Жертвоприношение

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Жертвоприношения»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Human Sacrifice. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Как! Боги есть у вас, которые едят? »
— Из старой русской басни
« Мы зарежем, будешь жертвой,
Был живой, а будешь мЕртвый.
»
— Из спектакля о доколумбовой Америке
«Человеческое жертвоприношение», Пьер Фритель, 1882 г.

В древности люди обходились с богами попросту: ты мне, я тебе. То есть, чтобы бог что-нибудь для людей сделал (или, наоборот, не делал), надо было ему/ей сначала что-нибудь дать. Или потом дать, после того, как сделал.

Формы жертвоприношений были разные: клали на алтарь и закалывали, бросали в воду, зарывали в землю, сжигали, чтобы дым вознёсся к небесам … что подсказывало воображение.

У многих народов жертвой богам (или духам предков, или кому там ещё) могли быть еда, оружие, одежда и т. д.

В более современные времена предметы, принесённые в жертву, держали в храмах и считали принадлежащими богу, то есть — священными (отсюда латинское слово sacrificium, вошедшее почти во все европейские языки: «священное действие»). Кто тырил священные предметы, тому делали особенно сильный атата и айяйяй, потому что кража или уничтожение таковых могли накликать гнев бога на весь коллектив. Например, Агамемнон увёл в наложницы дочь жреца Хриса — и Аполлон за это напустил чуму на весь ахейский лагерь. Кража священных предметов (есть ещё русское слово «святотатство») во многих культурах считалась более серьёзным преступлением, чем убийство.

В общем, у каждого народа было своё понимание процесса, но в общем и целом жертвоприношения подразделялись на три части:

  1. Взятка богам — просящий подкреплял свою просьбу материально.
  2. Благодарственная жертва. То был как бы аванс богу, а теперь как бы гонорар. Именно в этих случаях храмам чаще всего жертвовались предметы, которые не уничтожались, а посвящались: статуи, посуда, ткани. Двойной бонус: и богов порадовал, и собственный статус утвердил.
  3. Жертва за грех или в умилостивление богов (ну, бывает же, что они гневаются, а почему не понять).

Иногда жертвоприношение бывало спонтанным. Например, Поликрат однажды ужаснулся своему богатству и удаче: боги обзавидуются и накажут. Он снял с себя самый любимый и дорогой перстень и бросил в море: нате, боги, не завидуйте. Но на следующий день его повар принёс ему перстень, вынутый из рыбы: боги взятку не приняли.

В иных случаях считалось правильным и уничтожить какую-нибудь драгоценную штуку. Например, в колодец Чичен-Итца бросали золотые и серебряные сосуды.

Но дальнейшая статья главным образом не об этом. А о том, когда больное воображение людей доходило до человеческих жертвоприношений.

В ряде культур (например, в античной Греции или Скандинавии) оно рассматривалось как вариант крайний и экстремальный, последнее средство: послать к богам гонца, чтоб не могли отвернуться и отказать. В других культурах оно было поставлено на поток — например, в центральном храме Теночтитлана конкистадоры с омерзением обнаружили больше ста тысяч черепов жертв, накопившихся за годы. Финикийцы тоже жгли. В буквальном смысле. Маленьких детишек (правда, среди историков существует весьма обоснованное мнение, что масштабы их жертвоприношений очень серьёзно преувеличены. Тот же тафет мог быть просто местом погребения любых детей, не обязательно принесённых в жертву). А кельты с этрусками наоборот считали, что богам и преступники покатят.

Иногда человеческие жертвоприношения делали с прикрученным фитильком — жертву не убивали, а просто пускали кровь (особенно этим отличились индейцы майя) или отрезали часть тела. Или же посвящали богу и отдавали в храм на вечное служение. Формой жертвоприношения была и храмовая проституция.

В современной масскультуре жертвоприношение практикуют персонажи отсталые и мрачные. Оно является непременным атрибутом голливудского язычества или голливудского сатанизма. Маньяк в фильме ужасов может предаваться зловещим ритуалам, или чернокнижник вызывать с помощью жертвы всякую нечисть.

Примеры[править]

Примеры, связанные с кастом магии крови — в соответствующую статью

Мифология[править]

  • Ледяная душа — сразу несколько примеров.
  • Греческая мифология:
    • Дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи Андромеда оказалась прикована к скале, где её как жертву должен был сожрать морской монстр, по вине своей дуры-мамаши. Та похвалялась, что Андромеда превосходит красотой нереид. Естественно, эти стервы-богини этого не стерпели и обратились к Посейдону с мольбой о мщении, и он послал морское чудовище, которое грозило гибелью подданным Кефея. Оракулы предсказали, что утихомирить тварь сможет только жертва в виде любимой дочери Кассиопеи. К счастью, мимо пролетал Персей, который и зарубил зверушку / превратил монстра в камень при помощи отрубленной головы Медузы Горгоны.
    • Агамемнон принёс в жертву свою дочь Ифигению, чтобы противные ветра переменились и донесли ахейский флот до Трои. Правда, умереть ей не пришлось, вместо неё закололи лань. Саму же Ифигению Артемида забрала и сделала жрицей.
    • Минотавру приносились жертвы, пока тот не был убит Тесеем. Впрочем, тут фитилёк. Богом Минотавр не был и не считался. Жертвы были данью греков царю Миносу, а то, что тот казнил людей вот таким мудрёным способом, то исключительно его — Миноса — личные причуды, а богам от этого ни жарко, ни холодно.
      • Да нет, не личные. Началось всё с того, что Посейдон послал Миносу божественно прекрасного быка и велел принести себе в жертву. Царь пожопился и принёс в жертву другого быка, поплоше, а этого оставил на племя. Коровы, однако, обращать на него внимание не спешили, зато поспешила (слегка одурманенная обиженным Посейдоном) царица Пасифая. Она выдала правительственный грант небезызвестному Дедалу, который сконструировал для неё макет коровы, забравшись в который, Пасифая таки смогла совокупиться с быком, в результате чего и родился Минотавр. Ни воспитать его по-человечески, ни вовремя ликвидировать не удалось — только заманить в Лабиринт и кормить, чтобы не вырвался.
      • Раскопки на Крите показали, что человеческие жертвоприношения, скорее всего, имели место быть, и приносились жертвы богу моря в ипостаси быка, откуда и пошла легенда о Минотавре. Но со временем эти жертвы приобрели характер ритуально-спортивных игр, и далеко не всегда жертва погибала. На фресках дворца Миноса (который сам по себе тот ещё лабиринт) изображены сцены чего-то вроде корриды, только с безоружными матадорами. Видимо, такого священного быка Тесей и убил (голыми руками или же где-то по-читерски раздобыв оружие). Минос считается правителем города Кноссос на северном побережье Крита; греческие легенды называют Миноса правителем всего острова, но по археологическим данным независимых городов было несколько.
  • Римская легенда о Курции. После землетрясения посреди Форума образовалась бездна. Оракулы объявили, что её можно запечатать, лишь бросив туда самое ценное в Вечном городе. Марк Курций заявил, что самое ценное — это воинская доблесть римлян, и в полном вооружении бросился в бездну сам. Прокатило.
  • Принцесса Ототатибана, супруга Ямато Такэру, бросилась в море, чтобы умилостивить морских богов и прекратить шторм. Шторм прекратился.
  • Библия и Тора: аверсия. Сначала Бог требует у Авраама принести Исаака в жертву, а потом останавливает его и велит вместо сына зарезать барана (в исламе вместо Исаака — предка евреев, его брат Исмаил — предок арабов).
    • Также в этом обвиняют евrеев и возводят на них кrовавый навет: мол, они пекут мацу на кrови. Не в ладах с богословием, но тем, кто верит, пофиг.
    • Упоминаются с осуждением у язычников.
      • Иеффай не был язычником, а одним из судей израильских и могучим полководцем. Перед битвой с аммонитянами он поклялся в случае успеха принести в жертву первое живое существо, что выйдет ему навстречу из ворот. Вышла его дочь, с пением, с пляской, играя на бубне и чествуя отца. Когда он рассказал ей все, она сама попросила его исполнить клятву. Толкователи расходятся во мнениях, была ли дочь Иеффая убита или принесла обет вечного девства.
    • В книгах Пророков говорится о нехороших отступниках, которые обратились к языческим практикам и тоже приносили детей в жертву. Правда, изобретательные евреи придумали не бросать ребенка в огонь, а просто проводить между двумя кострами. Но пророки все равно негодуэ.
    • При этом животных ветхозаветные священники резали только так. Считается, что Б~г это терпел, зная, что у лысых обезьян просто свербит приносить жертвы — так пусть уж лучше Ему, чем бесам.
      • В христианстве смерть Христа трактуется как совершенная жертва, сделавшая ненужным жертвоприношения животных (отсюда его именование Агнцем Божьим, взявшим на себя грех мира).
  • Красавица Сулахат (кавказская мифология) ложится на каменный уступ и просит богов помочь ей, превратив её в гору. Так Сулахат хотела защитить родной аул от разрушительных ураганов. Прокатило.

