Минимальный экипаж

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Экипажа как такового на «Тезее» не было — ни пилотов, ни механиков, ни матросов, чтобы палубу драить, никакого мяса для выполнения работ, которые машины на порядок меньшие могут сделать на порядок лучше. Если недовозвышенным массам так уж требуется придать своим жизням иллюзию смысла, пусть другие корабли тонут под тяжестью лишних вахт, пусть кишат людишки на судах, ведомых сугубо меркантильными целями. Нас допустили на борт лишь потому, что для Первого контакта еще не оптимизировали специальные программы. Мчащийся за пределы Солнечной системы «Тезей» уже влек на себе судьбу мира. Нагружаться самоуважением ему было не с руки. »
— Ложная слепота

Итак у нас есть транспортное средство. Это может быть крутая тачка, крутой корабль, в общем нечто очень большое, чтобы было на чем держать офигенно большие пушки, чтобы ГлавГерои могли героически превозмогать целые армады. Разумеется космическому (или вполне себе морскому) линкору нужен многосотенный, а то и многотысячный экипаж пилотов, инженеров и других нужных людей. Ну, в теории. На деле вся эта махина вполне может может функционировать стараниями одного лишь геройского квинтета. При этом вопросы по типу «как один, хоть и очень крутой инженер может обслуживать многие километры технических коридоров» игнорируются. Хотя вообще-то любой инженер знает, что по настоящему крутой специалист весь полёт/плаванье лежит в гамаке и пинает балду: потому что у крутого специалиста всё работает, а техобслуживание проводится в сухом доке. В случае же драки вопрос стоит так: успеет ли враг продолбить многократно продублированные системы, или эти самые офигенно большие пушки успеют сделать из него решето гораздо раньше. К слову говоря, на реальных линкорах для того, чтобы весь бортовой залп улетел в цель нужны по большому счету всего три человека — один на дальномерном посту, один на орудийном и капитан, чтобы дать команду. Всё прочее — перезарядка, наведение и так далее — делается механизмами, и уже давно — где-то с тридцатых-сороковых годов. С современными технологиями затащить можно даже в одно рыло, но лучше всё же три, а лучше четыре — иначе недосып-крест-череп-гроб.

Наиболее распространенная причина такого явления в кино — проста: каждый раз делать кучу массовки — никакого бабла не хватит. А обоснование этому таково: большая часть этой массовки это, вы не поверите — пехота. А раз у нас не планируются в сюжете операции по массовой высадке десанта, то и таскать такую толпу народа не за чем. Даже в былые времена (речь идет о парусном флоте) бытовало эмпирическое правило — количество народа необходимое для управления кораблём равно количеству пушек на этом корабле плюс двадцать процентов про запас (подчеркнем: управления. О боевых столкновениях речи не идет, если только речь идет не об испанцах — у них до определенного времени такого понятия как «орудийный расчет» попросту не существовало — были канониры, которые эти самые пушки наводили и стреляли, но заряжали и чистили их свободные матросы, да и нужды в этом особо не было — один залп в упор — и на абордаж, вот и вся тактика). То есть из тысячи человек на линейном корабле восемьсот приходилось на пехоту, порядка сотни-полутора на матросов, а остальное — офицеры и канониры. С ростом технического прогресса народа для обслуживания пушек и машин становилось всё меньше, и как итог — в нашем мире большая часть экипажа предназначается в основном для того чтобы палубу драить да грузы таскать в мирное время, а в военное — заниматься такой штукой как «борьба за живучесть», то есть затыкать дыры и тушить пожары, и народа на это нужно, не поверите, много.

Ещё один важный момент: на парусных судах поднимать и опускать паруса приходилось вручную, и несколько человек управятся с парусом быстрее, чем один, что критически важно в бою. Потому на боевых кораблях был избыток матросов, позволяющий БЫСТРО опускать и поднимать паруса ОДНОВРЕМЕННО, а не медленно и по одному, как в случае минимального экипажа. Для понимания ситуации: нормой было потратить полчаса на поставку всех парусов линкора со спущенного стояния, и это при полном экипаже! Однако это справедливо только для кораблей с прямым парусным вооружением, где на одну мачту приходится до десятка парусов —управлять такой массой холста с палубы невозможно, слишком много получается концов. Парусники с косым парусным вооружением куда проще в управлении — у гафельной шхуны, например, имеется всего два паруса на мачту, так что пары-тройки палубных лебёдок для них вполне достаточно. Именно поэтому торговые парусники практически всегда имели косое вооружение и очень маленькие (7-15 человек) экипажи — чтобы экономить на зарплате. Однако косые паруса заметно менее эффективны, а маленький экипаж ещё и управляется с ними небыстро, поэтому чистые «купцы» как правило были медленнее военных и полувоенных (типа «индийцев») парусников, имевших прямое или смешанное вооружение и большие экипажи. За что кстати любили бригантины — смешанное вооружение позволяло силами минимальной команды ставить паруса быстро, а идти вообще любым курсом, хоть по ветру, хоть галсами.

Кстати, бунт на корабле был опасен еще и тем, что оставшиеся в живых победители могли застрять посреди океана или погибнуть в первый же шторм, не в силах справиться с кораблём.

Внимание! Существует такое понятие, как «минимальный экипаж» (англ. skeleton crew — некоторые надмозги переводят как «экипаж скелетов»[1]), с которым транспорт способен перемещаться без особых проблем при отсутствии внештатных ситуаций. Наш случай — это как раз вот этот. Правда, есть ещё такая штука как «бюрократический минимальный экипаж» — тот что по бумажкам и ведомостям, и фактический — то есть тот, с которым вся эта халабуда может летать и плавать.

Капитан Очевидность подсказывает: полетать и пострелять пару часов (тем более — навести корабль всем корпусом на цель и пойти на таран) — это одно, эту задачу при желании можно затащить вообще в одиночку. А летать и стрелять месяцами, а то и годами — очень сильно другое. Подавляющее большинство экипажа на корабле занято обеспечением в разных формах его долгосрочного функционирования и живучести. Если нас не волнует, что с кораблём будет на следующий день (или поблизости есть ремонтная база), действительно можно управлять им, как истребителем. Вот если маленькая команда умудряется действительно далеко и долго летать на громадном линкоре, без ремонта и техобслуживания, пополнения боезапаса и систематически отражая абордажи — вот тогда уже к автору возникают вопросы. Хотя, с другой стороны, если корабль — это «Андромеда» с функциями саморемонта и кучей роботов, которые могут в случае чего подсобить экипажу… То ей экипаж вообще не нужен (её систершипу таки был не нужен), правда как и Лекссу, ей нужен капитан.

