Звёздный десант (фильм)

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Starship Troopers/Starship Troopers 1»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Do you wanna live forever? »
— Лейтенант Расчак
Звёздный десант
Starship Troopers.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСША
Киностудия
  • TriStar Pictures
  • Touchstone Pictures
  • Big Bug Pictures
РежиссёрПол Верховен
Автор сценарияЭдвард Ноймайер
Когда вышел7 ноября 1997 г.
Продолжительность129 минут
В главных ролях:
Каспер Ван ДьенДжон Рико
Дина МейерДиззи Флорес
Дениз РичардсКармен Ибанез
Джейк БьюзиЭйс Леви
Нил Патрик ХаррисКарл Дженкинс
Клэнси БраунЗим
Майкл АйронсайдЛейтенант Расчак

«Звёздный десант» (Starship Troopers) — первый фильм о вселенной Starship Troopers, снятый под чутким руководством Пола Верхувена. Фильм поставлен по одноимённому произведению Хайнлайна, однако Верхувен полностью изменил акценты, поместив в оболочку зрелищного патриотического боевика сатирическое произведение, едко высмеивающее военную диктатуру с её способом существования и пропагандистскими приемами.

Сюжет[править]

Первый «Звёздный десант» повествует о начале войны между двумя известными формами жизни в галактике Млечный Путь — человечеством и арахнидами. Параллельным путём в том же фильме идёт история жизни нескольких друзей, выпускников одной школы, в условиях милитаристского общества и разгорающегося военного конфликта. Государственная машина пропаганды диктует свои условия, где только после прохождения службы в армии человек может считаться гражданином. Поэтому наши герои идут под присягу:

  • Карл — самый умный в классе, поступает на службу в т. н. «пси-корпус», орган разведки будущего;
  • Кармен Ибанез — первая красавица класса, исполняет свою мечту и становится пилотом корабля;
  • Джон Рико — альфа-самец класса, испытывая взаимные чувства к Кармен, тоже идёт на службу, несмотря на протесты родителей, но попадает в десантные войска;
  • Диззи Флорес — харизматичная и боевая девушка, капитан школьной футбольной команды. Будучи влюблённой в Рико (не взаимно), специально напрашивается в тот же десантный взвод, где служит Джон.

В один прекрасный день с планеты Клендату (англ. Klendathu, Big K) на землю прилетает метеорит и внезапно падает на Буэнос-Айрес — родину главных героев. Наблюдательному зрителю, кстати, понятно, что эту агрессию (если это вообще была агрессия, а не удачно использованная в пропагандистских целях природная случайность) можно считать и ответной — судя по пропагандистским передачам землян, они давно ведут экспансию на территорию клендатцев, официальная точка зрения гласит, что последние — не обладающие сознанием животные, с правами которых не стоит считаться, все факты, не укладывающиеся в эту версию, официальной пропагандой высмеиваются или игнорируются. После такого инцидента правительство Конфедерации (единственного государства на Земле) принимает решение уничтожить Арахнидов мощной наступательной операцией, которая, к сожалению, проваливается. Печальный итог — более ста тысяч погибших за один час операции. Меняется правительство и меняется доктрина ведения войны — изучение жуков и их разума. Рико остался жив, но Кармен узнаёт из списка раненых и погибших, что он мёртв. Остатки отряда Рико переводятся в легендарный отряд «Головорезов». Их командир — лейтенант Расчак, школьный учитель Рико.

Под его командованием Джон выполняет несколько удачных операций, таких, как уничтожение огромного жука-танкера, за что и получает повышение. А после неудачной операции по спасению отряда заставы Виски на планете Пи, Рико становится командиром «Головорезов» из-за смерти лейтенанта Расчака. Там же погибает и Диззи, которая перед смертью успевает признаться Джону в любви.

В эпической финальной битве благодаря слаженным действиям войск Конфедерации удаётся поймать руководителя арахнидов — это жук-мозг. Друзья, встретившись на планете, обещают оставаться друзьями навеки и радуются первой значительной победе в этой войне.

Фильм оставляет поистине убойное впечатление — часть сознания зрителя самозабвенно радуется победе наших славных ребят, другая же часть в панике пытается сообразить, как же так вышло, что нападения жуков способствуют укреплению существующего строя… и что же пытался сказать в начале фильма учитель Расчак, пока выпускники флиртовали и строили планы будущей карьеры? А отойдя к холодильнику, зритель начинает осознавать, что перед ним была злая и едкая сатира на фильмы о том, что война — это круто.

