А что, так можно было?!

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «А что так можно было?»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Just Eat Gilligan. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Статья зарастает жёлтым лесом. Спилите его. Иными словами, если вам нужно оспорить или уточнить некий пункт списка, правьте его смело, лестницы комментариев сократите, а если в комментарии доказано, что пример к тропу не относится — удалите его
« — Сидим мы в тюрьме день, второй, третий. На четвёртый день индеец Острый Глаз заметил, что одной стены нет. »
— Анекдот
Можно, но не помогло бы[1]

«А что, так можно было?!» — одна из разновидностей сюжетных дыр.

Персонажи — герои или злодеи — попадают в некую крайне сложную ситуацию. Но сложная она — только для персонажей. Большинство зрителей или читателей видит из этой ситуации некий вполне очевидный выход, персонажи же страдают в долгих поисках.

Поскольку читатели/зрители уважают автора первоисточника, они не хотят думать, что сценарист — идиот, и не увидел такую очевидную возможность. Не хотят они думать и другую плохую вещь — что все попавшие в эту ситуацию персонажи — идиоты и не видят очевидного решения. Разумнее предположить, что персонаж лучше знает свою вселенную, и вероятно, внутри вселенной есть неизвестные нам, но известные персонажам ограничения, которые заставляют искать более сложный выход.

Но вот проблема, автор об этом фанатском обоснуе даже не слышал. И внезапно герои… используют то самое очевидное решение. Не только обрушивая тонны фанатских теорий (это обидно, но можно пережить), но и демонстрируя, что да — они действительно идиоты, раз с этого не начали. Причём, возможно, как ни странно, что идиоты высокоинтеллектуальные — если всё-таки мозгов хватило на заковыристый план, а о самом оптимальном плане почему-то не подумалось.

Противоположный вариант тропа — когда внезапно всплывает возможность, о которой зрители/читатели догадаться не могли, поскольку никаких намёков на неё не было. Тогда это получается вариация рояля в кустах — с тем лишь отличием, что для персонажей такой вариант не выглядит неожиданным, а является логичным или даже очевидным. В этом случае фанатские теории не обрушиваются (за отсутствием таковых), но реакция остаётся та же. Второй противотроп — «Разрубить Гордиев узел»: здесь зрители/читатели размышляют в рамках интуитивных допущений, но оказывается, что в условиях они не прописаны, чем герой успешно пользуется, и в положении восклицающего «А что, так можно было?!» оказывается сама публика (часто играется шутки ради).

Дополнительные очки идиотизма в случае, когда это простое решение применяется ближе к концу произведения, а аналогичные проблемные ситуации возникали в сюжете неоднократно и персонажи их столь простым и очевидным способом не решали.

Чаще всего сабж встречается в сиквелах, когда за написание продолжений берутся люди, не очень хорошо знающие канон исходника. Но иногда бывает, что и в конце одного фильма персонажи забывают, что творили в начале.

Субверсия, если автор сознательно наложил запрет на «простое и очевидное решение» по понятным ему причинам, пусть даже не каждый фанат постиг ход его мысли. Пример — осточертевший толкинистам вопрос: «А почему не на орлах??!!1». Да не транспорт эти орлы, не транспорт, а божественные покровители (вернее, слуги таковых), и у них особая этика, кодекс!!!!1111

Родственный троп — Так просто, что уже сложно. Отличается тем, что в этом случае персонаж отбросил простой вариант решения проблемы как неправдоподобный, а в тропе, о котором данная статья, преимущество простого варианта очевидно.

Злой вариант пересекается с тропом Засунуть лампочку в рот, если персонаж не знал о каком-то эффекте и жил себе спокойно, а как только узнал — в нём взыграло любопытство, гордость или другое чувство, которое заставит его этот эффект проверить на себе.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Литература[править]

Отечественная[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Зарубежная[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Сетевая литература[править]

