Вторжение в ад
« | Если бы Гитлер вторгся в ад, я бы, по крайней мере, замолвил за дьявола словечко в Палате общин. |
» |
— Уинстон Черчилль |
« | теракт в аду у входа взрывом |
» |
— Пирожок с тропом |
Именно то, что написано на упаковке — герои (или злодеи) отправляются в ад. Воевать. Убивать демонов, освобождать грешные души или даже бить местного Сатану — в зависимости от того, насколько у них хватит крутизны. Цели при этом преследуются разные — от искреннего желания уничтожить Вселенское Зло, до попыток занять трон Князя Тьмы. Где-то с боку — перепутавший ад с вальхаллой берсерк. Родственные тропы — Ад его не удержит; главное отличие в том, что тот, кого ад не удержал, должен сперва (опционально[1]) умереть и в этот самый ад попасть, и Сегодня мы штурмуем небеса, где противником героев выступает уже противоположная сторона.
Если вторжение проходит успешно, оно автоматически ведёт к тропу Ктулху с побитой мордой.
Примеры[править]
Мифология и фольклор[править]
« | Поймал думер золотую рыбку: |
» |
— Анекдот в тему |
- Пример который старше, чем феодализм — история о том как богиня Иштар добровольно сошла во Ад из-за своей гипертрофированной гордыни. С притушенным факелом — так бы ей там и оставаться в наказание, да только подлость из любой преисподней дорогу домой найдёт…
- Японская народная сказка про Момотаро. Означенный герой вместе со своими друзьями (собакой, обезьяной и фазаном) вторгся на остров они, одолел их, взял дань и приказал больше людей не тревожить.
- Видимо, вдохновлялись индуистской «Рамаяной» — там принц Рама тоже вторгается на остров демонов-ракшасов. С армией обезьян, кстати. А что делать было — жену царь ракшасов утащил…
- Геракл тоже вломился в Аид по срочной надобности привести кузену Эврисфею Цербера. Про одного короля, одного влюблённого и ещё нескольких героев, которые тоже пролезли живьём в Аид, несмотря на преграды, и упоминать не стоит.
- Согласно Священному преданию, Иисус Христос после распятия сошел в ад и освободил ветхозаветных праведников, начиная с Адама и Евы. Иконография этого события в точности соответствует пирожку из эпиграфа: Спаситель попирает ногами свороченные с петель адские врата, которые после этого становятся окрашены в золотой цвет, символизирующий святость и благодать.
- С фитильком: басня про отряд ландскнехтов, сражённых в бою и пошедших в ад — как положено, под барабан и с развёрнутыми знамёнами. Черти увидели их флаги, испугались (подумав, что начинается Второе Пришествие, и это по их душу явилось ангельское воинство), и наотрез отказались пускать наёмников в преисподнюю (хотя нагрешил каждый из них изрядно). Тем пришлось топать в рай…
- Анекдот про умершего писателя, которого вытащили обратно поклонники. Проды-то хочется…
- Японская сказка «Жрец, врач и канатный плясун в аду». Про троицу друзей, которые устроили Князю Тьмы Ад и Израиль в отдельно взятой Преисподней и в итоге оказались изгнаны в жизнь, ибо достали беднягу дальше некуда.
Литература[править]
- Архимаг давит педаль в Бездну, ибо главный герой на протяжении всей серии только и делал, что готовился к подобному штурму. И последняя книга целиком ему (штурму) посвящена.
- Дмитрий Глуховский, «From hell» — на газодобывающей станции случайно застрелили демона. Как оказалось, они прокопали проход в преисподнюю, и правительство уже потирает руки — СТОЛЬКО ценных материалов можно добыть…
- Только получают их мирным образом. А взамен, по условиям договора, — поддерживают нужные партнёру режимы. Вроде Ирана или КНДР. Так что тут, скорее, соседний троп
- Страж — в последней книге главный герой вместе с местным суперменом от Церкви отцом Мартом вторглись в ад. Ну, не то чтобы вторглись, влезли через дырку в заборе, а потом еле унесли ноги до того, как более менее серьезные местные их настигли.
