Реткон

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Ретгон»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Retcon. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« …я смертельно ненавижу ретконы (переписывания задним числом), которые стали обычным делом в современных комиксах и фильмах. Они рвут подразумеваемый контракт, заключаемый между читателем и писателем. Вы мне рассказывали, что Питер Паркер женился на Мэри-Джейн; я много лет читал истории, в которых они были мужем и женой; вы нигде не писали, что это «неканон» — напротив, описывали всё это, как настоящую жизнь Паучка… А теперь разворачиваетесь на 180 градусов и заявляете, что эти двое не просто не женаты, а никогда и не были женаты, что вообще ничего такого не было, вот так-то, жрите, нравится? Да, а комиксы продолжайте покупать, мы сейчас вам распишем, как оно все было на самом деле. Нет уж, извините. Как пели The Who, «фиг-то, больше не надурите». Чушь это всё, и пошло оно к черту. »
— Джордж Мартин
2004: «— Погоди, согласно преданию только ночные эльфы-мужчины могут быть друидами. — Ну, мы слегка поменяем предание, так что женщины тоже смогут стать друидами. — Но если мы начнём менять предание, чем это может кончиться?»
2011: И коровы могут быть святыми! (дословно: Святые коровы.[1])

Реткон (англ. retroactive continuity, «последовательность задним числом») — корректировка прошлого в соответствии с текущими нуждами сюжета. Если добавляется новая история, дополняющая предыдущую информацию и не вступающая с ней в противоречие, — это ревизия. Если новая история противоречит предыдущей — переписывание. Идеальный реткон проясняет ситуацию, не порождая новых вопросов. А ещё это способ бороться с хронически рваной канвой.

Впервые термин появился в 1983 году в журнале All-Star Squadron #18 и был сокращен до «реткона» к концу десятилетия, но само явление гораздо старше. Часто прием используется, чтобы изменить контекст нового сюжета, заставив переоценить историю в свете новых фактов. Но если авторы сделают реткон после того, как написали историю, нарушающую целостность вымышленного мира, многие останутся недовольны.

Большая часть ретконов грубы и напоминают явление бога из машины, в то время как хороший реткон проливает свет на происходящее и предлагает взглянуть на него под новым углом.

Часто реткон чрезвычайно бесит фанов, потому что, не нарушая канон (все, что известно из произведений), нарушает фанон (то, что додумали о мире фаны на основе допущений, не подтвержденных автором официально). Хорошие писатели строят реткон на наименее очевидных, но наиболее интересных интерпретациях предыдущих событий, и фаны это ценят.

Чем насыщенней сюжет, тем сложнее понять разницу между ретконом (когда автор передумал и все поменял) и намеренным вводом читателя в заблуждение (когда автор строил сюжет так, чтобы читателю до конца не было понятно, что же было на самом деле). Да и сами авторы часто этого не помнят.[2]

Частое злоупотребление приемом может привести к тому, что читатели станут скептичными, циничными или даже потеряют интерес к произведению или вымышленной вселенной в целом.

Примеры[править]

Литература[править]

  • В средневековой литературе для нужд сюжета и отсылок свободно добавляли что-нибудь и в народные предания (у которых, впрочем, канона нет), и в Библию, и в историю. Например, в «Беовульфе» оказывается, что в Потопе погибли не все потомки Каина, но некоторые стали водяными монстрами (в древнерусских поверьях утонувшие во время потопа люди стали лягушками).
  • «Властелин колец» по отношению к «Хоббиту»: в первом издании «Хоббита» Бильбо выиграл подарок у Голлума в игре в загадки, и Голлум честно хотел отдать Кольцо, но так как оно уже было в кармане Бильбо, Голлум его не нашёл и взамен этого вывел хоббита из пещеры. Думая над вариантами сюжета «Властелина колец», Толкин решил, что главным связующим элементом двух книг должно быть не что иное, как то самое Кольцо. А так как оно должно быть артефактом, обладающим злой волей и развращающим его носителей, 5-ю главу «Хоббита» пришлось пересочинить. А как быть с первой версией истории? Толкин нашёл простой выход: признал её вымыслом Бильбо, желавшим чуть обелить себя (вероятно, под влиянием Кольца, ведь не в привычках Бэггинса было так врать) и сделал замечание, что во многие экземпляры «Хоббита» включена именно «вымышленная», а не «правдивая» история.
  • Аналогично было в «Звездных королях» Гамильтона. Первое издание (причем почему-то, в отличие от «Хоббита», его еще переиздают) кончалось тем, что Лианна следует за Гордоном в его время, меняясь телами с коматозной девушкой. Потом Гамильтон решил написать продолжение, и заменил эту сцену на телепатический диалог насчет физического переноса Гордона в будущее.
  • «Игра Эндера» — романы-приквелы отретконили множество фактов первого романа. Отчасти это понятно — тот был написан в 1985 г., а с тех пор многое изменилось. Однако другие ретконы появились только потому, что так решил Кард. Вот несколько примеров:
    • Земляне взяли у жукеров технологию создания искусственной гравитации, согласно первому роману. В приквелах, внезапно, эту технологию разработали уже земляне ещё до Первого вторжения, а у самих жукеров её как раз нет.
    • Метод работы межзвёздного двигателя жукеров изменился от какой-то тирьямпампации (энергии почти не требует, разгоняется мгновенно) до более правдоподобного прямоточного двигателя Бассарда. Впрочем, подобный реткон присутствовал ещё в дальнейших частях основной серии, когда адмирал не желает тормозить с релятива, ибо на это уйдут годы.
    • Согласно первой части, о появлении жукеров узнали, когда исчез астероид Эрос. Туда послали грузовой корабль, на который напали жукеры, перебив экипаж. В приквелах, ни о каком Эросе не упоминается вообще. Прибытие жукеров замечает наблюдатель с корабля астероидных рудокопов в поясе Койпера.
    • В первой части есть намёки на то, что во время Первого вторжения, один из кораблей прорвался через силы обороны и разбомбил Китай ядерными ударами. В приквелах, корабль был всего один, и «силы обороны» представляла горстка рудокопных кораблей, переоборудованных для сражения, так как Международного флота ещё не существовало. И никакого ядерного удара Китай не получил (разве что от своих). Жукеры распыляли какую-то отраву, уничтожающую всё живое — явная попытка терраформинга. Людей они воспринимали как опасных животных, не более.
  • Стивен Кинг «Темная Башня 1: Стрелок», Кинг спустя 20 лет после первой публикации отретконил некоторые детали первой книги о похождениях стрелка. И хотя по большей части это мелочи, но мелочи многочисленные.
  • Стивен Хантер, серия о Бобе Ли Свеггере — в первых книгах Свеггер назывался вторым по результативности снайперов во Вьетнаме, а в поздних — третьим. Что произошло? Рассекретили биографию Чака Макхинли.
    • Ну и, конечно же, Соларатов — в первой книге делались жирные намёки, что это обман, чтобы привлечь Свеггера к работе и подставить. В третьей книге он уже вполне реален со своей сюжетной линией. Вообще «Сезон охоты на людей» в своей вьетнамской части довольно сильно ретконит те места «Снайпера», в которых Боб вспоминает Вьетнам.
    • В поздних книгах Хантер (или, скорее, литературные афроамериканцы) вообще пустился во все тяжкие, зачем-то взявшись переименовывать старых персонажей. Ещё куда ни шло, когда Вилли Даунинг, грабитель, неудачный выстрел по которому сломал карьеру Ника Мемфиса, превратился в Натана Боуи, но когда жена (!) Свэггера Джулия вдруг стала Джен — честное слово, мистер Хантер, ну не поручайте вы клепать новые книги тем, кто не читал старых!
  • Отблески Этерны — при переиздании автор довольно заметно отредактировала первые книги. Добавила отрицательных черт Ричарду Окделлу, поменяла характер Арно Савиньяка, чтобы тот соответствовал последним книгам.
  • Энн Маккефри «Мастер-арфист», приквел к самому первому роману из цикла «Всадники Перна» (то есть к «Полёт дракона»): настоящие длинные имена всадников Ф’лара и Ф’нора совсем другие, состояние холдов отличается немного в лучшую сторону, а причины недовольства перинитов всадниками тоже несколько отличаются. Однако за исключением имён, почти ничего из этого нельзя назвать ретконом, поскольку в обоих романах характеристики причин и мнений даются персонажами, поэтому их можно считать просто разными точками зрения (в «Полёте дракона» — мнением всадников Вейра Бенден, в «Мастере-арфисте» — мнением арфиста Робинтона).

А причем тут реткон к именам? Если холдский человек становится всадником, его имя сокращается. И наоборот, если всадник теряет дракона, имя экс_всадника удлиняется.

  • Роджер Желязны, «Хроники Эмбера» — когда Корвин после потери памяти впервые встречает Рэндома, текст гласит: «Я взглянул на него и почувствовал, что у нас одни и те же родители». В последующих книгах Желязны приводит порядок наследования трона Эмбера, и обнаруживается, что Корвин и Рэндом рождены от разных женщин.

