Перенос личности в чужое тело

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Фантастическая возможность отделить своё сознание от тела, а затем перенести его в мозг другого человека или даже не обязательно человека использована в самых различных сюжетах. Это можно делать, например, в шпионско-диверсионных целях. Или в целях чисто научных — исследовать места, куда с физиологией человека лучше и не соваться. Или просто для удовлетворения тяги к новым ощущениям. Последнее время это нередко становится двигателем сюжета в произведениях попаданческого жанра (конечно, всякий студент заборостроительного колледжа уверен, что в теле Сталина или Николая Второго он бы точно спас страну!).

Основана эта возможность на предположении, что сознание человека это и впрямь «душа», способная в том или ином виде существовать отдельно от тела. Это если по-простому сформулировать. Или более наукообразно — что мозг подобен жёсткому диску ЭВМ, а сознание — установленной на него операционной системе и, стало быть, ничто не мешает заменить «винду» на «линукс» или наоборот. Так ли это на самом деле — вопрос очень-очень сильно дискуссионный, причём, на нашем уровне развития — скорее, философский. Как подступиться к такой задаче практически мы, пока что, даже представления не имеем.

Частные случаи — Обмен телами и Попаданец в чью-то голову. Именно частные — во-первых, потому что перенос личности из тела-А в тело-Б вовсе не подразумевает одновременного обратного переноса живущей в теле-Б личности, во-вторых, потому что под «попаданством» обычно всё-таки имеется в виду перенос в качественно иной сеттинг, среду, мир или время, меж тем как теоретически личность героя может перенестись и в тело соседа по комнате.

Важный момент — у нового тела, вообще-то, уже есть хозяин. Оставляя за скобками возможности перенести личность в мёртвое тело, в искусственное тело и в тело неразумного животного, мы сталкиваемся с серьёзной этической коллизией, которую различные авторы решают по-разному.

Варианты:

  • «Перезапись с форматированием»: Перенос сознания уничтожает предыдущую личность окончательно и бесповоротно, его навыки и воспоминания стираются, и «гость» становится «хозяином», сохраняя свои воспоминания и навыки. После ухода «гостя» (если есть такая возможность) остаётся либо труп, либо овощ. Вариант исходит из предположения, что поместить личность в уже занятый мозг физически невозможно. Иногда возможно сохранение исходной личности на внешнем носителе.
  • «Перезапись с бэкапом»: личность «хозяина» полностью подавляется, но просыпается без серьёзных проблем, если «гость» уходит. При этом «гость» и «хозяин» не имеют доступа к памяти друг друга и не могут общаться, полностью сохраняя свою идентичность. Как правило, но не обязательно, подпадает под троп Похитители тел.
  • «Шиза». «Гость» и «Хозяин» поселяются в одном теле на равных. Далее события могут развиваться по-разному, от сравнительно мирной прописки пришельца в голове на правах «внутреннего голоса», до «битвы за контроль над телом». Две личности при этом могут общаться, но не могут пользоваться памятью друг друга. Вариант, как правило, явно или неявно соседствует с предположением, что потенциал мозга не используется полностью, то есть свободное место для «Гостя» есть.
    • Если они общаться не могут (или даже не знают друг о друге), то это вполне существующий в реальности «синдром множественной личности».
    • Если «Гость» подавляет «Хозяина», тот становится носителем.
  • «Кукловод». Гость поглощает или просто подавляет «хозяина» и получает полный доступ к его памяти, знаниям, моторным навыкам и может пользоваться этим всем как своим собственным. Вариант самый выгодный для всяческих «попаданцев-пропаданцев» — не придётся симулировать амнезию, наспех (не) разбираться в государственных делах и осваивать характерную для данного времени и места манеру речи.
    • При этом обычно игнорируется проблема, что личность сильно зависит от памяти и опыта, так что доступ к памяти хозяина наделит гостя почти такой же шизой, как в предыдущем варианте. Гость почему-то может читать чужие воспоминания, но не переживает их как свои.
  • «А теперь Мы едины». Та же шиза, только уже без спасительной перегородки между личностями. Если цели «хозяина» и «гостя» не сходятся, то итоговый перевес в самоидентификации определяется не столько усилием воли, сколько непосредственной актуальностью того или иного набора устоявшихся привычек.
    • Ещё более отбитый вариант — ментальный аналог монстра Франкенштейна, чей разум образован из неполных осколков двух и более личностей.

