Визит на тот свет: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
м (1 версия импортирована)
 
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника)
Строка 13: Строка 13:
* Также на тот свет спускался и Геракл, чтобы совершить последний двенадцатый подвиг и привести царю Эврисфею адского пса Цербера.
* Также на тот свет спускался и Геракл, чтобы совершить последний двенадцатый подвиг и привести царю Эврисфею адского пса Цербера.
* Одиссей там тоже побывал, кстати.
* Одиссей там тоже побывал, кстати.
* Сошествие Христа в ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников.


=== [[Фольклор]] (и стилизации?) ===
=== [[Фольклор]] (и стилизации?) ===
* Итальянская сказка «Маттео и Мариучча» о девушке, отправившейся в Царство Мёртвых за своим женихом.
* Итальянская<ref>За труЪ-итальянистость истории автор правки поручиться не может, так как прочитана она была в советском сборнике итальянских сказок. Тем не менее, сказка хорошая.</ref> сказка «Маттео и Мариучча» о девушке, отправившейся в Царство Мёртвых за своим женихом.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
Строка 23: Строка 22:
* «[[Божественная комедия]]» Данте Алигьери — [[кодификатор]]. Для героя там устраивается целая экскурсия по католическому загробному миру с посещением всех и каждого уголка.
* «[[Божественная комедия]]» Данте Алигьери — [[кодификатор]]. Для героя там устраивается целая экскурсия по католическому загробному миру с посещением всех и каждого уголка.
* [[The Silmarillion|«Сильмариллион»]] Дж. Р. Р. Толкина: Лютиэн отправляется на тот свет, чтобы вернуть оттуда своего погибшего возлюбленного Берена.
* [[The Silmarillion|«Сильмариллион»]] Дж. Р. Р. Толкина: Лютиэн отправляется на тот свет, чтобы вернуть оттуда своего погибшего возлюбленного Берена.
** Гэндальф и Глорфиндел тоже относятся к этому тропу. Впрочем, они не сбегали сами, их отправили обратно Вышние Силы, одного за заслуги, другого потому что его дело ещё не закончено (хотя закрадывается подозрение, что тоже за заслуги — они оба один на один [[Ктулху с побитой мордой|замахали]] ''балрога'').
** Гэндальф и Глорфиндел тоже относятся к этому тропу.
* [[Владимир Высоцкий]] — стихотворение «Я прожил целый день в миру потустороннем…»
* [[Владимир Высоцкий]] — стихотворение «Я прожил целый день в миру потустороннем…»
* «[[Гарри Поттер]]». В последней книге Темный Лорд применяет на протагониста Заклятие Смерти, Гарри падает на землю и его душа совершает визит на тот свет, где встречается с душой Дамблдора и получает от него последнюю необходимую информацию, после чего возвращается в тело.
* «[[Гарри Поттер]]». В последней книге Темный Лорд применяет на протагониста Заклятие Смерти, Гарри падает на землю и его душа совершает визит на тот свет, где встречается с душой Дамблдора и получает от него последнюю необходимую информацию, после чего возвращается в тело.
* Юрий Никитин, «[[Трое из леса]]». Главные герои — еще в самом начале, когда странствовали вместе — вламывались и на небеса, и под землю, в царство злого бога Ящера. В дальнейшем Олег потерял всякий страх перед загробным миром и, судя по оговоркам, неоднократно мотался туда. В «Стоунхендже» вообще был трагикомический случай: когда группу настиг очередной посланец Тайных, рыжий волхв просто [[взять в ад компанию|расколол под ним и под собой землю]]. Сам-то он [[дешевая смерть|вернулся спустя несколько глав]], да еще и спутников выручил, а преследователь сгинул.
* Юрий Никитин, «Трое из леса». Главные герои — еще в самом начале, когда странствовали вместе — вламывались и на небеса, и под землю, в царство злого бога Ящера. В дальнейшем Олег потерял всякий страх перед загробным миром и, судя по оговоркам, неоднократно мотался туда. В «Стоунхендже» вообще был трагикомический случай: когда группу настиг очередной посланец Тайных, рыжий волхв просто [[взять в ад компанию|расколол под ним и под собой землю]]. Сам-то он [[дешевая смерть|вернулся спустя несколько глав]], да еще и спутников выручил, а преследователь сгинул.
** Следующая книга — «Откровение» — целиком строится вокруг тропа. Потеряв невесту, которую утащили прямиком в ад, сэр Томас немедленно идет к «специалисту по загробному миру» — своему другу Олегу. А когда герои попадают на тот свет и выходят на берег Стикса, у них происходит очень занимательный разговор с Хероном — тем самым перевозчиком душ:
** Следующая книга — «Откровение» — целиком строится вокруг тропа. Потеряв невесту, которую утащили прямиком в ад, сэр Томас немедленно идет к «специалисту по загробному миру» — своему другу Олегу. А когда герои попадают на тот свет и выходят на берег Стикса, у них происходит очень занимательный разговор с Хероном — тем самым перевозчиком душ:
{{Q|pre=1|
{{Q|pre=1|Херон посмотрел на Томаса, перевел взор недобрых глаз на Олега. Томас уже начал дышать чаще, готовый броситься на помощь другу. Однако лодочник отшатнулся. В нехороших глазах мелькнул гнев, изумление и, как показалось Томасу, искорки страха:
Херон посмотрел на Томаса, перевел взор недобрых глаз на Олега. Томас уже начал дышать чаще, готовый броситься на помощь другу. Однако лодочник отшатнулся. В нехороших глазах мелькнул гнев, изумление и, как показалось Томасу, искорки страха:
— Опять ты? И опять за бабами?
— Опять ты? И опять за бабами?
— Да ладно тебе, — сказал Олег с неудовольствием. Он покосился на Томаса. — Откуда только эти слухи берутся!
— Да ладно тебе, — сказал Олег с неудовольствием. Он покосился на Томаса. — Откуда только эти слухи берутся!
Херон смотрел с отвращением:
Херон смотрел с отвращением:
— Я еще понимаю того троянца, ему никак не обойти было наш мир, или, скажем, храбрый шумер, что спускался сюда ради своего дикого друга, но ты? Опять ради какой-то ерунды! Либо как в прошлый раз, когда зашел, потому что по дороге было. Или позапрошлый, когда хотел куда-то там дорогу сократить… как, ты говорил, срезать…|Херон}}
— Я еще понимаю того троянца, ему никак не обойти было наш мир, или, скажем, храбрый шумер, что спускался сюда ради своего дикого друга, но ты? Опять ради какой-то ерунды! Либо как в прошлый раз, когда зашел, потому что по дороге было. Или позапрошлый, когда хотел куда-то там дорогу сократить… как, ты говорил, срезать…|Херон}}
* Андрей Валентинов, «Ангел Спартака» — загробный мир, куда иногда наведывалась главная героиня.
* Филип Пулман, «Тёмные начала» — Лира и Роджер проходят мир мёртвых насквозь и договариваются с гарпиями-истязательницами, что те будут добрее к покойным.
* [[Dresden Files|Досье Дрездена]] — Гарри доводится посетить [[преддверие того света]] в книге «История призрака». Был готов посетить и полноценный Тот Свет, но ему не дали.
* [[MLP/Fallout: Equestria]]: Project Horizons — у пони, отколовших подобное, [[Светящиеся глаза|глаза выглядят как скопление звёзд]]. Если они не [[Киборг|кибернетические]]. {{spoiler|Из вернувшихся с того света имеются [[некромант]]ы Снипс и Снейлз, и сама Блэкджек (''трижды'', но во второй раз вместо посмертия оказывается захвачена Пожирателем Душ).}} Заодно имеется обоснование [[посмертная амнезия|посмертной амнезии]] — душа, тело и разум тут три разных явления, и память заключена в разуме, а не душе, так что о визите сохраняются только крайне обрывочные воспоминания, вроде того, что там имеются поющие звёзды.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «[[Constantine (фильм)|Константин]]» — в фильме экзорцист попадает в ад, забирает ленточку Изабель и возвращается обратно в мир живых.
* «[[Константин]]» — в фильме экзорцист попадает в ад, забирает ленточку Изабель и возвращается обратно в мир живых.
* «Страшилы» — [[субверсия]]. Чтобы остановить маньяка-призрака герою Майкла Дж. Фокса сначала приходится самому стать призраком с помощью подруги-врача, а в конце он ценой своей жизни затаскивает его на тот свет, но тамошнее начальство разрешает ему пожить ещё.