  • Mother of Learning: главным героям нужно волшебное кольцо, которое носит верховный жрец племени разумных ос, и они разрабатывают разные насильственные способы добыть это кольцо — включая даже создание альянса из соседних племён. Потом оказывается, что достаточно было просто попросить, и жрец отдал бы кольцо, потому что так ему велели ангелы некоторое время назад. Но, разумеется, заранее догадаться об этом было невозможно.
    • В данной ситуации это субверсия, так как подобное развитие событий никак не нарушало правила мира, это просто был неожиданный поворот для героев, которые привыкли к тому, что единственный способ что-то для них получить в разумные сроки — насильственными методами. Если вспомнить, там была некоторая тенденция с этими артефактами — победить гидру, ведьму-дракона, бессмертного лича, вломиться в королевскую сокровищницу, и тут как головой об стену — просто попросить.
    • Там же Зак испытывает именно это чувство, когда узнает что его друг ЗАПОМНИЛ места в подземельях, где лежат сокровища, и при следующей перезагрузке банально телепортируется сразу к ним, забирая без боя и мучительного прохождения по уровням ценности на сумму, сопоставимую с бюджетом страны.
  • Дмитрий Леоненко, «Оскорбление» — многокилометровый корабль-Палач, оказывается, можно было взорвать одной большой бомбой на антиматерии? А почему тогда ни одна цивилизация в Галактике не додумалась до такого? Ах, оказывается, это настолько сложная идея, что до неё догадались только земляне, и то потому, что у них был гениальный русский десантник-Император…
    • Справедливости ради — додумались не земляне. Использовать бомбу придумали Оскорбители, они же её сделали и вручили землянам. Русский десантник-Император сыграл всего лишь роль наёмного туземного вождя-камикадзе. Тем не менее, это не объясняет, почему Палач, направленный в систему решать проблему с Оскорбителями, и знающий, что минимум один Оскорбитель в системе всё ещё сидит, не был готов противодействовать типичному оружию Оскорбителей.
      • Ерунда какая. Даже современная Земля может делать антивещество. Если бы Палача можно было завалить антипротонной бомбой, тогда все планеты бы её против него использовали, а не позволили себя вырезать.
        • Ага, может. По стоимости «один с четвертью грамма за весь земной ВВП». А там нужны тысячи тонн. Кроме того, описанный в романе антипротонный молот — гораздо более сложное изделие, чем просто бомба на антивеществе. Бомба до Палача не долетела бы.
      • Пост из обсуждения
«

В результате компромиссный Палач летит одним куском (большой щит и большой двигатель весят меньше множества маленьких), не маневрирует (на щиты и снаряды уйдет меньше массы, чем на рабочее тело для такой дурищи) и не рассчитан на то, что Оскорбители не просто оснастят земной флот своим оружием, а выдадут всё, что накопили за 300 лет.

»
— Ответ автора: «ППКС!»

Фанфики[править]

  • Борис Карлов, «Снова на Луне»: из-за того, что у него сел голос, Шурупчик застрял в гараже — он не мог открыть дверь с голосовым датчиком. Другие коротышки позвонили в Цветочный город, чтобы Винтик и Шпунтик привезли сварочный аппарат, и вскрыли злосчастную дверь. Однако когда механики стали осматривать гараж, то неожиданно предложили поднять его — у гаража нет дна, и он представляет собой металлическую коробку. Ухватившись за все выступы гаража, коротышки с лёгкостью оторвали его от земли, освободив Шурупчика. Собственно, если бы у Шурупчика не сел голос, он смог бы рассказать остальным, как выпустить его. Правда, какого чёрта он поставил супербезопасную дверь на штуку, которую можно поднять голыми руками?
    • Борис Карлов в детстве явно очень уважал фильм «Берегись автомобиля».
    • Гараж можно поднять голыми руками, но для этого требуются усилия нескольких человек или, например, набор домкратов. Незаметно это сделать не получится. А вот скрытно войти и вынести что-нибудь в одиночку дверь не позволит.
      • Ну вот Юрий Деточкин для этого самого использовал цельный подъемный кран, да еще и ночью, наверняка перебудив весь двор. И что — хоть кто-то из заметивших удивился?

Специальная[править]

  • А.С.Карташкин, как минимум с 1997 года в своих книгах (среди всего прочего) рассматривал как придумать фокус при помощи алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). Т.е. создать "секретное" устройство. А потом предлагает вариант достижения того же внешнего эффекта при помощи мелкой хитрости и/или "ловкости рук".

