Сатиры и фавны

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Fauns and Satyrs. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Театр… сатиры

Сатиры и фавны — мифические гуманоидные существа с чертами козлов: рога, копыта, шерсть, иногда уши и хвост. Какие именно детали козлиные, какие — человеческие, зависит от воли автора, иногда их могут изображать даже с человеческими ногами, хотя «козлоногие» — их характерный эпитет.

Они живут в тесном контакте с природой (как правило в лесах и на полянах), которой покровительствуют, любят веселиться, играть, в том числе и на музыкальных инструментах. Могут быть чисто мужской расой, дополняясь нимфами, хотя в позднем античном искусстве появляются и женщины-сатириды. Но на этом сходства и заканчиваются.

Для начала, сатиры — греческое слово, а фавны (ср. фауна — совокупность всех животных) — латинское. Римляне были склонны отождествлять персонажей своей и чужой мифологии. Некоторые авторы могут изображать сатиров и фавнов чем-то отличающимися, ибо у них имеются существенные различия (во внешности, и в темпераменте).

Сатиры гораздо более ленивы и проводят почти всё время в пьянстве и охоте за нимфами и людьми, которых они завлекают к себе своей музыкой, а потом принимаются их преследовать. Сатиры в большей степени покрыты козлиной шерстью, их рога больше, а хвост короче. Из музыкальных инструментов предпочитают трубы, рожки и свирели. Также, перед тем как с кем-то сразиться, сатиры играют мелодию. Эта музыка может ввести противника в состояние сна или внушить ему страх. Но на человека умеющего красиво петь, мелодии сатира не подействуют.

Фавны же более ответственны, а потому исполняют свои прямые обязанности по заботе о земле, растениях и животных, а также дружат с нимфами и часто проводят время с ними именно с согласия последних. Фавны в меньшей степени покрыты козлиной шерстью, их рога короче, а хвосты длиннее. Из музыкальных инструментов предпочитают чаще дудочки и флейты. В сущности, они добрые и весёлые существа, но могут менять милость на гнев по только им известным причинам. Каждый из них не прочь подшутить и напустить страху ради забавы. Вместе с тем и в отличии от сатиров, фавнов легко запугать и заставить прислуживать себе.

Несмотря на то, что в массовом сознании козлоногие человечки больше всего ассоциируются именно с греческой мифологией, образ достаточно универсален. Русский леший иногда изображался козлоподобным, среди арабских джиннов тоже встречались существа с рогами и копытами, и даже эльфов порой раньше так изображали. У ирландцев аналогичное сатирам существо зовётся пука (Вики описывает его как просто животное, без человеческих черт). Привычный образ рогатого и козлоногого чёрта, вероятно, возник, когда древняя мифология была демонизирована христианами.

Кстати, слово «сатира» происходит от лат. satura «блюдо с разными плодами; смесь; стихотворная смесь» (корень satur «сытый»). Это слово стало звучать как satira вследствие сближения с греч. σατυρικός «сатирический, свойственный Сатиру».

Примеры[править]

Мифология[править]

Игорь Майков (Латвия), «Маленький фавн».
Бартоломеус Спрангер (1546—1611, Фландрия). Здесь под внешностью молодого энергичного сатира за Антиопой ухаживает лично Зевс.
  • Кодификаторы из греческой мифологии — низшие божества лесов и спутники бога виноделия Диониса.
    • С сатирами часто путались (во всех смыслах слова) силены — аналогичные по функциям, но менее комичные персонажи малоазиатских верований, имевшие ноги не козла, а осла (этакие полукентавры) Самый главный силен звался Силен, ездил на ишаке в свите Диониса и мог сообщить многие мудрые вещи, если его как следует напоить.
    • Пан — один из доолимпийских античных божеств, фактически ещё праиндоевропейского происхождения, мифологически же — чем только сыном он ни был: и Зевса, и Аполлона, и безотцовщиной от Геи, но чаще всего считается, что Гермеса. Родился уже с рогами и бородой. Обладал способностью вызывать одним своим видом (вариант — голосом) вселенский ужас — отсюда слово «паника». Однажды влюбился в нимфу Сюрингу, которая, спасаясь от его «ухаживаний», превратилась в заросли тростника; Пан же вырезал из его стеблей флейту-многостволку имени себя и хоть так, но приласкал возлюбленную языком. Согласно Плутарху, умер примерно в двадцатых-тридцатых годах по Рождеству Христову на острове Паксос в Ионическом архипелаге.
    • Римляне отождествили Пана со своим Сильваном, вплоть до того, что имя последнего («Лесной») теперь иногда используют как синоним фавна. А он всего-то покровительствовал плодовитости скота! Вот уж воистину, стоило один раз быть замеченным с козой…
    • Эгипан (Айгипан), известный как Страшный Сатир Аркадский — то ли родич, то ли другое имя Пана. По Голосовкеру — сын козы, выкормившей Зевса, соответственно, молочный брат громовержца; был вторым мужем змеедевы Ехидны и отцом Немейского льва и Лернейской Гидры, убит титаном Аргусом Паноптом вместе со своей супругой по приказу Геры.
  • Кернунн в кельтской мифологии похож на сатира, хотя зачастую с оленьими, а не козлиными чертами.
  • Исходный дохристианский образ Крампуса — тоже куда-то сюда.
  • И Кокопели у американских индейцев.
  • Да и вообще так выглядят боги/духи плодородия у многих скотоводческих народов, ибо как им ещё выглядеть? Для пастуха и кочевника рога — символ хорошо знакомый и сугубо положительный.

