или меньшей потрепанности) выходит из ужасных опасностей... которые с другими вообще никогда не происходили. Например в него попадает молния, но рядом на удачу проезжала скорая, экстренное вмешательство которой и спасает несчастного.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Братья Стругацкие:
    • «Стажёры»: Иван Жилин рассказал историю о встрече с «ходячей флюктуацией» — человеком, вокруг которого постоянно происходят крайне маловероятные события. «Жизнь заставляет Жилина, который целиком согласен с железной линией Быкова, сочинять сказочку о гигантской флюктуации, чтобы хоть так выразить свой протест против самой непоколебимости этой линии».
    • «Пикник на обочине» — у живущих в других городах людей, которые общаются с эмигрантами из Зон посещения, резко повышается вероятность погибнуть.
  • Вадим Шефнер, «Лачуга должника» — отец Павла Белобрысова, главного героя:
«

По мирной профессии он был монтёр-высоковольтник. Ему много по области разъезжать приходилось. Однажды поздней осенью у посёлка Вартемяки он проголосовал, сел в грузовик. Там уже много народу сидело. Ехали-ехали — надо железнодорожную линию пересекать. Поезд приближается, а шлагбаум не закрыт. Шофёр хотел время сэкономить — и не рассчитал. Борта в щепки, двенадцать человек погибло. Отец один в живых остался. Его толчком вышвырнуло, перекувырнуло, — и он на горушку шлака приземлился. Отделался лёгкими ушибами. А было на нём старенькое пальтецо, он его сразу после демобилизации с рук купил на барахолке. И вот вернулся он домой после аварии, стал снимать свой пальтуган и видит: подкладка на груди лопнула, что-то серенькое торчит. Потянул — а это коленкоровый конверт, и в нём — пять облигаций госзайма. А на столе как раз свежая газета с таблицей выигрышей лежит. Мать и говорит: «Проверить бы надо». А отец ей: «Мало тебе одного чуда на день!» Однако проверили. И что же! На одну из облигаций выигрыш в пять косых выпал! А через месяц папаня идёт по улице, и вдруг на него с шестого этажа блюдо со студнем падает. Прохожие «скорую» вызвали, та повезла его с переломом ключицы в Обуховскую. По дороге на «скорую» самосвал налетел, проломил кузов. К покалеченному плечу перелом ноги приплюсовался. Два месяца в больнице пришлось отмаяться. Ещё мать рассказывала, что в тот день, когда отец на мине подорвался, ему с грибами невероятно везло. Другие от силы по пятьдесят-шестьдесят набрали, а он девяносто девять взял, хоть грибник был не шибко опытный. Потом крикнул: «Вот и сотый мой!» Тут и грохнуло.

»
— «Лачуга должника».
  • Каганов, «Итак, хоминоиды» — шутки ради.
  • Акунин, «Приключения Эраста Фандорина». Фандорин принципиально не проигрывает в азартные игры, основанные на удаче (хотя сам такие игры ненавидит). Об этом качестве прекрасно осведомлён, иногда сознательно им пользуется, но никаких объяснений нет — просто вот так. Ну, разве что это карма вознаграждает Эраста за вечные проигрыши его отца.
    • Показательный момент — будучи вызван на дуэль на пистолетах через платок (где жизнь и смерть, по сути, разыгрываются жребием), отказывается, заявляя, что это будет верное убийство с его стороны, и для демонстрации трижды угадывает результат броска монеты.
    • А в другой раз Фандорин играет в лотерею, специально чтобы проверить, не жульническая ли она. Ничего не выигрывает и заключает, что жульническая: будь там реальный шанс выиграть, он бы выиграл. И, конечно, оказывается прав.
    • Олегу Никитину из романа Акунина «Герой иного времени» (напечатанного под псевдонимом-анаграммой «А. Брусникин») хронически не везёт в жизни.
  • «Тина Хэдис» — облако Тешорва, аномальное космическое образование, где все ничтожно малые вероятности прорываются наружу.
  • Короткий рассказ Владимира Егорова «Случайник и Гав»
  • «Мастер сглаза» и «Мастер силы» Андрея Жвалевского — серия про людей хронически везучих, хронически невезучих, хронически рациональных, компенсаторов и телепатов.
  • Макс Фрай — Вершители же, и протагонист в частности. «Бесстыдная везучесть» — один из основных параметров.
  • Конгрегация — один из малефиков. Если над городом бушует гроза, есть же вероятность, что молнией убьёт конкретного человека? А довести вероятность до единицы — это уже дело техники.
  • Игорь Край, «Злые голуби» — на девтерагониста означенные птицы гадят. Постоянно. Нет, не нарочно. И он бережётся. И спецслужбы их не контролируют. Это просто цепь совпадений. Очень длинная цепь.
  • «Луна» Игоря Буракова — Лихо одноглазое. Одним взглядом обрекает всех на неудачи - и даже его присутствия где-то за ширмой достаточно.