Кино[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Телесериалы[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Телевидение[править]

  • «КВН»
    • Домашка ЧП: одного из привязанных к столбам участников команды освобождают, заставляют танцевать, а потом снова привязывают. «Дима, а что ты не сбежал?» — «А что, можно было?»
    • «Федор Двинятин»: Появившийся богатырь просто схватил и придушил обнаглевшего Змея Горыныча. Отец семейства удивляется: «А что его так можно было убить? А мы тут семнадцать лет яйцо ищем…»[2]
    • Игра «Сборная СССР — Сборная СНГ»:
«

— Мне дом на Мальдивах, пять лимонов зелени
Все остальные:
— А что, можно было?
Другой, тут же:
— А мне водки и банку огурцов.[3]

»
— Пожелавший дом на Мальдивах задал такой же вопрос.
  • «Уральские пельмени» — сцена про полярников. Когда один полярник (молодой новичок) устаёт от компании нового товарища и всего окружающего безумия, то загадывает деду Морозу желание: «Можно я свалю отсюда домой, навсегда?», и когда тот отвечает утвердительно, предложив довезти его на своих санях, второй полярник (старше и опытнее) задаёт именно такой вопрос.

Мультфильмы[править]

  • «Том и Джерри»: в выпуске «Little School Mouse» Джерри учил Таффи, как надо бороться с котами. Вот только ученик превзошёл учителя. Джерри, подкравшись тайком, отломил и спёр маленький кусочек сыра, а Таффи просто попросил сонного Тома дать ему вкусняшку, и тот отдал весь запас сыра целиком. Когда Джерри попытался нацепить на Тома колокольчик, тот избил и замотал его верёвкой от колокольчика. Таффи просто предложил кошаку колокольчик в качестве подарка — и Том его радостно принял, польщённый вниманием. Видя всё это, Джерри затосковал и отказался дальше учительствовать, более того — сам пошёл в ученики к Таффи.
  • Полнометражка «My Little Pony: The Movie»: в финальном сражении одного из положительных героев внезапно осеняет светлая догадка: «Спайк, ведь ты же у нас огнедышащий дракон!» После чего, пользуясь дракончиком как огнемётом, они легко расправляются со стражей главгада. Но если боевые качества Спайка так высоки, и он всегда был в гуще событий, под копытом, так сказать, у поняшек, то почему в начале фильма злодей так легко овладел столицей? Почему всю дорогу отряд героинь только то и делал, что терпел притеснения от окружающих и убегал, при наличии такого-то заступника? Почему, наконец, за помощью отправились не к союзной державе драконов, где таких минимум сотни, и каждый будет куда взрослее и страшнее Спайка?
    • Хуже того: финальное столкновение произошло на том же самом месте и тем же составом, как и первое. Герои в своих странствиях не покрутели, не обзавелсь вундервафлями, и никого не привели… Вопрос века: а что, сразу так нельзя было ?
  • My Little Pony: A New Generation — финальная сцена скатывается в бафос из-за великого откровения, за которое главная героиня получила паверап, аналогичный выданному Твайлайт из прошлого поколения по итогам многократного спасения большой страны, а то и всего мира. Оказывается, чтобы пони передружились, надо их перезнакомить. Как тогда должен был их подружить макгаффин, за которым бегали большую часть мультфильма — вопрос хороший. И ещё лучше вопрос — как Санни вообще пришла в голову подобная мысль если в прологе она отправляет приглашение приходить и дружиться, а потом с упоротым упорством проповедует дружелюбие к другим пони-расам.
  • «Спящая Красавица» от Диснея. Три добрые феи проникают в замок Малефисенты, колдуют принцу оружие, и вчетвером вся весёлая компашка дружно раздаёт люлей прихвостням Малефисенты, превращает её ворона в камень, а потом убивает её саму… Та-ак, минуточку! А где ж вы, родные феечки, раньше были?! Ну ладно, допустим, убивать (пусть и не своими руками) вам в то время Заратустра не позволяла, но вот превращение в камень — чем не вариант? В логово ведьмы вы можете проникнуть без труда, разгуливает она без охраны, — сделайтесь маленькими, чтобы вас не нашли (а вы это, на секунду, можете!), подкараульте её где-нибудь в тёмном углу, лёгкое движение палочки, и всё! И ведь идея превратить Малефисенту во что-нибудь реально обсуждалась, но отмелась, ибо «наше волшебство на это не способно, оно для добрых дел, приносить счастье и радость». Ага, то есть, сделать камнем злобного прихвостня — это доброе дело, а вот то же самое, но с главзлодейкой — уже нет? Да как это вообще работает?!
    • А силенок то у них бы хватило? Они вон ее спелл отменить не смогли, только подправить.
      • Ладно, фиг с ним, с превращением, там всё и впрямь довольно туманно. Но вариант с убийством волшебным мечом… Вот интересно, а его можно колдануть так, чтобы он появился уже торчащим у Малефисенты из какого жизненно важного места? Возможно, это кровожадно, но вариант «не ждать Филиппа и найти какого особо страждущего приключений героя до того, как всё пойдёт прахом» может оказаться не совсем подходящим, так как тогда придётся заморачиваться с поиском подходящего героя и выманиванием тёмной феи на нейтральную территорию (потому что драться с ней в её же собственном замке, где как раз на такой случай вполне может быть куча известных ей одной ловушек — ну его нафиг).
    • Про превращение в камень: чем это лучше убийства? Это же обречение на участь хуже смерти. Фактически, просто убить злодея — гораздо гуманнее. Если же превращение в камень само по себе убивает, то это — такое же убийство.
  • «Ловушка для кошек» (1986)
    • Ленивый Дик, внезапно сообразив в джунглях, что та тропинка, по которой он идёт, на самом деле ничего (пока что) не замечающая змея, спрятался внутри цветка. Змея уползла, но тут обнаружилось, что цветок вообще-то хищный и щёлкает двумя рядами зубов. Доблестный полицейский натерпелся страху, пока пытался выбраться, цепляясь когтями за лепестки изнутри, а потом сообразил, что вообще-то является грызуном. После этого он за пару секунд прогрыз в бутоне дыру и вылез.
    • Он же, пытаясь не свалиться в водопад, играет на трубе, потоком воздуха отталкивая лодку назад. Это помогает, пока у Дика не заканчивается репертуар. «Я не знаю больше мелодий!» — восклицает он и вместе с лодкой падает с водопада. А ведь можно было играть что-то одно, коль ещё не устал…
  • «Ловушка для кошек 2: Кот Апокалипсиса» (2007) — посаженный в бамбуковую клетку Генри, просит охраняющих его мышей-дикарей перегрызть прутья, но те не могут этого сделать, потому что у них нет зубов. И тут один из дикарей находит решение: «Слушай, я придумал, что нужно сделать. (шёпотом) А ты и сам перегрызи эти палки».
  • «Скуби-Ду! Легенда о Фантозавре» (2011) — перепуганный Шегги непрерывно орал три часа подряд, а потом доктор просто велел ему прекратить… и Шегги прекратил. С фитильком: Если верить Велме, они тоже пытались так сделать, но у них это не сработало.

