Альтернативная история: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{q|— Нэ так всё ето било, савсэм нэ так!|Сталин в пересказе [[Братья Стругацкие|Стругацких]] в романе «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»}} | {{q|— Нэ так всё ето било, савсэм нэ так!|Сталин в пересказе [[Братья Стругацкие|Стругацких]] в романе «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»}} | ||
{{q|pre=1|Моей бы ангельской державушке | |||
Два чистых ангельских крыла, | |||
Но если был бы хуй у бабушки, | |||
Она бы дедушкой была.|[[Игорь Губерман]]}} | |||
{{video|nIMkppsQ3fg|width=360|Последствия Карибского кризиса, закончившегося Третьей Мировой}} | {{video|nIMkppsQ3fg|width=360|Последствия Карибского кризиса, закончившегося Третьей Мировой}} | ||
'''Альтернативная история''' (АИ) | '''Альтернативная история''' (АИ) — ныне очень популярный [[жанр]] фантастики, кратко характеризуемый фразой «а потом всё пошло совсем не так». Хорошо совместим с [[ретрофутуризм]]ом. | ||
Суть произведения в этом | Суть произведения в этом жанре — произошло некое событие (именуемое точкой бифуркации), в результате которого история пошла по другому пути. Обычно в качестве [[:w:Точка бифуркации|развилки]] используется какое-то значимое историческое событие. «[[Закон Годвина для путешествий во времени|А что будет в 1960, если Гитлера убили в 1943?]]» | ||
Часто для потакания национальным комплексам, идеологическим симпатиям автора и значимости изменений в качестве развилки выбирается объективное или субъективное поражение, заменяемое на победу. Примеры таких развилок: | Часто для потакания национальным комплексам, идеологическим симпатиям автора и значимости изменений в качестве развилки выбирается объективное или субъективное поражение, заменяемое на победу. Примеры таких развилок: | ||
* Владимир-Креститель, крестив Русь, [[Католическая Русь|принял католицизм]]<ref>В смысле, пошёл под немецкий, а не под греческий епископат, потому что раскола на «православных» и «католиков» тогда ещё не было, а когда он произойдёт, то и в РИ на Руси встанет вопрос, чью сторону занять, остававшийся актуальным отчасти ещё в XII веке.</ref>; или вместо | * Владимир-Креститель, крестив Русь, [[Католическая Русь|принял католицизм]]<ref>В смысле, пошёл под немецкий, а не под греческий епископат, потому что раскола на «православных» и «католиков» тогда ещё не было, а когда он произойдёт, то и в РИ на Руси встанет вопрос, чью сторону занять, остававшийся актуальным отчасти ещё в XII веке.</ref>; или вместо крещения — ислам всем Киевом; или основал Перунизм — новую религию на основании славянского язычества с Перуном как [[Единый Бог|Единым Богом]]. | ||
* Русские княжества лучше подготовились в битве у речки Калки<ref>Бездарно проигранная битва, при которой русские войска двукратно превосходили монгольские, даже без учёта половецких союзников (среди которых был тесть одного из русских князей со своими родственниками).</ref>. | * Русские княжества лучше подготовились в битве у речки Калки<ref>Бездарно проигранная битва, при которой русские войска двукратно превосходили монгольские, даже без учёта половецких союзников (среди которых был тесть одного из русских князей со своими родственниками).</ref>. | ||
* [[Иван Грозный]] женился на королеве Елизавете. | |||
* Аляску не продали. | * Аляску не продали. | ||
* Титаник спасён от айсбергов. | * Титаник спасён от айсбергов. | ||
Строка 26: | Строка 29: | ||
Довольно часто оказывается, что одной точки бифуркации мало, чтобы направить события в желаемом автору направлении (выиграть одну битву еще недостаточно, чтобы выиграть войну с многократно превосходящим по ресурсам противником, например). Если автор этого не понимает, получается неубедительно. Если понимает, то ему приходится громоздить сразу несколько таких точек, что тоже особо убедительно не выглядит, но, с другой стороны, чего в жизни не бывает (к примеру, в реальной истории США выиграли битву при Мидуэе в результате даже не одного, а нескольких удачных для них совпадений)? | Довольно часто оказывается, что одной точки бифуркации мало, чтобы направить события в желаемом автору направлении (выиграть одну битву еще недостаточно, чтобы выиграть войну с многократно превосходящим по ресурсам противником, например). Если автор этого не понимает, получается неубедительно. Если понимает, то ему приходится громоздить сразу несколько таких точек, что тоже особо убедительно не выглядит, но, с другой стороны, чего в жизни не бывает (к примеру, в реальной истории США выиграли битву при Мидуэе в результате даже не одного, а нескольких удачных для них совпадений)? | ||