=== [[Аниме]] ===
=== [[Аниме]] ===
Строка 48: Строка 41:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Diablo II]], с его путешествием в Ад и избиением там самогó Рогатого Гада.
* Diablo II, с его путешествием в Ад и избиением там самогó Рогатого Гада.
* [[Neverwinter Nights]]: Hordes of the Underdark — ГлавГад отправляет протагониста и его спутников в Канию — ''ледяной'' план-филиал Ада, где на удивление спокойная и размеренная жизнь…эээ…посмертие. Задача героя — выбраться обратно в мир живых. По пути можно встретить несколько старых знакомых.
* [[Neverwinter Nights]]: Hordes of the Underdark — ГлавГад отправляет протагониста и его спутников в Канию — ''ледяной'' план-филиал Ада, где на удивление спокойная и размеренная жизнь…эээ…посмертие. Задача героя — выбраться обратно в мир живых. По пути можно встретить несколько старых знакомых.
* [[Quest for Glory]] 5. Герой отправляется за водами Стикса и Леты, но может спасти одну из своих возлюбленных.
* [[Quest for Glory]] 5. Герой отправляется за водами Стикса и Леты, но может спасти одну из своих возлюбленных.
* [[Jade Empire]] — герой погибает (временно) и с помощью местного [[психопомп]]а отправляется в краткую экскурсию на тот свет.
* [[Jade Empire]] — герой погибает (временно) и с помощью местного [[психопомп]]а отправляется в краткую экскурсию на тот свет.
* [[Skyrim]] — для того чтобы уничтожить Алдуина, Довакин совершает путешествие в Совнгард — потусторонний мир, где обитают павшие норды-герои. Когда Алдуин повержен, местный смотритель мягко намекает Довакину, чтобы он здесь не задерживался — это место не для живых.
* [[Skyrim]] — для того чтобы уничтожить Алдуина, Довакин совершает путешествие в Совнгард — потусторонний мир, где обитают павшие норды-герои. Когда Алдуин повержен, местный смотритель мягко намекает Довакину, чтобы он здесь не задерживался — это место не для живых.
** В дополнении ''Dawnguard'' повторяет «на бис», спустившись в Каирн Душ — местный [[Ад]] для существ, чьи души были пойманы в (чёрные, для разумных) камни душ и использованы для зачарования. Можно встретить старого знакомого Джиуба, святого истребителя [[Скальный наездник|скальных наездников]].
* [[Трудно быть богом]] — главка о приключениях в загробном мире, где герой сражается с демонами и беседует с покойниками.
* Последнее дополнение к [[World of Warcraft]], Shadowlands, продавливает [[педаль в пол]] — действие дополнения целиком происходит на том свете.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===

