Дедушка на облаке: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 9 промежуточных версий 3 участников)
Строка 6: Строка 6:


* Во-первых, человеку довольно таки трудно представлять и осознать нечто, что в принципе [[Облик, недоступный пониманию|нельзя представить и полностью осознать]], отчего почти все известные языческие божества и духи имеют вполне приземленный облик — людской ли, звериный ли. Не стал исключением и Бог авраамических религий, несмотря на то, что официальными конфессиями это в основном не одобряется.
* Во-первых, человеку довольно таки трудно представлять и осознать нечто, что в принципе [[Облик, недоступный пониманию|нельзя представить и полностью осознать]], отчего почти все известные языческие божества и духи имеют вполне приземленный облик — людской ли, звериный ли. Не стал исключением и Бог авраамических религий, несмотря на то, что официальными конфессиями это в основном не одобряется.
* Во-вторых, европейская и постъевропейская американская цивилизации по большей части патриархальные, и уважение к старикам является их неотъемлемой частью. Как следствие, в народе Бога быстро начали представлять в качестве эдакого патриарха вселенского масштаба. Что касается бородатости, то растительность на лице многие века считалась, помимо прочего, [[Мудрая борода|признаком мудрого старца, философа и святого]] — а значит, логично, что и Бог может её носить. Особо забавной ситуация сложилась на [[Богатыри и чудища лесные|Руси]]: древние славяне после крещения начали массово носить бороды, подражая грекам, и бритье лицевой растительности было страшным позором аж до [[Российская Империя (исторический период)|Петра Первого]] (а старообрядцы и после упрямо держались бород в пику никонианам). Обосновывалось это тем, что раз Адам был сотворён по образу и подобию Бога (а первого человека к тому же часто изображали с бородой) — значит, Он тоже с ней ходит. А раз так, то отсечение бороды равно отвержению образу Господнего<ref>Что интересно, образ Бога как седого старца — «Ветхого Денми», — присутствует в [[Библия|книге пророка Даниила]]. Но там он олицетворяет не Бога-Отца, а Бога-Сына, т. е. Иисуса.</ref>. Те, кто пограмотней, могли дополнительно сослаться на книгу Левита, 19:27, где прямо запрещается не то что сбривать бороду, а даже «портить её края».
* Во-вторых, европейская и постъевропейская американская цивилизации по большей части патриархальные, и уважение к старикам является их неотъемлемой частью. Как следствие, в народе Бога быстро начали представлять в качестве эдакого патриарха вселенского масштаба. Что касается бородатости, то растительность на лице многие века считалась, помимо прочего, [[Мудрая борода|признаком мудрого старца, философа и святого]] — а значит, логично, что и Бог может её носить. Особо забавной ситуация сложилась на [[Богатыри и чудища лесные|Руси]]: древние славяне после крещения начали массово носить бороды, подражая грекам, и бритье лицевой растительности было страшным позором аж до [[Российская Империя (исторический период)|Петра Первого]] (а старообрядцы и после упрямо держались бород в пику никонианам). Обосновывалось это тем, что раз Адам был сотворён по образу и подобию Бога (а первого человека к тому же часто изображали с бородой) — значит, Он тоже с ней ходит. А раз так, то отсечение бороды равно отвержению образу Господнего<ref>Что интересно, образ Бога как седого старца — «Ветхого Денми (Днями)», — присутствует в [[Библия|книге пророка Даниила]]. Но там он олицетворяет не Бога-Отца, а Бога-Сына, то есть будущего Иисуса (а имя это Бог-Сын получил только в Новом Завете после воплощения).</ref>. Те, кто пограмотней, могли дополнительно сослаться на книгу Левита, 19:27, где прямо запрещается не то что сбривать бороду, а даже «портить её края».
* В-третьих, решающую роль сыграл концепт Троицы и живопись. Бога-Отца в первые века существования христианства было запрещено изображать, а когда это таки требовалось, то использовались абстрактные символы и отдельные очертания, вроде протянутой с небес руки. Запрет начал разрушаться с XII в., а начиная с позднего [[Средневековье|Средневековья]] и начала Реформации многие стали открыто изображать Творца в виде величественного старца. Это привело к шквалу критики католической церкви, но образ, тем не менее, устоялся. На Руси образа «Новозаветной Троицы» и отдельно Бога-Отца в виде «Ветхого денми» были запрещены в 1667 г. Большим Московским Собором, так как Бог-Отец не воплощался и по природе невидим (исключение для иллюстраций Апокалипсиса, книги насквозь символической), но их делают даже до сего дня.
* В-третьих, решающую роль сыграл концепт Троицы и живопись. Бога-Отца в первые века существования христианства было запрещено изображать, а когда это таки требовалось, то использовались абстрактные символы и отдельные очертания, вроде протянутой с небес руки. Запрет начал разрушаться с XII в., а начиная с позднего [[Средневековье|Средневековья]] и начала Реформации многие стали открыто изображать Творца в виде величественного старца. Это привело к шквалу критики католической церкви, но образ, тем не менее, устоялся. На Руси образа «Новозаветной Троицы» и отдельно Бога-Отца в виде «Ветхого Денми» были запрещены в 1667 г. Большим Московским Собором, так как Бог-Отец не воплощался и по природе невидим (исключение для иллюстраций Апокалипсиса, книги насквозь символической), но их делают даже до сего дня.
* Что же касается «облака», то тут всё просто — человечество с древнейших времён помещало богов и их обители на небеса, и монотеистические религии не стали исключением<ref>Юмор в том, что в каноническом христианстве воздух и космос населяют как раз бесы — «духи злобы поднебесной». А Создатель — ещё выше, Он вне мироздания и трансцендентен ему.</ref>.
* Что же касается «облака», то тут всё просто — человечество с древнейших времён помещало богов и их обители на небеса, и монотеистические религии не стали исключением<ref>Юмор в том, что в каноническом христианстве воздух и космос населяют как раз бесы — «духи злобы поднебесной». А Создатель — ещё выше, Он вне мироздания и трансцендентен ему.</ref>.