Инверсия — чрезмерно раздутый экипаж. И то и другое — в основном атрибуты клонов «Звездного Пути», где экипаж представляет собой либо чрезмерно раздутую толпу краснорубашечников (ибо расходуются в каждой серии, что учитывая специфику работы — оправдано), либо настолько минимален, что получается раскрыть в полной мере причуды вообще каждого персонажа.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Жюль Верн, «Пятнадцатилетний капитан» — на «Пилигриме» осталась только минимально необходимая для управления судном команда в пять человек. Это шхуна-бриг (brick-goélette), а по-простому бригантина — пятерых человек маловато, даже учитывая, что подобранные в море негры, сменившие погибшую на охоте за китом штатную команду, были сильными.
    • В принципе пяти матросов для управления "Пилигримом" было как раз достаточно (что явно отмечено автором), проблема Дика Сэнда была в том, что негры матросами не были - у них начисто отсутствовал опыт (а новоиспеченный капитан, пусть и поопытнее как матрос, нужными для новой должности навыками тоже не обладал).
  • Р. Л. Стивенсон, «Остров сокровищ» — в финале гружёная золотом «Испаньола», два раза попав в шторм, доковыляла до ближайшего порта Америки с экипажем в пять человек, считая юнгу и не считая раненого капитана и Сильвера. В порту наняли новых матросов — пересекать в таком составе океан было бы самоубийством. Точинов подсчитал, что нормальный экипаж для шхуны — около 10 человек: 3 вахты по 2 работающих с парусами матроса, капитан, старпом, боцман, кок.
    • С прикрученным фитильком — «Испаньола» таки шхуна, у неё только косые паруса и нет такого понятия, как «верхняя команда» (все снасти управляются с палубы), с минимальным экипажем управлять ей — вполне посильная задача. С постановкой парусов управился даже Джимми в одиночку — правда, ему помогал указаниями Израэль Хендс, опытный моряк.
    • Во всех существующих экранизациях у «шхуны» есть реи и, как следствие, прямые паруса. В этом случае угон «Испаньолы» Джимом исключён — прямые паруса невозможно поставить силами одного человека[2].
      • Во всех существующих экранизациях у нее и штурвал на юте есть. При том, что в тексте прямо (и несколько раз) упоминается румпель. А значит[3] — «Испаньола» все же небольшое судёнышко, раз уж Джим смог не только поставить паруса, но и удержать её румпелем на курсе!
      • Да и для того, чтобы реквизировать «Испаньолу», все паруса поднимать в ветреный день не нужно — когда Джим высадился на борт, уже был поднят фок и два кливера, то есть практически всё вооружение бушприта и передней мачты. Чтобы малым ходом по ветру обогнуть остров на небольшой волне — вполне достаточно[4].
        • вы все уже достали. Стивенсон самолично пояснил суть проблемы: Испаньола задумывалась бригом, но так как на бриге он тогда ещё ходить не умел, пришлось спешно менять парусное вооружение на шхуну, «но уши торчат». Кстати такие переделки были вполне-себе в порядке вещей и в реальной жизни. Придираться к штурвалу я б вам, господа, тоже не рекомендовал, потому как в те времена была система румпельных команд, которая противоположная штурвальной, которая появилась сильно позже и переход на неё был сопряжен с катастрофами, когда рулевой приученный к одной системе неверно понимал команду. Однако штурвалы появились значительно раньше и довольно быстро завоевали конструкционную нишу, оставляя румпели в чистом виде только на мелких суденышках и у испанцев на галеонах (которых к описываемому моменту уже практически не существовало), где традиционно господствовала слоупочность. Сам Стивенсон управлял определенно румпельной маломерной (менее 20 тонн) шхуной, так что вариант при котором он забыл прикрутить штурвал к посудинке побольше (200 тонн) — тоже выглядит разумно, хоть и вряд ли. Кроме этого, сумятицу вносили художники, изображавшие двухмачтовую шхуну (что было сказано Стивенсоном буквально) то трехмачтовой, то вообще бригом. Ну а киноделы имели дело с тем что имели. Кто-то, как Фридман на Ялтинской киностудии в 1970 м году пригласил экспертов и на базе парусно-моторного корыта сколхозил некий визуально-приблизительный аналог имеющегося в романе (напомню, что тогда экспертов слушались, не то что сейчас), а кто-то как в США, использовали вторично уже имеющиеся корабли типа римейка «Баунти» (двухсоттонный трехмачтовый корабль с полным вооружением, выпущенный чуть ли не через полвека от описываемых событий, римейк которого ушел на дно вместе с капитаном в 2012 году во время урагана) и что под руку попалось, так что доверять фильмоделам лучше осторожно. Ещё раз: хотите увидеть как выглядела двухсоттонная двухмачтовая шхуна «Испаньола» из романа — вам к поделке Ялтинской киностудии, её создавали привлекая для консультации историков и корабелов. И пояснение для неврубающихся: наличие штурвала позволяет уменьшить число команды, так что даже если на исходной, возможно рыбацкой шхуне, штурвала не было, скряга Трелони наверняка бы его установил, благо это не так сложно как переделывать корму под жилую зону и кают-кампанию (к румпелю, который никуда не девается, просто приделываются веревки которые через систему блоков идут на штурвал. Крутить конечно надо больше, но тут и один человек справится, в то время как на румпель нужны двое — вы когда-нибудь пробовали ворочать рулевую лопасть двухсоттонной хреновины идущей со скоростью 6-8 узлов? Тем более в условиях когда вы не видите куда плывёте и нужно чтоб кто-то пырился в нактоуз, слышал впередсмотрящего и орал вам под палубу куда рулить, особенно учитывая что даже марсельная шхуна (то есть имеющая прямые паруса над косыми) чаще всего ходит галсами и рыскает при этом — то есть это очень тяжелая и физически изматывающая работа — а курс Испанолы был более подходящий для бригантины или брига, но на первое у Стивенсона не хватило духу, а на втором он ходить вообще не умел, и в описываемое время их было довольно мало — впрочем позже он реабилитировался, написав наглядное пособие «как посадить бриг на мель»). Я надеюсь, ответ на ваш вопрос исчерпывающий, и на этом моё вмешательство в вашу дискуссию будет исчерпано. Адьос, сеньоры.
    • На ночной вахте судна таких размеров обычно один человек, в случае внезапно возникшей необходимости изменить настройку парусов вахтенный будит подвахтенного (это тот, чья очередь на вахту следующая) или, при необходимости помощи нескольких человек, объявляет аврал (либо тревогу — в случае пробоины, пожара или необходимости оставления судна).
    • Почему «не считая раненого капитана и Сильвера»? Во-первых, капитан у них незаменим — это неоднократно повторялось по ходу произведения. Только Смоллетт мог провести шхуну по океану, так что именно он и вёл. Ну, раненый, ну и что? Он вообще-то уже выздоравливал, ходить нормально не мог, но это не мешает исполнять функции капитана-навигатора. Ну, что касается кока — там чёрным по белому написано, что Сильвер исполнял свои функции повара и на обратном пути. Я ещё всегда удивлялся, как остальные не боялись отравиться… однако Сильверу не было нужды травить бывших врагов, всё равно ему ни корабль не увести, ни само золото в таких количествах. Сбежал он и так, когда дошли до первого же оживлённого порта, и денег прихватил, и Бена сочмутил…
  • «Одиссея капитана Блада». 40-пушечный «Синко Льягас» Блада вынужден обходиться минимально необходимым экипажем в 20 человек (это галеон, на управление там хватило бы и дюжины[5], но для пиратского судна двадцать человек — это просто смешно). Контрпример — 10-пушечный шлюп «Бонавентур» пирата Истерлинга — противоположный троп: он несёт огромную для своих размеров команду из соображений абордажа (как все нормальные пираты и делали). Причём противостояние этих кораблей явно бы закончилось в пользу «Бонавентура» (который уже сгрузил часть экипажа для захвата испанского галеона), не вмешайся в битву испанский сторожевой корабль и не сообрази Блад благоразумно поднять испанский флаг.
  • Франсис Карсак, «Львы Эльдорадо». «Сэмюель Лимэн», космический корвет новейшей постройки, 300 тонн, вооружение — два атомных орудия, магнитные захваты. Экипаж: 5 (пять) человек. Впрочем, с прикрученным фитильком: водоизмещение 300 тонн даже по современным военно-морским меркам это в лучшем случае ракетный катер, а в космических масштабах это вообще ни о чём, для сравнения: масса МКС 400 тонн, и шесть астронавтов вполне справляются.
  • Иван Ефремов, «Час Быка» — звездолёт «Тёмное пламя» потерял в экспедиции на Тормансе 8 из 17 членов экипажа. Причем лишних людей на борту не было и каждый член экипажа имел минимум две судовые роли, и это не считая того, что половина ещё и должны были исследовать планету (планетографы, антропологи, врачи), но они все люди-плюс и им можно. Но обратный путь осилили еле-еле.
    • Однако иммунитет протагониста все же сработал: из 8 погибших или оставшихся на Тормансе членов экипажа только один был специалистом конкретно по управлению кораблем (причем именно у него в экипаже был дублер, который (точнее которая) и довел корабль обратно). Сюжетно это вполне обосновано: высаживались на планету в первую очередь, естественно, исследователи экспедиции, а не пилоты/штурманы/инженеры.
  • С. Лем, приключения И. Тихого (два сборника рассказов и три романа) — экипаж ракеты состоит из одного Тихого. Мельком упоминается ИИ, который до полноценной личности не дотягивает. В принципе, так как сеттинг юмористический и сатирический, то вполне годный пример. В немецком телесериале «Ийон Тихий — космпилот» добавилась Галюцинелла, а во втором сезоне «последний из своего вида» Мэл.
    • В одном из рассказов подсвечено: после пустякового, в общем-то, инцидента Тихий не в состоянии в одиночку провести ремонт ракеты. К счастью, при помощи петель времени ему удается сделать себе достаточно ассистентов.
  • А. М. Волков, «Тайна заброшенного замка» — звездолёт «Диавона» в рейсе к Земле вполне успешно обслуживается экипажем из четырёх менвитов. Точнее, даже трёх, потому что один из них все годы перелёта официально бил баклуши… Ну, не совсем: полковник Мон-Со должен был взять на себя управление в случае сбоя автоматики, случай не представился, так что можно и в футбол с переборкой поиграть. 17 лет кряду.
    • Генерал Баан-Ну тоже в основном занимался тем, что писал «про запас» мемуары, так что и он особо не переутруждался. Каким-то делом были заняты только старпом и штурман, полковник Кау-Рук, который, собственно, и вёл корабль (точнее, следил за исправностью делавшей это автоматики, Ас Мон-Со формально считался его помощником), и врач Лон-Гор, контролировавший и обслуживавший анабиозные камеры с остальным экипажем.
