Лавкрафт писал правду!: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Строка 1: Строка 1:
{{Вкратце|В художественном произведении реального известного автора делают участником описываемых им невероятных событий}}
{{Вкратце|В художественном произведении реального известного автора делают участником описываемых им невероятных событий}}
[[Файл:ГОГОЛЬ.jpg|thumb|right|Всё, хватит с меня вашей жуткой Диканьки! Отныне пишу о [[ревизор]]ах и скупщиках [[Мёртвые души|мёртвых душ!]]]]
[[Файл:ГОГОЛЬ.jpg|thumb|right|[[Гоголь (сериал)|Всё, хватит с меня вашей жуткой Диканьки!]] Отныне пишу о [[ревизор]]ах и скупщиках [[Мёртвые души|мёртвых душ!]]]]


{{Цитата|И среди сотен тысяч откликов на роман, запомнились мне около десятка, написанных разными людьми, но содержащих примерно одно: «уважаемый Юрий Дмитриевич, вы обозначаете свой роман как фантастический, но ведь в нем нет никакой фантастики! в нем самая реальная, даже сверхреальная действительность!» Что я могу ответить на это? Они правы.
{{Цитата|И среди сотен тысяч откликов на роман, запомнились мне около десятка, написанных разными людьми, но содержащих примерно одно: «уважаемый Юрий Дмитриевич, вы обозначаете свой роман как фантастический, но ведь в нем нет никакой фантастики! в нем самая реальная, даже сверхреальная действительность!» Что я могу ответить на это? Они правы.
Строка 7: Строка 7:
Общепринято считать, что лучше всего писатель пишет о тех вещах, которые известны ему по личному опыту. Ну, разве что с добавлением изрядной порции художественного вымысла, если речь идет об авторе, пишущем в жанре фантастики, фэнтези, сказки или (слава тебе Господи!) хоррора. Но… если на минутку представить… если довести идею до абсурдного, но все же логического завершения… Может, он всё это видел и пережил НА САМОМ ДЕЛЕ!
Общепринято считать, что лучше всего писатель пишет о тех вещах, которые известны ему по личному опыту. Ну, разве что с добавлением изрядной порции художественного вымысла, если речь идет об авторе, пишущем в жанре фантастики, фэнтези, сказки или (слава тебе Господи!) хоррора. Но… если на минутку представить… если довести идею до абсурдного, но все же логического завершения… Может, он всё это видел и пережил НА САМОМ ДЕЛЕ!


На основании этой идеи современные авторы (чаще всего киношники) делают реальную творческую личность героем фантастического или приключенческого сюжета, прямо сталкивая оную с порождениями её же фантазии; зачастую они подаются не как её порождения, а, напротив, как источники вдохновения. Конан Дойл в перерывах между кропанием рассказов о Шерлоке Холмсе лично ловит профессора Мориарти? Говард Лавкрафт прочёл сюжеты своих рассказов в [[Некрономикон]]е, после чего с риском для жизни скоммуниздил его у зловещих культистов? Гоголь расследует чертовщину в Сонной Лощи… э-э, простите, туманной Диканьке? Круто! Это вам не унылая биография из учебника литературы…
На основании этой идеи современные авторы (чаще всего киношники) делают реальную творческую личность героем фантастического или приключенческого сюжета, прямо сталкивая оную с порождениями её же фантазии; зачастую они подаются не как её порождения, а, напротив, как источники вдохновения. Конан Дойл в перерывах между кропанием рассказов о Шерлоке Холмсе лично ловит профессора Мориарти? Говард Лавкрафт прочёл сюжеты своих рассказов в [[Некрономикон]]е, который ему дали почитать зловещие культисты, после чего с риском для жизни скоммуниздил его? Гоголь расследует чертовщину в Сонной Лощи… э-э, простите, туманной Диканьке? Круто! Это вам не унылая биография из учебника литературы…


Неизвестно, вращаются ли авторы от таких выдумок во гробах, но те, у кого остались живые и агрессивные родственники, точно лежат спокойно. Так что в ближайшее время мы не увидим, как Толкин, отправившись прогуляться в ближайший лесок, встретил назгулов, и кабы энты не вступились — лишился бы головы…
Неизвестно, вращаются ли авторы от таких выдумок во гробах, но те, у кого остались живые и агрессивные родственники, точно лежат спокойно. Так что в ближайшее время мы не увидим, как Толкин, отправившись прогуляться в ближайший лесок, встретил назгулов, и кабы энты не вступились — лишился бы головы…
Строка 16: Строка 16:


== Примеры ==
== Примеры ==
=== Мета ===
Наверно, у любого более-менее успешного автора есть читатели, которые выскажутся в духе статьи. Например, досталось [[Рудазов]]у, Головачёву за его цикл «[[Запрещённая реальность]]» и пр.


