Цепь случайных совпадений

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« У катастрофы всегда больше одной причины. »
— «Расследования авиакатастроф»

Жизнь шла своим чередом. Где-то порыв ветра распахнул окно. В соседнем переулке человек отвлёкся на музыку, доносящуюся из летнего кафе. И ничего бы не произошло, кабы не маленький одуванчик, пробившийся из асфальта. А в итоге началась Третья мировая война.

Взмах крыльев бабочки в Айове вызывает ураган в Индонезии, говорите? Ну, так-то оно так, но не совсем — это лишь одно из множества несвязанных событий, которые в сумме привели к куда более масштабным эффектам. Сама реальность словно бы подстроила всё так, чтобы из мелочей сложилась катастрофа или, наоборот, большая удача. В этом может быть замешана магия вероятностей, чья-то чудесная интуиция, просчитывающий всё досконально сверхразум или деятельность человека, застрявшего в дне сурка и досконально выучившего каждую возможную цепочку событий — но чаще такая ситуация развивается без посторонней помощи. Также шестерёнки судьбы могут начать раскручиваться заранее, но всё равно основные детали встают на место лишь перед самым финалом.

Под троп подпадают лишь те события, которые от начала до конца заняли не очень большое время, в идеале от пары минут до недели, и было их не менее трёх. Например, рассказ «И грянул гром», где случайно раздавили мезозойскую бабочку, а аукнулось нашему веку — уже не то. Кроме того, каждое ключевое событие должно выглядеть именно что абсолютно случайным и по возможности не связанным с предыдущими, поэтому, скажем, город, который пал из-за того, что в кузнице не было гвоздя, тоже проходит мимо — там всё вполне закономерно и последовательно.

В варианте с прикрученным фитильком результатом такой цепи становится нечто такое, чего нельзя добиться без разного рода магии — например, не появление нормального физического урагана, а открытие портала в мир духов.

Примеры[править]

Оригинальная литература и фанфики[править]

  • Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо», ч. 3, глава с многозначительным названием «Токсикология». «На Востоке, чтобы быть великим химиком, надо уметь управлять случайностями, и там это умеют».
  • Агата Кристи, роман «По направлению к нулю».
  • «Гарри Поттер» — зелье Феликс Фелицис то ли вызывает максимально удачные события, то ли просто помогает выпившему идеально в них вписаться, но главное, что в итоге у него получается изящно исполнить всё задуманное.
    • Фанфик «Исполнить желание» — педаль в магму: в этом фике ГП после шестого курса решает устроить себе каникулы. Собственно, всем встречным он это и заявляет («Я просто парень которому чертовски нужны каникулы»), но сопровождающие его появления случайные происшествия заставляют окружающих думать, что он крутой маг, магические спецслужбы разных стран начинают следить и убеждают сами себя, что он супер крутой маг, каждый следующий наблюдатель накручивает себе все сильнее и каждую случайность интерпретирует в пользу мистера Блэка (как представлялся всем Гарри). Доходит до того, что из-за случайных оговорок гг все начинают считать его Древним, убивавшим темных лордов пачками, и что Смерть носит косу только потому, что любимое оружие мистера Блэка — коса и это отпечаталось в сознании многих поколений предков. Репутация Блэка настолько раздулась, что ему можно делать все, любую смерть (даже случайную) в месте присутствии Блэка автоматически приписываю ему и считают, что жертве так и надо, если ей не хватило мозгов не идти против мистера Блэка.
    • И если говорить о Блэке… Уизли выиграли поездку, они согласились фотографироваться, газета была у Фаджа именно в тот день, когда он посетил Азкабан, Сириус был достаточно в себе, чтобы ее попросить, наконец Фадж не отказал! Целая цепь случайностей, без которых легендарный побег не состоялся бы.
    • Да и история самого пророчества, которое привело в действие все события, тоже сюда подходит. Северус случайно оказался у не до конца закрытой двери, когда Трелони произносила пророчество, и убежал докладывать о нем до того, как услышал все пророчество до конца. В результате часть пророчества, что услышал Темный Лорд, привела к тому, что он был свергнут годовалым ребенком. И дальше все заверте…
  • Томас Теодор Л. и Вильгельм Кейт, «Клон» — серия случайных химических реакций в канализационных трубах приводит к зарождению новой страшной формы жизни.
  • Вадим Панов, «Тайный город» — именно на этом принципе построена геомантия, один из видов человеческой магии.
  • «Worm» — У местного Бугимена есть способность Путь к Победе, которая дает представление о шагах, которые нужно сделать для победы или выполнении цели. Иногда эти шаги выглядят как совершенно случайные, не связанные между собой действия, особенно при выполнении каких-то долгосрочных планов
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — По итогу, все происходящее в фанфике на нескольких уровнях являлось как случайной цепью событий, так и преднамеренной устроенной Дамблдором цепью событий, при том, что о большинстве вещей, которые он делал, он понятия не имел, зачем. Следовать пророчествам иногда бывает чертовски запутанно
  • «Мечь Истины» — в мире серии есть целый институт, который столетиями занимается тем, что пытается интерпретировать целую гору пророчеств, выстроив их в логические цепочки, следование которым может привести к тем или иным результатам. Большинство времени это совершенно бесполезно, однако в одной из книг это как минимум помогает найти лекарство от магической чумы
  • «Мать Ученья» — центральную часть романа занимает временная петля, и некоторые циклы удивляют главного героя цепочками событий, которые приводят к довольно неожиданным результатам.