      • В журнальном варианте генерал, всерьёз увлекавшийся теоретической физикой, писал не высосанные из пальца мемуары о собственных победах, а серьёзный научный труд о межзвёздных сообщениях, так что по меньшей мере не бездельничал.
    • Ну и денщик Баан-Ну Ильсор (а по совместительству боцман и механик «Диавоны») тоже не спал.
  • Торговый корабль «Королева Солнца» из одноимённого цикла Андре Нортон управляется командой из 12 человек, каждый из которых имеет более одной серьёзной обязанности. В первой книге один из них попадает в плен, еще пятеро, вытянув жребий, отправляются его спасать — и протагонист, Дэйн, замечает, что, погибни они все, оставшиеся вполне смогут улететь с негостеприимной планеты. Но этого мало: в следующей книге экипаж поражает загадочная болезнь, и корабль ведут до Земли и сажают-взлетают аж три с половиной младших члена экипажа, у которых иммунитет (один из них заболел, но остался на ногах). Более того, Дэйн, вызываясь идти в разведку, упирает на то, что в случае чего, корабль сможет взлететь и без него — силами двух с половиной человек.
  • Р. Хайнлайн, «Пасынки Вселенной» — Хью Хойланд в одиночку выполняет на огромном «Авангарде» работу навигатора, пилота и всей трюмной команды, обслуживающей конвертер. Правда, курс корабля он не менял, только запустил двигательную установку. Но даже такой совершенный и рассчитанный на управление, в лучшем случае, пилотами второго поколения, корабль, как «Авангард», всё же не должен управляться десятью кнопками и крепким словом[6].
  • В. Кунин, «Иванов и Рабинович» — подчёркнуто, что экипаж большой крейсерской яхты класса «Опричник» в походе составляет не менее шести человек (в экранизации яхточка мелковата, больше чем вчетвером на ней на долгий поход не уместиться). Вася и Арончик (правда, вынужденно) управляются вдвоём — но и уматываются, конечно, смертельно.
    • Собственно, это и есть тот самый случай, почему экипаж морской яхты должен составлять минимум три человека: один на вахте, второй давит массу в каюте, а третьего, подвахтенного, чтобы помочь с парусами при перемене курса — как раз катастрофически и не хватает[7]
  • Андрей Уланов, «Колдуны и капуста»: после того, как экипаж паровой яхты «Принцесса Иллика» предпочёл сигануть за борт, удирая от разъярённого капитана, на ней осталось всего четыре человека (точнее два человека, вампир и гном-моторист) — и всего за неделю они настолько наловчились ей управлять, что задались вопросом: а чем, собственно, занималась удравшая с яхты банда дармоедов?
  • «Хроники Края» — воздушные корабли в первых трилогиях неплохо автоматизированны для средневекового сеттинга, поэтому в книге «Громобой» поднять на крыло корабль, пролежавший на земле десятки лет, смогли два человека.
  • Питер Уоттс, «Ложная слепота» — см. эпиграф. Причём именно здесь немного «раздуть» экипаж бы совсем не помешало — по ходу сюжета выясняется, что на борту корабля пришельцев из-за мощнейших электромагнитных полей отказывает любая автоматика, и бесценные уникальные специалисты (на каждого из которых — только один дублёр в анабиозе) вынуждены лезть туда на разведку сами. Не будь они настолько прогрессивными, и возьми с собой хотя бы сотню пушечного мяса — возможно, вся история закончилась бы гораздо оптимистичнее.
  • Г. Дойников, «Варягъ-победитель» — захват главгероем-попаданцем японских крейсеров «Ниссин» и «Кассуга» удался в том числе и потому, что на кораблях были перегоночные экипажи: полный набор кочегаров и механиков (итальянцев) и несколько занимавшихся освоением матчасти японских офицеров.
  • В. Головачёв, цикл «Реликт» — собственно экипаж мощных звездолётов-спейсеров Погранслужбы или Спасательной Службы состоит из трёх человек (капитан, драйвер-прима и драйвер-секунда). Для полёта достаточно и одного — корабль с искусственным интеллектом управляет собой самостоятельно. Однажды это вышло боком, когда оказалось, что звездолёт с возможностями линейного крейсера может просто взять и угнать один его пилот.
  • Алекс Орлов, «Двойник императора» — скорее зависит от технического уровня создателей. Корабль Главного Арбитра управляется одним человеком (и ему надо только отдать команду). Флот Промышленного Союза — два человека на корабль (технически это такие же сверхавтоматизированные корабли как у Главного Арбитра)
  • Энн Маккефри, цикл о МТ-кораблях («Корабль, который пел» и продолжения) — штатный экипаж МТ-корабля — один человек. Да и тот не особо критичен для выполнения основных задач. Правда, есть вопрос: сам капсульник — член экипажа или часть корабля? Теоретически капсулу можно переставить, да и капсульники — всё-таки люди, пусть и осознающие корабль как часть себя (нейроимпланты + специальная подготовка). Но гражданские права они имеют, правда иногда имеют проблемы с их осуществлением. Не все жители Федерации вообще в курсе, ЧТО есть МТ-корабль, и, например, обсуждают откровенную уголовщину, а потом требуют от «ИИ» стереть запись. Второй член команды — это мобильный партнёр.
  • Дэвид Вебер, «В ярости рождённая» (и её старая версия «Дорога ярости») — альфа-синты. Тяжёлый крейсер по вооружению (кроме гиперракет, места не хватило), хотя намного меньше. Один штатный член экипажа. Правда, не без последствий — назначение по сути пожизненное, и человек-пилот вне корабля должен носить с собой «корону» связи с ИИ корабля, потому что с момента слияния они по сути — один разум, разрыв связи хорошим не кончится. В случае ГГ — не совсем так, разум корабля и её разум — это всё же разные личности, хотя и связанные, но там слияние шло совсем не штатно. Ну и никакой аппаратуры связи им не нужно. Между прочим — признано Империей — награды Алисии и Мегере давали отдельно, у Мегеры даже звание отдельное. А вот на наградах для Тисифоны предложили не настаивать особо… и из текста, с учётом того, что в эпилоге Тисифона сказала, что теперь не может уже покинуть Алисию, не понятно однозначно — Тисифона это действительно та, кем назвалась, или из-за стресса у Алисии ди Фриз активировались телепатические (и не только) способности (в этом мире они есть, но не у людей), вместе с шизофренией. Доводы есть в пользу обоих версий.
  • Обыграно у него же в Honorverse: большинство экипажа на военных кораблях — обслуживающий и ремонтный персонал, обеспечивающий бесперебойную работу техники и пресловутую борьбу за живучесть. Когда к середине хевенитских войн на Мантикоре начинают заканчиваться запасы опытных космонавтов,[8] приходится всё-таки резко поднимать уровень автоматизации кораблей и полагаться на роботов-ремонтников и обслуживающих дронов, которым раньше не доверяли. Как и в случае с инерциальными компенсаторами — оказалось, что зря не доверяли: автоматика работала как часы.
  • Сергей Лукьяненко:
    • Цикл «Звёзды — холодные игрушки» — у сверхбыстрых на известной Конклаву территории земных звездолётов экипаж из одного-двух человек — это норма. Там места просто нет — тот же современный «Буран», с воткнутым на борт джампером и поднимаемый с поверхности «Энергией» — это ещё крутой корабль. Первым звездолётом был американский шаттл. Посадка и взлёт земных кораблей в чужих мирах обеспечиваются местными средствами. У Геометров — разведывательные скауты одноместные. А вот тут уже технический уровень играет роль.
    • «Танцы на снегу» — корабли фагов обходятся одним членом экипажа, опционально можно добавить ещё второго — расчётный модуль.
    • «Геном» — корабль «Зеркало» тоже обходился минимальным набором.
  • Святослав Логинов, «Имперские ведьмы» — значительная часть перевозок и военных действий — на маленьких одноместных кораблях, если повезет — с торпедным ускорителем пойманной ведьмой на помеле. Ведьмы в океане космосе летают либо вообще на метлах а люди — видят торпеду либо в пойманных ступах те самые одноместные корабли только… роли поменялись.
  • Андрей Ливадный, «История Галактики» — если верить автору, то многокилометровыми крейсерами управляет команда из 150 человек! Хотя в некоторых книгах эта цифра доходит до 2000, правда это всё равно слишком мало (для сравнения, стандартная команда крейсера «Адмирал Кузнецов» — 1690, при том, что длина корабля — всего 305 метров). Да, в сеттинге ИИ-модули прямо таки валяются под ногами, и всё же…
  • Троп част в «фанфиках по Еве» и прочим космостратегиям. В фокусе один главгерой-протагонист, прописывать экипаж авторам неинтересно, проще указать, что мегатехнологические крейсера управляются семьёй из 5 или даже трёх человек. В клинических случаях хватит и одного МегаМарти-Сью-телепата.
    • Не обязательно это из-за сьюшности ГГ. В большинстве книг прямым текстом говорится, что тяжёлый крейсер — самый крупный корабль, которым можно управлять в одиночку. Для линкора же нужен экипаж не менее трёх человек. Более того, очень часто, экипажем ГГ довольно быстро обзаводится, пусть и стремится заместить все опасные направления автоматикой. В отдельных случаях в «роли экипажа» начинают выступать ИскИны с развитыми личностными матрицами.
      • А вот тот факт, что большинство фракций используют экипаж из пары десятков человек, большая часть из которых техники на лётной палубе, уже этот самый троп, пусть и с фитильком. Если подумать, то почти вся остальная часть экипажа больше нужна для работы с лётной группой/абордажниками, каковых может быть в несколько раз больше остального экипажа.
  • Вильгельм Гауф, «История о корабле-призраке» — герои смогли довести судно до берега вдвоем, когда им перестал мешать восстающий из мертвых экипаж. Судно впрочем было небольшим — в экипаже было около 30 человек.
  • Фредерик Форсайт «Псы Войны». Экипаж купленного наемниками каботажника состоит из 4 человек: капитана, старпома, механика и матроса. Для плавания вдоль берега вполне достаточно.
  • Святослав Сахаров «Путешествие на „Тригле“». Экипаж моторной шхуны «Тригла» состоит из 2 человек — капитана и моториста. Все остальные — члены экспедиции по поиску окаменелых остатков ихтиозавра, пропавших в Голубой Бухте, в ходе Второй Мировой войны.
  • «крушение Мэри Дир» — старпом в условиях отсутствия экипажа тащит в одну харю управление целым пароходом. В основном сидит в кочегарке и кидает уголь, где его и застал протагонист, после чего жить стало легче, жить стало веселей. Общими усилиями пароход удалось загнать на мель и выдохнуть. Это уже такой минимальный экипаж, что дальше некуда.