Театр[править]

  • В пьесе Еврипида «Гекуба» призрак Ахилла требует принести ему в жертву троянскую принцессу Поликсену, на которой он должен был жениться, не позволяя до этого грекам вернуться домой после Троянской войны.

Литература[править]

  • «Троецарствие» — всеми сторонами практиковалась такая штука, как принесение пленников в жертву полковому знамени. В конце концов, Чжугэ Лян придумал ритуальное блюдо маньтоу, которое и принесли в жертву.
  • Редьярд Киплинг, стихотворение «Искупление Эр-Хеба» — девушке из тибетского племени пришлось принести себя в жертву, чтобы отвадить от племени насланного богами за непокорность коня-демона.
  • Лавкрафт в своих историях не раз обращался к подобным ритуалам. Включая такие, где можно, по сути, принести человека в жертву, никого не убивая.
  • Роберт Говард тоже любил этот троп. Колдуны, короли и жрецы суровой Хайборийской эры приносят человеческие жертвы сплошь и рядом. Очень часто — массовые, чтобы обрести абсолютную магическую мощь.
  • Дж. Толкин — когда нуменорцы стали сторонниками Мелькора, они широко практиковали человеческие жертвоприношения, особенно тех, кто продолжал поклоняться Эру Илуватару.
  • Кэмпбелл Алан, «Ночь Шрамов» — Церковь скрывает, что казнь еретиков на самом деле является жертвоприношением. Обычные похороны тоже, особенность местной географии, так сказать.
  • Алан Дин Фостер, «КОТализатор» — зигзаг. В наше время инки (?) из параллельного мира берут в плен незадачливых искателей сокровищ инков. Затем для удачного захвата нашего мира инки должны принести богам человеческую жертву, чтобы погадать на внутренностях… Однако за ту тысячу лет, что инки отсутствовали на Земле, они изрядно цивилизовались, и для просмотра внутренностей жертве делают… томограмму.
  • Песнь Льда и Пламени — вера в Рглора на этом держится. Причём важен не столько размер жертвы, сколько её ценность для дающего.
    • Куда менее известный пример оттуда — вера в Чёрного Козла Квохора. В обычные дни божеству сойдёт и домашний скот, по праздникам Козлу подавай преступников, но если на город спускается беда — на алтарь пойдут дети из знатных семей.
  • Федерико Андахази, «Конкистадор» — в империи ацтеков, откуда родом главный герой, этого хватает. Интересной при этом выглядит точка зрения этого человека на жизнь средневековой Европы: «варвары» по надуманным причинам («ересь» и «ведьмовство») приносят в жертву Большому Старцу на Небесах людей.
  • Ширли Джексон. «Лотерея» — приз для победителя лотереи — жертвоприношение через забивание камнями.
  • «Бора-Бора» Альберто Васкеса-Фигероа — про жизнь полинезийцев до появления колонизаторов. При спуске нового большого корабля со стапеля в океан, он должен проехать по приносимому в жертву, раздавив его.
  • Дэвид Эддингс, «Летописи Белгариада» — культ Торака поставил это дело на поток: в праздники каждый крупный храм приносит в жертву 1110 человек. Культура ангараканцев, исповедующих культ Торака, вращается вокруг того, чтобы всеми силами избежать попадания на алтарь: мужчины тратят свое время на покупку рабов, чтобы отправить их жрецам на убой вместо себя, в то время как женщины остаются постоянно беременными, так как Торак запрещает приносить в жертву будущих матерей.
  • Нил Гейман, «Американские боги» — именно так Один попал в Америку — его призвали прибывшие из-за морей викинги, когда принесли в жертву индейца.
    • Также высказывается мнение, что боги автомобилей (относящиеся к поколению Новых Богов современного мира) получают через ДТП человеческие жертвы в масштабах, сильно затмевающих ацтекские.
  • Сергей Розанов, «Внук Бояна» — редкий случай, когда советский писатель устами влюблённой в князя-христианина юной жрицы Яришки подаёт человеческие жертвоприношения русских язычников как добровольный акт.
  • А. Глушановский, «Сердце вьюги» — альфарский принц М`Рау Элей подвергает пыткам (от которых бросает в пот офицеров ФСБ) попавшего к нему в руки бандита-чеченца. То есть, так кажется нашим соотечественникам, наблюдающим за процессом. На самом деле Рау проводит по всей форме ритуал жертвоприношения Снежной Матери, заряжающий энергией амулет, который позволил бы Рау вернуться домой. А добываемая попутно информация — так, приятный бонус.
  • Юрий Нестеренко, «Комбинат» — смысл существования собственно Комбината.
  • цикл «Путь индюка» Вадима Проскурина — тут жертвоприношения, в том числе и человеческие, в чести у людей. Вишенкой на торте — то, что вера людей третьей эпохи — дикая смесь из видоизменённых культов современности, и потому резать людей могут и поминающие Джузиса Крайста церковники.
  • Олди:
    • «Герой должен быть один» — человеческие жертвоприношения, совершаемые в честь Геракла, приоткрывают в его душе врата в Хаос, вызывая приступы безумия, которые ничем хорошим, конечно же, не заканчиваются. Адепты одного интересного культа это знают и пытаются использовать.
    • «Шмагия» из цикла «Чистая фэнтези» — культ Добряка Сусуна ежегодно приносит своему божеству в жертву чёрного петуха, на которого целый год приманивали людские грехи, горести и недуги. Местный забулдыга петуха стащил и чуть не сварил суп — на беду свою и всей округи. Обошлось.
    • «Дикари Ойкумены» — цивилизация энергетов Острова Цапель (СФК ацтеков) сделала человеческие жертвоприношения основой своей энергетики. Причём в буквальном смысле: вырезали сердце — сунули в энергоприемник — грузовик поехал. Что интересно, жертвы не возражают.
  • Александр Дедов:
    • «Кукушонок» — лютующая в рассказе нечисть завелась именно после него. Впрочем, своего приносящие всё-таки добились — просто крайне дорогой ценой.
    • «Здесь начинается Похьёла» — чтоб защищаться от мертвецов в их стране протагонист использует пепел сгоревшей во время обряда жертвы. Ещё кое-какая снедь идёт на взятки местным жителям.
