Наживка для «Оскара»: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников)
Строка 15: Строка 15:
Нет, конечно, не факт, что второй фильм возьмёт его обязательно. Фишка может лечь по-всякому. Но что первый его не возьмет — это точно. То есть мы говорим о «серьёзных» Оскарах — лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшие роли. За лучшие спецэффекты, лучший монтаж и лучшую операторскую работу наш блокбастер может ещё пободаться. Также открыты для него «лучшая работа художника», «лучшая музыка», «лучшие костюмы» и «лучшая песня». И на этом, собственно, всё.
Нет, конечно, не факт, что второй фильм возьмёт его обязательно. Фишка может лечь по-всякому. Но что первый его не возьмет — это точно. То есть мы говорим о «серьёзных» Оскарах — лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшие роли. За лучшие спецэффекты, лучший монтаж и лучшую операторскую работу наш блокбастер может ещё пободаться. Также открыты для него «лучшая работа художника», «лучшая музыка», «лучшие костюмы» и «лучшая песня». И на этом, собственно, всё.


Есть, конечно, старые волки — Скорсезе, Спилберг, Иствуд, — которые целятся и в кассу, и в «Оскара», в надежде погнаться за двумя зайцами и поймать обоих. И у них иногда получается. Есть неожиданные «чёрные лебеди» вроде [[Gisaengchung|«Паразитов»]] или «Страстей Христовых», которые при скромных вложениях рвут кассу и вдобавок получают букет «Оскаров». Есть прорывы вроде классических [[Star Wars|«Звёздных Войн»]], [[Pulp Fiction|«Криминального чтива»]] или [[LotR|«Властелина Колец»]], которые получили свои «Оскары» чисто за новаторское нахальство. Но зачастую приходится выбирать: или ты хочешь много денег, или позолоченного дядьку с мечом.
Есть, конечно, старые волки — Аллен, Скотт, Скорсезе, Спилберг, Иствуд, — которые целятся и в кассу, и в «Оскара», в надежде погнаться за двумя зайцами и поймать обоих. И у них иногда получается. Есть неожиданные «чёрные лебеди» вроде [[Gisaengchung|«Паразитов»]] или «Страстей Христовых», которые при скромных вложениях рвут кассу и вдобавок получают букет «Оскаров». Есть прорывы вроде классических [[Star Wars|«Звёздных Войн»]], [[Pulp Fiction|«Криминального чтива»]] или [[LotR|«Властелина Колец»]], которые получили свои «Оскары» чисто за новаторское нахальство. Но зачастую приходится выбирать: или ты хочешь много денег, или позолоченного дядьку с мечом.


Важное уточнение: то, что фильм — «наживка для Оскара», ни в коем случае не значит, что он плохой. Наоборот, важная составляющая успешной «наживки» — высокое качество исполнения, тем более что «Оскар» — это вам не Канны, и статуэтки достаются всё равно достаточно зрительскому кино, а не артхаусу. Просто качественных фильмов в Голливуде снимают каждый год многие десятки — а премии всё равно получают именно те из них, что посвящены любимым темам Американской киноакадемии.
Важное уточнение: то, что фильм — «наживка для Оскара», ни в коем случае не значит, что он плохой. Наоборот, важная составляющая успешной «наживки» — высокое качество исполнения, тем более что «Оскар» — это вам не Канны, и статуэтки достаются всё равно достаточно зрительскому кино, а не артхаусу. Просто качественных фильмов в Голливуде снимают каждый год многие десятки — а премии всё равно получают именно те из них, что посвящены любимым темам Американской киноакадемии.
Строка 22: Строка 22:
Если хочешь много денег — снимай боевики, комедии, фантастику и фэнтези, супергеройское кино и бестолковые, но добрые мультики.
Если хочешь много денег — снимай боевики, комедии, фантастику и фэнтези, супергеройское кино и бестолковые, но добрые мультики.


Если хочешь дядьку с мечом — снимай социальную драму, у неё больше всего шансов, да проблематику возьми поактуальней: права женщин, права меньшинств, права инвалидов и ветеранов. Снимай военную или полицейскую драму, если хочешь угодить ещё и массовому зрителю и подпустить экшна. Комедия? Только с элементами социальной сатиры, и побольше, побольше. Детектив? Переделай его в социальную драму, быстро! Ну разве что это экранизация книги, порвавшей магазины. [[Вестерн]]? Переделай в историко-социальную драму (ну или снимай «Непрощённого» и «Танцы с волками», у них получилось). У исторического костюмного фильма шансы уже не те, но тут тебя могут довезти до «Оскара» хорошие актёры и оригинальный сценарий. У фантастики шансов ещё меньше, про фэнтези лучше забыть, фэнтези возьмёт максимум «лучший грим» (если ты, конечно, не [[Peter Jackson|ПиДжей]]). Ужасы? Ты бы ещё порно выдвинул, честное слово…
Если хочешь дядьку с мечом — снимай социальную драму, у неё больше всего шансов, да проблематику возьми поактуальней: права женщин, права меньшинств, права инвалидов и ветеранов. Снимай военную или полицейскую драму, если хочешь угодить ещё и массовому зрителю и подпустить экшна. Комедия? Только с элементами социальной сатиры, и побольше, побольше. Детектив? Переделай его в социальную драму, быстро! Ну разве что это экранизация книги, порвавшей магазины. [[Вестерн]]? Подавай как историко-социальную драму (как авторы «Непрощённого» и «Танцев с волками»). У исторического костюмного фильма шансы уже не те, но тут тебя могут довезти до «Оскара» хорошие актёры и оригинальный сценарий. У фантастики шансов ещё меньше, про фэнтези лучше забыть, фэнтези возьмёт максимум «лучший грим» (если ты, конечно, не [[Peter Jackson|ПиДжей]]). Ужасы? Ты бы ещё порно выдвинул, честное слово…


Возьми на главную роль уже прославленных [[Актёр, у которого ещё нет «Оскара»|актёра/актрису, у которых пока ещё нет «Оскара»]]. Они будут очень стараться. Сделай что-нибудь страшное с их лицом или заставь играть в маске/под вуалью, чтобы никто не подумал, что ты пытаешься продать зрителю популярную мордашку. Резко смени амплуа: пусть комедиант играет беспощадного гангстера или истекающего кровью мученика, звезда боевиков непрерывно шутит, а [[мисс Фансервис]] наберёт 15 кг и приклеит огромный резиновый нос. В пару поставь заслуженного старикана/бабулю, которые действительно умеют играть, даже когда не очень стараются. Обязательно найми оператора, способного красиво снять даже лужу блевотины. И композитора, чей саундтрек на малоизвестном скандинавском сериале поразил тебя [[музыкальный крюк|изысканной простотой]]. Готово. «Оскар» там или не «Оскар», а какую-то из престижных наград ты возьмёшь. И, может, даже не одну.
Возьми на главную роль уже прославленных [[Актёр, у которого ещё нет «Оскара»|актёра/актрису, у которых пока ещё нет «Оскара»]]. Они будут очень стараться. Сделай что-нибудь страшное с их лицом или заставь играть в маске/под вуалью, чтобы никто не подумал, что ты пытаешься продать зрителю популярную мордашку. Резко смени амплуа: пусть комедиант играет беспощадного гангстера или истекающего кровью мученика, звезда боевиков непрерывно шутит, а [[мисс Фансервис]] наберёт 15 кг и приклеит огромный резиновый нос. В пару поставь заслуженного старикана/бабулю, которые действительно умеют играть, даже когда не очень стараются. Обязательно найми оператора, способного красиво снять даже лужу блевотины. И композитора, чей саундтрек на малоизвестном скандинавском сериале поразил тебя [[музыкальный крюк|изысканной простотой]]. Готово. «Оскар» там или не «Оскар», а какую-то из престижных наград ты возьмёшь. И, может, даже не одну.
Строка 29: Строка 29:


