Не в ладах с психологией

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Hollywood Psych. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Emblem-important.png Во избежание срачей в статье рассматривается только деятельность психологов и тех, кто себя к ним причисляет.
«

Девушка начиталась книг по психологии и советует по телефону подруге:
– «Если не можешь изменить ситуацию — измени своё отношение к ней»... угу... ага... ну тогда табуреткой его ударь по спине

»
— Анекдот


Как определить, что автор/психолог не в ладах с предметом?

Примечание: пункты отсортированы от наиболее явных к более спорным и неоднозначным.

Ещё раз, кто ты?

Психолог, психотерапевт, психиатр — что объединяет этих людей? Корень «псих», очевидно же! То, что некоторые авторы путают и смешивают эти специальности.

NB: Как и везде, важно учитывать, что это прям авторское. Если специальности путает мимокрокодил, то к тропу его приписывать не надо. Увы, но в нашей реальности далеко не каждый пропитой алкаш является человеком эпохи Возрождения.

Как отличить[1]
Показатель\Кто Психолог Психотерапевт Психиатр
Образование Необязательно[2] Обязательно Обязательно
Лицензия Нет Да[3] Да
Кого «мозгоправит» Здоровых людей, у которых стресс, личные проблемы и т. п. Людей с неврозами, депрессиями и пр. Людей с шизофренией, биполяркой, зависимостями и пр.
Врач Нет Да Да
Назначение лекарств Нет Да Да
Как лечит Разговорами Разговорами
и/или медикаментами
Медикаментами

Непонятые методы

У психологов и ко есть множество методов для помощи страждущим:

  • Гештальт-терапия.
  • Транзактный анализ.
  • Телесно-ориентированная терапия.
  • Дополнить список.

Если же психолог применяет что-то своё, то это уже повод задуматься, а не отнести ли произведение к данному тропу…

Самому психологу не помещает психолог или кто-то пожёстче

У психолога могут быть свои тараканы в голове (а в психологию люди без проблем, как правило, не идут). Вот, поэтому перед практикой психолог должен сам пройти личную терапию. В России, например, требование не является официальным (пока?), но некоторые центры требуют прохождение сабжа перед приёмом на работу. Это и профессионализм улучшает и позволяет личные проблемы проработать, дабы новоявленный психолог не решал свои траблы за счет клиента, и пр.

А ещё есть супервизия — когда психолог разбирает с более опытным коллегой сложности своей работы.

В общем, если безумие заразно, то личку и супервизию можно считать профессиональной профилактикой.

Художественно выражаясь, сферически-вакуумный психолог загеноцидил своих внутренних тараканов и не против поделиться с вами своим опытом борьбы. В нашем же миру у психолога вероятнее всего будет свой табун тараканов, что на крыльях ветра умчатся вдаль к новым мозговым горизонтам несчастных клиентов.

Подъитогъ:

  • Если действие происходит в РФ, то этим пунктом можно пренебречь, ибо открыть свой кабинет может почти что любой.
  • Если действие происходит в других странах, то надо сверяться с профстандартами, иначе привет тропу Автор пишет про свою страну.

Этический кодекс

У психологов есть свой кодекс поведения как у ведьмаков.

Чего же должен придерживаться практикующий психолог, дабы коллеги по цеху не кричали ему «он опорочил нас, насмехайтесь над ним»?

  • Конфиденциальность — разговор клиента и психолога это личное. Психолог не должен делиться этим с кем-то.
  • Уважение — гнобить клиента за болячки, ориентацию, политические взгляды и пр. не допускается.
  • Дистанция — выходить за рамки отношений «клиент-психолог» крайне не рекомендуется (то есть нельзя трахаться, дружить и пр.). С вероятностью в 95 % это «сломает» терапию.
  • Автономность — нельзя давать советы и подталкивать клиента к каким-то определенным действиям. То есть, можно очертить круг проблемы и показать возможные пути её решения, но прямые советы под полным запретом. Почему? Причин несколько:
    • В психологии нет универсальных формул решения проблемы. То, что поможет одному человеку, другому сделает только хуже.
    • Клиент это взрослая сложившаяся личность, способная на самостоятельное принятие решения, а прямой совет даётся с позиции вышестоящего, что является очень грубым вторжением в личное пространство и обесценивает те решения, которые клиент принимал сам.
    • И отсюда прямо вытекает третий момент: инфантилизация клиента. Переложить решение своих проблем на кого-то другого, более умного и опытного, это очень заманчиво, и слушая советы клиент сам добровольно занимает позицию чада неразумного, за которого всё сделает заботливая мама-психолог, а ему даже напрягаться не надо. Но психолог в принципе не может постоянно находиться рядом с клиентом, так что в итоге это приведёт к ещё бо́льшим проблемам чем те, с которыми клиент пришёл изначально.
  • Дополнить список.

