Практопия: различия между версиями
Fox (обсуждение | вклад) м (1 версия импортирована) |
|||
(не показана 1 промежуточная версия 1 участника) | |||
Строка 6: | Строка 6: | ||
Или все-таки кранты?<br /> | Или все-таки кранты?<br /> | ||
|[[Олди|О.С.Ладыженский]]}} | |[[Олди|О.С.Ладыженский]]}} | ||
'''Практопия''' (практическая утопия; термин введён Элвином Тоффлером) | '''Практопия''' (практическая утопия; термин введён Элвином Тоффлером) — литературный [[жанр]], в котором, как и в утопии, описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признаётся неидеальность данного общества. В каком-то роде это — компромисс между [[Утопия|утопией]] и [[Антиутопия|антиутопией]]. Упрощённо, мир утопии, по мнению автора, хороший — доведённый до идеала, антиутопии — плохой — доведённый до абсурда, практопии — иной (пусть и с претензией на усовершенствование). Если под утопию подойдёт [[Романтическое Средневековье]], а под антиутопию — [[Навозные века]], практопия более соответствует [[Нет мира под оливами]]. | ||
Законодательство в практопии, в отличие от утопии, не идеально, но, в отличие от антиутопии, терпимо. Если вы его нарушите и не будете сопротивляться, вас ждёт не расстрел на месте, а суд с адвокатом. А | Законодательство в практопии, в отличие от утопии, не идеально, но, в отличие от антиутопии, терпимо. Если вы его нарушите и не будете сопротивляться, вас ждёт не расстрел на месте, а суд с адвокатом. А дальше — как получится. | ||
Утопия могла не получиться в данном мире, потому что правительство не сплошь честно и порядочно, либо хотели как лучше, а получилось… Нехватка ресурсов, тяжёлое наследие | Утопия могла не получиться в данном мире, потому что правительство не сплошь честно и порядочно, либо хотели как лучше, а получилось… Нехватка ресурсов, тяжёлое наследие и т. д. прилагаются. | ||
== Определяющие черты практопии == | == Определяющие черты практопии == | ||
* Сама суть описываемого | * Сама суть описываемого общества — [[Все оттенки серого|серая]]. В противопоставление [[Все оттенки белого|светлой]] утопии и [[Чернуха|мраку]] антиутопии. | ||
* [[Все оттенки серого]] в отношениях между героями, даже если конфликт не выходит за рамки дружеских разногласий. | * [[Все оттенки серого]] в отношениях между героями, даже если конфликт не выходит за рамки дружеских разногласий. | ||
* Протагонисты могут не быть идеальными слугами системы, но и радикальных перемен, тем более радикальными методами, не добиваются. | * Протагонисты могут не быть идеальными слугами системы, но и радикальных перемен, тем более радикальными методами, не добиваются. | ||
* Если в утопии идеал достигнут, хотя это не всегда означает застой, а в | * Если в утопии идеал достигнут, хотя это не всегда означает застой, а в антиутопии — регресс, то в практопии мир может не спеша развиваться обычным темпом. Либо стремиться к утопии, или скатываться в антиутопию. Если утопия оказывается недолговечной, возможно, её следует считать уже практопией. Антиутопия может допускать надежду на [[Сопротивление|сопротивление]], или какую-нибудь случайность, стихию и т. д. Например, в экранизации «Скотного двора» Дж. Оруэлла от 1999 г. резиденцию Наполеона {{spoiler|смывает дождём}} и {{spoiler|вместо него приходят добрые хозяева}}, а в мультипликационной версии 1954 года животные поднимают восстание уже против него. | ||
* Научно-технические, политико-экономические и пр. достижения практопического мира являются как благом, так и злом. Например, какой-нибудь новый промышленный материал или двигатель окажется сущим кошмаром для окружающей среды. Если он окажется экологически чистым, то дорогим. Или ещё с каким-нибудь побочным эффектом. | * Научно-технические, политико-экономические и пр. достижения практопического мира являются как благом, так и злом. Например, какой-нибудь новый промышленный материал или двигатель окажется сущим кошмаром для окружающей среды. Если он окажется экологически чистым, то дорогим. Или ещё с каким-нибудь побочным эффектом. | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