=== Особые приметы «наживки» ===
=== Особые приметы «наживки» ===
* [[Байопик|Биография известного человека]] или хотя бы фильм «[[На основе реальных событий|по реальным событиям]]».
* [[Байопик|Биография известного человека]] или хотя бы фильм «[[Основано на реальных событиях|по реальным событиям]]».
* Социальная тематика, особенно на тему притеснения меньшинств. Если герой страдает от расизма, сексизма, гомофобии — идеально.
* Социальная тематика, особенно на тему притеснения меньшинств. Если герой страдает от расизма, сексизма, гомофобии — идеально.
** Нет, это всего лишь «хорошо». А «идеально» — когда от всего этого одновременно!
** Нет, это всего лишь «хорошо». А «идеально» — [[Одноногая собачка|когда от всего этого одновременно]]!
* Критика капитализма (и ничего, что фильм снят какой-нибудь мегакорпорацией типа Уорнер Бразерс).
* [[Капиталисты плохие|Критика капитализма]] (и ничего, что фильм снят какой-нибудь мегакорпорацией типа Уорнер Бразерс).
* [[Слезогонка]] практически обязательна. Бонусные очки — если взять за основу реальную трагедию. [[Вторая Мировая Война|Холокост]] — вообще безотказно, фильмы на эту тему получают хоть что-то всегда!
* [[Слезогонка]] практически обязательна. Бонусные очки — если взять за основу реальную трагедию. [[Вторая Мировая Война|Холокост]] — вообще безотказно, фильмы на эту тему получают хоть что-то всегда!
* Кино про кино: все киноакадемики — бывшие или нынешние голливудские киноделы, посмотреть кино про себя любимых они очень любят!
* [[Производственный роман|Кино про кино]]: все киноакадемики — бывшие или нынешние голливудские киноделы, посмотреть кино про себя любимых они очень любят!
* Снимать желательно про XIX—XX века или «условную современность» — короче, чтобы герои могли ходить в пиджаках. Никаких тебе средних веков, будущего и т. п.. До XXI века академия уважала и историческое кино, но теперь как отрезало: последний «глубоко исторический» фильм, взявший главного чурбана, — «Гладиатор» в 2000-м.
* Снимать желательно про XIX—XX века или «условную современность» — короче, чтобы герои могли ходить в пиджаках. Никаких тебе средних веков, будущего и т. п.. До XXI века академия уважала и историческое кино, но теперь как отрезало: последний «глубоко исторический» фильм, взявший главного чурбана, — «Гладиатор» в 2000-м.
* [[Аллюзия|Аллюзии]] [[Библия|библейские]] или на [[Справочник автора/Греко-римская мифология|античную мифологию]].
* [[Аллюзия|Аллюзии]] [[Библия|библейские]] или на [[Справочник автора/Греко-римская мифология|античную мифологию]].
Строка 47: Строка 47:
* [[Контрастные роли|Нестандартное]] для этого актёра/актрисы [[амплуа]].
* [[Контрастные роли|Нестандартное]] для этого актёра/актрисы [[амплуа]].
* Знаменитость играет знаменитость с полным перевоплощением.
* Знаменитость играет знаменитость с полным перевоплощением.
* [[Искусство требует жертв|Нужно с собой сделать что-то суровое]]: резко сбросить или набрать вес, изуродовать лицо гримом, сыграть [[Кошмарные медицинские состояния|кошмарное физическое состояние]].
* [[Искусство требует жертв|Нужно с собой сделать что-то суровое]]: резко сбросить или набрать вес, изуродовать лицо гримом, сыграть [[Кошмарные медицинские состояния|кошмарное физическое состояние]] или [[Безумие — это страшно|ментальное расстройство]].
** Или [[Безумие — это страшно|ментальное расстройство]].
* Или это роль [[Великолепный мерзавец|адской, но харизматичной сволочи]].
* Или это роль [[Великолепный мерзавец|адской, но харизматичной сволочи]].
* Если ты чёрный, латиноc или азиат — это бонус.
* Если ты чёрный, латиноc или азиат — это бонус.
Строка 56: Строка 55:
Родственный троп — [[фестивальное кино]].
Родственный троп — [[фестивальное кино]].