Мультсериалы[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Комиксы[править]

  • DC Comics: практически все главные герои вселенной — известные мастера этого тропа, но Супермен и Флэш выжимают педаль в асфальт.
    • Самый комичный пример — фильм «Супермен-2». Супермен целует Лоис Лейн — и она теряет память о том, что раскрыла его тайну личности. Возмущённый вопль фанатов: «Что ж ты, баран, не додумался с самого начала поцеловать Лекса Лютора, скольких неприятностей бы избежал!» Может быть, это работает только с близкими людьми? А то слишком легко было бы.
    • Флэш в сериале почти целый день сражался с Погодным Волшебником, угрожающим разрушить город. Наконец злодей призывает гигантскую волну цунами на Централ-Сити. Флэш пытается эту волну разрушить, быстро бегая взад-вперёд, но в процессе разгоняется настолько, что пробивает временной барьер и проваливается на сутки в прошлое[4]. Здесь он, используя опыт будущего… хватает Волшебника и относит его в тюрьму-ускоритель, прежде, чем тот успевает пошевелиться. А что, так можно было?! Чего же ты тогда с ним целый день дрался?! Какое такое мистическое знание будущего тебе было нужно, чтобы додуматься банально притащить врага в тюрьму?!
  • «Метабароны». Просто цитата из одного обзора: «Не раз вы воскликнете: „А что, так можно было?“, но не с возмущением, а с изумлением: вот же даёт автор, до чего додумался! Что-о-о, человеку можно заменить протезом голову? А потом ещё раз заменить? Тут существует переселение сознаний? И клонирование? Стоп, рассказчики теперь вмешиваются в события?! Отсыпьте мне того же зелья!»
  • Marvel Comics — в одном из комиксов обстебывается сюжетный ход из фильма «Капитан Америка» 1990 года, где Красный Череп, когда привязанный к баллистической ракете Капитан Америка схватил его за руку, отрубил ее. Барон Земо XII, молча пронаблюдав, как Красный Череп отрубает себе руку, чтобы спастись, ехидно интересуется, что же политический и военный гений не догадался отрезать Капитану Америке пальцы?