- Dragonlance — же! Именно в ад, а точнее в Бездну спуститься и надо, чтобы стать богом, ну или по крайней мере начать путь к этому титулу.
- Пол Андерсон? «Операция „Хаос“» — главный герой отправляется в Ад отбивать похищенную дочь.
- Ирина Ковальчук, «Ваня Жуков против Гарри Поттера», православно-патриотическая агитка в духе «Детей против волшебников». Мальчик Ваня Жуков увлекается книгами и компьютерными играми про Гарри, вступает в клуб его фанатов, а те на ритуале «посвящения» дают ему волшебный напиток — медный купорос. Ваня впадает в кому, а его душа летит в ад. И быть бы ему в аду вечно, если бы не молитва его православной матери в виде крошечного фонарика. Следуют сцены, степень мерзости и жестокости которых просто зашкаливает. Автор, смакуя детали, рассказывает, как демоны вечно пытают в аду детей, за такие, например, прегрешения, как любовь к сладкому или пристрастие к тяжёлому року. А ещё многие мультяшные и киношные персонажи (типа Телепузиков, покемонов или Скруджа Макдака из «Утиных историй»)- тоже злые духи. И даже фавн из вроде бы христианских «Хроник Нарнии» — демон, потому что он фавн, у него рожки. А девочка, которая этого фавна очень любила, вместе с Ваней попала в ад.
- Впрочем, больше похоже, что он вовсе не попал в настоящий Ад, а просто бредил.
Сетевая[править]
- The Salvation War — эталонный образчик. Как оказалось, демоны не могут пережить расстрел из танков, речи Путина или ракету воздух-воздух. А вот крылатые ракеты и стратегические бомбардировщики прекрасно работают в Аду. Да и погибшие в войне с демонами попадают именно в Ад… обретая бессмертие! В следующих книгах под раздачу попадает Рай — за неисполнение обязательств и пособничество.
Телесериалы[править]
- «Приключения Синдбада»:
- Серия «Путешествие в Ад» — Синдбад и его команда отправились на прогулку в Ад, чтобы заставить давно умершего воителя Тимура оставить в покое душу родного сына, в чьем теле он намеревался возродиться с позволения Дьявола. Сам Дьявол намеревался присвоить души героев, но ему не позволило заступничество высших сил.
- Серия «Чертов дом» — попытка Скрэтча заманить Синдбада и его команду в ловушку обернулась для него внезапным вторжением высших сил в его филиал Ада на Земле.
Комиксы[править]
- Marvel Comics: во всевозможных кроссоверах герои и злодеи неоднократно устраивали рейды как в ад как таковой, так и в его асгардский аналог и недалеко ушедшее от этих мест Темное измерение. Вот только некоторые примеры:
- Громовержцы (генерала Росса):
- Заглавной команде пришлось устраивать вторжение в организованный Блэкхартом филиал Ада на Земле на территории Лас-Вегаса, чтобы отправить демонов и их начальство обратно в Преисподнюю. В ходе противостояния силам тьмы Красный Халк успел покататься на трайке, став очередным носителем симбиота Венома и Призрачным Гонщиком одновременно.
- сюжетная арка Сестры Милосердие, почти всемогущей апокалиптической маньячки, которую генерал Росс пытался использовать в своих целях, закончилась тем, что героям пришлось заключать сделку с Мефисто, который изначально составил договор так, чтобы их души достались ему. Но Мефисто неосмотрительно позволил Дэдпулу дополнить текст на свой вкус. В итоге, когда Мефисто затребовал причитающееся ему, то вместо душ героев в нагрузку к Сестре Милосердие получил еще и вторжение в свои владения небесного воинства.
- Капитан Америка — в одном из комиксов Красный Череп решил заключить сделку с Дормамму, для чего отправился в Темное Измерение. Следом за ним в закрывающийся портал прорвались бравые американские вояки и сумели навести шороху, сорвав переговоры нацистов с нечистью.
- Доктор Стрейндж — и сам Верховный Маг Земли, и многие его союзники и враги не раз и не два наведывались в гости к Дормамму отнюдь не с дружественными целями.
