Андрей Рублёв: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) |
||
Строка 144: | Строка 144: | ||
* [[Аллюзия]] — Борсика, скорее всего он аллюзия на самого Тарковского, когда тот снимал «[[Иваново детство]]», также использовавший нестандартные решения и подход к делу. | * [[Аллюзия]] — Борсика, скорее всего он аллюзия на самого Тарковского, когда тот снимал «[[Иваново детство]]», также использовавший нестандартные решения и подход к делу. | ||
* [[А что, пусть будет!]] — Патрикея пытали, прижигая факелом. Прижигали, конечно, не всерьёз, но что-то не рассчитали, и расплавленная смола капала Никулину на босые ноги. Никулин кричал и стонал (как сцена того и требовала), но не прервал дубль, пока съёмка не закончилась. Эти кадры и вошли в фильм. | * [[А что, пусть будет!]] — Патрикея пытали, прижигая факелом. Прижигали, конечно, не всерьёз, но что-то не рассчитали, и расплавленная смола капала Никулину на босые ноги. Никулин кричал и стонал (как сцена того и требовала), но не прервал дубль, пока съёмка не закончилась. Эти кадры и вошли в фильм. | ||
* [[ | * [[Цензура]] — по сути, это самый зацензуренный фильм Тарковского, И немудрено — в нём много нехарактерных для советского кино мрачности и жестокости: ослепление ремесленников, сожжение коровы, убийство лошади/собаки, жестокая смерть монаха Патрикея, сыгранным Юрием Никулиным (ну это вообще). Да и в целом: сцены набега сняты жестоко не только для советского, но и для всего мирового кинематографа 1960-х годов. | ||
* [[Знают именно за это]] — сцена с коровой. | * [[Знают именно за это]] — сцена с коровой. | ||
* [[Камео/Кино|Камео]] — монаха Ефима сыграл интересный советский поэт Николай Глазков. | * [[Камео/Кино|Камео]] — монаха Ефима сыграл интересный советский поэт Николай Глазков. |
Версия 13:02, 2 октября 2023
« | Людям просто напоминать надо почаще, что люди они. Что русские. Одна кровь — одна земля. Зло везде есть. Всегда найдутся охотники продать тебя за тридцать серебренников. А на мужика всё новые беды сыпятся: то татары по три раза за осень, то голод, то мор. А он всё работает и работает. Несёт свой крест смиренно. Не отчаиваясь, а молчит и терпит. Только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их? | » |
— Андрей Рублёв о Боге и трудности жизни. |
Андрей Рублёв | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства | СССР |
Киностудия |
|
Режиссёр | Андрей Тарковский |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1966 г. |
Продолжительность | 175 минут, 205 минут (полная версия) |
В главных ролях: | |
Анатолий Солоницын | Андрей Рублёв |
Николай Бурляев | Бориска |
Иван Лапиков | Кирилл |
Николай Гринько | Даниил Чёрный |
Ирма Рауш | Дурочка |
Николай Сергеев | Феофан Грек |
Юрий Назаров | Великий князь/Малый князь |
Михаил Кононов | Фома |
Нелли Снегина | Марфа |
Ролан Быков | Скоморох |
Юрий Никулин | Патрикей |
Болот Бейшеналиев | Татарский хан |
«Андрей Рублёв» (aka «Страсти по Андрею») — чёрно-белая историческая драма и второй полнометражный фильм Андрея Тарковского, своего рода magnum opus режиссёра (недаром он на него ссылался в «Солярисе» и «Зеркале»). Хоть фильм и основан на биографии иконописца Андрея Рублёва (и частично других гуру иконописи — Феофана Грека и Даниила Чёрного), назвать его байопиком в прямом смысле слова нельзя. О реальном Рублёве известно, довольно мало, и образ на экране больше предоставляет художественный вымысел, а во второй же серии фильма он вообще второстепенный персонаж. Это великое и масштабное полотно — портрет средневековой Руси начала XV века без прикрас и со всеми вытекающими: княжеские междоусобицы, набеги, чума, разорение, жестокость дружинников, подпольное язычество и т. д. (и это ещё до «Игры престолов»!)