    • «Гробовой Колосс» — демонопоклонник отец-осквернитель сначала напитывает полудемона, Сына Свинца, людской кровью на алтаре, а после помогает использовать переработанную полукровкой силу в особой демонической волшбе.
    • «Письмо» — составители письма приносят жертвы неким злобным богам, и упоминают жертву как способ с теми богами замириться — впрочем, уже упущенный героем.
  • «Та сторона» Владимира Чубукова — в конце концов зазеркальный ментор требует от героев де-факто человеческую жертву за правильный проход в царство мёртвых. Под видом «объединения семьи», на самом деле — просто для того, чтоб крепче повязать их убийством.
  • «Приют оцифрованных душ» Юрия Погуляя — протагонист приносит девушек в жертву некому цифровому демону в обмен на возможность испытать безумную любовь снова, с другой жертвой.
  • Алексей Лютый, серия «Рабин Гут» — во второй книге, жертвы богам популярны у скандинавов. Обычно это внутренности животных.
  • «Быстро поднятое» Романа Башаева — по договору с выцепленными из иного мира сущностями, за каждые 100 спасённых Марат должен отправить в параллельную реальность одного здорового человека, причём уговорить его уйти добровольно.
  • «Край тумана и мороков» Евгении Кинер — вся мистика крутится вокруг сабжа, позволяющего поднимать своих же добровольно убитых соратников в виде туманных существ-тотемов.
  • Нил Гейман, «Американские боги»:
    • Наиболее могущественными являются новые боги — боги автомобилей. Ведь они черпают силу из массовых добровольных человеческих жертвоприношений, то есть из всех ДТП со смертельными исходами.
    • Протагонист, который предназначался в жертву местной пародии на Одина.
    • Небольшой и на диво благополучный городок, в котором традиционно ежегодно по весне с пенями и плясками вывозят на лёд озера старый автомобиль, который с ледоходом тонет. А секрет благополучия в том, что в озере живёт мелкий божок, а в багажнике автомобиля всегда лежит недавно пропавший ребёнок.
  • Виталий Зыков, цикл «Дорога домой»:
    • Дракон-мироходец перенёс на Торн людей именно для того, чтобы принести их в жертву. И погиб, когда один из попаданцев сорвал ритуал.
    • К’ирсан разработал ритуал «последней надежды», позволяющий исцелить субъект ценой жизни жертвы. Его ученик Гхол этим ритуалом и спас учителя, а на пожертвованного эльфа К’ирсану глубоко наплевать — эльфы его уже объявили антихристом.
    • Основные школы магии Тлантоса — некромантия и демонология. Любят, умеют, практикуют. Особенно интересовались сыном попаданки Насти, но не смогли добраться до ребёнка вовремя, и на алтарь пошёл кандидат попроще.
      • Мост душ — своеобразная страховка для некроманта. После его смерти вселяет его душу… в другого некроманта. Вот только если намеченного недобровольного кандидата уже убили, ритуал из трупа и чужой души поднимает безмозглого лича — что по некромантским меркам несмываемый позор.
    • Гамзарская резня. Совместный проект демонологов Тлантоса и шаманов Падших. В городе была призвана орда чудовищ, активно уничтожавшая горожан. Вот только целью оказался не ущерб городу, а сама гекатомба, чтобы распечатать из древнего могильника в катакомбах какую-то архидемоническую тварь.
    • Культисты Падших. Мраккультист продаёт Падшим душу и получает, например, магическую силу. Вот только в какой-то момент по решению покровителей мраккультист умирает, а в тушку вселяется демон Падших и мутирует её под свои нужды.
  • Игорь Дравин, цикл «Чужак»:
    • Ритуал продления жизни. Проводится с одобрения церкви и продлевает жизнь получателю, расходуя на это одного приговорённого к высшей мере преступника. Ограничен одним применением на получателя.
      • Адепты Падшего на это ограничение чихать хотели. Первожрец мраккультистов Крий, например, благодаря регулярному повторению, живёт уже около 600 лет.
      • Ритуал перерождения Владык Пустоши — своеобразная вариация омоложения. Требует женщин детородного возраста, которых ритуально насилуют эти самые Владыки, после чего и омолаживаются, то есть переносят суть и души в новорождённые тела. Выживания матери ритуал не предусматривает. Отсюда и негласная традиция Охотников — если нет возможности вырезать работорговцев (и охрану) идущего в Пустошь каравана с рабами подчистую, то надо убить именно рабынь.
    • Модификация ритуала доппельгангера. Доппельгангер (доппель) создаётся по обычной схеме, но не используется для подмены оригинала. Вместо этого доппелю дают пожить некоторое время, после чего просто убивают. Смысл модификации в том, что доппель, пока живёт, перетягивает на себя отрицательные черты личности оригинала, вплоть до излечения душевных болезней. Модификация даже применялась орденом святой Ауны (целителями), но позже была объявлена этически недопустимой, как создание разумной жизни ради её уничтожения.
    • Ритуал «источника Тьмы». Превращает мраккультиста в малый стационарный источник силы Падшего на местности, действующий, пока мраккультист очень медленно умирает. Ритуал при этом выделяет меньше силы, чем расходует, то есть нужен он скорее как способ демонстративно пометить местность, ну и как инструмент внутренней политической борьбы и устрашения.
  • Иар Эльтеррус, цикл «Девятимечье» — ритуал запечатывания Души, одной из компонент троицы Меч-Душа-Дракон. Это значительно ослабляет Дракона и практически обессиливает Меч. И требует жертв в промышленных масштабах — миллионами. Что местная магократия на фоне того, что с ними хочет сделать Душа-попаданец (и Меч с Драконом) «за всё хорошее», считает правильным выходом из ситуации.
  • Олег Ивик, «Кровь и символы: История человеческих жертвоприношений» — монография посвященная традиции жертвоприношений у разных народов.