Таким образом, когда создателю нужно изобразить в своём произведении Бога, а фантазия сделала ручкой, то на помощь приходит облик седобородого патриарха. Впрочем, некоторым этот штамп успел изрядно надоесть, отчего [[Пародия|пародий]] и деконструкций также накопилась куча. Иногда образ употребляют как [[Очучеливание|чучело для битья]] не шибко умные антирелигиозные авторы, считающие его не образом, а самим предметом веры.
Таким образом, когда создателю нужно изобразить в своём произведении Бога, а фантазия сделала ручкой, то на помощь приходит облик седобородого патриарха. Впрочем, некоторым этот штамп успел изрядно надоесть, отчего [[Пародия|пародий]] и деконструкций также накопилась куча. Иногда образ употребляют как [[Очучеливание|чучело для битья]] не шибко умные антирелигиозные авторы, считающие его не образом, а самим предметом веры.


Внимание — просьба добавлять любые подходящие примеры с богами и похожими на них сущностями, а не только с божеством авраамистических религий. Также подойдут примеры с героями, не являющимися богами, но визуально полностью соответствующими тропу.  
Внимание — просьба добавлять любые подходящие примеры с богами и похожими на них сущностями, а не только с божеством авраамистических религий. Также подойдут примеры с героями, не являющимися богами, но визуально полностью соответствующими тропу.


См. также статью [[Чёрт с рогами]] — про столь же стереотипный образ демона.
См. также статью [[Чёрт с рогами]] — про столь же стереотипный образ демона.
Строка 24: Строка 24:
что это — животные разной породы.|Владимир Маяковский, «Стихи о разнице вкусов»}}
что это — животные разной породы.|Владимир Маяковский, «Стихи о разнице вкусов»}}


=== Мифология и [[фольклор]] ===
=== Религия, мифология и [[фольклор]] ===
* И среди христиан в разные времена были такие, что верили, будто тело человека тоже создано по образу Божьему. Таких было много среди египетских монахов V века, что видно по полемике с ними Кирилла Александрийского. Отцы Церкви называли таких верующих антропоморфитами и осуждали как еретиков, приводя слова апостола Павла против идолопоклонства: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1:22-23).
* И среди христиан в разные времена были такие, что верили, будто тело человека тоже создано по образу Божьему. Таких было много среди египетских монахов V века, что видно по полемике с ними Кирилла Александрийского. Отцы Церкви называли таких верующих антропоморфитами и осуждали как еретиков, приводя слова апостола Павла против идолопоклонства: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1:22-23).
** У православных христиан есть икона, на которой изображён седой старец в одеяниях, похожих на царские (на самом деле это византийское облачение епископа). Эта икона часто бывает в храмах, причём огромного размера, так что её по невежеству принимают за образ самого Бога. На самом деле это святой Николай Чудотворец. С ним связаны и другие популярные заблуждения: что он чуть ли не равен Богу по силе и что он входит в Святую Троицу. На самом деле он даже не самый великий в своём чине святых, а второе связано с тем, что самая популярная икона для автомобилей — из трёх равных частей: Иисус Христос, Богородица и святой Николай; некоторые уверены, что либо это и есть Святая Троица, либо справа от Бога-Сына и Богоматери изображён Бог-Отец.
*** При этом святого Николая нередко изображают и без седины, но именно седая борода особо почитаема в православных народах.
*** Кстати, то, что Иисус — сын Бога-Отца и Девы Марии, тоже [[популярное заблуждение]]. Тут всё сложнее — см. соответствующую статью.


