Смерть на публику: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
Строка 35: | Строка 35: | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Metal Gear Solid 3: Snake Eater: смерть Босс не только является сюжетообразующим событием всего цикла, отправляет героя за [[Горизонт отчаяния]] и подвигает его на [[Налево кругом|поворот налево]], она ещё и [[Гамбит Танатоса| | * Metal Gear Solid 3: Snake Eater: смерть Босс не только является сюжетообразующим событием всего цикла, отправляет героя за [[Горизонт отчаяния]] и подвигает его на [[Налево кругом|поворот налево]], она ещё и ''[[Гамбит Танатоса|ею самой]]'' спланирована на публику в лице несчастного Снейка, её бывшего ученика, он же исполнитель. | ||
* [[World of Warcraft]] — гибель Вариана Ринна от рук Гул’дана. [https://youtu.be/BoM78o7FiBY?t=192 Лучше раз увидеть.] | * [[World of Warcraft]] — гибель Вариана Ринна от рук Гул’дана. [https://youtu.be/BoM78o7FiBY?t=192 Лучше раз увидеть.] | ||
* «Reservoir Dogs» — смерть Мистера Синего в кинотеатре на фоне надписи «The End» на экране. | * «Reservoir Dogs» — смерть Мистера Синего в кинотеатре на фоне надписи «The End» на экране. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | |||
* Публичная [[смертная казнь]], [[Капитан Очевидность|искренне ваш]]. В первую очередь сигнализирует: [[и так будет с каждым]], во вторую просто представляет собой аналог [[снафф-видео]] в эпоху [[старше, чем печать]] и даже позже. | |||
* С другой стороны, но с аналогичным смыслом — террористический акт, особенно совершаемый [[взять в ад компанию|смертником]]. Бойтесь нас, мы психованные! | |||
{{Nav/Смерть}} | {{Nav/Смерть}} |
Версия 10:26, 1 августа 2024
« | Урони героя на пол, |
» |
— Г. Л. Олди |
« | Эль Мачо ушёл слишком рано, но красиво: верхом на акуле, со ста килограммами динамита на груди он прыгнул в жерло извергающегося вулкана! | » |
— «Гадкий я 2» на самом деле смерть была подставной |
Смерть на публику — это когда какого-нибудь персонажа не просто убивают, а убивают наиболее эффектным способом, чтобы причинить побольше горя, злобы или страдания всем, кто любил этого персонажа. Возможно, злодеи ничего особого не имеют в виду; важно то, что автор это использует, чтобы подчеркнуть страдания героев и через них провести развитие персонажа. Смерть на публику — это всегда ещё и смерть на зрителя или читателя, чтобы, даже если он идиот, всё равно понял, почему для героя это так важно, почему он переживает и почему переживания меняют его.
Где встречается
Литература
- Harry Potter — эффектная смерть Дамблдора вызывает немедленную мощную скорбь всей школы и не менее мощную ненависть к Снейпу. То, что для Дамблдора это была, в сущности, эвтаназия, решение о которой Дамблдор принял сам, никому, кроме Снейпа, на тот момент известно не было. В том числе и читателям.
- Там же — гибель Седрика Диггори почти что на глазах у его родителей и всей школы.