Художественные приёмы и тропы[править]

(link)

Критика фильма
  • Полемизирующее произведение — по отношению к книге Хайнлайна. Верхувен, как и многие критики романа, усмотрел в описанном устройстве общества пропаганду милитаризма, вокруг коей идеи и снял фильм, сменив акценты книги на диаметрально противоположные.
    • И Закон По: один из самых ярких примеров. Публика в большинстве своём просто не поняла, что творящийся в фильме идиотизм — это намеренная сатира, а не подлинная глупость сценариста. При выходе фильм разгромили и он провалился, а оценивать по-новому его стали с годами.
Люди, они как тараканы, только люди
  • Бабы новых нарожают — такую тактику используют не только арахниды, но и Федерация. Особенно ярко подсвечено в «Звёздный десант 2: Герой Федерации», где в конце фильма офицера-вербовщика хочется взять и отправить впереди молоденьких солдат против волн арахнидов за его циничное «быстрее подрастай, нам нужно свежее мясо для мясорубки», сказанное младенцу на руках ставшей матерью героини.
  • Буржуазно-коричневая сволочь — такой Федерацию показывает Пауль Верхувен. Люди живут явно свободно и наслаждаются прелестями развитого капитализма, а форма правления демократическая (с оговоркой на то, что голосуют только граждане, то есть прошедшие федеральную службу). Однако, наличествуют: милитаризм, агрессивная внешняя политика, ксенофобия, пропаганда в лучших традициях Геббельса, а форма военных намеренно похожа на нацистскую.
    • Похоже, мудрые люди на Земле наконец сообразили, куда направлять агрессивную пассионарную энергию своих менее развитых умственно и духовно собратьев. В самом деле, пусть те, у кого свербит в одном месте (кулаки чешутся) истребляют невесть где непонятно кого, чем на родной планете атомными ударами стирают в пыль города, превращая в пепел миллионы женщин, стариков и детей. А форма, идеология, пропаганда — чем бы глупое дитя не тешилось, лишь бы не… вы понимаете.
  • Идиотский сюжет vs Операция под фальшивым флагом — атака Земли астероидами. В фильме показывают, что Клендату находится на противоположном от Земли конце галактики, и полет астероида оттуда до Земли занял бы не менее 70 тысяч лет[1]. Многие критики фильма заявляют, что сценарист не понимает порядок величин, но, исходя из общего тона фильма, можно предположить, что операция с астероидом была устроена правительством самой Федерации, чтобы создать casus belli для вторжения в карантинную зону арахнидов.
    • В пользу этой теории говорит и то, что ранее по хронометражу нам показывают пропагандистский ролик о неприступной системе противометеоритной защиты Земли. Либо пропаганда традиционно преувеличила её неприступность, либо нужные люди в нужный момент «проморгали» удобно подвернувшийся астероид, либо всё сразу.
  • Война — это круто — фильм снят в настроении пропагандистского кино (которое пародирует), и демонстрирует героические подвиги отважных молодых людей на справедливой войне против мерзкого расчеловеченного врага. По окончании войны героев ждет заслуженная награда, а павших в бою будут помнить вечно. Однако как только дело доходит до демонстрации боевых сцен, случается субверсия, и в дело вступает следующий троп…
  • Война — это кошмар — боевые действия показаны в кровавой натуралистичной манере, с мучительными смертями пехотинцев от жвал и клешней арахнидов. Первую половину фильма пехота несёт ужасающие потери, а апофеозом тропа в данном фильме (как и в книге) является катастрофическая высадка на Клендату.
  • Вера делает вас идиотами — в конце фильма «Звёздный десант 3: Мародёр» Федерация, до этого бывшая государством «воинствующего атеизма», официально признаёт христианство своей государственной религией. А всё потому, что высшее командование Федерации весьма высоко оценило отупляющий и мотивационный эффект на население похожей на христианство псевдорелигии, которую тайно распространил во время своего плена Мозговой Арахнид. Воистину, «не можешь победить — возглавь!».
  • Протагонист-злодей — одна из центральных идей фильма. Агрессор в войне с жуками — именно человеческая Федерация.
  • Наглая ложь — этим приёмом вовсю пользуется местная пропаганда. Сравните, например, количество погибших в официальных новостях и более соответствующие реальности цифры на экранах в госпитале Федерации: в новостях потери занижены в три раза.
    • Или же здесь пропаганда использует исландскую правдивость: новости сообщают: «100 000 убитых за один час!». На самом деле убитых больше 300 000 (и ещё больше 200 000 числятся пропавшими без вести, что, учитывая где и как проходила операция, не оставляет особых сомнений в их судьбе), но, может быть, это за второй час?
  • Ряженые под Рейх — Земная Федерация. Посмотрите на офицерскую форму, у Карла, например: ему же только орла и свастики не хватает.
  • Вторжение инопланетян — тотальная инверсия тропа. Именно люди вторгаются в карантинную зону арахнидов и начинают убивать их под крайне надуманным, если вообще не сфабрикованным, предлогом.
  • Биологическая цивилизация — арахниды, в отличие от книги, где они имели оружие и космические корабли, да и Землю атаковали не астероидами, а (если автору правки не изменяет память) ракетным ударом.
  • Удар милосердия и Ружье Чехова — когда Головорезы идут по ущелью на планете П к блокпосту Виски, жук-прыгун уносит радиста отряда в свое гнездо. Лейтенант Расчек добивает бойца из снайперской винтовки, чтобы избавить от перспективы быть съеденным заживо, и просит в случае необходимости «сделать то же самое для него». Необходимость наступает в конце боя за блокпост, когда жук-танкер откусывает лейтенанту ноги, и Рико приходится его добить.
    • Ещё одно ружье Чехова — эпичный, но казалось бы, бессмысленный эпизод с «ПРИЛОЖИТЬ РУКУ К СТЕНЕ МОЛОКОСОС!» — ведь именно нож в конце фильма спас Кармен.
  • Неожиданно жестокая смерть — Зандер. Показано со всеми подробностями.
  • Танки не нужны — действительно, зачем закрываться бронёй от здоровенных арахнидов, которые своим природным оружием в мгновение ока измельчают человека на воксели? Просто надо побольше человеков с автоматами.
    • Справедливости ради, танки на такой местности не слишком эффективны, а шагоходы изобрели только в третьем фильме. Экзоскелеты (хотя бы пассивные, для легкого ношения нормальной тяжёлой брони, а не этих «марлевых трусов», которые пробивает любой арахнидский чих), беспилотники, бактериологическое, химическое и ядерное ОМП, суда на воздушной подушке, поддержка артиллерией, детекторы для раннего выявления противника, микроволновые боевые излучатели[2]? А чём ваще гаварит этат чилавег?!
  • Два в одном и три в одном — в книге Расчек не был учителем Рико, это был мистер Дюбуа. И он не прибыл на фронт, только прислал письмо со словами поддержки в нужный момент (похоже ему стучал кто-то из сержантов в лагере).
  • Откровение у холодильника — если внимательно прослушать этот диалог:
    - Тот, кто голосует, проявляет политическую волю. Он владеет силой. А у кого сила — у того и власть. Единственный способ изменять мир так, как вам хочется.
    - Эм-м-м… Моя мама говорила мне, что сила — это не главное.
    - Вот как? А что бы на это сказали отцы города Хиросимы, интересно? Ответь!
    - Очевидно, ничего бы не сказали. Хиросима была уничтожена.
    - Верно. Сила в ходе истории оказывалась наиболее действенным способом решения проблем. Тот, кто полагает, что силой ничего не добьешься, принимает желаемое за действительное…
    Можно перевести его с американского на русский:
    - Вот как? А что бы на это сказали Геббельс и Гитлер?
    - Очевидно, ничего бы не сказали. Один отравился цианидом, другой застрелился в собственном бункере.
    - Верно…
  • Так мрачно, что уже пофиг: земная армия отличилась идиотизмом, космическая саранча — идиотизмом вопиющим: Жуки воюют трупозакидательским методом и даже бездарнее, хотя танки, зенитки и авиация здесь есть только у них[3]. Впрочем, некоторые над этим могут поржать, что, по признанию режиссёра, и было целью.