Текущая версия на 12:08, 6 мая 2022

« Я пробыл целый день в миру
Потустороннем…
»
Владимир Высоцкий, стихотворение

Обычно на тот свет попадают через главные ворота и насовсем. Но так получилось, что нашему герою, ещё живому, понадобилось что-то, что можно достать только там, и теперь ему чешется попасть туда через чёрный ход и вернуться. Поэтому он совершает визит на тот свет.

Визит на тот свет возможен в фэнтези, мифологии и других жанрах с дешевой смертью, и даже там это задача не из лёгких. Ведь герой должен попасть туда в виде исключения! А исключения Высшие Силы делают очень редко. Так что герою предстоит эпический квест, в ходе которого он должен найти подходящий черный ход, договориться со сторожем, зайти и суметь вернуться обратно в мир живых.

Если персонаж заходит через главные ворота и насовсем, а выходит через черный ход, не спрашивая разрешения, или выламывает силой главные врата изнутри — это другой троп, Ад его не удержит.

Где встречается[править]

Мифология[править]

  • Миф об Орфее и Эвридике и его вариации в различных культурах.
    • В похожем японском мифе в страну мёртвых спускался, ни много ни мало, бог и создатель Японских островов Идзанаги (Идзанаки). Правда, будь он хоть трижды бог, вернуть возлюбленную это ему не помогло, потому что он «пришёл слишком поздно», и Идзанами уже начала разлагаться.
  • Также на тот свет спускался и Геракл, чтобы совершить последний двенадцатый подвиг и привести царю Эврисфею адского пса Цербера.
  • Одиссей там тоже побывал, кстати.

Фольклор (и стилизации?)[править]

  • Итальянская[1] сказка «Маттео и Мариучча» о девушке, отправившейся в Царство Мёртвых за своим женихом.