На других языках[править]

  • А. Дюма, «Три мушкетёра» — «Атос играл, и всегда несчастливо».
  • «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса — кодификатор. Космолёт «Золотое сердце» использует двигатель на невероятностной тяге, что позволило сыграть ему в роли бога из машины в критической ситуации.
  • Пьеса Т. Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и его же одноименный фильм 1990 года: монеты у персонажей выпадают только орлом. Наверное, это что-то должно означать.
  • «Мир-Кольцо» Ларри Нивена — Тила Браун, конечно же!
  • Терри Пратчетт, роман The Dark Side of the Sun: удача является побочным эффектом от изучения вероятностной математики. Один из персонажей — робот-убийца со встроенным знанием этой математики. Как-то, чтобы доказать, что это именно он, этот робот два раза подряд кидает три кубика и оба раза выкидывает три шестёрки. Сложность, правда, в том, что намеченная жертва этого робота тоже знает вероятностную математику…
    • Плоский мир: Ринсвинд. В какой-то момент даже сам Ринсвинд осознает, что его феноменальное невезение сочетается с не менее феноменальным выживанием, и это не может быть случайностью. На самом деле Ринсвинд — любимая игрушка Госпожи Удачи.
    • И вообще, «Ученые подсчитали, что шансы реального существования столь откровенно абсурдного мира равны одному на миллион. Однако волшебники подсчитали, что шанс „один на миллион“ выпадает в 9 случаев из 10.»
  • Рассел Мэлони, «Несокрушимая логика». В английской культуре вероятность наступления почти невероятного события обычно иллюстрируется следующим примером: если усадить шесть шимпанзе за шесть пишущих машинок и они станут наобум колотить по клавишам, то через миллион лет они напишут все книги, которые имеются в Британском музее. Герои рассказа решают провести данный эксперимент буквально и оказываются шокированы результатом — шимпанзе печатают одну книгу за другой без единой ошибки. Эту невероятную аномалию удаётся прекратить, только перестреляв всех обезьян.
  • «Колесо Времени» — здесь подобные личности именуются та`верен и способны оказывать влияние на весь Мировой Узор (совокупность Нитей Судеб всех людей).
  • Спайдер Робинсон, The Callahan Touch: один из посетителей бара, Duck, притягивает маловероятные события. Эти события бывают и плохие, и хорошие, и в среднем уравновешиваются; но они обязательно странные. Причина в том, что на самом деле Duck — фэйри, но сам не знает этого и не обучен управлять своим талантом.
  • Worm:
    • Суперзлодей Выверт демонстрировал свою суперспособность Сплетнице, выбрасывая на заказ серию бросков монеты, например 10 орлов подряд. Выверт безбожно мошенничал, т.е. тактически лгал. Его способность - выбор точки бифуркации и симуляция двух возможных линий событий в зависимости от его действий. По завершении симуляции Выверт автоматически выполняет действия из выбранной линии. Провернуть такой фокус с игральными костями (более двух вариантов) или с монетой в чужих руках он не может.
    • Контесса при желании может повторить фокус с серией бросков монеты. Ближе к правде. Её способность диктует ей последовательность действий для достижения поставленной цели.
    • Трилистник обладает супер-удачей — играя в рулетку, она всегда срывает куш, а нацеленный на неё пистолет даст осечку. Опять нет. Здесь имеют место даже не предсказания, а бессознательный микротелекинез.
  • Super Powereds — Ник Кэмпбелл обладает способностью влиять на вероятности. Большую часть жизни он провёл без возможности управлять этой способностью, так что ему постоянно сопутствует либо невероятно хорошая, либо невероятно плохая удача. Будучи родом из Лас-Вегаса, он смотрит на это фаталистичным взглядом. Наконец особая процедура позволяет ему управлять удачей. Вот только управлять он может только общей удачей. Направлять её в определённое русло он не может. Потом Глобус временно прокачивает его до максимума, и Ник начинает видеть отдельные вероятности и может манипулировать ими как хочет. Именно так он убивает главгада: тот пытается его застрелить, однако Ник попросту поднимает вероятность катастрофической осечки до предела, и осколок от разорвавшегося оружия попадает стрелку в мозг.
  • Князь Пустоты — Воин Доброй Удачи, человек, наделенный богиней Ятвер способностью видеть как бы вне времени (как Доктор Манхэттен), все события для него всегда существовали, поэтому он всегда оказывается в нужное время и в нужном месте. Способен непринужденно убить дунианина и обладает только одной слабостью — не может видеть того, чего не видят боги.
  • Я.Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка» — байка Швейка о жестянщике Вейводе, который однажды в «двадцать одно» благодаря непрерывному везению в трактире выиграл полмиллиарда крон. Испугавшись собственной удачи, Вейвода по-тихому сбежал и доложил в полицию о незаконных азартных играх — и в итоге как доносчик получил треть от всего «банка», сто шестьдесят миллионов.