Веб-комиксы[править]

  • «Приключения Суперсвина» — Суперсвин надоел всем сказочным злодеям, и они решили от него избавиться. Для этого Кощей Бессмертный придумал «гениальный и хитроумный план» — просто заманить его в ловушку и всем вместе избить его до полусмерти.
  • Великолепный мини-комикс о двух друзьях — живом человеке и призраке. Призрак сидит на диване и смотрит телевизор. Мужик к нему подходит и интересуется: «Джон, зачем ты смотришь Первый?». Джон отвечает: «Я же призрак и не могу брать предметы, в том числе пульт от телика». Мужик: «А КАК ТЫ ТОГДА СИДИШЬ НА ДИВАНЕ?..». Призрак пару секунд соображает — а потом успешно хватает пульт, на пробу нажимает несколько кнопок, всё работает… И призрак тогда вопиет: «Тридцать! Тридцать …ных лет [я продолжал думать, что это невозможно, и смотрел только те каналы, на которые телевизор переключали живые, плотные люди] !!!»
    • А название?
  • «Tales of the Blood Moon» от Gesperax — аверсия: в выпуске «Красавчик и чудовище» леди Афанасия организует хитрый спектакль, чтобы заполучить хранящийся у эльфийского рыцаря рунический ключ, и только когда стараниями Волчьего Клыка все идет насмарку, подчиняет эльфа укусом, чтобы заставить отдать ей ключ, а потом обо всем забыть. Что помешало ей сделать это сразу? Она сама объясняет Каджире в начале выпуска, что эльфийская кровь настолько вкусна для вампиров, что она запросто может не сдержаться и выпить рыцаря до дна, после чего он станет бесполезен, а если бы она превратила его в вампира, то вся конспирация пошла бы коту под хвост. И на такой риск (подчинение укусом) она идет только после того, как других вариантов не остается.

Аниме, манга, ранобэ[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Видеоигры[править]

Примеры вынесены в отдельную подстатью.

Настольные игры[править]

  • В шахматах пешка при достижении 8-ой горизонтали может превращаться в любую фигуру. Хотя неограниченность такой возможности - это прекрасно, но если не захваченный ферзь до того уже есть на доске, понадобится второй комплект фигур. Автор справки в шахматном клубе в таких случаях брал ферзей из других наборов. А есть родственные игры шахматного типа - макрук и сёги, и в них тоже есть превращение пешек (в сёги помимо пешек превращаются и остальные фигуры, но не суть). В них для превращения тоже приходится брать второй комплект? Нет, в макруке пешки традиционно выполняются в виде плоских фишек (как вариант - плоские ракушки каури), а в сёги все фигуры - плоские фишки пятиконечной формы. При превращении, как вы могли догадаться, они просто переворачиваются. Настолько просто, что гениально. В качестве предмета статьи актуально по отношению к шахматам, где пешки издревле выполняли в виде всем знакомых фигурок. И по отношению к шатранджу и другим играм, где превращаемые фигуры выполнены в скульптурной традиции, но это уже история.

Музыка[править]

Многие открытия в музыке делаются именно так.