NB: Следует учитывать, что это один из «авторских» признаков. Автор вполне себе может быть в ладах с психологией, когда описывает психолога, что не соблюдает кодекс. Ну, знаете ли, психолог тут молодой специалист или чхать он хотел на кодекс в силу каких-то причин. С другой стороны, если автор позиционирует психолога как труъ-специалиста, а он вообще не в курсах про этический кодекс, то это уже наш троп.

Подвиды психологов в искусстве

  • Психолог-соблазнитель — роман с клиентом это нарушение кодекса… но некоторые авторы на это кладут болт, ради сюжета. В реальности встречается крайне редко, но бывает.
  • Злой мозгоправ — вот кто-кто, а вот он полностью в ладах с психологией, только чхать он хотел вообще на этот ваш профессиональный кодекс. Свести клиента с ума? Внушить ложные воспоминания? Подтолкнуть на преступления? Женить на себе безутешную вдову? Это всё к нему.
  • Психологи не знают про маскарад — как правило, для всяких вампиров, инопланетян, демонов и прочих обитателей маскарада нет своих психологов. Поэтому сия братия идёт к обычным душеведам, которые про маскарад не в курсе.

Это интересно

Спорные методыТропы вокруг да околоКогнитивные искажения

Психология очень молода, поэтому накопилось много весьма спорных идей. То есть, в практике они могут применяться, но считаются ненадежными. Та же шутка, что Х означает член представляет собой педалированную версию данного явления.

Критикуемые методы/подходы/тесты и пр.:

  • Типология Юнга.
  • Тест Роршаха.

Устаревшие/несостоятельные методы/теории и пр.:

  • Триединый мозг (рептильный мозг, лимбическая система, неокортекс) – теория развития мозга из 1960-х годов. В 1990-х признана несостоятельной. Апелляция к этой теории в психологии некорректна[4].

Примеры

Кино

  • «Бэтмен: Начало» — пополам с тропом и так сойдёт. доктор Крейн объясняет безумие Фальконе (которое сам же вызвал своим газом) его фокусировкой на Пугале – одном из архетипов Юнга. Только вот, у Юнга нет такого архетипа. Если даже опустить, что идея Юнга критиковались ещё при его жизни, не говоря уж про 21 век, то нельзя ли было б подобрать что-то непосредственно из Юнга? Шута, Искателя, например?
  • «Маска» ― скорее внутримировой пример. Стэнли спрашивает доктора Ньюмена, идти ли ему на свидание с Кристиной лично или в маске. К этому моменту зритель знает, что в маске Стэнли ведет себя более уверенно, и Ньюмен сразу советует ему идти лично, но с качествами маски. Психолог в таком случае начал бы разбираться в причинах изменения в поведения Стэнли (особенно если учесть, что в настоящую причину он не верит). В итоге, консультация не помогает герою ― на свидании он так и остается неуверенным в себе и надевает маску почти в самом начале.
  • «Управление гневом» — все проблемы персонажа Адама Сэндлера сведены к недостаточной уверенности в себе, которую предлагается исправлять антисоциальным поведением.