Кино[править]

  • Слабый румынский фильм «Выживший». Бесславный гранд-финал хорошей саги о комиссаре Микловане/Молдоване. Протагонист, похоже, способен, сам того не осознавая, чуять вероятности — именно поэтому он ВСЕГДА выигрывает в русскую рулетку.
  • «Я робкий, но я лечусь». Простоватый герой Пьера Ришара не просто выигрывает в казино каждый раз — ему приходится стараться, чтобы проиграть!!!
  • «Час пик 2». Войдя в казино, глуповатый разгильдяй Джеймс Картер, неожиданно начинает выигрывать и гребет деньги лопатой.
  • «Там, на неведомых дорожках» — Лихо Одноглазое, как и в вышеупомянутой книге, способно вызывать несчастья своим взглядом (например, главгерой внезапно слетел с велосипеда).

Телесериалы[править]

  • «Странное везение» (Strange Luck) — американский сериал о Чансе Харпере, который обладает редкой особенностью: куда бы он не пришёл — там происходит что-то экстраординарное. Если он приходит в ресторан — кто-то там начинает задыхаться, если входит в банк, то этот банк грабят. А всё началось с того, что будучи маленьким ребёнком, он стал единственным выжившим в авиакатастрофе.
  • «Fringe» — в одной из серий 3-го сезона встречается опора на троп. В зоне ослабления ткани между мирами у Уолтера Бишопа 10 раз подряд выпал орёл, на что он и обратил внимание всех остальных.
  • «Меня зовут Эрл» — куда же без самого известного сериала про карму.
  • «Агентство нестандартных ситуаций» — одна серия завязана человеке, который обладает патологической невезучестью, из-за чего его жизнь превратилась в ежеминутный ад. Тогда нужные люди наняли его как человека-порчу и стали подсылать в компании конкурентов, где достаточно было просто сидеть, а дальше все шло само собой. В итоге сотрудники агентства таки излечили его.
  • «Счастливы вместе» — в одной серии оказалось, что Света может тупо угадывать номера в казино со 100%-й вероятностью. Но Гена даже тут ухитрился проиграть...
  • «Британия» — два римских солдата натыкаются на кельта и решают казнить его или отвести в лагерь, броском монетки. После десятка неудачных бросков они в удивлении спрашивают "да кто ты такой вообще?". Изгой, кельтский шаман, мастер гипноза, выгнан из друидов за одержимость демоном.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — сразу двое. У Кроу Бранвена проявление притягивать неудачу, а у Кловера Эби проявление противоположное — Удача.
  • Milo Murphy's Law — семейство Мёрфи много поколений страдает от закона, названного их именем. В короссоверном эпизоде «Эффект Финеса и Ферба» выясняется, что братья-изобретатели тоже являются нарушителями теории вероятностей, только в противоположную сторону — им неизменно везёт.