- Громовержцы (генерала Росса):
- Леди Смерть, после долгих метаний между светом и тьмой, возглавила войско таких же отверженных и завоевала Ад. А потом устроила вторжение на Небеса.
Аниме и манга[править]
- Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — конечно, это не совсем ад (аналога рая не предусмотрено, а ад это или аналог лимба — для каждого конкретного обитателя зависит от его личностных качеств при жизни[2]; хотя местечко все равно так себе), да и загробный мир — не единственная и даже не главная функция этого, хм, места (вообще-то, это нельзя назвать местом, ибо пространства и времени в нашем понимании там нет), но проникнуть туда (не вполне с боем, правда, скорее обратившись к военной хитрости) и устроить там диверсию протагонисту в итоге пришлось.
- Bleach — если расценивать Уэко Мундо как один из аналогов ада, то получается сабж, так как Ичиго с товарищами по ходу основного сюжета не раз совершают туда вылазки и надирают задницы особо отожравшимся Пустым на их же территории.
- А в одной из побочных арок они же устраивают замес и в полноценном местном аду.
- Mato Seihei no Slave — зигзагом: Анти-Демонический Корпус не столько штурмуют «царство Мато», сколько ведут дозорную службу на его территории, сокращают популяцию демонов и спасают случайно угодивших туда людей, а также добывают от туда плоды местного растения, от которых черпают свои суперсилы (правда, только женщины — на мужчин они эффекта не оказывают).
Видеоигры[править]
- DOOM же — демоны вторглись на исследовательскую лабораторию на спутнике Марса, задача — зачистить лабораторию, вторгнуться в мир демонов и позаботиться, чтобы таких вторжений больше никогда не повторилось.
- Diablo — в каждой игре серии главному герою так или иначе придётся спускаться в Преисподнюю, чтобы уничтожить какого-нибудь особенно опасного демонического владыку.
- Dante’s Inferno — зря, очень зря дьявол утащил невесту Данте. Тот спустился в ад, истребил легионы демонов и, как истинный мужик, набил ему морду.
- Самый-то смех, что дьявол нарочно заманил Данте в ад, но получилось слишком хорошо.
- God of War (2018) — чтобы вылечить сына, Кратос спускается в Хель за сердцем Хранителя Моста (огромного бронированного тролля, сиречь).
- Да и до этого, во время своих греческих приключений Кратоса не раз убивали, но он возвращался в мир смертных, попутно устраивая масакру постояльцам подземного царства и всему его руководству.
- Mortal Kombat — в X и 11-ой частях воины Земного Царства периодически спускаются в Преисподнюю, чтобы помешать планам тех, кто стоит за ордами демонов и плетёт свои интриги из тени.
- А в Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero (приквел к самой первой части — игра 1997 года, отдалённо напоминающая помесь Castlevania с MK), Би-Хань всю первую половину игры выполняет задания Ониро (патриарха своего клана) и Куан Чи (адского колдуна-демона, приятеля этого Ониро), а затем, по просьбе бога грома, самовольно проникает в Преисподнюю, чтобы исправить то, что он наворотил. И всю вторую половину игры он носится по аду как угорелый, колотя адскую стражу, а потом и адское руководство… и в конце концов похищает-таки у злого Шиннока амулет (фальшивый, как тут же почуял бог грома).
- Clive Barker's Jericho — сама по себе операция «Печать Господа» по удержанию Перворожденного внутри Пиксиса представляет собой жертвоприношение семерых воителей-магов, способных закрыть выход из этого измерения. Разве что эти самые воители каждый раз отправляются в Пиксис, будучи вооружёнными до зубов (благо, плоть местных обитателей всё ещё уязвима к человеческому оружию). Кое-кто всё ещё ведёт свой дозор в этом «прототипе преисподней», с боем отбиваясь от порождений Перворожденного. И именно этим и занимаются главные герои игры.
- The Elder Scrolls 4: Oblivion — примерно треть игры Чемпиону Сиродила придётся бродить по Плану Мерунеса Дагона, собирая артефакты или спасая важных персон.