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
Строка 32: Строка 35:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* Ярослав Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]]» — на походном алтаре фирмы Мориц-Малер из-за [[сарказм|выдающихся]] [[МТХ|таланта]] и [[художник-халтурщик|усердия]] художника Бог-Отец вышел похожим на [[разбойник|бандита]] из [[вестерн]]ов.
* Ярослав Гашек, «[[Похождения бравого солдата Швейка]]» — на походном алтаре фирмы Мориц-Малер из-за [[сарказм|выдающихся]] [[МТХ|таланта]] и [[художник-халтурщик|усердия]] художника Бог-Отец вышел похожим на [[разбойник|бандита]] из [[вестерн]]ов.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 40: Строка 42:
* Киножурнал «Фитиль», серия «Чертовщина» — Бог сидит на облачке с табличкой «Меня нет» ([[На тебе]] в сторону советской бюрократии — от учреждения требуется справка, хотя его уже нет).
* Киножурнал «Фитиль», серия «Чертовщина» — Бог сидит на облачке с табличкой «Меня нет» ([[На тебе]] в сторону советской бюрократии — от учреждения требуется справка, хотя его уже нет).
* «Небесная история» — Бог изображен [[Злой Яхве|вздорным]] и [[старый козёл|склочным стариком]], мешающим людям двигаться к светлому будущему.
* «Небесная история» — Бог изображен [[Злой Яхве|вздорным]] и [[старый козёл|склочным стариком]], мешающим людям двигаться к светлому будущему.
* «Ни богу, ни чёрту» — а тут Бог вполне себе приятный дедушка, ведущий с Чёртом борьбу за душу простого человека Кузьмы.
* «Ни богу, ни чёрту» — а тут Бог вполне себе приятный дедушка, ведущий с Чёртом борьбу за душу простого человека Кузьмы.
* «Первый урок мышления» — Бог, который учит человека думать, выглядит именно так.
* «Первый урок мышления» — Бог, который учит человека думать, выглядит именно так.


Строка 54: Строка 56:


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «Суперкнига» — бога-отца там изобразили именно так, сформировав сабжевый образ у большинства юных (пост)советских зрителей.
* «Суперкнига» — Бога Отца там изобразили именно так, сформировав сабжевый образ у большинства юных (пост)советских зрителей.
* [[Isekai wa Smartphone to Tomo ni]] может, показанный в прологе скромный дедуля в халате и является Всевышним для нашего и фэнтезийного миров, но там он не единственный. {{spoiler|И, судя по одеянию Богини Любви (да, там все боги безымянные), это он ещё скромно одевается.}}
* [[Isekai wa Smartphone to Tomo ni]] — может, показанный в прологе скромный дедуля в халате и является Всевышним для нашего и фэнтезийного миров, но там он не единственный. {{spoiler|И, судя по одеянию Богини Любви (да, там все боги безымянные), это он ещё скромно одевается.}}


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* «The Adventures of Darwin»  — создатель вселенной [[Все любят Зевса|Зевс]] показан усатым, бородатым и в меру упитанным старцем.
* «The Adventures of Darwin» — создатель вселенной [[Все любят Зевса|Зевс]] показан усатым, бородатым и в меру упитанным старцем.
* «[[Disciples]]»  — Всеотец. Грозен, величествен, но таки да — старик с бородой.
* «[[Disciples]]» — Всеотец. Грозен, величествен, но таки да — старик с бородой.