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
Строка 35: Строка 38:
** А Гигер рисовал правду.
** А Гигер рисовал правду.
** Судя по тому, что эльфы в [[Метавселенная Рудазова|Метавселенной Рудазова]] разговаривают на квенья, у профессора Толкина тут тоже были какие-то свои источники…
** Судя по тому, что эльфы в [[Метавселенная Рудазова|Метавселенной Рудазова]] разговаривают на квенья, у профессора Толкина тут тоже были какие-то свои источники…
* Глушановский «[[Путь Демона]]» – аналогично. Толкин просто поговорил с эльфом и понеслась. Некоторых эльфов, кстати, творчество Толкина раздраждает.
* Андрей Уланов, Владимир Серебряков, «Найденный мир»: профессор Обручев, будущий автор «Плутонии» и «Земли Санникова», сам участвует в экспедиции к загадочному Разлому — месту, где геологическое прошлое Земли смыкается с настоящим. Правда, встретить ему там почему-то довелось совсем не те виды доисторических животных, о которых он рассказывал в своих книгах — все-таки палеонтология за сто лет ушла далеко вперед. А еще в этой экспедиции участвуют, помимо Обручева, и ряд других исторических лиц, в том числе капитан Колчак, будущий адмирал и «Верховный правитель России».
* Андрей Уланов, Владимир Серебряков, «Найденный мир»: профессор Обручев, будущий автор «Плутонии» и «Земли Санникова», сам участвует в экспедиции к загадочному Разлому — месту, где геологическое прошлое Земли смыкается с настоящим. Правда, встретить ему там почему-то довелось совсем не те виды доисторических животных, о которых он рассказывал в своих книгах — все-таки палеонтология за сто лет ушла далеко вперед. А еще в этой экспедиции участвуют, помимо Обручева, и ряд других исторических лиц, в том числе капитан Колчак, будущий адмирал и «Верховный правитель России».
* [[Макс Фрай]], «Лабиринты Ехо» — повествование ведётся от лица главного героя, Макса, а в конце цикла оказывается, что эти книги написаны им самим. Объясняется, что всё это хитрый план заставить прочитавших произведения Вершителей, чья воля имеет великую силу и коих на Земле как блох на бродячей собаке, желать чтобы Мир Стержня продолжать жить, позволяя таким образом ему не развалиться на части.
* [[Макс Фрай]], «Лабиринты Ехо» — повествование ведётся от лица главного героя, Макса, а в конце цикла оказывается, что эти книги написаны им самим. Объясняется, что всё это хитрый план заставить прочитавших произведения Вершителей, чья воля имеет великую силу и коих на Земле как блох на бродячей собаке, желать чтобы Мир Стержня продолжать жить, позволяя таким образом ему не развалиться на части.
* Андрей Белянин - в поздних произведениях вроде трилогии про Багдадского вора отождествляет себя с протагонистом "Меча без имени", благо тот тоже Андрей Олегович.
* Андрей Белянин в поздних произведениях вроде трилогии про Багдадского вора отождествляет себя с протагонистом «Меча без имени», благо тот тоже Андрей Олегович.


==== На других языках ====
==== На других языках ====
Строка 52: Строка 56:
* Теренс Уайт, «Король былого и грядущего» — перед своей последней битвой король Артур отсылает прочь мальчика-оруженосца, поручив ему донести до будущих поколений историю о нём и о его рыцарях. Мальчика звали Томас Мэлори — автор самого подробного собрания [[Артуриана|легенд о королем Артуре.]]
* Теренс Уайт, «Король былого и грядущего» — перед своей последней битвой король Артур отсылает прочь мальчика-оруженосца, поручив ему донести до будущих поколений историю о нём и о его рыцарях. Мальчика звали Томас Мэлори — автор самого подробного собрания [[Артуриана|легенд о королем Артуре.]]
* Анджей Сапковский, рассказ «Золотой полдень». Алиса Лидделл ненадолго впала в кому (высокая температура плюс спиртовой раствор опия), и Страну Чудес — на свой лад вполне реальную — посещала не «она сама целая», а её душа, пока тело лежало в отключке. Чарльзу Доджсону — будущему Льюису Кэрроллу — приходится вооружиться Вострым мечом (Vorpal Blade), отправиться за Чеширским Котом в ту же самую Страну Чудес и защитить там Алису, иначе она никогда не очнётся. В финальной сцене, когда Алиса благополучно очнулась, сам же Кот и поощряет мистера Доджсона заняться писательством.
* Анджей Сапковский, рассказ «Золотой полдень». Алиса Лидделл ненадолго впала в кому (высокая температура плюс спиртовой раствор опия), и Страну Чудес — на свой лад вполне реальную — посещала не «она сама целая», а её душа, пока тело лежало в отключке. Чарльзу Доджсону — будущему Льюису Кэрроллу — приходится вооружиться Вострым мечом (Vorpal Blade), отправиться за Чеширским Котом в ту же самую Страну Чудес и защитить там Алису, иначе она никогда не очнётся. В финальной сцене, когда Алиса благополучно очнулась, сам же Кот и поощряет мистера Доджсона заняться писательством.
* Т. Ридаль, А. Й. Казински, «Убийство русалки» — известно, что реальный Г.Х.Андерсен вел дневник с 1825 до самой смерти в 1875 г. Однако в 1834 г. он внезапно пропустил целых полгода, не дав никаких объяснений. В романе считается, что в этот период Г.Х.Андерсен, расследуя убийство проститутки, в котором обвиняли его, встретил мотивы произведений о русалочке, девочке со спичками и других сказок.