Телесериалы

  • «Папины дочки» — психолог Васнецов собственной персоной. Окей, можно забить на то, что от него ушла жена. Допустим профдермация, но всё остальное…
Нарушение этических принципов: обсуждение пациентов, подбивание клиньев к пациентке.
Непонятные методы: «детотерапия» (по сути спихнул на своих дочек на пациентку и да нарушение принципов).
Просто не воспринял предложение своего друга Антонова пройти личную терапию. Мол, зачем мне будучи психологом идти к психологу?
  • Впрочем, не исключено, что авторами это всё сделано специально. Та же секретарша Тамара при случае говорит, что ей нужен «нормальный психолог», а не Васнецов. Может он просто хреновый (не)спец, который диплом в переходе купил?
  • Там же когда Людмила попробовала занять место мужа на этом поприще, у неё попросили лицензию. Лицензию. У психолога. В России. Где данная деятельность не лицензируется.
  • Триггер — главный герой использует в своей работе «метод провокационной терапии». Только вот сей метод не имеет ничего общего с реальностью.
  • Псих — заглавный психолог/психотерапевт (авторы так и не определились кто он, блин, такой) использует неизвестные науке методы работы и далеко не только это.
  • Медиатор — не совсем в тему, но… цитата из сериала «Если нет образования и опыта — то можешь работать психотерапевтом». Мед. образование, не?
    • Конкретно с этим моментом субверсия. Сериал вышел в апреле 2021 года. В сентябре 2021 года психотерапия стала нелицензируемой. То есть да, психотерапию мог вести любой. Правда, власти поняли, что получилась фигня и с 1 марта 2023 года вернули всё обратно. Получается цитата была актуальна почти полгода.
  • «Обмани меня», весь построенный на поиске лжецов с помощью микровыражений. К чести создателей, герои-детективы используют свой метод лишь для изобличения причастных лиц, и никогда не используют его результаты как доказательство в суде. Тем не менее, в реальной жизни повторить такую эффективность применения их метода невозможно.

Чем занимается психология

Согласно приказу Минобрнауки о стандартах высшего психологического образования психолог должен демонстрировать следующие компетенции (помимо общих):

  • Способен выбирать адекватные, надежные и валидные методы количественной и качественной психологической оценки, организовывать сбор данных для решения задач психодиагностики в заданной области исследований и практики
  • Способен использовать основные формы психологической помощи для решения конкретной проблемы отдельных лиц, групп населения и (или) организаций, в том числе лицам с ограниченными возможностями здоровья и при организации инклюзивного образования.
  • Способен выполнять организационную и техническую работу в реализации конкретных мероприятий профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера
  • Способен оценивать и удовлетворять потребности и запросы целевой аудитории для стимулирования интереса к психологическим знаниям, практике и услугам

Если психолог не выполняет хотя бы одну из этих компетенций, он считается профнепригодным. Помните об этом, когда в произведении появляется персонаж с соответствующим образованием.

Соответственно, пока что, на современном уровне развития психологической науки, задачи психолога-практика сводятся к психологической помощи (то есть, помощи в разрешении трудностей в отношениях с другими людьми, сглаживанию последствий психологических травм и тому подобное) и психологической оценке (то есть, определению личностных качеств человека ― чаще всего обычные люди с этим сталкиваются на собеседованиях при приеме на работу).

При этом, психология (пока?) не может, например:

  • Предсказывать поведение людей со 100 % гарантией. Психодиагностика, владеть которой, как написано выше, психологи должны, не дает гарантированного результата. То есть, можно определить, какой человек лучше подходит для какой должности, какой метод психологической помощи для него использовать. Как конкретный человек отреагирует на конкретную ситуацию ― пока предсказать нельзя. Соответственно, если в произведении, например, персонаж неожиданно легко переживает травмирующее событие, неожиданно легко приспосабливается к новой обстановке, это не значит, что автор не в ладах с психологией, так как знание психологии не помогло бы ему определить, какая скорость считалась бы оптимальной в таком случае ― ведь этот вопрос еще не изучен наукой достаточно хорошо.
  • Безошибочно отличать правду от лжи. Использование гипноза, полиграфа или языка тела не дает достаточных результатов. Пока что идеального способа просто не существует.
  • Стопроцентно изменять поведение и убеждения людей. Если бы такие процессы были бы достаточно хорошо изучены, не было бы ни диссидентов, ни преступников-рецидивистов. Безусловно, в пропаганде и в образовании используются психологические методы, но если, например, персонаж произведения не поверил пропаганде, не изменил убеждения в конце сюжета, или наоборот, изменил неубедительно быстро ― дело также не в незнании автором психологии, а лишь в его убедительности как творца.
  • Также психолог не может решать за вас, какое жизненное решение вы должны принять. Если автор описывает такого психолога, который советует клиенту немедленно разводиться и уезжать в ссылку на острова, а потом подает это как квалифицированную психологическую помощь ― автор точно не в ладах с психологией.