Театр[править]

  • И. Гёте, «Сатир, или Обоготворённый леший».
  • Мюзикл «Бал вампиров» — в чистом виде не встречаются, однако служанка Магда именно этим словом честит домогавшегося до неё трактирщика Йоне Шагала.

Литература[править]

  • Герберт Уэллс, «Остров доктора Моро» — искусственно сделанный из козла сатир.
  • «Хроники Нарнии» — в волшебном мире обитает множество существ как из античной, так и из северо-европейской мифологий, в том числе фавны и сатиры. Фавн мистер Тумнус — один из ключевых героев книги «Лев, колдунья и платяной шкаф».
  • Питер Пэн, чья фамилия подразумевает именно бога Пана и переведена как «Пэн» чисто во избежание ненужных ассоциаций с польской шляхтой. Пожалуй, стоит порадоваться, что парень никогда не вырастет, а то можно себе представить, чем бы он, с таким-то происхождением, занялся по достижении половой зрелости. А ещё он на флейте соответствующей конструкции любит играть.
  • Метавселенная Рудазова — архидемон Лэнга Шаб-Ниггурат и его потомство являются потомками сатиров, которые превратились в демонов. Выглядят они как человекоподобные козлы с лезвиями на теле и острыми зубами.
    • Самые распространенные адские демоны — черти, бесы и дьяволы — тоже родственны сатирам.
    • В «Преданьях» от того же автора в качестве второстепенного антагониста показан Очокочи — хищный сатир из грузинской мифологии с лезвием на груди, способный насылать панику своим криком и воскресающий после второго удара тем же оружием, которым был убит.
      • Также упомянуты его соплеменники — абхазский Абанауаю и адыгейский Мезиль, а сам их вид у Рудазова называется дагестанским словом «рикирал дак». Собственно, IRL такие мохнатые, вонючие и острогрудые лешаки описаны в фольклоре по всему Кавказу, но козлиные черты — фирменная фишка именно Очокочи.
    • При боге Кефринексе (сальванский псевдоним земного Кернунна) состоит сатир Гемпхе в качестве придворного шута и, предположительно, Эмблемы (божественного фамильяра).
    • Клюзерштатен — демолорд Паргорона, сатирообразный полугохеррим, сын демолорда Эсветаллилы и изнасиловавшего её вышеупомянутого Кефринекса, невольно поделившегося с сыном своей тёмной ипостасью. Крайне злобный трикстер, козёл во всех смыслах слова, садист, самую чуточку не полное чудовище и вообще сатанинский архетип.
    • Наконец, в конце «Зари над бездной» богиня любви Инанна появляется перед Вон в облике самки фавна. Чем заставляет её отложить кирпичей: Вон в этот момент мертва, и Чёрный Слепец препровождает её на тот свет. А как вы бы отреагировали, встреть вас там натуральный чёрт с рогами?
  • «Перси Джексон» — поскольку серия книг обращается к греческой мифологии, сатиры здесь играют очень значительную роль. Во-первых, Лагерь Полукровок, в котором живут дети богов, соседствует с лесом, где обитают сатиры и нифмы. Во-вторых, Гроувер (лучший друг главного героя) — самый натуральный сатир с копытами, рогами и бородой.
  • Брайан Кин, «Тёмная лощина» — жуткий сатир, который трахает женщин и мочит мужиков.
  • «Песни Гипериона» — поэт Мартин Силен некоторое время прожил с биомодификацией, превратившей его в натурального сатира. Поведение соответствовало.
  • Лавкрафт обращался к этому образу едва ли не чаще, чем ко всем остальным. И уж точно чаще, чем к загадочным тентаклям.
  • Ник О’Донохью, «Ветеринар для единорога» — в волшебном мире, куда регулярно наведываются герои, живут в том числе и фавны. Один из них даже становится возлюбленным главной героини.
«