Кино[править]

  • Emperor and Assassin: осаждённое Чжао дошло до такой обречённости, решает принести в жертву всех своих детей. Принцесса Чжао просит Ин Чжэна (будущего Императора Цинь Ши-Хуанди), чья армия осаждает столицу Чжао — Ханьдань, при взятии города первым делом спасти детей, не допустив того, чтобы их принесли в жертву.
  • «Даки». Перед битвой с римлянами даки «посылают гонца» — царевича Котиса — к своему верховному божеству Залмоксису, сбросив Котиса на копья.
  • «Индиана Джонс и храм судьбы» — этим регулярно балуется зловещий индусский культ Кали-Ма. Культисты едва не угробили Вилли Скотт руками приторчавшего Инди.
  • «Живи и дай умереть». Кстати о голливудском вуду: доктор Кананга на Сан-Моник любил маскировать под жертвоприношение расправы над не угодившими ему людьми. Например, над агентом Ми-6, расследовать убийство которого и послали Бонда.
  • «Апокалипсис» — тема жертвоприношений майя здесь подробно раскрывается.
  • «Гонки с дьяволом» — две супружеские пары становятся свидетелями человеческого жертвоприношения, проводимого сатанистами.
  • «Кинг-Конг» — туземцы приносят в жертву красивых девушек заглавному монстру.
  • «Золотое путешествие Синдбада» — дикари пытаются принести женщину в жертву своему божеству-кентавру, но Синдбад спасает ее.
  • «Логово Белого Червя» — злодейка пытается принести женщину в жертву заглавному монстру.
  • «Повелитель зверей» — темный бог Ар требует обильных и постоянных человеческих жертвоприношений.
  • «Q: The Winged Serpent» — ацтекский культист, который поклоняется Кетцалькоатлю, для призыва его в реальный мир устраивает серию человеческих жертвоприношений в современном Нью-Йорке.
    • На самом деле Кетцалькоатль был единственным ацтекским божеством, которое не требовало человеческих жертвоприношений. Более того, подобные подношения даже злили его. Но упоротым пофиг, и в поздние времена (когда влияние традиций культа Пернатого Змея почти сошло на нет) ему стали приносить в жертву людей. А потом из-за океана явились Кортес и Ко, которые чисто случайно были точь-в-точь похожи на человеческое воплощение Кетцалькоатля (бородатые и белокожие)…
  • «Победитель дракона» — король заключил с могущественным драконом соглашение: он скармливает ему девственниц, а тот не сжигает королевство. Очень скоро, по вполне понятным причинам, в королевстве из дев осталась только дочь короля — и пришлось тому призвать героев, чтобы те победили дракона. Че за фигня, Ващество? А сразу перейти к этому пункту тебе религия не позволяла?!
  • «Мумия» — Имхотеп стремится принести в жертву Иви, чтобы вернуть из загробного мира Анксунамун.
  • «Пираты Карибского моря: Проклятие Чёрной жемчужины» — чтобы снять означенное проклятие, нужно вернуть обратно всё золото до последней монеты и требуется кровь всех, кто забрал клад. Не вся, впрочем: достаточно и нескольких капель («Жадность — грех»).
  • «Пираты Карибского моря: На странных берегах» — источник молодости продлевает жизнь за счёт жизни другого человека.
  • «Дагон» (2001) — Барбара в конце стала очередной жертвой Дагона.
  • «Жертва дьявола» — именно то, что написано на упаковке.
  • «Маска Фу Манчу» — злодей-азиат собирается принести в жертву Шейлу, чтобы вернуть Чингисхана к жизни.
  • «Конан-варвар» (1982) — культ Змеи проводит ритуал человеческих жертвоприношений — молодые девушки прыгают в яму, где их пожирает гигантский змей.
  • «Левый берег» — показано ритуальное жертвоприношение людей, совершаемое для обеспечения плодородия посевов каждые семь лет.
  • «Меч короля Артура» — Вортигерн приносит в жертву свою жену и дочь, чтобы получить силу от сверхъестественных существ.
  • «Порождение ада» — чтобы открыть Врата Ада, нужно окропить магический скипетр королевской кровью.
  • «Последний охотник на ведьм» — Белиал жертвует другим колдуном, Максом, против его желания, чтобы вернуть с того света королеву ведьм.
  • «Мстители: Война бесконечности» и «Мстители: Финал» — для того, чтобы получить Камень Души, человек должен принести в жертву любимого человека. «Душа за душу». Танос убивает свою приемную дочь Гамору, а в «Финале» Черная Вдова жертвует собой, чтобы Соколиный глаз смог забрать Камень.
  • «Плетёный человек» Роберта Хардви 1973 года с великолепным лордом Саммерайлом в исполнении Кристофера Ли (и бездарный ремейк 2006 года с Николасом Кейджем).
  • «Midsommar» («Солнцестояние») 2019 года.
  • «Выбивая долги» — Коньехо приносит в жертву женщину перед нападением на «малину» главных героев.

Телесериалы[править]

  • «Викинги» — это происходит довольно часто (показано несколько эпизодов), так как для язычников жертвоприношение перед важным делом или событием (например, походом викингов) обязательно ради успеха дела. Король Экберт, хоть и не очень праведный, но всё же христианин, разрешивший поселиться на своей земле северянам и присутствующий на их празднике, шокирован варварскими обычаями — кровавой резнёй жертвенного бычка и обрызгиванием его кровью празднующих поселенцев, что подталкивает его к решению поддержать своего истово верующего сына в стремлении вырезать под корень этих «безбожников и дьяволопоклонников». А ведь он даже не присутствовал при настоящем человеческом жертвоприношении, как Ательстан в Уппсале…
  • «Сверхъестественное» — в одной из серий жители регулярно приносили человеческие жертвы… яблоне.
    • Не яблоне, а языческому богу, обосновавшемуся в яблоневом саду в виде жутковатого пугала, которое по ночам слезает со своего шеста и не то кушает, не то просто убивает посланных к нему проезжих.
  • «Затерянный мир» — аналогично. В одной из серий герои находят поселение, чьи жители вечно молоды и беззаботны, потому что питаются плодами некоего волшебного дерева. Дерево, как водится, подкармливали человеческими жертвами. Дерево, впрочем, людей не ело, только молодость из них высасывало, но этого хватало.