* А вот с мультфильмами [[аверсия]]: типичной «наживки», чтобы получить «Оскар» за лучший мультфильм, не существует. Существует простое правило: «Оскар» достанется просто лучшей за последнее время картине крупной американской студии — в 80 % «Дисней» либо подчинённый ему «Пиксар» (нет, серьёзно, 80 %: за 15 лет исключений было ТРИ). Всякие там аниме и европейские мультики американское жюри обычно просто не смотрело — делать им, что ли, больше нечего, мультики смотреть? Единственное аниме, получавшее «Оскар» — [[Spirited Away|главное творение]] [[Фильмы студии Ghibli|Миядзаки]], и даже в номинации берут крайне редко (и тоже одно Ghibli).
* А вот с мультфильмами [[аверсия]]: типичной «наживки», чтобы получить «Оскар» за лучший мультфильм, не существует. Существует простое правило: «Оскар» достанется просто лучшей за последнее время картине крупной американской студии — почти всегда «Дисней» либо подчинённый ему «Пиксар» . Всякие там аниме и европейские мультики американское жюри обычно просто не смотрело — делать им, что ли, больше нечего, мультики смотреть? Единственные аниме, получавшие «Оскар» — два фильма [[Фильмы студии Ghibli|Миядзаки]], и даже в шорт-лист аниме берут крайне редко (и тоже одно Ghibli).
* Очень смешная аверсия постоянно получается с фильмами, которые на «Оскар» выдвигает Россия: Это в подавляющем большинстве случаев что-то из категории «[[кино и немцы]]» («Сталинград», «Белый тигр», «Утомлённые солнцем 3» и т. п.), и каждый раз в номинацию не попадает. Такое впечатление, что в нашей киноакадемии вообще не представляют, за что обычно дают «Оскара». Но стоило пару раз в виде исключения послать драмы Звягинцева про тяжкую судьбинушку — и фильму давали номинацию.
* Очень смешная аверсия постоянно получается с фильмами, которые на «Оскар» выдвигает Россия: Это в подавляющем большинстве случаев что-то из категории «[[кино и немцы]]» («Сталинград», «Белый тигр», «Утомлённые солнцем 3» и т. п.), и каждый раз в номинацию не попадает. Такое впечатление, что в нашей киноакадемии вообще не представляют, за что обычно дают «Оскара». Но стоило пару раз в виде исключения послать [[Левиафан (фильм)|драмы Звягинцева]] [[Чернуха|про тяжкую судьбинушку]] — и фильму давали номинацию.
** И раньше прекрасно знали, а [[Ковидная эпоха|теперь]] начали не стесняясь эксплуатировать — [[Гулаги и рабы]] дают стопроцентное попадание в призы от Нобелевки по литературе до пресловутого дядьки с мечом.
** И раньше прекрасно знали, а [[Ковидная эпоха|теперь]] начали не стесняясь эксплуатировать — [[Гулаги и рабы]] дают стопроцентное попадание в призы от Нобелевки по литературе до пресловутого дядьки с мечом.
** И, кстати, вообще не удивляет: российские [[Профессор Выбегалло|академики]] выдвигают фильмы на «Оскар» не для того, чтобы его получить, чтобы нужный (барин Паратов или кто-то из его корешей) режиссёр мог потом говорить: вот, мол, мой фильмец и на «Оскар» выдвинали, а вы сперва добейтесь. А что это они сами себя выдвинули и всем на них начхать, так кто ж выяснять-то будет.
== А как можно было раньше получить «Оскар»? ==
Премии «Оскар» скоро уж сто лет исполнится в прямом смысле. Разумеется, тренды за это долгое время менялись, в зависимости от исторического контекста. Так что не пытайтесь писать современные реалии про стародавние времена.
Предположим, вы сели в Делориан и отправились в прошлое, «Оскар» получать. Что же вам делать?
* '''Ранние годы'''. Академия награждает фильмы, двигающие кинопроизводство вперёд. Если что-то новаторское в съёмочном процессе есть — обратят внимание, будь то крутая экранизация классики, или простенькая комедия, про которую зрители на другой день забыли.
** Как получить? Возьми самых крутых операторов и технарей, умеющих в сложные комбинированные съёмки, а ещё лучше — сам изучи матчасть и влезай в каждый закоулок съёмочного процесса. Артистов пригласи таких, чтобы не боялись работать опасные трюки без дублёров. Самые сложные и затратные сцены постарайся снять с первого дубля.
* '''Предвоенные, военные и послевоенные годы'''. Зрительский успех сильно влияет на академиков. Пойдёт и мелодрама, и мюзикл, и добрая, не обязательно социальная комедия. Лишь бы снято на уровне.
** Как получить? Подобрать белстящий актёрский ансамбль, а также умеющих трогать сценариста и композитора. На рекламу не скупиться, ленту отправить в максимум кинотеатров.
* '''Эпоха пеплумов'''. Академия падка на масштабные, дорогие фильмы. Не обязательно пеплумы (и уж точно не с культуристами в главных ролях!). Крутой исторический фильм сработает, о какой бы эпохе ни был. Экранизации классики, всегда любимые академиками, в этот период любимы особенно (даже если снять камерно). В то же время, академия, выдохнувшая после маккартистского мракобесия, хорошо относится к остросоциальным лентам. Не к современным эксплуатационным, а к реально неудобным для власти.
** Как получить? Хорошенько потрясти инвесторов и долго снимать крутые сцены с кучей актёров и статистов. На главные роли взять суперзвёзд (мужчину и женщину), одинаково признанных критиками и зрителями, причём не только в Америке, но и в Европе. На гонорары не скупиться, особенно на художника, костюмера и декораторов. Даже если ваши затраты не окупятся в прокате, статуэток соберёте.
** Как получить без денег? Поработать с профсоюзными вожаками и вчерашними подпольщиками, чтобы собрать материал. В сценаристы позвать опытного профессионала, до недавнего времени прозябавшего в пресловутых чёрных списках Голливуда. На главную роль взять относительно молодого, но уже опытного артиста с театральной закалкой, которого и пожилые мэтры признали за равного, но при этом популярного у контркультурной молодёжи (идеальный вариант Марлон Брандо). Музыку попросить написать экспериментатора-авангардиста, дабы показал, что и в массовое кино умеет.
** Как совместить? Дорогая батальная драма на тему Второй мировой по недавнему бестселлеру с кучей жёстких отсылок на современное общество. Безотказный вариант!
* Эпоха '''Нового Голливуда'''. Кодекс Хейса по делу канул в Лету и стало можно не только снимать, но и награждать и криминальные драмы, и даже триллеры. Вы же знаете, что делать, правда?
** Как получить в целом? Снимайте мрачную ленту, чернуха приветствуется. Не делайте одного героя главным, выведите нескольких. Пригласите возрастного мэтра и дайте ему не второстепенную, но главную роль. На другую пригласите малоизвестного, но очень перспективного артиста, тогда вас назовут человеком, открывающим звёзды. На малые роли зовите интересных дебютантов, а кое где и фактурных любителей.
** Как получить в частности? В 70-е лучше снимать на тему, которой зрители давно ждали, но не могли получить. А вот в 80-е лучше заморочиться и найти такую тему, которую ещё никто не освещал, то есть лучшая наживка — избегание наживки.
* '''На рубеже веков'''. Пожалуй, самый интересный период в истории академии. Получить статуэтку может фильм любого направления — и ожидаемая экранизация, и масштабный блокбастер, и высокоинтеллектуальное историческое кино, и близкая к артхаусу бытовуха, и комедия, и лирика, и музыкальное кино. Словом, в этот период академики действительно стараются собрать вместе всё, сравнить несравнимое и выявить лучшего по гамбургскому счёту. Как им это удаётся, вопрос дискуссионный и субъективный, но за попытку спасибо.
** Как получить, если вы режиссёр? Вкалывать по максимуму. Если массовое кино, то не простенький боевичок, а масштабная сага. Если историческое кино, то обложитесь консультантами из учёных. Если грустная социалка, то извольте умудриться попасть в нерв всему обществу. Команда, от исполнителя главной роли и сценариста до последнего млотника-монтажника, должна сработать идеально. И, если удалось, не потирайте руки заранее, ведь вы не один такой.
** Как получить, если вы продюсер? Пригласите очень крутого режиссёра, который по каким-то причинам недополучил наград за свои ранние и очень значимые ленты — как раз в этот период у таких есть хороший шанс получить ворох статуэток по совокупности заслуг.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== Наживка для «Нобелевки» по литературе ===
=== Наживка для «Нобелевки» по литературе ===
Тут всё очень просто. Примерно со второй половины XX века не важно, что ты пишешь, важно, кого ты ругаешь. Если это враги западных буржуазных демократий — добро пожаловать в клуб.
Тут всё очень просто. Примерно со второй половины XX века не важно, что ты пишешь, важно, кого ты ругаешь. Если это враги западных буржуазных демократий — добро пожаловать в клуб.
 
=== [[Литература|Наживка для «Хьюго»]] ===
* Трилогия «Расколотая земля» писательницы Н. К. Джемисин, которая за каждую книгу из неё получила престижную литературную премию Хьюго в 2016, 2017 и 2018 в чем, собственно, нет ничего удивительного. Автор трилогии - чернокожая женщина, а все герои её трилогии угнетенные меньшинства: женщины, цветные, геи, борющиеся против несправедливого мира.
** ''Не совсем сюда, поскольку «Хьюго» - премия скорее от читателей, чем от писателей и критиков. Скорее стоило бы говорить о наживке для «Небьюлы». (К слову, американские издатели фантастики обнаружили, что присвоение «Хьюго» реально поднимает продажи книги, а «Небьюлы» - почти не влияет.)''