Фильм с непростой судьбой: из него вырезали полчаса материала, но всё ровно «положили на полку». Хоть ТИПАЯТАРКОВСКИЙ ещё тут слабо прослеживается, но картина стала началом эпопеи непонимания и противоборства Тарковского с чиновниками из Госкино (ну и заодно со зрителями любящими мейнстрим). Хоть в дальнейшем Тарковскому и давали большие бюджеты, но фильмы выходили только в ограниченном прокате. За рубежом называли гением, а на Родине — халтурщиком. И снять свой следующий фильм Тарковский смог только через 5 лет, им стал «Солярис» (1972), снятый по одноименному роману Станислава Лема — для кого-то вопиющий неканон, а для кого-то один из лучших фантастических фильмов и НАШОТВЕТ буржуазной «Космической одиссеи 2001 года».
Сюжет в общих чертах
Фильм состоит из восьми новелл и разделен следующим образом:
- Пролог;
- «Скоморох» (1400 г.);
- «Феофан Грек» (1405 г.);
- «Страсти по Андрею» (1406 г.);
- «Праздник» (1408 г.);
- «Страшный суд» (1408 г.);
- «Набег» (1408 г.);
- «Молчание» (1412 г.);
- «Колокол» (1423 г.);
- Эпилог в цвете.
После того, как трое художников — Андрей Рублёв, Даниил Чёрный и Кирилл уходят из Троице-Сергиевской лавры на поиски работы в других городах, начинается череда их злоключений и проблем: споры и разногласия со своими коллегами, творческий кризис, зависть друг другу, стычка с язычниками, набег татар и т.д.
Малый князь, чтобы досадить своему брату — князю Великому, объединяется с ордынцами и нападает на город Владимир, где Рублёв занимается своим ремеслом. Во время набега Рублёв убил воина, который пытался надругаться над девушкой. Это событие и факт того, что город и его иконы пожгли не только татары, но и русские, становится причиной депрессии и экзистенциального кризиса иконописца. Он бросает свою творчество, разочаровывается в людях и принимает обет молчания, чтобы искупить грех убийства. Невзирая на издевки, мольбы и просьбы, Рублёв, уставший от предательств и человеческой жестокости, обет не нарушает. Спустя годы Рублёв мимоходом становится свидетелем того, как юноша-сирота руководит отливкой нового колокола и, несмотря на свою неопытность, совершает чудо — колокол звонит, Великий князь доволен, народ радуется. Рублёв, поняв, что в мире есть что-то хорошее и прекрасное, нарушает обет и снова начинает верить в человечество.
Основные персонажи
- Андрей Рублёв — талантливый, но меланхоличный иконописец-идеалист, который постоянно находится в метаниях и поисках вдохновения. Добрый монах, мыслящий нестандартно, до набега пытается видеть везде хорошее. Он практически всеобщий любимец — его талант признают все, и про него никто плохого слова не скажет, ну, кроме Кирилла.
- Кирилл — бесталанный иконописец втайне завидующий Рублёву. Когда Кирилл обламывается с шабашкой у Феофана Грека, решает уйти из монастыря в мир, при этом обругав монахов и убив свою собаку. Через несколько лет, прожив жизнь в нищете и поняв, что мир не такой уж радужный и приветливый, возвращается, прося прощения у настоятеля монастыря.
- Феофан Грек — маститый иконописец и злобный дед, который тоже когда-то разочаровался в людях. Теперь он презирает их, считая лицемерами, гнидами и просто «тёмными». И только будучи призраком, признаёт, что ошибался. И, подобно Оби-Вану, пытается наставить Рублёва на путь истинный и уговаривает не бросать творчество.