Похожи на перенос личности, но не являются им: разумный паразит, психократия и одержимость.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • Звёздные войны — таким увлекался Палпатин.
  • Warhammer 40,000 — по законам Империума так называемый биоперенос запрещён, но его практикуют хаоситы, даркмехи и некоторые высокопоставленные Механикум.

Театр[править]

  • Карло Гоцци, «Король-олень» — ключевую роль в сюжете пьесы играет заклинание, которое позволяет переносить душу в мёртвое тело. Король рассказывает о нём своему якобы верному министру на охоте и, чтобы продемонстрировать работу заклинания, переносит свою душу в тело убитого оленя. Министр Тарталья успел запомнить заклинание и тут же перенёсся в пустое тело короля. Тут уж Тарталья развернулся…

Литература[править]

  • Тысячи попаданческих книг и фанфиков.
  • Вероятно, первым, кто применил этот троп в попаданческой литературе, был Эдмонд Гамильтон со своими «Звёздными королями».
  • «Одиссей покидает Итаку» Звягинцева — разумеется, далеко не первый случай реализации данного тропа, но, практически, кодификатор для «исправляторов истории России». Сознание интеллигента-диссидента из 80-х при помощи инопланетных технологий помещается в самого Иосифа Сталина (в варианте «Кукловод», разумеется). Репрессивная машина останавливается и СССР отлично подготавливается к гитлеровскому вторжению (но, самым первым делом — Лаврентия Палыча расстрелять!).
  • «Бои местного значения» — продолжение (одно из продолжений, точнее) — и снова перенос в то же время, но уже в тело наркома. Герой сперва хорошо даёт прикурить НКВД, а потом и доверенным лицом Самого становится (своё отношение к сталинизму и «сильной руке» вообще автор довольно сильно подкрутил, надо сказать).
  • «Гарри Поттер и философский камень» — личность Волдеморта подселяется в тело к профессору Квирреллу с согласия последнего.
    • Ну как «согласия»… Его поставили в известность, это да, а вот соглашался ли он — вопрос открытый (и Волдеморта, что весьма вероятно, не интересовавший).
  • Пьеса «Странный гость профессора Тарантоги» Станислава Лема. Нечаянный попаданец из будущего в гостях у профа — на самом деле, две личности в одном теле (так как в будущем людей много, а места не хватает, то располагать телом единолично могут только полезные для общества индивиды, для прочих же «коммуналка» — обычное дело. Телом пользуются по очереди, но, если сильно подопрёт, можно попытаться и силой взять управление).
  • «Видоизменённый углерод» и его экранизация в виде телесериала — имплантанты целиком хранят личность, так что мозг оказывается вообще не при делах.
  • Дилогия «Главный полдень. Дом скитальцев.» Александра Мирера. Инопланетная раса располагает технологией перезаписи сознания из мозга на твёрдый носитель и обратно и, вдобавок, природной способностью при подсадке к чужому сознанию брать его под контроль (вариант «Кукловод»). Вот такие пришельцы и вторгаются в небольшой советский городок. Однако, инопланетная теория предсказывала существование сознаний более высокого уровня, способных брать под контроль уже самих захватчиков. На Земле они их впервые и встретили — это земные подростки школьного возраста, тут то всё и заверте… Во второй части: сознания двух земных подростков переносятся на другую планету и захватывают тела двоих инопланетян, чтобы добыть устройство для надёжного выявления «подсаженного сознания». В конце выяснится, что это часть плана инопланетной оппозиции, считающей, что бесконечно плодиться и пожирать чужие культуры — не лучший путь для цивилизации.
  • Генри Лайон Олди, «Герой должен быть один» — Амфитрион в теле своего внука Иолая, причём тут скорее переселение души. Прямым текстом озвучивается, что тут имеет место первый вариант, с уничтожением/убийством личности.
  • Они же, «Мессия очищает диск» — второй вариант здесь известен под названием «Безумие Будды».
  • Они же, «Карп и дракон» — божественный дар жителям Японии под названием «фукацу»: личность убитого «по злому поводу» всегда возрождается в теле убийцы (с перезаписью). Причём, есть и кармическое наказание для тех, кто убивает с осознанной целью подарить своё тело другому или убеждает другого убить себя, чтобы занять его тело.