Кино[править]

  • Звёздные войны: — в отличие от военных кораблей, экипажи грузовых и пассажирских судов здесь крайне малочисленны. Причины понятны: повсеместная автоматизация систем и широчайшее использование механического труда. Здоровенными махинами длиной в сотни метров могут запросто управлять два пилота. Например, сиенаровский тяжелый транспортник длиной 300 метров имел экипаж 10 человек, а при нужде мог обойтись всего двумя. Педаль в планету, нет, в гиперпространство вдавливает сверхтяжелый контейнеровоз-буксир FSCV — при длине 19 километров его экипаж составляет… 200 человек.
    • «Последние джедаи» — бойкая бабёнка адмирал Холдо в одиночку остается на крейсере повстанцев, потом в одиночку же его разворачивает, в одиночку наводит эту махину точно на корабль Сноука, и активирует гипер-прыжок. Не наш случай, потому что тогда в троп следовало бы записывать каждый брандер и каждого долбаного камикадзе в мире.
    • С прикрученным фитильком: в третьем эпизоде приквелов Энакин в одиночку сажает линкор Гривуса. Ну, как сажает… относительно аккуратное аварийное паде… простите, посадка разваливающегося по кускам корабля. Тоже не наш случай, так как количество дроидов на корабле никто, разумеется, не считал.
      • А с чего бы дроидам Гривуса помогать Скайвокеру-старшему сажать корабль? Те, что не были порублены на месте, благоразумно и поспешно покинули мостик.
    • Во вселенной упоминались угоны Звёздного Разрушителя в одиночку.
  • Пираты Карибского моря — капитан Джек Воробей и Уилл Тёрнер вдвоём доводят «Перехватчик» до Тортуги, где и набирают остальной экипаж. При этом основную работу за них сделал Норрингтон сотоварищи — паруса подняли, ветер поймали (на такие мелочи, как то, что с «Перехватчика» на захваченный «Разящий» перебрался ВЕСЬ экипаж, оставив бриг на полном ходу, уж не будем обращать внимания) — ну а у штурвала стоять на прямом курсе вообще нужен только один человек. (Нет, двое, чтобы можно было поспать и поесть/попить/справить нужду). Учитывая, что от Порт-Ройала до Тортуги где-то 300 морских миль, то при тогдашних скоростях (и в идеальных условиях) можно дойти за двое суток.
    • И у этого брига, по канону, не должно быть штурвала — а следовательно, один человек его просто не удержит на курсе. Сил не хватит держать румпель, не уваливаясь под ветер или течение.
      • Бриги вполне управлялись штурвалами, особенно квартердечные, как «Перехватчик». Иначе на румпель корабля такого тоннажа придется ставить немало народу.
    • На «реквизируемом» Джеком линейном корабле «Разящий» находилось 8 человек (из 800—900, положенных для 100-пушечного корабля). Да, он стоит на якоре, но это военный корабль, а не прогулочный лайнер.
      • Он стоит на якоре в порту приписки, а дело происходит рано утром. Большая часть матросов и морпехов ещё едва-едва выползает из казарм на берегу, а скорее всего — беспробудно дрыхнет после ночного аврала и боя с «Жемчужиной». Более логичный вопрос, как Джек вообще вдвоём с Уиллом заставил эту дуру развернуться и пойти, но на него есть ответ: припряг, собственно, тех восьмерых во главе с лейтенантом Джилеттом, которых потом высадил в шлюпку
    • Во втором фильме «Честно говоря, столько народу не нужно — хватит и шестерых… (Сидящие в каждой из клеток смотрят друг на друга, и в каждой из них как раз по 6 человек). Ой, это я зря».
      • Вот здесь с подавлениием недоверия уже сложнее. Ладно, пренебрежём тем, что «Жемчужина» на момент беседы лежит на берегу — там Пинтель и Раджетти уже воспользовались приливом и сволокли её в воду. Но она — фрегат, так что шесть человек поведут её очень медленно и печально, под одним-двумя парусами (двое на перты любого рея, двое на шкоты-брасы его же на палубе, один на фор-стень-стаксель или кливер и один за штурвалом), и управлять ей будет такой морокой, что пираты очень быстро запросятся обратно к каннибалам, тем более, что сменной вахты нет и не предвидится. А уж если ещё и ветер загуляет…
  • «Мушкетёры» реж. Пола Андерсона (2011) — три мушкетёра (плюс позже присоединившийся д’Артаньян) запросто угнали летающий парусник Бэкингема и привели его в Париж, без затруднений маневрируя и сражаясь по дороге.
  • «Стартрек: Возмездие» — корабль Секции 31 «Возмездие» (вдвое крупнее «Энтерпрайза») был с самого начала спроектирован, чтобы им мог управлять один человек. Что и делает Хан под конец.
  • «Звёздный путь 3: В поисках Спока» — аверсия. «Энтерпрайз» похищает трое человек. Скотти удаётся перенести большинство функций на компьютер, но вот как только дело доходит до сражения с клингонами, то компьютер даёт сбой и весь корабль выходит из строя.
    • В книге «Crossover» Скотти (уже в XXIV веке) помнит этот урок и подключает столетний музейный экспонат к компьютеру современного челнока, который с лёгкостью справляется с задачей.
  • «Морской бой» — после гибели эсминца оставшимся членам экипажа нужен корабль для уничтожения флагмана пришельцев. Кто-то вспоминает про музейный линкор «Миссури» времён Второй мировой. С помощью парочки десятков ветеранов линкор удаётся расконсервировать за рекордный срок (в реальной жизни полноценной команде на это понадобилось бы 2 года), после чего всё те же моряки и ветераны ведут этого мамонта в бой. А ничего, что стандартный экипаж линкора даже после всех модернизаций — 1 515 человек? Из которых по 94 человека использовалось для обеспечения работы каждой турели башни? Ну или то, что многотонную махину можно заставить подрифтовать, будто кто-то забыл, что это не «Форсаж».
    • Из той же оперы — «В осаде». Три дюжины наёмников берут под контроль тот же линкор, на котором было порядка 2500 моряков и морпехов. А по итогам вырезаются местным коком почти в одно рыло. И да, в этот раз башней главного калибра управляют всего пятеро. Хотя управление показано очень детально, а сам Райбек в прошлом старшина-артиллерист.
      • Артиллерист на современном корабле и артиллерист на «Миссури» это два разных человека, там все слишком иначе устроено. А насчет самого Райбека… Он именно артиллерист, или Gunnery Sergeant («Комендор-сержант», надм. «Сержант артиллерии», который просто аналог сержанта первого класса в морской пехоте США?)
  • «Пассажиры» — минимальнее некуда: все пассажиры и экипаж «Авалона» лежат в анабиозе, корабль летит сам.
  • «Нечто» — заглавный пришелец прибыл на Землю на огромном космическом корабле, где из всего экипажа был только он один. В приквеле легко запустил свою «тарелку» и собирался вернуться домой (а потом, по всей видимости, привести за собой других). Если бы не диверсия главных героев, вполне мог бы добиться своего.
  • «И Целого Мира Мало» — апофеозом серии является хитрый план злодеев взорвать угнанную у русских подлодку в Босфоре и заблокировать его для судоходства. Для этого, место потравленного экипажа, занимает два десятка головорезов во главе с номинальным ГлавГадом. Штатный экипаж подлодки класса «Щука» — 96 человек.
    • С учетом того, что подлодку требовалось только протащить километров 200 под водой — и такого экипажа хватит. Большая часть штатного экипажа делится на три вахты, так что сразу получаем 30-40 человек для единовременного управления. Выкидываем из них механиков (чинить некогда и нечего), операторов оружия, всяческих акустиков, врачей, коков - останется как раз в районе двух десятков человек, которые с трудом, но управятся с такой одноразовой задачей.