==== Сетевая ====
==== Сетевая ====
Строка 63: Строка 68:
* Российско-американский «Крысиные похороны по Брэму Стокеру» — ОКАЗЫВАЕТСЯ, молодой Стокер побывал в плену у племени поклоняющихся крысам амазонок и даже крутил роман с одной из них. А почему на основании этих воспоминаний написал совершенно неромантичный ужастик о [[Зловещий бродяга|кровожадных вонючих бомжах]] на гигантской помойке под Парижем — сие нам неведомо.
* Российско-американский «Крысиные похороны по Брэму Стокеру» — ОКАЗЫВАЕТСЯ, молодой Стокер побывал в плену у племени поклоняющихся крысам амазонок и даже крутил роман с одной из них. А почему на основании этих воспоминаний написал совершенно неромантичный ужастик о [[Зловещий бродяга|кровожадных вонючих бомжах]] на гигантской помойке под Парижем — сие нам неведомо.
* «Клуб монстров» — Рональд Четвинд-Хейс, оказывается, подслушал свои страшилки в означенном Клубе.
* «Клуб монстров» — Рональд Четвинд-Хейс, оказывается, подслушал свои страшилки в означенном Клубе.
* Трилогия «Гоголь: Начало», «Гоголь: Вий» и «Гоголь: Страшная месть».
* Трилогия «[[Гоголь (сериал)|Гоголь]]»: «Начало», «Вий» и «Страшная месть». Помимо кинотеатров демонстрировался по ТВ в качестве телесериала (собственно, изначально это всё как сериал и задумывалось). В телеверсию были добавлены две новые серии.
* «Ворон» — незадолго до смерти Эдгар По вынужден искать маньяка, воплощающего его рассказы в жизнь.
* «Ворон» — незадолго до смерти Эдгар По вынужден искать маньяка, воплощающего его рассказы в жизнь.
* «[[Фильмы Марка Захарова|Дом, который построил Свифт]]» — [[Путешествия Гулливера|великий сатирик]] живёт в окружении своих созданий… впрочем, это всего лишь нанятые актёры… но, хотя…
* «[[Фильмы Марка Захарова|Дом, который построил Свифт]]» — [[Путешествия Гулливера|великий сатирик]] живёт в окружении своих созданий… впрочем, это всего лишь нанятые актёры… но, хотя…
* «Эпоха за эпохой» («Путешествие в машине времени», Time After Time) по роману Карла Александра с Малькольмом Макдауэллом в роли [[Герберт Уэллс|Уэллса]] и Дэвидом Уорнером в роли Потрошителя.
* «Эпоха за эпохой» («Путешествие в машине времени», Time After Time) по роману Карла Александра с Малькольмом Макдауэллом в роли [[Герберт Уэллс|Уэллса]] и Дэвидом Уорнером в роли Потрошителя.
* «[[From Dusk Till Dawn|От заката до рассвета]]-3: Дочь палача» — писатель Амброз Бирс, оказывается, обладал очень бурной биографией, в частности ему довелось сразиться с вампирами внутри старой индейской пирамиды.
* «[[From Dusk Till Dawn|От заката до рассвета]]-3: Дочь палача» — писатель Амброз Бирс, оказывается, обладал очень бурной биографией, в частности ему довелось сразиться с вампирами внутри старой индейской пирамиды.
* Фильм «Ужастики» по мотивам одноимённой серии ужастиков, где [[Р. Л. Стайн]]у таки пришлось лично столкнуться с чудищами, которых он напридумывал.
* Фильм «Ужастики» по мотивам одноимённой серии ужастиков, где [[Р. Л. Стайн]]у таки пришлось лично столкнуться с чудищами, которых он напридумывал.
* «Джон Картер» — здесь писатель Эдгар Райс Берроуз является племянником Джона Картера.
* «Джон Картер» — здесь писатель Эдгар Райс Берроуз является племянником Джона Картера.
Строка 79: Строка 84:
** Мини-сериал «Фантастические миры Уэллса» (2001, The Infinite Worlds of H.G. Wells)
** Мини-сериал «Фантастические миры Уэллса» (2001, The Infinite Worlds of H.G. Wells)
** «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» — целых пять серий.
** «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» — целых пять серий.
* «[[Гоголь (сериал)|Гоголь]]» (который «Начало» и прочие). Да-да, изначально это был сериал. И четвертая часть его будет сериалом.
* «[[Сверхъестественное]]» — собственно, Говард Филлипс Лавкрафт входил в группу людей, которые пытались установить связь с потусторонним миром. И был убит одним из потусторонних чудовищ.
* «Сверхъестественное» — собственно, Говард Филлипс Лавкрафт входил в группу людей, которые пытались установить связь с потусторонним миром. И был убит одним из потусторонних чудовищ.