=== [[Кино|Наживка для «Оскара»]] ===
=== [[Кино|Наживка для «Оскара»]] ===
Строка 71: Строка 95:
** Спилберг позже получил своё, сняв «Список Шиндлера» про Холокост — безотказная оскаровская тема. Впрочем, для него и самого как для еврея [[это личное]].
** Спилберг позже получил своё, сняв «Список Шиндлера» про Холокост — безотказная оскаровская тема. Впрочем, для него и самого как для еврея [[это личное]].
* «Выживший» — и фильм на основе реальных событий, и роль Ди Каприо, в которой он даже жрал настоящее сырое мясо и залезал в настоящую тушу коня. Принесла ему наконец-то вожделенную статуэтку. Против ожиданий, и в прокате собрал кассу более чем в полмиллиарда.
* «Выживший» — и фильм на основе реальных событий, и роль Ди Каприо, в которой он даже жрал настоящее сырое мясо и залезал в настоящую тушу коня. Принесла ему наконец-то вожделенную статуэтку. Против ожиданий, и в прокате собрал кассу более чем в полмиллиарда.
** На самом деле «Выживший»-то — вполне зрительское кино, про приключения на фронтире, хоть и немного медленно-эстетское. А проиграл он «Лучший фильм» максимально «Оскаровской» «В центре внимания», фильму по реальным событиям про священников-педофилов и борцов за справедливость.
** На самом деле «Выживший»-то — вполне зрительское кино, про приключения на фронтире, хоть и немного медленно-эстетское. А проиграл он «Лучший фильм» максимально «Оскаровской» «В центре внимания», разговорной биографической драме на основе реальных событий про священников-педофилов и борцов за справедливость.
* «Монстр» — и тот, что с Шарлиз Терон, и тот, что с Холли Берри. Обе получили по «Оскару».
* «Монстр» — и тот, что с Шарлиз Терон, и тот, что с Холли Берри. Обе получили по «Оскару».
* «12 лет рабства»: байопик про негра-раба. Получила «Лучший фильм». Бонусные очки: некоторые члены жюри за этот фильм [[Не читал, но восхваляю|голосовали, даже не посмотрев его]].
* «12 лет рабства»: байопик про негра-раба. Получила «Лучший фильм». Бонусные очки: некоторые члены жюри за этот фильм [[Не читал, но восхваляю|голосовали, даже не посмотрев его]].
Строка 79: Строка 103:
* «Зелёная книга». Байопик о трудностях жизни чёрного в эпоху [[Белый заборчик|белого заборчика]], по реальным событиям. «Лучший фильм» и второй «Оскар» Махершале Али, за два года до того уже получившему его за предыдущий фильм из этого списка.
* «Зелёная книга». Байопик о трудностях жизни чёрного в эпоху [[Белый заборчик|белого заборчика]], по реальным событиям. «Лучший фильм» и второй «Оскар» Махершале Али, за два года до того уже получившему его за предыдущий фильм из этого списка.
* «Иуда и чёрный мессия», «Суд над чикагской семёркой», «Чёрный клановец», «Скрытые фигуры», «Зови меня своим именем», «Сельма», «Прислуга» (та, которая про юг США), «Минари» — номинанты на лучший фильм, все сплошь о проблемах расизма/гомофобии, большинство по реальным событиям.
* «Иуда и чёрный мессия», «Суд над чикагской семёркой», «Чёрный клановец», «Скрытые фигуры», «Зови меня своим именем», «Сельма», «Прислуга» (та, которая про юг США), «Минари» — номинанты на лучший фильм, все сплошь о проблемах расизма/гомофобии, большинство по реальным событиям.
* В 2022 году главной наживкой обещает стать «Власть пса»: про геев и токсичную маскулинность. «Золотой глобус» уже взят.
* «Власть пса»: про геев и токсичную маскулинность. «Золотой глобус» взят, а вот «Оскар» только режиссёру.
** В тот же год — «Кит» от Даррена Аронофски, с камбэком Брендана Фрейзера, играющего жирного гея, который страдает от фэтфобии.
* Байопики про великих гарантируют премию хотя бы актёрам: «Король говорит» («лучший фильм» и актёрский «Оскар» Фёрту), «Линкольн» (актёрский «Оскар» Льюису, номинация на лучший фильм), «Железная леди» про Тэтчер (актёрский «Оскар» Стрип), «Тёмные времена» (актёрский «Оскар» Олдмену, номинация на лучший фильм), «Богемская рапсодия» («Оскар» Малеку, номинация на ЛФ).
* Байопики про великих гарантируют премию хотя бы актёрам: «Король говорит» («лучший фильм» и актёрский «Оскар» Фёрту), «Линкольн» (актёрский «Оскар» Льюису, номинация на лучший фильм), «Железная леди» про Тэтчер (актёрский «Оскар» Стрип), «Тёмные времена» (актёрский «Оскар» Олдмену, номинация на лучший фильм), «Богемская рапсодия» («Оскар» Малеку, номинация на ЛФ).
* Никита Михалков держал зуб на Квентина Тарантино — «Золотую ветвь» взяло «[[Pulp Fiction|Криминальное чтиво]]», а не «Утомлённые солнцем». Последний имел все признаки наживки — небольшой бюджет, сталинские репрессии, неспешно развивающийся сюжет, прекрасная операторская работа, заявка на психологизм… «Оскара», кстати, взял.
* Никита Михалков держал зуб на Квентина Тарантино — «Золотую ветвь» взяло «[[Pulp Fiction|Криминальное чтиво]]», а не «Утомлённые солнцем». Последний имел все признаки наживки — небольшой бюджет, сталинские репрессии, неспешно развивающийся сюжет, прекрасная операторская работа, заявка на психологизм… «Оскара», кстати, взял.
** «Криминальное чтиво» в тот год проиграло «Лучший фильм» гораздо более «Оскаровскому» «Форресту Гампу» — истории жизни инвалида с погружением в историю США. Впрочем, в то время вкусы киноакадемии были ещё не столь специфичны, и «Форреста» чистой «наживкой» обычно не считают.
** «Криминальное чтиво» в тот год проиграло «Лучший фильм» гораздо более «Оскаровскому» «Форресту Гампу» — истории жизни инвалида с погружением в историю США. Впрочем, в то время вкусы киноакадемии были ещё не столь специфичны, и «Форреста» чистой «наживкой» обычно не считают. Плюс это был «золотой» для американского кино 1994 год — в тот год в номинации с гампом и Чтивом боролся ещё и «Побег из Шоушенка», которому ''вообще ничего не досталось''.
* Отдельная категория — кино про кино, а точнее про актёрскую и режиссёрскую долюшку. Вот тут совсем не обязательно снимать по реальным событиям, но за них бонус. Берёт главный «Оскар» реже, чем социальные драмы, но номинируется регулярно: только за последнее десятилетие «Манк», «Однажды в Голливуде», «Ла-Ла Ленд», «Операция „Арго“», «Хранитель времени», а «Артист» и «Бёрдмен» даже главного истукана взяли.
* Отдельная категория — кино про кино, а точнее про актёрскую и режиссёрскую долюшку. Вот тут совсем не обязательно снимать по реальным событиям, но за них бонус. Берёт главный «Оскар» реже, чем социальные драмы, но номинируется регулярно: только за последнее десятилетие «Манк», «Однажды в Голливуде», «Ла-Ла Ленд», «Операция „Арго“», «Хранитель времени», а «Артист» и «Бёрдмен» даже главного истукана взяли.
* «Кит» — красавец Брендон Фрейзер получил Оскара, ура! Для этого ему пришлось сыграть двухсоткилограммового гея с психическими расстройствами и семейными проблемами. Уж если жать на кнопки, то на все разом!


=== [[Телесериал|Наживка для «Эмми»]] ===
=== [[Телесериал|Наживка для «Эмми»]] ===
* У жюри «Эмми» свои тараканы: премию особенно любят давать сериалам на тему политики, особенно закулисной жизни политиков («Вице-президент», «Западное крыло») и спецслужб («24 часа», «Родина»), ну и конечно на тему «телевидение про телевидение» — про жизнь продюсеров, пиарщиков, медиамагнатов («Безумцы», «Наследники», «Студия 30»). Да, если вы не поняли, все перечисленные в этом абзаце — это лучшие сериалы года по версии «Эмми».
* У жюри «Эмми» свои тараканы: премию особенно любят давать сериалам на тему политики, особенно закулисной жизни политиков («Вице-президент», «Западное крыло») и спецслужб («24 часа», «Родина»), ну и конечно на тему «телевидение про телевидение» — про жизнь продюсеров, пиарщиков, медиамагнатов («Безумцы», «Наследники», «Студия 30»). Да, если вы не поняли, все перечисленные в этом абзаце — это лучшие сериалы года по версии «Эмми».
* [[Buffy the Vampire Slayer|Баффи — истребительница вампиров]] — эпизод «Тело». То есть, «Эмми», кроме него, получили еще «Тсссс!» и «Ещё раз, и с чувством!», но именно «Тело» снято как новаторское кино. Например, кроме опенинга, в нем нет музыки. Привет «Левиафану» Звягинцева.
* «[[Баффи — истребительница вампиров]]» (1997) — эпизод «Тело». То есть, «Эмми», кроме него, получили еще «Тсссс!» и «Ещё раз, и с чувством!», но именно «Тело» снято как новаторское кино. Например, кроме опенинга, в нем нет музыки. Привет «Левиафану» Звягинцева.
* [[The Crown|Корона]] — историко-социальная тематика, «британская коммуналка» в главных ролях, великолепная операторская работа, великолепные сценарии… Результат? Количество наград и номинаций потребовало отдельной статьи в Википедии.
* «[[The Crown|Корона]]» — историко-социальная тематика, «британская коммуналка» в главных ролях, великолепная операторская работа, великолепные сценарии… Результат? Количество наград и номинаций потребовало отдельной статьи в Википедии.
* «The Last of Us» — экранизация получилась такой наживкой даже в большей степени, нежели оригинальная игра. В оригинале дочь главного героя была блондинкой? Сделаем её мулаткой. В оригинале Элли и Тесс были слишком симпатичными? Пригласим на роль Элли не особо симпатичную Беллу Рамси, а актрису на роли Тесс загримируем так, чтобы казалось, будто она колдырит на протяжении всех 20 лет апокалипсиса. В оригинале на сексуальную ориентацию Билла лишь слегка намекали? Сделаем целую серию посвященную отношениям двух «медведей».