Отдельные разновидности

Психиатрия (на стыке с медициной)

  • Аутизм часто преподносят как наличие уникального внутреннего мира с обязательной гениальностью. Реальные аутисты, у которых отставание в социальном развитии, которые не привязываются к людям, вместо людей привязываются к вещам, а синдром саванта среди них очень редок, далеки от романтического образа «не таких, как все». Интересно, что, по опыту школьных учителей, аутисты, попадающие в школу, постепенно социализируются — например, мальчики-аутисты в пубертате начинают весьма споро бегать за девочками и ухаживать за ними, ничуть не отставая в этом от обычных детей (и в то же время оставаясь отстающими в учёбе и неловкими в спорте). А учителя в спортивных школах могут добавить, что и в спорте они могут добиться успеха — но чаще всего только в том спорте, который требует усидчивости и спокойных постепенных усилий (пауэрлифтинг или шахматы). Но всё это требует активного участия родителей в жизни ребёнка — а именно этого, к сожалению, нередко не хватает…
  • Путаница клинической депрессии с обычной подавленностью. Частью в этом виноваты ложные друзья переводчика (на английском «подавленный» — это именно depressed), частью — вполне реальные синдзи, стремящиеся своё нытьё уныние по жизни объявить именно этой самой.
    • Настоящей депрессии, конечно, вообще не бывает, ты просто нытик. Нарушение вывода мочевины из мышц, известное как подагрический артрит — это заболевание. А вот нарушение обмена сератонина и дофамина — это от лукавого.
  • Голливудская шизофрения.
  • Синдром Болванщика.
  • Житель Страны Эльфов.

Лженаука и поп-психология

  • Вся концепция «позитивного мышления». Реальные жизненные проблемы, связанные порой с ответственностью за других людей и с твёрдыми убеждениями и установками, должны решаться не серьёзной работой над собой и решением проблем в реальности, а банальным настроем на то, что всё обязательно хорошо. Хотя реальность нисколько не меняется от того, что человек всегда на позитиве и отрицает любой негатив в своей жизни. На самом деле реальность-то, положим, не меняется, но мозг, зараза такая, любит и умеет отфильтровывать те сигналы, которые в его заранее заданную картину мира не вписываются, а на тех, которые её подтверждают — зацикливаться. В исходном смысле «позитивное мышление» означало не то, что нужно тупо радоваться вместо того, чтобы впахивать, а то, что впахивать с радостным настроем в принципе эффективнее, чем с унылым. Но потом в тему вцепились деляги и шизотерики и всё опошлили.
Но не путайте «позитивное мышление» с оптимизмом. Вечный оптимист не обязан всегда быть в хорошем, позитивном, настроении! Оптимизм означает настроенность на решение проблем, надежду на лучшее. А если вечный пессимист настроен на то, что ничего не получится, то, скорее всего, действительно так и будет: он просто не захочет решать проблему. Так что оптимизм помогает изменить реальность в лучшую сторону, а «позитивное мышление» — нет (вспомните «прожекты» Манилова у Гоголя).
  • Определение эмоций по микровыражениям и «языку тела». Как уже было сказано выше, никогда не давало достаточной эффективности.
  • Соционика, астрология, учение о четырех темпераментах и другие попытки классификации личностей человека, не основанные на экспериментальных исследованиях.
  • Психосоматика. Да, если бы она совсем не работала, не наблюдалось бы «эффекта плацебо». Однако, объяснять все болезни проблемами психики нельзя.
  • Гипноз. Раньше к нему относились как к волшебству, которое может превращать людей в буквальных зомби. В современных произведениях даже пародийное использование гипноза таким образом увидеть тяжело.

Некоторые практические наблюдения

Вообще ситуация с психологией в этом разделе чем-то схожа с тропом «Кино и немцы». Штрафбаты в Красной армии были, предательства были, различные эксцессы тоже были, но крайне редко. А сколько всего этого в низкокачественном постсоветском кино «про войну»? Когда частота демонстрации этих явление преодолевает определённую границу подавления недоверия, количество переходит в качество, и систематическое появление одного и того же исключительного случая во множестве разных произведений порождает троп.