  • На контрабасе играют смычком! Что-о, можно и пальцами, и будет совсем другое звучание? Эй, а вы что делаете — натягиваете струны от контрабаса… на гитару?
    • Электроконтрабас (в том числе, и для смычка) появился раньше бас-гитары. А вот бас-гитара появилась как ответ, так как электрическое изделие стало возможным взять «наперевес», а не только упереть в пол. Да и возить по концертам ее куда удобнее. И подзвучить, кстати, тоже куда проще.
  • Всевозможные гитарные эффекты — фузз, дисторшен и пр — возникали по принципу «Какие-то помехи искажают звук, надо бы убрать… Стоп, а что если не убирать, а использовать?» Вся тяжёлая музыка на этом выросла.
    • Инверсия: про группу «Цветы» рассказывают такую байку. Они сыграли на студии какую-то песню с дисторшеном, а звукорежиссёр кричит: «Всё отлично, парни, только гитара почему-то фонит, сейчас помехи уберу…» Ему и в голову не приходило, что так можно было нарочно!
    • Из помех получился целый отдельный жанр — нойз (а также нойз-рок, нойз-кор, индастриал и т.п). И предтеча его — Metal Machine Music Лу Рида представляет из себя пластинку самой противной «помехи» электрогитары и микрофона — «заводки».
      • На эффекте «самой противной помехи» основан целый музыкальный инструмент — и он называется «Терменвокс». Звук, который он издаёт, возникает в постоянно возбуждающемся колебательном контуре, форму магнитного поля которого и искажает оператор своими жестами.
  • Рэп как таковой. Что, можно не петь, не играть на инструментах а читать речитатив под бит и сэмплы? И это будет популярно? Кто бы мог подумать!
    • Здесь тоже следует заметить, что рэп не из пустого места вырос: на дискотеках до-хип-хоповых времен ведущие выкрикивали фразы в ритм музыке (чаще всего это был фанк), чтобы одновременно и подбадривать толпу, и не сбивать ее с ритма. А поскольку речитатив в песнях встречался ой как задолго до таких вот ритмичных кричалок, и придумали скрестить одно с другим. «Now, this is not a test, I’m rappin' to the beat» — предупреждают нас Sugarhill Gang с первой в истории рэп-записи Rapper’s Delight.
  • Sabaton же! Что будет, если в заезженном до дыр еще в начале 2000-х (особенно в Швеции), но все еще популярном жанре пауэр-метала заменить битву за Хельмову Падь на Курскую дугу или Пендальфа на Красного Барона? Получится одна из самых известных рок-групп нашего времени.
  • Прогрессивный рок 1970-х годов на иконокластике и развивался. Надоело слушать песни про любовь на 3 минуты? Давайте восемь минут подряд петь о том, как землю захватывает борщевик. Или 16 минут подряд аллегорическим языком пересказывать Эдгара По. Надоело, что во всех коллективах два гитариста, барабанщик, басист и вокалист, и все играют одно и то же? Позовем клавишника, и пусть он на своих синтезаторах выдает аранжировки в стиле раннего барокко.
  • Рубить «митол» на виолончелях?! Отличная идея, Apocalyptica не даст соврать! Кстати, вокалист тоже не очень нужен, будем набирать из других групп ради песни-другой.
    • Рубить «митол» на народных инструментах? Да запросто — решила целая плеяда металлистов, решивших обратиться к наследию фолка, волынкам и лютням.
  • А вы уверены, что в пауэр-метале вообще нужны какие-то музыкальные инструменты кроме барабанной установки? Вот и группа Van Canto прекрасно обходится без них, имитируя гитарные рифы своими голосами.

Прочее[править]

  • Серия Warhammer Horror появилась в 2018 году. До этого люди из Games Workshop как минимум 20 лет лепили гримдарковый сеттинг с древними богами, запретными технологиями и прочими ужасами — «и до жирафа таки дошло»…
    • В оправдание нужно заметить, что написать хороший ужастик — этом вам не фунт изюму, в смысле — не типично-шаблонное «болтер-порно» с превозмоганием Унитазомаринов Ультрамаринов за Императора.
  • Крипипаста «Знание — сила»: Чу-чу, пожирающее реальность и абстракции, самоликвидировалось от картезианского тезиса.
  • Твит «Лучшие практики в айти»: «Мы когда-то боролись с пассивной агрессией в команде и поэтому в конце фраз стали добавлять: „піԂор“, благодаря чему это переходило в активную агрессию, а с ней у нас проблем не было.» Ну, а чем не решение? Поставленная задача достигнута.
    • Разрядить обстановку, спустив пар и вскрыв нарывы? Не самое плохое решение.
  • Байка про игровую сессию по Cyberpunk 2020: «Решение живых игрочков на турбо-прохождение, спойлер: МУЖИКИ! У ВАС ТАМ НЕЛЕГАЛЬНОГО ГЕРОИНА НА ДЕСЯТЬ ШТУК ЕВРОБАКСОВ, ГАРАНТИРОВАННЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ БЕЗ ВОПРОСОВ У НАС ЕСТЬ, ОБЕСТОЧИВАЙТЕ ЗАВОД НА ПЯТНАДЦАТЬ МИНУТ, ЯЩИК ЗАБИРАЕМ, ДЕНЬГИ ПОПОЛАМ!»