* «Мастера ужасов», эпизод «Чёрный кот» — оказывается, под влиянием зеленого змия Эдгар По самолично вырезал глаз коту, повесил его, зарубил свою обожаемую Вирджинию и замуровал тело в стену подвала. Не спешите возмущаться — все это произошло лишь в его горячечном видении, вызванном отчаянием из-за болезни жены. В конце он перерабатывает свою фантазию в рассказ и получает за него деньги, которые тратит на лечение супруги.
* «Мастера ужасов», эпизод «Чёрный кот» — оказывается, под влиянием зеленого змия Эдгар По самолично вырезал глаз коту, повесил его, зарубил свою обожаемую Вирджинию и замуровал тело в стену подвала. Не спешите возмущаться — все это произошло лишь в его горячечном видении, вызванном отчаянием из-за болезни жены. В конце он перерабатывает свою фантазию в рассказ и получает за него деньги, которые тратит на лечение супруги.
* Отечественный сериал «[[Sherlock Holmes|Шерлок Холмс]]» 2013 г. Холмс и Уотсон действительно живут в [[Файв-о-клок в тумане|викторианской Англии]], расследуют преступления, только Уотсон сильно приукрашивает реальные события, когда описывает их в книге. Кстати, издаются его литературные труды под псевдонимом (он не называется, но догадаться не трудно), который очень не понравился Холмсу.
* Отечественный сериал «[[Sherlock Holmes|Шерлок Холмс]]» 2013 г. Холмс и Уотсон действительно живут в [[Файв-о-клок в тумане|викторианской Англии]], расследуют преступления, только Уотсон сильно приукрашивает реальные события, когда описывает их в книге. Кстати, издаются его литературные труды под псевдонимом (он не называется, но догадаться не трудно), который очень не понравился Холмсу.
Строка 88: Строка 92:
=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Тараканище» (1963) по одноименному стихотворению Чуковского — в событиях участвует сам [[Чуковский]], нарисованный вполне узнаваемо. Ему рыдает в жилетку Гиппопотам, огорченный трусостью зверей, он приводит в чувство попадавших в обморок от вида Тараканища, а последние строки — «Вот была потом забота…» — он с усталым вздохом произносит уже из своей комнаты, явно намекая, что и в возвращении луны на небо поучаствовал.
* «Тараканище» (1963) по одноименному стихотворению Чуковского — в событиях участвует сам [[Чуковский]], нарисованный вполне узнаваемо. Ему рыдает в жилетку Гиппопотам, огорченный трусостью зверей, он приводит в чувство попадавших в обморок от вида Тараканища, а последние строки — «Вот была потом забота…» — он с усталым вздохом произносит уже из своей комнаты, явно намекая, что и в возвращении луны на небо поучаствовал.
** «Ваня и крокодил» (1984, кукольный, по мотивам "Крокодила") — скорее [[шоу внутри шоу]]: эту историю мультяшный Чуковский импровизирует, развлекая мающегося зубной болью сына.
** «Ваня и крокодил» (1984, кукольный, по мотивам «Крокодила») — скорее [[шоу внутри шоу]]: эту историю мультяшный Чуковский импровизирует, развлекая мающегося зубной болью сына.
** «Телефон» (1944) — тут Чуковский ещё и бегемота из болота вытаскивает.
** «Телефон» (1944) — тут Чуковский ещё и бегемота из болота вытаскивает.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Русалочка]]» — эпизод «Metal Fish». Некий мужчина, исследуя подводный мир на самодельной подводной лодке, терпит аварию и застревает на дне. Ариэль вместе с остальными морскими обитателями спасают ему жизнь. Впоследствии, под впечатлением о случившимся, мужчина пишет о русалочке сказку, которую с удовольствием слушают дети. Звали мужчину Ганс Христиан Андерсен.
* «Путешествия Жюля Верна» — молодой [[Жюль Верн]] путешествует вокруг света за 80 дней, к центру Земли, на Луну и т. д., а противостоит ему Капитан Немо. По сюжету, все это вдохновит его в будущем написать свои романы.
* «Путешествия Жюля Верна» — молодой [[Жюль Верн]] путешествует вокруг света за 80 дней, к центру Земли, на Луну и т. д., а противостоит ему Капитан Немо. По сюжету, все это вдохновит его в будущем написать свои романы.
* «Легенда о [[Тарзан]]е» — в одной из серий появляется Эдгар Райс Берроуз, который, познакомившись с главными героями, решает рассказать миру об их приключениях.
* «Легенда о [[Тарзан]]е» — в одной из серий появляется Эдгар Райс Берроуз, который, познакомившись с главными героями, решает рассказать миру об их приключениях.

