Рождественское кино

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Ёлочка, зажгись!

Рождество — центральный праздник американской культуры, да и в других странах европейской христианской традиции он занимает первостепенное значение, уступая разве только Пасхе. Приготовления к этому празднику начинаются минимум с ноября (а иногда и с июля). Поскольку человек — существо культурное, помимо ёлок, подарков и престарелых мужчин в красных костюмах неотъемлемая атрибутика каждого Рождества — соответствующий медийный контент.

Итак, рождественское кино.

Что мы знаем о нём? Во-первых, оно предназначено для просмотра всей семьёй, будь то в кинотеатре или перед экраном телевизора (в виде телефильма или сезонного, конкретно рождественского, эпизода телесериала), так что его рейтинг — максимум PG. Если даже PG-13, это (за редким исключением) значит, что вы имеете дело с пародией или просто с кино, действие которого происходит на Рождество. Также под это определение попадает разного рода литература и произведения в других медийных формах (хотя бы потому, что приличный процент появляющегося на кино- или телеэкране рождественского контента является адаптацией этой самой литературы)

Во-вторых, показанные события происходят не только на Рождество, они ещё и про Рождество, что бы это ни значило. После ежегодных алкогольных возлияний человек случайно оказывается в чужой квартире и в итоге разваливает чужой брак? Могло произойти после любой знаменательной даты. Мужчина примеряет на себя костюм Санты и оказывается связан волшебным контрактом, обязующий его исполнять эту роль взаправду? Вряд ли такой сценарий можно написать про день ВДВ.

В-третьих, поскольку традиция существует уже не первое десятилетие, в рождественском кино есть свой, кочующий из фильма в фильм, набор сюжетов.

1. «И в бедных яслях Вифлеема…» Сюжет про Рождество в самом оригинальном его смысле, то есть про рождение младенца Иисуса в яслях и про дары волхвов. Сюжет или является адаптацией этой истории, или касается её постановки героями произведения.

2. «Праздник к нам приходит…» Скоро праздник, и люди готовятся к нему, начинают относиться друг к другу лучше, пытаются найти подходящий подарок, и так далее. Не все, конечно, вот этот вот парень не хочет. Но в ближайшие полтора часа экранного времени он усвоит урок.

3. Спасти Рождество! Праздник отменяется, потому что:

  • Санта похищен/в тюрьме/заколдован/был подменён злым и героям нужно его спасти, пока часы не пробили двенадцать. В том же ключе: сломались сани/бастуют эльфы/пропал список подарков.
  • Санта заболел/пропал/умер и героям нужно принять на себя его роль.
  • Условный Гринч решил испортить праздник или, наоборот, решил его улучшить и случайно испортил.
  • Дети перестали верить в Санту/Санта разочаровался в людях и решил никому ничего не дарить.

4. Прохладные истории с Северного Полюса. Сюжет рассказывает о быте Санты-Клауса, его эльфов, оленей и так далее. Часто сочетается с предыдущим пунктом.

5. Настоящий смысл Рождества. Басня, которой уже порядка полутораста лет, порождённая секуляризацией американского общества и коммерциализацией праздника. Смысл этого сюжета в том, чтобы донести до зрителя, что Рождество — это не про мишуру на ёлке и новогодние открытки, это про семью и близких, а также про доброту к незнакомцам. Бонусные баллы зачисляются, если кто-то скажет стандартную фразу «настоящий смысл Рождества», особенно без тени иронии.

В силу склонности к морализаторству и предсказуемости сюжетов рождественское кино зачастую бывает холодно воспринято критиками, зато очень тепло — аудиторией, что часто приводит к появлению сиквела ровно через год, потом ещё и ещё.

В других религиозных традициях Рождество может замещаться другими праздниками (например, в мультфильме «Восемь безумных ночей» Адама Сэндлера Рождество заменяется Ханукой), если произведение фентезийное, может фигурировать Страшдество и Робанука. В странах (бывшего) Советского Сюза, где Рождество было заменено Новым годом, верно всё вышеперечисленное, но с заменой Санты на Деда Мороза и за вычетом религиозного подтекста.

См.также Похититель Рождества, Сезонный спешал, Кошмарное Рождество.