* «Схизматрица» Брюса Стерлинга. | * «Схизматрица» Брюса Стерлинга. | ||
* «Калиф на час» Юрия Грекова. | * «Калиф на час» Юрия Грекова. | ||
* Цикл рассказов С. | * Цикл рассказов С. В. Лукьяненко «Прекрасное далёко» и его же трилогия «Лорд с планеты Земля». Также дилогия " Звезды- холодные игрушки". | ||
* Роберт Шекли «Корпорация „Бессмертие“». {{spoiler|Открыты способы сохранения души после смерти тела и её переселения}}, {{spoiler|что породило новые виды преступности}}. | * Роберт Шекли «Корпорация „Бессмертие“». {{spoiler|Открыты способы сохранения души после смерти тела и её переселения}}, {{spoiler|что породило новые виды преступности}}. | ||
* Цикл «Культура», собственно, сама Культура. Описана привлекательно, довольно стабильна, но всё равно не лишена недостатков, а многие персонажи из-за её пределов не менее симпатичны. | * Цикл «Культура», собственно, сама Культура. Описана привлекательно, довольно стабильна, но всё равно не лишена недостатков, а многие персонажи из-за её пределов не менее симпатичны. | ||
* «Величайший диктатор» Палтуса: социал-авангардизм очень подходит под троп. | * «Величайший диктатор» Палтуса: социал-авангардизм очень подходит под троп. | ||
* «Обделённые» Ле Гуин. Строй | * «Обделённые» Ле Гуин. Строй Анарреса - общинный анархо-коммунизм с полным равноправием полов и экономикой без денег, но страдающий от собственной догматичной морали и мешающий творческим и интеллектуально развитым людям проявить свой талант, вместо этого используя их на чёрной работе (а, значит, никаких вам технологических прорывов и культурных достижений). Уррас с его классическим олигархическим капитализмом не сильно лучше. | ||
* Поздний и частично деконструированный авторами [[Мир Полудня]] Стругацких (включая ненаписанный «Белый Ферзь») двигался в эту сторону. Дадим [[Сумасшедший учёный|радикальным учёным]] полную свободу действий на собственной планете? Упс, они эту планету [[Экстерминатус|взорвали]]. [[Осторожная наука|Ограничим учёных]] силами спецслужб, чтобы такого больше не повторялось? Упс, теперь | * Поздний и частично деконструированный авторами [[Мир Полудня]] Стругацких (включая ненаписанный «Белый Ферзь») двигался в эту сторону. Дадим [[Сумасшедший учёный|радикальным учёным]] полную свободу действий на собственной планете? Упс, они эту планету [[Экстерминатус|взорвали]]. [[Осторожная наука|Ограничим учёных]] силами спецслужб, чтобы такого больше не повторялось? Упс, теперь они исключительно из-за собственной паранойи убивают непричастных людей. | ||
** То, что насочиняли на эту же тему «ученики», часто проходит по [[Антиутопия|другой статье]]. | ** То, что насочиняли на эту же тему «ученики», часто проходит по [[Антиутопия|другой статье]]. | ||
** Условно-полуденный-капиталистический сеттинг у Евгения Филенко в «Галактическом консуле» с продолжениями. | ** Условно-полуденный-капиталистический сеттинг у Евгения Филенко в «Галактическом консуле» с продолжениями. | ||
* А.Рубанов | * А.Рубанов "Хлорофилия" - Сибирь сдали в аренду китайцам, а полученную ренту честно поделили между жителями оставшейся части России (точнее, сосредоточенными в Москве 25 миллионами, за пределами людей и не осталось почти, одни племена). Каждый по праву рождения получает энную сумму на счет регулярно, квартира меньше трехкомнатной считается за нищету - живи и радуйся, "ты никому ничего не должен"! Даже наросшая в один прекрасный день гигантская трава в сотню этажей ростом, чья мякоть имеет наркотический эффект без ломки, не особо расшевелила сверхсытое общество - бедняки живут на нижних этажах в постоянной расслабленности, потребляя одну воду и мякоть, богатеи наслаждаются солнцем и жрут ту же мякоть в таблетках, а выше всех сидят китайцы, выйти за которых мечтает каждая женщина. Вот только каждый поедающий мякоть рано или поздно превращается в растение, а китайцы готовятся оставить высосанную досуха территорию... | ||
* [[Юбер Аллес]] - Райх. Государство на полдороге между демократией и диктатурой, рыночной экономикой и очень внимательным контролем государства чтобы она работала не во вред. Напоминает идеализированный [[Чекистско-бандитский мордор|Мордор]] или успешно масштабированный Сингапур. | |||