Версия 17:39, 1 ноября 2022

Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
В художественном произведении реального известного автора делают участником описываемых им невероятных событий
« И среди сотен тысяч откликов на роман, запомнились мне около десятка, написанных разными людьми, но содержащих примерно одно: «уважаемый Юрий Дмитриевич, вы обозначаете свой роман как фантастический, но ведь в нем нет никакой фантастики! в нем самая реальная, даже сверхреальная действительность!» Что я могу ответить на это? Они правы.

»
— Ю. Петухов, послесловие к «Звёздной мести»

Общепринято считать, что лучше всего писатель пишет о тех вещах, которые известны ему по личному опыту. Ну, разве что с добавлением изрядной порции художественного вымысла, если речь идет об авторе, пишущем в жанре фантастики, фэнтези, сказки или (слава тебе Господи!) хоррора. Но… если на минутку представить… если довести идею до абсурдного, но все же логического завершения… Может, он всё это видел и пережил НА САМОМ ДЕЛЕ!

На основании этой идеи современные авторы (чаще всего киношники) делают реальную творческую личность героем фантастического или приключенческого сюжета, прямо сталкивая оную с порождениями её же фантазии; зачастую они подаются не как её порождения, а, напротив, как источники вдохновения. Конан Дойл в перерывах между кропанием рассказов о Шерлоке Холмсе лично ловит профессора Мориарти? Говард Лавкрафт прочёл сюжеты своих рассказов в Некрономиконе, который ему дали почитать зловещие культисты, после чего с риском для жизни скоммуниздил его? Гоголь расследует чертовщину в Сонной Лощи… э-э, простите, туманной Диканьке? Круто! Это вам не унылая биография из учебника литературы…

Неизвестно, вращаются ли авторы от таких выдумок во гробах, но те, у кого остались живые и агрессивные родственники, точно лежат спокойно. Так что в ближайшее время мы не увидим, как Толкин, отправившись прогуляться в ближайший лесок, встретил назгулов, и кабы энты не вступились — лишился бы головы…

  • Но вот в любительской короткометражке «Tolkien’s Road» происходит именно это. Разве что без энтов.

Не путать с одним из методов разрушения четвёртой стены, когда автор САМ делает себя героем своего произведения.

Примеры

Мета

Наверно, у любого более-менее успешного автора есть читатели, которые выскажутся в духе статьи. Например, досталось Рудазову, Головачёву за его цикл «Запрещённая реальность» и пр.

Театр

  • Главный герой оперы Оффенбаха «Сказки Гофмана» — сам Гофман.