Комиксы[править]

  • Marvel Comics — Домино вроде как простая крутая смертная, но есть у неё и сабжевая абилка. С прикрученным фитильком: срабатывает, когда она АКТИВНО старается побеждать. Т. е. стреляющий в неё в упор из пулемёта бандит внезапно приобретает cиндром штурмовика, а Домино пробивает ему череп неприцельным броском пивной банки только если, собственно, пытается уклониться и кидает эту самую банку. Само по себе — извините… Вроде как слово божие утверждает, что у неё на самом деле неконтролируемые способности к телекинезу. Упомянутые примеры это подтверждают, но сама она считает, что ей просто нереально везёт.
    • Лонгшот (Отстрельщик или Счастливчик).
  • Homestuck — Вриска Серкет. Её класс в Игре — Вор Света, а поскольку свет в данной вселенной ассоциируется с удачей, Вриска может становиться более везучей, похищая у врагов всю их удачу. Всю её. Оружие Вриски — магический набор из восьми восьмигранных игральных костей, и при достаточном количестве удачи она гарантированно выбрасывает лучшую комбинацию из 16777216 возможных.
    • Там же — Клевер, везучесть которого сравнима с «достаточным количеством удачи» Вриски. Правда, его везение действует избирательно в зависимости от серьёзности события: Клевера невозможно застрелить из пистолета (будет либо промах, либо осечка), но можно ударить газетой по лицу.

Веб-комиксы[править]

  • Самый тупой в мире маг — сэр Люк из-за проклятия невероятности. Не только нарушает сам, но и невольно творит дичь вокруг себя.

Манга, аниме и ранобэ[править]

  • Дораэмон — «балансир удачи», который следит за балансом радостей и неприятностей. Техномагическая «высшая сила».
  • Danganronpa 3 — Нагито Комаэда. Талант «Абсолютная Удача» не мешает ему абсолютно рандомно влипать в неприятности, которые, впрочем, всегда разрешаются счастливо для него. А вот окружающим часто достается ни за что ни про что - достаточно вспомнить сцену, где он нежится в водопаде в оазисе...посреди пустыни...на фоне догорающего самолета
  • Bleach — Юграм Хашвальт и его «The Balance». Манипулятор вероятностями везения и невезения.
    • Подчиняющий души Моэ Сисигавара и его «Кастет Джекпота». Увеличивает вероятность какого-либо события.
  • Onepunchman — по одной из теорий, таковым является Кинг. Его суперспособность — всегда очень кстати проходящий мимо Сайтама без посторонних свидетелей.
  • To Aru Kagaku no Railgun — по факту, ими являются все эсперы, так как для активации их способностей нужно, чтобы эффект их манипуляций были физически возможны, пусть даже эта самая вероятность исчезающая мала. Всё-таки у нас тоже может случится так, что все атомы воздуха в одной комнате окажутся в одной половине, другое дело, что Вселенная исчезнет к тому времени, как это произойдёт.
    • Инверсия с Богом Магии: он не нарушитель, а самая настоящая жертва теории вероятностей, ибо тут парадокс неподъёмного камня решили совсем не изящно — любое совершаемое им действие может произойти с вероятностью 50/50. Ах да, неудача может ударить по самому Богу с тем же эффектом, каким было изначальное действие. Клёво, правда?
  • Lazy Dungeon Master — именно таков божественный навык Героя Долга Ватару, [Ультра Везение]. Со своим первым уровнем он всегда выбрасывает на кубиках пятерки-шестерки и бессознательно предотвращает коварные планы коварных злоумышленников. Не работает только против наглого жульничества.
    • У Рокуко это сюжетообразующая способность. Она умудряется вытягивать (на свою голову) из внутримировых лутбоксов результаты и просто невероятные (выиграть на порядок больше редких ништяков чем можно было купить за ту же цену), и вовсе невозможные. От протагониста (и самую малость Героя), до соседской дочки в качестве высшего дракона.
  • Goblin Slayer — Титульный герой, на которого не действуют броски кубиков.