=== [[Видеоигры|Наживка для Game Awards]] ===
=== [[Видеоигры|Наживка для Game Awards]] ===
* На самом деле The Game Awards проводится всего-то 7 лет, и каких-то необычных предпочтений у жюри нет. Премию получали «Ведьмак 3», Zelda: Breath of the Wild, God of War и т. п. — то есть примерно то же, что назвал бы средний геймер или игрожур.
* На самом деле The Game Awards проводится всего-то 7 лет, и каких-то необычных предпочтений у жюри нет. Премию получали «Ведьмак 3», Zelda: Breath of the Wild, God of War и т. п. — то есть примерно то же, что назвал бы средний геймер или игрожур.
* The Last of Us 2 — «наживка для „Оскара“» от мира видеоигр. Суровая главная героиня-лесбиянка, переживающая утрату близкого ей человека и желающая всеми силами отомстить? Галочка. Неоднозначная антагонистка с мощным телосложением? Галочка. А также она присматривает за трансгендером, маленьким воином, столкнувшимся с презрением и непониманием в своём «племени». Мрачный тон произведения и драматический сюжет, сконцентрированный на теме человеческой жестокости, который от начала до конца подаётся с серьёзным лицом? Галочка. Плохие религиозные фундаменталисты? Галочка. Пусть видеоигра в большинстве своём не понравилась обычным игрокам, критики от неё ликовали и ставили высокие оценки, а сама игра получила рекордное количество наград (получив ко всему «игру года» на The Game Awards 2020), обогнав при этом [[The Witcher 3]].
* The Last of Us 2 — «наживка для „Оскара“» от мира видеоигр. Суровая главная героиня-лесбиянка, переживающая утрату близкого ей человека и желающая всеми силами отомстить? Галочка. Неоднозначная антагонистка с мощным телосложением? Галочка. А также она присматривает за трансгендером, маленьким воином, столкнувшимся с презрением и непониманием в своём «племени». Мрачный тон произведения и драматический сюжет, сконцентрированный на теме человеческой жестокости, который от начала до конца подаётся с серьёзным лицом? Галочка. Плохие религиозные фундаменталисты? Галочка. Пусть видеоигра в большинстве своём не понравилась обычным игрокам, критики от неё ликовали и ставили высокие оценки, а сама игра получила рекордное количество наград (получив ко всему «игру года» на The Game Awards 2020).


=== [[Внутримировой пример|Внутримировые примеры]], стёб и [[пародия]] ===
=== [[Внутримировой пример|Внутримировые примеры]], стёб и [[пародия]] ===


* «[[Tropic Thunder|Солдаты неудачи]]» — фильм про то, как снимается «наживочный» фильм, в котором оскароносный актёр Кирк Лазарус в исполнении Р. Дауни-младшего играет «наживочную» роль [[blackface|чёрного сержанта]].
* «[[Tropic Thunder|Солдаты неудачи]]» — фильм про то, как снимается «наживочный» фильм, в котором оскароносный актёр Кирк Лазарус в исполнении Р. Дауни-младшего играет «наживочную» роль [[blackface|чёрного сержанта]]. По иронии, изменившаяся мораль сделала подобные роли невозможными — не то что на «Оскар» претендовать, на улицу не выйдешь после этого. Даже Дауни-младшего обвиняют в ужасном расизме за роль ''человека, сыгравшего такую роль''.
** Также имеется фальшивый трейлер «наживочного» фильма «Аллея Сатаны», где тот же Лазарус и Тоби Магуайр ([[камео|в роли себя]]) играют влюбленных друг в друга католических [[монах]]ов.
** Также имеется фальшивый трейлер «наживочного» фильма «Аллея Сатаны», где тот же Лазарус и Тоби Магуайр ([[камео|в роли себя]]) играют влюбленных друг в друга католических [[монах]]ов. Мета-пророчество: позже появился фильм «Искушение» на эту тему, только про монашек ("Оскара" не дали, а вот на "Пальму" номинировали).
** Также имеется персонаж-актёр Тагг Спидман, бывшая звезда боевиков, сыгравший опять-таки «наживочную роль» умственно отсталого работника фермы, который, тем не менее, не получил за неё номинации на «Оскар». Лазарус объяснил это тем, что тот сыграл «полного дебила», а «Оскары» клюют на «аутистов, слегка тормознутых — но не [[он просто идиот!|полных дебилов]]. Спроси Шона Пенна».
** Также имеется персонаж-актёр Тагг Спидман, бывшая звезда боевиков, сыгравший опять-таки «наживочную роль» умственно отсталого работника фермы, который, тем не менее, не получил за неё номинации на «Оскар». Лазарус объяснил это тем, что тот сыграл «полного дебила», а «Оскары» клюют на «аутистов, слегка тормознутых — но не [[он просто идиот!|полных дебилов]]. Спроси Шона Пенна».
** Также имеется пузатый, носатый, очкастый и лысый Том Круз в роли матюкливого продюсера.
** Также имеется пузатый, носатый, очкастый и лысый Том Круз в роли матюкливого продюсера.

Текущая версия на 17:03, 26 мая 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Oscar Bait. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

(link)

Наглядно
« Либо сегодня победит «12 лет рабства», либо вы все расисты. »
— ведушая «Оскара» Эллен ДеДженерес, вроде как в шутку

Итак, есть два стула фильма.

Первый — разухабистый боевик, летний или рождественский блокбастер о супергероях, который лихо прокатился по всему миру и заработал миллиард зелёных денег.

Второй — острая социальная драма о матери-одиночке, пытающейся добиться справедливости после того, как ее единственного сына, ветерана войны с ПТСР, изнасиловали и забили насмерть в полицейском участке.

Какой из них возьмет «Оскар»?

Риторический вопрос.

Нет, конечно, не факт, что второй фильм возьмёт его обязательно. Фишка может лечь по-всякому. Но что первый его не возьмет — это точно. То есть мы говорим о «серьёзных» Оскарах — лучший фильм, лучшая режиссура, лучший сценарий, лучшие роли. За лучшие спецэффекты, лучший монтаж и лучшую операторскую работу наш блокбастер может ещё пободаться. Также открыты для него «лучшая работа художника», «лучшая музыка», «лучшие костюмы» и «лучшая песня». И на этом, собственно, всё.

Есть, конечно, старые волки — Аллен, Скотт, Скорсезе, Спилберг, Иствуд, — которые целятся и в кассу, и в «Оскара», в надежде погнаться за двумя зайцами и поймать обоих. И у них иногда получается. Есть неожиданные «чёрные лебеди» вроде «Паразитов» или «Страстей Христовых», которые при скромных вложениях рвут кассу и вдобавок получают букет «Оскаров». Есть прорывы вроде классических «Звёздных Войн», «Криминального чтива» или «Властелина Колец», которые получили свои «Оскары» чисто за новаторское нахальство. Но зачастую приходится выбирать: или ты хочешь много денег, или позолоченного дядьку с мечом.