Как и научную фантастику, альтернативную историю можно разделить на «твёрдую» и «мягкую». В твердой, или реалистичной, АИ изменение истории происходит без вмешательства фантастических | Как и научную фантастику, альтернативную историю можно разделить на «твёрдую» и «мягкую». В твердой, или реалистичной, АИ изменение истории происходит без вмешательства фантастических сил — просто события пошли по-другому. В мягкой историю меняют путешественники во времени (преднамеренные или [[Попаданец|невольные]]) или посетившие Землю в прошлом инопланетяне (в особо тяжелых случаях «очень мягкой» АИ может действовать еще и магия) — то есть в прошлое попадают знания, технологии и силы, которых там быть не могло в принципе. | ||
Можно, наоборот, построить целую картину на одном событии (известно как теория «эффекта домино»). Гитлера не спасла случайность в «Бюргербройкеллере»? Отлично, буржуазия тут же взяла реванш, Германия выступила на стороне США, вместе они наголову разбили СССР и вернулись чёрные времена 16 тонн, полного рабочего бесправия и «I owe my soul to the company store». Прогресс технологий из-за дешёвой рабочей силы зачах, и в этой дизельпанковой антиутопии наш герой пытается противостоять костоломной машине вроде той, которая расчищала в Англии землю под овечьи пастбища (расчищала от фермеров с семьями). А, нет, после Бюргерброя инициативу перехватили ротфронтовцы и Германия выступила на стороне СССР, учинив в США военный коммунизм? Добро пожаловать в антиутопию кровавой уравниловки, человек не вышел в космос, экономика чудовищно неэффективна, голод угрожает всей планете, а мировой Госплан омыт кровавыми слезами и мольбами, но остаётся глух к происходящему за его стенами, продолжая выдавать невменяемо неэффективные планы. Ах, опять нет, наци удержали власть, но нападение задержалось и уже успели изобрести атомную бомбу, так что Вторая Мировая была атомной? Game Over. | Можно, наоборот, построить целую картину на одном событии (известно как теория «эффекта домино»). Гитлера не спасла случайность в «Бюргербройкеллере»? Отлично, буржуазия тут же взяла реванш, Германия выступила на стороне США, вместе они наголову разбили СССР и вернулись чёрные времена 16 тонн, полного рабочего бесправия и «I owe my soul to the company store». Прогресс технологий из-за дешёвой рабочей силы зачах, и в этой дизельпанковой антиутопии наш герой пытается противостоять костоломной машине вроде той, которая расчищала в Англии землю под овечьи пастбища (расчищала от фермеров с семьями). А, нет, после Бюргерброя инициативу перехватили ротфронтовцы и Германия выступила на стороне СССР, учинив в США военный коммунизм? Добро пожаловать в антиутопию кровавой уравниловки, человек не вышел в космос, экономика чудовищно неэффективна, голод угрожает всей планете, а мировой Госплан омыт кровавыми слезами и мольбами, но остаётся глух к происходящему за его стенами, продолжая выдавать невменяемо неэффективные планы. Ах, опять нет, наци удержали власть, но нападение задержалось и уже успели изобрести атомную бомбу, так что Вторая Мировая была атомной? Game Over. | ||
Так вот, | Так вот, вышеописанное — это «мягкая» альтернативная история. Твердую АИ таким макаром построить невозможно, для этого нужно хорошо разбираться в тонкостях политики, как международной, так и внутренней. А так как для этого надо знать как облупленных практически всех действующих лиц, мало-мальски влияющих на процесс — тут работы очень много, и именно это — причина, по которой авторы пишут АИ. Им просто в лом проводить исследования. А кому не в лом — пишут чудесные исторические книги (пусть и с изрядной долей фантазии и авторского виденья, иногда в угоду художественной надобности немного искажая события, что порицается заклёпочниками, но с пониманием встречается публикой). Это что касается ретроспективы прошлого. Теперь давайте о тех, кто хочет писать о будущем, и для того чтобы это самое будущее вышло таким, каким нужно автору, он немного меняет прошлое. Чаще всего оно вообще никак не описывается кроме простыни текста во введении, что в тысяча девятьсот каком-то году эти психопаты закидали друг друга ядерными бомбами, залили химоружием, заразили мутировавшим герпесом или придумали ещё какую-нибудь столь же жуткую дрянь, а дальше уже варианты — или постапокалипсис, или люди решили что с них хватит войнушек и принялись строить светлое будущее, параллельно разгребая руины старого мира, или Земле вообще настал кирдык, а уцелевшие свалили в космос, или прилетели пришельцы и насильно всех демократизировали… В общем, иногда АИ применяется как абаснуй вот таких вот антуражей, в которых герой как и положено, геройствует. | ||