Необузданные догадки[править]

Starship Troopers/Starship Troopers 1/НД.

Примечания[править]

  1. И то при условии околосветовой скорости астероида; если бы он летел на скорости, достаточной, что бы оттуда долететь до Солнца во вменяемый срок — при прилете в систему из-за интересных физических явлений взорвался бы так, что не то что на Земле — во всей системе все ходуном ходило бы даже на релятивной, Т. Е. даже близко не световой скорости, а та самая «достаточная скорость» была бы намного быстрее световой, что невозможно, так как гипердрайв на астероиде по понятной причине отсутствует; если же брать скорость в фильме за фактическую, то выйдет, что астероид был закинут в древности лохматой, когда не то, что людей не было — самой Земли не существовало, и потому бомбить её было просто незачем, если, конечно, не считать, что предки арахнидов были крайне фанатичными ксенофобами (просто невообразимо фанатичными, ещё более упертые, чем обе стороны конфликта в фильме вместе взятые), и узнали (не иначе, как от своего псайкера-навигатора, который заметил Солнце сквозь гиперпространство, так как больше знать неоткуда), что на другом конце галактики находится звезда Солнце, на котором в далеком будущем может (и, естественно, обязана, ибо враг не дремлет) образоваться пригодная к жизни планета, где, хоть тресни, обязательно появится жизнь, которую они решили уничтожить, запустив по траектории неописуемой сложности самый огромный камень, какой нашли у себя на планете…
  2. Очень эффективные против вот таких вот массовых войск арахнидов, не защищённых никакой бронёй. IRL существуют уже сейчас, а идея появилась задолго до выхода фильма.
  3. Одна бомбёжка от человеков всё-таки прилетела, но бездарности остального это искупить не способно.