=== Живопись ===
=== Живопись ===
* Собственно, картины и гравюры эпохи Возрождения, практически [[кодификатор]] тропа.
* Собственно, картины и гравюры эпохи Возрождения, практически [[кодификатор]] тропа.
* Советские антирелигиозные карикатуры, и не только против православных: на одной из карикатур свидетели Иеговы вопрошают дедушку с бородой и нимбом: «Нельзя ли уточнить, Творец, [[Варенье на завтра|когда в конце концов конец]]?»
* Советские антирелигиозные карикатуры, и не только против православных: на одной из карикатур свидетели Иеговы вопрошают дедушку с бородой и нимбом: «Нельзя ли уточнить, Творец, [[Варенье на завтра|когда в конце концов конец]]?»
* Собственно, любые карикатуры, не обязательно антирелигиозные, христианского бога-творца обычно изображают именно так.
* Собственно, любые карикатуры, не обязательно антирелигиозные, христианского Бога-Творца обычно изображают именно так.


=== Прочее ===
=== Прочее ===
Строка 77: Строка 79:
* «[[La Divina Commedia|Божественная комедия]]» — Бог изображен в виде трёх кругов, символизирующих Троицу, а у Иисуса [[Белый и золотой — цвета божественности|бледная кожа (олицетворение его непорочности) и золотые крылья (символ божественности)]].
* «[[La Divina Commedia|Божественная комедия]]» — Бог изображен в виде трёх кругов, символизирующих Троицу, а у Иисуса [[Белый и золотой — цвета божественности|бледная кожа (олицетворение его непорочности) и золотые крылья (символ божественности)]].
* Джеральд Бром, «Крампус, Повелитель Йоля» — Бог лично не появляется, но [[Жуткий ангел|ангелы]] говорят о Ней в женском роде.
* Джеральд Бром, «Крампус, Повелитель Йоля» — Бог лично не появляется, но [[Жуткий ангел|ангелы]] говорят о Ней в женском роде.
* «[[Кондуит и Швамбрания]]» — в детской книжке, которая была у рассказчика, сотворение мира было изображено так: Бог сидел на дыме и создавал мир. Но первая же книга по естествознанию развеяла дым в воображении рассказчика, и больше Богу сидеть было уже не на чем.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 83: Строка 86:
* «Новейший завет» — Бог показан как лысеющий мужик средних лет.
* «Новейший завет» — Бог показан как лысеющий мужик средних лет.
* «Догма» — Бог сперва был заперт в образе бомжа, а когда Ему возвращают могущество, Он принимает облик женщины.
* «Догма» — Бог сперва был заперт в образе бомжа, а когда Ему возвращают могущество, Он принимает облик женщины.
* «Исход: цари и боги» — здесь Бог является перед Моисеем в облике мальчика.
* «Исход: цари и боги» — здесь Бог является Моисею в облике отрока.
* «[[Самый лучший фильм]]» — седовласый старец не на облачке, а за столом, но на небесах. И несмотря на то, что среди вариантов ответа в начале фильма самым подходящим был именно «бог», данный персонаж оказался всего лишь его секретарём (такого варианта в предложенных ответах не было).
* «[[Самый лучший фильм]]» — седовласый старец не на облачке, а за столом, но на небесах. И несмотря на то, что среди вариантов ответа в начале фильма самым подходящим был именно «бог», данный персонаж оказался всего лишь его секретарём (такого варианта в предложенных ответах не было).
* Серия фильмов «О, Боже!» — Бог является людям в обличье невысокого дедули в очках, без бороды и совершенно не впечатляющей наружности.
* Серия фильмов «О, Боже!» — Бог является людям в обличье невысокого дедули в очках, без бороды и совершенно не впечатляющей наружности.
* В фильме 1999 года, поставленном по мотивам театрального фарса «Святой и грешный» ([[Теперь в современности!|действие перенесено]] из советской эпохи в «лихие девяностые»), Единый Бог-Всеотец является простому работяге (в роли которого В. Гостюхин) в облике «как у актёра Льва Дурова», и, что характерно, Дуров Бога и играет. Работяга восклицает: «Ух ты! Бог! Так вот Ты, значит, какой!». На что Бог глубокомысленно отвечает: «Ну, такой или не такой — это неважно, а вот послушай-ка Меня…».
* В фильме 1999 года, поставленном по мотивам театрального фарса «Святой и грешный» ([[Теперь в современности!|действие перенесено]] из советской эпохи в «лихие девяностые»), Единый Бог-Всеотец является простому работяге (в роли которого В. Гостюхин) в облике «как у актёра Льва Дурова», и, что характерно, Дуров Бога и играет. Работяга восклицает: «Ух ты! Бог! Так вот Ты, значит, какой!». На что Бог глубокомысленно отвечает: «Ну, такой или не такой — это неважно, а вот послушай-ка Меня…».