Реальная жизнь[править]

  • Несколько примеров. Туповатые люди не просто изумляются — пылают «праведным» гневом на «читерство».
    • На самом деле троп в реальной жизни объясняется Эффектом установки (нем. Einstellung) — экспериментально выявленным явлением, при котором человек, уже обученный выполнять какую-то задачу определённым способом, будет просто отказываться видеть другой, даже если он гораздо проще (а то и вовсе единственно возможный). И связано это отнюдь не с интеллектом, а с тем, что человеческий мозг в целях экономии энергии обожает «жульничать», и при столкновении с похожими задачами вместо того, чтобы каждый раз думать, он просто воспроизводит уже запомненный алгоритм решения.
      • «Надо делать не как лучше, а как положено».
  • Подборка историй в том же духе.
  • А ещё данное явление характерно для людей с СДВГ, которые могут просто забыть элементарное решение и в итоге потратить кучу времени на выполнение простого задания.
  • Взрослый городит систему линейных уравнений для решения простенькой задачи для 3-го класса.
    • Тут ещё вопрос какой из этих способов проще — в худшем случае систему уравнений можно решить куда быстрее чем подбирать результат. Причём один подобранный результат «прокатит» только в младшей школе — начиная же с пятого класса нужно будет ещё и доказать отсутствие других решений, для чего всё равно придётся сводить задачу к СЛАУ.
  • Формула-1, Сильверстоун-98. Жан Тодт зазвал Михаэля Шумахера на отбытие штрафа STOP&GO на последнем круге, то есть Великий-и-ужасный сперва финишировал, а уже потом отбыл штраф (боксы «Феррари» расположены на пит-лейн после финишной линии). Сказать, что реакция была в духе тропа — это ничего не сказать. Позже выяснилось, что накосячили все: дирекция гонки не имела права накладывать штраф STOP&GO менее чем за 5 кругов до финиша; Тодт сослался на плохую связь с гонщиком в дождь, а сам Шумахер признался, что перепутал количество кругов, считая, что заехал на предпоследнем. В итоге разошлись миром — Шумахеру зачли время финиша по засечке на пит-лейн, накинули штраф 10 секунд (как и положено по правилам), он остался победителем, а соперники из «Макларена» сняли все претензии.
    • Маньи-кур 2004 — ещё один пример тропа от Шуми. Четыре питстопа, но каждый раз ставим мягкие шины и заливаем топлива в обрез до следующего пита — в итоге Шумахер всю гонку ехал в квалификационном режиме. Выиграл.
  • Кубок (верхний дивизион) NASCAR, осенний Мартинсвилль-2022. Россу Честейну надо опередить по очкам Дэнни Хэмлина, чтобы попасть в финал плей-офф (точнее, не проиграть определённое количество очков). Буквально за 500 метров до финиша Хэмлин проходит, а Честейн нет. Честейн тупо бросает тормоз на середине виража и проходит последний поворот по бортику, в визге рвущегося карбона и мате соперников обгоняя пять лиц, включая самого Хэмлина, и проходит в финал. Совершенно законный финт ушами на тот момент (как сказал Попов, рассказывая про этот манёвр, нигде в правилах не записано, что гонщик не имеет права убить себя об стену). Обалдевшей от такого сюрреализма Ассоциацией после гонки запрещён (хотя нигде, кроме Мартинсвилля, такое не сработает, да и в Мартинсвилле шансов заметно меньше 50 %), но обратной силы запрет не имеет.
  • Кнопочка «викификация» на этом сайте (и его почившем предшественнике), которая заменяет знаки препинания на корректные. Не все о ней знают, ВПС её нашёл (и то не без посторонней помощи) где-то на пятом или шестом году участия в прошлом воплощении проекта. С прикрученным фитильком — она требует включённых для совершенно отдельного домена (википедии) скриптов, без чего не отображается. При том что сайт и редактирование спокойно работают вообще с выключенным JS.