- Бориска — заикающийся юноша, потерявший семью из-за чумы. По его словам, умирающий отец передал ему «секрет колокольной меди». Поэтому Бориску берут руководить отливкой нового колокола. Несмотря на отсутствие опыта и скептицизм старых мастеров, он справляется со своей задачей. Только, как оказалось, отец помер, так и не успев ему передать все секреты мастерства, никакого секрета парень знать не знал и лишь импровизировал. И заплакал, когда колокол удался.
- Дурочка — немая отсталая девушка, которую Рублёв спасает от насильника во время набега. Однако позже она уходит от Рублёва, и становится восьмой женой татарского воина. В конце фильма Рублёв видит её посреди толпы красиво одетой с татарчонком (сын, наверно), и с ясным взглядом.
- Даниил
СерыйЧёрный — духовный наставник Рублёва, который практически заменил ему родню. Прославленный художник, который искренне уважает и любит Андрея, хотя иногда не понимает его. После новеллы «Праздник» полностью выпадает из повествования. Упоминается, что он либо умер, либо ушёл на север, но в новелле «Набег» он отсутствует — до этого ли ушёл или во время вторжения татар погиб? - Малый князь (по фанатской версии, предположительно Юрий Звенигородский) — младший брат Великого князя (Василия I), стремящийся на трон. Поэтому объединяется с татарским ханом и совершает набег на Владимир, жестоко убивая его жителей и разоряя храмы.
- Фома — ученик и подмастерье Рублёва, чудом спасается во время Владимирской резни. Только вот его убивают загородом выстрелом из лука.
Разница между версиями
Так как суровый цензурный аппарат советского Госкино любил докапываться до любой мелочи, режиссёрская версия «Рублёва» отличается не только названием («Страсти Христовы по Андрею»), вырезанными и сокращёнными на несколько секунд сценами, но и иными монтажом, дубляжом и даже вступительными титрами (некоторые имена исковерканы, вместо Андрея Михалкова-Кончаловского — Андрон Кончаловский просто). Измененный порядок сцен меняет контекст, ну и переозвученные фразы, конечно, пример: в сокращённой версии звучит «И баб не трясем», а в расширенной, чуть ли не кажется — «И баб не е...». Ну и монолог Рублёва о Христе слегка отличается.
Из вырезанного:
- Показан уход Андрея, Кирилла и Даниила из Троице-Сергиевой лавры, и попытка одного из братии уговорить трио вернуться («Скоморох»);
- Фрагмент, показывающий труп избитой собаки Кирилла («Феофан Грек»);
- Отряд дружинников и монахов сталкивается с артелью Рублёва («Праздник»);
- Дурочка, помочившаяся в храме («Страшный суд»);
- Флэшбэк, где Великий князь избивает и унижает Малого («Набег»);
- Фрагмент, где татары скачут на лошадях, прихватив собой Дурочку («Молчание»);
- Князь услышавший шуточную фразу Бориски: «А колокол и не зазвонит» («Колокол»);
- Скоморох танцующий вокруг костра на потеху народа («Колокол»).
Из расширенного:
- Иные планы полёта на воздушном шаре (пролог фильма);
- Полная панорама внутри хлева, когда Рублёв с Кириллом и Даниилом пережидают дождь — полные 360 градусов («Скоморох»);
- Продолжение сцены, где Кирилл размышляет о беззаботности юности и трудности взрослой жизни, затем к нему прибегает Фома и оповещает о приезде гонца из Москвы («Феофан Грек»);
- Полная версия разговора Рублёва со своим учеником Фомой («Страсти по Андрею»);
- Один из дружинников неудачно пытается схватить Марфу («Праздник»);
- Убитый Малым князем подмастерье Пётр, истекает кровью («Набег»);
- Более подробные сцены сжигания коровы и убийства лошади при помощи копья («Набег»);
- Начало разговора одичалого Кирилла с игуменом («Молчание»).
Сокращённая версия фильма идет 2 ч. 55 мин. режиссёрская версия — 3 ч. 17 мин.
Что тут есть?
- Война — это кошмар — новелла «Набег»: смотришь, так и хочется сказать: «Это просто бойня, это полный пи…ц».