Литература

Русскоязычная

  • Существует версия, что «Слово о полку Игореве» написал сам князь Игорь. Если это так, то можно сказать, что он был родоначальником тропа.
  • В. Крапивин, «Серебристое дерево с поющим котом» — внутримировой пример. Профессор Егор Николаевич Телега представляет на суд клуба любителей фантастики «Рагал» рассказ о своей встрече с маленьким инопланетянином Капом. После этого наедине к нему подходит вице-президент клуба, главный по литературной части пятиклассник Сеня Персиков, и спрашивает, где Кап сейчас — он знает невысокий уровень способностей Телеги и считает, что тот просто описал свою реальную встречу с Капом. И он прав на все сто.
    • Впрочем, сам Сеня тоже не везде пишет вымысел — бубенчики из лирического рассказа «На рассвете» он по сей день хранит в укромном месте, показывая только друзьям.
  • А. Бушков, «Самый далёкий берег» — недвусмысленно намекается, что Алексей Н. Толстой, Станислав Лем и Аркадий Стругацкий описывали собственную службу в Галактической Структуре. У Стругацкого даже пара романов попала в спецхранво избежание необузданного технологического прорыва.
  • Когда-то последняя часть трилогии «Остров Русь», а теперь просто третья книга «Царь, царевич, король, королевич…» Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина — игра с тропом: с одной стороны, Конан Дойл — издатель книг Ватсона (sic!), с другой стороны, сами Лукьяненко и Буркин — всего лишь персонажи в мире первой книги «Сегодня, мама!», которые ни слухом, ни духом об известных читателю событиях.
    • В четвёртой части, написанной Юлием и Станиславом Буркиными уже без Лукьяненко, «Остров Русь 2, или Принцесса Леокады» выясняется, что фильм «Азирис Нуна» был снят в мире трилогии, точнее, уже тетралогии, а роль фараона Неменхотепа сыграл сам Неменхотеп, оживлённый режиссёром для этой роли.
  • Сергей Мусаниф:
    • «Древнее китайское проклятье» — информацию об Арде вообще и Войне Кольца в частности Толкину сливал Саруман.
    • «Подземная канцелярия» — внутримировой пример. Среди персонажей фигурирует писатель. Он переживает, что книгу сочтут нереалистичной, а героев лубочными. А еще в приведённом фрагменте своей книги он ни разу не называет персонажей по именам, только по кличкам. Впоследствии появившийся демон называет его кличкой одного из героев. И на вопрос, зачем он вообще эту книгу пишет, писатель отвечает: «потому что НАС бросили умирать!».
  • «Архимаг» — собственно, как раз Лавкрафт и правда, и именно на основе «Некрономикона». Хотя местный сеттинг всё же сильно отличается от воззрений ГФЛ — тот много от себя добавил…
    • А Гигер рисовал правду.
    • Судя по тому, что эльфы в Метавселенной Рудазова разговаривают на квенья, у профессора Толкина тут тоже были какие-то свои источники…
  • Глушановский «Путь Демона» – аналогично. Толкин просто поговорил с эльфом и понеслась. Некоторых эльфов, кстати, творчество Толкина раздраждает.
  • Андрей Уланов, Владимир Серебряков, «Найденный мир»: профессор Обручев, будущий автор «Плутонии» и «Земли Санникова», сам участвует в экспедиции к загадочному Разлому — месту, где геологическое прошлое Земли смыкается с настоящим. Правда, встретить ему там почему-то довелось совсем не те виды доисторических животных, о которых он рассказывал в своих книгах — все-таки палеонтология за сто лет ушла далеко вперед. А еще в этой экспедиции участвуют, помимо Обручева, и ряд других исторических лиц, в том числе капитан Колчак, будущий адмирал и «Верховный правитель России».
  • Макс Фрай, «Лабиринты Ехо» — повествование ведётся от лица главного героя, Макса, а в конце цикла оказывается, что эти книги написаны им самим. Объясняется, что всё это хитрый план заставить прочитавших произведения Вершителей, чья воля имеет великую силу и коих на Земле как блох на бродячей собаке, желать чтобы Мир Стержня продолжать жить, позволяя таким образом ему не развалиться на части.
  • Андрей Белянин — в поздних произведениях вроде трилогии про Багдадского вора отождествляет себя с протагонистом «Меча без имени», благо тот тоже Андрей Олегович.