Иногда так получается, что у автора получается альтернативное будущее. То есть, довольно прилично разбираясь в настоящем, он пытается предугадать, что будет лет так через двадцать и… У него не получается, а через двадцать лет люди читают про их как бы настоящее, но совершенно не похожее на окружающую действительность. Вот такая вот альтернативная история получилась, и даже не знаешь радоваться этому (что в реальности никто не развязал мировую войну) или нет (если автор писал о мире победившего гуманизма, научного прогресса, культуры и красоты). | Иногда так получается, что у автора получается альтернативное будущее. То есть, довольно прилично разбираясь в настоящем, он пытается предугадать, что будет лет так через двадцать и… У него не получается, а через двадцать лет люди читают про их как бы настоящее, но совершенно не похожее на окружающую действительность. Вот такая вот альтернативная история получилась, и даже не знаешь радоваться этому (что в реальности никто не развязал мировую войну) или нет (если автор писал о мире победившего гуманизма, научного прогресса, культуры и красоты). | ||
Строка 36: | Строка 39: | ||
Два подвида мягкой альтернативной истории заслуживают [[Хронофантастика|отдельного упоминания]]. | Два подвида мягкой альтернативной истории заслуживают [[Хронофантастика|отдельного упоминания]]. | ||
Первый — [[остров времени|проваливание в прошлое большого количества людей]]. Авианосец «Энтерпрайз» попадает к Пёрл-Харбору. Небольшой европейский город проваливается в средневековье. И далее везде. | |||
Второй — «[[попаданец|попаданцы]]». В прошлое проваливается один человек или небольшая группа. Остальное представляет собой экзерсис на тему роли личности в истории. Однако, к большому сожалению, именно этот жанр выбирают многочисленные графоманы. Мы рассматриваем попаданцев в отдельной статье. | |||
Некоторые произведения, ныне воспринимаемые как АИ, на самом деле таковыми не | Некоторые произведения, ныне воспринимаемые как АИ, на самом деле таковыми не являются — просто автор писал о будущем, которое для нас — уже прошлое (или настоящее), естественно, оказавшееся другим. Так, в сеттинге «Муравейника» Уильяма Гибсона имела место война США с СССР в недалёком (по отношению к событиям произведений) прошлом и недалёком (от нас) будущем. Дело в том, что в 1983 году Гибсон не предугадал распада СССР 8 годами позднее, а также переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. Настоящая АИ — это всегда об изменении, которое было в прошлом уже на момент написания. | ||
К альт. истории прибегает Сергей Переслегин, пытаясь объяснить, почему [[Мир Полудня]] [[Братья Стругацкие|Стругацких]] так разительно отличается от нашего. Да, опять Германия выиграла Вторую мировую… | К альт. истории прибегает Сергей Переслегин, пытаясь объяснить, почему [[Мир Полудня]] [[Братья Стругацкие|Стругацких]] так разительно отличается от нашего. Да, опять Германия выиграла Вторую мировую… | ||
Не надо путать альтисторию с криптоисторией. | Не надо путать альтисторию с криптоисторией. Альтистория — теоретизирование: «Что было бы, если…» Криптоистория — [[конспиролог]]ия: «[[Так всё и было]], но [[власти скрывают]]!» | ||
В Интернете существует несколько сайтов, посвящённых обсуждению различных развилок в истории (а также биологии и географии). | В Интернете существует несколько сайтов, посвящённых обсуждению различных развилок в истории (а также биологии и географии). | ||
== Примеры произведений == | == Примеры произведений == | ||
{{Q|Дед Спиридон копал картошку, пока не стали звонить к обедне. Он разогнул усталую спину, отёр вспотевшие ладони о поношенные галифе с лампасами и размашисто перекрестился… — ''Это белый мир! В смысле, в городе белые.''<br> | |||
Трезвый, как стекло, дед Спиридон копал картошку... — ''Князь Владимир предпочёл ислам''.|[http://yegorka.livejournal.com/668686.html Спиридон-классификация] жанров альтернативной истории}} | |||
* В. Аксёнов, [[Остров Крым]]. Красным не удалось взять Крым в конце [[Гражданская война в России|Гражданской войны]], там создано капиталистическое русское государство. Но однажды крымчане захотели воссоединиться с СССР… | * В. Аксёнов, [[Остров Крым]]. Красным не удалось взять Крым в конце [[Гражданская война в России|Гражданской войны]], там создано капиталистическое русское государство. Но однажды крымчане захотели воссоединиться с СССР… | ||