Детская и юношеская психология

  • Распространённое мнение, будто все дети до пубертата поголовно маленькие ангелы, и только с возрастом они портятся. А потому нежную и ранимую детскую психику надо обязательно оберегать от любого горя и любых ужасов реального мира. Знают ли те, кто чуть ли не культивируют нежную детскую психику, о детской жестокости? Банально о том, что дети разные бывают? Формирование характера в 3-4 года, влияние примера родителей и их воспитания, и разные темпераменты и характеры — всё это формирует совсем разных детей, к каждому из которых нужен свой подход к воспитанию.
    • На самом деле: Детская психология изучена довольно хорошо. Если говорить в целом, то дети обычно весьма умны (умнее, чем считают их взрослые) и тонко чувствуют эмоции, а также умеют влиять на родителей и друзей. От взрослых их отличают, прежде всего, почти полное отсутствие опыта и, как следствие, почти абсолютная самоуверенность и «целостность» характера в тех вещах, которые им известны (и кажутся известными)… одновременно с постоянными сомнениями и неуверенностью во всём, что им непонятно (и выражают эту неуверенность они часто капризами, криками и ссорами). Но это касается далеко не всех: как верно сказано выше, у каждого ребёнка свой характер.

Убеждения и взгляды на мир

  • Убеждённый в какой-то идеологии, с детства в её идеалах воспитывавшийся, может сменить свои взгляды всего за минуту. Фанатик может сразу же разувериться в религии, в которую он верил всю жизнь, если только привести логический довод. И вообще, убеждения могут без следа и следствий испариться.
    • Нарутотерапия. И возможность измениться всего за одну проникновенную речь, как бы сильно в своих идеях злодей ни был убеждён. Прописывать долгий путь переосмысления, обдумывания происходящего, после которых и возникнет сомнение в своих психологических установках, всё-таки гораздо труднее.
    • На самом деле: такое в принципе возможно, но как раз не в том случае, когда для пациента значимы логические доводы, а в том, когда ему понятнее эмоциональные. Другое дело, что оно возможно далеко не один раз

Психология общества (на стыке с социологией)

  • Военные и иные представители силовых структур наделены характерами простых обывателей. Происходит в армии всё, как в офисе или среди компании подростков, а вовсе не обученных и дисциплинированных профессионалов, выполняющих боевую миссию. Психология солдата, привыкшего к постоянной угрозе смерти, ответственности за жизни гражданских, дисциплине и субординации, постоянным тренировкам, автору не знакома. Как и надобность в долгой и целенаправленной адаптации к мирной жизни после войны.
    • Кроме того, не в ладах с психологией тот автор, который забывает о таком явлении, как профдеформация (когда профессия настолько влияет на работника, что он начинает везде использовать свои профессиональные навыки). Профдеформация в слабой форме встречается у всех, начиная от школьников.
  • На образ мышления средневекового крестьянина или первобытного дикаря, проецируется образ мышления современного человека. Не совсем аутентично уровню развития общества дети в них могут быть наделены характерами современных детей и подростков с частой избалованностью и неприспособленностью к условиям выживания. А про общинность можно и позабыть.
    • На самом деле: ведь уровень развития обществ отличается далеко не только технологиями. Первобытно-общинное общество отличается ещё и укладом жизни. В отсутствие нормальной медицины и куда меньшими комфортом и безопасностью самым важным приоритетом становится выживание всего рода. Потому и естественный коллективизм в таких обществах существует как должное. Авторитет старших (долго прожил и выжил в таких условиях ― значит, много знает и адаптирован к такой жизни) непререкаем. Среди младших инициация (взросление) проходит намного раньше, лет в 13-15, и их с детства обучают охоте, собирательству и домашним работам. Такой уклад жизни способен не меняться на протяжении сотен тысяч лет. И наконец — в традиционном обществе магическое мышление практически безальтернативно, ибо выстраивать связь причины и следствия мозг уже умеет, а вот докопаться до причин, чтобы из них прийти к верным следствиям, а не как всегда, ресурсов пока маловато.
  • Аристократия из фольги.
  • Профессиональные солдаты, радостно и бесстрашно бросающиеся на строй, ощетинившийся копьями, как ролевики с тяжёлой формой маклаудства. Для любителей таких зрелищных кадров есть плохие новости — люди чисто инстинктивно за свою жизнь беспокоятся, особенно если для них война — это работа, и те же баталии пикинёров сближались очень медленно, мелкими шажками, тыкая оружием сильно впереди себя. Бойцы, вооружённые чем-то другим, сначала отклонят копьё в сторону (или разрубят, если оружие позволяет), а уже потом сократят дистанцию.
    • Не говоря про то, что сохранять строй, переходя на бег, вообще намного сложнее, потому что все два миллиона лет назад человечество жило группами по 20-30 человек, занималось охотой, причём на стадных животных крупнее и тяжелее себя, которых останавливать бесполезно, и потому эволюция от такого отучивала. Чтобы просто идти в шаг с остальными, мозгу каждого отдельного бойца приходится тратить дополнительные усилия на координацию действий с остальными, пока не выработается привычка. А теперь помножьте сложность задачи в пять раз — и бежать, сохраняя строй, и не налететь на опасное препятствие, и самому нанести результативный удар по противнику, и держать в голове приказ. Атаковать вражеское построение бегом, сохранив своё — это скилл, требующий крайне долгой муштры и не прощающий ошибок. И два плотных пехотных построения будут сокращать последние метры шагом что в Античности, что в эпоху линейной тактики.