- С гибелью Седрика Диггори не настолько все однозначно: ее свидетелями стали только Волдеморт, его приспешники и Гарри Поттер. Поскольку все приспешники были в розыске или тщательно скрывали свою лояльность Волдеморту, для всего магического общества, в том числе и ученикам Хогвартса, обстоятельства гибели Диггори были неясны. В «Гарри Поттер и Орден феникса», когда Гарри был взбешён надоедливыми вопросами от всех любопытных о подробностях гибели Диггори, Гермиона (вроде бы, автор правки точно не помнит) говорит ему фразу наподобие: «Никто толком не знает, что произошло вечером третьего испытания. Представь себе, в высокий непросматриваемый лабиринт зашли четверо чемпионов. Потом сперва оттуда выходит один чемпион, потом второй, а спустя долгое время ты с трупом Седрика Диггори и тебя тут же уводят. На ужине Дамблдор говорит, что Седрика убил восставший Волан-де-Морт и всё, никаких больше подробностей и свидетелей». Из-за отсутствия свидетелей (а Крауч уже оперативно поцелован дементором и давать показания не может) министр магии Фадж и развязывает информационную войну, и этот вариант ещё оказывается самым лёгким. При желании Фадж мог обвинить Гарри в умышленном убийстве Седрика по причине конкуренции за звание чемпиона турнира трёх волшебников. Тем более, свидетелей нет, а мотивом убийства могли объяснить желание устранить помеху и взять кубок Огня первым.
- Заметим, это странно. Хорошо, Крауч сам уже не способен дать показания. Однако его допросили под зельем не позволяющим лгать, а допрос имел место при 4-х свидетелях! Ладно, сам Гарри тоже настолько утомлён и измучен, что его показания недорого стоят. А Дамблдор? МакГоннагал и Снейп? Три уважаемых преподователя чьё слово должно стоить намного дороже. Да и эльфийку Уинки нетрудно вытащить снова с кухни, дать этого же зелья ей, и допросить её хоть перед всем Уизенгамотом.
- Весь эпизод в целом - то еще натягивание Букли на глобус. В мире, где существуют технологии нетравмирующего извлечения воспоминаний и воспроизведения их максимально беспристрастным способом - нет ничего проще попросить свидетелей одолжить для коллективного путешествия в чужие воспоминания прядь-другую.
- Заметим, это странно. Хорошо, Крауч сам уже не способен дать показания. Однако его допросили под зельем не позволяющим лгать, а допрос имел место при 4-х свидетелях! Ладно, сам Гарри тоже настолько утомлён и измучен, что его показания недорого стоят. А Дамблдор? МакГоннагал и Снейп? Три уважаемых преподователя чьё слово должно стоить намного дороже. Да и эльфийку Уинки нетрудно вытащить снова с кухни, дать этого же зелья ей, и допросить её хоть перед всем Уизенгамотом.
- С гибелью Седрика Диггори не настолько все однозначно: ее свидетелями стали только Волдеморт, его приспешники и Гарри Поттер. Поскольку все приспешники были в розыске или тщательно скрывали свою лояльность Волдеморту, для всего магического общества, в том числе и ученикам Хогвартса, обстоятельства гибели Диггори были неясны. В «Гарри Поттер и Орден феникса», когда Гарри был взбешён надоедливыми вопросами от всех любопытных о подробностях гибели Диггори, Гермиона (вроде бы, автор правки точно не помнит) говорит ему фразу наподобие: «Никто толком не знает, что произошло вечером третьего испытания. Представь себе, в высокий непросматриваемый лабиринт зашли четверо чемпионов. Потом сперва оттуда выходит один чемпион, потом второй, а спустя долгое время ты с трупом Седрика Диггори и тебя тут же уводят. На ужине Дамблдор говорит, что Седрика убил восставший Волан-де-Морт и всё, никаких больше подробностей и свидетелей». Из-за отсутствия свидетелей (а Крауч уже оперативно поцелован дементором и давать показания не может) министр магии Фадж и развязывает информационную войну, и этот вариант ещё оказывается самым лёгким. При желании Фадж мог обвинить Гарри в умышленном убийстве Седрика по причине конкуренции за звание чемпиона турнира трёх волшебников. Тем более, свидетелей нет, а мотивом убийства могли объяснить желание устранить помеху и взять кубок Огня первым.
- С фитильком — гибель Черити Бэрбидж. Из тех, кто её знал, при её смерти присутствует только Снейп (намёк на их хорошие отношения — последние слова Черити: «Северус, пожалуйста…» — для англичанина обратиться к кому-то по имени эквивалентно обращению на «ты» для русского), но тот своих чувств ничем не выдаёт. Однако для читателя это безусловно сабж.