* [[Юбер Аллес]] | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 43: | Строка 42: | ||
* «Вспомнить всё 2070». Главные герои добросовестно выполняют свои обязанности в «Бюро по защите граждан». Но действуют, особенно Дэвид Хьюм, {{spoiler|который — человек}}, порой [[К чёрту закон, я делаю добро!|не по закону, а по совести]]. Например, в 9-ой серии «Baby Lottery» (рус. «Детская лотерея») {{spoiler|они спасают ребёнка от похитителей, хотевших использовать его в своих интересах, выявляют незаконное применение боевого андроида, после чего Дэвид вместе с другом и напарником Яном Фарвом, {{spoiler|который — андроид}}, дают его родителям с ним сбежать, вместо того, чтобы арестовать их, а ребёнка сдать в специнтернат из-за генетической предрасположенности к преступлениям, на что родители ранее как бы согласились, дабы избежать социальных дискриминаций. }} | * «Вспомнить всё 2070». Главные герои добросовестно выполняют свои обязанности в «Бюро по защите граждан». Но действуют, особенно Дэвид Хьюм, {{spoiler|который — человек}}, порой [[К чёрту закон, я делаю добро!|не по закону, а по совести]]. Например, в 9-ой серии «Baby Lottery» (рус. «Детская лотерея») {{spoiler|они спасают ребёнка от похитителей, хотевших использовать его в своих интересах, выявляют незаконное применение боевого андроида, после чего Дэвид вместе с другом и напарником Яном Фарвом, {{spoiler|который — андроид}}, дают его родителям с ним сбежать, вместо того, чтобы арестовать их, а ребёнка сдать в специнтернат из-за генетической предрасположенности к преступлениям, на что родители ранее как бы согласились, дабы избежать социальных дискриминаций. }} | ||
* «Запретная наука/Forbidden Science». | * «Запретная наука/Forbidden Science». | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
<references /> | <references /> | ||
{{Nav/Жанры}} | {{Nav/Жанры}} |
Текущая версия на 17:06, 7 мая 2022
« | Задыхаюсь, словно в топи я, От сомнений непростых: |
» |
— О.С.Ладыженский |
Практопия (практическая утопия; термин введён Элвином Тоффлером) — литературный жанр, в котором, как и в утопии, описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признаётся неидеальность данного общества. В каком-то роде это — компромисс между утопией и антиутопией. Упрощённо, мир утопии, по мнению автора, хороший — доведённый до идеала, антиутопии — плохой — доведённый до абсурда, практопии — иной (пусть и с претензией на усовершенствование). Если под утопию подойдёт Романтическое Средневековье, а под антиутопию — Навозные века, практопия более соответствует Нет мира под оливами.
Законодательство в практопии, в отличие от утопии, не идеально, но, в отличие от антиутопии, терпимо. Если вы его нарушите и не будете сопротивляться, вас ждёт не расстрел на месте, а суд с адвокатом. А дальше — как получится.
Утопия могла не получиться в данном мире, потому что правительство не сплошь честно и порядочно, либо хотели как лучше, а получилось… Нехватка ресурсов, тяжёлое наследие и т. д. прилагаются.
Определяющие черты практопии[править]
- Сама суть описываемого общества — серая. В противопоставление светлой утопии и мраку антиутопии.
- Все оттенки серого в отношениях между героями, даже если конфликт не выходит за рамки дружеских разногласий.
- Протагонисты могут не быть идеальными слугами системы, но и радикальных перемен, тем более радикальными методами, не добиваются.
- Если в утопии идеал достигнут, хотя это не всегда означает застой, а в антиутопии — регресс, то в практопии мир может не спеша развиваться обычным темпом. Либо стремиться к утопии, или скатываться в антиутопию. Если утопия оказывается недолговечной, возможно, её следует считать уже практопией. Антиутопия может допускать надежду на сопротивление, или какую-нибудь случайность, стихию и т. д. Например, в экранизации «Скотного двора» Дж. Оруэлла от 1999 г. резиденцию Наполеона смывает дождём и вместо него приходят добрые хозяева, а в мультипликационной версии 1954 года животные поднимают восстание уже против него.