  • «Ветер и Искры» — вокруг этого крутится солидная часть сюжета.
  • Лавкрафт как минимум пару раз использовал этот троп в варианте «обмен телами». «Тварь на пороге» и «Тень из вневременья» всецело построены на этом.
    • А вот во «Вратах серебряного ключа» — довольно необычный случай, объединяющий черты «Шизы» и «Кукловода». Цимес в том, что на деле Зкауба и Картер — разные грани единого архетипа, и когда один из них «вспоминает» другого (которому ещё только предстоит существовать в будущем), для него это кажется именно тропом.
  • «Сварог» — вариант «Кукловод» в «Спасителе Короны». Протагонист сначала прыгает по телам участников разрушительной гражданской войны между магами и «технарями», а затем действует в теле частного детектива.
  • «Корпорация Бессмертие» Роберта Шекли. 2110 год. Достоверно известно, что загробная жизнь существует, поэтому вполне нормальным считается отправиться «на тот свет», оставив тело тому, кто в нём нуждается — добровольно или «под давлением обстоятельств», так сказать; впрочем, переход души в другое тело — процедура, в которой стопроцентного успеха никакие меры предосторожности не гарантируют. Технология «трансплант» позволяющая свободно меняться телами и даже подсаживать одно сознание к другому ещё не принята обществом и считается преступной. Существует экранизация, не имеющая с книгой совершенно ничего общего.
  • Роберт Шекли, «Четыре стихии» — множественные личности протагониста с детстве были рассажены по трём телам, пришло время собрать воедино полноценную личность. (По тексту повести это всё же не множественные личности, а различные типы темперамента.)
  • Роберт Хайнлайн, «Не убоюсь зла» — ближе к финалу в теле главной героини обитают три личности.
  • «Линия Грёз» Лукьяненко — технология аТан реализует этот принцип: сознание и память «пишется» в реальном времени и, в случае гибели клиента (при оплаченном счёте, разумеется) проецируется в тут же синтезируемое тело в ближайшем филиале компании.
  • «Ловушка времени» Кита Лаумера. Мужчина и женщина вместе перемещаются во времени. Технология перемещения довольно причудливо работает, так что сперва они попадают в голову простому американскому алкашу с конюшни. Вдвоем. Долго выясняют отношения. Потом, сгоряча, перескочили в головы лошадей с этой самой конюшни, и наконец разобравшись, воплотились нормально — перепутав тела, правда.
  • «Тайный город» — Ярга практикует вариант «Кукловод». Всё, что ему нужно для переноса — сравнительно небольшое количество магической энергии. Собственное тело он потерял много тысяч лет назад, поэтому в течение всего «Дня дракона» перескакивает из тела в тело, прежде чем начать вредить Великим Домам по-взрослому. При этом Ярга свободно пользуется памятью жертв, что помогает ему быстро освоиться в непривычном современном мире.
  • Антон Орлов, цикл «Тина Хэдис» — инверсия. Первоначально клоны человека практически всегда оказывались «овощами», однако изобретение генератора Мидауэра, который выдавал электромагнитное поле очень сложной структуры, позволило создавать нормально функционирующих клонов. Однако древние мудрые расы галактики единым фронтом выступили за полный запрет этого изобретения. Причина: все клоны, казалось бы обладая идентичной копией мозга оригинала, не имели души, а этот генератор захватывал и запихивал в тела души недавно умерших людей и даже добивал тяжело больных. При этом из-за шокового характера переноса происходило «форматирование» души, которая затем считывала воспоминания из мозга клонированного тела. Однако из-за сохранения особенностей личности при переносе души поведение этих клонов со временем различалось всё больше и больше.
  • Роберт Сильверберг, «Замок лорда Валентина» — заговорщики переселяют душу героя в некоего покойника, а душу своего человека — в освободившееся тело.
