Снятие с креста: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 28: Строка 28:
=== [[Литература]] ===  
=== [[Литература]] ===  


* Трилогия Г. Гаррисона-Дж. Холма "Молот и крест": педаль в царство Хель. Друзья и возлюбленная довольно буквально снимают Шефа с креста, то есть  
* Трилогия Г. Гаррисона-Дж. Холма "Молот и крест": педаль в царство Хель. Друзья и возлюбленная довольно буквально снимают Шефа с креста, то есть со столба. И уносят лечиться. На той самой лесенке, с помощью которой Иосиф Аримафейский и компания сняли с креста Иисуса. Который тоже был жив на тот момент и оклемался!
со столба. И уносят лечиться. На той самой лесенке, с помощью которой Иосиф Аримафейский и компания сняли с креста Иисуса. Который тоже был жив на тот момент и оклемался!
* [[Harry Potter]] - именно так Хагрид в последней перед эпилогом главе выносит из леса Гарри Поттера, которого все считают убитым (в том числе Волдеморт, который выходит следом, уверенный, что успешно его [[Авада Кедавра|заавадил]]). И только Нарцисса Малфой в тот момент знает, что Гарри смог [[пережить самопожертвование]]. А Волдеморта она сумела обмануть.
** Конечно, если Роулинг сделала из Гарри [[мессианский архетип]], то и крест должен быть, и снятие с креста должно быть.
* "[[Мастер и Маргарита]]" - Левий Матвей сам снимает со столба (Булгаков не использует в "пилатовых главах" слово "крест") тело своего учителя Иешуа Га-Ноцри и сам пытается его похоронить. Хоронят мёртвое тело (в "пилатовых главах" оно не воскреснет) уже римляне, но Левий Матвей уговаривает их позволить ему в погребении участвовать.


=== [[Театр]] ===  
=== [[Театр]] ===  

Версия 01:09, 30 августа 2022

« -- А ты никогда не задумывался, -- спросил Бруно, откидываясь на своем походном стуле, -- что произошло после Распятия?

Эркенберт молча покачал головой.

-- Что ж, ведь римляне не взяли тело, правильно? Я полагаю, что мой предок Лонгинус, -- Эркенберт про себя отметил, что Лонгинус превратился уже в предка Бруно, -- повел воинов в казармы, скажем, с восхищением любуясь своим копьем. Но тело, тело Господа нашего... ну да, ты только что сам сказал, оно было отдано евреям. Его приверженцам, а не тем, кто распял Его. Но если хочешь узнать, что было дальше, тебе нужно обратиться к иудеям. Не к римлянам, они ушли в казармы, не к христианам, они все попрятались. И как по-твоему, что иудеи первым делом сделали? (...) Бруно налил из кувшина вино в два больших кубка и подтолкнул один к Эркенберту. -- От этой говорильни во рту пересыхает, -- заметил он, и на его лице еще раз появилась его неожиданно добродушная и дружелюбная улыбка. -- Так вот, ты когда-нибудь всерьез задумывался о том, как на самом деле распять человека? И как снять его с креста? А?

»
— Гарри Гаррисон, Джон Холм, "Король и император"

Евангелие подарило нам массу тропов, а картины на евангельские сюжеты - массу тропов визуальных.

Данный троп находится между станциями Герой в распятой позе и Герой в гробу. Тут же может быть отыгран троп Герои в позе пьеты, но прежде чем обнять и плакать над распятым героем, желательно его с креста все-таки снять.

Хотя - сюрприз! - никакого креста, буквального или символического (в виде распятой позы) тут может как раз и не быть. Снятие с символического креста - хорошая замена распятой позе, если автор не хочет совать евангельские аналогии прямо в нос аудитории или если хочет сосредоточить ее внимание не на пострадавшем или погибшем, а на его товарище/товарищах, тех, кому предстоит взят на себе ответственность за дальнейшее развитие событий. Вот, собственно, что знаменует наш троп: груз ответственности, ложащийся на плечи персонажа буквально в виде мертвого/полуживого тела.

Понятно, что чаще троп касается напарника или целой команды друзей, если фигуративным Христом выступает главный герой. Но бывает и так, что гибнет как раз напарник или даже возлюбленная.

