Рыльце в пуху

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Вот он, момент истины. Один персонаж может вывести на чистую воду какую-то грязную схему или подлый поступок другого персонажа, но… Но это ведь будет означать, что у него самого рыльце в пуху. Иначе откуда ему так хорошо знать все грязные злачные места или поздней ночью ходить с лопатой по кладбищам?

Ситуация, при которой чистый перед законом/совестью/богами (как кому нравится) персонаж не смог бы вывести на чистую воду оппонента. Играться может по-разному — в трагическом ключе (нельзя повлиять на происходящую несправедливость, не подставив себя), просто для нагнетания атмосферы (см. ниже про «Основной инстинкт»), но чаще — или, по крайней мере, не реже — в комическом.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про мужа, жену и любовницу: «Стоп, а кто У МЕНЯ дома ножи точит?» (Любовница просила его об этом регулярно, а вот жена — ни разу).
  • Не менее известный анекдот про Штирлица и отпечатки пальцев на заднице Евы Браун: «Я-то объясню, Мюллер, а вот как ВЫ объясните, как вы их нашли? — Да, Штирлиц, я всегда жалел, что вы работаете не у нас».
  • Шутки ради — анекдот про подсудимого: «Он невиновен, у него железное алиби — в день убийства он сидел за компьютером, вот история его браузера… — НЕТ, спасибо! Уж лучше в тюрьму».
  • Анекдот про раввина, играющего в субботу в гольф, которому удался «hole in one»: «А кому он теперь об этом расскажет?». С фитильком — никто никого не обличает, но рассказать о значимом для себя событии не выйдет.
  • Анекдот про «ничего себе, как они тут яблоки сервируют!» (В пасти поросёнка). Прямо-таки между строк читается, что раввин в той забегаловке тоже оказался неспроста.
  • История про Ходжу Насреддина и парчовый халат верховного судьи. «Я снял этот халат и чалму с человека, валявшегося пьяным в канаве. Если это были вы, я сейчас же верну вам вещи».
    • Примерно такой же анекдот, но в реалиях 90-х: «Хорошая голда, но не моя». Не исключено, что вор — тоже тролль.
«

Бракоразводный процесс. — Почему вы желаете развестись с вашим мужем? — Он знает массу непристойных песен… — И что, постоянно напевает? — Нет, насвистывает.

»

Театр[править]

  • И. Штраус, «Летучая мышь». Муж героини, который должен быть в тюрьме, сталкивается на балу с их служанкой. Каждый просит другого не говорить госпоже. Но вместо мужа в тюрьме сидит студент, которого у госпожи застукали.

Литература[править]

  • Конечно же, Том Сойер! С фитильком: ради спасения невиновного пришлось признаться в ночной вылазке на кладбище (получит он за такое максимум несколько синяков на заднице).
  • «Лифт на эшафот» Ноэля Калефа — героя обвиняют в убийстве, которого он не совершал, но его алиби в том, что он в это время совершал другое убийство.

Кино[править]

  • «Гараж». Дочка Смирновского — отцу: «Только не лезь в драку, у нас и самих рыльце в пуху!» Не помогло. Во-первых, он таки полез. Во-вторых — «Хватит им на одну семью одного гаража». А уж в каких роскошных мехах разгуливают рыльца замдиректора Аникеевой и директора рынка (гражданки Кушаковой А. А.)! Завидуют все модницы Лондóна и Парыжа!
  • «Основной инстинкт» — немалая часть сюжета. Ник по идее должен был либо признать Кэтрин невиновной, либо признаться, что знает, как обманывать детектор лжи (и обманывал).
  • «Блондинка в законе» — тот случай, когда всё-таки удалось обойти. Брук Уиндем обвиняется в убийстве своего мужа. У неё железное алиби — делала липосакцию, — но рассказать о нём она не может. Брук — успешный тренер и автор книг по фитнесу, и втирает своим поклонницам, как легко иметь такую же стройную фигуру. И она готова скорее сесть по ложному обвинению, чем потерять репутацию.
  • Одна из экранизаций «Графа Монте-Кристо» — изобличая Вильфора, свидетель признаётся, что залез обокрасть дом в ту ночь, когда нашёл закопанного отцом заживо новорожденного сына Вильфора. Свидетеля не наказывают, потому что он ничего не украл, а начавшийся скандал перевешивает все остальное. (В книге он залез, чтобы убить Вильфора из мести).
  • «Как украсть миллион» — все об этом: сперва главная героиня не может сдать «взломщика» полиции, потому что тогда всплывет, что ее папаша подделал эту самую картину, которую вор пытался «украсть». А в финале Девис Лиланд получает вожделенную статуэтку Венеры, но он никогда и никому не сможет ее показать и потому никогда не узнает, что она поддельная, потому что статуэтка украдена из музея.
  • «Жертва» с Дирком Богардом — главный герой противостоит группе преступников-шантажистов, охотящихся на гомосексуалистов. Проблема раз — сам герой не только гей, но ещё и с карьерой и женой. Проблема два — это Англия середины ХХ века, когда за мужеложство был положен вполне конкретный тюремный срок.
  • «Щепка» — Зик не выдает маньяка, потому что не хочет чтобы все узнали, что он подглядывает за всеми жильцами в здании через скрытые видеокамеры. Героиня этого не оценила.

Телесериалы[править]

  • «Молодой Волкодав» — аверсия: чтобы спасти Волкодава, обязанный ему жизнью Гвалиор вынужден признаться, что работал надсмотрщиком в Самоцветных Горах, что стоит ему уважения окружающих и он едва не теряет невесту.
  • «Убийство» (США) — у подозреваемого в убийстве есть алиби: в ту ночь его вытаскивали из воды при попытке суицида. Проблема в том, что он политик, у которого на носу выборы на пост мэра. Полиция в итоге узнала и обвинение было снято, но вот с конкурентом, науськивающим электорат на тему «А чего это он не расскажет, где был, если совесть чиста?», ничего не поделаешь.

Мультсериалы[править]

  • «South Park» — у школьного психолога мистера Маки психологических расстройств не меньше, чем должно быть у его пациентов.

Телевидение[править]

  • «Ералаш», выпуск про школьника, который вместо уроков зарабатывает мытьём машин. И натыкается на отца с любовницей. Не теряется: «В общем, пап, ты меня не видел, я — тебя».

Музыка[править]

  • Гэри Мур, «Over the hills and far away»: лирический герой сел на десять лет за ограбление, которого не совершал — ту ночь он провёл с женой лучшего друга.
  • Баллада «The Long Black Veil» (исполнялась Джонни Кэшем, Ником Кэйвом, Брюсом Спрингстином, Миком Джаггером и вообще всеми на свете; есть и русская версия группы «Белфаст»). Здесь ещё круче: герой пошел на виселицу за убийство, которого не совершал — в ту ночь он был с женой лучшего друга, но не стал пользоваться таким алиби.

Реальная жизнь[править]

  • Судебная дилемма — чтобы дать показания и помочь человеку, придется официально признаться в каком-то своем нарушении и нажить неприятности.
  • Распространенное во многих ситуациях: «Ты меня не видел, я — тебя».
  • Иногда этим пользуются шантажисты, не имея фактов и подбрасывая требование составленное в общих словах, в расчете что жертве есть что скрывать и она испугается и заплатит.