Настольные игры[править]

  • Эра Водолея: особенности «Массаракш» и «Райская жизнь». Первая делает вас магнитом для неприятностей, а вторая, наоборот, отводит любые случайные проблемы (типа, птичка нагадила, если, конечно, она это делала не целенаправленно) на окружающих. Персонаж с двумя этими особенностями одновременно обычно погибает от рук своих же товарищей, которым сполна перепало его массаракша, и они больше не могут.
  • Mage: the Ascension и Mage: the Awakening: в обеих играх Мира тьмы умные маги маскируют чародейство под маловероятное, но возможное стечение обстоятельств, чтобы не огрести от Парадокса/Бездны.
  • Warhammer Fantasy Battles: Серый Провидец Танкуоль — зигзаг. Будучи благословлённым Рогатой Крысой, его с одной стороны везде ждёт провал, за что бы он не взялся, а с другой стороны — каждая неудача ему каким-то боком приносит пользу, славу и почёт. А также каждый раз, как только ему грозит опасность, он в последний момент случайно её избегает и она перенаправляется на кого-нибудь рядом. Как в случае выше, из-за этого подчинённые его побаиваются.

Видеоигры[править]

  • Save/Load наделит такими способностями кого угодно.
  • Fallout — ролевая система S.P.E.C.I.A.L., на которой крутится классика, постоянно заигрывает с этим тропом. И на «радиус кривизны рук» списать можно не всё, ибо зачастую происходит откровенная чертовщина типа приходящего из ниоткуда на помощь мужика с офигенно большим стволом.
    • Особенность «Порченый» в первой и второй играх серии насылает неудачу и на команду главного героя, и на его врагов. Бои превращаются в потеху: то и дело у кого-то в руках взрывается ствол, очередь, выпущенная вперёд, попадает в стоящих сзади, пистолеты вываливаются из рук, даже увечья порой наносятся самим себе чаще, чем противникам. Если при этом у самого персонажа игрока удача 9-10 ГГ превращается в ходячую катастрофу для врагов.
  • Tales from the Borderlands — сыграно зигзагом в отношении главных героев, особенно Риза. С одной стороны, когда он строит планы, то они идут наперекосяк ВЕЗДЕ, где это только возможно, по независящим от героев причинам. С другой стороны, никто из них при этом не убился и не пострадал, по крайней мере невосстановимо. Кроме Скутера.
  • Серия Metal Gear Solid: Фортуна (Fortune), она же Леди Удача. Уверяет, что из-за её невероятной удачи в бою пули не могут в неё попасть; а цена за это — страшное невезение в личных делах. И, действительно, в неё не попадёшь. Субверсия: на самом деле Фортуна носит некий электромагнитный прибор, отклоняющий пули. Зигзаг: уже без этого прибора и смертельно раненная, Фортуна умудряется чудесным образом отклонить направленные в неё и в главных героев ракеты.
    • Спин-офф этой же серии Metal Gear Acid 2: Венера (Venus) может подбрасывать монетки так, что они всегда падают орлом, находит воду при помощи прутика, а также несколько раз поражает очень трудные цели. Впрочем, её удача не выходит за рамки вероятного, да и в бою не особо полезна.
  • Ремейк X-COM — тамошняя меткость, которая даже круче синдрома штурмовика, уже давно стала мемом.
  • TES III: Tribunal: босмер Гаэнор. Если этого надоедливого приставалу разозлить и не убить вовремя, то при следующей встрече его практически невозможно будет даже поцарапать — персональный скрипт поднимет Гаэнору скилл Удачи до 770 (не-а, не опечатка).
  • Brave Soul: принцесса Карен. Параметр Удачи у неё откровенно манчкинский. Это проявляется как в бою, так и в катсценах: например, однажды Карен промахнулась по нападающему, и пуля из её магического револьвера попала в потолок пещеры… после чего нападавшего пристукнуло упавшим из-за этого камнем.