Важное уточнение: то, что фильм — «наживка для Оскара», ни в коем случае не значит, что он плохой. Наоборот, важная составляющая успешной «наживки» — высокое качество исполнения, тем более что «Оскар» — это вам не Канны, и статуэтки достаются всё равно достаточно зрительскому кино, а не артхаусу. Просто качественных фильмов в Голливуде снимают каждый год многие десятки — а премии всё равно получают именно те из них, что посвящены любимым темам Американской киноакадемии.

Как получить «Оскар»?[править]

Если хочешь много денег — снимай боевики, комедии, фантастику и фэнтези, супергеройское кино и бестолковые, но добрые мультики.

Если хочешь дядьку с мечом — снимай социальную драму, у неё больше всего шансов, да проблематику возьми поактуальней: права женщин, права меньшинств, права инвалидов и ветеранов. Снимай военную или полицейскую драму, если хочешь угодить ещё и массовому зрителю и подпустить экшна. Комедия? Только с элементами социальной сатиры, и побольше, побольше. Детектив? Переделай его в социальную драму, быстро! Ну разве что это экранизация книги, порвавшей магазины. Вестерн? Подавай как историко-социальную драму (как авторы «Непрощённого» и «Танцев с волками»). У исторического костюмного фильма шансы уже не те, но тут тебя могут довезти до «Оскара» хорошие актёры и оригинальный сценарий. У фантастики шансов ещё меньше, про фэнтези лучше забыть, фэнтези возьмёт максимум «лучший грим» (если ты, конечно, не ПиДжей). Ужасы? Ты бы ещё порно выдвинул, честное слово…

Возьми на главную роль уже прославленных актёра/актрису, у которых пока ещё нет «Оскара». Они будут очень стараться. Сделай что-нибудь страшное с их лицом или заставь играть в маске/под вуалью, чтобы никто не подумал, что ты пытаешься продать зрителю популярную мордашку. Резко смени амплуа: пусть комедиант играет беспощадного гангстера или истекающего кровью мученика, звезда боевиков непрерывно шутит, а мисс Фансервис наберёт 15 кг и приклеит огромный резиновый нос. В пару поставь заслуженного старикана/бабулю, которые действительно умеют играть, даже когда не очень стараются. Обязательно найми оператора, способного красиво снять даже лужу блевотины. И композитора, чей саундтрек на малоизвестном скандинавском сериале поразил тебя изысканной простотой. Готово. «Оскар» там или не «Оскар», а какую-то из престижных наград ты возьмёшь. И, может, даже не одну.

Вообще говоря, «Оскар» в заголовке статьи — условность. Речь о фильме, нацеленном на получение престижной награды. А также о сериале, который целится в «Эмми», музыке, нацеленной в «Грэмми», книге, нацеленной в «Букера», игре, нацеленной в The Game Awards и т. д. Впрочем, с «Грэмми» вообще очень просто: будьте красивой негритянкой, исполняйте какую-нибудь попсу, и премия у вас в кармане.

Особые приметы «наживки»[править]

  • Биография известного человека или хотя бы фильм «по реальным событиям».
  • Социальная тематика, особенно на тему притеснения меньшинств. Если герой страдает от расизма, сексизма, гомофобии — идеально.
  • Критика капитализма (и ничего, что фильм снят какой-нибудь мегакорпорацией типа Уорнер Бразерс).
  • Слезогонка практически обязательна. Бонусные очки — если взять за основу реальную трагедию. Холокост — вообще безотказно, фильмы на эту тему получают хоть что-то всегда!
  • Кино про кино: все киноакадемики — бывшие или нынешние голливудские киноделы, посмотреть кино про себя любимых они очень любят!
  • Снимать желательно про XIX—XX века или «условную современность» — короче, чтобы герои могли ходить в пиджаках. Никаких тебе средних веков, будущего и т. п.. До XXI века академия уважала и историческое кино, но теперь как отрезало: последний «глубоко исторический» фильм, взявший главного чурбана, — «Гладиатор» в 2000-м.
  • Аллюзии библейские или на античную мифологию.
  • Экранизация классики с необычной точки зрения.
  • Экранизация бестселлера (только не жанрового!).
  • Высокий уровень исполнительского мастерства.
  • Скромный (по сравнению с блокбастерами) бюджет.
  • Ограниченный прокат/тираж.
  • Хороший плохой конец. Или Плохой хороший конец. Или просто Плохой конец.

Если наживкой для «Оскара» является отдельная роль, то обычно срабатывают следующие правила:

Родственный троп — фестивальное кино.

  • А вот с мультфильмами аверсия: типичной «наживки», чтобы получить «Оскар» за лучший мультфильм, не существует. Существует простое правило: «Оскар» достанется просто лучшей за последнее время картине крупной американской студии — почти всегда «Дисней» либо подчинённый ему «Пиксар» . Всякие там аниме и европейские мультики американское жюри обычно просто не смотрело — делать им, что ли, больше нечего, мультики смотреть? Единственные аниме, получавшие «Оскар» — два фильма Миядзаки, и даже в шорт-лист аниме берут крайне редко (и тоже одно Ghibli).
  • Очень смешная аверсия постоянно получается с фильмами, которые на «Оскар» выдвигает Россия: Это в подавляющем большинстве случаев что-то из категории «кино и немцы» («Сталинград», «Белый тигр», «Утомлённые солнцем 3» и т. п.), и каждый раз в номинацию не попадает. Такое впечатление, что в нашей киноакадемии вообще не представляют, за что обычно дают «Оскара». Но стоило пару раз в виде исключения послать драмы Звягинцева про тяжкую судьбинушку — и фильму давали номинацию.
    • И раньше прекрасно знали, а теперь начали не стесняясь эксплуатировать — Гулаги и рабы дают стопроцентное попадание в призы от Нобелевки по литературе до пресловутого дядьки с мечом.
    • И, кстати, вообще не удивляет: российские академики выдвигают фильмы на «Оскар» не для того, чтобы его получить, чтобы нужный (барин Паратов или кто-то из его корешей) режиссёр мог потом говорить: вот, мол, мой фильмец и на «Оскар» выдвинали, а вы сперва добейтесь. А что это они сами себя выдвинули и всем на них начхать, так кто ж выяснять-то будет.

А как можно было раньше получить «Оскар»?[править]

Премии «Оскар» скоро уж сто лет исполнится в прямом смысле. Разумеется, тренды за это долгое время менялись, в зависимости от исторического контекста. Так что не пытайтесь писать современные реалии про стародавние времена.

Предположим, вы сели в Делориан и отправились в прошлое, «Оскар» получать. Что же вам делать?