Литература[править]

  • «Энеида» Вергилия. Эней при помощи Сивиллы Кумской посещает царство мертвых, где встречает отца и получает от него предсказание и ЦУ.
    • По крайней мере, в перелицованной «Энеиде» Котляревского Эней также совершает этот визит.
  • «Божественная комедия» Данте Алигьери — кодификатор. Для героя там устраивается целая экскурсия по католическому загробному миру с посещением всех и каждого уголка.
  • «Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкина: Лютиэн отправляется на тот свет, чтобы вернуть оттуда своего погибшего возлюбленного Берена.
    • Гэндальф и Глорфиндел тоже относятся к этому тропу.
  • Владимир Высоцкий — стихотворение «Я прожил целый день в миру потустороннем…»
  • «Гарри Поттер». В последней книге Темный Лорд применяет на протагониста Заклятие Смерти, Гарри падает на землю и его душа совершает визит на тот свет, где встречается с душой Дамблдора и получает от него последнюю необходимую информацию, после чего возвращается в тело.
  • Юрий Никитин, «Трое из леса». Главные герои — еще в самом начале, когда странствовали вместе — вламывались и на небеса, и под землю, в царство злого бога Ящера. В дальнейшем Олег потерял всякий страх перед загробным миром и, судя по оговоркам, неоднократно мотался туда. В «Стоунхендже» вообще был трагикомический случай: когда группу настиг очередной посланец Тайных, рыжий волхв просто расколол под ним и под собой землю. Сам-то он вернулся спустя несколько глав, да еще и спутников выручил, а преследователь сгинул.
    • Следующая книга — «Откровение» — целиком строится вокруг тропа. Потеряв невесту, которую утащили прямиком в ад, сэр Томас немедленно идет к «специалисту по загробному миру» — своему другу Олегу. А когда герои попадают на тот свет и выходят на берег Стикса, у них происходит очень занимательный разговор с Хероном — тем самым перевозчиком душ:
«

Херон посмотрел на Томаса, перевел взор недобрых глаз на Олега. Томас уже начал дышать чаще, готовый броситься на помощь другу. Однако лодочник отшатнулся. В нехороших глазах мелькнул гнев, изумление и, как показалось Томасу, искорки страха:
— Опять ты? И опять за бабами?
— Да ладно тебе, — сказал Олег с неудовольствием. Он покосился на Томаса. — Откуда только эти слухи берутся!
Херон смотрел с отвращением:
— Я еще понимаю того троянца, ему никак не обойти было наш мир, или, скажем, храбрый шумер, что спускался сюда ради своего дикого друга, но ты? Опять ради какой-то ерунды! Либо как в прошлый раз, когда зашел, потому что по дороге было. Или позапрошлый, когда хотел куда-то там дорогу сократить… как, ты говорил, срезать…

»
— Херон

Кино[править]

  • «Константин» — в фильме экзорцист попадает в ад, забирает ленточку Изабель и возвращается обратно в мир живых.

Аниме[править]

  • Space Pirate Captain Harlock: The Endless Odyssey — начинается с того, что вырвавшиеся из потустороннего мира демоны утаскивают туда Землю (планируя протаранить ею местные врата Ада), заканчивается тем, что Харлок вынуждает их же утащить и себя, чтобы получить помощь от умершего друга (да и выталкивать обратно Землю, как оказалось, намного эффективнее с Той стороны). С фитильком, так как загробный мир здесь — просто другая четверка измерений, и таскать туда-обратно материальные предметы вообще можно без проблем — были бы инструменты и достаточное количество энергии (просто у главных героев не было ни того, ни другого); с душами непонятно, но по ходу сюжета никто и не пытался.
  • «Первый отряд» — сотрудники Шестого отдела с помощью специального аппарата вводят Надю в состояние контролируемой комы, чтобы она в загробном мире встретила своих погибших товарищей и попросила их о помощи.

Видеоигры[править]

  • Diablo II, с его путешествием в Ад и избиением там самогó Рогатого Гада.
  • Neverwinter Nights: Hordes of the Underdark — ГлавГад отправляет протагониста и его спутников в Канию — ледяной план-филиал Ада, где на удивление спокойная и размеренная жизнь…эээ…посмертие. Задача героя — выбраться обратно в мир живых. По пути можно встретить несколько старых знакомых.
  • Quest for Glory 5. Герой отправляется за водами Стикса и Леты, но может спасти одну из своих возлюбленных.
  • Jade Empire — герой погибает (временно) и с помощью местного психопомпа отправляется в краткую экскурсию на тот свет.
  • Skyrim — для того чтобы уничтожить Алдуина, Довакин совершает путешествие в Совнгард — потусторонний мир, где обитают павшие норды-герои. Когда Алдуин повержен, местный смотритель мягко намекает Довакину, чтобы он здесь не задерживался — это место не для живых.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Райские яблоки» — «В дивных райских садах наберу бледно-розовых яблок… пазуху яблок / Я тебе привезу — ты меня и из рая ждала!»

Примечания[править]

  1. За труЪ-итальянистость истории автор правки поручиться не может, так как прочитана она была в советском сборнике итальянских сказок. Тем не менее, сказка хорошая.