Кино[править]

  • Кинематографическая вселенная Marvel ретконит некоторые моменты старого комиксового канона (порой — весьма грубо). Но это фактически-то и ретконом считать нельзя, так как вполне укладывается в концепцию множественности миров (см. ниже Комиксы).
    • Да и фиг бы с ними, с комиксами — укладывается же куда-то. А вот то, что Роуди в первом Железном Человеке играл другой актер, а в роли Халка побывали и Эдвард Нортон, и совершенно не похожий на него Марк Руффало — вот это уже не объясняется никак и нигде.
    • Тем не менее за десять с лишним лет истории франшизы всяких ретконов в рамках самой киновселенной набралось, как мелких, так и масштабных:
      • Из мелких — в ранних фильмах франшизы в качестве пасхальных яиц то и дело мелькали предметы, отсылающие к другим персонажам, но которые на деле оказывались пустышками. У Тони Старка в первом его сольнике среди вещей можно было увидеть недоделанный щит Капитана Америки, а в сиквеле он и вовсе использует его как подставку — а на деле это был лишь прототип, и реальный щит всё это время покоился во льдах Атлантического океана. В хранилище Одина в первом «Торе» есть еле заметное «камео» Перчатки Бесконечности, которая оказалась подделкой. Среди экспонатов Коллекционера присутствовала родовая капсула Адама Уорлока — но потом её «официально» представили в конце вторых «Страж Галактики».
      • Также из ретконов мелкого калибра — откровения от съёмочной команды или актёрского состава о том, что тот или иной персонаж «задним числом» появлялся в ранних фильмах франшизы. Железный человек во втором сольнике спасал от разбушевавшихся роботов мальчика, чьё лицо мы не видим? По словам Тома Холланда это был совсем мелкий Питер Паркер. Актёр Мартин Старр сыграл эпизодическую роль безымянного «ботаника за компьютером» в «Невероятном Халке», а позже сыграл роль школьного учителя мистера Харрингтона в фильмах про Человека-Паука? По словам продюсера киновселенной Кевина Файги, это один и тот же персонаж. Эпизодический персонаж актрисы Лоры Хэддок в «Первом мстителе» просила автограф от Стива Роджерса, а затем эта же актриса сыграла роль матери Питера Квилла? По словам режиссёра «Страж Галактики» Джеймса Ганна та девушка с автографом была будущей бабушкой Звёздного Лорда.
      • Представление Камней Бесконечности вместе с заделом на «Войну бесконечности» произошло во второй фазе киновселенной вместе с раскрытием того, что Тессеракт и кристалл на скипетре Локи из первых «Мстителей» также являются Камнями Бесконечности, что породило дыру в сюжете — если Танос с самого начала хотел собрать Перчатку Бесконечности, то зачем он отдал один имеющийся Камень Локи?
      • Говоря о Локи и его скипетре — с выходом «Мстителей: Войны бесконечности» Marvel Studios тихонько переписали его биографию — оказывается, в первых «Мстителях» большой любимец публики злодействовал на Земле не по своей воле, а из-за вредного воздействия скипетра на его разум, мол, её сила подпитывала его обиду к брату и ненависть к людям.
        • Строго говоря, это не реткон, а разъяснение для совсем уж ненаблюдательных, то есть для тех, кто не понял механизма работы скипетра даже после того, как он был визуально подсвечен (переругавшиеся Мстители в комнате со скипетром) и озвучен Стивом Роджерсом («Доктор Бэннер, положите скипетр»). Просто не надо путать контроль и влияние: скипетр не вкладывал Локи в голову то, чего там нет, просто усиливал то, что там и так было.
      • Пополам с явлением ненадёжного рассказчика — в базе данных Корпуса Нова в первых «Стражах Галактики» сказано, что Гамора является единственным выжившим представителем своей расы Зеоберей, но как показано во флешбэке и сказано Таносом в «Войне бесконечности», её народ был истреблён на половину, что якобы решило демографический кризис. Когда данная нестыковка была предъявлена братьям Руссо, те предпочли уклониться от ответа, расплывчато указав, что одно из этих утверждений ложно.
      • Сюжетный поворот с Мандарином в третьем сольнике про Железного человека, где заклятый враг Тони Старка из комиксов оказался лишь подставным актёром-наркоманом, отводящим людское внимание от истинного антагониста, был настолько негативно оценён фанатами, что вскоре публике был представлен короткометражный фильм «Да здравствует король», где было подтверждено существование настоящего Мандарина в киновселенной. Долгое время считалось, что данный ход был сделан Marvel Studios только ради успокоения фанатов, пока в 2019 не был анонсирован фильм «Шан-Чи и легенда Десяти Колец», где антагонистом выступит тот самый реальный Мандарин в исполнении популярного гонконгского актёра Тони Люн Чу Вая.
      • Особенно грубый реткон произошёл в «Капитане Марвел» — что, говорите, Щ. И. Т. в первом «Торе» оказался застигнутым врасплох появлением асгардийцев на Земле, что стало причиной экспериментов над Тессерактом, в итоге заварившим кашу в «Мстителях»? Да что вы, сам Ник Фьюри ещё в 90-х лично участвовал в разборке между представителями высокоразвитой расы пришельцев Кри и метаморфов-Скруллов, успел полетать на орбиту Земли, и даже лишиться своего глаза из-за инопланетного котика!
      • Способности Ванды Максимофф в «Мстители: Эра Альтрона» сценаристы обусловили набором псевдонаучных терминов, обозначив источником её сил эксперименты Гидры над ней. В сериале «ВандаВижен» же было объявлено, что она на самом деле с детства могла использовать редкий вид магии, которая не требует вербальных заклинаний, и именно её магия не дала приземлившуюся на их дом бомбу взорваться, а контакт с Камнем Разума многократно увеличил её магические силы.
  • Франшиза Terminator начиная с третьей части ретконилась чуть ли не каждый фильм — вплоть до превращения СКАЙНЕТ в приложение для айфона. Впрочем, учитывая количество возникающих по сюжету временных парадоксов, железобетонный обоснуй тут можно подвести вообще под что угодно.
    • В основе олдового, настоящего Терминатора лежит довольно жёсткий набор правил. Многие вещи из последующих фильмов невозможно обосновать ни с какими натяжками. Если, конечно, всерьёз не рассматривать версию о том, что каждое путешествие во времени отупляет и человечество, и Скайнет — это бы объяснило практически всё.
    • Скайнет не был приложением для айфона в пятой части. Это была уловка для того, чтобы заставить миллионы людей по всему миру радостно загрузить на свои смартфоны и компьютеры вредоносную программу. Таким образом, Скайнет оказался бы по сути везде, куда пронесли гаджет с установленным «Генезисом».
      • И не приложение, а операционная система. То есть полный контроль над ВСЕМИ устройствами.
  • «Тихоокеанский рубеж» — в первой части кайдзю вылезали из одной дыры и всегда нападали на случайно выбранный город на Тихом океане (первый кайдзю напал на Сан-Франциско, репортаж новостей показывает атаку на Сидней, а ГГ помогает отбить атаку на Гонконг). Затем во второй части внезапно оказывается, что все кайдзю стремились на Фудзияму. Тогда на кой чёрт они лезли в США, Австралию или Китай, если всегда должны были переть прямиком на Японию? Ведь дыра-то была одна, а значит, и прямой путь — тоже один. Им что, GPS забыли дать? Ну и мелкие детали, вроде сына Пентекоста, о котором было ни слова не сказано ни Пентекостом, ни его приёмной дочерью в первой части. Ну и ещё идея того, что одного пилота на дистанционном управлении хватит, чтобы управлять Егерем, несмотря на то, что прямо говорится, что непосредственное пилотирование требует двух.
    • На самом деле пилотирование Егеря одним человеком было показано и в пером фильме, когда Райли вывел «Бродягу» на берег. А в сиквеле Намани говорила, что «Задира» не так наворочен и им можно управлять в одиночку.
  • «Мир юрского периода». В доп. материалах оказалось, что небезызвестный спинозавр, укокошивший ти-рекса в третьем фильме, был одним из тайных прототипов доктора Ву по выведению боевых гибридов.
  • «Пила». Авторы нередко пользуются ретконами, чтобы ввести персонажей или объяснить мотивацию.
    • В седьмой части фильма появляется персонаж из первой части. Все промежуточные фильмы он отсутствовал, им не интересовалась ни полиция, ни помощники Конструктора, а у него внезапно оказалась активная жизнь — и в социальном плане, и в плане помощи Конструктору.
  • Франшиза Звёздные войны. Сначала сняли три фильма — четвёртый, пятый и шестой эпизоды (sic). Так решил Творец, а почему — до сих пор плод споров. Основная версия от него самого — недостаток нужных технологий для первых трёх. Потом наплодили огромную Расширенную вселенную, понаписали романов, понакалякали комиксов, понаделали видеоигр и настольных игр, продали тонны пластиковых фигурок, и т. д. и т. п. И да, конечно же, сняли три фильма-приквела — первый, второй и третий эпизоды основного сюжета. Потом и мультсериалов понаснимали. А потом взяли да продали франшизу Диснею… И диснеевцы отретконили Расширенную вселенную до неузнаваемости, особо оговорив за собой право одни сюжетные линии считать «действительно имевшими место и в новом каноне тоже», другие же — «не более чем сказками-байками». Результат: истерический разрыв канвы фанатами, далеко не все из которых приняли подобные новшества. А меж тем снималась новая трилогия фильмов (седьмой, восьмой, девятый эпизоды), а также несколько фильмов-спиноффов. Когда новый канон уже никак не получалось игнорировать (да в нём и обнаружилось немало, на некоторые вкусы, привлекательных моментов), фанаты «легенд» выкатили эпический обоснуй — «произошло, мол, изменение реальности, чтобы получилось так, что юужань-вонги никогда не вторгались!».
    • Прописывая новый канон, диснеевцы помаленьку добавляют в него многое, что так радовало фанатов старой версии. Местами же — вводят нечто «не точно такое, какое было раньше, но вроде того».
    • На самом деле вселенная Звёздных войн всегда была полна ретконов и без Диснея, начиная с «Люк, я твой отец» и кончая предысториями Бобы Фетта, Асажж Вентресс и т. д
    • Юужань-вонги — это наименьшее из изменений. В Расширенной Вселенной во временной отрезок, в который теперь происходят диснеевские части, был абсолютно другой набор государственных образований, родственников Скайуокеров, могущественных форсюзеров, и так далее. Даже если закрыть глаза на все глупости нового канона, а также принять порой довольно неумело интегрированные в него куски старого за чистую монету — он всё равно получается несравнимо более блеклым, чем РВ, что и является основной мотивацией для той части фанатов, что новый канон по-прежнему не принимают. Если уж в диснеевской AU отменили вонгов, то пусть оставят Абелот — она всех сожрёт и никто не расстроится, чай, всех интересных персонажей уже убили.