Примеры[править]

В серийном медиа имеется в виду сезонный спешал, посвящённый этому празднику, если не указано обратное.

Литература[править]

  • Доктор Сьюз, «Как Гринч украл Рождество».
  • «Санта-Хрякус» Терри Пратчетта. Санта-Хрякус пропал, и теперь Смерти предстоит примерить на себя его мантию, а заодно спорить со встречными о настоящем смысле Страшдества.
  • «Дары волхвов» О. Генри.
  • «Рождественская песнь в прозе» Чарльза Диккенса, то самое произведение о богаче Скрудже и о духе Рождества прошлого, настоящего и будущего. Отличается запредельным количеством адаптаций на всевозможные лады.
  • «Ночь перед Рождеством» Гоголя.
  • «Двенадцать месяцев» Маршака — литературная обработка европейской сказки, пьеса по её мотивам и мультэкранизация.
  • «Щелкунчик» Гофмана.
  • «Мальчик у Христа на ёлке» Достоевского.
  • «Христос в гостях у мужика» Лескова.
  • «Путешествие „Голубой стрелы“» Джанни Родари.
  • «Девочка со спичками» Г. Х. Андерсена.

Кино[править]

  • Бесчисленные экранизации «Рождественской песни», из которых наибольшего внимания заслуживают версии:
    • 1951 (с Аластором Симом);
    • 1984 (с Джорджем Скоттом);
    • 1988 (c Биллом Мюрреем, мета-версия, где его герой параллельно ещё и ставит мюзикл по «Песне»);
    • 1997 (с Сисели Тайсон, версия с чернокожей миссис Скрудж);
    • 1999 (с Патриком Стюартом);
    • 2009 (с Джимом Кэрри).
  • «Человек, который изобрёл Рождество» (2017) — история о создании «Рождественской пеcни» Диккенсом.
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961) — адаптация «Ночи перед Рождеством» Гоголя.
  • «Ёлки» — российская франшиза про Новый Год.
  • «Жена епископа» (1947) с Кэри Грантом.
  • «Как Гринч украл Рождество» с Джимом Керри.
  • «Карнавальная ночь» (1956).
  • «Джентельмены удачи».
  • «Ирония судьбы или с лёгким паром» .
  • В США статус рождественского фильма имеет «Крепкий орешек», поскольку все события происходят аккурат в канун Рождества.
    • У автора правки таким фильмом по той же причине выступают «Странные дни».
  • «Поменяться местами» (1983).
  • «Реальная любовь» — девять историй, начинающихся за пять недель до Рождества и переплетающихся в сочельник.
  • «Санта-Клаус» (1994) — герой Тима Аллена случайно напугал старика, оказавшегося настоящим Санта-Клаусом, тот упал с крыши и разбился насмерть, и теперь ГГ обязан занять его место. Вышло ещё два сиквела про быт Санты и тонкостях магического контракта на эту должность.
  • «Чародеи» (1982) — очень вольное продолжение «Понедельник начинается в субботу».
  • «Чудо на 34-й улице» (1947) — классический мюзикл про спасение праздника и веру в Санту. Аналогично в ремейке (1994).
  • «Эльф» (2003), прославивший Уилла Феррелла для тех, кто не знаком с передачей Saturday Night Live.
  • «Эта прекрасная жизнь». Очень холодно воспринятая в своё время сказка (рождественская притча про то, как человек решил покончить с собой?), приобретшая статус культовой, а её сюжет (герою показывают, что бы было, если бы он не появился на свет) стал кодификатором тропа.
  • «Один дома» — первая и вторая части. Аналогично и в «продолжениях», которые лучше под Рождество не смотреть, дабы не утратить дух праздника. И вообще не смотреть.
  • «Три орешка для Золушки» — фильм превратился в рождественско-новогоднюю сказку, крайне популярную в Германии, Скандинавии и СССР, в результате того, что всё съёмочное оборудование на киностудии DEFA было занято в тот год на всё всё лето и освобождалось только к концу осени.
  • Tre nøtter til Askepott (2021) — норвежско-литовская экранизация версии братьев Гримм, где как и в ГДРовско-чехословацкой версии сделали временем действия Рождество.
  • «Гремлины» же! Правда, это уже пополам с другим тропом.
  • «Крампус» (2015) — психанув и разорвав письмо Санта-Клаусу, а заодно напрочь рассорившись с родней, главный герой призвал Крампуса и его свиту. В процессе противостояния карательному рождественскому духу семья объединяется, но спастись не удается никому.
  • «Сбежавший лось» — на дом главных героев, семейства Вагнеров, с неба упал лось из упряжки Вайнахтсманна, не вписавшийся в поворот. Дети Вагнеров пытаются найти способ вернуть мистеру Музу, как представился неожиданный гость, веру в себя, Вайнахтсманн, выпавший из саней, ищет его, чтобы сказать, что не сердится и дать второй шанс, а помешанный на трофеях живущий по соседству охотник Паннеке хочет голову лося в свою коллекцию. А если Муз не прокатит Вайнахтсманна по небу в рождественскую ночь, то и Рождество не состоится.
  • «Спасти Рождество» Кирка Кэмерона — уникальная в своём роде документальная лента про историю Рождества и настоящий смысл этого праздника. Уникальна она тем, что настоящий смысл Рождества, по мнению автора, как раз в материализме и потребленчестве — и этот фильм задумывался как христианская пропаганда!
  • «Ночь, когда спасли Рождество» — семья главных героев приглашена на Северный Полюс в гости к Санта-Клаусу, который хочет таким образом остановить добывающую компанию главы семейства, действия которой могут уничтожить резиденцию Санты, а вместе с ней и Рождество.
  • «Рождество с неудачниками» — неудачная басня о том, как надо встречать Рождество.
  • «Рождественские каникулы» от National Lampoon (два фильма) — Кларк Гризволд желает устроить идеальное рождество… Но нагрянувшие в гости родичи со всех сторон генеалогического древа этому отнюдь не способствуют. А самое страшное — годовой премии, которую главгерой уже потратил, не будет. В сиквеле Эдди, кузен-неудачник, отсудил-таки у бывшего работодателя кой-какие бешеные деньги и отправился с семьёй на Гавайи. К сожалению, самолётик разбился над безлюдной частью одного из островов, так что семействуи прочим счастливчикам приходится робинзонить.
  • «Страна чудес» с Квартетом И — говорят, похожа на «Ёлки». Пять несвязанных между собою сюжетных линий, заканчивающихся Новым Годом и хэппи-эндом.
  • «Крик. Ночь перед Рождеством» (2023) — «Эта прекрасная жизнь» в формате комедии-слэшера (в оригинале название было прямой отсылкой).