- Дофига персонажей — помимо сотни актёров массовки, в фильме как минимум 30 персонажей с репликами.
- Жертвенный агнец — Иисус Христос. Только в фильме Распятие Христа видоизменено под славянский стиль: казнь происходит зимой, вместо римлян дружинники, толпа людей и сам Христос в рубахах и лаптях, да и всё происходит на фоне Кремля (наверно, так показали потому, что это воображает Рублёв).
- Живой рояль — Рублёв набредает на языческий праздник Ивана Купалы, там его палят язычники и связывают. И вроде, наутро язычники обещают Рублёву шандец, но как они уходят, появляется голая девушка-язычница Марфа; сначала пытается его соблазнить, а потом освобождает.
- Заявленная способность — то, что герой занят чем угодно, но только не иконописью — сознательный режиссёрский ход. И в самом конце мы видим его иконы в цвете и во всей красе.
- Игры престолов — противостояние между Малым князем и Великим.
- Издалека долго — действие происходит во Владимире и окрестностях.
- Козёл — Кирилл. Из-за его доноса дружинникам на скомороха, мало того, что несчастного посадили в яму аж на 10 лет, так ещё и пол-языка отрезали — и это за шутку про «баб не трясём»?!
- Нет мира под оливами — не сказать, что тут Средневековье показано как в «Трудно быть богом» Алексея Германа, но и жести тут предостаточно.
- Не щадить детей — упоминается, что во время набега убили Сергея, самого младшего из артели Рублёва.
- Ордынское иго — татарский карательный поход показан крайне натуралистично.
- Обнять и плакать — Андрей, когда обнаруживает, что все его труды уничтожены.
- И когда Дурочка бросила его, плюнув в лицо.
- Бориска в конце фильма.
- Они выкололи мне глаза — дружина Великого князя ослепляет артель резчиков, чтобы те не украшали храм его брату.
- Обманул смерть, но всё равно помер — Фома, сумел таки избежать резни во Владимире, но загородом его в спину застреливает из лука ордынец.
- Молчаливый Боб — Пётр из артели Рублёва. За весь фильм один раз крикнул: «ТАТАРЫ!».
- Мучитель животных — в фильме этого предостаточно (особенно в полной версии), за что многие Тарковского критикуют до сих пор; особенно яро ругают любители коров.
- Пнуть собаку — Кирилл в обиде уходит из Андронникова монастыря, за ним вслед бежит его верный пёс, но Кирилл берет палку и избивает его до смерти.
- Полное чудовище — Малый князь.
- Пейзажное порно, чуть ли не иконное — последние 10 минут фильма — показ икон Рублёва во всех подробностях и деталях. Практически можно разглядеть все трещинки на красках.
- Поднял уровень доброты — Феофан, когда умер и стал призраком в своем познании настолько преисполнился, что забыл про всё плохое и начал любить людей.
- Пытки — это серьёзно — татаро-монголы выпытывают у монаха Патрикея, где спрятано золото.
- Из воспоминаний Юрия Никулина: незамеченная (или, о ужас! замеченная?!) горячая смола с факела действительно капала ему на ноги, так что вопли при пытках что ни на есть настоящие.
- Старший брат-задира — во флэшбэках (в более подробных в полной версии фильма), выясняется, что Великий князь унижал и избивал своего младшего брата Малого князя на глазах простого народа.
- Сирота и Крутой шкет — Бориска.
- Снег означает смерть — после разорения храма и убийства многих жителей Владимира начинает падать снег.
- Унылый дождь — когда под грустную музыку Рублёв, Даниил и Кирилл пережидают ливень в хлеву, так и чувствуется мрачная атмосфера Средневековья.
- Философский угар, а то и философская дуэль — диалоги между Рублёвым и Феофаном Греком.
- Целомудренный герой — Рублёв отвергает голую язычницу Марфу, которая буквально ему вешается на шею.
- Что-то пошло не так — неудачный полёт монаха Ефима на воздушном шаре.
- Что это было? — полёт монаха на воздушном шаре.