- Научно-технические, политико-экономические и пр. достижения практопического мира являются как благом, так и злом. Например, какой-нибудь новый промышленный материал или двигатель окажется сущим кошмаром для окружающей среды. Если он окажется экологически чистым, то дорогим. Или ещё с каким-нибудь побочным эффектом.
Примеры[править]
Литература[править]
- Данияр Шишкин относит к данному жанру такие фантастические произведения, как «Убик» и «Снятся ли роботам электроовцы?» Филипа Дика.
- «Схизматрица» Брюса Стерлинга.
- «Калиф на час» Юрия Грекова.
- Цикл рассказов С. В. Лукьяненко «Прекрасное далёко» и его же трилогия «Лорд с планеты Земля». Также дилогия " Звезды- холодные игрушки".
- Роберт Шекли «Корпорация „Бессмертие“». Открыты способы сохранения души после смерти тела и её переселения, что породило новые виды преступности.
- Цикл «Культура», собственно, сама Культура. Описана привлекательно, довольно стабильна, но всё равно не лишена недостатков, а многие персонажи из-за её пределов не менее симпатичны.
- «Величайший диктатор» Палтуса: социал-авангардизм очень подходит под троп.
- «Обделённые» Ле Гуин. Строй Анарреса - общинный анархо-коммунизм с полным равноправием полов и экономикой без денег, но страдающий от собственной догматичной морали и мешающий творческим и интеллектуально развитым людям проявить свой талант, вместо этого используя их на чёрной работе (а, значит, никаких вам технологических прорывов и культурных достижений). Уррас с его классическим олигархическим капитализмом не сильно лучше.
- Поздний и частично деконструированный авторами Мир Полудня Стругацких (включая ненаписанный «Белый Ферзь») двигался в эту сторону. Дадим радикальным учёным полную свободу действий на собственной планете? Упс, они эту планету взорвали. Ограничим учёных силами спецслужб, чтобы такого больше не повторялось? Упс, теперь они исключительно из-за собственной паранойи убивают непричастных людей.
- То, что насочиняли на эту же тему «ученики», часто проходит по другой статье.
- Условно-полуденный-капиталистический сеттинг у Евгения Филенко в «Галактическом консуле» с продолжениями.
- А.Рубанов "Хлорофилия" - Сибирь сдали в аренду китайцам, а полученную ренту честно поделили между жителями оставшейся части России (точнее, сосредоточенными в Москве 25 миллионами, за пределами людей и не осталось почти, одни племена). Каждый по праву рождения получает энную сумму на счет регулярно, квартира меньше трехкомнатной считается за нищету - живи и радуйся, "ты никому ничего не должен"! Даже наросшая в один прекрасный день гигантская трава в сотню этажей ростом, чья мякоть имеет наркотический эффект без ломки, не особо расшевелила сверхсытое общество - бедняки живут на нижних этажах в постоянной расслабленности, потребляя одну воду и мякоть, богатеи наслаждаются солнцем и жрут ту же мякоть в таблетках, а выше всех сидят китайцы, выйти за которых мечтает каждая женщина. Вот только каждый поедающий мякоть рано или поздно превращается в растение, а китайцы готовятся оставить высосанную досуха территорию...
- Юбер Аллес - Райх. Государство на полдороге между демократией и диктатурой, рыночной экономикой и очень внимательным контролем государства чтобы она работала не во вред. Напоминает идеализированный Мордор или успешно масштабированный Сингапур.
Кино[править]
- Особое Мнение (
Separate opinionMinority Report) Стивена Спилберга. - «Назад в будущее-2», мир 2015 года.
Телесериалы[править]
- «Вспомнить всё 2070». Главные герои добросовестно выполняют свои обязанности в «Бюро по защите граждан». Но действуют, особенно Дэвид Хьюм, который — человек, порой не по закону, а по совести. Например, в 9-ой серии «Baby Lottery» (рус. «Детская лотерея») они спасают ребёнка от похитителей, хотевших использовать его в своих интересах, выявляют незаконное применение боевого андроида, после чего Дэвид вместе с другом и напарником Яном Фарвом, который — андроид, дают его родителям с ним сбежать, вместо того, чтобы арестовать их, а ребёнка сдать в специнтернат из-за генетической предрасположенности к преступлениям, на что родители ранее как бы согласились, дабы избежать социальных дискриминаций.
- «Запретная наука/Forbidden Science».
Примечания[править]