* Ф. | * Ф. К. Дик, «[[Человек в высоком замке]]». [[Нацисты]] победили. | ||
* Р. Харрис, «[[Фатерланд]]». Аналогично. | * Р. Харрис, «[[Фатерланд]]». Аналогично. | ||
* О. | * О. С. Кард, [[Искупление Христофора Колумба]]. | ||
* Федор Березин «Встречный | * Федор Березин «Встречный катаклизм» — в параллельном мире СССР успел нанести удар по готовящейся напасть нацистской Германии и завоевал большую часть Евразии, часть Японии, большую часть Австралии, половину Африки… Остановить победоносное шествие коммунизма по планете американцы смогли только путем нескольких атомных бомбардировок (в Корее, на Кубе и Австралии). «Холодной войны» в этом мире нет — ВОВ (Великая Освободительная Война) продолжается с 1941-го года по 2010-е годы и закончится только после окончательной победой одной из сторон — США или СССР. | ||
* Рекурсивная альтернативная история: «Америка. Reload game» Кирилла Еськова. Не только само действие происходит в альтернативной реальности, но и у поворотных пунктов альтернативной истории есть альтернативные версии! А разгадка одна: | * Рекурсивная альтернативная история: «Америка. Reload game» Кирилла Еськова. Не только само действие происходит в альтернативной реальности, но и у поворотных пунктов альтернативной истории есть альтернативные версии! А разгадка одна: «Америка» — намеренная деконструкция штампов АИ как жанра, плюс самопародия Еськова на собственные ранние произведения, и всё в антураже шпионского романа, который одновременно — фанфик по «Колонизации» Сида Мейера. Полный [[постмодернизм]], короче… | ||
* Андрей Измайлов, | * Андрей Измайлов, «Слегач» — «официальный» [[фанфик]] по повести [[Братья Стругацкие|АБС]] «[[Мир Полудня|Хищные вещи века]]». Первый президент России умер ещё в [[бесславные девяностые]], но мятеж национальной окраины (Какойтостанский автономный край), равно как и нищие старики с книжными развалами, имеют место быть. | ||
* Гарри Гаррисон, трилогия «Звёзды и | * Гарри Гаррисон, трилогия «Звёзды и полосы» — в результате преждевременной смерти принца Альберта [[w:Инцидент с судном Trent|инцидент с «Трентом»]] приводит к тому, что Британия объявляет США войну во время [[w:Гражданская война в США|гражданской войны]]. Затем британцы ведут себя как полные недоумки и насильники, в результате Север и Юг братаются и надирают зад крупнейшей империи в истории<ref>Следует заметить, что в истории было много случаев, когда непримиримые враги откладывали в сторону свои разборки для того чтобы набить рожу тому кто задрал их обоих. А после победы замес продолжался</ref>. При этом, британцы ведут себя, как будто всё решает королева, а не премьер-министр, да и уровень их технологий отступает на пару столетий, тогда как американские гении за пару лет создают ''дредноуты и танки''<ref>Которые при этом работают на невозможном цикле Карно.</ref>, а затем штурмуют столицу Британии, откровенно забывая о существовании [[Флот её величества|Королевского флота]]. Ну и все герои-американцы, разумеется, тут же принимают [[изменившаяся мораль|современную мораль]] об отношении к расам, а [[кельты в килтах|северные и южные ирландцы]] мигом забывают, что когда-то враждовали из-за религии. В общем, как говорится, «тут Остапа понесло», да так, что никто серьёзным примером сабжа эту трилогию не считает. | ||
** Ещё не следует забывать о бедных немощных канадцах, которые только и рады, чтобы быть аннексированными в США<ref>в то время как в реальности США получили в Канаде по шаловливым ручонкам</ref>. Ну и мексиканцы туда же. Как же иначе? | ** Ещё не следует забывать о бедных немощных канадцах, которые только и рады, чтобы быть аннексированными в США<ref>в то время как в реальности США получили в Канаде по шаловливым ручонкам</ref>. Ну и мексиканцы туда же. Как же иначе? | ||
* М. Первухин, роман «Пугачев- | * М. Первухин, роман «Пугачев-победитель» — [[самозванец|выдающий себя за «анпиратора Петра Фёдоровича»]] Пугачёв умудряется разбить бо́льшую часть царских войск и [[альтернативная история|воцариться в большей части России]], но рядовой уральский казак совершенно некомпетентен как правитель. [[Не справился с властью|Конец немного предсказуем]]… | ||