Мультфильмы[править]

  • «Моана» — Мауи говорит Моане, что вход в царство монстров можно открыть только человеческим жертвоприношением. Видя испуг Моаны, здоровяк смеется и говорит, что пошутил.
  • «Мадагаскар 2» — король Джулиан убеждает животных, что воду в саванну можно вернуть, если сбросить в жерло вулкана жертву. На роль жертвы добровольно вызывается Мелман.

Мультсериалы[править]

  • «Южный парк» — эпизод «Новая внешность Бритни». Пародия на "Детей Кукурузы" и "Соломенного человека", пополам с сатирой на культуру поклонения знаменитостям и их же безжалостным перемалыванием в жерновах таблоидов и капризной публики. Жители города Южный парк, как оказалось, каждый год приносят в жертву кого-то из молодых и популярных. В этом раз выбор пал на Бритни Спирс, в следующий - на Джастина Бибера.
  • «Лига справедливости» — в одном из эпизодов Орлица упоминает, что раньше её народ, танагарцы, поклонялся Ихтхулту — чужеродному чудовищу, которое в обмен на человеческие жертвоприношения делилось с ними своими знаниями. В конце-концов танагарцы отринули культ Ихтхулту, посчитав цену его благосклонности слишком высокой.
  • «Первобытный» — его практикует ковен ведьм из восьмого эпизода. Они приносят мужчин в жертву своей предводительнице — та похищает их жизненную силу, тут же беременеет и рожает девочек, которые станут новыми ведьмами.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Black Butler — сатанинский культ, который похитил Сиэля в детстве, использовал его как жертву, чтобы призвать Себастьяна. Это сработало. А потом Себастьян просто убил их всех, решив для себя, что Сиэль гораздо интереснее этих банально-злобных культистов.
  • Берсерк — для того, чтобы носитель бехелита стал апостолом, он должен принести в жертву наиболее дорогого ему человека или вещь. Как только выбор сделан, Рука Бога отмечает принесённого в жертву магическим клеймом, которое постоянно привлекает всех окрестных демонов. Лишь двое смогли пережить подобное — это Гаттс и Каска. Остальные были разорваны потусторонними существами и умерли в ужасных муках.
  • Fullmetal Alchemist — именно так и создаётся философский камень. Чем больше было принесено в жертву людей — тем сильнее результат. Наиболее мощная версия потребует в жертву население целой страны. И да, есть те, кто готов уплатить эту цену.
  • Bible Black — это необходимая часть договоров с демонами. В предыстории жертвоприношение не сработало. Тогда лидер культистов решил убить остальных, чтобы добиться своего, и когда демон наконец появился, одна из недобитых жертв уже убила этого горе-призывателя и заключила с духом договор сама.
  • Magico — Лу сбросили со скалы её односельчане в рамках ритуала, чтобы защитить деревню от демона, якобы проживающего в Лунном Источнике. К счастью, она смогла выжить после этого. Как оказалось, нет никакого демона — это просто дремучее суеверие.
  • Ghost Sweeper Mikami — Окину умерла именно так. Она была обычной мико и была сброшена живой в вулкан, чтобы успокоить ками (божество). После смерти вернулась в наш мир как неупокоенный дух. Вполне дружелюбный, надо сказать.
  • Baketeria — как оказалось, совершенно средненький Наоя Кимитани поступил в престижный университет лишь благодаря его президенту Рё Мисасаги, наследнице отца и его контракта с ёкаями, обеспечивавшими Мисасаги удачу и успех в делах в обмен на питание японскими студентами.
  • Interstella 5555 — нужно найти в космосе талантливого в музыке инопланетянина, привести его к успеху на Земле (возможно, предварительное похищение, промывание мозгов и как минимум визуальное превращение в человека тоже являются обязательной частью ритуала), а затем принести в жертву ядру кометы (?) чтобы получить диск. Зачем диск нужен — не поясняется, но, видимо, дает некую силу. По закону жанра, по ходу фильма это не удалось (хотя до того было поставлено вполне себе на поток).
  • Hell Girl — жители деревни, где жила главная героиня (ещё будучи обычной девочкой), ради хорошего урожая приносили в жертву богам семилетних девочек. Их отводили вглубь горного леса зимой и там оставляли умирать. Когда же обнаружилось, что Ай, выбранная очередной жертвой, жива и скрывается вот уже шесть лет (и так уж совпало, что эти годы были неурожайными) — её поймали и закопали заживо вместе с родителями. Так началась история Энмы Ай, она же Адская Девочка
  • Быть съеденным злым драконом — по обычаю, ежегодно в жертву Королю Драконов реки Яньцзян приносят одну девушку. В этот раз ему принесли опоенного и переодетого женственного Цуй Су, ранее похвалявшегося убить его. Самое интересное, что сам Король Драконов жертв как раз не просил - селяне сами все надумали, а девушки живут себе припеваючи.
  • Nani Fujiyuu Naku Kurasu Majo no Ikenie — селяне ради избавления от засухи приводят Миан в жертву ведьме Гильдемари, и Миан уже мысленно смирилась со своей участью, ожидая, что миленькая, но неудобная одежда призвана не дать ей сбежать, под видом ужина ее нафаршируют для съедения и т.д.

Видеоигры[править]