На других языках

  • Говард Лавкрафт и Август Дерлетт, «Лампа Аль-Хазреда» — после смерти Лавкрафта Дерлетт взял начатый тем рассказ и превратил в трогательную историю о своем ушедшем друге, видевшем удивительные вещи в чудесной лампе. Также в произведениях других авторов, творивших во вселенной «Мифов Ктулху» иногда фигурирует сам Лавкрафт (обычно как персонаж-призрак, которого иногда вспоминают главные герои; как правило вспоминают его именно как «странного парня, что писал книги про странные вещи, прямо как те, что происходят прямо сейчас»)
    • В ряде произведений самого Лавкрафта появляется Ричард Пикман — бостонский художник, как выяснилось, реалист.
  • Герберт Уэллс нередко становится героем фанфиков и подражаний Уэллсу.
    • Карл Александр, «Эпоха за эпохой. Путешествие в машине времени» — оказывается, машина времени была-таки изобретена, да не кем-нибудь, а самим Уэллсом! Но коварный Джек Потрошитель удрал на ней в будущее, чтобы и там творить зло, а Герберт, как истинный джентльмен, не мог мириться с таким безобразием, и последовал за ним.
    • Олдисс, «Слюнное дерево» — Уэллс переписывается с персонажем этой повести-стилизации под Уэллса.
    • Прист, «Машина пространства» (кроссовер «Войны миров» и «Машины времени») — Уэллс, тождественный протагонисту «Войны миров», помогает героям строить машину пространства и бороться с марсианскими захватчиками.
  • Дэн Симмонс, «Друд, или Человек в чёрном» — Чарльз Диккенс и его друг Уилки Коллинз, от лица которого ведётся повествование, сталкиваются с таинственным Друдом, после чего Диккенс садится за свой знаменитый неоконченный роман. Впрочем, мистер Коллинз, с его пристрастием к наркотическим веществам и патологической завистью к гению своего друга, такой ненадёжный рассказчик, а мистер Диккенс — такой шутник… Так что, возможно, ничего и не было. И всё-таки
  • Серия книг о Никки Хит, изданных под именем Ричарда Касла. В них легко прослеживаются идеи и сюжетные ходы, вдохновлённые сериалом.
  • «Досье Дрездена»: оказывается, «Дракула» Брэма Стокера — книга не просто правдивая, а замаскированное под роман пособие по борьбе с чёрными (традиционными) вампирами, изданное под покровительством вампиров белых (цыганских).
  • Баошу, «Возрождение времени» — оказывается, герой изначальной трилогии Лю Цысиня Юнь Тяньмин пережил века блужданий в космосе, жизни с трисолярианами, всю Вселенную и в новой, скорректированной им, известен уже под именем… Лю Цысинь, который написал трилогию специально, чтобы дать шанс не допустить очередного схлопывания Вселенной в ноль измерений, найти способ остановить вселенскую войну двух божественных сущностей или иным образом спасти от них мир.
  • Теренс Уайт, «Король былого и грядущего» — перед своей последней битвой король Артур отсылает прочь мальчика-оруженосца, поручив ему донести до будущих поколений историю о нём и о его рыцарях. Мальчика звали Томас Мэлори — автор самого подробного собрания легенд о королем Артуре.
  • Анджей Сапковский, рассказ «Золотой полдень». Алиса Лидделл ненадолго впала в кому (высокая температура плюс спиртовой раствор опия), и Страну Чудес — на свой лад вполне реальную — посещала не «она сама целая», а её душа, пока тело лежало в отключке. Чарльзу Доджсону — будущему Льюису Кэрроллу — приходится вооружиться Вострым мечом (Vorpal Blade), отправиться за Чеширским Котом в ту же самую Страну Чудес и защитить там Алису, иначе она никогда не очнётся. В финальной сцене, когда Алиса благополучно очнулась, сам же Кот и поощряет мистера Доджсона заняться писательством.
  • Т. Ридаль, А. Й. Казински, «Убийство русалки» — известно, что реальный Г.Х.Андерсен вел дневник с 1825 до самой смерти в 1875 г. Однако в 1834 г. он внезапно пропустил целых полгода, не дав никаких объяснений. В романе считается, что в этот период Г.Х.Андерсен, расследуя убийство проститутки, в котором обвиняли его, встретил мотивы произведений о русалочке, девочке со спичками и других сказок.

Сетевая

  • Эдуард Ларан — аналогично правду писал Лавкрафт, испытывавший видения. Также и Толкин, и многие другие фэнтезисты, интуитивно ощущающие, что происходит в параллельных мирах.
  • Неоднократно у Михаила Харитонова:
    • «Горлум и Ласталайка»: Толкин — главный герой антифанфика по Толкину.
    • «Факап» — в предыстории мира антифанфика по Стругацким существовали Стругацкие, у которых нагло тырил сюжеты писатель Строгов.

Кино

  • «Книга мёртвых» 1994 г — Лавкрафт тырит Некрономикон у культистов, предварительно почерпнув оттуда три страшные истории.
  • Российско-американский «Крысиные похороны по Брэму Стокеру» — ОКАЗЫВАЕТСЯ, молодой Стокер побывал в плену у племени поклоняющихся крысам амазонок и даже крутил роман с одной из них. А почему на основании этих воспоминаний написал совершенно неромантичный ужастик о кровожадных вонючих бомжах на гигантской помойке под Парижем — сие нам неведомо.
  • «Клуб монстров» — Рональд Четвинд-Хейс, оказывается, подслушал свои страшилки в означенном Клубе.
  • Трилогия «Гоголь»: «Начало», «Вий» и «Страшная месть». Помимо кинотеатров демонстрировался по ТВ в качестве телесериала (собственно, изначально это всё как сериал и задумывалось). В телеверсию были добавлены две новые серии.
  • «Ворон» — незадолго до смерти Эдгар По вынужден искать маньяка, воплощающего его рассказы в жизнь.
  • «Дом, который построил Свифт» — великий сатирик живёт в окружении своих созданий… впрочем, это всего лишь нанятые актёры… но, хотя…
  • «Эпоха за эпохой» («Путешествие в машине времени», Time After Time) по роману Карла Александра с Малькольмом Макдауэллом в роли Уэллса и Дэвидом Уорнером в роли Потрошителя.
  • «От заката до рассвета-3: Дочь палача» — писатель Амброз Бирс, оказывается, обладал очень бурной биографией, в частности ему довелось сразиться с вампирами внутри старой индейской пирамиды.
  • Фильм «Ужастики» по мотивам одноимённой серии ужастиков, где Р. Л. Стайну таки пришлось лично столкнуться с чудищами, которых он напридумывал.
  • «Джон Картер» — здесь писатель Эдгар Райс Берроуз является племянником Джона Картера.
    • Кстати, книга-первоисточник как раз открывается предисловием, в котором автор называет Картера своим родственником.
  • «Путешествие к центру Земли» — Жюль Верн писал правду.