* По [http://dotu.ru/2018/08/03/20180803_about_the_novel_ayn_rand_atlas_shrugged/ версии] [[Научи хорошему|КОБ]], ещё и [[Атлант расправил плечи | * По [http://dotu.ru/2018/08/03/20180803_about_the_novel_ayn_rand_atlas_shrugged/ версии] [[Научи хорошему|КОБ]], ещё и «[[Атлант расправил плечи]]» — судя по [[Дизельпанк|ряду признаков]] (уже есть автомобили как легковые, так и грузовые, но ещё нет отрасли дальних междугородних и межрегиональных автомобильных грузоперевозок в режиме «от двери до двери», вследствие чего железные дороги пока ещё являются основным видом междугороднего и межрегионального транспорта, а их подъездные пути заходят на территорию всех сколь-нибудь больших промышленных предприятий; с наиболее важных магистралей паровозы уже вытеснены «дизель-электровозами», а скорость движения по ним поездов доходит до 100 и более км/час<ref>исторически паровозы гоняли куда быстрее, вот только им запретили разгоняться свыше 120 км/ч</ref>; есть гражданская авиация и сеть аэродромов по всей стране; достаточно широко распространено радиовещание; телевидение уже появилось, телевещание ведётся, но оно ещё не широко распространено; в городах есть химчистки, кафе и рестораны, театры, кинотеатры, концертные залы; в реальной истории США эпоха массового строительства железных дорог началась в конце 1850-х гг., а между тем двое из персонажей романа — уже правнуки основателя одной из крупнейших железнодорожных компаний, то есть они — четвёртое поколение семьи, владеющей фирмой) действие романа, хоть и писался он в 1942—1957 гг., происходит на самом деле где-то примерно в начал 30-х, но при этом никоим образом не упоминается ни [[Гражданская война в США|гражданская война]], ни [[Первая Мировая война|Первая Мировая]] со всеми вытекающими её [[Вторая мировая война|последствиями]], ни Октябрьская революция (да и вообще '''о самом существовании''' Российской Империи либо СССР — ни слова, ни малейшего намёка: видимо, последствия застарелой психотравмы у авторки от эмиграции), неясна также судьба населявших когда-то американский континент индейцев, негров, [[Пейсы, кашрут и день субботний|евреев]] и [[Оливы, макароны и серенады|итальянской]] [[Мафия|мафии]] будто бы тоже нет, Великой Депрессии — тоже, ну а уж о [[Масоны и Иллюминаты|масонах]] мы вообще не говорим; доводящие в считанные дни до ручки свои страны [[Красно-буржуазная сволочь|зловещие вредители-«социалисты»]] уже успели прийти к власти в [[Сомбреро и текила|Мексике]], Франции, Норвегии, Великобритании, Португалии, Турции, Китае, Индии, Греции, а под конец романа — ещё и в Чили и Аргентине; при этом отдельные «мега-гении» умудряются изобретать технологии, лежащие [[Копирование - это просто|ну уж совсем далеко за порогом технологического развития]], которого способно достичь общество на такой исторической фазе — вроде «генератора Голта», [[Тирьямпампация|способного добывать энергию из статического электричества атмосферы]] (это-то как раз исторично, в те времена, а точнее чуточку пораньше, такие штуки были модными, вот только как оказалось — дорогими, неэффективными и опасными). | ||
* Внезапно [[Старше, | * Внезапно [[Старше, чем радио|Фаддей Булгарин, «Славяне или Освобождение Арконы» (1830)]]. Доблестные [[Богатыри и чудища лесные|новгородские витязи]] помогают рюгенским славянам (ИРЛ [[Язычество против авраамизма|фанатичным язычникам]]) отбить датское нашествие, и те в благодарность радостно принимают православие, возводя на месте храма Свентовита очередной собор св. Софии. | ||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Альтернативный таймлайн]] | * [[Альтернативный таймлайн]] | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |
Версия 14:32, 6 декабря 2022
« | — Нэ так всё ето било, савсэм нэ так! | » |
— Сталин в пересказе Стругацких в романе «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» |
« | Моей бы ангельской державушке |
» |
— Игорь Губерман |
(link)
Последствия Карибского кризиса, закончившегося Третьей МировойАльтернативная история (АИ) — ныне очень популярный жанр фантастики, кратко характеризуемый фразой «а потом всё пошло совсем не так». Хорошо совместим с ретрофутуризмом.
Суть произведения в этом жанре — произошло некое событие (именуемое точкой бифуркации), в результате которого история пошла по другому пути. Обычно в качестве развилки используется какое-то значимое историческое событие. «А что будет в 1960, если Гитлера убили в 1943?»
Часто для потакания национальным комплексам, идеологическим симпатиям автора и значимости изменений в качестве развилки выбирается объективное или субъективное поражение, заменяемое на победу. Примеры таких развилок:
- Владимир-Креститель, крестив Русь, принял католицизм[1]; или вместо крещения — ислам всем Киевом; или основал Перунизм — новую религию на основании славянского язычества с Перуном как Единым Богом.