  • Реал-тайм стратегия с говорящим названием «Sacrifice» от Shiny Entertainment. Жертвоприношение здесь является ключевым элементом геймплея: единственным способом разрушить вражеский Алтарь (что является необходимым условием для победы) — это принести на нём в жертву существо из своей армии.
  • Схожая концепция была в реал-тайм стратегии «NetStorm» 1997-го года. Только там для победы надо было захватить вражеского Жреца, притащить его на свой алтарь и принести в жертву.
  • Distrust — один из видов безумия позволяет приносить человеческие жертвы.
  • Heroes of Might and Magic III — заклинание, позволяющее лечить и оживлять одних существ, убивая других. Было особенно популярно благодаря багу, позволяющему приносить в жертву врагов.
    • В пятой части в замке Инферно можно построить Жертвенную яму и «обменивать» там существ других фракций на опыт. На кнопке обмена многозначительно изображён нож.
    • King's Bounty (римейк) — аналогичное заклинание. Врагов приносить в жертву нельзя, можно сначала зачаровать или загипнотизировать, а уж потом…
      • А ещё в «Принцессе в доспехах» мельком упоминается человек, который решил принести в жертву богам мира Теаны стадо коров с целью попросить у них вечную жизнь. Светлым богам кровавая жертва в их адрес не понравилась, и потому просителя самого превратили в бычка. С тех пор так и пасётся возле Храма Любви.
  • Fallout: New Vegas — в одном из Убежищ требовалось периодически приносить в жертву одного из жителей, чтобы управляющий компьютер не отключил всем газ, свет, воду и кислород. Как оказалось, если послать компьютер лесом, то ничего бы он не сделал, потому что в этом и состояла суть испытания. Увы поняли это, когда жителей в результате междоусобиц осталось всего четверо. Трое после этого открытия решили покончить с собой.
  • Life is Strange — есть фанатская теория, что гибель Хлои это своеобразное жертвоприношение: если этого избежать, то последствия будут очень серьезными, а если на него пойти, то город не только уцелеет, но и многое в нем изменится к лучшему.
  • Arx Fatalis — нужно спасти девочку от культистов, если не успеть, то она погибнет, а вызванный демон сперва порешит горе-вызывателей, а потом возьмется за игрока.
  • Castlevania: Rondo of Blood и римейк: чтобы оживить Дракулу, культисты во главе с Шафтом в начале игры приносят в жертву девушку.
  • Amnesia: A Machine for Pigs — подразумевается, что человеческие жертвоприношения действительно могут дать пугающе мощную силу. Просто их должно быть совершено много. ОЧЕНЬ много. Ацтеки были просто чрезмерно увлекающимися пышными церемониями дилетантами. Но так уж случилось, что в более поздние века весь этот процесс можно поставить на конвейерный поток, соответственно увеличив эффективность.
  • Bendy and the Ink Machine — главный герой чуть не был принесён в жертву «Бенди» обезумевшим Сэмми Лоуренсом.
  • Black & White — можно отыграть злобного бога, требующего людских жертвоприношений.
  • Broken Age — один из главных персонажей, Велла, была избранна для того, чтобы быть принесённой в жертву монстру Мог Чотра на Празднике Дев.
  • Crusader Kings II — жертвоприношениями людей грешат (на христианский взгляд) норвежские и ацтекские язычники, зарабатывая тем самым благочестие и престиж (игровые валюты). Патч 2.6 позволяет балтийским, финским, славянским, западноафриканским язычникам и тенгрианцам совершать человеческие или материальные жертвы предкам со случайным шансом получить какую-либо выгоду.
  • Dark Souls — ковенант Белый Путь захватывает и приносит в жертву нежить, чтобы разжечь Первое Пламя. В хорошей концовке главный герой жертвует собой и разжигает Пламя.
  • Warhammer 40000 Dawn of War (Winter Assault и Dark Crusade) — тут фитилёк. В пехотные подразделения Имперской Гвардии можно добавить по желанию (на роль младших командиров) комиссаров, которые могут казнить случайного члена этого подразделения, мгновенно восстановив боевой дух остальных и заставляя их превозмогать не хуже Космодесанта. Сия загадочная психотехника непостижима даже для разума эльдар. Полноценным жертвоприношением это не является, так как комиссар — не капеллан, и воодушевление идти в атаку достигается тем же путём, что и установкой заградотряда.
  • Diablo — обычная практика различных демонических культов и последователей Семи Воплощений Зла, а также некоторых злодеев, таких как архиепископ Лазарь, Магда и Адрия.
  • Серия The Elder Scrolls. Примеров хватает:
    • В логове культистов Мифического Рассвета можно спасти от жертвоприношения пленного аргонианина. А можно и не успеть…
      • Спасти его сложно потому что если сразу развязать, то он убегает вперед и погибает от клинков культистов, а если взять книгу (иначе решетка не откроется), чтобы потом расчистить путь, то на бедолагу падают обломки статуи. Автору правки удалось его спасти, заслонив от камней собой.
    • Ныне вымершие айлейды («дикие эльфы») поработили недов (предков большинства современных человеческих рас Нирна) и всячески истязали их. В некоторых случаях, как упоминалось в книге «Адабал-а», они приносили в жертву рабов, чтобы успокоить своих божеств.
    • Хагравены — это разновидность нелетающих гарпий, которые когда-то были смертными женщинами. Они использовали кровавый ритуал с жертвоприношением людей, чтобы обменять свою человечность на доступ к могущественной магии.
    • Обряд Вольфгивера — одно из средств излечения от ликантропии, практикуемое Гленморильскими ведьмами. На алтаре зараженный убивает невинную деву и вырывает ей сердце. После ритуала порча оборотня переходит в это сердце, которое ликантроп затем возвращает обратно в грудь жертвы. Та оживает и превращается в оборотня, после убийства которого человек окончательно выздоравливает. Ведьмы скрывают, что вполне можно обойтись без человеческой жертвы, прочитав свиток Изгнания Волка или использовав отрубленную голову одной из ведьм.
    • Чтобы призвать принцы даэдра Боэтия и начать его персональный квест, необходимо принести в жертву одного из спутников (наградой за выполнение квеста является один из лучших легендарных наборов брони в игре).
  • Fahrenheit — обойдемся без спойлеров. Скажем только, что жертвоприношению здесь отведена важная роль в сюжете.
  • Far Cry Primal — племя Изила практикует человеческие жертвоприношения через сжигание живьём.
  • Gabriel Knight: Sins of the Fathers — культ вуду в Новом Орлеане практикует человеческие жертвоприношения.
  • NetHack — игрок может принести в жертву трупы на алтаре, чтобы получить благосклонность божеств. Если персонаж поклоняется доброму или нейтральному божеству, это очень плохая идея. Если же божество злое, оно отправит на помощь своему почитателю мирного демона.
  • The Shrouded Isle — Чернобог (который здесь больше похож на Ктулху) требует приносить ему в жертву одного из членов благородных семей культа каждые три месяца. Первосвященнику (за которого мы, собственно, и играем) приходится лавировать между необходимостью не допустить пробуждения разгневанного отсутствием подношений Чернобога и возможностью восстания недовольных убийством своих родных семей.
  • Cuiltist Simulator — а чего еще можно ожидать от симулятора культиста? Жертвоприношения тут — частая (и необходимая) практика для проведения ритуалов и открытия дверей в Обитель.
  • Underhand — целый набор карт, позволяющих отправить культиста или пленника на алтарь (или на блюдечко с каёмочкой богу голода) ради тех или иных ресурсов.
  • Imperator: Rome — совершая время от времени жертвоприношения различным богам, можно получать различные бонусы.
  • Теократия, Total War-подобная игра, повествующая о доколумбовых племенах северной Америки (плюс Религия — это магия). Приноси в жертву пленных, победи европейцев, создай альтернативную цивилизацию!
  • Инженеры, а после апгрейда и вспомогательные командующие в Supreme Commander имеют способность ускорять производство мгновенно принося себя в жертву. Обычно от этого мало толка из-за низкой эффективности переработки, но существует очень дорогая тактика телепортации большого количества вспомогательных командующих на базу врага с целью мгновенной постройки огромного и очень сильного робота. Если проморгать и допустить — с базой можно попрощаться.
  • Borderlands 2 — неожиданно для самой Лилит, на Пандоре возник культ Огненного Ястреба, где поклонялись ей. Пока эти придурки жгли самих себя, девушку это забавляло, но когда они решили принести в жертву обычных людей, Лилит с Искателями положили конец этим мракобесам.
  • Soul Sacrifice — одна из основ геймплея: особо могучее «запрещенное» заклинание требует жертв — пожертвовать своей кожей, чтобы враги вокруг загорелись адским пламенем (без кожи далее всякий урон удваивается), или расстаться с рукой ради того, чтобы опутать монстра раскаленной цепью. Можно пожертвовать и раненым компаньоном, что облегчит бой с оставшимися монстрами — но пожертвовать могут и вами.
  • Genshin Impact, регион Энканомия, сюжет квеста «Танец Фаэтонов»: Энканомией до воцарения змея-бога Оробаси правили Фаэтоны, «Дети Солнца». Каждые семь лет текущий Фаэтон торжественно возносился к рукотворному солнцу Энканомии, то есть фактически сжигался заживо. Особый цинизм ситуации придаёт то, что никакой потребности в этом не было и быть не могло — артефакт-солнце абсолютно автономен и не требует подпитки или подзарядки. Смыслом ритуала было только сохранение власти за знатными родами, ведь очередным Фаэтоном становился семилетний ребёнок, и малолетство декоративного правителя обеспечивало власть знати.
  • «Expeditions: Viking» — чтобы попасть в склеп без схватки с охраной, нужно принести в жертву либо одного свободного человека, либо трех треллов.