- Что стало с мышонком? — Даниил, Малый князь, Марфа.
- Чудо одной сцены — Юрий Никулин в роли монаха Патрикея.
- Также Ролан Быков, превосходно сыгравший роль скомороха.
- Шут — Скоморох.
Тропы вокруг фильма
- Анахронизм — некоторые слова («секрет», «артель», «интересно» и т. д.) и диалоги немыслимы для средневековой Руси;
- Сам Рублёв, своими взглядами, характером и мыслями больше напоминает творческого человека XX века (да внаглую самого Тарковского) — кого угодно, но не средневекового монаха.
- Также сомнительно, что на Руси начала XV века были опыты с воздухоплаванием, как показано в прологе фильма.
- Да и Русь уж больно в убогом состоянии, и серьёзно страдающая от набегов, хотя действие происходит уже спустя несколько десятилетий после Куликовской битвы (которую Тарковский хотел и показать в фильме, но бюджет не позволил).
- Феофан Грек, появляется в новелле «Набег», действие которой происходит в 1408 году, только вот является он Андрею в виде призрака, хотя в реальности умер приблизительно в 1410-м. Но это не точно. Вообще дата его смерти колеблется между 1405 и 1415 годами. Так, что субверсия.
- Аллюзия — Борсика, скорее всего он аллюзия на самого Тарковского, когда тот снимал «Иваново детство», также использовавший нестандартные решения и подход к делу.
- А что, пусть будет! — Патрикея пытали, прижигая факелом. Прижигали, конечно, не всерьёз, но что-то не рассчитали, и расплавленная смола капала Никулину на босые ноги. Никулин кричал и стонал (как сцена того и требовала), но не прервал дубль, пока съёмка не закончилась. Эти кадры и вошли в фильм.
- Цензура — по сути, это самый зацензуренный фильм Тарковского, И немудрено — в нём много нехарактерных для советского кино мрачности и жестокости: ослепление ремесленников, сожжение коровы, убийство лошади/собаки, жестокая смерть монаха Патрикея, сыгранным Юрием Никулиным (ну это вообще). Да и в целом: сцены набега сняты жестоко не только для советского, но и для всего мирового кинематографа 1960-х годов.
- Знают именно за это — сцена с коровой.
- Камео — монаха Ефима сыграл интересный советский поэт Николай Глазков.
- Роль матери Иисуса досталась директору фильма — Тамаре Огородниковой.
- Роль Дурочки исполнила первая жена режиссёра — Ирина Рауш.
- Мучитель животных — на съёмках корову по-настоящему сожгли, а лошадь по-настоящему сбросили с колокольни. Тарковского лишь немного извиняет то, что животных взяли с бойни, где они погибли бы и так (но хотя бы быстро).
- Однако, это одна из версий, сам режиссёр и другие члены съёмочной команды утверждали, что корова была накрыта абсентом и не пострадала.
- Оммаж — некоторые критиковали фильм за то, что режиссёр «утопил Русь в дожде», и фильме, да, много сцен дождя. Это было сделано не для чернухи, а просто заимствование у японского режиссёра Акиры Куросавы, который преимущественно снимал такие же громадные по хронометражу фильмы про средневековую Японию, и в них присутствовали сцены дождя или ливня.
- Визуальная отсылка — cцена убийства Фомы, снятая в рапиде, своеобразная цитата убийства вора из фильма «Семь самураев» Куросавы.
- В начале фильма есть мотив полёта, Тарковский скорее всего вдохновлялся «Восемь с половиной» Феллини.
- Отсылка — в фильме «Кино про Алексеева» главный герой попадает на место съёмок «Андрея Рублёва» (в частности, съёмки новеллы «Молчание»), после слушает беседу Тарковского и Солоницына.
- «Зеркало» того же Тарковского — у главного героя в квартире висит постер «Рублёва» на французском языке.
- «Солярис» опять таки Тарковского — Крис Кельвин смотрит на «Троицу», даже можно уловить едва слышимое музыкальное сопровождение из эпилога «Рублёва».