Телесериалы[править]

  • Сериальная франшиза «Глухарь. Пятницкий. Карпов». Здрасте пожалуйста! В ранних сериях франшизы бывший муж Зиминой порой контактирует с их общим сыном Сашей, живущим с мамой — правда, общается он с мальчиком только за кадром. И вот в спин-оффе отец «объявился, хотя о нем много лет не было ни слуху ни духу» (?), а Зимина не хочет, чтобы он общался с Сашей, и подсылает своих оперов, чтобы намяли незадачливому папаше бока!
    • Здрасте, приехали. Всегда считалось, что отец Карпова и Анны давно умер. И вот в спин-оффе выясняется, что он живехонек, и к тому же он записной маньяк!
  • «13 причин почему» — во втором сезоне во время судебных слушаний выясняется, что летом перед самоубийством Ханны Бейкер у той был счастливый роман с Заком, однако они расстались из-за того, что Зак стеснялся обнародовать их отношения и дружил с компанией, которая продолжала Ханну дразнить, поэтому она его послала. При этом на кассеты он попал всё равно за какие-то украденные записочки, а не за разбитое сердце. Интересные тогда у Ханны приоритеты…
  • «Звёздный путь» — при множестве сценаристов и пятидесятилетней франшизе, это неизбежно. Особенно отмечается оригинальный сериал, где в 90-х должна произойти Третья мировая, после чего Землёй должны некоторое время править генетически-модифицированные супермены. Хотя последующие сериалы не отрицают этих фактов, о самих датах благоразумно умалчивают, тем более что был эпизод «Вояджера», в котором экипаж попал в 90-е и не заметил ни последствий ядерной войны ни гнёта аугментов. Фанаты всячески изощряются, стараясь найти правдоподобный ватсонианский обоснуй подобной нестыковке (дойлийский обоснуй — в 60-е действительно считали, что ядерная война не за горами, и что наука будет продвигаться семимильными скачками). Есть даже неканонические романы, в которых объясняется, что война с аугментами велась подпольно и в историю не вошла (тогда откуда Кирк узнал об их существовании и почему они были объявлены незаконными?). Ну и последний сериал «Дискавери» не может не нарываться на сабж. Здесь и уровень технологий многократно выше, чем в оригинале (хотя действие происходит за десятилетие от первого сериала), и клингоны выглядят вообще как-то странно («Сеня, по-быстрому объясни товарищу зачем Володька сбрил усы»).
    • При первой встрече с ромуланцами упоминается война междё Землёй и Ромулом, которая велась на допотопных кораблях с примитивным ядерным оружием. А в официальной хронологии также упоминается то, что у ромулан не было варп-двигателя до союза с клингонами, поэтому путешествовали на релятиве. Ну и как может раса без сверхсвета воевать с расой, у которого он есть? А генератор маскировочного поля повергает экипаж «Энтерпрайза» в шок. А когда появился приквел «Энтерпрайз», то оказывается, что ядерным оружием никто не пользовался ещё в XXII в., варп-двигателя у ромуланцев всё же есть, а технологии маскировки вообще никого не удивляют — уже есть у ромуланцев той эпохи (причём до войны) и у сулибан. А в «Дискавери» клингоны сами изобрели генератор маскировочного поля, причём Спок присутствовал в сражении, где оно применялось, и корабль тот был многократно крупнее ромуланского.
    • Вот не надо про сулибан! Сулибане из будущего по отношению и к героям «Энтерпрайза», и всех прочих сериалов. XXIX век, если не ошибаюсь. Поэтому неудивительно, что у них есть крутые технологии маскировки. И да, эти технологии героев таки удивляют!
      • Сулибане не из будущего. Однако их покровитель действительно оттуда, разве что версия о том, что тот индивид — Арчер — права. Однако если верить этому сериалу, то вся франшиза происходит в уже изменённой реальности. Удивляют, конечно, но только один раз. Так что у Кирка не должно быть никаких оснований на удивление.
      • А ксириллианцы? Экипаж Арчера с ними повстречался, когда они плыли в кильватере клингонского крейсера. Вполне возможно, что клингоны изучили технологию маскировки.
  • Доктор Кто на этом живёт.

Мультфильмы[править]

  • «Лило и Стич 2» отретконил события игры Disney’s Stitch: Experiment 626 (заодно породив несколько ляпов в мультсериале, где говорится, например, что Джамба тренировал Стича, тогда как в полнометражном мультфильме его сразу же арестовали после создания 626).
    • А аниме попыталось отретконить события «Лило и Стич 2». Впрочем, кто сказал, что аниме канонично?

Мультсериалы[править]