Криминал

Примеры

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Общее

  • Любой картонный персонаж по определению. Думаю, не стоит расписывать психологическую достоверность плоских и плохо прописанных персонажей авторов, не умеющих их писать.
  • Одна из причин, почему не удаётся показать героя, заявленного, как умный, действительно умным, как раз в отсутствии представления о том, как мыслят реальные гениальные умы.
  • Обратная крайность: произошедшие события ничего в персонаже не изменили и никак на нём не отразились.
  • В фантастике зачастую автор не представляет, как повлияла бы на современных людей тотальная ломка представлений о мире. Встреча с инопланетянином или другим мистическим существом воспринимается просто как приключение, а в реальности (при условии враждебности или очень жуткого внешнего вида этого «гостя») стала бы огромным стрессом, после которого человеку понадобится мед. помощь.
  • Пересекается с не в ладах с историей. Персонажи из другой эпохи мыслят, как современные.

Литература

  • Метро 2033. Философская сцена разговора бывшего фанатика о надобности человека в боге. Пусть и не претендующая на реализм, так как навряд ли убеждённый фанатик так быстро бы сменил свои религиозные взгляды.

Фанфики

  • Гарри Поттер и методы рационального мышления:
    • Попробуйте как нибудь для интереса повторить приём, который Малфой использует в седьмой главе: разговаривая с незнакомым человеком, расскажите ему что-то смущающе-личное, после чего предложите ему рассказать такое же в ответ, прямо говоря, что такой обмен сделает вас близкими друзьями. Даже странно, что Юдковский не попытался в этой же главе опровергнуть действенность такого подхода, сославшись на какой-нибудь эксперимент.
    • Неверное описание эксперимента «Робберс Кейв». Гарри описывает его, как состоящий из двух фаз, на первой из которых подопытных поделили на две группы, из-за чего у них начала появляться групповая идентичность (название, локальные стереотипы и т. п.) и враждебность друг к другу. На второй же группы пытались помирить. Из этого Гарри делает вывод, что для возникновения враждебности достаточно одного лишь факта разделения. Вот только на самом деле описанные события проходили в три фазы: на первой выработали групповую идентичность, на второй спровоцировали конфликт, на третей пытались помирить. Само собой, выводу просто неоткуда было взяться.