Телесериалы[править]

  • Серенити управляется полным экипажем — капитан, старпом, пилот и механик. Остальные к управлению кораблем отношения не имеют (за исключением Тэмов). В роли минимального фактически нужны только Уош и Келли — первый управлять, а вторая — отмачивать «безумного Ивана» по команде.
    • Хотя Серенити это относительно маленький корабль.
  • «Красный карлик» — одноимённым космическим кораблём, изначально рассчитанным на сотни, если не на тысячи человек, через миллион лет управляют всего три условных человека. Правда, фактически они не управляют ничем, корабль разваливается по швам, а хоть какую-то иллюзию порядка поддерживает бортовой компьютер при посредстве немногочисленных автоматов. Но всё равно, какой контраст!
  • «Андромеда Джина Роденберри» — с заглавным космическим крейсером управляется команда в полдюжины человек плюс ИИ. У автора правки возник вопрос: а зачем тогда по штату кораблю положены 2700 с гаком душ персонала? Вопрос откровенно риторический, на таких кораблях в мирное время постоянно летают посольства, инженерные корпуса, лаборатории с кучей исследователей и лаборантов и так далее, а в военное — солдаты и пилоты москитного флота.
    • Вообще-то они постоянно огребают именно из-за нехватки экипажа для полноценной боевой единицы. Отстреливаться от роя истребителей приходится двум дистанционным пилотам вместо положенной полусотни. Да и в первой серии упоминается, что ИИ корабля предназначен для подстраховки команды.
      • А в лоре сериала прямо сказано, что большая часть экипажа — это по сути морская пехота, предназначенная для высадки на планету и противодействию возможности абордажа
  • FarScape — фактический экипаж Мойи — пилот и несколько сотен роботов-осблуги. Остальные обитатели не в счёт, они разбираются только с крупными неприятностями (которые зачастую сами и генерируют). Обоснуй: Мойя — это живой корабль, и экипаж ей по сути и не нужен.
  • Star Trek — потенциально USS Voyager может вообще обходиться без людей, а затыкать все дыры «голограммами» и банальной автоматикой. И как раз на таком корабле, где экипажу в обычной жизни нечем заняться, оказываются аж две ненавидящие друг друга команды, а впереди 70 лет дороги домой.
    • Если честно, то никто не считает, что голограммы способны заменить экипаж. Первая модель голографического доктора вообще была сослана на каторгу (в прямом смысле — разрабатывать астероид). Только Доктор «Вояджера» становится полноценной личностью, и то только потому, что его почти не отключают и он постоянно учится. А потом требует, чтобы ему дали командную подпрограмму, после чего с лёгкостью обводит вокруг пальца вражеский флот, а другом сражении обезвреживает два корабля одной торпедой.
    • В одной серии TNG доктор Крашер замечает, что постоянно пропадают члены экипажа. В конце концов остаются она и Пикар. На вопрос, зачем им двоим корабль длиной 642 метра, тот не находит адекватного ответа. Даже когда остаётся одна, то компьютер соглашается, что нелогично давать такой огромный корабль одному человеку. На самом деле она случайно попала в карманную вселенную, которая схлопывается.
  • Доктор Кто: консоль управления ТАРДИС рассчитана на экипаж из шестерых, занимающих позиции по сторонам шестиугольника. Доктор же управляется один, поэтому ему постоянно приходится носиться вокруг консоли как бешеный. Возможно, отсюда же и его постоянные проблемы с управлением: банально рук не хватает уследить за всем.
  • «Пилот международных авиалиний» — Ту-154 управляется только КВС и вторым пилотом. А где же бортинженер и штурман?
  • «Причуды науки» (1997)
    • Эпизод «Упакованные» (3 серия). Для того чтобы управлять космическим дуршлагом, на котором служит протагонист, достаточно одного человека. А ведь это, вроде как, серьёзный военный истребитель. А для более современных моделей достаточно и половины человека.
    • «Быстрая концовка» (8 серия). Экипаж космического корабля дальнего следования, на котором происходит действие всей серии, состоит из четырёх человек. Но судя по всему, вполне достаточно и одного. Во всяком случае, вопрос: «А как же мы справимся с управлением втроём/вдвоём/в одиночку?» никого не волновал.

Мультсериалы[править]

  • «Супермен» (1941) — выпуск «Японская диверсия». Весь экипаж гигантского (воистину гигантского — выше диспетчерской башни!) воздушного авианосца состоит из двух пилотов. Поэтому после того, как его покинули все находящиеся на нём самолёты, он был с лёгкостью захвачен всего тремя японскими диверсантами. Если бы не пробравшаяся на борт Лоис и не ошивающийся поблизости Супермен, то его так бы и угнали в Токио. Возможный обоснуй: Этот полёт был пробным, возможно, поэтому и ограничились только необходимым минимумом экипажа.
  • «На задней парте» — обыкновенный советский школьник Бармалейкин не так прост как кажется. В одной из серий мультфильма выясняется, что он один, безо всякого экипажа в состоянии управлять целым танком — и даже вполне себе успешно воевать на нём с динозаврами!.. С закономерными последствиями.
    • В другой серии он в гордом одиночестве ведёт шхуну колумбовской эпохи через Атлантический океан… Крутой, ничего не скажешь.
  • «Аладдин» — капитан Альбатрос ходит по морям один, вообще без команды!
  • «Футурама», сезон-полнометражка «Большой куш Бендера» — голова Гермеса, подсоединённая к системе управления громадным космическим флотом, смогла не только им управлять, но и делать это гораздо изящнее всех тысяч пилотов самих кораблей. Потому что Гермес — профессиональный бюрократ, и ему это раз плюнуть.
  • «Приключения капитана Врунгеля» — экипаж яхты «Беда», как и других участвующих в регате судов, состоит из трёх человек.
    • Врунгель и Лом отлично справлялись и вдвоём (что и логично для одномачтовой яхты с гротом и стакселем — паруса ставятся лебёдками, один ставит и вяжет снасти, второй на штурвале). Но одно дело — в походе, а другое — кругосветная регата на скорость. Стоять вахты по 12 часов, не ложась в дрейф, несколько проблематично.
    • Именно для этого, по правилам регаты, и нужно было срочно отыскать третьего, хоть и регата (в отличие от экранизации) планировалась не многодневной и не кругосветной. См. выше «Иванов и Рабинович».
  • «Приключения Мюнхаузена» 1972-73 годов — не только на суше, но и в морских плаваниях барон приключается в гордом одиночестве. В одной из песен даже подчёркивается: «В просторах голубого большого океана я сам за рулевого, я сам за капитана…»