  • The Lion Guard, мультсериал по «Королю льву». Выходит, у Симбы всё это время был сын Кайон, на существование которого в оригинальных мультфильмах не было ни намёка (зато с какой одержимостью он опекал дочь)! А сын к тому же ещё обладает суперсилой, способной сметать полчища врагов и поворачивать реки вспять! А только где же он был со своей силой во время разборки с отщепенцами во втором фильме? А то бы рыкнул разок — и дело с концом… Неужели в такой ответственный момент у Гвардии внезапно нашлись дела поважнее, чем защита короля и отечества? Остаётся надеяться, что создатели в дальнейшем всё-таки пролили свет…
    • И таки пролили — Кайон с командой отправился в долгое путешествие к Древу Жизни, а пришёл буквально через несколько часов-день после конца второго фильма
  • «Бэтмен» 90-х годов: в медицинской карте Джокера, в графе «имя» написано «Джек Напье». Именно так звали Джокера в фильме Тима Бёртона. Это шло вразрез с оригинальными комиксами — о прошлом безумного клоуна было почти ничего неизвестно, в том числе его настоящее имя. Позже был сделан реткон — рассказывая о Джокере, журналист говорит, что многим он известен как мафиози Джек Напье. Но тут же прибавляет, что этот бандит фигурировал под многими именами, и Джек Напье — скорее всего очередной псевдоним.
    • В итоге, в комиксовой дилогии о Белом Рыцаре от Black Label Джокера зовут именно Джеком Напьером. Но этот комикс происходит в собственной обособленной вселенной, и автор сознательно там собрал огромную кучу деталей из самых разных произведений о Бэтмене, например, тут в Бэтпещере стоят абсолютно все версии Бэтмобиля.
  • «Бен 10» — было великое множество достаточно мелких и больших ретконов. Из особо примечательных:
    • В Omniverse оказывается, что под Беллвудом всё время находился Подземный Город, где живут находящиеся на Земле пришельцы. В предыдущих сериалах про это не было сказано ничего (особенно это напрягает в одном эпизоде из Ultimate Alien, где Бен защищает прячущуюся семью инопланетян от Вечных Рыцарей, попытавшихся устроить расовую чистку).
    • Что касается Вечных Рыцарей, то в оригинальном сериале и Alien Force они прежде всего занимались воровством инопланетных технологий для своих целей. В Ultimate Alien оказалось, что эта организация расколота на несколько фракций (впрочем, определённые намёки на это были и в Alien Force), а их изначальной целью была защита Земли от Дагона.
    • Довольно эпический реткон случился с Кевином. В оригинале это был мутант со способностью поглощать энергию и ДНК. В продолжениях ему добавили способность поглощать различные материалы, а также переписали ориджин: теперь он наполовину пришелец-осмозианин, а его отец был одним из Санитаров. В Omniverse же Кевина сделали снова мутантом. Да, на самом деле в реальности не существовало ни планеты Осмос-V, ни Девина Левина. Воспоминания о Девине были искусственно привиты Кевину и Максу Теннисону, а "осмозианин" — это не название инопланетной расы, а термин, придуманный Сервантисом для обозначения мутантов со способностями к поглощению энергии и материи. А Аггрегор — это лабораторный эксперимент Сервантиса со стёртыми воспоминаниями о своём происхождении.
      • Сюда же реткон команды Amalgam Kids. Изначально это были дети от браков землян и пришельцев. В Omniverse же оказывается, что они — гибриды, созданные при помощи сверхспособностей Кевина. И да, им тоже стёрли всю память.
  • «Южный Парк»
    • «The Big Fix» — не знали, что афроамериканского пацана звали не Токен, а Толкин, в честь Профессора? Доктор поздравляет вас: вы расист!
    • В эпизоде ​​"201" 14-го сезона реткону подвергся поворотный финал «Мама Картмана — все еще грязная шлюха» из начала 2-го сезона (двенадцать сезонов назад). Это показывает, что Лиана была матерью Картмана всё это время и ее заявление о том, что она Гермафродит был просто прикрытием, чтобы защитить личность настоящего отца Картмана, бывшего правильного снаряда для Денверских Бронкосов. Сказанный Денвер Бронко оказывается не кем иным, как Джеком Тенорманом, человеком, которого Картман убил и скормил его сыну Скотту в эпизоде ​​5 сезона «Скотт Тенорман должен умереть». Картман, кажется, больше расстроен тем фактом, что он сводный брат Скотта Тенормана, что делает его наполовину рыжим, чем откровением, что он убил своего собственного отца, а затем скормил его останки Скотту. Он чувствует себя лучше, когда Митч Коннор напоминает ему о том, что он тоже наполовину Денвер Бронко.
    • Южный парк также дает нам, возможно, самый эпический реткон за всю историю. Во втором эпизоде ​​трилогии «Енот и друзья» Кенни говорит, что не может умереть. Он объясняет другому супергерою, что он умирал много раз в прошлом, и просто просыпается в своей постели, как будто ничего не произошло, единственный, кто помнит его ужасную кончину.
    • В эпизоде ​​«Городские суши» Туонг Лу Ким, владелец китайского ресторана, оказывается другой личностью доктора Януса, доктора, страдающего расстройством множественной личности. В своих прошлых выступлениях он изображался как настоящий китаец.
    • В «Мистере Хэнки Рождественский какашек» установлено, что семья Кайла — единственные евреи в Южном парке. Позже в «Страстях еврея» мы видим еврейскую общину, достаточно большую, чтобы иметь синагогу (хотя синагога впервые появилась в «Картманланде»).
    • Биография Кайла, возможно, была изменена. На протяжении всего сериала несколько раз упоминалось, что он переехал в Южный парк, когда ему было четыре года; однако в «Это вещь из Джерси» он специально говорит, что родился «здесь», несмотря на то, что его родители переехали из Нью-Джерси во время беременности им. Может, он имел в виду «здесь, в Колорадо», но не конкретно Южный парк?
    • Ранние эпизоды относятся к шоу Терренса и Филиппа как к карикатуре и, по сути, как к пародии на сам Южный Парк, поэтому оно и «нарисовано» таким блочным способом. Позже было установлено, что Терренс и Филипп на самом деле настоящие люди, которые так выглядят, поскольку они живут в Канаде, где все выглядит блочно. Точно так же странный способ рисования младенца Айка изначально был именно таким, каким должны были выглядеть все младенцы в Южном парке (в «Starvin 'Marvin» вы даже можете увидеть эфиопского младенца, похожего на Айка, в кадре из толпы в одном месте). Позднее от этой идеи отказались в пользу того, чтобы Айк стал канадским ребенком.
    • Джимбо Керн, дядя Стэна, непоследовательно изображался как брат Шэрон и Рэнди на протяжении всего сериала, но интервью с одним из создателей сериала Мэттом Стоуном установило, что он является сводным братом Рэнди; поскольку они родились от одной матери, но имеют разных отцов, что объясняет несоответствие между их фамилиями. Однако, несмотря на это подтверждение, Шэрон назвала Джимбо своим братом в The Pandemic Special, что прямо противоречит тому, что ранее было установлено братством. Возможно, это ошибка, поскольку Южный парк никогда не соответствовал этим темам. Похожая ситуация сложилась с Марвином Маршем, 102-летним инвалидом, прикованным к инвалидной коляске, который ранее жил с Рэнди и Шэрон. В предыдущих эпизодах генеалогическое древо Марша было неоднозначным: и Шэрон, и Рэнди называли Марвина своим отцом. Однако по мере развития сериала он все больше подразумевался как отец Рэнди, также разделяя его фамилию. Впервые на это намекали, подразумевая генетическую связь между зависимостями Марвина, проблемой алкоголя Рэнди и собственными проблемами зависимости Стэна, в частности, в «Freemium не бесплатно», а позже Марвин описал зачатие своего сына в «Никто не получил хлопья?».
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — в финале 5 серии 1 сезона пути непохожих близнецов Чака и Мелвина разошлись, казалось бы, навсегда. Чак трусливо сбежал из вампирского замка, бросив Мелвина на произвол судьбы, и превратился в вампира, утратив тем самым возможность любоваться собой в зеркале (худшее наказание для нарцисса). Мелвин же не только выжил и одолел вампиров, но и спас богатую и знатную спящую красавицу, с которой теперь, очевидно, заживёт долго и счастливо… А вот и не заживёт! В 12 серии 2 сезона Чак и Мелвин снова как ни в чём не бывало путешествуют вместе, причём Чак снова человек, способный отражаться в зеркале, а Мелвин снова у него на побегушках. Причём это не приквел и не альтернативная вселенная с похожими персонажами — оба вспоминают о своём прошлом путешествии через «тёмный густой непроходимый лес», но только о сам факте путешествия — ни о спящей красавице, ни о предательстве Чака, ни о его превращении в вампира или излечении от вампиризма не сказано ни слова.

Комиксы[править]

  • Marvel Universe и DC Universe — да во все поля же! Что так и взбесило писателя Дж. Мартина — большого их фаната (см. эпиграф). Фанаты неоднократно пытались как-то согласовать эту кашу версий. Официальные сценаристы тоже чесали себе репу и норовили навести во всём этом порядок. Это и привело к концепции множественности параллельных вселенных, в каждой из которых события шли чуть иначе: скажем, в ряде измерений Питер Паркер (Человек-паук) — с Мэри-Джейн, а в ряде других измерений он в те же годы с Гвен, и т. п.
    • В Marvel Comics есть традиция, согласно которой всякому, кто укажет на проблему и в то же время предоставит благовидное объяснение, присуждают «Настоящий Не-приз от Марвел Комикс» (Genuine Marvel Comics No-prize). Автором традиции является Стэн Ли, собственноручно отправивший письмо о награждении в ответ на письмо одного из фанов.
    • В одном из комиксов про Сокола, когда он был Капитаном Америкой, над явлением постебались. Являвшаяся на тот момент Красным Черепом, Грех прочитала Капитану Америке ганнибальскую лекцию, в которой подробно пересказала сюжет старой арки, в которой ее отец использовал тогда еще темнокожего бандита из гетто, чтобы создать супергероя, который убьет Стивена Роджерса. Сценаристы Marvel эту арку, последствии, отретконили, списав всю историю на результат изменения реальность очередным Космическим Кубом, который Череп и использовал для своей многоходовки. Естественно, Сокол к словам Греха о своем происхождении прислушиваться не пожелал и набил девушке явно просившую кирпича морду.
  • Люди Икс — В самых первых комиксах о команде мутантов Ксавьер предполагал, что воздействие радиации вызывает мутацию в человеке. Позже же (не помню в какой линейке) было объяснено, что люди рождаются мутантами из-за наличия гена Икс. После же оказалось, что люди с особыми способностями рождались ещё с древних времён. К примеру, Апокалипсис родился где-то за 5 тысяч лет до Людей Икс и какое-то время считался самым древним мутантом на Земле, но оказалось, что мутанты рождались и до него.
    • С появлением Ртути и Алой ведьмы в комиксах, те были представлены биологическими детьми Магнето и соответственно мутантами, во что верили родственники. Джанго и Мария Максимофф считались приёмными родителями. Правда, в момент применения заклинания против Пьетро и Эрика, которое работает, только на кровных родственников, повелитель магнетизма не попал под воздействие. Так выяснилось, что лидер братства мутантов не имеет никакого отношения к их рождению. После этого, брат и сестра в ходе приключений узнали о том, что их опекуны были их настоящими родственниками, а сами близнецы были искусственно наделены способностями внутри горы Вундагор в результате экспериментов Эволюционера. Так что, те не являются мутантами в понимании этого слова Людьми Икс.
    • Какое-то время существовала Геноша-маленькое государство под руководством Магнето, где каждый мутант мог найти убежище. Казалось бы, теперь люди с гоном Икс могут жить в безопасном месте, но люди думали по-другому…
  • Люди Икс (2019) — В этой серии произошло сразу несколько изменений основной вселенной: 1)Мойра МакТагрет-мутант, способная после смерти возвращаться в прошлое с сохранением воспоминаний о прошлых жизнях. 2)Чарльз разочаровался в возможности достижения мира между мутантами и людьми. Поэтому вместе с Магнето, Апокалипсисом, Мистером зловещим, Шифром, Мойрой и другими был создано суверенное государство Кракова-страна, только для мутантов.