- А в TES Online вторжение в Хладную Гавань, план Молага Бала, устраивают гильдии бойцов и магов, под покровительством Пяти Соратников и Меридии, которая обеспечила им оперативную базу в Опустошённом городе. Цель — остановить Слияние Миров, прекратив производство Тёмных якорей, и ослабить самого Молага Бала, раз убить его не получится.
- Overlord — в аддоне к первой части, Властелин вторгается в Бездну, чтобы набить морду Забытому богу. В результате, он занимает его место.
- Во второй части солдаты империи Солярия пытались сделать подкоп в Нижний Мир, чтобы провести вторжение с целью убийства Повелителя и его армию прихвостней, но Повелитель не дал им осуществить план сорвав им подкоп.
- R.I.P. — играть надо за Мрачного Жнеца, демона Рок-Энд-Ролла и Тыквоголового Джека, защищающих Ад от некоего генерала, который вторгся туда со своей армией.
- Dwarf Fortress — если вгрызаться в адмантиновую жилу, можно докопаться до Ада. Некоторые игроки делают это целенаправленно и уже будучи подготовленными, так что получается сабж
- Terraria — чтобы перейти в условную вторую часть игры, нужно добраться до ада и сразиться с вызванным там боссом. А еще можно слить в ад океан и повесить игру в этом мире из-за обработки мгновенного испарения огромных объёмов воды.
- Minecraft — там не то, чтобы прям настоящий ад, но игрок туда ходит за ресурсами, лутом и прочими ништяками как к себе домой. А с глобальными модами технологической направленности ад обретает второе рождение.
- Настоящий… Если это не ад — тогда непонятно, как вообще изобразить ад… Огонь, лава, пыль душ повсюду, бродят скелеты, летают духи, чудовища огненные норовят подпалить седалище… Шатаются неприкаянные зомби, мрак вокруг и заунывные стоны дополняют картину. А еще воды нет — ее можно только принести в ведре и налить в котел, но озерцо или водопадик никак не создашь — испаряется. Разумеется, ад можно и нужно колонизировать — кто попадется под меч — перебить, вокруг портала построить укрепление и поплевывать на чертенят сквозь амбразуру, но полноценно жить тут не комфортно — нет воды, ничего не растет, нельзя спать, не работает навигация и потерян счет времени… Собственно техническое название этого места при разработке вполне говорящее — Hell.
- Монстры лишь немного сильнее верхнемирских, с пиглинами можно торговать (благо, золото в аду есть), и еда — грибы. Миски не расходуются, поэтому полтора-два стака досок хватит, чтобы жить в аду.
- С 1.16 ситуация кардинально изменилась. Теперь там есть кое-какая цивилизация свинолюдей, два биома лесов, скелеты огромных животных и золото.
- Настоящий… Если это не ад — тогда непонятно, как вообще изобразить ад… Огонь, лава, пыль душ повсюду, бродят скелеты, летают духи, чудовища огненные норовят подпалить седалище… Шатаются неприкаянные зомби, мрак вокруг и заунывные стоны дополняют картину. А еще воды нет — ее можно только принести в ведре и налить в котел, но озерцо или водопадик никак не создашь — испаряется. Разумеется, ад можно и нужно колонизировать — кто попадется под меч — перебить, вокруг портала построить укрепление и поплевывать на чертенят сквозь амбразуру, но полноценно жить тут не комфортно — нет воды, ничего не растет, нельзя спать, не работает навигация и потерян счет времени… Собственно техническое название этого места при разработке вполне говорящее — Hell.
- Saints Row: Gat out of Hell — отдельное дополнение к четвёртой части. Джонни Гэт и Кинзи Кенсигтон творят чад кутежа и адский прямо в аду! А всё ради возвращения похищенной души Босса Святых, он же Президент США.
- Fallen London — когда лондонцы попытались завоевать Ад, то получили по рогам и пошли на мировую. Зато торговлю наладить удалось — в аду очень дешёвый уголь. Надежд на реванш, впрочем, не оставляют.
- Starcraft 2 — если считать Пустоту адом, куда попадают души погибших протоссов, то эпилог кампании Legacy of The Void подходит под троп. Хотя это пространство скорее напоминает чистилище.