- Отомщено временем — несмотря на то, что от этого фильма были в восторге на Западе, в СССР его сразу «положили на полку». В ограниченный прокат выпустили в 1971 году, а широкая премьера случилась лишь в 1987-м. Тарковского критиковали за всё, что только можно: за пропаганду насилия, жестокость к животным, русофобию, НЕпатриотичность и т. д. Но с годами фильм все же признали. У него высокие оценки, он во всех мировых топах лучших фильмов (даже возглавляет топ лучших фильмов по версии Ватикана). Для кого-то один из лучших, а для кого-то — лучший фильм режиссёра (причем даже некоторые хейтеры Тарковского признают достоинства картины).
- Форсированный метод Станиславского — Анатолий (Отто) Солоницын убедил Тарковского попробовать его в главной роли в сцене, когда Андрей нарушает обет молчания. Он попросил месяц на подготовку и всё это время (по другой информации — 4 месяца) действительно молчал, чтоб его голос был осипшим и хриплым. Надтреснутый голос получился великолепно. Только не пытайтесь это повторить, от такого реально и вправду временно онеметь.
- Ролан Быков сам придумал танец и частушки для роли скомороха, и дотошно изучал реальные песни (и удивился, что подлинные частушки большую часть состоят из брани и мата).
- Также животные умирали в кадре по-настоящему, это было сделано для нужного эффекта, и показать, что жестокость — плохо. И судя по реакции зрителей, это удалось.
Интересные факты
- Первоначально идея фильма принадлежала актёру Василию Ливанову, и он даже хотел самолично поставить его и сыграть в нём главную роль, но Кончаловский вместе с Тарковским решили позаимствовать идею, и первые подали заявку на съёмки. Тарковский продинамил Ливанова с ролью Рублёва (несмотря, на то, что обещал её именно ему), после чего огрёб нехилых люлей от актёра.
- Чтобы получить разрешение на постановку фильма об иконописце, Тарковский и Кончаловский заливали Госкино цитатами Ленина, который завешал сохранять память великих русских художников.
- Роль Рублёва первоначально предлагалось Василию Ливанову, затем Иннокентию Смоктуновскому, но тот был занят не менее гениальным фильмом — «Гамлет» (1964). Роль досталась на тот момент малоизвестному и бесперспективному Анатолию Солоницыну и не прогадали — после этого фильма Солоницын стал востребованным и признанным актёром, а Тарковский сделал его своим «счастливым талисманом», и давал ему роли в последующих своих фильмах («Солярис», «Зеркало» и «Сталкер»).
- Также с «Рублёва» началось сотрудничество Тарковского и Тамары Огородниковой, которая была директором его фильмов «советского периода», и играла там небольшие роли.
- Сам Тарковский рассказывал о конфузе со сценарием, когда он случайно забыл его в такси. Режиссёр опомнился, когда машина уже уехала. С горя он напился, и идя по улице, наткнулся на того таксиста и сценарий был благополучно возвращен.
- Фильм чудом попал на Каннский кинофестиваль: копию выкупил французский бизнесмен русского происхождения и повёз в Канны. Фильм с триумфом прошелся на фестивалях и был признан многими критиками.
Похожие фильмы
- «Александр Невский» (1938);
- «Иван Грозный» (1944 и 1945);
- «Семь самураев» (1954);
- «Седьмая печать» (1957);
- «Девичий источник» (1960);
- «Маркета Лазарова» (1966);
- «Долина пчел» (1967);
- «Остров» (2006);
- «Тайна Келлс» (2008);
- «Царь» (2009);
- «Трудно быть Богом» (2013);
- «Легенда о Зелёном рыцаре» (2021).
Исторические фильмы | |
---|---|
Андрей Рублёв • Бункер • Гардемарины • Гладиатор • Злой город • Кагемуся: тень воина • Калигула • Освобождение • Последний поединок • Прощай, моя наложница • Союз спасения • Титаник • Тобол • Фаворитка • Царство небесное • Шпионский мост | |
← Кинематограф |