Кино[править]

  • «Утомлённые солнцем 2: Цитадель» — феерический самоподрыв неприступной цитадели из-за рандомного паучка.
  • «Пункт назначения» — педаль в пол, и результаты максимально трагичны.
  • «После прочтение сжечь» - все участники событий оказались настолько незамутнёнными и простодушными идиотами - что всё что в фильме произошло, выглядит даже в какой то степени логичным.

Телесериалы[править]

  • Весь жанр ситкомов на этом основан.
  • «Холистическое детективное агентство Дирка Джентли» — всё во Вселенной взаимосвязано, но понять её причинно-следственные законы человек не может, ибо они слишком сложны. Даже те немногие, вроде Дирка, кому по силам «расслабиться и плыть по течению», чтобы мир сам привёл их к нужным событиям, не могут узреть всю картину.
  • Lucifer — ангелам нельзя убивать людей, но архангел Уриэль обходит этот запрет именно таким способом.

Видеоигры[править]

Настольные игры[править]

Реальная жизнь[править]

Несомненно, реальность нереалистична!

  • Авиакатастрофы, о чем сказано в эпиграфе. Благодаря надежности современных самолетов и индустрии в целом практически исключена вероятность аварии из-за чего-то одного, и аварии случаются когда в цепь выстраиваются несколько взаимосвязанных проколов.
    • Например, столкновение над Бискайским заливом случилось из-за ошибок обоих пилотов.
    • Аналогичными были и, по всей видимости, причины гибели Ю.А, Гагарина: небрежная организация полётов, сложные метеоусловия, нарушение правил (к самолёту, в нарушение инструкции и для экономии времени, были подвешены дополнительные баки, что уменьшило маневренность, но в целом, для столь опытных лётчиков, особой опасности в обычных условиях не представляло) и еще несколько факторов, как точно установленных, так и предполагаемых, но реалистичных. Результат известен.
  • То же относится и к многим другим катастрофами с высокотехнологичными устройствами, эксплуатация которых связана со сложными процедурами безопасности. В силу последнего обстоятельства, отказ какой-то одной детали или какая-то отдельная ошибка к катастрофе привести не могут. В результате, например, наииболее известные и крупные радиационные аварии, вроде чернобыльской или три-майл-айлендской, вызваны именно цепочкой совпадений, от конструктивных недостатков и небольших ошибок персонала до бумажной волокиты, каждое из которых само по себе не было фатальным или даже особенно опасным.
  • Гибель «Титаника» — в одном месте сошлось столько разных совпадений, что мало какая фантастика может её переплюнуть.
    • Случайностей в гибели «Титаника» действительно немало, но решающими таки были два совершенно неслучайных и роковых упущения: дефектная сталь, из которой на судоверфи делали заклепки (при ударе айберга в борт листы просто разошлись по заклепкам, вместо того чтобы прогнуться и уже затем, не обязательно, лопнуть) и неумение первого помощника Мердока выполнять маневры на судне, руль которого омывается водой от нереверсируемого винта. Остановив машину и дав задний ход, старпом приговорил «Титаник» — еще более усугубив ситуацию попыткой отвернуть вбок. Если бы судно на полном ходу врезалось в айсберг носом, многие бы пострадали от удара, возможно, были бы повреждены и сорваны с фундаментов машины, но «Титаник» бы остался на плаву и дождался помощи.
  • Крушение на станции Каменская — а вот тут действительно такое количество совпадений, что фантастика отдыхает.
  • Открытие пенициллина. Не вовремя открытое окно, удачная погода, Флеминг уехал в отпуск, а когда вернулся, не выбросил чашку Петри с плесенью.
  • И выживание Аполлона 13 — тоже просто невероятная цепь случайностей, которую кое-кто вовсе считает плохой выдумкой.
  • Машина Голдберга — аверсия. Все не случайно, а рассчитано конструктором, но итог — простейшее действие выполняется очень сложным способом, путем множества последовательных взаимодействий. В проектах, представленных на конкурсы соответствующей тематики, число операций вроде «шарик падает, пугает мышь, которая вращает колесо, которое тянет веревку, которая открывает крышку, которая высыпает песок, который перевешивает весы…» может исчисляться десятками.

Теория заговора[править]

« Случайности не случайны! »
— Мастер Угвэй

А что, если на самом деле все или как минимум многие подобные события происходят согласно плану некоей тайной организации, чьи агенты аккуратно подталкивают людей к нужным действиям? Причём сами они могут даже не быть людьми, а лишь маскироваться под них.

  • Айзек Азимов, «Конец Вечности» — человечество Столетий считает, что Вечность просто торгует товарами из иных времён, но никто не догадывается о её настоящих целях и методах.
  • Йоав Блум, «Творцы совпадений» — педаль в асфальт.
  • Филип Дик, «Бюро Корректировки» и его очень вольная экранизация «Меняющие реальность».
  • Грант Мориссон, "Семь солдат победы" - за всеми совпадениями приведшими к победе над шидами стоят Семеро Неизвестных Мужчин из Болота Слотер, ну и конечно же Затанна.