Визуальные романы[править]

  • Umineko no Naku Koro ni — Беатриче нуждается в человеческих жертвах, чтобы воскреснуть, поэтому Киндзо и организует убийства. На самом деле тут все оказалось несколько сложнее.
  • «I am Setsuna» — ради дальнейшего существования мира раз в десять лет жители земель приносят кого-то в жертву монстру, обитающему на острове. Та самая Сэтсуна — очередная жертва, которую нужно сопроводить к месту проведения ритуала.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles: Очень и очень распространённое явление в этом суровом мире.
    • Боги Хаоса требуют постоянных жертвоприношений, поэтому людские племена, поклоняющиеся Хаосу, постоянно занимаются этим. Гномы Хаоса приносят жертвы богу Хашуту, скавены — Рогатой Крысе. К тому же, чем более жертва дорога для жертвующего, тем выше будет награда.
    • Не отстают и темные эльфы, которые постоянно приносят своих бесчисленных рабов в жертву своему богу войны Кхейну, вырывая несчастным сердца и сжигая их на алтарях. Жертвенники в Наггаронде и Хар-Ганете не прекращают работать ни на минуту, но больше всего тёмные эльфы отрываются во время Ночи Смерти.
    • Да что там хаоситы и темные эльфы. И у светленьких людоящеров, чья культура списана с индейцев Южной Америки, чрезвычайно распространено жертвоприношение своему Богу Солнца Сотеку. В их главном городе Ице расположена огромная яма со змеями, куда людоящеры сбрасывают теплокровных чужаков, особенно так ненавистных им скавенов.
  • WarHammer 40,000:
    • Статуя-Аватар Бога Войны Каела Менша Кхейна оживает после жертвоприношения, но в качестве жертвы подходит только эльдар. Причём обязательно элитный воин-экзарх.
    • Тёмные эльдар откупаются от Слаанеш / Голодной Суки / Той-Что-Жаждет (демонического бога / богини излишеств и извращений, порождённого гедонизмом древних эльдар) страданиями, смертью и душами других разумных существ. Не будут этого делать — и бог / богиня выпьет их самих.
    • По сути, все битвы кхорнитов — жертвоприношения их богу Кхорну. Все остальные битвы, в общем, тоже.
      • Да и вообще что бы ты ни делал, ты льешь воду на чью-то мельницу. Жаждешь знаний и перемен? «Ням» Тзинчу. Впал в отчаяние и уныние и боишься смерти? «Ням» Нурглу. Почувствовал удовольствие от хорошо сделанной работы, вкусной пищи, страсти или просто созерцания красивого пейзажа? «Ням» Слаанеш. В большинстве своем это капли, но можно организовать и бурный поток.
    • Это фирменный секрет создания противодемонического оружия и доспехов имперцев. Для освящения каждого заряда для болтера нужна жертва-праведник (а ведь в бою с демонами эти заряды выпускают очередями!!!), а для закалки силовой брони — убитые в мучениях псайкеры. А ведь еще есть Астрономикон, потребляющий тысячу душ тех же псайкеров в день. Вообще, жертвенность в том или ином виде пронизывает всю культуру Империума снизу доверху. И самая великая жертва Империума — это застрявший в бесконечной агонии вечного умирания и постоянно сражающийся в Варпе с демонами за существование человечества Бог-Император[1].
  • Magic: The Gathering: жертвоприношение — одна из механик игры, когда игрок по своей воле отправляет существо (реже артефакт) со стола (если отправляет из руки, то это уже сброс) на кладбище в обмен на какие-то плюшки. Наиболее свойственна черным колодам, но и у других цветов встречается. Также есть карты со словом «жертвоприношение» и синонимичными в названии: как правило, это мгновенные заклинания, уничтожающие существ.

Музыка[править]

  • Песня группы Unreal «Ритуал»

Прочее[править]

  • Крипипаста «1999», или же «Caledeon Local 21» — одной из жертв чуть не стал главный герой рассказа, остальным детям, которые участвовали в телешоу, повезло меньше: их усыпили и сожгли (также главглад покончил с собой), чтобы принести души в жертву Дьяволу, о чём ещё намекало название одной из программ канала — «Падший ангел и жизнь».
  • SCP Foundation — много примеров:
    • SCP-106 «Старик». Формально, к цыпам религиозного толка не относится, но стандартным способом вернуть его в зону сдерживания является брошенный туда расходник D-класса. Которого, если Старик не взял наживку, надо аккуратно (т.е. не до смерти) пытать / покалечить — Старик тот ещё садист и ради такой цели может отстать от других.
    • SCP-089 «Тофет». Золотая статуя языческого бога Молоха, которая вызывает стихийные бедствия или войны, если мать не сжигает добровольно своего маленького ребенка живым внутри неё. Что еще хуже, ребенок должен находится в сознании и не быть одурманенным обезболивающими, иначе это не сработает.
    • Исследователь, который разработал процедуры сдерживания для SCP-370 («Ключ»), был опытным сатанистом-практиком, который использовал 80 % своей собственной крови в очень тёмном ритуале, чтобы запечатать этот объект. Так же подразумевается, что он принёс в жертву другого исследователя, который не подвергся мнемовоздействию SCP-370. В данном случае, при том, что учёные Фонда признают всю омерзительность и аморальность ритуала, они отмечают, что альтернатива — пробуждение «Ключа» — была бы намного хуже призыва Сатаны.
    • SCP-1948, «Птица-погодница». Люди в одном городке решили начать приносить людей в жертву SCP-1948 (который они назвали «идолом»), чтобы наступила весна.
    • SCP-2814 «Ересь Факела» — если человек в маске SCP-2814 совершит 108 человеческих жертвоприношений, души человека и всех убитых им людей превратятся в огненную бурю в виде колонны, уходящей в небеса.
    • SCP-3000 «Ананта-Шеша». Огромный змееподобный организм, которого отождествляют с царём всех нагов из индуизма. Когда он потребляет людей, то производит соединение, которое вызывает потерю памяти и своей личностной идентичности. Фонд использует это вещество для создания сверхэффективных амнезиаков, и по этой причине SCP-3000 жизненно важен для него. Поэтому его подкармливают людьми (ничего другого он не ест).