  • «Князь Пустоты/Аспект-император» — артефакт Амилоас представляет из себя маску с заключённой в ней душой древнего нелюдя. Последний вариант тропа с прикрученным фитильком — носитель маски перенимает все воспоминания заточённого в ней героя, воспринимая их как свои собственные, что серьёзно сказывается на его личности. Сорвил, нося Амилоас и даже сняв его, испытывал нехарактерные для себя чувства и ассоциации (например, при упоминании инхороев и Голготтерата), лёгко отличал нелюдей между собой, даже мог высокопарно говорить, как настоящий проживший тысячи лет нелюдский аристократ. До него Амилоас носили и другие люди, и на всех он оказывал необратимый эффект.
  • «История Галактики» — в романе «Роза для киборга» Джон Сент-Иво перенёс своё сознание в тело киборга (у него не было выбора, он умирал; как и у его матери, чей мозг по приказу мужа специалисты Зороасты пересадили в тело секс-игрушки).
    • «Форпост», где ИИ Беатрис была вынуждена перенести своё сознание в тело офицера Альянса Ольги Киренской, чьё сознание было стёрто инсектами в ходе экспериментов по изучению человеческого сознания с целью прививки своим боёвым особям навыков по управлению человеческой военной техникой.
  • «Коты-воители» — в цикле «Нарушенный закон», в тело Ежевичной Звезды вселился неизвестный кот с недобрыми намерениями, в то время, как дух самого предводителя теперь бродит по лесу и ищет помощи в возвращении тела.
  • Фрэнсис Хардинг, «Девочка с медвежьим сердцем» — наследственная способность Фелмоттов — впускать в себя «тени», призраки умерших людей (и, как показал опыт Мейкпис, не только людей). Все старшие Фелмотты — конгломерат личностей людей, живших в разные эпохи, которые рассматривают наследников только с точки зрения удобства тела, в которое можно переселиться.
  • М. и С. Дяченко, «Император» и «Визит к Императору» — собственно, Император, который «присваивает» себе людей и в конце концов становится чем-то вроде ульевого разума из живущих в нём личностей, которые вместе кочуют из одного тела в другое.
  • Майгулль Аксельссон, «Апрельская ведьма» — Дезире родилась с серьёзными нарушениями, которые день ото дня всё прогрессируют, она не может ни ходить, ни говорить, зато умеет переносить своё сознание в тела других людей.
  • Герберт Уэллс, «История покойного мистера Элвешема».
  • Джанет Эдвардс, серия «Разум улья» — телепаты после контакта с разумом преступника применяют методы очистки сознания от «тени» (своего рода слепка личности преступника). Если этого не сделать, то теневая личность со временем может захватить разум телепата, что и произошло с Оливией, которая полностью потерялась среди теней, а одна из теневых личностей стала настолько самостоятельной, что завербовала сторонников и успешно спланировала и реализовала теракт.
  • Нил Шустерман, серия «Беглецы» — что-то подобное происходит с СайФаем — вместе с частью донорского мозга он получает и остатки личности парнишки, разобранного на органы за клептоманию, который периодически захватывает власть над его телом и порывается куда-то идти и что-то делать. В конце мы узнаём, куда и зачем его вели остатки личности парня-клептомана — он хотел добраться до своих родителей и попросить не отдавать его на разборку, не понимая, что его УЖЕ отдали.
  • Филип Фармер, «Личный космос» — именно так действуют Чёрные Звонари: переносят записанную на них личность в новое тело, стирая прежнюю личность. Вот только Чёрные Звонари со временем развили собственные личности и превратились в угрозу для собственных создателей.
  • Drenai Saga Д. Геммелла — бессмертие в «Мечах Ночи и Дня». Действует по схеме «Перезапись с форматированием»: душа бессмертного вселяется в тело клона, а исходная душа клона отправляется на тот свет. (Благородный воитель Друсс однажды временно взял под контроль тело своего клона, а потом вернулся в посмертие без всякого вреда для личности клона; но никто, кроме него, такими вещами не заморачивался.)
  • «Дракон и джордж» Гордона Диксона — «Перезапись с бэкапом». Человек-попаданец оказался в теле дракона Горбаша без доступа к памяти Горбаша. Когда в конце книги Высшие Силы создали ему собственное тело и переселили его туда, личность Горбаша тут же вернулась в своё тело.