- Основатели школы Хогвартс живыми перед читателями не предстают, но события второй и седьмой книги напрямую завязаны на них.
- Аверсия — гибель Северуса Снейпа: его действительно ужасную смерть видят только Гарри и Гермиона (и тех она пока ни к какому осмыслению и катарсису не приводит), а всей оставшейся школе глубоко наплевать, куда делся этот квислинг и что с ним сталось — лишь бы подкрепление с собой не привёл.
- Там же — гибель Седрика Диггори почти что на глазах у его родителей и всей школы.
- «Песни Гипериона» — педаль пропахала весь асфальт, щебень и песок. Энея не просто планирует свою казнь — она еще и транслирует свои ощущения (а ее, на минутку, жгут заживо!) на всю Галактику через Древо Боли и всех, кто принял когда-либо ее причастие. Неудивительно, что Хет Мастин, пилот Древа Боли, спятил и вскорости помер после такого.
Кино
- Star Wars: смерть Шми Скайуокер от рук тускенских рейдеров — первый толчок ее сына Энакина к Тёмной стороне. Даже начинаешь задумываться: а уж не сам ли Дарт Сидиус эту смерть и организовал?..
- В черновиках сценариев так оно и было: Пал Палыч нахимичил с мидихлорианами в матке Шми, чтобы зачать Энакина, а натравить на неё тушканских рейдеров подослал графа Дуку.
- «Мачете» — распятие Падре.
- «Неудержимые 2» — удар по ножу в прыжке.
- «Туз» — шутки ради отыграно в режиме Педаль в асфальт. Убийца выпускает в героя Адриано Челентано несколько десятков пуль, отчего он максимально потешно корчится в патетических позах, перед тем как свалиться в канал.
- «Маска» с Джимом Керри. Маска вообще все события превращает в буффонаду, вот и нарвавшись на пулю (которая, предсказуемо, никакого вреда ему не причинила) разыгрывает бафосную кончину: картинно обвисает на чужих руках, долго прощается с миром, «прощает» своего убийцу, многословно выражает последнюю волю… и тут педаль абсурда додавливается до упора — на фоне экрана появляются аплодирующие зрители, Маске, прям не отходя от кассы, вручают «Оскара» и т. д.
Мультсериалы
- RWBY — именно так убивают Пенни. На глазах у миллионов телезрителей, ожидавших просто посмотреть на турнир одарённых подростков. Бонусные очки за то, что эта смерть фактически означает локальное свержение государственного строя. Ещё больше бонусных очков за то, что привыкший к пряничной атмосфере мультфильма зритель попросту не ожидает настолько жестокой гибели настолько милого персонажа. Ещё и крупным планом.
Аниме и манга
- One Piece — казнь Эйса и гибель Белоуса. С фитильком, потому что в прошлом — казнь Роджера и убийство Арлонгом Белльмер.
Видеоигры
- Metal Gear Solid 3: Snake Eater: смерть Босс не только является сюжетообразующим событием всего цикла, отправляет героя за Горизонт отчаяния и подвигает его на поворот налево, она ещё и ею самой спланирована на публику в лице несчастного Снейка, её бывшего ученика, он же исполнитель.
- World of Warcraft — гибель Вариана Ринна от рук Гул’дана. Лучше раз увидеть.
- «Reservoir Dogs» — смерть Мистера Синего в кинотеатре на фоне надписи «The End» на экране.
Реальная жизнь
- Публичная смертная казнь, искренне ваш. В первую очередь сигнализирует: и так будет с каждым, во вторую просто представляет собой аналог снафф-видео в эпоху старше, чем печать и даже позже.
- С другой стороны, но с аналогичным смыслом — террористический акт, особенно совершаемый смертником. Бойтесь нас, мы психованные!