Бункер

Материал из Posmotrelisu
Бункер (фильм, 2004)
Перейти к навигации Перейти к поиску
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Тема Второй мировой войны и нацизма очень срачегенна. Пожалуйста, ступайте по этому минному полю аккуратно и вежливо по отношению к собеседникам.
Бункер
DerUntergang.jpeg.jpg
Общая информация
Жанр
  • Военная драма
  • Трагедия
Страна производства
Киностудия
  • Constantin Film Produktion
РежиссёрОливер Хиршбигель
Автор сценарияБернд Айхингер
Когда вышел2004
Продолжительность150 минут
В главных ролях:
Бруно ГанцАдольф Гитлер
Александра-Мария ЛараТраудль Юнге
Андре Хенникебригадефюрер СС Вильгельм Монке
Кристиан Беркельпрофессор Эрнст-Гюнтер Шенк
Ульрих МаттесЙозеф Геббельс
Хайно ФерхАльберт Шпеер
Коринна ФарфаухМагда Геббельс
Юлианна КёлерЕва Браун
Томас КречманнГерман Фегеляйн

Меметичная сцена

Бункер (Der Untergang — букв. гибель, крушение, падение) — фильм немецкого кинорежиссёра Оливера Хиршбигеля в жанре военной драмы. Он рассказывает о последних десяти днях войны в Берлине 1945 г. и в частности — о последних днях жизни Гитлера и его окружения накануне и после самоубийства фюрера. Вышел в 2004 г. и стал одним из самых известных и лучших немецких фильмов о Второй мировой войне, да к тому же привлёк к себе немалое внимание как первый за долгие годы немецкий художественный фильм, в центре внимания которого был Гитлер.

В основу фильма легли прежде всего воспоминания машинистки Гитлера Траудль Юнге (1920—2002), выдержки из прижизненного интервью которой обрамляют собственно всю художественную часть фильма, а сама она является основным POVом истории (но не главным героем, нацистская верхушка главнее). Часть съёмок фильма проходила в Санкт-Петербурге, где сохранились застроенные немецкими архитекторами кварталы, похожие на типичный довоенный городской пейзаж Германии. Кроме того, в небольших ролях можно видеть известных российских актёров, в частности, Елизавету Дартаньяновну.

Сюжет[править]

1942 г. Несколько девушек прибывают под охраной солдат СС в штаб-квартиру Гитлера в Вольфшанце. Фюрер ищет себе машинистку, по итогам собеседования ей становится Гертрауд Хумпс (будущая Юнге).

Апрель 1945 г. Берлин сотрясают бомбардировки уже не советской авиации, а советской артиллерии, но фюрер и не думает покидать город. Вместо этого он пытается как-то затянуть до последнего оборону города, но не помогает уже ничего. После очередных новостей Фюрер решает всё-таки покончить с собой, что в итоге и делает, а вместе с ним — и его жена, а затем — семья Геббельсов, генералы Креббс и Бургдорф. Сама Юнге переживает бомбёжки и уезжает в закат на чудом найденном велике со случайным попутчиком — немецким пацаном, который участвовал в обороне города.

Что тут есть[править]