Эстрада и цирк[править]

  • Ментальные фокусы и кое-что вокруг них. Много и практически на любой вкус. Тут артист угадывает события с точностью 99,9 %, хотя вероятность в лучшем случае 1 к 6, хотя предпочитают не меньше, чем 1 к 52. Но на то это и фокусы.
    • В ту же копилку фокусы с эффектом «совпадение» (по классификации Цмека-Карташкина) те, которые уж никак нельзя отнести к ментальным. Примерно через раз. Частый вариант из категории «делай как я», когда фокусник производит с колодой произвольные манипуляции, зрители за ним повторяют, а в финале трюка видно, что каждый из них таким случайным образом «наколдовал» 4 туза (или еще что-то в зависимости от художественного замысла).
    • Или «совпадения» как имитация карточной игры. Маг перетасовывает карты (особенно вместе со зрителями), сдает их. Одному все тузы, другому — короли, и т. д. Или достает от двойки до туза одной масти.
    • А еще некоторые трюки с эффектом «НЕ совпадение» по той же классификации и тоже из категории «делай как я». Фокусник замедленно производит некие простые манипуляции с несколькими предметами, зрители пытаются эти действия повторить, но у них не получается самая мелочь. Самый известный — финальный номер Дэвида Уильямсона из юмористического выпуска «экспортного» варианта телешоу «The Best of Magic», когда маг и каждый зритель в зале орудует с четырьмя картами. У всех зрителей одна карта оказывается не перевернутой. (См. этот же номер, эту же съемку, но из другой передачи https://www.youtube.com/watch?v=7dueqUHZXJU с 21.20) Аналогично было и у Марка Уилсона с 5-ю картами на каждого человека. Да и вообще, с 1980-х до начала 2000-х нечто похожее было в репертуаре чуть ли не каждого второго «кардиста».
  • Фокусы в духе «русской рулетки». Из известных зарубежных — Х.Моретти. Из отечественных Д.Фугу в «Феномене» в 2008 г. топил педаль в асфальт.

Прочее[править]

  • «Кто хочет стать миллионером» — подсказка 50/50, оставляющая из 4 вариантов ответа только 2. Если игрок колеблется между двумя вариантами, а оставшиеся сразу отметает, очень часто при выборе подсказки остаются именно те варианты, которые он выбрал как потенциально правильные! Сами игроки часто иронизируют на эту тему.

Реальная жизнь[править]

  • Выборы разных уровней в некоторых странах порой демонстрируют невероятные ситуации… Всё нормально, так бывает.
  • Ошибка выжившего с точки зрения самого выжившего выглядит как сабж. Если же взять в расчёт тех, кто в той же ситуации оказался менее удачливым, всё становится на свои места.
    • Какова вероятность выжить в 20, или даже в 40 покушениях на свою жизнь, причем часто по чистой случайности? А вот у Гитлера получилось.
    • Что там ваш Гитлер? Вот Федя Кастро — это да! Несколько сотен покушений — и умер своей смертью, уйдя с поста главы государства.
  • Аналогично с игроками в рулетку, взявшим на вооружение метод мартингейла. На первых порах выглядит как какое-то волшебство — играешь, и раз за разом остаёшься в плюсе! Так радуешься, что не замечаешь, что выигрываешь не так уж и много, просто гоняешь фишки туда-сюда. Но вот в разгар размышлений, как ты купишь жене сапоги, внезапно приходит белый зверёк и все твои фишки уходят кому-то другому. Как такое могло произойти? Вероятность, что игроку выпадет серия из 10 проигрышей, если при каждой игре вероятность — 50/50, меньше 0,1 %, это ж мизер[1]? Ты приходишь второй раз, и думаешь «сейчас отыграю потраченное, и больше сюда не приду», и вот уже почти… и снова возвращаешься ни с чем. Уже начинаешь думать, что в казино тебя обманывает… нет, тут как раз всё честно. Это ты думал, что вот так запросто можешь обмануть казино, а тебя жёстко обломали. Казино строят, чтобы чтобы его владелец мог зарабатывать деньги, а не отдавать их всем подряд. Такова жизнь.
    • И если кто не знал — в рулетке есть два зеленых поля («зеро»), так что вероятность выигрыша не 50%, а всего 45%. Аналогично в покерных автоматах, где для удвоения выигрыша нужно угадать цвет следующей карты: помимо черных и красных мастей есть джокеры, которые согласно правилам не относятся ни к одной масти. Так что самому казино не за чем жульничать, скорее наоборот — если кто-то из игроков заметит закономерность, он может этим воспользоваться.
  1. за сотню игровых сессий это уже почти 10%, не так уж мало