Аниме и манга[править]

  • Black Lagoon — вся забота по управлении и обслуживании торпедного катера лежит на плечах Датча и Бенни. Это же торпедный катер, блин.
  • Cowboy Bebop — «Бибопом» управляет по сути только сам Джек Блэк. Остальная часть экипажа только добавляет проблем и работы.
  • Jormungand — экипаж грузового судна Коко не сильно больше её команды. Впрочем, недалеко от реальности. Современные сухогрузы вполне могут обслуживаться командой из пары десятков человек.
  • Mouretsu Pirates — главный гад управляет сразу тремя космическими кораблями в одиночку.
  • Морская школа — на эсминце «Харекадзе» всего 31 человек (против 239 на реальных эсминцах типа «Кагэро»), и проблемы этого отчётливо видны: сбрасывать глубинные бомбы и спускать параваны приходится казначею и трем поварам, зенитными автоматами (не имеющими центральной наводки) управлять вынуждены лично старшие артиллеристка и торпедистка (которые как бы должны находиться на мостике, координируя огонь), на весь корабль только один вперёдсмотрящий (!), а борьбу за живучесть должны вести только два, а иногда и один (!!!) техника (правда, в последнем случае на помощь пришли трое дальномерщиц, чей пост был уничтожен удачным попаданием, и они лишились работы). Автоматизация-с. Педаль в пол, а то и в асфальт давят корабли покрупнее, особенно линкоры типа «Ямато» (2399 человек на «Мусаси» ИРЛ и 36 в аниме) со схожим по численности экипажем при многократно больших размерах.
  • Girls und Panzer — танки здесь имеют реально необходимое количество человек в экипаже, но некоторым не хватает одного или двух, что в принципе допустимо. Михо объясняет что они могут управлять Panzer IV вчетвером (функции радиста и заряжающего будет исполнять один человек, к тому же радист в предстоящем им бою не особо и нужен).
  • Лейдживерс — «Королева Эмеральдес» (и одноименные аниме и манга, и все прочие появления этого корабля, как минимум, в цикле про Харлока; «Эмеральдес против Харлока» (где на одноименном дирижабле была команда из не совсем адекватных женщин бальзаковского возраста) не в счет, ибо самопародия). Педаль в пол: Эмеральдес там вообще одна. В манге поясняется, что корабль снабжен высокоинтеллектуальным ИИ, и это как-раз тот случай, когда по здравому разумению команда на корабле и не нужна. Только вот Эмеральдес — пират, и как она грабит корованы в одиночку — все равно не совсем понятно (хотя Эмеральдес примерно такой-же пират, как и Харлок, так что правильный ответ, вероятно, «никак»).
  • Морская школа — «Харекадзэ» автоматизирован и благодаря этому неплохо управляется тремя десятками курсанток вместо положенных эсминцу типа «Кагэро» двух с лишним сотен человек. Однако когда дело доходит до боя, бомбосбрасывателями и параванами приходится управлять казначею и поварам, зенитками — старшим артиллеристу и торпедисту, а борьбу за живучесть и вовсе ведёт кто попало. Впрочем, «Харекадзэ» — учебно-тренировочный корабль, который вообще не должен был оказаться в бою.
    • «Мусаши» давит педаль в пол — им управляют 36 курсанток, в то время как в реальности на борту находились 2399 человек.

Веб-комиксы[править]

  • TwoKinds — педаль в морское дно. Трёхмачтовый парусник работорговца Эрика управляется… а он вообще кем-то управляется? В команде, кроме самого Эрика, только двое его рабов, да и те не слишком-то возятся со снастями и не стоят у штурвала — разве что поднимают паруса при отплытии (ага, вдвоём, на всех трёх мачтах одновременно). Предельное незнание матчасти или очень сильное колдунство?

Видеоигры[править]

  • Псевдоодноместность.
  • Skies of Arcadia — даже огромный «Дельфий» можно пилотировать силами четырех человек, но главному герою настоятельно советуют собрать экипаж для серьезных боев и дальних плаваний.
    • Адмирал Белеза ведет свою «Рысь» на таран в одиночку, по понятным причинам.
  • Live-A-Live, сценарий «Sci-fi» — грузовой космический корабль «Cogito Ergosum» (sic!), обладающий продвинутым ИИ, обслуживается экипажем в пять человек, причём трое из них часть полёта проводят в капсулах холодного сна, а бодрствуют только механик и капитан, да и капитан уже неизвестно сколько дней лежит мёртвым в своей каюте.
  • Assassin’s Creed: Brotherhood — танк да Винчи приводится в действие усилиями четырёх человек (главный герой и трое подвернувшихся NPC). На самом же деле по чертежам да Винчи людей должно быть минимум восемь (по двое на каждое колесо), к тому же Леонардо забыл, что стволы сами себя заряжать и стрелять не будут и им тоже нужен хотя бы один человек (тем, что на колёсах, не до того).
  • Risen 2 — пиратский корабль Безымянного укомплектован экипажем из четырёх человек, и один из них — кок. А ведь на арте из артбука изображена вполне многочисленная команда.
  • Вся серия Grand Theft Auto — протагонист умеет в одиночку отлично управляться с танком. Одновременно вести машину, наблюдать за местностью, поворачивать башню и заряжать орудие — это в его стиле (In real life за всё это отвечают четыре разных человека соответственно: водитель, командир экипажа, наводчик и заряжающий).
  • World of Tanks — в отличии от предыдущего примера, в начале боя танк управляется достаточным количеством членов экипажа. Чудеса начинаются после попаданий по танку и потерь в экипаже; особенно весело становится при игре на тяжёлых танках с большим запасом HP: как вам КВ-5, управляемый одним радистом? А Е100, управление которым внезапно ложится на хрупкие плечи заряжающего?
    • С прикрученным фитильком — по русской озвучке слышно, что «выбитый» экипаж не убит, а только контужен, и соответственно может продолжать бой, хоть и плохо и медленно.
    • А вот War Thunder аверсия: 2 человек кое-как могут заменять 4-6, но будут делать это ОЧЕНЬ медленно и печально (а если остался единственный, то танк считается уничтоженным). Недаром разработчики дали возможность пополнить экипаж одним человеком раз за бой. В аркадных боях один член экипажа может управлять танком, но вы будете ИЛИ ехать, ИЛИ вращать башню и стрелять, не всё сразу.
  • Mass Effect: Andromeda — экипаж «Бури». Нет ни второго пилота, не сменного инженера для обслуживания двигателей, и в целом из всей команды поддержанием работоспособности и управлением кораблём занимаются два человека и один саларианец.
    • Что любопытно, жилые каюты при этом даже на текущий экипаж не рассчитаны, места откровенно не хватает на всех.
  • Sunless Sea — пока есть хоть один матрос, корабль плывёт, но если куда-либо исчезнут все, наступает Game Over без вариантов. При этом наличие офицеров значения не имеет: можно спокойно плавать без механика и штурмана, а можно таскать хоть всех возможных в игре, и ничего вам за это не будет.
    • Кстати, понятие skeleton crew здесь отражено: если потерять больше половины матросов, отключится полный ход, что означает увеличение времени в море и получаемого ужаса, а также здорово мешает убегать от врагов. А ещё численность экипажа влияет на прибавление шкалы голода, так что запасные матросы влетают в копеечку… но никогда не знаешь, где столкнёшься с потерями.
    • Захватывать корабли-NPC с помощью призовой команды здесь тоже возможно, так как у них тоже есть экипаж. По прибытии в Лондон вам хорошо заплатят и даже вернут матросов. Вот только захват требует знатных математических извращений и ещё имеет 40 % шанс провалиться. В общем, нафиг.
  • FTL: Faster than Light. Минимальный экипаж корабля игрока — один пилот, чтобы задать координаты гиперпрыжка. Корабли противника нередко обходятся и без этого: разведку часто выполняют вооруженные до зубов беспилотники, а на флагмане повстанцев функции автопилота может выполнять чрезвычайно мощный ИИ, который справится получше полного экипажа.
    • Учитывая что этот ИИ откровенно читерит, и чинит любые повреждённые отсеки (пока экипаж жив, для этого нужен человек в отсеке), выбивать весь экипаж строго не рекомендуется.
  • Brigador — управление техникой в одиночку присутствует благодаря наличию в сеттинге технологии нейроподключения, хотя и подразумевается, что техника противника всё же управляется полноценным экипажем.
  • Guns of Icarus Online — движением местных дирижаблей управляет один человек, инженер может присутствовать в команде исключительно для ремонта. Но одновременно управлять и стрелять не получится физически.
  • Space Empires: Starfury — формально даже линкором может управлять 1 человек. Полоска экипажа нужна только для того, чтобы враги и отказ системы жизнеобеспечения могли убивать персонал на борту.
  • Space Station 13 — станции нужен 1 (один) член команды, включить электричество в начале раунда. Все остальные — опциональны, и существуют преимущественно для того, чтобы эту станцию ломать.
  • Planetside — аверсия, в многоместных машинах можно управлять только чем-то одним, для экипажей важна голосовая связь, чтобы знать, куда ехать/лететь и куда стрелять. В первой части выражено намного сильнее, чем в оказуаленной второй, так как там для смены места нужно вылезти, дойти до другого люка, и влезть обратно, а не нажать одну кнопку и мгновенно оказаться на другом сидении.