  • Бафос-нежданчик — «В яблочко» от Хельмута Геббельса, когда в бункере раздаётся звук самоубийства фюрера.
  • Безумие — это страшно — процесс окончательного съезда крыши Гитлера показан в деталях.
  • Враги сожгли родную хату — субверсия. СВОИ сожгли родную хату Петера, который оборонял Берлин.
  • Герр доктор — субверсия в лице Эрнста-Гюнтера Шёнка, который до конца оказывал помощь раненым, а потом возглавил эвакуацию гражданских. И да, он участвовал в экспериментах на людях.
  • Ги-ги-гитлер! — фильм ни разу не комедия, но сцену беснования Гитлера превратили в такое количество смешных мемасов, что она стала соответствовать тропу.
  • Гладить собаку — Гитлер любит свою овчарку Блонди. С секретаршами он также добр.
    • Ева Браун дарит Траудль свою шубу. И вообще она старается всех успокоить и утешить по возможности.
  • Горизонт отчаяния — Гитлер пересекает его, узнав, что Гиммлер вел переговоры о сдаче.
  • Дети-солдаты — судьба одного такого пацана, чью семью после его бегства убивает военная полиция, является одной из сюжетных линий фильма. Ничего не поделаешь, печальная реальность Берлина 1945 г.
    • Судьба остальных детишек из его расчета еще печальнее: все погибли.
  • Даже у злодеев есть любимые — Гитлер и Ева Браун.
  • Даже у зла есть стандарты — Шпеер отказался разрушать инфраструктуру Берлина.
    • Бургдорф сказал, что его тошнит от Гитлера.
  • Единственный нормальный человек — отец Петера, тоже человек с боевым опытом, пытается образумить слишком фанатично настроенный орудийный расчёт своего сына.
    • Из нацистской верхушки ближе всего к этому тропу Альберт Шпеер. Насколько это вообще может быть про него сказано
  • Единственный проблеск совести — Гитлер отпускает обслугу.
  • Закадровое гуро — самострел Гитлера и двух генералов. Слово Божие гласит, что они не заслужили увековечения своего последнего момента в кино.
  • Заливать горе — буквально ВЕСЬ генералитет пьёт по-чёрному, потому что конец уже совершенно точно ПРИШЁЛ. Ударившийся в совсем уж разнузданную оргию свояк фюрера Герман Фегеляйн в исполнении Томаса Кречмана особенно выразителен.
  • Зло грызёт реквизит — как же тут не вспомнить самую знаменитую сцену, разошедшуюся на мемы и растасканную на визуальные цитаты! Даже в «Железном небе» спародировали. «Пусть останутся Кейтель, Йодль, Креббс и Бургдорф…»
    • Других таких сцен там тоже порядочно. Всё вполне согласуется с историческими источниками и воспоминаниями очевидцев — примерно так явно сходивший с ума фюрер себя в это время и вёл.
  • Нарушить приказ — собственно, причина данной сцены: нарушение генералом СС Штайнером заведомо бесполезного и самоубийственного приказа о контрнаступлении под Берлином, отданного, когда советские войска уже вовсю захватывали город.
  • Неведение — блаженство — жёсткая аверсия в интервью самой фрау Юнге о том, что «кто-то не знал о Холокосте»: в конце фильма она рассказывает, как увидела впервые информацию о Софи Шолль, и как поняла, что тот, кто хотел знать — тот знал, и что она тоже могла бы разобраться.
  • Не щадить детей — сцена убийства Магдой Геббельс своих детей в фильме даже страшнее всех военных действий и батального гуро (которого в фильме порядочно) вместе взятых, даром, что снята и поставлена довольно скупо.
    • Гитлер, пославший на смерть фольксштурмовцев, большинство из которых составляли дети.
    • Гравитц взорвал себя, жену и трех детей гранатами.
  • Обратный закон фанатского творчества — этот невероятно мрачный фильм стал особенно популярным благодаря пародиям на него под названием Hitler Rants (рус. Мнение Гитлера), в которых фюрер разглагольствует о текущих событиях и попадает в комичные переделки со своими генералами и особенно Фегелейном, что сильно контрастирует с унылым и мрачным визуальным рядом фильма.
    • Есть также игра по мотивам фильма, под названием «Как достать Фюрера», являющейся переделкой, как не трудно догадаться, «Как достать соседа». Здесь, управляя Фегелейном, нужно строить пакости Гитлеру, доводя его до белого каления.
  • Ой, бл… — примерно это производит в фюрере новость о том, что Штайнер не может контратаковать. Ну а дальше вы знаете.
  • Отказ от рукопожатия — на прощание Шпеер протягивает Гитлеру руку, но фюрер, только что услышавший от своего близкого друга о том, что тот намеренно саботировал приказ о разрушении инфраструктуры, сидит угрюмо и никак на это не реагирует. Шпеер уходит ни с чем.
  • Пнуть собаку — Ева Браун: «Я ненавижу Блонди. Иногда я её исподтишка пинаю, а Адольф удивляется, почему она так странно себя ведёт».
  • Удивительно правильный иностранный язык — ну а что вы хотите, если советского генерала играет российский актёр?
    • Советских солдат тоже играли русские.
    • Некоторых немецких персонажей сыграли российские актёры Педаль в пол.
  • Умер с позором — Фегеляйна расстреляли за дезертирство.
    • А вот с Гитлером и Евой Браун проблема противоположных оценок. Кто-то считает самоубийство с последующим сожжением трупов позором, кто-то — единственной возможностью достойно уйти в той ситуации. По крайней мере, это лучше, чем эшафот, площадь Лорето или бегство.
  • Хороший плохой конец — для Гитлера, Евы Браун, Геббельсов и их детей, верхушки нацистского Рейха и десятков тысяч убитых берлинцев конец, несомненно, был плохим… но мир ведь изменился к лучшему!
  • Я этого не просил — реакция генерала Вейдлинга на назначение командующим всей обороны Берлина более чем красноречива: «Лучше бы меня расстреляли».
  • Ямато Надэсико — Ева Браун и Магда Геббельс.