Фанфики[править]

  • Активно используется авторами фанфиков. Попаданец может как знать канон (и стремиться его изменить), так и быть совершенно с ним незнакомым, но всё равно изменить события — просто потому, что не явлвется канонной личностью. Хотя, разумеется, например, при попадании в детское тело — личность сколь угодно взрослого попавшего меняется, потому что тело влияет на разум, а детское тело (и детский мозг) заметно отличаются от взрослых.

Кино[править]

  • «Весь Я» (комедия, 1984 г) — престарелая миллионерша решила провести ритуал и занять тело молодой женщины, но что-то пошло не так и она подселилась соседкой в голову мужчине-адвокату. Посмотреть стоит ради виртуозной игры Стива Мартина, как половина тела у него движется с мужской моторикой, а другая — с характерной женской!
  • «Вне/себя» — фантастический триллер про нелегальную организацию, в которой избранные состоятельные люди могут купить себе суррогатное тело и переместить в него своё сознание. Один такой покупатель сталкивается с тем, что купленное им на исходе своей жизни молодое тело оказывается с вполне реальным сознанием, проявляющим себя отрывками воспоминаний. Организация узнаёт о дефекте тела и об интересе клиента найти место и людей из своих видений, и вынуждена принять жёсткие меры.
  • «Мужчина в моей голове» (комедия, Россия, 2009 г.) — пока известный телеведущий лежал в коме, его сознание прописалось в голове у некоей женщины, они даже роман (в голове) успели закрутить…
  • «Посредник» (ТВ, 1989 год) — трёхсерийная экранизация повести Мирера (только первой части, достоверно экранизировать вторую даже сейчас не всякая студия потянет). В целом следует сюжету, но если книга довольно лёгкая (всё же, для школьников писалась), то атмосфера фильма — конкретный мрак и безысходность!
  • «Прочь» 2017 года — именно этим промышляет семейка Армитадж. За деньги, они проделывают хирургические операции по извлечению мозга из клиентов и пересадке их в головы своих чернокожих слуг. Однако новые хозяева не полностью подавляют волю настоящих, истинных владельцев тела можно на время «вызвать» вспышкой фотокамеры.
  • «Корпорация Бессмертие» (фильм 1992 года). Гонщика Алекса Ферлонга за секунду до смертельной аварии выдергивают на 18 лет в будущее, где в его тело собираются закачать личность престарелого миллиардера (с форматированием, разумеется). Но, естественно, что-то опять пошло не так. Фильм поставлен, как бы, по роману Роберта Шекли, но от романа остались, фактически, только самая общая идея и название.
  • «Быть Джоном Малковичем» — комедия об этом.
  • «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки» — Армандо Салазар решает войти в тело Генри Тернера, чтобы в его теле сразиться с Джеком Воробьём и первым отнять Трезубец Посейдона (проклятие экипажа Салазара теряет силу в случае вступления на сушу. Вход в чужое тело снимает это ограничение). Однако лейтенант Лесаро попытался отговорить капитана Салазара от этой затеи, поскольку после входа в чужое тело выйти он уже не сможет. Но Салазар был непреклонен и, сказав, что Трезубец его освободит, входит в тело Генри Тернера. Касательно Трезубца Салазар оказался прав.
  • Немецкий цикл про доктора Мабузе 1960-х. Мабузе способен перенести свою личность в мозг другого человека при помощи гипноза (или ещё каких-то «колдунств»). Обычно на определённое время. А в «Завещание доктора Мабузе» он создавал себе алиби, перенеся свою личность (в кого — спойлер). Только новый Мабузе воспользовался своим положением и убил прежнего «в рамках закона». Или это был элемент плана старого Мабузе?

Телесериалы[править]