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
Строка 129: Строка 132:
* Нефритовый император и прочие божества китайского пантеона, включая богинь, летают на облаке как на [[ковёр-самолёт|ковре-самолёте]], некоторые из них седобородые.
* Нефритовый император и прочие божества китайского пантеона, включая богинь, летают на облаке как на [[ковёр-самолёт|ковре-самолёте]], некоторые из них седобородые.
* Один, верховное божество [[Справочник автора/Германо-скандинавская мифология|германо-скандинавского пантеона]], тоже седой и бородатый. Вкупе с именем, привело к серии шуток в стиле «Бог один, и он — не Один/Один — бог, и не один…»
* Один, верховное божество [[Справочник автора/Германо-скандинавская мифология|германо-скандинавского пантеона]], тоже седой и бородатый. Вкупе с именем, привело к серии шуток в стиле «Бог один, и он — не Один/Один — бог, и не один…»
* Ну и [[Все любят Зевса|Зевс/Юпитер]] сюда же.
* [[Дед Мороз]] (или Санта-Клаус, или другой его аналог) иногда воспринимается как дедушка, летающий над облаками на конной/оленьей упряжке и следящий, кто как себя ведёт в течение года, чтобы наградить или наказать каждого соответственно его поведению в новогоднюю/рождественскую ночь. Дети и сейчас могут поверить в такое всерьёз, особенно с подачи взрослых.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Метавселенная Рудазова]] — из местных богов троп отыгрывают (во многом сознательно) [[все любят Посейдона|Энлиль, Марекс]], Елегиаст, иногда — [[мощь Солнца|Шамаш]] и [[все любят Зевса|Космодан]]. Поигрывает с тропом [[архидемоны и архидьяволы|демолорд]] Ге’Хуул, тоже любящий представать в облике мирного старца с мудрой бородой, правда, не на облаке, а в уютной комнате из иллюзий (а на деле выглядящий как гигантский мозг со щупальцами).
* [[Метавселенная Рудазова]]:
** «[[Яцхен (серия книг)|Демоны в Ватикане]]» — именно в таком облике предстают [[все любят Посейдона|Энлиль]] и [[все любят Гелиоса и Селену|Шамаш]], явившись на разборку с [[Lovecraft/Yog-Sothoth|Йог-Сотхотхом]], разрушившим чертоги [[Афродита сама всех полюбит|Прекраснейшей]]. Хотя Шамаш вообще-то ещё и Аполлон, так что вполне мог явиться подкачанным [[бисёнэн]]ом.
** «[[Паргоронские байки]]» — в таком виде канонично предстают [[все любят Посейдона|Марекс]], бог времени Херем и бог мудрости Елегиаст. [[Зигзаг]]ом — [[все любят Зевса|Космодан]], который [[крутой бородач|бородат, но не сед]], и бог правосудия Алемир, который сед, но не бородат, зато брови имеет на зависть Брежневу.
*** Поигрывает с тропом [[архидемоны и архидьяволы|демолорд]] Ге’Хуул, тоже любящий представать в облике мирного старца с мудрой бородой, правда, не на облаке, а в уютной комнате из иллюзий (а на деле выглядящий как гигантский мозг со щупальцами).


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
Строка 143: Строка 151:


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}


{{Nav/Высшие силы}}
{{Nav/Высшие силы}}
{{Nav/Религия}}
{{Nav/Религия}}

Текущая версия на 16:06, 19 января 2025

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Grandpa God. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Боги частенько заменяют вам отца. Бог становится огромной бородой в небе, потому что именно так выглядел ваш отец, когда вам было три годика. »
— Терри Пратчетт
« В книге «Моя первая священная история» была картинка: бог сидел на дыме и сотворял весь мир на первой странице. Но первая же книжка по естествознанию развеяла дым. Богу больше не на чем было сидеть. »
— Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания»
«Бог-Отец», Чима да Конельяно.

Если спросить у человека, как он представляет себе внешний вид Бога, то есть немалая вероятность услышать ответ в стиле: «Бог — это седобородый старик в белых одеждах, наблюдающий за людьми с Небес». Почему так?