Веб-комиксы[править]

  • В Homestuck'е данный троп инвертирован и субвертирован: ретконы делает один из героев, который путешествует по канону (не во времени, а именно в разные места канона, даже находящиеся вне Вселенной). При этом иногда даже старые страницы комикса заменяются! И, что неизменно выносит мозг всем начинающим читателям, эти ретконы фэндом просто обожает.

Аниме и манга[править]

  • Фильмы компиляции аниме Код Гиасс ретконят первые 2 сезона перед выходом 3-его — например, Ширли никогда не стирали память о Лелуше и она не умерла, а выжила, Мао никогда не существовало, Нина во время Чёрного восстания не пыталась себя подорвать и ещё некоторые мелочи.
    • Фанаты радостно оправдали это «крупным изменением реальности» — точно так же, как фанаты «Звёздных войн» в конце концов оправдали Великий Диснеевский Реткон.
    • Что в относительно научно-фантастичном сеттинге Гиасса смотрится намного неуместнее, чем во вселенной, в которой фигурирует всемогущая Сила. Так и хочется про магическое копьё пошутить…
  • JoJo's Bizarre Adventure: Vento Aureo — зигзагом: примерно так действует King Crimson, станд Диаволо — все действия, совершённые во время его активации вроде как стираются, и их никто не запоминает, но последствия всё равно остаются.
  • Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — на манипуляциях с памятью завязаны действия полномочия Чревоугодия: люди, чьё имя будет съедено носителем такого полномочия, автоматом будут стёрты из памяти всех, кто их когда-то знал.
    • Почти то же самое происходит и с теми, кто погибает внутри миазмов Белого Кита.
  • Nanatsu no Taizai — внутримировой пример: настоящий Гаутер подредактировал память Маэля — тем самым, и всех, кто его знал лично — чтобы того сочли мёртвым, а он сам принял личность Эстароссы. Такой гамбит обошёлся демонам поражением в 1-ой Священой Войне… и неприятным нежданчиком почти всем враждующим сторонам спустя 3000 лет.
  • Mobile Suit Gundam: The Origins — манга 2001—2011 года представляет собой один сплошной реткон всего оригинального сериала и его предыстории. Экранизированные в 2015—2018 главы-приквелы так же ретконят многие события сериала. Например, полностью поменялась линейка ранних мобильных доспехов, что Зеона, что Федерации. Первые гантанки стоят на вооружении у федерации ещё 0068 UC, а первые ганкэноны появились уже в 0078 UC. Рю Хосе не курсант летавший только на симуляторе, а пилот-разведчик сбитый в битве при Луме. Брайт Ноа не зелёный лейтенант, а уже некоторое время послуживший старлей. Зеон Зум Дайкун был председателем правительства ещё республики, а не монархом княжества расположенного на Стороне-3. Переименовал Республику Мунзо в Зеон, а потом преобразовал её в княжество уже Дэгвин Заби. М’Куве не полковник, командующий одесской группировкой войск, а генерал-полковник командующий всеми земными экспедиционными силами Княжества Зеон и в колонии Техас он с Амуро не сражался, так как подорвал свой YMS-15 Gyan в Одесском заливе после отступления своих войск. Колония «Остров Иффиш» при падении раскололась на 3 части (что объясняет промах по Джабуро) и на Сидней упала лишь стыковочная секция. Остальные две упали на северную америку и тихий океан (в манге озеро Байкал) чем вызвали ужасные разрушения в юго-восточной Азии.
    • М’Куве досталось ещё в фильмах-компиляциях 1981—1982 годов. Все сцены с его личным мобильным доспехом YMS-15 Gyan были вырезаны, так что что с ним стало по фильмам было не ясно. Однако, в официальной манге Char’s Deleted Affair [C.D.A] ~ Portrait of Young Comet он пилотируя тот же Gyan героически гибнет прикрывая отступление остатков Зеонских сил с А Бао А Ку.
  • Naruto — изначально считалось, что Итати в одиночку перебил весь свой клан, кроме младшего брата. Но поскольку по сюжету оказалось, что Итати хороший, его соучастником вывели Обито. Кроме того, в благословлённых Кисимото ранобэ именно Обито убивает женщин и детей, чтобы Итати не марал руки.

Видеоигры[править]

Особенно здесь печально, когда делают совершенно левую игру и просто лепят узнаваемое название. И эта нелепость по мнению пофигистичных, нередко новых правообладателей теперь канон.