Телевидение[править]

  • Ежегодние новогодние мюзиклы на нескольких российских федеральных каналах.

Мультфильмы[править]

Зарубежные[править]

  • «Рождество Чарли Брауна» (1965).
  • «Как Гринч украл Рождество» (1967). Адаптация работы доктора Сьюза.
    • «Гринч» (2018).
  • «The Small One»
  • «Клаус» о том, как один почтальон случайно стал основной легенды о Санта-Клаусе.
  • «Кошмар перед Рождеством» Тима Бёртона (1993).
  • «Полярный экспресс»
  • «Секретная служба Санта-Клауса», про то, что Санта-Клаус — это вообще должность, передающаяся по наследству.
  • «Хранители снов»
  • Диснеевский «Красавица и чудовище-2».
  • «Олененок Рудольф» (как минимум три экранизации — 1948, 1964 (самая известная, кукольная версия) и 1998)

Отечественные[править]

  • «Двенадцать месяцев» (1956)
  • «Дед Мороз и лето» (1969)
  • «Дед Мороз и Серый Волк» — оригинал и ремейк.
  • «Зима в Простоквашино» (1984)
  • «Когда зажигаются ёлки»
  • «Ночь перед Рождеством» (1951)
  • «Падал прошлогодний снег»
  • «Снеговик‑почтовик» (1955)

Мультсериалы[править]

  • «Драконы: Подарок ночной фурии»
  • «Кунг‑фу Панда: Праздничный выпуск»
  • «Рождественский Мадагаскар»
  • «Ну погоди!» (выпуск 8).