  • «Кукольный дом» («Dollhouse») — весь об этом. Можно за хорошие деньги сдать своё тело в долгосрочную аренду, на время которой в тело будут подсаживать искусственно сгенерированные (в основном) личности для удовлетворения пожеланий заказчика.
  • «Гримм» — один из персонажей некоторое время был носителем личности Джека Потрошителя.
  • «Сверхъестественное» — в ассортименте первый и второй варианты.
  • «Лексс» — именно так прожил тысячи лет Его Божественная Тень, правитель Лиги 20 000 Миров. Прежняя личность подавляется, но обычно священники заранее её удаляют. Особенность жизненного цикла Насекомых.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994)
    • Эпизод «Голем» (2 сезон, 27 серия). Старый полупарализованный миллиардер Алкион Ренар переселил свою душу в голема при помощи специального заклинания и, возрадовавшись обретённой силушке и возможность вновь ходить ногами, отправился буянить на пражские улицы. Правда в итоге Голиаф, успевший подружиться с Ренаром много серий назад, уговорил его вернуться в прежнее тело, а голема отдать потомку раввина Лёва, чтобы тот мог использовать его более традиционным способом — для защиты общины.
    • Эпизод «Одержимость» (2 сезон, 49 серия) весь про это. Итак, следите за руками: Пак (прикинувшийся Голиафом и совравший его друзьям, что якобы обучился магии во время своих приключения на Авалоне) переселил души трёх мёртвых гаргулий, занимавших тело кибер-гаргульи Камнехлада, в трёх живых гаргулий из манхэттенского клана: Отелло — в Бродвея, Дездемону — в Анджелу, а Яго — в Бруклина. Затем он вселился в Камнехлада, пользуясь тем, что сейчас «никого нет дома». Ещё чуть позже новорождённый Александр Ксанатос вселился в Лексингтона. И в самом конце, после череды боёв и выяснений, кто есть кто, тот же Александр перенёс души в Яго и Дездемоны в Сталехлада и Огнехлада (робо-гаргулий, созданных Ксанатосом специально для этой цели) и вернул Отелло в Камнехлада. В итоге в выигрыше остались все: Камнехлад исцелился от терзающей его «шизофрении» (проистекавшей из того факта, что три души делили одно тело), Пак как следует развлёкся, юный Александр сделал первые шаги в обучении магии, а злодей Яго обрёл круто робо-тело с металлическими тентаклями и регенерацией… Последний пункт, пожалуй, получился не слишком положительным, но ничего не поделаешь — заклинание переселения не работает без добровольного согласия переселяемого, а на тело, сильно уступающее по мощи Камнехладу, Яго бы не согласился.
  • Spider-Man: The Animated Series — в одной из серий такой финт попытался провернуть Мистерио. История трагическая: Мистерио был влюблён в известную актрису, которая после несчастного случая на киносъёмках считалась пропавшей без вести хотя на самом деле она спаслась пусть и была при этом сильно обезображена, не в силах терпеть своё уродство, она скрылась в канализации, никому не сказав про своё спасение, и по иронии судьбы на неё была очень похожа Мэри Джейн, которую взяли на её роль, и Мистерио выкрал её, чтобы перенести сознание актрисы в тело Мэри Джейн. На самом деле он знал, что это невозможно, но не хотел лишать возлюбленную надежды, и когда она активировала систему саморазрушения, то остался с ней до конца.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — в одной из серий доктор Джеремайя Серд модифицировал «Квест Ворлд» так, что сумел обменяться сознаниями со своим злейшим врагом, Рэйсом Бэнноном. Почему-то Серд в здоровом теле полностью освоиться не успел, зато Бэннон ухитрился с первого раза мастерски управиться с инвалидным креслом, и Джонни с доктором Квестом сумели провести обратный обмен, а попытка Серда поменяться телами с Джонни не удалась на виртуальном уровне.
  • RWBY — способность Озпина.
  • «Бен 10» — любой эктонурит может вселиться в чужое тело.
    • Колдунья планировала поменяться телами с Беном и получить Омнитрикс, но заклинание сработало на Гвен. Позже, вернувшись в своё тело, она совершила вторую попытку, но в этот раз телами поменялись Бен и Гвен.
      • Король Ксарион перенёс свой разум и душу в тело Виктора, дабы продолжить править своей страной в сильном теле вместо своего дряхлого старческого. Но после переноса был побеждён, тело было закатано в металл, а в Омниверсе душа короля и вовсе была поглощена Зе’Скером, возвращая Виктору контроль.
      • Случилось в Перезапуске с Гвен и Беном из-за Хекса.
        • Kid vs Kat — Куп и Мистер Кэт. А в конце серии Мистер Кэт и Денниз.
  • «Лило и Стич» — этим занимается образец 355, Меняла.

Комиксы[править]

  • The Superior Spider-Man — доктор Октавиус, находясь при смерти, меняется телами с Питером Паркером. Первоначально вариант «Перезапись с форматированием», затем перерастает в вариант «Шиза».
  • My Little Pony: Friendship is Magic — когда шайка единорогов (Твайлайт условно назвала их псевдокорнами) крадёт крылья Рейнбоу, она вместе с Твайлайт пытается вернуть их. Но обе попадают в их ловушку. Твайлайт, выбравшись из ловушки, применяет заклинание, которое перемещает душу Рейнбоу к себе в тело. Рейнбоу в теле Твайлайт сумела забрать пузырёк с зельем, с помощью которого псевдокорны хотели отрастить себе крылья, тем самым искусственно сделав себя аликорнами. В результате обе успешно возвращают крылья, а Твайлайт в качестве наказания временно отнимает у псевдокорнов возможность колдовать.

Веб-комиксы[править]