  • Ранние годы. Академия награждает фильмы, двигающие кинопроизводство вперёд. Если что-то новаторское в съёмочном процессе есть — обратят внимание, будь то крутая экранизация классики, или простенькая комедия, про которую зрители на другой день забыли.
    • Как получить? Возьми самых крутых операторов и технарей, умеющих в сложные комбинированные съёмки, а ещё лучше — сам изучи матчасть и влезай в каждый закоулок съёмочного процесса. Артистов пригласи таких, чтобы не боялись работать опасные трюки без дублёров. Самые сложные и затратные сцены постарайся снять с первого дубля.
  • Предвоенные, военные и послевоенные годы. Зрительский успех сильно влияет на академиков. Пойдёт и мелодрама, и мюзикл, и добрая, не обязательно социальная комедия. Лишь бы снято на уровне.
    • Как получить? Подобрать белстящий актёрский ансамбль, а также умеющих трогать сценариста и композитора. На рекламу не скупиться, ленту отправить в максимум кинотеатров.
  • Эпоха пеплумов. Академия падка на масштабные, дорогие фильмы. Не обязательно пеплумы (и уж точно не с культуристами в главных ролях!). Крутой исторический фильм сработает, о какой бы эпохе ни был. Экранизации классики, всегда любимые академиками, в этот период любимы особенно (даже если снять камерно). В то же время, академия, выдохнувшая после маккартистского мракобесия, хорошо относится к остросоциальным лентам. Не к современным эксплуатационным, а к реально неудобным для власти.
    • Как получить? Хорошенько потрясти инвесторов и долго снимать крутые сцены с кучей актёров и статистов. На главные роли взять суперзвёзд (мужчину и женщину), одинаково признанных критиками и зрителями, причём не только в Америке, но и в Европе. На гонорары не скупиться, особенно на художника, костюмера и декораторов. Даже если ваши затраты не окупятся в прокате, статуэток соберёте.
    • Как получить без денег? Поработать с профсоюзными вожаками и вчерашними подпольщиками, чтобы собрать материал. В сценаристы позвать опытного профессионала, до недавнего времени прозябавшего в пресловутых чёрных списках Голливуда. На главную роль взять относительно молодого, но уже опытного артиста с театральной закалкой, которого и пожилые мэтры признали за равного, но при этом популярного у контркультурной молодёжи (идеальный вариант Марлон Брандо). Музыку попросить написать экспериментатора-авангардиста, дабы показал, что и в массовое кино умеет.
    • Как совместить? Дорогая батальная драма на тему Второй мировой по недавнему бестселлеру с кучей жёстких отсылок на современное общество. Безотказный вариант!
  • Эпоха Нового Голливуда. Кодекс Хейса по делу канул в Лету и стало можно не только снимать, но и награждать и криминальные драмы, и даже триллеры. Вы же знаете, что делать, правда?
    • Как получить в целом? Снимайте мрачную ленту, чернуха приветствуется. Не делайте одного героя главным, выведите нескольких. Пригласите возрастного мэтра и дайте ему не второстепенную, но главную роль. На другую пригласите малоизвестного, но очень перспективного артиста, тогда вас назовут человеком, открывающим звёзды. На малые роли зовите интересных дебютантов, а кое где и фактурных любителей.
    • Как получить в частности? В 70-е лучше снимать на тему, которой зрители давно ждали, но не могли получить. А вот в 80-е лучше заморочиться и найти такую тему, которую ещё никто не освещал, то есть лучшая наживка — избегание наживки.
  • На рубеже веков. Пожалуй, самый интересный период в истории академии. Получить статуэтку может фильм любого направления — и ожидаемая экранизация, и масштабный блокбастер, и высокоинтеллектуальное историческое кино, и близкая к артхаусу бытовуха, и комедия, и лирика, и музыкальное кино. Словом, в этот период академики действительно стараются собрать вместе всё, сравнить несравнимое и выявить лучшего по гамбургскому счёту. Как им это удаётся, вопрос дискуссионный и субъективный, но за попытку спасибо.
    • Как получить, если вы режиссёр? Вкалывать по максимуму. Если массовое кино, то не простенький боевичок, а масштабная сага. Если историческое кино, то обложитесь консультантами из учёных. Если грустная социалка, то извольте умудриться попасть в нерв всему обществу. Команда, от исполнителя главной роли и сценариста до последнего млотника-монтажника, должна сработать идеально. И, если удалось, не потирайте руки заранее, ведь вы не один такой.
    • Как получить, если вы продюсер? Пригласите очень крутого режиссёра, который по каким-то причинам недополучил наград за свои ранние и очень значимые ленты — как раз в этот период у таких есть хороший шанс получить ворох статуэток по совокупности заслуг.

Примеры[править]

Наживка для «Нобелевки» по литературе[править]

Тут всё очень просто. Примерно со второй половины XX века не важно, что ты пишешь, важно, кого ты ругаешь. Если это враги западных буржуазных демократий — добро пожаловать в клуб.

Наживка для «Хьюго»[править]

  • Трилогия «Расколотая земля» писательницы Н. К. Джемисин, которая за каждую книгу из неё получила престижную литературную премию Хьюго в 2016, 2017 и 2018 в чем, собственно, нет ничего удивительного. Автор трилогии - чернокожая женщина, а все герои её трилогии угнетенные меньшинства: женщины, цветные, геи, борющиеся против несправедливого мира.
    • Не совсем сюда, поскольку «Хьюго» - премия скорее от читателей, чем от писателей и критиков. Скорее стоило бы говорить о наживке для «Небьюлы». (К слову, американские издатели фантастики обнаружили, что присвоение «Хьюго» реально поднимает продажи книги, а «Небьюлы» - почти не влияет.)

Наживка для «Оскара»[править]

  • «Охотник на оленей» — продюсер Алан Карр сразу понял, что зритель на это не пойдёт, так что организовал ограниченный прокат в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, на который постарался затащить как можно больше критиков и членов «Оскаровского» номинационного комитета. После того, как фильм получил «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру», в повторном прокате удалось отбить бюджет в три раза. Если верить «ТВ Тропам», с этого фильма и начался раскол на «фильмы для зрителя» и «фильмы для Оскаровского номинационного комитета».
  • «Цветы лиловые полей» — поговаривают, что Спилберг снял эту драму про чернокожих, чтобы наконец получить «Лучший фильм», с которым ранее скандально прокатили «Инопланетянина» (проиграл байопику «Ганди») и «Индиану Джонса» (проиграл байопику «Огненные колесницы» про еврея на Олимпиаде). 11 номинаций… и аверсия: фильм пролетел во всех номинациях.
    • И тут же субверсия: проиграл он биографической драме «Из Африки», где проблемы африканцев играли не последнюю роль. То есть академики просто предпочли другой аналогичный фильм.
    • Спилберг позже получил своё, сняв «Список Шиндлера» про Холокост — безотказная оскаровская тема. Впрочем, для него и самого как для еврея это личное.
  • «Выживший» — и фильм на основе реальных событий, и роль Ди Каприо, в которой он даже жрал настоящее сырое мясо и залезал в настоящую тушу коня. Принесла ему наконец-то вожделенную статуэтку. Против ожиданий, и в прокате собрал кассу более чем в полмиллиарда.
    • На самом деле «Выживший»-то — вполне зрительское кино, про приключения на фронтире, хоть и немного медленно-эстетское. А проиграл он «Лучший фильм» максимально «Оскаровской» «В центре внимания», разговорной биографической драме на основе реальных событий про священников-педофилов и борцов за справедливость.
  • «Монстр» — и тот, что с Шарлиз Терон, и тот, что с Холли Берри. Обе получили по «Оскару».
  • «12 лет рабства»: байопик про негра-раба. Получила «Лучший фильм». Бонусные очки: некоторые члены жюри за этот фильм голосовали, даже не посмотрев его.
  • «Игра в имитацию». Байопик про гея. «Лучший адаптированный сценарий», а вот на «лучший фильм» только номинация.
  • «Харви Милк». Байопик про гея. «Лучшая мужская роль», а вот на «лучший фильм» только номинация.
  • «Лунный свет» — просто идеальное комбо: драма о взрослении чернокожего гея. О том, что этот фильм возьмёт «Оскар», не пошутил в своё время только ленивый. И он-таки взял «Лучший фильм»!
  • «Зелёная книга». Байопик о трудностях жизни чёрного в эпоху белого заборчика, по реальным событиям. «Лучший фильм» и второй «Оскар» Махершале Али, за два года до того уже получившему его за предыдущий фильм из этого списка.
  • «Иуда и чёрный мессия», «Суд над чикагской семёркой», «Чёрный клановец», «Скрытые фигуры», «Зови меня своим именем», «Сельма», «Прислуга» (та, которая про юг США), «Минари» — номинанты на лучший фильм, все сплошь о проблемах расизма/гомофобии, большинство по реальным событиям.
  • «Власть пса»: про геев и токсичную маскулинность. «Золотой глобус» взят, а вот «Оскар» только режиссёру.
    • В тот же год — «Кит» от Даррена Аронофски, с камбэком Брендана Фрейзера, играющего жирного гея, который страдает от фэтфобии.
  • Байопики про великих гарантируют премию хотя бы актёрам: «Король говорит» («лучший фильм» и актёрский «Оскар» Фёрту), «Линкольн» (актёрский «Оскар» Льюису, номинация на лучший фильм), «Железная леди» про Тэтчер (актёрский «Оскар» Стрип), «Тёмные времена» (актёрский «Оскар» Олдмену, номинация на лучший фильм), «Богемская рапсодия» («Оскар» Малеку, номинация на ЛФ).
  • Никита Михалков держал зуб на Квентина Тарантино — «Золотую ветвь» взяло «Криминальное чтиво», а не «Утомлённые солнцем». Последний имел все признаки наживки — небольшой бюджет, сталинские репрессии, неспешно развивающийся сюжет, прекрасная операторская работа, заявка на психологизм… «Оскара», кстати, взял.
    • «Криминальное чтиво» в тот год проиграло «Лучший фильм» гораздо более «Оскаровскому» «Форресту Гампу» — истории жизни инвалида с погружением в историю США. Впрочем, в то время вкусы киноакадемии были ещё не столь специфичны, и «Форреста» чистой «наживкой» обычно не считают. Плюс это был «золотой» для американского кино 1994 год — в тот год в номинации с гампом и Чтивом боролся ещё и «Побег из Шоушенка», которому вообще ничего не досталось.
  • Отдельная категория — кино про кино, а точнее про актёрскую и режиссёрскую долюшку. Вот тут совсем не обязательно снимать по реальным событиям, но за них бонус. Берёт главный «Оскар» реже, чем социальные драмы, но номинируется регулярно: только за последнее десятилетие «Манк», «Однажды в Голливуде», «Ла-Ла Ленд», «Операция „Арго“», «Хранитель времени», а «Артист» и «Бёрдмен» даже главного истукана взяли.
  • «Кит» — красавец Брендон Фрейзер получил Оскара, ура! Для этого ему пришлось сыграть двухсоткилограммового гея с психическими расстройствами и семейными проблемами. Уж если жать на кнопки, то на все разом!