  • Серия Metal Gear Solid — Кодзима вовсю пользовался этим тропом, в каждой игре дописывая информацию, изменяя события прошлых частей или заново их переосмысливая, но это не пошло на пользу сериалу: ведь из-за этого сюжет каждой новой игры поднимал больше вопросов, чем давал ответов.
  • ММО Lineage 2 — лор игры дописывался и обновлялся чтобы вместить новые расы, обосновать упрощение хардкорных ранее квестов. В принципе, ситуация типична для ММО игр, которые обязаны обновляться периодически, чтобы было, чем занять игроков, достигших топ контента.
  • World of Warcraft — ретконов было настолько много, что их все не описать. Впрочем, сейчас Blizzard выпускают Хроники, корректируя всю игровую историю, но и те объявили каноном лишь с точки зрения титанов.
    • Shadowlands, следующий же после выпуска Хроник аддон, послал информацию из Хроник к чёрту — Изумрудный сон, например, больше не основополагающий фрагмент мироздания, а лишь местечковое отражение одного из субмиров Теневых Земель, Арденвельда. Нехило так титаны накосячили с картографией.
  • Серия WarCraft в целом. В каждой следующей игре что-то меняют. Если кратко, то ситуация обстоит так: первая часть была классическим чёрно-белым фэнтези. Люди — добро, орки — зло (правда, у каждого из этих народов был предатель: Гризельда, дочь Чернорука — у орков, причём сбежала она с ограми; чародей Медив у людей — хотя в предыстории из руководства мать Медива рассказывает, что не он сам виноват, а некие «иномировые силы», то есть демоны).
    • Продолжим. WarCraft II — война становится ожесточённее: Орда буквально сравняет с землёй Даларан, Альянс сотрёт с земли Альтерак (оба города потом отретконят: Даларан уже в 3-ей части, а Альтерак в WoW). При этом подданные страны Альтерака (люди) в основном окажутся предателями (переметнутся с оркам, а потом в аддоне «По ту сторону Тёмного Портала» и тех предадут), а клан Весёлого Черепа (орки) в полном составе переметнётся к экспедиции Альянса (посчитав их сильными воинами), да ещё и ценнейший артефакт им передадут. Таким образом, образы всё больше «сереют», хотя финал дополнения «По ту сторону Тёмного Портала» расставляет всё по своим местам: орки собственноручно разрушают свой мир, Дренор, под "мудрым" руководством верховного шамана Нер'зула, который придумал "гениальный" план создания множества порталов в иные миры (ну, чтобы Орда беспрепятственно могла захватить их - ведь там не будут, как Альянс, оказывать сопротивление, конечно же!) и весь аддон пытался это сделать, собирая мощные артефакты; в результате попытки открытия порталов весь Дренор развалился на части (а демоны стали ходить туда как через проходной двор), а Нер'зул сбежал в Круговерть Пустоты, где его настигла судьба - схватили демоны, заковав в Ледяной Трон, хотя выяснится это лишь в 3-ей части. А герои экспедиции Альянса, напротив, действительно показали себя Героями, пожертвовав собой, но сумев закрыть Тёмный Портал, одновременно отбиваясь ото всей Орды - и спасли свой мир от разрушения.
      • Даларан в третьей части не ретконили — во второй орки его изрядно пожгли, но не стёрли под корень. Уже в аддоне орки атаковали частично восстановленный город с целью похищения Ока Даларана. Око забрали и город снова порушили, но местные жители по привычке начали снова восстанавливать свои любимые башни. И только в третьей части Архимонд действительно сравнял Даларан с землёй.
      • WarCraft Adventures: Lord of the Clans. Понятно, что эта игра-ответвление довольно шуточная (видимо, именно поэтому почти полностью доделанную игру Blizzard отказались выпускать — остальные игры слишком серьёзны по сравнению с ней), и события в ней показаны со стороны орков и воспринимаются как байки-воспоминания Тралла о своём побеге и знакомстве с Оргримом и Громом… но всё же здесь вообще нет хороших персонажей-людей, а половина из них показана ещё и дураками (правда, орки тоже не отстают, особенно клан Изувеченной Длани). На этом фоне даже теряется смехотворная очередная гибель Смертокрыла.
        • Наконец, WarCraft III. Альянс разработчики окончательно смешали с грязью: сначала заставили Артеса, сына героя Второй Войны с орками (из 2-ой части) короля Теренаса Менетила, убить своего отца, а потом и Джайну, дочь адмирала Даэлина Праудмура — тоже блистательного героя Второй Войны, тоже убить своего отца! И если в характере Артеса ещё проглядывали недостатки с самого начала (но и его переход на сторону зла был слишком быстрым), то Джайна не оставляла сомнений в добродетельности. Принц Кель отца не убивал, зато перешёл на сторону демонов, как и маршал Гаритос. Мало того — орки в 3-ей части совсем побелели: из них только Гром совершает дурной поступок и вскоре после этого искупает его славной смертью в бою с великим демоном. Плюс к тому вдруг появляется рояль в кустах огромного размера: ночные эльфы, которые 10 000 лет никого не беспокоили, неожиданно возникают в сюжете, как и демоны, являвшиеся в 1-2 части безымянными тупыми ужасными созданиями, внезапно обретают сознание и умных руководителей — видимо, тоже 10 000 лет ждали.
          • Местами наврано. Джайна не убивала отца, там перед ней была дилемма «убиться об орков ради отца или отдать оркам отца ради своих людей, которые могли попасть под удар орков из-за её отца». Джайна зло во плоти, как же. Гаритос на сторону демонов не переходил — его подчинили магией. Хотя под типаж «человек-говнюк» он попадает из-за своего характера. Орки все хорошие кроме Грома? ВСЕ окри кроме тех, что пошли за Траллом, показаны однозначным злом. А те, что были с Траллом, порой были очень даже агрессивны (например, некий бугай жаловался, что воевать с кентаврами скучно, вот бы кого посерьёзнее. Добро, как же). Ну и тот же Громмаш был с Траллом. Собственно, именно Тралл — жирное исключение: он и шаман, а они у орков более адекватные в среднем, и из мирного клана Волков, и воспитан у людей вообще. Без Тралла орки хорошенько так «сереют», см. что делают орки под Гаррошем или Сильваной.
  • Dragon Age:
    • В первой части Стэн говорит, что по идеологии Кун женщины либо должны работать в разведке, либо заниматься мирными профессиями вроде торговли и сельского хозяйства. Исландская правдивость в том, что Бен Хазрат действительно не сражается так, как кунарийские воители. В его словах это звучит так, словно японцы утверждают что женщина Ниндзя стать не может. И она действительно не может, но если кого-то отравит или заколет Куноити, то легче ему не станет.
    • Сперва говорится, что храмовники не могут жениться и иметь детей. Позже выясняется, что на самом деле такое разрешено только для этого нужно разрешение, а его практически невозможно получить.
    • Рога у кунари, нередко так упорно включаемые в этот список, не подходят — в первой игре их не было из-за игромеханических ограничений, и начиная со второй рогатые все кунари (в третьей можно сделать безрогим протагониста). Стэну же приписали врожденную безрогость и объявили это редкой чертой для его расы.
    • Андерс из второй игры. В первой флиртует с каждой представительницей прекрасного пола и мечтает о гареме. Во второй игре выясняется, что он бисексуал с уклоном на свой пол.
    • Большая часть концовок первой игры и все концовки его сюжетного аддона. Можно убить половину спутников, но Лелиана и Андерс в любом случае появятся во второй игре с вяленьким обоснуем своего воскрешения.
  • Heretic — во второй части неожиданно выяснилось, что главный герой — эльф, а не человек. В первой части его показывали только в капюшоне, генетику вслух не озвучивали. Но игроки по умолчанию решили, что он — человек.
  • Myst — в четвёртой части изменили механизм действия книг-тюрем. В Uru выяснилось, что, прикрепив книгу к себе, можно телепортировать и себя, и книгу.
  • Disciples 3 внёс немало изменений в лор, чем в своё время вызвал неприязнь у фанатов, любивших серию в первую очередь за этот самый лор и кампании. Некоторые из этих ретконов были откровенно странными, особенно географические. Пример: в первых двух частях земля нежити Алкмаар находится далеко на юге континента и ни с кем не граничит (ближайшей страной является Империя). Когда по сюжету у нежити возникает необходимость попасть в земли эльфов (далеко к северо-востоку), да побыстрее, им приходится пробиваться через земли людей и гномов. Позже (в загружаемой официальной кампании Alliance Crusade) уже эльфы, желая нанести ответный визит, вынуждены с аналогично (но с сожалением) прорубать дорогу сквозь всё те же земли гномов и людей (с дипломатией в сеттинге проблемы). В географии же третьей части нежить и эльфы ВНЕЗАПНО соседи, причём, судя по официальной карте, нежить буквально отрезана от остального мира эльфийской страной; добраться до кого-то ещё можно только по морю. Походы из второй части (из Алкмаара, через земли людей и гномов, к эльфам и наоборот) потребуют сделать бессмысленный и очень кровавый крюк через полконтинента + совершить небольшое морское путешествие — и всё это, что бы попасть к соседям. Что ещё хуже, теоретический разработчик четвёртой части не смог бы просто отретконить этот идиотизм обратно так как кампании третьей части сделаны с учётом уже новой карты и в старой географии станут аналогично бредовыми.
    • Некоторым раздражающими показались ретконы «на самом деле Небесный Отец — единственный настоящий бог, а остальные — так, ангелы с манией величия» (особенно странно выглядит после эльфийских кампаний второй части, явно наводящими на мысль, что главными среди богов были Галлеан и Солониэль), «Бетрезен пал не из-за грехов его творений (людей), поддавшихся уговорам подлых ангелов, а из-за того, что первые представители разных рас, увидев друг друга, сразу же начали взаимную резню» (в чём тогда вообще вина конкретно Бетрезена и зачем убирать местный аналог первородного греха человечества?), «ангелы в армии Империи — на самом деле перерождённые люди; Архангел Мизраэль — алкмаарский лич в промывающей мозги волшебной маске», «Лак’лаан — не мессия, посланный на землю, дабы объединить все достойные расы™ и личность мирового значения, а какой-то местечковый мудрец, важный только для эльфов», «Альянс Эльфов — не молодая безжалостная держава, быстро превзошедшая всех в военной силе, но страдающая от внутренних склок и противоречий, а стереотипные миролюбивые неудачники в вечном упадке, ноющие про природу и проигрывающие всегда и всем, если только ими не управляет игрок», и наконец, «Алкмаар — не проклятая земля фанатиков-смертопоклонников, самовлюблённых мерзавцев и неразумных ходячих трупов, а славная держава гордых мёртвых воинов, благородных рыцарей смерти, разумных патриотичных зомби и влюблённых призраков, только служащая злобной богине».
      • Чудовищное нечто, именуемое «Disciple: Liberation» вдавливает педаль в Бездну — имперцы теперь буквально мечтают убить всех нелюдей (хорошо хоть их добрячками при этом не выставлют…), эльфы вымирают (ага, дисайпловые эльфы, которые, наверно, и ядерный апокалипсис бы пережили) от нехватки маны (WoW, иди домой), орды нежити больше не любят злобную богиню и стали, без шуток, самыми положительными и миролюбивыми в округе. Специально для тех, кому не хватало феминизма, эта, кхм, игра включает главную героиню полуэльфийку-полудемонессу-полуангела-супернаёмницу, выглядящую как обычная тамблер-дива, но способную убивать богов, потусторонний апокалиптический нёх женского пола, жрущий миры, и пару откровений вроде «на самом деле есть Самая Главная Супербогиня, сотворившая остальных богов» и даже «весь сюжет и этой, и третьей части — дело рук какой-то ВНЕЗАПНОЙ тётки, которая обычный человек, необъяснимо манипулирующий всем миром.»
  • Saints Row — в первых трёх частях, когда серия только формировалось, ретконов было уйма:
    • В первой протагонистом мог быть только мужчина, а также он был молчалив.
    • Во второй части протагонистом уже может быть женщина, а также он(а) умеет говорить. Кроме того, во второй части, вне зависимости от того, за кого играешь, на скриншотах при загрузке всегда будет изображен стандартный чернокожий мужчина, причем там, где должен стоять наш герой, а это уже косвенно ретконит выбор игрока.
    • Наконец, этот же образ опять был изменён в третьей части, уступив место мужчине, который похож внешне на Джонни Гэта. Уже потом этот мужчина (что красуется даже на арте в лаунчере игры на ПК) был заменен на образ голливудского типа.
    • Это обыгрывание одной из фишек серии — эпически (по крайней мере со второй части) мощного редактора персонажа, позволяющего играть как минимум пиратом, ниндзя, зомби, роботом, инопланетянином, Нео, Данте, Халком и унитазом. Истинные внешность, пол и имя главного героя ни в одной части не раскрываются. А молчаливость главного героя в первой части была обыграна в четвёртой, где он признаётся, что во время тех событий был очень напуган и потому не разговаривал.
  • Might and Magic — начиная с Heroes of Might and Magic V в серии изменился сеттинг, вместо Вселенной Древних с развитыми, но полузабытыми технологиями у нас теперь компактный, чисто-фэнтезийный мир Асхан.
    • Старый сеттинг:
    • Новый сеттинг:
      • Примерно всё, что связано со зверолюдьми — они были созданы магами на замену сбежавшим оркам (Heroes of Might and Magic V) или тогда, пока орки сидели смирно, а потом сбежали вместе с ними (Последующие игры)? Кентавры — это помесь людей и адских жеребцов и, как следствие, разновидность орков (тут не обычные орки)(Heroes of Might and Magic V) или людей и самых обычных лошадей, соответственно, являясь просто зверолюдьми (и прочих непарнокопытных) (последующие игры)? Минотавры сбежали от магов, но попали в рабство к тёмным эльфам (Heroes of Might and Magic V) или были подарены магами тёмным эльфам и были приняты как равные (Heroes of Might and Magic VI) или они были подарены тёмным эльфам, приняты как равные, но потом власть захватили более радикальные эльфы и поработили минотавров(Heroes of Might and Magic VII)? И в каком вообще году произошло восстание зверолюдей? Ракшасы издавна обитали на окраинах Асхана и были призваны магами недавно, или появились в числе других зверолюдей, отказались примыкать к восстанию орков и стали полноправными членами общества магов? Гремлины были селекционно выведены из гоблинов, дабы повысить их интеллект, смелость и верность магам, или изначально были малыми духами огня, кабирами, которых стали отождествлять с гремлинами из легенд герцогства Единорога?