Настольные игры[править]

  • Кориолис. Третий горизонт — на корабле предусмотрены должности капитана, штурмана-оператора, бортинженера, бортстрелка и пилота (и желательно кто-то с наукой если хочется полетать по другим системам), однако в принципе корабль изначально может быть создан под уменьшенный экипаж (для кораблей первого типа совмещение всех должностей одним человеком вообще естественное следствие размера). Из минусов такого решения необходимость выбирать чьи спецфункции ты выполняешь прямо в этот боевой ход.
    • В принципе, если совсем уж ужимать экипаж то можно выкинуть стрелка, капитана и профессионального (необходимый минимум для полётов спец. знаний не требует инженера).

Реальная жизнь[править]

  • Для кораблей английского и флота XVII — начала XIX веков неполный экипаж был скорее нормой, так как нормой было иметь не менее 100 линейных кораблей (нужно минимум 600 человек экипажа) и 300 фрегатов (200—500 человек). Полностью укомплектованы обычно были только эскадры в самых горячих точках, а прочие выкручивались как могли — отсюда и навязчивые традиции «прессинга». Этим пользовались, например моряки новорожденного флота США во время войны за независимость, беря огромные экипажи и навязывая англичанам абордаж, зная что те часто имеют команду еле-еле достаточную для обслуживания корабля. Во французском и испанском флотах тоже часто только-только построенные корабли месяцами стояли на приколе так как далеко не всегда для них заранее удавалось набрать команду и весь секрет английских побед часто был только в том, что французские эскадры были кое-как укомплектованы и имели дикий дефицит подготовленных кадров (усугублялось просто дичайшими кумовщиной и трайбализмом старого французского флота, когда опытных, но «неправильных»[9] офицеров десятилетиями мариновали в самых низших должностях, а безграмотные выдвиженцы мгновенно росли до самых высоких чинов) и просто не могли нормально вести бой и осуществлять простейшие маневры из-за недостачи людей (на 30-40 бортовых орудий могло быть 20-30 канониров или 150—200 палубной команды для подъема парусов вместо 300 минимум нужных). У испанцев дело усугублялось типично испанским методом набора персонала — пристать к берегу и зашанхаить в пивнухах всех кто не успел сбежать. Драться этот сброд судя по победе вербовщиков, тоже умел посредственно. А стрелять из орудий не умел вообще, благодаря чему отличные испанские линкоры занимались в основном отражением абордажей, и попортили «ракам» (презрительная кличка английских пехотинцев из-за красных мундиров) немало крови, слитой в шпигаты.
  • Имеющий размеры поболее авианосца контейнеровоз CSCL Globe, которому не нужно ни воевать, ни обслуживать пассажиров, имеет экипаж около 30 человек.
    • Чуть меньший корабль того же назначения Emma Mærsk и вовсе может обходиться командой из 13 людей.
  • Экипаж трансатлантика начала 20-го века класса «Олимпик» — около тысячи человек, причем офицерского состава не более дюжины, порядка 200 человек обслуживающего пассажиров персонала, около сотни матросов. Остальные — кочегары для круглосуточного кормления 20-25 ненасытных угольных котлов. Безо всякой механизации. Лопатой и ломом. Это к вопросу о том почему котлы в конце концов перевели на питание жидким топливом, за подробностями — к авианесущему «Кузе» и к сверхскоростному последнему океанскому лайнеру «United States» (никаких кочегаров не хватило бы питать силовую установку в полмиллиона лошадей).
  • Фирма Boeing спонсировала несколько фильмов «Турбулентность» чтобы показать, что Боинг-747, несмотря на его размеры, посадить может даже человек, никогда до этого в кресле пилота не сидевший. Это, конечно, не совсем так, но отчасти верно — самолёт очень надёжен и достаточно легко управляется. Проблема в другом — тот единственный человек, которому придется эту дуру сажать вручную, должен обладать стальными яйцами и ангельским терпением, потому что управляемость у него как у утюга. А с автоматикой да инструкциями по радио, какую кнопку жать — справится вообще любой, если он, конечно, не дебил.
    • Это если автоматика работает. 737MAX8, разбившийся 29.10.2018, больше 20 раз опускал нос, а пилотировать подобные самолёты без автоматики не каждый ас сможет.
      • 737MAX — это известный гроб, речь шла о 747, который на порядок надежнее. Автор данной правки гарантирует: «на руках» на бетонфлюгзугах взлететь не проблема, и лететь не проблема, но сесть вручную очень-очень сложно, и для этого нужен огромный налёт, доскональное знание мануала и всех систем; и стальные яйца.
  • Стандартный для «дальнего» пассажирского лайнера типа Ту-154 времен СССР экипаж — аж пять человек (два пилота, штурман, бортмеханик и радист). С огромным 747-ым или «Аэробусом» А380 легко, благодаря развитой авионике, управляются двое — капитан и второй пилот. Просто для сравнения: самолёты строились примерно в одно время, правда применение было разным.
    • Времена СССР — довольно размытый временной промежуток. Следует отметить, что действительно дальние беспересадочные рейсы начали делать в начале 21 века, при этом на борту есть сменный экипаж. Радисты из гражданской авиации исчезли довольно давно, а на ранних версиях Боинг-747 бортмеханик был (ЕМНИП был убран на 747—400 1988 г. выпуска).
      • 747—100 и 747—200 да, имели бортача, но являлись широкофюзеляжными машинами 70-х годов. А вот на узкофюзеляжный средних- и ближнемагистральных авиалайнерах стандарт «2 человека в кабине» стал внедряться ещё в 1968, с выходом на рынок Boeing 737. Чего не скажешь об СССР/России, где до 2010-х производились узкофюзеляжные машины для экипажа из 4-х человек (Ту-154, 1968—2013), а поныне производящиеся серийные (и увы, бесперспективные) образцы Ту-204 и широкофюзеляжного Ил-96 до сих пор рассчитаны на трёх человек вместо двух. Виной всему гигантская пропасть в технологиях и электронике[10]. Анекдоты про ламповый процессор не на пустом месте возникли…
        • А потом, на стыке тысячелетий, ВНЕЗАПНО выяснилось, что большой экипаж в кабине — благо. И пилоту-самоубийце дорваться до рычагов управления в полном распоряжении сложнее, и башни-близнецы пришлось бы сносить альтернативным способом…
  • Сама концепция винджаммера — огроменного многомачтового парусного судна, на котором для работы с парусами установлена небольшая паровая машина. Экипаж в два десятка человек способен поставить или убрать все паруса где-то за пару часов с перекурами. Винджаммеры на рубеже XIX—XX веков возили через Атлантику нескоропортящиеся грузы, и были существенно дешевле как паровых современников, так и менее извращённых по конструкции парусников, что компенсировалось большими проблемами в портах или при внезапном ухудшении погоды. Окончательно сошли со сцены, когда утратил ценность последний из их постоянных грузов — чилийское гуано заменили синтетическими азотными удобрениями.
    • «Томас У. Лоусон», будучи единственным семимачтовым судном в мире, имел экипаж в 18 человек.
    • «Пруссия», пятимачтовый корабль с прямым вооружением, требовал 45 человек.
    • К слову, оба разбились. Причина как обычно, тупость и жадность хозяев.
  • Большинство парусных яхт, по размеру сопоставимых с пиратскими шлюпами времен войны за испанское наследство, легко управляются одним человеком.
    • С зубчатыми лебедками, электромоторами, рулевой машиной, стальным рангоутом и более легкими (и скользкими) парусами из дакрона. Ну да. Так и должно быть. А еще и дизель имеется, для беспарусного хода.
      • Те, кто ходит далеко и надолго, в том числе и в одиночку, предпочитают иметь только необходимый минимум последних достижений нейтронной мегалоплазмы — в основном потому, что они склонны выходить из строя в самый ответственный момент, а отремонтировать их где-нибудь вдали от цивилизации крайне сложно. Часто бывает так, что современная яхта от аналога столетней давности отличается только наличием дизеля, рации и спутникового навигатора.
        • причем движок зачастую заменяется на солнечную батарею/ветровую турбину для зарядки аккумулятора рации, без которой крайне некомфортно ругаться с береговой охраной, а спутниковый навигатор зачастую интегрирован в планшет с картой, что сокращает количество барахла для штурманского уголка. Впрочем некоторые предпочитают по старинке с распечатками карт, будильником и компасом. Главное не забыть поднять на мачту «пароходное пугало» (уголковый отражатель, чтоб не попасть под таран какого-нибудь здоровенного корыта который прёт как паровоз, а видит строго радаром, для отражения луча которого эта фигня и предназначена).
  • Эсминцы класса «Замволт» US NAVY: так как там предусматривалась автоматизация везде где только можно, экипаж 150 человек. Для боевого корабля массой 14500 тонн и длиной 180 метров[11] этого действительно мало, для сравнения на Арли Берках экипаж 380 человек. То есть например о борьбе за живучесть сразу можно забыть — в таком экипаже элементарно не хватит людей в бою тушить пожары[12] и заделывать пробоины. Неудивительно, хотя и далеко не только поэтому, что их построили всего три и больше не планируют. Изначально там планировали вообще 80-100 человек, но вояки просто отказались даже рассматривать такой проект.
  • Для того, чтобы выпихнуть в море ТАРПКСН «Акула», нужно 13 человек (это без отдыха и при работе на износ). Штатный экипаж у нее 150.
  • ПЛАТ проекта 705 «Лира». Лодки, конечно, были сравнительно небольшие — 80 метров в длину и 3200 тонн подводного водоизмещения, но штатный экипаж у них составлял 32 (прописью: тридцать два) человека, причём из нижних чинов штатным расписанием предусматривался только кок, по совместительству вечный дневальный, остальные — офицеры и мичманы. Всеми системами лодки благодаря исключительно навороченной (кто там выше говорил про неспособность советской электроники?) БИУС «Аккорд» могли управлять с центрального поста всего четыре человека: капитан, акустик, механик и боцман на рулях. Недостатком такой ультра-автоматизации являлась астрономическая стоимость постройки (лодки унаследовали у опытовой лодки проекта 661 «Анчар» прозвище «золотая рыбка», титановый корпус не помогал в этом отношении совсем), отвратительная надёжность новейшей, а потому «сырой» и ломучей аппаратуры, перманентное отсутствие запчастей (всё новое, со старых лодок ничего не подходит), и откровенно никакие возможности крошечного экипажа к борьбе за живучесть и ремонту в боевых условиях. «Добил» проект мощный, но тоже очень сырой реактор со свинцовым теплоносителем, намертво застывавшим в трубах при температуре 126 °C, что требовало постоянного отопления реактора паром с берега при выключении реактора. Котельные в базе по обычной отечественной безалаберности быстро попереломались, и «закозлив» пару реакторов (застывший теплоноситель «рвал» трубки, делая повторный запуск невозможным), командование пришло к решению не глушить их вовсе, что быстро съело их ресурс. Было построено всего семь лодок, прослуживших всего около 20 лет. Зато за время существования успели изрядно попугать… вернее, потроллить вероятного противника, а также обогатить отечественных конструкторов бесценным опытом.