Кино

  • «Расплата» 2016-го года — протагонист-аутист в нём представлен как этакий андроид из плоти и крови, настолько гениальный, что и бухгалтер из него первоклассный, и математик он отличный, и снайпер он меткий. Вот только поведение и общение у него вовсе не настоящего аутиста, а в общем-то вполне обычного человека без проблем с коммуникацией. Разве что он немногословен и всегда спокоен.
    • Это у человека то, у которого настолько жёсткий ОКР, что если он не заканчивает поставленную ему математическую задачу — мозг впадает в ступор а бедолага в истерику?
  • «Непосредственно Каха: Другой фильм» — знают его за сцену изнасилования, которую подавали как комедийный элемент. Неприемлемость посыла «женщина-шлюха сама ходит распутная, а отец не смог её нормально воспитать» понятны по очевидным причинам. Тут стоит обратить внимание: по фильму, после изнасилования не происходит болезненной травмы от надругательства над собой, не происходит пост-травматического стрессового расстройства. Не идёт речи о психологической помощи, о долгой терапии и адаптации после случившегося. Изнасилованная девушка чувствует себя нормально, как будто ничего и не было.
  • Звёздные Войны, сиквельная трилогия. Финн заявлен как бывший солдат Первого Ордена, с детства тренировавшийся в армии. Но адаптацию всю жизнь знавшего только войну воина к мирной жизни толком не показали. Никаких армейских привычек, которые изживаются не за один день, Финн не демонстрирует. И да, он уже ведёт себя, как мирный гражданский, с частыми воплями, эмоциональными реакциями по любому удивительному явлению, что на прожжённого вояку нисколько не похоже.
  • «Чужой: Завет» — несмотря на то, что это один из немногих фильмов, где ясно показали последствия контакта с инопланетной заразой и пребывания пусть и на кислородной, но не изученной планете, без скафандра и защиты, более умным это сюжет не делает. Казалось бы серьёзные учёные и колонисты не демонстрируют подготовку ко всем опасностям планеты, а ведут себя аналогично подросткам из плохого слэшера. Вместе с тем, поведением они куда больше похожи на простых туристов, приехавших устраивать пикник, а вовсе не исследователей, пришедших на важную миссию.
  • «Дитя робота» — искусственный интеллект с самого младенчества растил девочку, как свою дочь, и большую часть фильма достоверно показан образ мышления девочки, что выросла в захваченных ИИ лабораториях, не знала жизни до пост-апокалипсиса, а единственный родной и близкий человек — это машина, чьё мышление отличается от человеческого. Но переосмысление жизни и бунт против матери после раскрытия подробностей местного мира происходят слишком скоротечно для девочки, с детства ничего, кроме этих помещений, морально-этических тестов и миссии по возрождению человечества не знавшей.
  • «Властелин колец: Две крепости» — строй эльфийских воинов со столетиями боевой подготовки и двуручными мечами бросаются на строй пикинёров с разбега, даже не думая отклонять оружие в сторону, а несколько галадримов налетают на эти копья. Интересно, что несколько менее тренированный Арагорн делает всё по науке и первым ударом отклоняет пики в сторону.
  • «Знаки» — ветеринар при встрече с глав.героем говорит какие-то общие слова, объясняет, как случайно сбил его жену несколько лет назад. И только потом перед отъездом из города сообщает, что… только что встретил у себя дома пришельца. Сообщает довольно будничным тоном. Даже тяжелый аутист не отнесся бы так спокойно к главному потрясению в своей жизни и в истории человечества.
  • «Заложница 2» — у Ким (заложницы из первого фильма) ни малейшего ПТСР, живет и радуется.

Мультфильмы

  • «Я краснею». Представлена авторитарная семья, где мать как местный гуру, которой все обязаны повиноваться, и весьма жёсткие условия, в которых живёт дочь семейства. После произошедших событий столь жёсткая мать довольно легко смягчается и добреет. В реальности практика показывает, что люди с таким авторитарным укладом личности редко когда меняются.
    • Не этот троп, а басня, снятая специально для таких людей, чтобы побудить их к этому самому «редко когда». То же касается и большинства похожих сюжетов, от «Русалочки» до «Храброй сердцем».

Видеоигры

  • Disco Elysium ― Гарри перед пробуждениями ото сна общается с рептильным мозгом и лимбической системой, которые предостерегают его от чего-то. Однако, концепция «триединого мозга» была устаревшей уже на момент выхода игры в 2019 году. Впрочем, устарела она прежде всего в той части, которая описывает связь трёх систем со строением и эволюцией мозга, а сами термины всё ещё используются как раз в психологии. И вообще, игра воображения может быть основана хоть на устаревшей теории, хоть на чём.

Примечания

  1. Данные приведены относительно РФ
  2. При устройстве в госконтору обязательно.
  3. С 09.2021 по 03.2022 лицензия не требовалась.
  4. Разумеется, если действие не происходит в указанный выше промежуток или используется не-специалистами