  • Во-первых, человеку довольно таки трудно представлять и осознать нечто, что в принципе нельзя представить и полностью осознать, отчего почти все известные языческие божества и духи имеют вполне приземленный облик — людской ли, звериный ли. Не стал исключением и Бог авраамических религий, несмотря на то, что официальными конфессиями это в основном не одобряется.
  • Во-вторых, европейская и постъевропейская американская цивилизации по большей части патриархальные, и уважение к старикам является их неотъемлемой частью. Как следствие, в народе Бога быстро начали представлять в качестве эдакого патриарха вселенского масштаба. Что касается бородатости, то растительность на лице многие века считалась, помимо прочего, признаком мудрого старца, философа и святого — а значит, логично, что и Бог может её носить. Особо забавной ситуация сложилась на Руси: древние славяне после крещения начали массово носить бороды, подражая грекам, и бритье лицевой растительности было страшным позором аж до Петра Первого (а старообрядцы и после упрямо держались бород в пику никонианам). Обосновывалось это тем, что раз Адам был сотворён по образу и подобию Бога (а первого человека к тому же часто изображали с бородой) — значит, Он тоже с ней ходит. А раз так, то отсечение бороды равно отвержению образу Господнего[1]. Те, кто пограмотней, могли дополнительно сослаться на книгу Левита, 19:27, где прямо запрещается не то что сбривать бороду, а даже «портить её края».
  • В-третьих, решающую роль сыграл концепт Троицы и живопись. Бога-Отца в первые века существования христианства было запрещено изображать, а когда это таки требовалось, то использовались абстрактные символы и отдельные очертания, вроде протянутой с небес руки. Запрет начал разрушаться с XII в., а начиная с позднего Средневековья и начала Реформации многие стали открыто изображать Творца в виде величественного старца. Это привело к шквалу критики католической церкви, но образ, тем не менее, устоялся. На Руси образа «Новозаветной Троицы» и отдельно Бога-Отца в виде «Ветхого Денми» были запрещены в 1667 г. Большим Московским Собором, так как Бог-Отец не воплощался и по природе невидим (исключение для иллюстраций Апокалипсиса, книги насквозь символической), но их делают даже до сего дня.
  • Что же касается «облака», то тут всё просто — человечество с древнейших времён помещало богов и их обители на небеса, и монотеистические религии не стали исключением[2].

Таким образом, когда создателю нужно изобразить в своём произведении Бога, а фантазия сделала ручкой, то на помощь приходит облик седобородого патриарха. Впрочем, некоторым этот штамп успел изрядно надоесть, отчего пародий и деконструкций также накопилась куча. Иногда образ употребляют как чучело для битья не шибко умные антирелигиозные авторы, считающие его не образом, а самим предметом веры.

Внимание — просьба добавлять любые подходящие примеры с богами и похожими на них сущностями, а не только с божеством авраамистических религий. Также подойдут примеры с героями, не являющимися богами, но визуально полностью соответствующими тропу.

См. также статью Чёрт с рогами — про столь же стереотипный образ демона.

Где играется прямо[править]

«

Лошадь сказала, взглянув на верблюда:
«Какая гигантская лошадь-ублюдок».

И знал лишь бог седобородый,
что это — животные разной породы.

»
— Владимир Маяковский, «Стихи о разнице вкусов»

Религия, мифология и фольклор[править]

  • И среди христиан в разные времена были такие, что верили, будто тело человека тоже создано по образу Божьему. Таких было много среди египетских монахов V века, что видно по полемике с ними Кирилла Александрийского. Отцы Церкви называли таких верующих антропоморфитами и осуждали как еретиков, приводя слова апостола Павла против идолопоклонства: «называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку» (Рим. 1:22-23).
    • У православных христиан есть икона, на которой изображён седой старец в одеяниях, похожих на царские (на самом деле это византийское облачение епископа). Эта икона часто бывает в храмах, причём огромного размера, так что её по невежеству принимают за образ самого Бога. На самом деле это святой Николай Чудотворец. С ним связаны и другие популярные заблуждения: что он чуть ли не равен Богу по силе и что он входит в Святую Троицу. На самом деле он даже не самый великий в своём чине святых, а второе связано с тем, что самая популярная икона для автомобилей — из трёх равных частей: Иисус Христос, Богородица и святой Николай; некоторые уверены, что либо это и есть Святая Троица, либо справа от Бога-Сына и Богоматери изображён Бог-Отец.
      • При этом святого Николая нередко изображают и без седины, но именно седая борода особо почитаема в православных народах.
      • Кстати, то, что Иисус — сын Бога-Отца и Девы Марии, тоже популярное заблуждение. Тут всё сложнее — см. соответствующую статью.

Театр[править]

  • Кукольный спектакль в театре С. Образцова «Божественная комедия» — разумеется, ведь это советская антиклерикальная пародия.