Телесериалы

  • Уэллс:
    • «Путешествие в машине времени» (2017, Time After Time) по роману Карла Александра.
    • Мини-сериал «Фантастические миры Уэллса» (2001, The Infinite Worlds of H.G. Wells)
    • «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена» — целых пять серий.
  • «Сверхъестественное» — собственно, Говард Филлипс Лавкрафт входил в группу людей, которые пытались установить связь с потусторонним миром. И был убит одним из потусторонних чудовищ.
  • «Мастера ужасов», эпизод «Чёрный кот» — оказывается, под влиянием зеленого змия Эдгар По самолично вырезал глаз коту, повесил его, зарубил свою обожаемую Вирджинию и замуровал тело в стену подвала. Не спешите возмущаться — все это произошло лишь в его горячечном видении, вызванном отчаянием из-за болезни жены. В конце он перерабатывает свою фантазию в рассказ и получает за него деньги, которые тратит на лечение супруги.
  • Отечественный сериал «Шерлок Холмс» 2013 г. Холмс и Уотсон действительно живут в викторианской Англии, расследуют преступления, только Уотсон сильно приукрашивает реальные события, когда описывает их в книге. Кстати, издаются его литературные труды под псевдонимом (он не называется, но догадаться не трудно), который очень не понравился Холмсу.
  • И британский сериал «Комнаты смерти: Загадки настоящего Шерлока Холмса» (2000-01) — про Конан Дойла и его учителя, доктора Джозефа Белла, который и является прототипом Холмса. В сериале сочетаются как реальные биографические события из жизни Конан Дойла и Белла, так и вымышленные дела, в которых угадываются элементы рассказов о Холмсе (т. е. предполагается, что Конан Дойл писал свои книги на основе этих событий). К слову, исполнитель роли Белла, Иэн Ричардсон, до этого играл и Холмса в нескольких фильмах.
  • «Тайные/секретные приключения Жюля Верна» (2000, The Secret Adventures of Jules Verne).

Мультфильмы

  • «Тараканище» (1963) по одноименному стихотворению Чуковского — в событиях участвует сам Чуковский, нарисованный вполне узнаваемо. Ему рыдает в жилетку Гиппопотам, огорченный трусостью зверей, он приводит в чувство попадавших в обморок от вида Тараканища, а последние строки — «Вот была потом забота…» — он с усталым вздохом произносит уже из своей комнаты, явно намекая, что и в возвращении луны на небо поучаствовал.
    • «Ваня и крокодил» (1984, кукольный, по мотивам «Крокодила») — скорее шоу внутри шоу: эту историю мультяшный Чуковский импровизирует, развлекая мающегося зубной болью сына.
    • «Телефон» (1944) — тут Чуковский ещё и бегемота из болота вытаскивает.

Мультсериалы

  • «Русалочка» — эпизод «Metal Fish». Некий мужчина, исследуя подводный мир на самодельной подводной лодке, терпит аварию и застревает на дне. Ариэль вместе с остальными морскими обитателями спасают ему жизнь. Впоследствии, под впечатлением о случившимся, мужчина пишет о русалочке сказку, которую с удовольствием слушают дети. Звали мужчину Ганс Христиан Андерсен.
  • «Путешествия Жюля Верна» — молодой Жюль Верн путешествует вокруг света за 80 дней, к центру Земли, на Луну и т. д., а противостоит ему Капитан Немо. По сюжету, все это вдохновит его в будущем написать свои романы.
  • «Легенда о Тарзане» — в одной из серий появляется Эдгар Райс Берроуз, который, познакомившись с главными героями, решает рассказать миру об их приключениях.
  • My Little Pony: Friendship is Magic — приключения Дэринг Ду оказались автобиографией одноимённой пегаски, чей псевдоним (А. К. Ирлинг) отсылает к Джоан Роулинг.
    • В комиксовом каноне в виде отсылок-упоминаний существуют и копиркин Лавкрафта (того же образа, что ввшеназванный, с заменой Philips на Pony), и «Некрономикон».

Комиксы

Видеоигры

  • Lovecraft's Untold Stories — не просто писал, а продолжает! Одна из валют в игре — информация, в обмен на которую Писатель продает нам всякие полезные штуковины, а информацию мы собираем в процессе противостояния Древним, то есть мы фактически травим байки про наши похождения, которые Писатель литературно обрабатывает.

Интернет-проекты

  • Машинима «Разум Фримена» — увидев Нихиланта, Гордон выдаёт эпичное «ой бл…» и некоторое время носится по арене босса с криками «Лавкрафт был прав! Лавкрафт был прав!».