- Русские княжества лучше подготовились в битве у речки Калки[2].
- Иван Грозный женился на королеве Елизавете.
- Аляску не продали.
- Титаник спасён от айсбергов.
- В гражданской войне в России победили белые.
- Начало войны в 1941 выглядело совсем иначе для СССР.
- Германия выиграла Вторую мировую.
- Американцы упредили Пёрл-Харбор.
- Японцы выиграли битву при Мидуэе.
- Чернобыль процветает.
- США развалились, например, в результате победы Конфедерации.
- СССР не развалился.
- Революция в Северной Корее возможна.
Довольно часто оказывается, что одной точки бифуркации мало, чтобы направить события в желаемом автору направлении (выиграть одну битву еще недостаточно, чтобы выиграть войну с многократно превосходящим по ресурсам противником, например). Если автор этого не понимает, получается неубедительно. Если понимает, то ему приходится громоздить сразу несколько таких точек, что тоже особо убедительно не выглядит, но, с другой стороны, чего в жизни не бывает (к примеру, в реальной истории США выиграли битву при Мидуэе в результате даже не одного, а нескольких удачных для них совпадений)?
Как и научную фантастику, альтернативную историю можно разделить на «твёрдую» и «мягкую». В твердой, или реалистичной, АИ изменение истории происходит без вмешательства фантастических сил — просто события пошли по-другому. В мягкой историю меняют путешественники во времени (преднамеренные или невольные) или посетившие Землю в прошлом инопланетяне (в особо тяжелых случаях «очень мягкой» АИ может действовать еще и магия) — то есть в прошлое попадают знания, технологии и силы, которых там быть не могло в принципе.
Можно, наоборот, построить целую картину на одном событии (известно как теория «эффекта домино»). Гитлера не спасла случайность в «Бюргербройкеллере»? Отлично, буржуазия тут же взяла реванш, Германия выступила на стороне США, вместе они наголову разбили СССР и вернулись чёрные времена 16 тонн, полного рабочего бесправия и «I owe my soul to the company store». Прогресс технологий из-за дешёвой рабочей силы зачах, и в этой дизельпанковой антиутопии наш герой пытается противостоять костоломной машине вроде той, которая расчищала в Англии землю под овечьи пастбища (расчищала от фермеров с семьями). А, нет, после Бюргерброя инициативу перехватили ротфронтовцы и Германия выступила на стороне СССР, учинив в США военный коммунизм? Добро пожаловать в антиутопию кровавой уравниловки, человек не вышел в космос, экономика чудовищно неэффективна, голод угрожает всей планете, а мировой Госплан омыт кровавыми слезами и мольбами, но остаётся глух к происходящему за его стенами, продолжая выдавать невменяемо неэффективные планы. Ах, опять нет, наци удержали власть, но нападение задержалось и уже успели изобрести атомную бомбу, так что Вторая Мировая была атомной? Game Over.
Так вот, вышеописанное — это «мягкая» альтернативная история. Твердую АИ таким макаром построить невозможно, для этого нужно хорошо разбираться в тонкостях политики, как международной, так и внутренней. А так как для этого надо знать как облупленных практически всех действующих лиц, мало-мальски влияющих на процесс — тут работы очень много, и именно это — причина, по которой авторы пишут АИ. Им просто в лом проводить исследования. А кому не в лом — пишут чудесные исторические книги (пусть и с изрядной долей фантазии и авторского виденья, иногда в угоду художественной надобности немного искажая события, что порицается заклёпочниками, но с пониманием встречается публикой). Это что касается ретроспективы прошлого. Теперь давайте о тех, кто хочет писать о будущем, и для того чтобы это самое будущее вышло таким, каким нужно автору, он немного меняет прошлое. Чаще всего оно вообще никак не описывается кроме простыни текста во введении, что в тысяча девятьсот каком-то году эти психопаты закидали друг друга ядерными бомбами, залили химоружием, заразили мутировавшим герпесом или придумали ещё какую-нибудь столь же жуткую дрянь, а дальше уже варианты — или постапокалипсис, или люди решили что с них хватит войнушек и принялись строить светлое будущее, параллельно разгребая руины старого мира, или Земле вообще настал кирдык, а уцелевшие свалили в космос, или прилетели пришельцы и насильно всех демократизировали… В общем, иногда АИ применяется как абаснуй вот таких вот антуражей, в которых герой как и положено, геройствует.