Примечания[править]

  1. Идеальным переводом и по смыслу, и по форме, будет «костяк команды».
  2. если на шхуне есть реи — это может быть марсельная шхуна. Для движения ей ставить марсели необязательно, достаточно поднять передние паруса, ну или хотя бы фок, и грота-трисель, который Стивенсон обозвал контр-бизанью, так и не определившись, две у него там мачты или три. Без него шхуна будет крутиться. С данной задачей справится даже полный нуб если объяснить ему что делать, а точнее как крепить концы. Что Джим и сделал
  3. автор этого тезиса не обратил внимания на указание в тексте что это двухсоттонная шхуна. То есть штурвал нужен
  4. проблема в том что Стивенсон регулярно путается в показаниях, называя грот бизанью, при том что мачт по тексту две
  5. гомерический смех комментатора прилагается, дюжина человек, на галеон, ага. Вы случайно с каравеллой не попутали? Кроме того желательно учесть что Сабатини попросту спер описание частично у корабля XVIII века, а частично вообще непойми откуда, потому как незнание матчасти у него лезет буквально изо всех щелей. Эксперты считаютчто «Синко Льягас» был тяжелым фрегатом испанской постройки, что звучит разумно уже потому что во-первых на нём уже есть штурвал (на галеонах их не было), а во-вторых только полный дебил захотел бы ходить на галеоне по тем морям. Галеон — океанский военно-транспортный корабль, более пригодный для купцов и военных нежели чем для пиратов, которым подавай быстроходы с малой осадкой, а не здоровенную неуклюжую хреновину, которая обладает отличной всхожестью на волну, но говенными скоростью и маневренностью. Многое в тексте указывает что ко всему прочему это корабль колониальной постройки (цвет корпуса, некоторые особенности строения), причем опять же судя по тексту его изрядно перегрузили артиллерией. В любом случае такие корабли комплектовались многосотлюдной командой, особенно у испанцев, у которых соотношение абордажников к матросам было больше чем у кого-либо. В силу испанской постройки корабль похвастаться скоростью и огневой мощью не мог, зато отличался редкостной неубиваемостью
  6. в данном случае лучше поверьте Хайнлайну, который служил в ВМС и знает, в каких условиях и что может управляться десятью кнопками и крепким словом, а в каких — нет
  7. расскажите об этом сэру Френсису Чичистеру, который тащил крейсерскую яхту вокруг света в одиночку.
  8. И это с её-то титаническим торговым флотом — впрочем, на торгашах-то как раз экипажи обычно небольшие, а дальше их оголять уже некуда: именно торговый флот и даёт деньги на войну.
  9. Не бретонец — гуляй. Даже офицерскую академию Ecole Navale в итоге пришлось переносить в сухопутный Париж только потому, что в Нанте слишком уж сильно было влияние бретонской «мафии».
  10. не столько в технологиях и электронике — на тушки пытались и компьютер воткнуть, проблема не в этом, а в ином подходе к безопасности — до определенного времени в СССР а затем и в РФ считалось что механическое дублирование управления обязательно должно быть (чтоб при отказе электронной прослойки самолёт не стал утюгом), кроме того да, электроника в СССР отставала, кроме того, нет, за пределами СССР бортач нес другие функции, а радист помимо прочего, в СССР был нужен из-за того что в отличие от густонаселенных США и Европы у нас огромные пространства, где со связью могут быть проблемы. Особенно это касается любителей летать в Якутию и на Камчатку. Это кстати к вопросу о навигаторах. В общем, до повального внедрения GPS, компьютеризации всего и вся, и переносу часть функций экипажа на аэродром, в СССР была более оправдана схема с четырьмя-пятью членами экипажа, а в США — двое-трое. Не надо ругаться
  11. такую же длину по ватерлинии имели линкоры класса «Пенсильвания» с экипажем в полторы тысячи человек.
  12. а на «Замволтах» это тем более важно, ибо отдельные части выпилены из дерева