Итак, некто претерпел смерть/ранение/пытки, и верные друзья несут его тело туда, где оно найдет упокоение/лечение. Если это делает один человек, он может нести пострадавшего как пожарный, и в таком случае этот способ несения НЕ является проявлением равнодушия к несомому. В этом тропе крайне редко страдальца несут как невесту - угадайте почему? Правильно, потому что важно показать несущего придавленным, согбенным под тяжестью скорби и ответственности. Бонусные очки за то, что аллюзия на Евангелие есть, но не прямая.

Примечательно, что в картинах на евангелиские сюжеты такая поза встречается довольно редко: во-первых, не очень-то принято изображать самого Христа кверху задом, во-вторых, на картинах снятие с креста, как правило, дело коллектива.

И вот тут мы подходим к тому варианту тропа, когда тело снимают/несут несколько человек. Кроме скорби и ответственности это выражает что? Правильно, совместные действия, дружбу, примирение, если до гибели/ранения товарища остальные были в ссоре. В этом суть тропа: наш Мессия погиб, но мы не отчаиваемся, мы сейчас действуем вместе - и будем так действовать дальше. Ну а если наш Мессия выжил - то мы тем более преодолеем все внутренние разногласия и будем стоять до конца.


Примеры

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Литература

  • Трилогия Г. Гаррисона-Дж. Холма "Молот и крест": педаль в царство Хель. Друзья и возлюбленная довольно буквально снимают Шефа с креста, то есть со столба. И уносят лечиться. На той самой лесенке, с помощью которой Иосиф Аримафейский и компания сняли с креста Иисуса. Который тоже был жив на тот момент и оклемался!
  • Harry Potter - именно так Хагрид в последней перед эпилогом главе выносит из леса Гарри Поттера, которого все считают убитым (в том числе Волдеморт, который выходит следом, уверенный, что успешно его заавадил). И только Нарцисса Малфой в тот момент знает, что Гарри смог пережить самопожертвование. А Волдеморта она сумела обмануть.
    • Конечно, если Роулинг сделала из Гарри мессианский архетип, то и крест должен быть, и снятие с креста должно быть.
  • "Мастер и Маргарита" - Левий Матвей сам снимает со столба (Булгаков не использует в "пилатовых главах" слово "крест") тело своего учителя Иешуа Га-Ноцри и сам пытается его похоронить. Хоронят мёртвое тело (в "пилатовых главах" оно не воскреснет) уже римляне, но Левий Матвей уговаривает их позволить ему в погребении участвовать.

Театр

Фортинбрас: Пусть Гамлета к помосту отнесут,
Как воина, четыре капитана.
Будь он в живых, он стал бы королем
Заслуженно. При переносе тела
Пусть музыка звучит по всем статьям
Церемоньяла...

  • "Дракон" Шварца: Осел и Кот увозят раненого Ланцелота с поля боя, перекинув через спину Осла.

Кино

  • «Конан-варвар». Распятого Конана снимают с древа возлюбленная и товарищи — для последующего воскрешения.
  • Henry V (1989) - Генрих поднимает и несет к месту погребения убитого обозного мальчика (сыгранного Кристианом Бэйлом, между прочим). Груз ответственносии короля и цена его завоеваний в этом детском теле на его плечах. Педаль выжимается в грязь Азенкура, потому что и сам Генрих, и его выжившие солдаты поют красивейший гимн Non nobis Domine.
  • RRR - Рам поднимает израненного Бхима на плечо, чтобы отнести в грузовик. Педаль в пол, потому что Бхима только что истязали в распятой позе (а сам рам сыграл роль этакого Иуды), и кругом бушует возмущенная публичной пыткой толпа, а с балкона наблюдает местый аналог Пилата лорд Бакстон.
  • Spider-Man Trilogy - Питер, остановивший поезд (в распятой позе!) падает в обморок, обессиленный - но его подхватывают спасенные им люди и передают с рук на руки, чтобы положить отдыхать в вагоне.
  • Captain America Trilogy - с прикрученным фитильком, так как Баки волочет Кэпа за портупею. Но это именно троп: без-пяти-минут-смерть Кэпа послужит к духовному освобождению Баки от мозгопромывочных установок ГИДРы.