Литература[править]

Кино[править]

  • Короткометражка «God: Serengeti» — исполнитель роли Бога Шарлто Копли загримирован под бородатого старика.

Мультфильмы[править]

  • Киножурнал «Фитиль», серия «Чертовщина» — Бог сидит на облачке с табличкой «Меня нет» (На тебе в сторону советской бюрократии — от учреждения требуется справка, хотя его уже нет).
  • «Небесная история» — Бог изображен вздорным и склочным стариком, мешающим людям двигаться к светлому будущему.
  • «Ни богу, ни чёрту» — а тут Бог вполне себе приятный дедушка, ведущий с Чёртом борьбу за душу простого человека Кузьмы.
  • «Первый урок мышления» — Бог, который учит человека думать, выглядит именно так.

Мультсериалы[править]

  • «Симпсоны» — Бог здесь показан именно таким, правда его всегда, кроме одной серии, показывают только по грудь снизу. А ещё он единственный персонаж сериала, у которого пять пальцев вместо четырёх.
  • В «Гриффинах», которые «Семейные ценности», Бог тоже выглядит так.

Комиксы[править]

  • Жан Эффель, сборник карикатур «Сотворение мира», на которых основан спектакль в театре Образцова.

Веб-комиксы[править]

  • Living with HipsterGirl & GamerGirl — редкий, но периодически появляющийся персонаж комикса. Любит косплей и крайне бесится от того, что его настоящие слова давным-давно позабыли, подменив выдумками разнообразных проповедников. Иногда может помочь персонажам шутки ради.

Аниме и манга[править]

  • «Суперкнига» — Бога Отца там изобразили именно так, сформировав сабжевый образ у большинства юных (пост)советских зрителей.
  • Isekai wa Smartphone to Tomo ni — может, показанный в прологе скромный дедуля в халате и является Всевышним для нашего и фэнтезийного миров, но там он не единственный. И, судя по одеянию Богини Любви (да, там все боги безымянные), это он ещё скромно одевается.

Видеоигры[править]

  • «The Adventures of Darwin» — создатель вселенной Зевс показан усатым, бородатым и в меру упитанным старцем.
  • «Disciples» — Всеотец. Грозен, величествен, но таки да — старик с бородой.

Живопись[править]

  • Собственно, картины и гравюры эпохи Возрождения, практически кодификатор тропа.
  • Советские антирелигиозные карикатуры, и не только против православных: на одной из карикатур свидетели Иеговы вопрошают дедушку с бородой и нимбом: «Нельзя ли уточнить, Творец, когда в конце концов конец
  • Собственно, любые карикатуры, не обязательно антирелигиозные, христианского Бога-Творца обычно изображают именно так.

Прочее[править]

  • Внутри Лапенко — лицо у Бога не старческое, но в целом образ соответствует.

Где обыгрывается и/или деконструируется[править]

Фольклор[править]

  • Анекдот про вернувшегося с того света кардинала, огорошившего коллег тем, что Бог(иня) оказалась негритянкой.

Литература[править]

Кино[править]

  • «Брюс Всемогущий» и «Эван Всемогущий» — Бога изображает чернокожий Морган Фримен. Однако седая борода таки в наличии.
  • «Джордж из джунглей 2» — в роли рассказчика выступает Сам и когда главный злодей в финале Его оскорбляет, с небес спускается гигантская рука и выкидывает главгада за пределы мироздания.
  • «Новейший завет» — Бог показан как лысеющий мужик средних лет.
  • «Догма» — Бог сперва был заперт в образе бомжа, а когда Ему возвращают могущество, Он принимает облик женщины.
  • «Исход: цари и боги» — здесь Бог является Моисею в облике отрока.
  • «Самый лучший фильм» — седовласый старец не на облачке, а за столом, но на небесах. И несмотря на то, что среди вариантов ответа в начале фильма самым подходящим был именно «бог», данный персонаж оказался всего лишь его секретарём (такого варианта в предложенных ответах не было).
  • Серия фильмов «О, Боже!» — Бог является людям в обличье невысокого дедули в очках, без бороды и совершенно не впечатляющей наружности.
  • В фильме 1999 года, поставленном по мотивам театрального фарса «Святой и грешный» (действие перенесено из советской эпохи в «лихие девяностые»), Единый Бог-Всеотец является простому работяге (в роли которого В. Гостюхин) в облике «как у актёра Льва Дурова», и, что характерно, Дуров Бога и играет. Работяга восклицает: «Ух ты! Бог! Так вот Ты, значит, какой!». На что Бог глубокомысленно отвечает: «Ну, такой или не такой — это неважно, а вот послушай-ка Меня…».