В приёмной какой-то сильно подозрительный тип (вылитый доктор Лектор из «Молчания ягнят») лапал яркую блондинку, а та с визгливым хохотом била его по рукам. — Исаич! — кричала она. — Ты — старый сатир! — Это верно, — с довольным марсианским уханьем отвечал тот. — Я — мужик юморной…

»
— Евгений Лукин «Ё»
  • Роберт Хайнлайн, «Между планетами» («Битва планет») — венерианские аборигены «неуклюжики» — милые, но весьма наглые маленькие (по колено) фавны. Полуразумные? На Земле, служащей в романе средоточием пороков, запечённые фавны слывут деликатесом, что приводит в ужас протагониста — патриота Венеры.
  • «Сага о ведьмаке» — сильван Торкве, эльфийский агент влияния среди крестьян Дол Блатанна. Канонично мохнат, рогат, копыт, проказлив и агрессивен, однако местами и благороден.
  • Лайон Спрэг де Камп, «Кольцо Тритонов» — женщина-сатир Тираафа. Ни рогов, ни копыт у неё нет, зато присутствует лошадиный хвост.
  • Пирс Энтони, цикл о Ксанфе — в Ксанфе есть фавны, которые гоняются за нимфами.

Кино[править]

  • «Лабиринт Фавна» — необычная трактовка: тут фавн выглядит не как развесёлый бухарь-трахарь, а как древний и зловещий хранитель леса и тайн. Неспроста в английском прокате его переименовали в Пана (что, впрочем, неверно, так как Пан, на минуточку, бог, а здешний фавн — слуга, просто старый и мудрый).
  • Экранизации «Хроник Нарнии» и пародии на них.
  • Мини-сериал «Геракл (2005)» — здесь объясняется, что, если сатир добьется нимфы, то девочка будет нимфой, а мальчик — сатиром. С людьми тоже можно, принадлежность определяется по отцу.

Мультфильмы[править]

  • Диснеевские мультфильмы:
    • «Фантазия» 1940 года, новелла «Пастораль» с участием персонажей греческой мифологии: богов, купидонов, пегасов, кентавров и сатиров.
    • «Геркулес» — сатир Филоктет (Фил), учитель главного героя.
  • Мультфильм Уолтера Ланца «Scrambled Eggs» 1939 года — маленький и хитрый фавн Петеркин решил подшутить над птицами, поменяв яйца местами в гнёздах разных птичьих семей.
  • «Хранитель Луны» — юный фавн Мьюн и его сородичи.
  • «Полифем, Акид и Галатея» — сатиры (либо силены — с конскими хвостами) вместе с нимфами хотят подшутить над Полифемом.
    • «Геракл и Адмет» того же режиссёра — Гермес приглашает сатиров (или тех же силенов) и нимф на банкет по случаю смерти Алкестиды.

Веб-комиксы[править]

Видеоигры[править]

  • King's Bounty (римейк) — появился в Принцессе в Доспехах с моделькой… чёрта! Только чёрт был красный, а фавна просто перекрасили в зелёный! Позднее в Тёмной Стороне фавну сделали другую модель уже не столь похожую на чёрта — с витыми бараньими рогами вместо коротких козлиных рожек. Умеет дистанционно отправлять врагов в сон, а у спящих вызывать кошмары во сне наносящие урон. Так же умеет лечить и воскрешать растения.
  • Heroes of Might and Magic IV — внегородские юниты Природы второго уровня. Нанимаются в жилищах в виде гигантских винных бочек, поднимают мораль войск своей способностью, бьют врага ногой с разворота, что твой Чак Норрис. Когда умирают, то шатаются как пьяные, а потом падают.
  • Spyro the Dragon — Элора, девушка-фавн. Не слишком могущий в мифологию Спайро при первой встрече назвал её козой, за чтополучил гневную отповедь. Момент из ремастера получился настолько запоминающимся, что быстро стал мемом, даже среди тех, кто не играл и не собирается.
    • Там же есть целая деревня этих сатиров, играющих на волынках. Дети, правда, почему-то все минотавры. А архитектура напоминает ордынскую.
  • Warcraft 3: сатиры — мутировавшие ночные эльфы, вставшие на сторону Пылающего Легиона.
  • Аллоды Онлайн — козлолюди, склонные к пьянкам дикари, обычно враждебные игроку, но не то чтобы особо злые по сути.
  • «The Legend of Kyrandia» — в дупле дерева сидит маленький фавн, который очень любит яблоки, и который отжимает у Брандона одну из королевских реликвий Кирандии — золотую чашу. В сиквеле он стал жить у Зантии на положении иждивенца, который то и делает, что тасуется под ногами, а в отсутствие хозяйки играется с её алхимическим оборудованием, болтает с местным болотным чудищем и жрёт волшебную чернику. Что интересно, в его музыкальной теме в обеих играх, во всяком случае, в версии для Roland MT-32, присутствует тема флейты Пана.
  • God of War — встречаются во всех частях в качестве противников.