- Также в кампании Wings of Liberty Рейдеры Рейнора и пол-флота Доминиона вторгаются на вулканическую планету Чар. Сам Генерал Ворфилд подметил, что если бы ад существовал, он бы был здесь.
- Heroes of Might and Magic V — в конце кампании герои вторгаются в царство демонов Шио и дают по шапке Властелину Демонов. Вот только убить его не смогли, а месть его была страшна.
- За 20 лет до событий игры люди так же пытались вторгнуться в Шио, все полегли.
- Вторжению в Преисподнюю посвящён аддон «Хроники Героев: Преисподняя» для Heroes of Might and Magic III. Главный герой — Тарнум, на этот раз ставший рыцарем — отправляется в ад, чтобы спасти оттуда душу короля Риона Грифонхарта, человека, убившего Тарнума в прошлой жизни.
- World of Warcraft — дополнение «Legion» именно таким вторжением и завершается, да и на протяжении сюжета были рейды поменьше.
- Helltaker — главному герою захотелось гарем из демонесс. И он даже успешно собрал его.
- Hellgate: London — там, правда, Ад сам пришел на Землю, но периодически протагонист наносит визиты сквозь специальные порталы в Преисподнюю, чтобы повышибать дерьмо и лут из местных рогато-хвостатых товарищей.
- Hellblade: Senua’s Sacrifice — хотя от названия ожидаешь пафоса и стандартных христианских демонов, на самом деле речь о походе в Хель и отчаянном превозмогании.
- Big Drunk Satanic Massacre — вторжение в ад прошло успешно еще в прологе. Теперь демону-протагонисту придется усмирять обнаглевших людишек.
- Grim Dawn — начиная с третьего акта игроку будут периодически попадаться красные порталы, ведущие в Пустоту — местный аналог Ада. А в конце основной компании можно будет навести шороху в Бастионе Хисса — довольно важной адской локации. На полноценное вторжение это, конечно, не тянет, но в процессе прогулок будет возможность начистить физиономии паре довольно значимых Ктулх, включая правую руку местного Сатаны.
- Darkest Dungeon — если верить Предку, все люди посмертно становятся частью Сердца Тьмы — чужеродного чудовища, сидящего за открытыми этим самым Предком вратами. Так что там вполне себе ад.
- Titan Quest — дополнение «Immortal Throne» посвящено этому чуть ли не полностью.
- King’s Bounty: Легенда о Рыцаре — можно вломиться в Демонис и навести там шороху: набрать себе армию из демонов (которая очень пригодится в финальной битве с драконами, к чьему огненному дыханию у нечистых сопротивляемость), победить и развоплотить некоторых особо могущественных владык, выполнить для выживших несколько заданий за уникальную награду и даже закадрить симпатичную демонессу и увезти её с собой в Эндорию (кстати, этот роман в последующих играх серии признан каноном… как и все остальные романы Билла Гилберта).
- King's Bounty: Принцесса в доспехах — тут демоны, в общем-то, сами начали, причём дважды: Баал, жаждая мести за поражение от Билла Гилберта, впёрся в Эндорию, а Саммаил по договору с Деменионом оккупировал теанский остров Жемчужный, ныне именуемый Шетерра. Но приплыть на этот остров и настучать его обитателям по рогам всё ещё можно и нужно.
- King's Bounty: Воин Севера — в Демонис придётся отправиться ради артефакта, необходимого регенту Дариона по главному квесту. Там даже можно повстречать нескольких старых знакомых, а ещё один демонический регион для вторжения туда добавили в дополнении «Лёд и пламя».
- King's Bounty: Тёмная Сторона — а здесь нам предстоит вторжение в ад (даже в два ада: родину суккуба-антипаладинши Неолины Атриксус и похожую в плане на пентаграмму Хельведию) не возглавить, а наоборот, остановить. Подзаголовок данной части все ведь видели?