        • Слово Божие гласило, что создание и восстание зверолюдей — подтверждённый реткон. Кентавры изначально задумывались как зверолюды, но во время разработки ошибку заметили слишком поздно. Во времена пятых героев о лоре минотавров сильно не задумывались (их и включили-то в основном ради соблюдения традиции). Положения бычков в шестой и седьмой частях не противоречат друг другу и правильно отображают изменение ситуации на протяжении веков. После реткона из первого пункта восстание зверолюдей и орков было общим и произошло в 467—470 годах.
      • Сколько у Асхана лун — три или одна Heroes of Might and Magic VI?
        • Канонично одна во всех играх Асхана. 3 их было в бета-версии сеттинга (причём все 3 имели важные роли). Изменение произошло ещё в процессе разработки пятых героев, но по какой-то причине обошло экран города нежити. Хотя чему удивляться, если тот же «Смертельный Выстрел» рэйнджера даже в финальной версии имеет описание, утверждающее, что умение «позволяет герою атаковать любого врага на поле боя…», хотя любой герой и так это умеет безо всяких умений. Данный кусок описания так же остался с древней эпохи разработки, когда герои умели лишь колдовать (как в героях 1-3), но могли изучить возможность атаковать.
      • Кровавое Затмение — это затмения Солнца Might and Magic: Clash of Heroes или Луны (последующие игры)?
  • Spellforce 3 и дополнение Soul Harvest — полный список ретконов увеличит эту страницу в несколько раз. Новыми разработчиками беспричинно изменены география, даты исторических событий, культура и физиология отдельных рас… Педаль в ядро Эо продавливают тёмные эльфы в аддоне — по сути, это совершенно другая раса, с разительно отличающимися культурой, структурой общества, внешним видом, мировоззрением, тактикой боя, геймплеем, набором юнитов… При этом в беседах с фанатами разработчики упорно отрицают умышленное изменение сеттинга, повторяя, что старались следовать оригинальному лору, и любые несоответствия вышли случайно. Впрочем, после выхода аддона фанаты стали воспринимать это как унылую повторяющуюся шутку.
    • По словам одного близкого к разработчикам человека, главный сценарист SF3 тупо МТА от игростроя; бывший модмейкер, мечтавший об игре по своим сеттингу и сюжету. Попав наконец в ряды игроделов (увы — как сценарист игры по уже существующему сеттингу), он начал потихоньку вставлять в мир Spellforce элементы своих творений, невзирая на противоречия оригинальному лору. Увидев, что сюжет игрокам большей частью понравился, а на ошибки жалуется относительно небольшая группа старичков, наш герой набрался храбрости и в аддоне практически забил на оригинальный сюжет серии, вместо этого грубо впихнув в мир Spellforce один из своих сценариев. Орлангур, противоречия законам вселенной и прочее прилагаются в таких масштабах, что даже поверхностно знакомые с серией игроки от них прифигели. И да, таким образом те же тёмные эльфы — походу действительно другая раса с тем же названием, придуманная доблестным МТА для другого сеттинга и вставленная в этот вместо попросту выкинутой оригинальной. Бонус: ещё во время бета-теста аддона тестеры сразу же были удивлены отсутствием у ТЭ рабов-скергов и наличием вместо них эльфов-рабочих. Ответ разрабов? «А что, у них рабство есть? А кто такие скерги?»
    • По собственному признанию, сценарист никогда не играл в оригинальную серию. А скергов, к слову, вообще вырезали из сеттинга.
  • В финале Half-Life: Alyx «реткон» произошёл буквально, так как в конце HL2 Episode 2 Советники убили Илая, а в конце HL Alyx с помощью G-Man’а этому помешала Аликс из прошлого, и в результате Илай остался жив, а Аликс из настоящего вдруг куда-то пропала. И теперь в 3-ей части (если её выпустят) уже не Аликс с Гордоном полетят искать корабль «Борей», а Илай с Гордоном начнут с поисков Аликс. Возможно, разработчики решили сделать этот реткон потому, что не знали, как продолжить сюжет после концовки 2-го эпизода HL2, а теперь им будет проще.
  • Sonic the Hedgehog — происходят регулярно:
    • В дилогии Adventure действия разорачиваются в мире, похожем на Землю. В Sonic Heroes и Sonic Riders герои уже оказываются в совсем уж другом мире, где присутствуют футуристичные мегаполисы с летающими машинами и джунгли с гигантскими лягушками. При этом каких либо обоснований по этому поводу не дано. Может действия и вправду разворачиваются на двух планетах? Если так, то почему на Земле граждане не пользуются массово достижениями науки? Почему здесь нету космопортов? Идиотский сеттинг на лицо.
      • Фейспалм! Планета одна. И населена она как людьми, так и антропоморфным зверьём. И одни могут в космос, другие не могут, что твоя Польша. Просто в одних локациях скучкована одна цивилизация, в других другая. И незачем плодить сущности в виде двух миров.
    • Сама по себе концепция Изумрудов Хаоса. В Sonic Adventure Изумруды заряжаются благодаря эмоциям. Перед битвой с Хаосом Соник и его друзья заряжают Изумруды с помощью позитивных эмоций. В Sonic Unleashed зарядить Изумруды Хаоса можно только в Храмах Гайи, которые раскиданы по всей планете.
    • Кошка Блейз из Sonic 2006 жила в постапокалиптическом мире будущего вместе с Сильвером. В Sonic Rush Блейз — принцесса из параллельного мира. К счастью для фанатов, события Sonic 2006 признаны не каноничными.
    • Первоначально Sonic Mania должна быть неразрывно связана с сюжетом Sonic Forces. В конце «Мании» Соник отправляется с фантомным рубином в будущее, тем самым он становится участником событий Sonic Forces. Однако из-за оглушительного провала «Forces» разработчики решили изменить концовку Мании. Теперь, в Sonic Mania Plus, открылась новая сюжетная линия «Encore Mode», действия которой происходят после событий основного режима.
  • Max Payne 2 — в конце 1-ой части Макс чувствует, что разобрался в себе и отомстил своим врагам. Кроме того, он распутал большой заговор, главой которого была главная злодейка игры. И он «всегда будет любить только свою погибшую жену». Но вторую часть разрабатывала уже другая компания — не Remedy, a Rockstar — и поэтому они поменяли многое. Во-первых, вдруг оказывается, что Макс влюбился в убийцу Мону Сакс, да так, что совсем потерял голову и повёл расследование в противоположную от неё сторону, а потом даже убил полицейского. Во-вторых, Макс в 1-ой части живёт в собственном доме в пригороде Нью-Йорка, а тут оказывается, что он переехал в самый-самый неблагополучный район Нью-Йорка (чего ради?). В-третьих, Винни Гоньитти раньше был трусливым, но харизматичным бандитом на службе крупного мафиози, здесь же он деградирует до главы мелкой банды, становится гораздо младше и меняет стиль одежды на подростковый, а также приобретает привычку другого бандита 1-ой части (убитого) — коллекционирует комиксы и связанные с ними вещи (чего за ним раньше ВООБЩЕ не наблюдалось); Владимир Лем тоже полностью меняет стиль и характер. В-четвёртых, Внутренний Круг, полностью расстрелянный в 1-ой части (выжил только А. Воден), здесь опять оживает, чтобы умереть (в нескольких главах можно увидеть, как его членов убили), а эпизодический глава русской банды, помогавший Максу в 1-ой части, крутеет, богатеет и внезапным образом становится одним из важнейших участников Круга и тем, кто стоял за злодейкой из 1-ой части (при этом размаха, который был у неё, у Лема не чувствуется — у него всего лишь один ресторан и особняк, а у неё были банки, небоскрёбы, музеи, ночные клубы, гостиницы и итальянская мафия в кармане).
    • Во-первых, Макс отметил, что «всё было кончено». Сама история мести окончилась. Макс всеми силами двигался к цели и достиг её; Во-вторых, Rockstar разрабатывали лишь порты для PS2 и XBox. Весь сценарий писал Сэм Лэйк; В-третьих, попытка сублимации. Если во время первой части Макс жил лишь на одной ненависти, то после убийства Николь Хорн месть себя исчерпала. В третьей части он признает то, что весь роман — ошибка. Хотя другой вопрос — почему именно Мона; В-четвертых, небольшой дом в пригороде и квартирка в неблагополучном районе — это две разные цены. У Макса не было ни смысла, ни лишних денег, чтобы переплачивать за жилплощадь. Да и как-то не клеится образ мелкого бандита с домом в пригороде; В-пятых, Макс лично вырезал всю верхушку клана Пунчинелло. То, что Винни, держа нос по ветру, вовремя сориентировался и собрал вокруг себя людей, показывает, что он не деградировал. Тот факт, что он ВНЕЗАПНО начал коллекционировать мерч по Капитану Бейсбольной Бите — в первой части он был третьестепенным персонажем, как и братья Финито. Персонажа раскрыли вглубь. И есть разница между коллекционированием и визитной карточкой (что и отличало Фрэнки Ниагарру). Но то, что он начал носить спортивки — это странно. Идеи, а-ля «в клане Пунчинелло у людей по статусу высоких был дресс-код, а сейчас он, как босс, может одеваться как хочет» есть домыслы и гадания на пустоте; В-шестых, Уоден, похоже, набрал ещё людей и типа «возродил» Внутренний Круг, хотя достоверных сведений нет. Владимир Лем поднялся за счет захвата активов Пунчинелло — ещё в первой части он открыто объявил войну Анджело. Плюс, он и до войны с итальянской мафией был достаточно богат, ибо контрабанда оружием на грузовом корабле — уровень повыше обычных разбойных нападений на ларьки. Размах есть: вся армия «уборщиков», вооружение оной оружием и взрывчаткой, нападение на полицейский участок. То, что нет кучи недвижимости — на деньги от преступной деятельности их не особо купишь.
      • Max Payne 3 — во 2-ой части Макс опять разобрался в себе, а в 3-ей части делает это снова дважды. Ещё прежний Макс строго следовал полицейским правилам и никогда не устроился бы наёмником, а тут он делает это несколько раз. И многое другое, в том числе и причина его отъезда из Нью-Йорка — настоящий Макс Пейн не сбежал бы, а уничтожил всех тех бандитов и вышел бы сухим из воды. Пьянства за ним ни в 1-ой, ни во 2-ой части не было замечено (вместо этого он постоянно наливался кофе), а в 3-ей он алкоголик и наркоман, что показывается (крайне отвратительно) почти в половине катсцен. Сюжет же сменился с нуара на привычный для студии Rockstar GTA-шный сюжет про бандитов в декорациях тропических городов.
        • Обоснуй — во-первых, строго следовавший полицейским правилам Макс, ушедший в разнос и истребивший ОПГ Пунчинелло, наемные армии Хорн и Лема в одиночку? Закон предполагает найти доказательства, взять с поличным, а не самолично расправляться со всей преступной шайкой. Плюс, «телохранитель» не равно «наемник», ибо первый лишь защищает цель, а второй делает что угодно за деньги. И где это «несколько раз», если сначала он работает на Родриго Бранко, а потом по собственной инициативе расстреливает бразильских преступников и наемников? Во-вторых, у Макса не было никаких особых причин чинить расправу над Де Марко, ибо тот ничего не сделал лично ему. Да и не вышел бы он сухим, ибо не то что Уоден не помог бы — даже полицейского значка нет. В-третьих, алкоголь и наркотики есть попытка забыться и уйти от прошлого. Если бы Сэм Лэйк во второй части раскрывал детали, то он бы показал, что Макс постоянно работает, чтобы не думать лишний раз о прошлом. Его квартира довольно загажена. После увольнения он мог забыться лишь на дне бутылки. Обезболивающими он закидывался всегда.
  • Cyberpunk 2077 — в оригинальной настолке киберпсихоз был хорошо изученным, хоть и трудноизлечимым заболеванием. Через 57 лет он внезапно стал аналогом киберрака, о котором практически ничего неизвестно и который лечится только экстренной инъекцией в организм оружейного свинца[3].
    • Штурм башни «Арасака» с подрывом ядерной бомбы проходил не так, как показывает флешбэк Джонни. В игре позже приводится обоснуй, что это Джонни предпочёл так запомнить, упустив многие важные детали и приукрасив действительность в свою пользу.
  • Five Nights at Freddy's — самый вопиющий случай. Чуть ли в не каждой игре Скотт Коутон кардинально меняет события игр и подливает масло в огонь, заставляя фанатов строить на основе намёков сюжет. Но тем не менее, в конце концов ему таки удалось разложить карты на стол, дабы наконец получить заветные ответы на вопросы. Думаете, что в первых трёх частях франизы вы играете за трёх разных охранников? Ошибаетесь! Оказывается, вы всё это время играли за одного и того же персонажа — Майкла Афтона, который на протяжении всей франшизы хочет отомстить своему отцу за его грехи. Что забавно, во всей франшизе есть аж целых два Фиолетовых Парня. Один из них — наш герой, а другой — его отец, который любит убивать детей и ставить опыты с душами. Чтобы остановить своего отца-маньячиллу, Майкл устраивается на работу охранником под разными именами. Такой сюжетный поворот не ожидали даже теоретики.
  • Need for Speed — оказывается, персонажем всех игр начиная с Underground и заканчивая Undercover являлся Райан Купер, дебютировавший в Pro Street. Это при том, что, скажем, у Underground 1-2 и Most wanted с «Карбоном» никак не соприкасающиеся сюжетные линии противоречащие друг другу[4]. Более того вряд ли для работы под прикрытием стали бы привлекать известного гонщика.
  • Mortal Kombat — наиболее часто ретконят биографии персонажей, особенно в перезапущенной серии. В игре 2011 года была представленна Скарлет как новый женский ниндзя, и во внутреигровом описании она была обозначена как сотворённый Шао Каном гомункул. Но к MK11 она внезапно стала внешнемирской сиротой, которую император подобрал с улицы и обучил магии крови.
  • Divinity II — согласно сюжету дополнения, Божественный Люциан не был убит Дамианом, а изгнан в другое измерения. В конце дополнения, Дамиан будет побеждён, но не погибнет а отступит. Но вот сюжет Divinity: Original Sin II вывел эпичный реткон — Люциан пожертвовал собой, применив против Дамиана и его приспешников туман смерти. Кроме того, была переписана история пламенных рыцарей — согласно Divinity II, вот уже четыре поколения, пламенные рыцари это только люди. Но в Divinity: Original Sin II эпизодический фигурирует пламенный рыцарь-ящер Слейн. А между событиями Divinity: Original Sin II и Divinity II прошло около шестидесяти лет.
  • Ghost of Tsushima — поскольку DLC решили сделать про прошлое Дзина, пришлось отретконить смерть его отца. В оригинале Кадзумаса умирает на Цусиме в снегу, в аддоне — на Ики под бурно осыпающимся деревом глицинии, а его убийца произносит убойную фразу, по которой Дзин спустя многие годы его опознает. При этом не пропатчили реплику из оригинала о том, что господин Симура этого человека казнил, когда в DLC Дзин его простил.