Наживка для «Эмми»[править]

  • У жюри «Эмми» свои тараканы: премию особенно любят давать сериалам на тему политики, особенно закулисной жизни политиков («Вице-президент», «Западное крыло») и спецслужб («24 часа», «Родина»), ну и конечно на тему «телевидение про телевидение» — про жизнь продюсеров, пиарщиков, медиамагнатов («Безумцы», «Наследники», «Студия 30»). Да, если вы не поняли, все перечисленные в этом абзаце — это лучшие сериалы года по версии «Эмми».
  • «Баффи — истребительница вампиров» (1997) — эпизод «Тело». То есть, «Эмми», кроме него, получили еще «Тсссс!» и «Ещё раз, и с чувством!», но именно «Тело» снято как новаторское кино. Например, кроме опенинга, в нем нет музыки. Привет «Левиафану» Звягинцева.
  • «Корона» — историко-социальная тематика, «британская коммуналка» в главных ролях, великолепная операторская работа, великолепные сценарии… Результат? Количество наград и номинаций потребовало отдельной статьи в Википедии.
  • «The Last of Us» — экранизация получилась такой наживкой даже в большей степени, нежели оригинальная игра. В оригинале дочь главного героя была блондинкой? Сделаем её мулаткой. В оригинале Элли и Тесс были слишком симпатичными? Пригласим на роль Элли не особо симпатичную Беллу Рамси, а актрису на роли Тесс загримируем так, чтобы казалось, будто она колдырит на протяжении всех 20 лет апокалипсиса. В оригинале на сексуальную ориентацию Билла лишь слегка намекали? Сделаем целую серию посвященную отношениям двух «медведей».

Наживка для Game Awards[править]

  • На самом деле The Game Awards проводится всего-то 7 лет, и каких-то необычных предпочтений у жюри нет. Премию получали «Ведьмак 3», Zelda: Breath of the Wild, God of War и т. п. — то есть примерно то же, что назвал бы средний геймер или игрожур.
  • The Last of Us 2 — «наживка для „Оскара“» от мира видеоигр. Суровая главная героиня-лесбиянка, переживающая утрату близкого ей человека и желающая всеми силами отомстить? Галочка. Неоднозначная антагонистка с мощным телосложением? Галочка. А также она присматривает за трансгендером, маленьким воином, столкнувшимся с презрением и непониманием в своём «племени». Мрачный тон произведения и драматический сюжет, сконцентрированный на теме человеческой жестокости, который от начала до конца подаётся с серьёзным лицом? Галочка. Плохие религиозные фундаменталисты? Галочка. Пусть видеоигра в большинстве своём не понравилась обычным игрокам, критики от неё ликовали и ставили высокие оценки, а сама игра получила рекордное количество наград (получив ко всему «игру года» на The Game Awards 2020).

Внутримировые примеры, стёб и пародия[править]

  • «Солдаты неудачи» — фильм про то, как снимается «наживочный» фильм, в котором оскароносный актёр Кирк Лазарус в исполнении Р. Дауни-младшего играет «наживочную» роль чёрного сержанта. По иронии, изменившаяся мораль сделала подобные роли невозможными — не то что на «Оскар» претендовать, на улицу не выйдешь после этого. Даже Дауни-младшего обвиняют в ужасном расизме за роль человека, сыгравшего такую роль.
    • Также имеется фальшивый трейлер «наживочного» фильма «Аллея Сатаны», где тот же Лазарус и Тоби Магуайр (в роли себя) играют влюбленных друг в друга католических монахов. Мета-пророчество: позже появился фильм «Искушение» на эту тему, только про монашек ("Оскара" не дали, а вот на "Пальму" номинировали).
    • Также имеется персонаж-актёр Тагг Спидман, бывшая звезда боевиков, сыгравший опять-таки «наживочную роль» умственно отсталого работника фермы, который, тем не менее, не получил за неё номинации на «Оскар». Лазарус объяснил это тем, что тот сыграл «полного дебила», а «Оскары» клюют на «аутистов, слегка тормознутых — но не полных дебилов. Спроси Шона Пенна».
    • Также имеется пузатый, носатый, очкастый и лысый Том Круз в роли матюкливого продюсера.
    • А ещё среди главных героев есть самый настоящий темнокожий гей, который регулярно терпит оскорбления по расовому признаку, и не может совершить каминг-аут, потому что боится осуждения своей социальный среды.
    • Вишенка на торте — Роберт Дауни-младший за роль Лазаруса был номинирован на «Оскар». Правда, таки не получил.
  • «Колхоз Entertainment» — сценарист-неудачник считает, что первым делом надо определиться: на «Оскар» будем снимать, на каннский «веник» или ещё на что… В итоге фильм таки заслуживает «Оскар» (за что конкретно?), но получить его не может, так как все причастные сидят в тюрьме — за развал колхоза-миллионера.
  • «Гриффины» — эпизод, где Гриффины пытаются получить премию «Эмми». Питер ради этого меняет пол, Лоис меняют на латиноамериканку из «Американской семейки», Брайан и Стью теперь гей-пара и т. д. Подсвечивается, когда Мег говорит по буквам слово me: «I do it for me! For M-E! For Emm-e».
  • Аниме «Киноманка Помпо» — главная героиня, великая продюсерша ужастиков Джоэль Давидович Помпонетт поручает своему ассистенту, студенту типа я Тарковский, снять фильм «Маэстро» именно с этой целью. И она знает точный рецепт!