Телесериалы[править]

Мультфильмы[править]

  • «Принц Египта» — Бог так и не появляется в антропоморфном образе, ограничившись горящим синим пламенем кустом. Как и в оригинальном библейском предании о Моисее.
  • «Ноев Ковчег» — Господь предстает в облике толстого негра с желтыми волосами и бородкой.

Мультсериалы[править]

  • «Южный парк» — Бог выглядит как гибрид мартышки, гиппопотама и жабы. Сами создатели прокомментировали это в стиле: «Ну серьёзно, почему Господь обязательно должен быть старым белым мужиком с бородой?»
  • Футурама — а до этого Бога (или его аналог) изобразили в виде галактики!
  • «Великие библейские герои и истории» — в эпизоде про сотворение мира Бог изображен, как солнце с глазом.

Комиксы[править]

  • Marvel — здешний Единый Бог Тоаа (не путать с Тоа), более известный как едiн по-над усе Всевышний (One-Above-All) предстаёт в облике сияющей условно-человеческой фигуры среди золотых, таки да, облаков… или же с лицом отца-основателя самой этой мультивселенной Джека Кирби. В фандоме же популярно приписывать Ему лицо другого отца-основателя, Стэна Ли — не в малой степени благодаря его благородным сединам и солидным усам, а также частым камео в фильмам по комиксам.
  • «Боевой Папа» — большую часть сюжета Бог принимает облик гигантского лица с волосами-«тучами», но под конец принимает антропоморфный облик, чтобы набить морду главному герою.

Аниме и манга[править]

  • Crystal Triangle — Бог является насекомоподобной личинкой внутри космического корабля в форме пирамиды.

Музыка[править]

«

Свет был ярче тысяч солнц,
Я понял: это Бог.
Не бездушный идол, а живой,
Сверкающий поток.
Свет заставил вспомнить всех,
С кем дрался и грешил,
Он заставил вспомнить
Каждый шаг бунтующей души.

»
— «Не хочешь — не верь мне»

Интернет[править]

  • «Не ешьте уравнение времени» — в здешней RYTP-шной вселенной Богом выступает Иван Гамаз.

С прикрученным фитильком[править]

Этот персонаж не является Богом (во всяком случае, единым и всемогущим), но в остальном соответствует стереотипному образу. Такой облик часто присущ Светлым Властелинам, мудрецам-менторам и верховным богам в различных пантеонах.

Мифология[править]

  • Эль, верховный бог пантеонов Финикии и Угарита — вероятный прообраз иудейского Яхве. Считался буквальным отцом богов и почившим от дел творцом вселенной, разве что обитал не на облаке, а во дворце.
  • Нефритовый император и прочие божества китайского пантеона, включая богинь, летают на облаке как на ковре-самолёте, некоторые из них седобородые.
  • Один, верховное божество германо-скандинавского пантеона, тоже седой и бородатый. Вкупе с именем, привело к серии шуток в стиле «Бог один, и он — не Один/Один — бог, и не один…»
  • Ну и Зевс/Юпитер сюда же.
  • Дед Мороз (или Санта-Клаус, или другой его аналог) иногда воспринимается как дедушка, летающий над облаками на конной/оленьей упряжке и следящий, кто как себя ведёт в течение года, чтобы наградить или наказать каждого соответственно его поведению в новогоднюю/рождественскую ночь. Дети и сейчас могут поверить в такое всерьёз, особенно с подачи взрослых.

Литература[править]

Мультфильмы[править]

  • «Геркулес» — Зевс. Чего ещё ждать от мультфильма категории «Иисус одобряет»?
  • «Мулан» — верховный предок семейства Мулан.
  • «Как казаки олимпийцами стали» — так выглядит Зевс: не бородатый качок, а старик с внешностью Деда Мороза.

Видеоигры[править]

Примечания[править]

  1. Что интересно, образ Бога как седого старца — «Ветхого Денми (Днями)», — присутствует в книге пророка Даниила. Но там он олицетворяет не Бога-Отца, а Бога-Сына, то есть будущего Иисуса (а имя это Бог-Сын получил только в Новом Завете после воплощения).
  2. Юмор в том, что в каноническом христианстве воздух и космос населяют как раз бесы — «духи злобы поднебесной». А Создатель — ещё выше, Он вне мироздания и трансцендентен ему.