  • Блогер Khaby Lame высмеивает популярные «лайфхаки», показывая, насколько они абсурдны и бесполезны, когда проблема высосана из пальца и решается гораздо проще.
    • Доктор Дью регулярно освещает аналогичные темы: зачем городить DIY, если в магазине есть фабричные, то есть более качественные, надёжные, а нередко и более дешёвые и безопасные решения.
  • Знаменитые пистолеты «Глок». Неужели корпус можно делать из пластмассы и он будет прочным?! А разгадка одна — большую часть сознательной жизни Гастон Глок занимался именно изделиями из пластика, пока в 1980 году не решился сделать пистолет для австрийской армии.
    • Совершенно некорректный пример. Как технологии работы с пластиком дошли до нужного уровня, так и сделали. Из бакелита бы не получилось. Для примера — система казенного заряжания винтовки Сакса была придумана в 1731 году, малой серией с большими матами реализована в винтовке Фергюссона в 1770-е, в крупную серию пошла… В 1849! А потому что вот так новость, нужен был нормальный токарно-винторезный станок!
  • Одна из причин, почему искусственный интеллект — это плохо. Даже современные нейросети успешно находят в себе эксплойты к удивлению разработчиков, а более мощный ИИ тем более обойдёт все мыслимые людьми ограничения в погоне за своей неправильно понятой целью.
  • Число Райо, как оно есть. На «дуэли больших чисел» в Массачусетском технологическом институте 26 января 2007 года математик Агустин Райо предложил число имени себя любимого, определив его как «Самое маленькое число, большее, чем любое конечное число, определённое выражением на языке теории множеств с использованием гугола символов или меньше». Чтобы представить себе это число, берем и начинаем писать даже не числа, а математические формулы, обозначающие числа. И стараемся определить самое большое число, на которое нам хватит места для этих формул, если мы пишем на листах толщиной с бактерию и с буквами того же размера. И вот, заняв примерно треть всей Вселенной, мы написали мегаформулищу, которая выражает какое-то умопомрачительно гигантское число. Вот теперь добавляем к нему 1 и получаем число Райо.
  • «General Motors» крепко держались за разработанную ещё в 20-х систему Альфреда Слоана[5], что ограничивали объем двигателей мало и среднеразмерных линеек машин в 330 кубических дюймов (5.4 литра), тогда как конкуренты стремительно наращивали объем и мощность двигателей и вскоре выкинули бы GM с рынка спортивных автомобилей, если бы не Джон Делореан, представивший в 1964 году модель «Pontiac GTO» с двигателем в 389 кубических дюймов (6.5 литра), ставший бестселлером у молодых покупателей и открывший эру масл-каров. Результат так впечатлил руководство компании, что оно отказалось от старого ограничения и, что самое главное, дало зелёный свет для разработки спортивных машин во всех подразделениях исключая «Кадиллак».

Примечания[править]

  1. Во-первых, Нед сам признал себя преступником и не собирался защищаться, ибо его шантажировали жизнями дочерей и обещали ссылку на Стену. Во-вторых, Нед не был гениальным бойцом и раньше (хотя он наравне бился с Джейме Ланнистером, это дорогого стоит), а уж со сломанной ногой — тем более. Против Горы он не продержался бы и полминуты, а верные люди у Старков в столице кончились. В-третьих и в главных, кто б Старку дал? Вот Тирион — наследник Ланнистеров, пусть и нелюбимый, от которого Тайвин хотел избавиться /чисто/… А требования изменника, предателя и язычника можно смело игнорировать.
  2. Хотя, казалось бы, яйцо — это про Кощея Бессмертного.
  3. Существует анекдот на уровне инверсии: «Ящик водки и тех двоих обратно!»
  4. Да, со временем и причинно-следственными связями в сериале творится полная шизофрения, но это другой троп.
  5. Разделение марок по покупательским категориям и правило «чем дороже марка — тем мощнее»