Реальная жизнь[править]

  • В той или иной форме жертвоприношения существовали практически во всех мировых культурах на различных этапах истории. А в некоторых из них сохранились и поныне.
  • Викинги шокировали жертв своих набегов тем, что не щадили даже детей. С точки же зрения самих викингов, насадить ребёнка на копьё было не чем иным как жертвоприношением, а не бессмысленным убийством.
  • Кельты просили викингов подержать их эль, принося жертвы по любому поводу, а в курганах племенных вождей находили по несколько десятков принесенных в жертву «сопровождающих»[2].
    • Да и «Плетёный человек» это чисто кельтская придумка.
  • Ацтеки по различным поводам приносили в жертву богам в районе пятидесяти — ста (а если верить им самим — то до пятисот тысяч) человек в год.
    • В Перу у культуры индейцев моче существовал ритуал принесения в жертву захваченных в плен вражеских воинов. Им, по-видимому, перерезали горло и выпивали их кровь, иногда также иным образом калеча тела. Археологи не уверены, каковой была цель подобного (у моче не было письменности), но была найдена керамическая посуда с изображением подобных церемоний и скелеты принесенных в жертву людей.
    • Инки иногда приносили в жертву небесным богам детей, оставляя их умирать на горных вершинах. В других культурах Анд существовали ритуалы охоты за головами и прочими подобными трофеями.
    • Несколько мезоамериканских культур, включая майя и ацтеков, использовали некую игру с каучуковым мячом как часть ритуала, включающего жертвоприношение. Выигравшая команда приносилась в жертву.
  • Другой распространенный тип жертвоприношений — это погребение слуг: когда король/вождь/дворянин/вставьтеназваниеважногочеловека умирал, его слуги, солдаты, ремесленники, жены, наложницы или другие подобные люди умерщвлялись и хоронились вместе с ним. Предположительно, это делалось для того, чтобы они могли присоединиться к нему в загробной жизни и продолжили там ему служить. Наиболее известными примерами этого являются Древний Египет (после объединения Египта некоторых правителей хоронили вместе с их слугами) и Китай, где цари династии Шан тоже практиковали подобный обычай. Насколько это было принудительным для слуг, вероятно, зависело от ситуации: скорее всего, были и добровольцы…
    • В Египте и Китае, впрочем, иногда использовались заменители слуг, такие как статуи или картины. «Терракотовая армия» императора Цинь Шихуанди — самый большой и самый известный пример.
    • Ритуальные само(?)убийства вдов также можно считать одной из форм подобного. Наиболее известен обычай сати (в Индии) — вдовы живьём сжигаются (добровольно или по принуждению) на погребальных кострах своих мужей. При всей своей знаменитости, этот ритуал далеко не самое распространённое явление в Индии (и против него всегда активно выступали мусульманские правители и пришедшие им на смену британцы, а также индуистские реформаторы).
  • Китайская династия Шан (в более поздний период) широко практиковала человеческие жертвоприношения (жертвами выступали в основном военнопленные) для умиротворения предков, которые проводились самыми различными способами. В отличие от многих других примеров из мировой истории, есть много неопровержимых доказательств этого: записи, описывающие их религиозные ритуалы, списки жертвоприношений людей (обычно пленных вражеского для Шан государства Цян) в дополнение к козам, овцам и т. д. Археологи подтверждают это, обнаружив тысячи обезглавленных, расчлененных или других образом ритуально изувеченных тел. Некоторые люди также, по-видимому, приносились в жертву, чтобы просто освятить или укрепить здание. Записи о подобном исчезают после падения Шан. Что не отменяет вопроса, насколько долго после этого жертвоприношения проводились «по инерции»…
    • Если верить историческим хроникам, зарождение ирригационной технологии в Китае пятого века до н. э. было связано с тем, что министр Симэнь Бао убедил правителя государства Вэй отменить бесчеловечную практику принесения людей в жертву речному богу, создав для защиты от наводнений первую в Китае ирригационную систему. Философы (например, Конфуций) выступали резко против захоронений слуг вместе с господами и других человеческих жертвоприношений, а сама практика жертвоприношения людей прекратились или была запрещена в большинстве частей Китая в Период Сражающихся царств.
  • Богу-Императору Марку Аврелию Антонину Гелиогабалу приносили человеческие гекатомбы, поскольку он был финикийского происхождения и поклонялся Ваалу. То есть жертвовали по сто человек за раз. Как римляне, так и Баал не поняли усердий малолетнего развратника: уже через четыре года Гелиогабал был свергнут и убит.
  • Согласно сообщениям ряда иностранных путешественников человеческие жертвоприношения практиковались у древних славян, например в виде погребения жены/наложницы вместе с покойным вождём.
  • Бросив копье через голову противника, викинг тем самым приносил его в жертву Одину. Правда, надо было еще его убить. Если ярл или король перед битвой кидал копье в сторону вражеского войска — это означало, что все противники предназначены в жертву Одину и пленных брать не будут.
  • Некоторые западноафриканские королевства приносили человеческие жертвы предкам и практиковали погребение слуг. Дагомея является самым известным примером из них. Говорили, что на ежегодной церемонии в ней приносилось в жертву несколько сотен человек (большинство из них были военнопленными и преступниками, как это часто бывает. Хотя не стоит исключать того, что масштаб жертвоприношений был изрядно преувеличен европейскими колонизаторами).
  • Вплоть до середины XIX века туги приносили богине Кали человеческие жертвы, пока их самих не вырезали.
  • Банда «Нарко-сатанистов», возглавляемая Адольфо Констанцо, совершила неизвестное количество человеческих жертвоприношений, так как её члены верили в то, что это поможет процветанию их наркоторговли.
  • Герберт Маллин убил тринадцать человек, так как верил в то, что эти убийства умиротворят природу и остановят землетрясения, разрушающие Калифорнию.
  • Обычай закапывать деньги или замуровывать животное или человека в процессе возведения строения, чтоб оно стояло крепко. В России известен благодаря фильму Параджанова «Легенда о Сурамской крепости». В Японии этот обычай назывался хитобашира.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Золотому Трону, который и поддерживает жизнь Бога-Императора, в свою очередь скармливают души псайкеров для поддержания духовных сил лидера человечества. Все для того, чтобы «самый лучший из людей» мог и дальше жить.
  2. Для сравнения в кургане в Осеберге, где в вместе с усопшим закопали целый боевой корабль, в жертву (и судя повсему — добровольно, было пренесено две женщины