Музыка[править]

Часто пересекается с Все уважают Диониса.

  • Daemonia Nymphe — Dance of the Satyrs, Invoking Pan.
  • Faun — Satyros и Hymn to Pan. Да и вообще название обязывает регулярно обращаться к теме.
  • Therion — Via Nocturna (лат. Ночная тропа). По ней в ночь Пана шествуют сатиры и фавны на свои оргии.
  • Omnia — Satyr Sex. 4 минуты весёлых стонов и уханий под флейту Пана.
    • У них же Call Me Satan. Викканский рогатый бог перечисляет, что его среди прочего называют Дионисом, Паном, сатиром, и даже на «сатану» не обижается.
  • Косплеить фавнов на сцене любят многие исполнительницы околовикканского толка, например, солистки Faith and the Muse, Trobar de Morte, Heilung.

Настольные игры[править]

  • Мир Тьмы. В линейке Подменышей существуют самые настоящие сатиры, имеющие козлиные раздвоенные копыта, волосатые ноги и небольшие рога (у детей, которых называют фавнами, рогов нет, отрастают с возрастом). Гедонисты и искатели чувственных ощущений: любят выпивку, хорошую еду и секс. Страстность их благо и проклятие. Именно в процессе страстных увеселений любят собирать Гламур, но плохо контролируют свои желания, особенно плотские. Их Неблагая разновидность в порыве страсти дойдет и до тяжелой наркомании и чуть ли не до изнасилования.
  • Warhammer Fantasy Battles — злобные мутанты-зверолюды, населяющие глухие леса Старого Света и ненавидящие людей, чаще всего имеют сатироподобный вид (их так часто и называют «козлоногие»). Если конкретнее, горы выглядят как сатиры (которых чаще всего изображают как антропоморфных козлов или баранов), а унгоры как фавны (человекоподобные существа с козлиными ногами, рогами и ушами). Подобно древнегреческим прообразам почти не имеют самок. Вместо нимф, размножаются либо насилуя человеческих женщин (впрочем, человеческие ведьмы иногда добровольно приходят к Зверолюдам на оргии во имя Хаоса), либо за счет мутировавших под действием Ветров Магии детей в утробе (которых несчастные родители бросают в лесу, боясь преследований Охотников на Ведьм) или отдельных (как правило уже склонных к Хаосу) взрослых людей. Есть и собственные самки, но их не так много.
    • Унгоры. Самая низшая форма зверолюда. Выглядит как человек с козлиными ногами, покрытыми шерстью, и, головой без рогов или либо маленькими козьими рожками. Собственно, размер рогов и определяет их принадлежность к «низшей касте».
    • Горы. Более страшная и сильная разновидность зверолюдов. Вместо человеческой головы, у них козлиная башка с волчьими зубами. Положение Гора в Стаде Зверолюды характеризуют его рога: чем они больше и вычурнее (кривые, бараньи и т.д), тем выше статус. Лишившись своих рогов (как правило в ходе внутренней борьбы за власть) Зверолюд падает на дно стадной иерархии. Наиболее злобные, сильные и умелые называются Бестигоры, которые сражаются лучшим оружием и закованы в броню.

Реальная жизнь[править]

  • Сатириазис — термин, означающий мужскую патологическую гиперсексуальность (женскую — нимфомания).
  • В английском языке оленят называют словом «fawn», которое отличается от наименования фавнов — «faun» только одной буквой. И это не поэтическо-возвышенное наименование, а вполне себе научное. Происходит от французского «faon», которое, в свою очередь, ничего с рогатыми козлоногими существами ничего не имеет.