Иногда так получается, что у автора получается альтернативное будущее. То есть, довольно прилично разбираясь в настоящем, он пытается предугадать, что будет лет так через двадцать и… У него не получается, а через двадцать лет люди читают про их как бы настоящее, но совершенно не похожее на окружающую действительность. Вот такая вот альтернативная история получилась, и даже не знаешь радоваться этому (что в реальности никто не развязал мировую войну) или нет (если автор писал о мире победившего гуманизма, научного прогресса, культуры и красоты).
Два подвида мягкой альтернативной истории заслуживают отдельного упоминания.
Первый — проваливание в прошлое большого количества людей. Авианосец «Энтерпрайз» попадает к Пёрл-Харбору. Небольшой европейский город проваливается в средневековье. И далее везде.
Второй — «попаданцы». В прошлое проваливается один человек или небольшая группа. Остальное представляет собой экзерсис на тему роли личности в истории. Однако, к большому сожалению, именно этот жанр выбирают многочисленные графоманы. Мы рассматриваем попаданцев в отдельной статье.
Некоторые произведения, ныне воспринимаемые как АИ, на самом деле таковыми не являются — просто автор писал о будущем, которое для нас — уже прошлое (или настоящее), естественно, оказавшееся другим. Так, в сеттинге «Муравейника» Уильяма Гибсона имела место война США с СССР в недалёком (по отношению к событиям произведений) прошлом и недалёком (от нас) будущем. Дело в том, что в 1983 году Гибсон не предугадал распада СССР 8 годами позднее, а также переименования Ленинграда в Санкт-Петербург. Настоящая АИ — это всегда об изменении, которое было в прошлом уже на момент написания.
К альт. истории прибегает Сергей Переслегин, пытаясь объяснить, почему Мир Полудня Стругацких так разительно отличается от нашего. Да, опять Германия выиграла Вторую мировую…
Не надо путать альтисторию с криптоисторией. Альтистория — теоретизирование: «Что было бы, если…» Криптоистория — конспирология: «Так всё и было, но власти скрывают!»
В Интернете существует несколько сайтов, посвящённых обсуждению различных развилок в истории (а также биологии и географии).
Примеры произведений
« | Дед Спиридон копал картошку, пока не стали звонить к обедне. Он разогнул усталую спину, отёр вспотевшие ладони о поношенные галифе с лампасами и размашисто перекрестился… — Это белый мир! В смысле, в городе белые. Трезвый, как стекло, дед Спиридон копал картошку... — Князь Владимир предпочёл ислам. |
» |
— Спиридон-классификация жанров альтернативной истории |
- В. Аксёнов, Остров Крым. Красным не удалось взять Крым в конце Гражданской войны, там создано капиталистическое русское государство. Но однажды крымчане захотели воссоединиться с СССР…
- Ф. К. Дик, «Человек в высоком замке». Нацисты победили.
- Р. Харрис, «Фатерланд». Аналогично.
- О. С. Кард, Искупление Христофора Колумба.
- Федор Березин «Встречный катаклизм» — в параллельном мире СССР успел нанести удар по готовящейся напасть нацистской Германии и завоевал большую часть Евразии, часть Японии, большую часть Австралии, половину Африки… Остановить победоносное шествие коммунизма по планете американцы смогли только путем нескольких атомных бомбардировок (в Корее, на Кубе и Австралии). «Холодной войны» в этом мире нет — ВОВ (Великая Освободительная Война) продолжается с 1941-го года по 2010-е годы и закончится только после окончательной победой одной из сторон — США или СССР.
- Рекурсивная альтернативная история: «Америка. Reload game» Кирилла Еськова. Не только само действие происходит в альтернативной реальности, но и у поворотных пунктов альтернативной истории есть альтернативные версии! А разгадка одна: «Америка» — намеренная деконструкция штампов АИ как жанра, плюс самопародия Еськова на собственные ранние произведения, и всё в антураже шпионского романа, который одновременно — фанфик по «Колонизации» Сида Мейера. Полный постмодернизм, короче…
- Андрей Измайлов, «Слегач» — «официальный» фанфик по повести АБС «Хищные вещи века». Первый президент России умер ещё в бесславные девяностые, но мятеж национальной окраины (Какойтостанский автономный край), равно как и нищие старики с книжными развалами, имеют место быть.