Реальная жизнь[править]

  • Пример реткона в реальной жизни (!): традиционно женщины не могут работать актрисами в театре кабуки, но те современные театры кабуки, в которых есть актрисы, соответствуют более древней традиции, когда женщины всё же выступали в нём. Ещё более древней традицией является кабуки с одними актрисами без актёров. Первоначально слово кабуки означало «поющие и танцующие куртизанки», и только после выселения куртизанок в отдельный квартал это слово стало записываться иероглифами как «песни и танца искусство».
  • Там же — гейша. В XV—XVI веке ими были почти исключительно мужчины, в XVII мужчины ими быть ещё могли. В XX веке все знают, что что гейша — это древнее японское женское искусство. А секрет в том, что изначально они были нечто среднее между тамадой, массовиком-затейником и аниматором, да так, в общем, ими и остались.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. «Holy cows!» идеоматическое выражение, аналогичное «Holy Shit!» — дословно «святое дерьмо!» (шуточный перевод «святые черти!», или «срань Господня») — означает крайнее удивление.
  2. Разницу понять не так уж и сложно. Мало кто может долгое время намеренно вводить в заблуждение: нужно же все-таки о чем-то конкретном рассказывать. Введение в заблуждение обычно работает в рамках одной конкретной арки, если же перемены резко возникают после кучи ничего не предвещавших арок, то это, скорее всего, реткон.
  3. Обоснуй: после Четвёртой корпоративной войны и Блэкаута были утеряны многие базы данных, в том числе и по киберпсихозу. А ещё, как раскрывается в одном из побочных квестов, корпорации взяли за дурную привычку выдавать за киберпсихоз случаи, когда их клиенты пострадали от некачественных или непроверенных имплантов или медицинских препаратов.
  4. События из-за которых герой «Мост Вонтеда» вынужден был уехать из Палмонта происходят как раз во время действия «Андеграундов».