  • Order of the Stick — вампиры в этом сеттинге действуют по схеме «Кукловод». Исходная личность (душа) отрезана от контроля тела, а вселившийся в тело дух управляет телом и имеет доступ ко всем воспоминаниям исходной души. При этом существует риск временной «Шизы»: если дух-вампир будет слишком быстро изучать воспоминания, то может временно заиметь те же ценности и приоритеты, что и исходная личность. Именно таким способом Дуркон смог нейтрализовать духа-вампира в критический момент.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass — императрица Марианна обладала Гиассом, дающим силу переноса личности. Перед физической смертью она перенесла сознание в тело юной Ани Альстрейм — и благодаря этому осталась жива.
  • Fullmetal Alchemist — в экранизации 2003 года при помощи Философского камня можно провернуть вариант «Перезапись с форматированием». Таким образом Данте меняла свои тела на протяжении 400 лет.
    • Вариант «Шиза» также имеется. При пересечении Врат Истины Эдвард оказывается в чужом теле и через некоторое время слышит чей-то голос в голове.
  • Насуверс — если Героический Дух по каким-либо обстоятельствам не сможет обрести себе материальное тело, то он вполне способен вселиться в тело смертного человека. Главное, чтобы тот был совместимым по всем параметрам, дабы он получил контроль над телом. Ярким примером может послужить Жанна Д’арк в теле Летиции.
  • Isekai Quartet
    • KonoSuba — одна из способностей Ванира. Когда его основное тело уничтожили, Ванир успевает захватить тело Даркнесс, по привычке причиняя боль за любое неподчинение. Что работает на паладинше-мазохистке совершенно иначе. Всё это выливается в комедийную шизу.
    • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — Петельгейзе, просто Петельгейзе.
  • Bleach — в сеттинге существуют таблетки, которые позволяют не просто отделиться душой от тела, но и временно вселить в тело другую душу, которая будет изображать хозяина. Ичиго попалась бракованная таблетка, в которой сидела вполне сознающая себя личность, скрывающаяся от Сообщества Душ (впоследствии этот персонаж получил имя Кон). Несколько раз в критических случаях Ичиго повторно вселял Кона в себя, когда иного способа выйти из тела под рукой не было.
  • Teisou Gyakuten Sekai — у Итикавы случился незапланированный обмен телами с двойником из Параллельного мира.
  • Alyosha — в финале 95-летняя Миша Карамазова, использовавшая все способы продления жизни, пошла на последний шаг и решила записать своё сознание в тело Алеши (поверх её сознания). Вышло не до конца — Мишу успели остановить, и теперь она проведёт остаток дней за решёткой, но её воспоминания всё же передались, пусть и воспринимаются как прочитанная книга.
  • Date A Live — после того, как Шидо своими действиями в прошлом переписал историю, Оригами из его прежнего таймлайна, которая тоже на тот момент находилась в этом же отрезке прошлого, не смогла вернуться в своё время… и вместо этого вселилась в собственного двойника из альтернативного таймлайна. Правда, с Шидо произошло то же самое, когда время его пребывания в прошлом закончилось, однако конфликта личностей между его старым и новым телами не возникло, так как Шидо в обоих временных линиях прожил одинаковую жизнь (вместе со всеми её злоключениями), и разница между обоими его версиями практически нулевая. А вот с Оригами вышло наоборот — жизни обоих её версий существенно различаются в пределах 5-летнего промежутка между прошлым и настоящим, как и сформировавшиеся за это время личности: альтернативная Оригами смирилась со смертью родителей и не винит в этом духов, а прежняя Оригами так и не смирилась с потерей (ещё и себя винит в их смерти, впав в глубокий тильт) — от того и возникает эффект двух разных личностей в её голове. Кроме того, альтернативная Оригами, в отличие от оригинальной, не становилась духом, из-за чего двойник легко ассимилировал её тело.

Видеоигры[править]