- Гарри Гаррисон, трилогия «Звёзды и полосы» — в результате преждевременной смерти принца Альберта инцидент с «Трентом» приводит к тому, что Британия объявляет США войну во время гражданской войны. Затем британцы ведут себя как полные недоумки и насильники, в результате Север и Юг братаются и надирают зад крупнейшей империи в истории[3]. При этом, британцы ведут себя, как будто всё решает королева, а не премьер-министр, да и уровень их технологий отступает на пару столетий, тогда как американские гении за пару лет создают дредноуты и танки[4], а затем штурмуют столицу Британии, откровенно забывая о существовании Королевского флота. Ну и все герои-американцы, разумеется, тут же принимают современную мораль об отношении к расам, а северные и южные ирландцы мигом забывают, что когда-то враждовали из-за религии. В общем, как говорится, «тут Остапа понесло», да так, что никто серьёзным примером сабжа эту трилогию не считает.
- Ещё не следует забывать о бедных немощных канадцах, которые только и рады, чтобы быть аннексированными в США[5]. Ну и мексиканцы туда же. Как же иначе?
- М. Первухин, роман «Пугачев-победитель» — выдающий себя за «анпиратора Петра Фёдоровича» Пугачёв умудряется разбить бо́льшую часть царских войск и воцариться в большей части России, но рядовой уральский казак совершенно некомпетентен как правитель. Конец немного предсказуем…
- По версии КОБ, ещё и «Атлант расправил плечи» — судя по ряду признаков (уже есть автомобили как легковые, так и грузовые, но ещё нет отрасли дальних междугородних и межрегиональных автомобильных грузоперевозок в режиме «от двери до двери», вследствие чего железные дороги пока ещё являются основным видом междугороднего и межрегионального транспорта, а их подъездные пути заходят на территорию всех сколь-нибудь больших промышленных предприятий; с наиболее важных магистралей паровозы уже вытеснены «дизель-электровозами», а скорость движения по ним поездов доходит до 100 и более км/час[6]; есть гражданская авиация и сеть аэродромов по всей стране; достаточно широко распространено радиовещание; телевидение уже появилось, телевещание ведётся, но оно ещё не широко распространено; в городах есть химчистки, кафе и рестораны, театры, кинотеатры, концертные залы; в реальной истории США эпоха массового строительства железных дорог началась в конце 1850-х гг., а между тем двое из персонажей романа — уже правнуки основателя одной из крупнейших железнодорожных компаний, то есть они — четвёртое поколение семьи, владеющей фирмой) действие романа, хоть и писался он в 1942—1957 гг., происходит на самом деле где-то примерно в начал 30-х, но при этом никоим образом не упоминается ни гражданская война, ни Первая Мировая со всеми вытекающими её последствиями, ни Октябрьская революция (да и вообще о самом существовании Российской Империи либо СССР — ни слова, ни малейшего намёка: видимо, последствия застарелой психотравмы у авторки от эмиграции), неясна также судьба населявших когда-то американский континент индейцев, негров, евреев и итальянской мафии будто бы тоже нет, Великой Депрессии — тоже, ну а уж о масонах мы вообще не говорим; доводящие в считанные дни до ручки свои страны зловещие вредители-«социалисты» уже успели прийти к власти в Мексике, Франции, Норвегии, Великобритании, Португалии, Турции, Китае, Индии, Греции, а под конец романа — ещё и в Чили и Аргентине; при этом отдельные «мега-гении» умудряются изобретать технологии, лежащие ну уж совсем далеко за порогом технологического развития, которого способно достичь общество на такой исторической фазе — вроде «генератора Голта», способного добывать энергию из статического электричества атмосферы (это-то как раз исторично, в те времена, а точнее чуточку пораньше, такие штуки были модными, вот только как оказалось — дорогими, неэффективными и опасными).
- Внезапно Фаддей Булгарин, «Славяне или Освобождение Арконы» (1830). Доблестные новгородские витязи помогают рюгенским славянам (ИРЛ фанатичным язычникам) отбить датское нашествие, и те в благодарность радостно принимают православие, возводя на месте храма Свентовита очередной собор св. Софии.
См. также
Примечания
- ↑ В смысле, пошёл под немецкий, а не под греческий епископат, потому что раскола на «православных» и «католиков» тогда ещё не было, а когда он произойдёт, то и в РИ на Руси встанет вопрос, чью сторону занять, остававшийся актуальным отчасти ещё в XII веке.
- ↑ Бездарно проигранная битва, при которой русские войска двукратно превосходили монгольские, даже без учёта половецких союзников (среди которых был тесть одного из русских князей со своими родственниками).
- ↑ Следует заметить, что в истории было много случаев, когда непримиримые враги откладывали в сторону свои разборки для того чтобы набить рожу тому кто задрал их обоих. А после победы замес продолжался
- ↑ Которые при этом работают на невозможном цикле Карно.
- ↑ в то время как в реальности США получили в Канаде по шаловливым ручонкам
- ↑ исторически паровозы гоняли куда быстрее, вот только им запретили разгоняться свыше 120 км/ч