Веб-комиксы[править]
- Моя девушка — суккуб (My Succubus Girlfriend). Изумо отправляется за Анастасией прямо в ад. При этом подается сумбурно и скомканно: так и не объяснили, как он туда попал, а фейковый Люцифер отдал ему Анастасию слишком уж легко и быстро. Ай молодца, герой! — Во втором сезоне комикса выяснилось, что своей дерзкой выходкой Изумо разрушил древнее соглашение Люцифера с Богом. И теперь он может выбираться за пределы ада куда захочет.
Настольные игры[править]
« | …Мы не боги и не титаны. Мы солдаты. Мы не умираем. Мы отправляемся в ад на перегруппировку. | » |
— Комиссар Себастьян Яррик (и, по ходу пьесы, не он первый). |
- Warhammer 40,000 — Верховный Гроссмейстер ордена Серых Рыцарей Калдор Драйго, конечно же! В результате проклятия он оказался навечно затянут в Варп, на поживу обитающим там демонам. Но Драйго не растерялся и со словами типа «это не я заперт с вами. Это ВАС заперли со мной» начал бесконечную битву с демонами на их же территории! Которую он продолжает на протяжении столетий[3]!! Без перерыва на отдых, еду и прочее (он сверхчеловек в навороченном бронескафандре, в конце концов)!!! Так задолбал Великую Четверку, что к нему несколько раз приползали на коленях парламентеры-демоны с предложением отпустить его из Варпа со всеми положенными извинениями и откупными. В ответ Драйго всегда отказывался и продолжал штурмовать Царство Хаоса в одиночку и дальше. И правильно делал, если честно — в этой сделке обязательно был бы какой-нибудь подвох, ведь демоны всегда лгут.
- Угадайте, что случилось когда в Око Ужаса попал целый варбосс орков со своим ВАААГХом? Правильно, состоялась типично-орочья дискуссия на тему «каму мачить таво бальшова рогатава демона с тапаром, чур тапор мой», после чего началось ТАКОЕ… В общем, Кхорну зашло настолько, что он решил превратить этот участок своих владений в поле для бесконечной битвы между набегающими волнами своих демонов и раз за разом воскресающей армией орков.
- Вообще периодически кто-нибудь до отправляется в Око Ужаса. Но большинство пропадает там без вести, например, Леман Русс. Правда,13-я рота Космических Волков вернулась и примкнула к рядам соратников во время битвы за Фенрис. Может быть, скоро и сам Волчий Король явится?
- Крестовый поход в бездну — история о том, как 30 полных орденов космодесанта по ложному обвинению были отправлены в Око искупать свои грехи. Вернулись очень немногие. И большинство вернулось не такими.
- Из недавнего — поход Иннари за одним из их мечей сюжетной важности, спрятанном на одной из центральный планет рухнувшей в Варп эльдарской империи. Благодаря могуществу пробуждающегося Иннеяда удалось добраться до места сравнительно без проблем, а по прибытии на место набить морды припёршимся их останавливать комморитам и благополучно удрать от демонов в Паутину при помощи иянденской «кавалерии».
- Warhammer Fantasy Battles — во время Конца Времен группа эльфов пробралась в Сады Нургла и похитила (по заданию Лилеат Лунной, богини эльфийского пантеона) из заключения людскую богиню милосердия Шаллию. Во время сего рейда они встретили рыцаря, подозрительно похожего на Драйго.
- Dungeons & Dragons (Pathfinder) — И там, и там реально пошариться по нижним планам Хаотичной Бездне и Упорядоченным Кругам Баатора. Последняя компания для ДнД посвящена этому — Спуск в Авернус, месим демонов на одном из кругов Ада.
Примечания[править]
- ↑ В легендах очень дофига народа умудрились пролезть в Ад в живом состоянии. Бедный Аид…
- ↑ Требования к которым находятся в довольно сложных отношениях что с христианской моралью, что с гуманистической, что, в некоторой мере, даже с моралью сеттинга. Единственный грех — трусость, а все дурные поступки продиктованы уже ею. Надо полагать, те, кто думают, что творят дичь не из страха за свою шкуру, просто заблуждаются; ну или если не из трусости, то и не грех.
- ↑ Это по временной шкале реального мира. В Варпе время может течь как быстрее, так и намного медленнее.