  • Megadimension Neptunia VII — мягкий вариант «шизы»: Эс-Ша и Е-Ша разделяют одно тело. Большую часть времени телом управляет Эс-Ша, так как Е-Ша стеснительна. Но иногда Е-Ша появляется в час нужды или из-за любопытства. Изначально тело принадлежало последней, но из-за смертельных ранений Эс-Ши её душу пришлось поместить в тело Е-Ши.
  • The Witcher 3: Wild Hunt — Витольд фон Эверек вселяется в Геральта, чтобы погулять на свадьбе. Причем ведет себя культурно, стараясь не слишком позорить Геральта, а когда Шани замечает странности в поведении ведьмака, покладисто покидает тело, чтобы Геральт мог объяснить ситуацию.
  • Clive Barker's Jericho — собственно, этим в варианте «кукловодства» большую часть игры занимается командир отряда «Иерихон» Дэвин Росс. Своё-то тело погибло, а сознание осталось.
  • Deus Ex, самая первая часть — интересный вариант: в одной из концовок в голову к Дентону подгружается искусственная личность ИИ «Гелиос». Причём, игра не даёт однозначного ответа: стёр ли он при этом личность Дентона, стал «кукловодом» или же, напротив, разрешил JC руководить собой и через себя всем миром.
  • Resident Evil Revelations 2 — вокруг тропа весь сюжет крутится. Смертельно больная злодейка Алекс устраивает «гостям» своего острова серию испытаний лишь для того, чтобы подобрать себе новое тело. И успешно перерождается внутри маленькой девочки. Правда, процесс оказался более долгим и мучительным, чем Алекс себе представляла.
  • Touhou Project — именно так, согласно Слову Божьему, работают сикигами. Вариант с «кукловодом» — на счёт памяти неизвестно, а вот некоторые повадки перенимаются (например, Ран Якумо любит тофу, потому что кицуне, в теле одной из которых она находится, любят тофу).
  • Mortal Kombat 11 — когда Рейден узнал о том, что Кроника намеренно пытается натравить его и Лю Кенга, он решает вселиться в Ревенанта Лю Кенга, дабы пресечь очередную попытку (кстати, телом управлял пришедший в себя Лю Кенг, Рейден же давал советы). Когда Лю Кенг успешно побеждает Кронику, Рейден отделяется от его тела, отдав Лю Кенгу свои былые способности, сам же он стал смертным.
  • Super Mario Odyssey — главная особенность игры. Марио способен бросать Кеппи как бумеранг. При попадании во врагов Марио может входить в них и использовать способности подчинённых врагов (правда, работает не на всех).
  • Dishonored — заклинание «Вселение». На первом уровне Корво может вселиться в тело животного, чтобы незаметно пробраться мимо врагов. А на втором уровне он получает способность вселяться в людей, но может только ходить.
  • The 3rd Birthday — на этом построен и геймлпей, и сюжет.
  • Post Mortem — голова Бафомета позволяет своему владельцу переносить свою личность в другое тело. Остаётся ли что-то от личности прежнего обладателя тела — неизвестно.
  • Fallen Hero: Rebirth — ГГ-телепат, способный переносить свою личность в другие тела, временно подавляя «хозяина» и стирая все следы своего присутствия после.
  • Crysis 2 — в начале 2-ой игры Пророк надевает на Алькатраса свой нанокостюм, чтобы морпех закончил за него миссию по уничтожению цефов (сам Пророк уже был на терминальной стадии заражения Манхеттенским вирусом, а Алькатрас из-за полученных ранений банально бы умер без медицинских подсистем костюма). Однако, по ходу игры Алькатрас и сам заражается вирусом, но не умирает: нанокостюм использует его тело как живой резервуар для синтеза вакцины. Однако, мозг Алькатраса претерпевает частичную деградацию из-за действия вируса, когда как ИИ нанокостюма поддерживает его как только может. Кульминацией становится электроманитная ловушка на "Призме", из-за которой ИИ теряет часть своего аппаратного "железа" и стремительно восполняет пробелы... энграммой Пророка, который когда-то этот же костюм и носил — так прежний хозяин обретает вторую жизнь как ИИ. А после распыления вакцины в центральном парке мозг Алькатраса получает критические повреждения, и ради его сохранения отправляется подсистемами костюма "на консервацию" — теперь владельцем тела становится Пророк.
  • Cyberpunk 2077 — вариант на стыке шизы и форматирования. Чип, содержащий конструкт Джонни Сильверхэнда, полностью перетасовывает нейронные связи в мозгу, подготавливая тело для новой личности. Отчасти спасает то, что процесс этот далеко не быстрый — у Ви есть время для того, дабы найти способ безопасно избавиться от чипа или придумать что-то ещё. А пока процесс идёт, Ви и Джонни могут свободно общаться, хотя у руля всё равно Ви (правда, может передать контроль Джонни специальными таблетками). В конце концов в теле остаётся только один из них (зависит от выбора игрока).
  • Warframe — Орокин. Создали для этого специальную расу.
  • SOMA — практически вся игра про это.
  • Nier — случайно получилась «Шиза». Планировали-то этичное вселение душ в бессмысленные тела-болванчики — но произошло непредвиденное: тела взяли и обрели собственный разум. Душа может вселиться в тело и взять его под контроль — но предыдущая личность там останется, и душа будет слышать её мысли.
  • 7 дней лета и остальные визуальные новеллы в этом же сеттинге — именно таким образом, чаще всего, герои и попадают в одну из других реальностей, занимая тело своего кванка или просто способного быть хостом. Хотя есть способы сделать это во плоти. Вариант «с бэкапом»: после отбытия гостя хозяин просто просыпается, не помня, что делал и где был последние несколько дней.

Визуальные романы[править]

  • «7 дней лета» и его сиквелы — Семен перемещается в реальность лагеря «Совенок» не телесно, а в голову к Семёну из этого мира, своему местному воплощению. Вариант «перезапись с бэкапом». Собственно, данный троп — один из краеугольных камней всего сеттинга: «у тебя нет души, ты и есть душа». А тело — лишь очередное воплощение, которых почти бесконечное количество. В некоторых случаях другие герои могут переместиться в голову и не к своей копии.